Киберпанк 2077 что происходит
Хроника падения Cyberpunk 2077 – как провалилась главная игра года
Как лопнул пузырь ожиданий от игры.
Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым релизом этого года, но стал самым большим провалом. С чего началось хайп-безумие, и к чему это привело польских разработчиков игры CD Projekt RED – в нашем материале.
Откуда взялась народная любовь к CD Projekt RED
До декабря 2020 года CD Projekt RED называли «своими парнями» мира разработки видеоигр. Все началось с «Ведьмака 2» в 2011 году: к нему выпускали бесплатные DLC (и это в эпоху расцвета платных дополнений!), а разработчики даже сделали игрокам инструмент для создания модов (REDkit). Игру очень тепло приняли.
Еще до выхода второго «Ведьмака» поляки анонсировали третью часть приключений Геральта, а заодно и новую IP – Cyberpunk 2077. Тизер игры мы впервые увидели на E3 2012.
Под трек Bullets группы Archive обещали одну важную вещь – «игра выйдет когда будет готова».
Долгие годы мы ничего не слышали о «Киберпанке» и даже не задавали вопросов – были слишком заняты третьим «Ведьмаком», за который CD Projekt RED зауважали еще сильнее. Еще до релиза «Ведьмак 3» стал лучшей ролевой игрой года на E3, а после был признан «Игрой года»» по версии The Game Awards – игрового «Оскара». Продажи игры на данный момент – свыше 28 миллионов копий.
Живые персонажи, сюжет с его многочисленными вариантами последствий и непередаваемая атмосфера – все это оценили и игроки. Пользовательская оценка на Metacritic на данный момент – 94/100.
Выход Cyberpunk 2077 все изменил – негатива в сторону CDPR от игроков чуть ли не больше, чем в сторону Bethesda на релизе Fallout 76 (там враги появлялись из воздуха, скорость ходьбы зависела от кадров в секунду, постоянные разрывы соединения с сервером, и даже лаунчер игры в день релиза удалял саму игру вместо запуска).
Хайп вокруг Cyberpunk 2077 начал расти с 2018 года. Тогда нам впервые за 6 лет показали новый материал по игре – трейлер.
Кроме крутого трека (на этот раз выбрали Hyper – Spoiler) продемонстрировали мир игры и персонажей, а позднее на Twitch состоялась премьера геймплея. Казалось, релиз близко – выход запланировали на 16 апреля 2020.
На E3 2019 уровень ожиданий поднялся на новый уровень, ведь в игре будет Киану Ривз! Еще и его выступление, когда на фразу фаната «You are breathtaking!» (Ты восхитительный) он ответил знаменитой фразой «No, you are breathtaking!» (Нет, это вы восхитительны!), лишний раз подогревало интерес к игре.
У CD Projekt RED окончательно сформировался статус спасителя игровой индустрии, а Cyberpunk 2077 заочно стала игрой года благодаря маркетингу. Cyberpunk был везде, включая Таймс-сквер.
Релиз, меж тем, переехал с апреля на 17 сентября. А потом на 19 ноября. А потом на 10 декабря… Последний перенос стал чем-то новым для индустрии – CDPR сообщили в октябре, что Cyberpunk 2077 «ушла на золото» (т.е. диски ушли в печать, игра закончена – осталось выпустить патч первого дня), но после этого перенесли релиз. Такого до них не делал никто, и это не достижение – это признак форс-мажора.
Последствия релиза – падение акций компании и FPS у игроков
Все переносы оправдывались тем, что разработчики хотят сделать игру лучше. Когда Cyberpunk перенесли с сентября на ноябрь, CDPR говорили: «Те, кто знают нас, подтвердят:, мы не будем продавать то, что еще не готово. Это не просто слова — это девиз нашей компании».
Финальный перенос нужен был для того, чтобы в итоге мы «получили видеоигру, в которую влюбимся».
Игра все же вышла 10 декабря, а за три дня до этого числа появились первые рецензии от СМИ и упали акции студии. Тогда на это никто особо не обратил внимание, казалось, что прибыль студии взлетит до небес. Cyberpunk 2077 побил рекорды онлайна среди одиночных игр в Steam и поставил рекорд по просмотрам одиночных игр на Twitch. Увы, это не помогло.
Релизная версия на консолях оказалось просто ужасной – графика «Ведьмака 3» на PS4 выглядит лучше, чем Cyberpunk на PS4 Pro. Хотя в 2019 году CDPR обещала выпустить игру, которая будет отлично смотреться на консолях.
В демонстрациях показывали метро, детальные анимации взлома дверей и подбора вещей; выбор предыстории героя. Но все это вырезали в финальной версии. Даже импланты в тело – ключевая фишка игры – потеряли половину функционала.
На следующий день после релиза, CDPR сообщила, что игроки могут вернуть свою копию через систему возврата средств PSN или Xbox, но Microsoft и Sony польская студия заранее не предупредила. Обе компании открестились от этого и перестали возвращать деньги всем недовольным, но 18 декабря игру все же удалили из Playstation Store и начали одобрять рефанды. Вечером того же для Microsoft сообщили, что и они готовы вернуть средства всем недовольным игрокам.
С розничными магазинами сложнее – CD Projekt RED обещает вернуть деньги за игру из собственного кармана, если ритейлеры откажут игрокам в возврате. Для этого нужно отправить электронное письмо в службу поддержки с вложенным сканом чека. Но сделать это можно только до 21 декабря.
Акции CD Projekt падают: основатели студии потеряли сотни миллионов долларов
С марта 2020 года акции CDPR росли в цене. Стоимость ценных бумаг студии достигла пика в августе – тогда они продавались по 9248,57 рублей. После этого цена слегка спала, но под конец ноября опять пошла вверх – чем ближе был релиз, тем увереннее казалось положение CD Projekt RED.
К 4 декабря стоимость акций достигла 8906,78 рублей – это второй результат за весь год – а затем начала спадать. Сначала – совсем по чуть-чуть, что просто казалось корректировкой рынка, но после провального релиза – семимильными шагами.
Скорее всего, акции изначально были переоценены – цены игнорировали и три переноса (были легкие падения, но акции тут же возвращались на прежний уровень), и ожидаемые баги после релиза, которые исправить должен был огромный патч первого дня. Для CD Projekt RED это ужасно еще и потому, что компания годами работала над «Киберпанком», как над «Ведьмаком 3» до этого. За это же время EA успела выпустить 5 новых частей FIFA, которые даже при разгромной критике собирают компании кассу и гарантируют спокойное производство следующего проекта.
Хотя в день релиза Cyberpunk 2077 CDPR хвасталась 8 миллионами копий предзаказа, неизвестно, сколько из них возвращено. После новости о том, что Sony удалили игру из PSN, их стоимость рухнула на 20%. 17 декабря они стоили по 6216,65 рублей, а 18 числа минимальная цена составляла 4966,08 рублей. Всего за декабрь ценные бумаги студии потеряли 46%.
Основатели студии, которые также владеют акциями, потеряли миллионы. Михал Кичиньский перестал быть миллиардером – теперь его состояние оценивается в 900 миллионов долларов. А состояние Марчина Ивинского, который владеет
13% акций компании, снизилось с 1,5 миллиарда долларов до 1,1.
Репутация «разработчика-мессии» тоже загублена. Рейтинг консольных версий на Metacritic – 55/100, а пользователи пишут, что не ожидали от новой AAA-игры CD Projekt Red сотни багов и 15 FPS.
CD Projekt обещает исправить игру крупными патчами в январе и феврале. Возможно, игра станет лучше – но как раньше студию любить уже не будут.
Фатальная ошибка Cyberpunk 2077 стала главной игрой года. Почему в нее невозможно играть?
Скриншот: Cyberpunk 2077
Игру Cyberpunk 2077 от польской студии CD Project RED ждали долго, а ее создатели подогревали интерес мощной промокампанией. Даже неоднократные переносы и рассказы об ужасных условиях, в которых находились разработчики, не сбили градус ожидания и веру в лучшее. Но итоговый результат оказался не таким впечатляющим, особенно если пытаться запустить игру на консолях уже прошлого поколения. «Лента.ру» поиграла в Cyberpunk 2077 и рассказывает о впечатлениях от игры.
…Родители слышат, как из комнаты маленького сына доносятся дикие вопли: «Хочу! Хочу!» Решают посмотреть, что происходит, и заглядывают в детскую. На столе стоит проигрыватель пластинок, который заело, и он постоянно проигрывает одну и ту же фразу: «Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку? Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку?»
Примерно как в этом старом анекдоте выглядит сейчас игровой процесс игры Cyberpunk 2077 от создателей «Ведьмака», польской студии CD Project RED. Оценивая не просто действительно хорошую игру, а практически икону, какой она стала еще до своего выхода, игру, вокруг которой был поднят настоящий хайп, игру с Киану Ривзом и мощнейшей рекламной кампанией, не хочется говорить о технических моментах. В самом деле, какая разница, баги выведут, глюки починят, графику рано или поздно докрутят! Но надо.
Cyberpunk 2077 ждали, и каждый перенос даты выпуска воспринимался болезненно. Ее давали для обзора только избранным и только в версии для ПК, запрещая публиковать собственные материалы до релиза. Когда наконец удалось поиграть в версию для приставок на PlayStation 4 Pro, то стало понятно, зачем все это было нужно.
Поэтому, сразу отметив, что Cyberpunk, несмотря на свое нынешнее состояние, выдающаяся и захватывающая игра, к сожалению, начать говорить о ней нельзя ни с чего другого, как с жутких технических проблем. Потому что состояние, в котором она сейчас находится на приставках, напоминает даже не бета-версию, а какую-нибудь серединную альфу. Черт возьми, люди, которые делали предзаказ и покупают ее в первый день, не подписывались на то, чтобы им предоставили ранний доступ к продукту.
Руки на ширине плеч, начинаем производственную гимнастику
Скриншот: Cyberpunk 2077
И объем проблем потрясает прямо с порога. Мало того, что игра собиралась под консоли прошлого поколения и версии для нового поколения пока нет — на PS5 и Xbox Series X игра идет в режиме обратной совместимости, — эта сборка тормозит, глючит и падает постоянно, на каждом шагу.
По опыту Cyberpunk 2077 может просто «падать» пару-тройку раз в час, и это совершенно нормальное поведение этой игры с установленным патчем первого дня. «Дружок, хочешь, я расскажу тебе сказку. » Хочется закричать «Хочу!», и тут же все падает, и игру приходится запускать заново, и все это дико бесит и утомляет.
Вылеты — это далеко не все. Тут и там встречаются модели персонажей, которые выглядят как шар Свиборга, обтянутые мутной текстурой, вихляющие на огромной скорости колеса автомобилей, мигающие без всякой причины дырявые тени, зависшие в воздухе объекты, элементы интерфейса, внезапно перегораживающие обзор и зависающие там навсегда так, что их невозможно убрать, NPC, застывшие в позе «Т»…
Перечислять все это можно бесконечно, и на YouTube уже полно роликов, в которых можно посмотреть на это, не запуская игру. То, каким образом это называется релизной версией, почему нельзя было перенести выпуск на консолях хотя бы на пару месяцев, совершенно непонятно. И это на PS4 Pro — говорят, на базовой PS 4 и Xbox One все существенно хуже. Это не нарочитое брюзжание — просто это не единичные глюки, встречающиеся время от времени, геймплей практически из них и состоит.
Все настолько серьезно, что об этом хочется сказать в начале и посоветовать, если вы еще не предзаказали Cyberpunk, подождать несколько месяцев (в особенности для владельцев приставок), когда игра будет находиться не то что в идеальном — хотя бы в удобоваримом состоянии. Если вам, конечно, не хочется быть альфа-тестерами.
С секретом
Эту бочку дегтя на Cyberpunk 2077 вылить просто необходимо, потому что решение о выпуске игры в таком состоянии должно иметь для разработчика хоть какие-то последствия. А теперь о хорошем. На вопрос о том, действительно ли у поляков получилось то, что они обещали, — то тут можно сказать только одно: да. Несмотря на все вышеперечисленное, однажды начав играть в Cyberpunk, оторваться от нее невозможно.
Как и «Ведьмак 3», Cyberpunk не представляет игроку каких-то революционных механик. Это RPG с видом от первого лица, сделанная на основе правил и концепции настольных игр одноименной серии, старт которой был дан в 1988 году. Но, как и в случае с «Ведьмаком», она сделана с любовью, чувством, вниманием к деталям, персонажам и сюжету. Cyberpunk не дает усомниться в том, что выбор игрока значит многое, и позволяет ему решать игровые проблемы так, как тому больше нравится, не наказывая за «неправильное» прохождение.
Night City, антиутопичный мегаполис мрачного кибернетического будущего, впрочем, далеко не такой приветливый, как живописные пейзажи, поля, леса и города «Ведьмака». Он раздражает каждую минуту и не дает расслабиться — циничный, мерзкий, охочий до денег и плотских утех.
В западной прессе еще задолго до выхода игры жаловались, что поляки в игре «дегуманизируют транссексуалов», показывая «девочек с пенисом» как фриков и объект для развлечения. Но дело в том, что в Night City дегуманизированы не только транссексуалы, но и все его жители вообще, и в этом они равны друг перед другом (конечно, если у них нет лишних денег — за деньги тут решается все). На языке крутится дурацкий штамп советской прессы «мир чистогана и наживы», как идеальное описание этого гротескного мира.
А вот и Джонни
Как идеальное представление тезиса о дегуманизации жителей Night City выглядит и редактор главного персонажа по кличке Ви, за которого придется проходить Cyberpunk. Вне зависимости от его гендера, ему можно «пришить» два вида пениса, отрегулировать их длину, оставить с одним видом вагины или вообще без гениталий.
Скриншот: Cyberpunk 2077
Но настоящий протагонист Cyberpunk — это, пожалуй, не Ви, а Джонни Сильверхенд, рок-музыкант, наркоман, алкоголик и революционер, выступающий против корпоративного гнета. А также мертвец — так как его умертвили после теракта, который он устроил 50 лет назад в штаб-квартире главной корпорации Night City «Арасака индастриз». Его лицо сразу узнается — ведь Сильверхенда играет Киану Ривз. Большее вряд ли стоит говорить, чтобы не заспойлерить прохождение.
Решаем вопросики
Ви по своей натуре, какую бы из трех возможных предысторий для него ни выбрал игрок, наемник-«решала». Его нанимают, чтобы он помог провернуть то или иное не очень законное дельце. И, как обычно бывает, когда-нибудь случается так, что все идет не по плану.
Это вполне стандартный ход, который двигает протагониста и сюжет вперед. Но это не проблема — ведь главное не что, а как. И если говорить о реализации, то Cyberpunk — это одна из самых динамичных, интересных и захватывающих историй этого жанра, которые сейчас есть. Она глубоко личная, но в то же время существующая не в вакууме, а в большой вселенной, которая копошится, живет, в которой постоянно происходит что-то неожиданное и в которую, что самое главное, веришь сразу же.
Не будь в ней еще одного компонента, Cyberpunk 2077 был бы просто историей о том, насколько мерзкими могут быть Homo sapiens. Однако на пути героя встречаются люди, которые живут в этом мире и которым не наплевать друг на друга, которые напоминают о том, что сострадание, любовь к ближнему и просто человеческое отношение друг к другу еще ценится — даже на улицах Night City.
Однако основная сюжетная история — далеко не главное, что Cyberpunk может предложить. Она не пытается быть поучительной, она не решает проблемы эпического масштаба — да и вообще она глубоко личная. Здесь не мир построен вокруг нее, но она вживлена в этот мир, чтобы придать ему достоверности и человечности, обеспечить героя мотивацией на первое время, а потом отпустить в свободное плавание, в котором можно провести сто и больше часов.
Стреляй-взламывай
Карта города и окрестностей, испещренная множеством значков, иногда нагроможденных друг над другом, сначала обескураживает. Все это мириады разноцветных маркеров: какие-то задания, события, активности, точки интереса, перемещения, кафе, магазины — вообще, все, что только может быть. Мир Cyberpunk 2077 огромен — по-хорошему огромен, не в том смысле, как игры в открытом мире от Ubisoft, которая штампует их по небольшой пачке каждый год.
Хотя активности и построены на вполне стандартных механиках, важно то, как они сделаны. Важно, что каждую из них проходишь, не задумываясь о том, что, мол, ага, вот тут можно этих перестрелять, этих завалить, а всякие скучные разговоры мы пропустим. Дизайнеры квестов CDPR каким-то магическим образом заставляют почувствовать даже самое второстепенное задание именно работой или приключением для Ви, а не очередной зачисткой точки на карте.
Cyberpunk 2077 — что произошло с игрой? История разработки Киберпанк 2077
Данное расследование мы на канале КиноИгры подготвоили еще в декабре 2020 года. В январе 2021 известный западный журналист Джейсон Шраер анонимно пообщался с сотрудниками студии и выяснил пару интересных моментов, которые мы добавили в конец материала.
Внимание! Текстовая версия материала находится под видео 🙂
После выхода Ведьмака 2 в 2011 году разработчики из CDPR поделились на две команды. Одна пошла делать третью часть Ведьмака, а вторая занялась созданием новой RPG под руководством Себастьяна Степьена. Себастьян был основным сценаристом Ведьмака 1 и Ведьмака 2. На проекте Киберпанк 2077 он занял должность креативного директора и основного сценариста.
В мае 2012 игра официально анонсирована. На летней конференции глава студии CD Projekt Red Марчин Ивински презентует проект: подтверждает, что разработкой Киберпанка занимаются ветераны студии и обещает, что Киберпанк будет взрослой рпг с захватывающим нелинейным сюжетом и задаст новый стандарт в жанре рпг о будущем. Игра создается в коллаборации с Майком Пондсмитом и берет за основу созданный им мир.
В 2013 году CDPR демонстрируют первый трейлер Киберпанка, где неизвестная женщина с аугментациями сталкивается с полицией. В конце трейлера сообщается, что игру не стоит ожидать в ближайшее время, она выйдет только тогда, когда будет готова.
Летом 2018 года CD Projekt Red проводит большую демонстрацию Cyberpunk 2077. Разработчики показывают создание главного героя, которого можно детально настроить не только внешне, но и по характеру. Игрок выбирал героя детства своего персонажа, ключевой момент в его жизни и причину, по которой он приехал в город Найт Сити.
В декабре 2018 года происходит первое событие, которое должно было напрячь ожидающих игроков игру, но на него мало, кто обратил внимание. С проекта уходит заместитель директора по дизайну игры. Потеря сотрудников с высоких должностей в процессе разработки это всегда проблема, посмотрите на ту же Масс Эффект Андромеда. Знаки, что что-то не так были везде, но никто их не замечал. История повторяется.
C этого момента начинают происходить главные события, которые объясняют состояние финальной версии игры и теперь мы можем детально рассмотреть их.В 2019 году CD Projekt Red без объявлений и объяснения причин, тихо убирают из всех рекламных материалов тот факт, что Киберпанк 2077 это РПГ. Теперь везде, включая твиттер, игра обозначается, как сюжетное экшен приключение.Таким образом им не придется объяснять смену жанра игры широкой аудитории, а если кто-то решит подать в суд на компанию за ложную рекламу по итогу выхода игры, они легко укажут, что во всех рекламных материалах последних полутора лет слово rpg нигде не фигурировало.
Летом 2019 года проходит новый показ игры. На сцене появляется Киану Ривз, объявлено, что он сыграет в игре Джонни Сильверхенда и это будет полноценная роль, ведь Сильверхенд это один из главных персонажей игры, вокруг которого будет построен весь сюжет. Один из главных персонажей, который ни разу до этого не упоминался разработчиками, кроме как между делом по радио, да и то должен был умереть за год до событий игры. Теперь же выясняется, что он погиб в 2023, как это было у Майка Пондсмита.
В сентябре 2019 разработчики объявляют, что кат-сцен от третьего лица в Киберпанке не будет, теперь вся игра будет проходить с видом из глаз протагониста.В 2020 CD Projekt Red сообщают, что Киберпанк уже готова и в полностью играбельном состоянии, но разработчикам нужно больше времени. Как выяснится после релиза игры это была ложь, что подтвердят работники студии на встрече с руководством.
Еще в игре можно найти забавную деталь: В одной из местных записок, которая оформлена под обзор на долгожданную игру, говорится:
Ну а теперь, имея на руках все эти детали, остается только соединить точки и станет понятно, что произошло с игрой:
Разработка Киберпанка была перезапущена в 2019 году после ухода Себастьяна Степьена. Новый сюжет решили построить вокруг Джонни Сильверхенда, так как Киану Ривз не только согласился работать с CD Projekt Red, но и сам попросил расширить его роль. Вся маркетинговая кампания теперь выстраивается вокруг голливудской звезды.
Глубокую и продуманную RPG за короткий срок не сделать, поэтому разработчики меняют жанр игры на приключение от первого лица. Но делают это тихо, чтобы не отпугнуть целевую аудиторию.К новой истории кое-как пришивают две ранее показанные миссии, чтобы создать иллюзию того, что в новом сюжете остались выборы и влияние игрока на события.
Как стало известно Джейсону Шраеру, на виде от первого лица настаивал именно директор проекта Адам Бадовски. Сотрудники студии, работавшие над Ведьмаком 3 хотели оставить в Киберпанке камеру от третьего лица, но сталкивались с сопротивлением Бадовски и покидали студию. В общем, делалось все возможное, чтобы успеть выпустить игру в 2020.
В итоге получилась следующая ситуация: В 2016 году Киберпанк разрабатывался как игра от третьего лица, в 2018 игра превратилась в игру от первого лица с кат-сценами от третьего лица, а в 2019 стала игрой полностью от первого лица.
Многие игроки отмечают, что первый акт Киберпанка заметно отличается от второго, где появляется Джонни Сильверхенд. А отличаются они между собой именно потому, что создавались под руководстовом разных людей.
Результат получился вполне закономерным: за счет обманчивого маркетинга и репутации студии, стартовые продажи у Киберпанка оказались на высоте, но в спешке сделанная за два года игра вышла с кучей багов, короткой сюжетной линией, отсутствием заявленных возможностей, почти неработающим искусственным интеллектом и минимальным влиянием игрока на мир.
При этом за всеми этими проблемами скрывается хорошее сюжетное приключение с яркими персонажами и множеством запоминающихся моментов. Просто это совсем не та игра, которую CD Projekt Red обещали нам много лет. И теперь стало понятно, почему.