Кейс практикум наставничество зачем что и как
Кейс: развитие компетенций и культуры наставничества
Контекст проекта
Нефтегазовая отрасль предъявляет специфические требования к персоналу. Это тот случай, когда компании по всей стране ищут сотрудников, способных в короткие сроки освоить сложное оборудование, продуцировать и внедрять инновации. Но даже при таком глобальном охвате в высококвалифицированных кадрах всегда есть потребность. Выпускники нефтяных факультетов приходят в отрасль со знанием теории, которая редко соответствует актуальной практике, и тем более не предполагает освоения новых специальностей (управление проектами, управление рисками, трейдинг и т.д.). Чтобы стать полноценной трудовой единицей, требуется время и помощь опытных специалистов. Важную роль в адаптации молодых сотрудников играет система наставничества.
Наставничество – форма подготовки сотрудника, основанная на выполнении задач под наблюдением опытного наставника и его конструктивной обратной связи.
Наставничество – наиболее точечная и самая приближенная к реальности форма обучения, которая позволяет системно влиять на профессиональный рост сотрудников и сокращать текучесть кадров. Именно поэтому развитие системы наставничества является приоритетной задачей Заказчика.
Вводные данные
В рамках ежегодного обучения наставников опытные сотрудники проходят ряд тренингов на развитие soft skills в форматах тренингов, деловых игр, групповых дискуссий. Все стандартные решения уже отработаны, уровень подготовки сотрудников высок и требует новейших разработок.
Период: 2019 год
Категория сотрудников: наставники
Количество участников: 70 человек
Что делали
Проект состоял из двух этапов:
1. Подготовительный
2. Реализация
Подготовительный этап дал возможность проанализировать ситуацию, адаптироваться к контексту, создать единое смысловое поле и поддержать ключевые задачи менеджмента в рамках формирования культуры наставничества.
Цель: обеспечить приемлемый уровень адаптации программы к ключевым задачам Заказчика
Задачи:
• выявление дополнительных и особых позиций со стороны Заказчика (мнение менеджмента, опытных наставников, HR-блока);
• согласование форматов обучения;
• корректировка и дополнение программы;
• мотивация участников к обучению через мотивационные письма.
Продолжительность этапа: 2 недели
На основе полученной информации была разработана программа мероприятий, учитывающая специфику отрасли, и ориентированная на развитие системы наставничества. Особое внимание уделялось усилению в наставниках роли «Агента изменений».
Также были разработаны методические комплекты для участников, в том числе, содержащие практические задания.
Анонсировали наставникам, вовлекли их в процесс подготовки, замотивировали на участие и приступили к основному этапу.
Чему и как учить людей, которые учат сами? Под таким девизом мы собрались на мозговой штурм всей командой FG Consulting. Стандартный материал и привычная подача в такой ситуации противопоказаны для репутации компании.
Преимущество нашей команды в том, что каждый смотрит с разных точек, но в одну сторону. Так рождаются новые форматы, деловые игры и то, чего мы сами от себя не ожидаем.
Реализация
Нами были разработаны три деловые игры, отражающие основные сферы деятельности наставников.
1. «Наставник как агент изменений: инструменты вовлечения»
Цель: сформировать роль «Агента изменений», способного поддерживать высокий уровень самомотивации на деятельность наставника
В процессе игры с элементами квеста и игровых механик участники:
— анализировали, формировали и дополняли модель вовлеченного наставника;
— оценивали значимость собственной роли наставника, как «Агента изменений»;
— разбирали две ключевые роли «Агента изменений»: ориентация на создание инноваций и ориентация на продвижение инноваций (методы Hoshin и Kaizen);
— нарабатывали портфель инструментов, позволяющих поддерживать процесс трансформации культуры наставничества;
— познакомились с передовым опытом реализации наставничества на ключевых мировых предприятиях;
— практиковались в использовании различных методов самомотивации и коммуникации (сторителлинг, метафоры, графическая визуализация и др. формы)
2. Теория поколений в практике наставничества
Цель: сформировать набор инструментов для эффективных взаимоотношений в формате «наставник – молодой специалист» с опорой на принципы теории поколений.
Деловая игра с элементами фасилитации, кейсового метода и групповой дискуссии:
— познакомила участников с ценностными ориентирами различных возрастных групп;
— научила внедрять изменения в практику общения с различными группами подопечных;
— показала, как действовать в сложных ситуациях наставничества с учетом ценностей и мотиваторов сотрудников разных поколений;
— создала «копилку» эффективных техник коммуникации между наставником и подопечным как представителями разных поколений;
— сформировала установку на использование полученных знаний для эффективного управления взаимоотношениями «наставник – молодой специалист»;
— обратила внимание на важность поддержания в подопечном установку на самосовершенствование и процесс непрерывных изменений.
3. «Культурная трансформация: пространство для создания инноваций и изменений»
Цель: научить наставников создавать инновационные проектные решения совместно с молодыми сотрудниками.
Выводы
Проект длился год. Участники раскрывались на каждом этапе, что позволяло нам делать программу более гибкой, непредсказуемой и полезной даже для опытных специалистов. Об эффективности проекта говорят высокие оценки в анкетах обратной связи и личное мнение наставников. Мы же, как исполнители, получили величайшее удовольствие от сложности поставленной задачи и поиска нестандартных решений. Особого внимания заслуживает включенность менеджмента, и желание развивать сотрудников с помощью эксклюзивных инструментов.
Такие проекты вдохновляют на достижение новых горизонтов. С этим настроем отправляемся в 2020!
Материал подготовила: Алевтина Попкова
Упражнения на наставничество, коучинг и обучение
В наши дни тренинги и в том числе программы наставничества испытывают все больше и больше бюджетных ограничений. Когда денег не хватает, легко застрять в колее, занимаясь одним и тем же делом каждую неделю. Так не должно быть! «Технология тренинга» собрала лучшие упражнения по развитию наставников, меторов и коучей, чтобы поделиться с вами. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать эту растущую коллекцию упражнений, чтобы сделать обучение наставничеству успешным на ваших тренингах и семинарах!
упражнений и игр на наставничество, коучинг и обучение в данном разделе
Первые и последние упражнения данного раздела нашего сайта всегда доступны всем посетителям без ограничений. Остальные упражнения могут быть полностью доступны только подписчикам платных тарифов нашего сайта. Кроме того, все упражнения для тренинга по наставничеству, коучингу или обучению собраны в электронный сборник, который вы можете приобрести в Магазине.
7. Упражнение «Кейс Максима»
Время
Количество участников
Ресурсы
Распечатанный «Кейс Максима» по одной копии каждой мини-группе из 5-6 участников.
Инструкция
6. Упражнение «С нуля»
Упражнение может быть отличным вызовом к теме наставничества. Оно дает участникам знание этапов и составляющих элементов наставничества.
Время
Количество участников
Ресурсы
По одной инструкции трем подгруппам.
5. Упражнение «Ваш стиль обучения»
Участники определяют собственный стиль обучения
Время
Ресурсы
Копия опросника каждому участнику.
4. Упражнение «Несправедливая обида»
Основные цели: развитие педагогической рефлексии, повышение сенситивности к процессу педагогического взаимодействия.
Время
Ресурсы и подготовка
3. Упражнение «Пиджак»
1. Показать ненадежность умозрительных предположений о подготовленности обучающихся и неточности бытовой терминологии.
2. Продемонстрировать преимущества использования моделей, показа и взаимодействия по сравнению с односторонней коммуникацией.
Время
Ресурсы
Пиджак, коробок спичек или другой предмет для показа.
2. Упражнение «Сложите листок»
Упражнение провокация. Вызов этого упражнения, для участников, в том, что оно демонстрирует важность точной инструкции.
Время
Размер группы
Ресурсы и подготовка
1. Упражнение «Стыковка»
С помощью этого упражнения можно отработать навык точной инструкции, который важен и для руководителя.
Время
Размер группы
Ресурсы и подготовка
Есть много причин, почему программы тренингов по наставничеству терпят неудачу. Одной из причин может быть неспособность должным образом установить отношения между двумя сторонами. Простое предположение, что два человека могут стать наставником и учеником, не гарантирует, что они преуспеют в достижении общей цели наставничества.
Дарим подарки
КЕЙС: 6700 подписчиков для эксперта и запуск наставничества на 4.8 млн ₽
• Выручка: 4.8 млн руб
• Потрачено: 212.000 руб
• Аудитория: 6.700 подписчиков, без учета отписок
• Телеграмм канал: 2800 подписчиков бонусом
• Более 150 запросов на услуги по таргету
Задачи: Качественный подписчик до 30 руб
Средний чек на обучение: 45.000 руб
Средний чек на услуги: 40.000 руб
Запуск делали с полного нуля
3. Прописали воронку
4. Подготовили площадки приема трафика
5. Анализ конкурентов
Посмотрели за таргетологами запускающие инфопродукты
• Что снимают в сторис
• Посты и комментарии
Итог анализа конкурентов:
• Несмотря на дикую конкуренцию в инфобизнесе, достойных специалистов в таргете были единицы. В среднем делают подписчиков от 50 руб
• Выявили 7 болей, где люди проявляли самый большой актив
6. Подготовили лид-магниты
Написали бесплатные материалы исходя из болей/проблем аудитории. Запустили тесты, после которых лучшие отдали на дизайн
9 часов занимает написание качественного лид-магнита
7. Подготовили креативы
За все время было протестировано более 800 креативов🤯
Нужно найти 2-3 рабочие связки и масштабировать, параллельно тестируя новые
При наборе подписчиков не было цели найти клиентов на услуги, но на тестах получили 20+ заявок. Хотя креативы к этому не подводили
Вначале использовали цель трафик и получали подписчика до 18-20 руб. После этого протестировали instasub и снизили цену
В первом делали подписчиков по 7 рублей, но на второй запуск CPM стартанул с 1000 руб, а цена подписчика выросла до 30 руб без причины
По итогу перебрали креативы с воронками и уронили общую цену до 12-15 руб
Потратили на тест 50.000 руб и окупились в 4.5 раза
Запускались с целью конверсии, заявки были 150-170 рублей. Результат не устроил и протестировали цель трафик
По итогу удерживали цену заявки до 70-80 руб. Дополнительно получали подписчика в Инстаграм и Телеграм
Женская аудитория работала лучше, но мужчинам нужно меньше времени на принятие решения о покупке, поэтому не исключали их
Хорошо сработали офферы с решением узкой проблемы
— Гайд по блокировкам
— Гайд по набору аудитории
Постоянные блокировки в перерывы между запусками
Заранее покупали/арендовали БМ и прогревали
5 дней не сбивалась цена за регистрацию
Решение: Внедрили необычную воронку с максимально простым первым касанием. В 2 раза снизили цену и масштабировали
Жесткая чистка аккаунта от неактивных подписчиков уронила охваты. Вся новая аудитория ложилась грузом
Решение : Придумали как органически поднимать охваты сторис в 2-3 раза. Схему будем внедрять у клиентов)
1. Таргетом набирают аудиторию через пользу, но после получения материала люди разочаровываются от воды. Возникает негатив и отписки. Нельзя забивать на качество, надо делать как для себя
2. Трафик дорожает, потому что реклама на 99% примитивна. Все друг у друга копируют. Зачем придумывать новое если старое работает и окупается. НО ВСЕ БЫСТРО МЕНЯЕТСЯ
Поэтому думаю, как делать такие же результаты с минимальными вложениями в маркетинг, чтобы стать лидером в привлечении трафика на экспертные блоги
3.Личный блог самый прибыльный и доступный инструмент для монетизации знаний. Эксперт может делать от 300к даже с 1500 подписчиков. Реклама окупается в 15-100 раз, это дает неограниченные возможности
Мы запустили meetmeeasy.app чтобы сделать жизнь на «удаленке» более комфортной и результативной. Приложение упрощает назначение и бронирование встреч онлайн, устраняя массу мелких рутин.
В середине ноября 2021 года я решила закрыть все счета в Альфа-банке. Причиной закрытия стали слишком частые негативные публикации от клиентов и реакция банка на проблемы клиентов. Это предложение не просто эмоциональное заключение, причина именно в отношении банка к клиентам, что и подтвердил мой личный опыт.
Сегодняшнюю статью я хочу посвятить особенностям разработки клиентам из зарубежья. Обычно, услышав «зарубежье», люди представляют себе Европу или Штаты. У нас такие клиенты были, и никаких проблем с ними у нас в техническом плане никогда не было. Но недавно к нам обратился клиент из Туркменистана, и беда пришла откуда не ждали.
Статья будет полезна для владельцев интернет-магазинов.
Из-за этого электрические автомобили сравняются по стоимости с обычными, скорее всего, только к 2026 году, пишет Bloomberg.
Декабрь всегда подкрадывается незаметно, и в какой-то момент понимаешь, что время пришло: приближается Новый год — пора закупаться продуктами для праздничного стола. Для многих это головная боль пострашнее списка подарков. Придумать меню, побегать по магазинам, в которых творится предпраздничный хаос, с полок смели половину ассортимента, и снова…
Наставничество в IT: растём сами и помогаем расти другим
Достигнув уровня мидла, разработчики не всегда понимают, как и куда развиваться дальше. Проекты требуют примерно тех же умений, и выполнять их сравнительно легко. Кто-то захочет пойти в техлиды, кто-то сделает ставку на горизонтальный рост и изучение новых языков программирования. А кому-то захочется сделать следующий шаг и начать работать с командой, передавать свои знания и руководить. Но для того, чтобы перейти на эту ступень, нужно прокачать софт-скиллы: уметь мотивировать, давать качественную обратную связь, разрешать конфликтные ситуации. Один из способов прокачаться в этом — наставничество.
Это может быть наставничество в компании, когда более опытный сотрудник берёт на себя помощь более молодому. Или наставничество студентов, как у нас в Практикуме.
В этом посте разберемся, что вообще такое наставничество, что делает наставник и почему наставничество полезно не только новичкам, но и опытным программистам.
Кто такой наставник в Практикуме
Наставник — это опытный специалист, задача которого — помочь студенту преодолеть сложности в обучении, стать увереннее в себе и своих силах. Да, человек может всему научиться сам, и среди нас есть такие примеры. Но есть и те, кому важно, чтобы рядом был профессионал с большим опытом, который подскажет и поможет.
В Практикуме студенты осваивают всю теорию в онлайн-тренажёре и выполняют самостоятельные работы, которые проверяют код-ревьюеры. Наставники же помогают студентам пройти путь в новую профессию быстрее и эффективнее. Они делятся опытом, помогают с мотивацией, поддерживают и вводят студента в профессиональный контекст.
Каждый наставник курирует группу из десятков студентов: общается в Slack, проводит групповые вебинары, помогает со сложностями. И так на протяжении всего обучения.
Все наставники проходят Школу наставников: мы обучаем их перед тем, как они начинают общаться со студентами, и снабжаем всеми материалами.
Часто думают, что наставники в Практикуме — это сотрудники самого Яндекса, но на самом деле у нас работают люди из множества других компаний: Сбербанка, MailRu Group, Huawei, Wildberries, Joom, АТОЛ, Хоум Кредит, Билайна.
Иногда к нам приходят наставники, открыто заявляя, что ищут себе джунов из числа студентов. И мы этому только рады, ведь это дополнительно помогает ребятам с трудоустройством.
Что делает наставник
Наставники часто заглядывают на выпускные студентов, и это всегда очень трогательный момент
1. Помогает идти к цели. С самого начала наставник помогает студенту определиться с целью и во время обучения ведет до неё оптимальным путём: где-то даёт конкретные знания, где-то помогает найти ответ на сложный вопрос, где-то поддерживает мотивацию.
Ключевая роль — быть опорой, но не делать всё за человека, а направлять. Маленький ребенок идёт сам, но мама всегда рядом. Так же и ученик ещё не понимает, куда идёт, а наставник в случае чего подставит плечо, поддержит, не даст больно упасть и совершить неприятные ошибки. Наставник — это связующее звено между теорией и реальной жизнью. Они рассказывают про кейсы на работе, личный опыт, проекты и задачи — то, что не прочитаешь в книжках.
Ирина Гольцман, наставник на курсе «Специалист по Data Science», руководит группой геолокации в Яндексе
2. Делится примерами из жизни. Общаясь со студентами, наставники рассказывают о своём профессиональном опыте, личных победах и фейлах. Такие истории важны, потому что они показывают студентам, что они не первые на этом пути и всем бывает нелегко.
3. Поддерживает. Наставник должен реагировать на эмоциональное состояние студента, потому что бывает, что студент не очень хорошо что-то усваивает или начинает выгорать. И в этот момент важно подключиться и помочь.
В большинстве российских компаний не очень принято хвалить людей за то, что они хорошо выполняют свою работу. В случае с обучением и первыми шагами хвалить студентов важно и нужно. Наставник обязательно даёт обратную связь и мотивирует студента.
Тут стоит сказать, чего наставник не делает: он не несёт ответственности за выбор и результаты студента. Наши студенты — взрослые люди, и их развитие — это их ответственность.
Тёмная сторона наставничества
Важно понимать, что наставничество — это дополнительная работа, и она требует времени. Надо почти каждый день быть на связи в Slack и готовиться к вебинарам.
Вебинары — это не основной канал обучения, а хорошее подспорье для наших онлайн-тренажёров и самостоятельных работ. На вебинарах наставники разбирают сложные темы и устраивают лайфкодинг. Темы вебинаров довольно серьёзные, нужно успеть нормально подготовиться и сделать презентацию, за которую не стыдно.
Нужно быстро и качественно проверять работы. По таймингу наставник должен укладываться с проверкой задания в 30 минут. У меня получалось успевать далеко не всегда. Проверять домашние работы нужно в среднем раз в две недели. Кроме этого, есть ещё вебинары для группы, где участникам курса надо объяснить какую-то тему. В общей сложности на эту работу трачу по 8–10 часов в неделю.
Иван Черданцев, наставник на курсе «Специалист по Data Science», тимлид в компании Rubbles
[Уточним, что наставники проверяют работы не везде, на курсах школы программирования это делают код-ревьюеры.]
Никто не застрахован от получения не самых лестных отзывов от студентов. Все люди разные, кто-то может считать, что ему уделяют недостаточно внимания, кто-то будет недоволен манерой конкретного наставника объяснять, кто-то просто начнёт стрессовать от обилия новых тем. Конечно, мы меняем наставника, если у ребят не получилось сработаться, но в целом это может демотивировать обе стороны процесса.
А если наставник очень болеет за своих студентов и искренне переживает за их неудачи, то это дополнительный стресс для него.
Что наставничество даёт самому наставнику
Моя руководительница перешла в другую команду, возник вопрос: искать нового руководителя или назначить кого-то из нас? Моя начальница предложила мне занять её место. С учетом того, что у меня был опыт наставничества, я этого не так испугалась — это был новый этап. Если бы у меня не было этого опыта, я бы не была уверена, что смогу.
С софт-скиллами и хорошим уровнем программирования шансов на успех в своём деле больше, чем с одним только хорошим уровнем программирования. Конечно, есть специалисты, которые отлично пишут код и не любят общаться с людьми, но чтобы развиваться и делать карьеру, им нужно писать код условно лучше всех. Если ты такого уровня обеспечить не можешь, то без софт-скиллов тебе будет тяжеловато.
Мне было сложно делегировать то, что я могу сделать сама, не потратив кучу времени на объяснение. У меня не было понимания, что наставничество — это не когда ты разжёвываешь и всё делаешь за человека, а когда помогаешь ему самому в чём-то разобраться. Раньше я не давала самому человеку потыкаться, ошибиться, а потом прийти ко мне. После того, как я глубже разобралась в том, как происходит наставничество, осознала, что не нужно всё делать за человека. Тут есть тонкий момент перехода от момента «я показываю — ты слушаешь» до «ты сам делаешь».
4. Отчётливое понимание проблем новых сотрудников
Если вы давно работаете в компании или в конкретной команде, вы, скорее всего, забыли то самое чувство новичка. Из-за этого вы можете не заметить какие-то сложности, которые возникают у новых сотрудников во время испытательного срока или стажировки. Работая со студентами, вам придётся вспомнить о том, каково это — погружаться в новую тему, адаптироваться в коллективе. Это поможет лучше понимать новых сотрудников и находить им подходящее место в команде.
5. Новые знания
Да-да, наставничество — это тоже своего рода обучение. Как бы вы ни разбирались в теме, всегда может найтись студент, который со своим свежим взглядом задаст неожиданный вопрос, и для ответа на него придётся порыться в учебниках или мануалах, попутно узнавая новое.
6. Возможность побороть синдром самозванца
Наставничество и опыт объяснения сложных терминов очень хорошо помогают справиться с этим синдромом. Вы передаёте знания, вас слушают, задают вопросы, вы прокачиваетесь вместе с аудиторией — вы не самозванец.
Школа наставников
Для желающих работать со студентами в Практикуме создали Школу наставников. Это двухнедельный интенсив о том, как взаимодействовать со студентами и передавать знания. В него входит пять вебинаров по 2,5 часа и небольшие домашние задания, рассчитанные на 30–60 минут.
В школе рассказывают про здоровую коммуникацию и мотивацию, учат объяснять сложные вещи простыми словами, отрабатывать конфликтные ситуации и проводить ёмкие и понятные воркшопы. Обучение будущих наставников бесплатное. Ближайший набор стартует в марте.
Если вам интересно узнать про школу подробнее, дайте знать об этом в комментариях, и мы подготовим об этом отдельный пост.
Что посмотреть
Доклад руководителя факультета backend-разработки Сони Техажевой «Наставничество, или как вернуть огонь в свои отношения с программированием» (смотрите с 4:15:00).
Что почитать
Книги, которые рекомендуют наши наставники.
А если вы увидели в себе будущего наставника — смело подавайте заявку в Яндекс.Практикум и станьте героем, который ведёт своих учеников к поставленным целям.