Киберпанк что это в музыке
Корпоративные гимны
В киберпанковской среде постоянно ведутся ожесточённые споры о том, как должна звучать музыка, чтобы её можно было назвать киберпанком. Если, конечно, считать, что киберпанк в музыке вообще существует.
Большинство авторитетов жанра (писатель Брюс Бетке, например) считают, что, если музыка является высокотехнологичной и футуристической, она вполне может считаться для киберпанка «своей». Поэтому распространено мнение, что звуковое воплощение киберпанка — клубная электронная музыка, поскольку вся она сделана при помощи компьютеров. Также в почёте жёсткие мрачные стили электроники: хардкор, габбер, дарк-электро. Техно и электро-музыка даже зарождались в то же самое время, что и киберпанк, и они базируются на такой же концепции отношений между человеком и машиной. Некоторые также полагают, что настоящая музыка киберпанка — старый добрый индастриал.
Киберготическая мода. А если на эту причёску ещё и USB-разъёмы поставить.
Синтипоп — один из тех видов электронной музыки, которые ближе всего к фантастике. А австрийский дуэт mind.in.a.box можно уже причислить к мэтрам музыкального киберпанка. Большая часть их альбомов объединена историей о порабощённом обществе, промывании мозгов, секретных агентах и хакерах. mind.in.a.box — тот случай, когда музыку нужно слушать, читая буклет: вместе с музыкантами над историей работает художник. Участники группы и сами не чужды миру компьютеров — раньше разрабатывали видеоигры.
Размытый, не имеющий чётко очерченных границ жанр «музыка киберпанка» так долго пролежал без хозяина, что однажды на него покусился человек со стороны. В 1993 году поп-панк Билли Айдол выпустил альбом с претенциозным названием Cyberpunk. Эта пластинка также базировалась на концепции мрачного высокотехнологичного будущего, но успеха она не снискала. Наоборот — с треском провалилась. Главной ошибкой Айдола стало то, что он взялся за сочинение киберпанковского опуса, не изучив первоисточники и даже не умея пользоваться компьютером. Такого человека кибер-сообщество не могло воспринять иначе как наивного, технически безграмотного позёра.
Оправдываясь, Айдол припомнил, что отец-основатель киберпанка Уильям Гибсон тоже не был технически подкован, когда писал своего «Нейроманта». Возмущение общественности только усилилось, несмотря на то что слова Айдола были правдой. К тому же сам отец жанра ответил на этот выпад, чем окончательно добил Билла. «Киберпанк как движение был всего лишь шуткой, — сказал Гибсон, — и это блестяще доказал Билли Айдол».
Многих музыкантов относят к киберпанку из-за эстетики и тематики их песен Они разделяют антиутопическое видение мира будущего, сочиняют тексты о биотехнологиях и виртуальной реальности. Среди групп, музыку которых иногда называют киберпанком, стоит упомянуть Psydoll, Front Line Assembly, Atari Teenage Riot, Sigue Sigue Sputnik. Музыка этих исполнителей может сильно различаться — важную роль играет неуловимое настроение, которое сложно выразить словами.
Некоторые музыканты, обычно далёкие от киберпанка, время от времени выдают что-либо, основанное на идеях этого жанра. Например, концептуальный альбом Nine Inch Nails Year Zero или знаменитый Outside Дэвида Боуи, а также альбомы Sonic Youth — Sister и Daydream Nation, созданные под влиянием произведений Филипа Дика и Уильяма Гибсона соответственно.
КИБЕРПАНКИ — FEAR FACTORY | |
Американский метал-проект, известный своей любовью к киберпанковской тематике. Жёсткий грув-метал (иногда переходящий в дэт-метал), яростный вокал, обилие сэмплов и электронных эффектов, специфическое холодное, «механическое» звучание создают неповторимую атмосферу жестокого технологического будущего. Что неудивительно: многие годы музыкантам группы активно помогает один из участников Front Line Assembly. Тексты группы посвящены высоким технологиям, разложению общества, киборгам. Достаточно привести названия песен: Hi-Tech Hate, Mechanize, H-K (Hunter Killer), Digimortal. Также группа сняла клип на песню Resurrection, полный жанровых клише киберпанка. А теперь — небольшое откровение. Есть музыка, которая просто идеально подходит под нашу тему. И даже носит очень похожее название. Почти все, что условно именуется «киберготикой», — музыка на стыке дарквэйва, индастриала и дарк-электро, звучащая на вечеринках «сталкер-готов» и риветхедов, — и есть тот самый вожделенный «музыкальный киберпанк». Не верите? Послушайте что-нибудь из репертуара Centhron или FGFC820, взгляните на внешний вид патриархов тёмной электроники Hocico, внимательно присмотритесь к странно одетым молодым людям и девушкам, спешащим на «киберготические» вечеринки. Они выглядят точь-в-точь так, как мы представляем себе персонажей киберпанковских романов, как эти персонажи представлены на киноэкране. Всё в «киберготах», начиная от причёсок и аксессуаров и заканчивая музыкальными приёмами, зовёт нас в ту самую кибервселенную, которую создавали Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Брюс Бетке, Майкл Суэнвик и Никс Смит. Протестные настроения и песни в духе «слава роботам» здесь тоже присутствуют в изрядном количестве. Да и что есть субкультура готов, как не дальний родственник панк-культуры? The Spawn OSTДумали, самый «киберпанковский» саундтрек — у «Матрицы»? Как бы не так! Настоящий киберзвук — на саундтреке фильма «Спаун», где титаны рока играли вместе с титанами андеграундной электроники. Здесь панк Генри Роллинз выступил в дуэте с королем драм-н-бейса Голди, а Кирк Хэммет из Metallica работал бок о бок с эмбиент-проектом Orbital. Eden Synthetic Corps — Eight Thousand Square FeetОбразец киберпанковского звучания, прохладный синтетический привет из солнечной Португалии. ESC не поют песен об имплантатах и виртуальной реальности, но их внешний вид и музыка идеально вписываются в кибер-концепцию. Front Line Assembly — Improvised Electronic DeviceПоследний альбом культовых канадцев предлагает богатую подборку величественных электро-индустриальных гимнов, предвещающих то ли скорый конец мироздания, то ли приход к власти новой расы киборгов. Наиболее показательна песня Shifting Through the Lens. Однозначной, канонической версии не существует. И вывод, который, вероятно, устроит наибольшее количество людей, таков: музыка киберпанка — это жёсткая электронная музыка с «панковскими» текстами об анархии, но при этом ещё и о будущем, высоких технологиях и киберкультуре. Киберпанковская музыка — это что-то вроде Чеширского Кота: одновременно она есть и её нет. Жанра «киберпанк» в музыке не существует. Но масса музыкальных произведений, содержащих элементы киберпанка, всё-таки позволяет завести для него отдельную папку (или, по старинке, полку) в своей фонотеке. «Индустриально-готическая» субкультура риветхэдов близка и к киберпанку, и к стимпанку. Эстетика киберпанка в музыкеКак популярный жанр творчества обогащается посредством современной электронной музыки. Во время месяца киберпанка была схожая статья на эту тему, но мне показалось, что автор подошёл к ней весьма поверхностно (без обид). Поэтому я хочу ещё раз поднять вопрос и рассказать о значимых (по моему мнению) для современной киберпанк-музыки исполнителях. На волне популярности СР2077, многие выяснили, что «киберпанк в вакууме» у каждого свой. То же самое можно сказать и о музыкальном направлении. Первый мигом вспомнит саундтрек блейдраннера, второй пойдёт гуглить композиции Майкла Маккана. А третий вовсе прикрепит свои любимые треки в стиле downtempo или future garage (да-да, кучу интересной музыки я и жду от вас в комментах). Но среди фанатов киберпанка есть негласный идол, музыка которого считается эталоном аутентичного саунд-дизайна. Тем более кажется несправедливым то, что Роб всегда оставался в тени более популярной музыки и исполнителей, пребывая годами в андеграунде. Как и весь киберпанк, в общем-то. Как же хорошо, что его идеи не остались незамеченными и нашли место в творчестве других музыкантов. И если Хурон стал своеобразным образцом idm-конвейера для фонда киберпанк-музыки, то этот человек решил напомнить нам о том, откуда у жанра растут ноги. Holon в последнее время, что называется, активизировался и начал штамповать релиз за релизом. Кому как, лично я доволен. И раз уж мы вспомнили про синты и «олдовое» звучание, будет кощунством не поговорить о современной электро-сцене, которая всегда являлась неотъемлемой частью киберпанка. и получила сейчас новое дыхание, кстати. Под конец упомяну о музыканте, который уже оставил за собой огромное наследие и является лицом жанра. Саундтреки к серии Mass Effect, релизы на Tympanik Audio, неповторимый саунд-дизайн: OST к Human Revolution до сих пор иногда слушаю, и наверно это был первый OST который мне захотелось послушать отдельно от игры. Маккан, конечно, на очень тонких струнах играет. Игра своим успехом во многом ему обязана, мне кажется. Ну и саундтрек своим успехом во многом обязан игре. Их можно друг от друга отделить, но оба от этого что-то потеряют. Как же меня сегодня радуют люди, кто посещает наш маленький, но гордый раздел. Спасибо вам за текста и за порцию музыки, благодаря которым можно «освежить» воспоминания по многим нишам. Спасибо на добром слове) Я не смогу так же объёмно/информативно заполнять раздел, но пару-тройку статей постараюсь запилить, как будет время. Отличная статья, так держать! Всегда приятно, когда пишут о знакомых тебе музыкантах и затрагивают тему киберпанка (сам когда-то пробовал на DTF эту тему поднимать, можно заглянуть ко мне в статьи). Особенно респектую за ATA, Huron и Plant43. Всё же обидно, что мы на данный момент имеем такой кладезь с музыкантами и их невероятной и многогранной музыкой, а в играх используется лишь малая толика от того, что есть. А список музыкантов можно продолжать, продолжать и продолжать. СР2077 с саундтреком от Арасаки. Это было бы просто бесценно) Спасибо за поддержку. Постараюсь разродиться ещё статьёй про группы в жанре) Эх, мечты-мечты. Пусть хотя бы любой музыкант появится из вышеперечисленных в качестве композитора — уже праздник на нашей улице. Разумеется, не всё так плохо, но хотелось бы побольше разнообразия. Я и сам всё хочу разродиться, но нет ни времени, ни сил. Предыдущий опыт показал, что мне это тяжко даётся, очень много правок вношу по ходу. Зато вот обсуждать релизы и делиться ими — эт я люблю. Кол-во не = качество И это легко заметить по моим «работам». Они как максимум на троечку. В отличии от вот таких добротных текстов. Я надеюсь, что по большей части в дальнейшем именно они будут заполнять раздел каждый день, от разных авторов. Наивно, но мечтать мне никто не запретит 🙂 Имхо, в раздел музыки люди приходят за музыкой, прежде всего) Творчество само за себя говорит и не нуждается в дополнительном описании. Текст можно использовать разве что в качестве привлечения аудитории) Возможно ты прав. В общем, будем работать, как и всегда. Ох, а вот это хорошо, спасибо. Синтвейв: что это за музыкальный жанр и как он связан с киберпанкомЖанр под названием синтвейв появился в середине нулевых, ознаменовав культурное переосмысление восьмидесятых: по словам критика Николаса Диака, во многом благодаря таким шедеврам, как мегапопулярная на рубеже веков игра GTA Vice City, отношение к этой эпохе сменилось с пародирования на уважение. В это время выпускают свои первые альбомы такие артисты, как Kavinsky, M83 и Justice. Их творчество станет основой для того, что впоследствии будут называть synthwave, retrowave или outrun. Это меланхоличные, местами очень тягучие композиции, в которой активно используется звучание цифровых синтезаторов — инструмента, перевернувшего музыкальную индустрию в двадцатом веке. Именно эта особенность жанра отражена в его названии: synthwave можно перевести на русский как «синтезаторная волна». Другое название жанра — retrowave — отражает звучание, имитирующее звук аналоговых клавишных, позаимствованный почти напрямую из музыки восьмидесятых. Это характерное цифровое «пищание» ни с чем не спутать. Moog System 55: классический аналоговый синтезаторЗарождение жанра: французские корни электронной ностальгии Первыми исполнителями в жанре синтвейв можно считать можно считать французский коллектив M83, созданный Энтони Гонзалезом, выходцем из провинциального французского городка Антиб. Юному исполнителю было всего 17 лет, когда он открыл новую музыкальную эру. Гонзалез говорил в интервью Pitchfork, что в это время «не чувствовал себя способным вынести весь проект на своих плечах», и потому пригласил присоединиться к работе своего друга Николя Фромажо. Позже, в 2004, уже после выпуска двух альбомов, завоевавших международное признание, Фромажо покинет M83 и создаст свой электронный проект Team Ghost. Первые альбомы M83 можно описать как мечтательный синт-поп. Тягучее мягкое инструментальное звучание синтезаторов, в некоторых композициях сопровождаемое пропущенными через множество эффектов голосами исполнителей и нарезанными диалогами из американских научно-фантастических фильмов, отлично подойдет для спокойного вечера с чашкой кофе или в качестве саундтрека к нуарному фильму. Несмотря на то, что в отдельный жанр на этом этапе развития синтвейв пока не выделяли, музыка M83 отлично передает настроение, которым пронизан этот жанр — кибермеланхолию и тоску по звездам. Еще один исполнитель из нулевых, имя которого плотно ассоциируется с синтвейвом — Винсент Белорже, более известный под псевдонимом Kavinsky. В 2005 году он создает свой первый, еще непрофессиональный сингл «Testarossa Autodrive», посвященный Ferrari Testarossa, любимому автомобилю исполнителя. Именно поэтому образ этой машины — спортивный двухдверный автомобиль со скрытыми фарами — часто используется синтвейв-артистами в альбомах и клипах и уже плотно связан в массовом сознании с этим жанром. Наиболее известен Kavinsky как автор композиции Nightcall, которая попала в саундтрек к культовому криминальному триллеру 2011 года «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли. Эта песня стала чуть ли не известнее, чем сам фильм, заняв пятую строчку в чарте UK Indie: простой текст о мужчине, который звонит женщине, чтобы рассказать ей о своих чувствах, и выразительный синтезаторный мотив хорошо запоминаются и резонируют с чувствами многих людей. А звучание электронных ударных, использованное в Nightcall — глубокая бочка, протяжный снэйр и отсутствие типичных для поп-музыки хай-хэтов — стало для синтвейва одной из отличительных характеристик. Фанатский клип на основе нарезки из фильма «Драйв» и трека NightcallОбретение популярности: «Трон», «Драйв» и первые ответвления жанра В 2010 году выходит фильм «Трон: Наследие», саундтрек к которому написали легендарные Daft Punk. Их обычно относят к синт-попу, однако звучание, которое они использовали в этом саундтреке — отсылки к аркадным автоматам в дизайне синтезаторов, мрачная торжественность и динамичность, мощные и глубокие басы — оказало очень сильное влияние на формирование этого жанра. Можно сказать, что «Драйв» и «Трон: Наследие» сформировали синтвейв-культуру, основанную на пронизанной ироничным скепсисом к техническому прогрессу философской тоске по человечности. В это время синтвейв становится особенно популярен — знакомиться с этой музыкой начинает самая разная аудитория. Появляются даже небольшие ответвления жанра. Если вы смотрели «Драйв», вы наверняка понимаете, у какой аудитории он вызвал наибольший отклик. Молодые люди с нигилистическими взглядами на жизнь, составляющие основу так называемых альтернативных правых, или «альт-райтов», стали ассоциировать себя с главным героем фильма и с синтвейв-культурой в целом. Так появился фашвейв (от «фашизм» и «синтвейв»). Это была полушуточная аппроприация жанра «альт-райтами», на которой, например, публично настаивал Эндрю Англин, основатель известного альтернативно-правого ресурса The Daily Stormer. На постсоветском пространстве — в качестве ли «нашего ответа» фашвейву или же просто по забавному совпадению — в это же время появляется жанр sovietwave (сокращение от «советский синтвейв»), меняющий западную кибермеланхолию на советскую тоску по наивности научных фантастов двадцатого века. Этот микрожанр часто использует визуальные материалы из старых советских мультфильмов вроде «Тайны Третьей Планеты» или «Фаэтон — сын Солнца» и черпает вдохновение в музыке советских композиторов. От Пугачевой до Земфиры, от Цоя до Mujuice, от «Пусть всегда будет солнце» до «Солнышка в руках», от важных гимнов до хлесткого рэпа. Time Out выбрал более 100 самых значимых песен в музыкальной истории страны, начиная с советских композиций 60-х годов и заканчивая молодежной русской музыкой дня сегодняшнего. Во второй половине 2010-х синтвейв закрепляет свои позиции в массовой культуре и немного стилистически переосмысляется с появлением таких артистов, как Scandroid, Celldweller, Carpenter Brut и Fury Weekend. За последним псевдонимом, кстати, скрывается выходец из Беларуси Арс Никонов. Эти исполнители приносят в синтвейв более свежее звучание и хорошо поставленный вокал — в противовес привычным записям диалогов из старых фильмов. Во многих композициях аналоговые синтезаторы заменяются цифровыми плагинами — программами, имитирующими реальные инструменты. Подобных решений за это время появилось огромное количество: теперь каждый любитель электронной музыки может делать синтвейв у себя дома, даже не покупая никакого дополнительного «железа». Фокус кибер-ностальгии, центральной для жанра, тоже сместился: например, в него теперь попадают «Трансформеры» как уже отрефлексированная научная фантастика прошлого. Отличный пример — визуальное оформление этого клипа Scandroid.Синтвейв-артисты этого периода вообще стали более изобретательны в своих упражнениях, переосмысляющих культуру недавнего прошлого. Еще немного, и жанр «синтвейв-кавер» можно было бы выделять в отдельный — переработке подверглись такие столпы культуры восьмидесятых и девяностых, как Pink FLoyd, Оззи Осборн, Tears For Fears и Flashdance. Отрывок из фильма «Танец-вспышка» (1983). Трек композитора Майкла Сембелло стал чуть ли не известнее, чем сама история Алекс, работающей в ночном клубе и мечтающей о балетной школеНастоящее и будущее жанра: «Очень странные дела» и «Cyberpunk 2077» К концу 2010-х о синтвейве уже можно говорить как о части массовой культуры. Саундтрек культовых «Очень странных дел» — квинтэссенции ностальгии по восьмидесятым — примерно наполовину состоит из треков в этом жанре. В 2019 году вышел посвященный синтвейву документальный фильм под названием The Rise of The Synths, собравший 80 280 долларов на краудфандинговом сервисе Indiegogo. А подборки синтвейв-композиций на ютубе набирают просмотры наравне со знаменитыми lo-fi beats to relax/study to. Чего же стоит ждать от синтвейва в наступивших 2020-х? Новости не заставили о себе ждать: первой композицией, возглавившей американские чарты во время пандемии COVID-19, стала песня канадского продюсера The Weeknd — Blinding Lights. Все больше поп-артистов заимствуют звучание синтвейва для своих треков, а специализирующиеся на этом направлении исполнители за два десятилетия успели сформировать четкий образ жанра и набраться опыта. К тому же в 2020 году выходит мега-ожидаемая игра Cyberpunk 2077 — сюжетный RPG-шутер о недалеком будущем в городах-техноульях, где люди вживляют чипы в свой организм с такой же легкостью, с какой мы сегодня покупаем смартфоны или наушники. Одну из главных ролей в этой игре, интерес к которой постоянно возрастает с 2012 года, когда она была анонсирована, будет играть легендарный Киану Ривз. Саундтрек к этой игре — во всяком случае, та его часть, которую нам успели показать — явно вдохновлен синтвейвом в огромной степени, хотя и состоит из музыки совершенно разных жанров. Засветиться в нем успели, например, Refused, Grimes и Билли Айлиш. Ждет ли нас еще больший подъем синтвейв-культуры? Начнет ли из колонок на улицах играть Scandroid? Станут ли вживляемые в тело чипы новыми спиннерами? Последнее — вряд ли, но насчет остального, кажется, можно не сомневаться. Лучшая киберпанк-музыкаКиберпанк — своеобразный жанр, рамки которого довольно трудно определить. А с киберпанковской музыкой все ещё сложнее. Но мы всё-таки отобрали 10 музыкантов, сумевших передать дух «высоких технологий и жалкой жизни». Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим произведениям киберпанка. Кликните, чтобы почитать другие топы. PYLOTЧеловек просыпается в номере мотеля и не помнит ничего, даже собственного имени. В кармане он находит ключи, а во дворе стоит мотоцикл, на номерном знаке которого написано PYLOT. Так теперь будет называть себя этот загадочный персонаж, пока не узнает своё настоящее имя. Какие тайны и опасности ждут его в дождливом городе неоновых огней, мы будем узнавать по мере выхода альбомов. Ретровейв — идеальная музыка киберпанка. Но PYLOT выделяется из толпы аналогичных проектов интригующей концепцией. Историю таинственного мотоциклиста слушатели узнают вместе с героем, раскрывая тайны, которые встречаются ему на пути, и читая его рукописные дневники. Анонимный создатель проекта предлагает слушателям поддерживать его на Patreon, вместе разгадывать загадки на Facebook и читать дневники Пилота на официальном сайте. Треки для начала: Shadowtask, A Race Against Time, Caine Front Line AssemblyВетераны индастриала, чья музыка может служить саундтреком, пожалуй, к любому киберпанковскому произведению. За тридцатилетнюю историю проект канадца Билла Либа добился культового статуса на тёмной электронной сцене, а его звучание менялось от старомодного синтипопа и эмбиента до индастриал-метала и дабстепа. Зловещий холодный звук, мрачный вокал, тяжёлый бит и атмосферные сэмплы — фирменный почерк группы, которая рисует в воображении пророческие картины безрадостного будущего. Треки для начала: Iceolate, Mindphaser, Circuitry, Dead Planet, Civilization, Shifting Through the Lens ScandroidЕщё один концептуальный ретровейв-проект в нашей подборке — детище Клэйтона, создателя Celldweller и Circle of Dust. Scandroid — это история о любви человека и андроида в Нео-Токио XXVI века. Противостояние консервативному обществу и стереотипам, поиск места, где люди и разумные машины смогут сосуществовать в гармонии, — основные темы в творчестве Scandroid. Музыка Scandroid — великолепно спродюсированный ретровейв высшей пробы, как и всегда у Клэйтона. В отличие от многих других представителей жанра, Scandroid уделяет немало времени вокалу. Кстати, изначально Scandroid — это название выдуманной группы из романа Blackstar, написанного по мотивам альбома Wish Upon a Blackstar другого проекта Клэйтона, Celldweller. Смотрите такжеScandroid. Ретросинт от создателя CelldwellerРетро-электронный саундтрек к истории любви человека и киборга. Треки для начала: Salvation Code, Connection, Awakening With You, Empty Streets, Afterglow, Monochrome Access to ArasakaНазвание проекта взято из старой настольной игры Cyberpunk 2020, а его создатель, диджей Роб Лиой, признаётся в любви к киберпанку в интервью, называет любимым писателем Гибсона и утверждает, что ставил бы кадры «Видеодрома» и «Тэцуо» фоном на концертах, если бы выступал вживую. Концепция у его работ соответствующая: например, альбом void(); посвящён хакингу. В отличие от остальных участников нашей подборки, Access to Arasaka требует вдумчивого прослушивания. Глубокий и проработанный атмосферный IDM, создающий футуристический звуковой ландшафт, стоит того, чтобы найти час-другой и в спокойной обстановке сполна погрузиться в атмосферу будущего, которую Роб явно чувствует очень тонко. Треки для начала: Nypox, Medway, Monoscan Fear FactoryЭти ветераны индастриал-метала выбрали свою тематику с самого начала: войны, технологии, мрачное будущее, роботизация и другие проблемы стремительно двигающегося к пропасти человечества. Музыка под стать текстам: тяжёлый звук отрывистых риффов, фирменные трещащие ударные, электронные сэмплы и агрессивный вокал с мелодичными припевами. Что удивительно, при этом команда временами создаёт на удивление позитивные (насколько это возможно) композиции, которые только подчёркивают душный заводской дух остальных работ. Треки для начала: Obsolete, Edgecrusher, Zero Signal, Linchpin, Archetype, Final Exit Nine Inch Nails — Year Zero Этот альбом культовой американской индастриал-группы запомнился не только темой мрачного будущего, но и попыткой музыкантов сплести свои песни с реальностью. К выходу альбома лидер группы устроил для фанатов настоящий квест, предлагая разгадывать шифры на загадочных сайтах. Шифры несли послания из будущего, предупреждение человечеству о возможных трагедиях. Психоактивные вещества в водопроводной воде, зловещие знамения, Бюро морали, тотальный контроль правительства над гражданами, «коррекция» непослушных — в итоге «нулевой год» оказывается для человечества последним. Пусть Year Zero трудно отнести к чистому киберпанку, он обращается к тем же темам: противостояние правительству, тотальный контроль, недалёкое и неблагополучное будущее (события разворачиваются в 2022 году). А узнаваемый индастриал-рок с эмоциональным вокалом станет отличным саундтреком к гибели мира. Dope Stars Inc. и связанные проекты Пришло время настоящего футуристического панк-рока. Итальянский проект Dope Stars Inc. и его лидер, Виктор Лав, поддерживают принципы киберпанка не только в музыке, но и в реальной жизни. Например, альбом Ultrawired в первую очередь появился на The Pirate Bay. Кислотный грязный звук, резкий вокал, киберпанковская тематика — эту бунтарскую и отвязную музыку легко представить играющей где-нибудь в полулегальном подвальном клубе футуристического мегаполиса. Стоит упомянуть и более андеграундные сайд-проекты Виктора Лава: Hacking the Wave — агрессивная электронная музыка, Master Boot Record — драйвовый чиптюн. Кроме того, у Виктора есть сольный проект, в записях которого участвуют приглашённые музыканты из других групп. mind.in.a.boxАвстрийский проект, известный не только своей музыкой, но и проработанным сюжетом альбомов. История рассказывает о Мистере Блэке — агенте, которому поручена слежка за одним из «сноходцев». Эти люди способны уходить в «Сеть снов» — место, где не властно Агентство, на которое работает герой. Неудача в слежке заставляет Блэка вступить в конфликт с Агентством и своим начальником, Мистером Уайтом. История развивается на протяжении нескольких альбомов. А саундтреком к ней служит мелодичный фьючепоп, который позволит погрузиться в историю с головой. Треки для начала: Coming Down, Out of Time, Amnesia, Stalkers Слушайте Amnesia — Mind.In.A.Box на Яндекс.Музыке Tubeway Army — ReplicasЭтот проект Гэри Ньюмана, ветерана британской новой волны, просуществовал всего три года, но успел подарить нам альбом, написанный под влиянием книг Филипа Дика. Концептуальный альбом Replicas посвящён искусственным людям — machmen, как их называет Ньюман, а по сути — андроидам или репликантам, о которых музыкант планировал написать роман. При записи альбома активно использовались синтезаторы, нарочито отстранённый вокал, чёткие ритмы ударных — всё это отражает его концепцию и создаёт узнаваемое ретро-звучание. И пусть на фоне остальных участников нашей подборки Replicas звучит старомодно, для 1979 года это был успех: альбом взлетел на первое место британского чарта. Слушайте Replicas — Tubeway Army на Яндекс.Музыке Billy Idol — CyberpunkПод конец — спорная работа рокера Билли Айдола. Критики разгромили альбом из-за музыки, а киберпанк-сообщество — за вклад в «опопсение» любимого жанра. Однако Билли утверждал, что подходил к созданию альбома с искренним интересом к компьютерам, электронному звуку и киберпанковской тематике. Насколько у него получилось, каждый может судить сам, но работа как минимум своеобразная. Отдельного упоминания заслуживает клип на песню Shock to the System, где легко прослеживаются аллюзии на уже упоминавшегося «Тэцуо». Слушайте Cyberpunk — Billy Idol на Яндекс.Музыке
|