Кичка головной убор что это
Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор
Вроде бы все имеют представление, во что одевались наши предки, но, зачастую, эта информация бывает далеко не полной. Учитывая обширную географию древней Руси, устоев и обычаев славян, проживающих в разных губерниях, одеяния людей очень сильно отличались и зависели от географического расположения, рода занятий, жизненного уклада.
История
В старинном костюме, важная роль отводилась головному убору. Он был завершающим акцентом в этнических одеждах народа. В зависимости от этого, можно было определить статус, отношение к той или иной местности. Головной убор кика (еще одно название кичка), был в ходу и имел широкое распространение, в основном в губерниях, расположенных в южных областях России – Орловской, Тамбовской, Курской и некоторых др.
Первое упоминание о ней, обнаружено в документах 14 века, когда кика получила широкое распространение на Руси. Так как ее надевали только замужние, прозвали кичку «короной замужества» и вплоть до 19 столетия, а кое-где гораздо дольше, она была не заменимым атрибутом.
Постепенно, кика, вышла из обихода, но в некоторых селениях, ее использовали невесты, как свадебное украшение. После 50-х годов прошедшего столетия о кичке совсем забыли и заменили ее на платок.
Как выглядит женская кичка?
Это шапочка, имеющая на макушке удлинения разных конфигураций, куда вставляли какой-нибудь материал, способный держать форму (картон, береста), зависела от положения бабы в семье и от местности, где бытовали свои уклады:
Рога, лопатка или копыто были направлены вверх, как бы указывая на связь с небесной защитницей. Согласно поверьям они защищали бабу в репродуктивном возрасте, оберегали от всякого зла, благоприятствовали рождению детей. Сверху одевали сороку – красивый кусок ткани, а в зимние месяцы, украшением служили меха. В составляющую кики входил позотыльник, прикрывающий волосы сзади. Очелье закрывало лоб и было неотъемлемым элементом убора. Красивое шитье, жемчуг и даже золото украшали эту часть кички.
Традиции ношения
Девушка надевала кику с рожками маленького размера, готовясь выйти замуж, они становилась символом ее статуса в семье. Крестьянка, будучи «холостая», всегда плела одну косу, после того, как она обзаводилась мужем — две. Накануне свадьбы молодухе распускали волосы, разделяли пробором, собирали и укладывали в круг, переплетая между собой. Это означало, что она приобретала статус «мужьей жены».
Родившая ребенка увеличивала размер «рогов» и с каждыми последующими родами, они становились все больше. Самые длинные были у старшей рода и могли достигать 30 сантиметров, это зависело от количества детей. Шапка хорошо смотрелась, если ее обладательница подбородок поднимала вверх (отсюда происхождение слова — «кичиться»). В старом возрасте уже не было смысла носить кичку.
Так как, подобные части гардероба были языческими, священнослужители запрещали посещать в них храмы. Но, даже в наше время, в отдаленных селах, элементы древнерусского обряда можно видеть в специальном способе ношения платка — концы завязывают спереди таким образом, чтобы кончики торчали.
Кичкообразный женский головной убор
Каждая семья с особым почтением относилась к кичке, которая несла, как им казалось, благополучие и божественное благословение. Ее хранили много лет и передавали своим дочерям. Опытные мастерицы шили кичку сами, снимали мерки и рисовали выкройку. С большим усердием украшали шитьем и драгоценными камнями. Очень часто мужья привозили ее в подарок женам.
Художники писали свои картины с изображением кики, их можно увидеть в музеях. Большой интерес вызывают не многочисленные фотографии и картинки.
Похожую смысловую нагрузку имели и другие национальные атрибуты:
Этнографические музеи проводят мероприятия, посвященные исконным русским нарядам.
Заключение
Дизайнеры, создавая коллекции, изучают русские этнические костюмы, используют кики, являющиеся дополнением и завершающим штрихом национального образа. История ношения кички до того вошла в обиход, что сохранилась даже в прическах. Салоны и парикмахерские предлагают услуги по укладке, но большинство девушек делают ее своими руками, не подозревая, что следуют обычаям предков.
Сегодня вряд-ли кто-то осмелится показаться в подобном при людно. Но, с другой стороны, мода, на столько переменчива, что не будет ничего удивительного, если через какое-то время, кика станет обыденным элементом одежды, который можно будет купить в любом магазине.
Кичка древнерусский головной убор. Что означает кичка, кто и как ее носил.
Знаете ли вы, как одевались наши предки на Руси? В статье мы расскажем о таком головном уборе, как кичка, который являлся непременным атрибутом женского наряда.
Кичка что означает
Головной убор в женском русском традиционном костюме играл важную роль — по нему определяли принадлежность к жителям той или иной местности, семейное и социальное положение.
Слово «кика» пришло из старославянского языка, его буквальное значение — волосы.
Кичка считалась короной замужества, ее особенностью были выступающие детали разной формы — копыто, рога, лопатка, которые направлялись вверх и, по поверьям, указывали на взаимосвязь с небесной защитницей. Чтобы они не теряли форму, в них вставлялся твердый материал, например, береста.
Что такое кичка в древней Руси
Право носить кичку получали только замужние бабы, при этом, волосы убирались полностью под головной убор. Кичка защищала женщину, когда она находилась в репродуктивном возрасте, оберегала от злых сил, оказывала содействие в рождении детей.
Более широкое распространение кика приобрела в южных регионах России, ее носили в Курской, Тамбовской, Орловской, Калужской и других областях, при чем, она всегда сохраняла название населенного пункта — калужская, орловская и т.д.
Картина Рябушкина А. 1896 год «Семья купца в 19 веке»
Впервые кичка упоминается в документах XIV века, было даже такое село, под названием «Кичное».
Вплоть до XIX века головной убор являлся неотъемлемым атрибутом замужней женщины, до тех пор, пока православная церковь не запретила ее ношение, требуя заменить кику на кокошник. Из обихода кика выходила постепенно, до 50-х годов XX-го века ее еще использовали в качестве украшения невесты на свадьбах. Сегодня, можно сказать, что о ней совсем забыли.
Рогатая кичка
Когда девушка готовилась к замужеству, ей положено было одевать кику с маленькими рожками, таким образом, она обозначала свой статус. Холостая крестьянка заплетала волосы в косу, замужняя плела две. Перед самой свадьбой молодуха распускала волосы и разделив их пробором, укладывала в круг, переплетала между собой. Это значило, что она теперь мужья жена.
Женщина, которая родила ребенка, размер рогов кички увеличивала и так поступала после рождения каждого следующего ребенка. Со временем рога увеличивались в размерах и могли достигать 30 см.
Чтобы удержать рога в нужном положении, приходилось высоко поднимать голову, отсюда появилось слово — кичиться.
Сегодня все понимают его значение. В пожилом возрасте смысла носить кичку уже не было.
Традиция ношения кички уходит корнями в язычество, поэтому православный храм в ней посещать было запрещено. Но, элементы такого убора можно наблюдать до сих пор — особенное повязывание платка, когда его концы поднимают вверх и завязывают на макушке, при этом, кончики торчат вверх.
Женские русские головные уборы
К кичке в каждой семье было особое почтенное отношение, так как считалось, что она несет божественное благословение и благополучие. Кика бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Шили кичку опытные мастерицы, сначала снимали мерку, затем, рисовали выкройку. Украшали с большим усердием — драгоценными камнями и красивым шитьем. Мужья часто привозили ее в качестве подарка своим женам.
Художники не оставили без внимания этот предмет гардероба, они изображали кичку на своих картинах. У наших современников они вызывают большой интерес, особенно у тех, кто интересуется историей русского костюма и у модельеров.
Есть и другие национальные атрибуты, которые несут ту же смысловую нагрузку:
КИ́КА
Том 13. Москва, 2009, стр. 666
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́КА (кичка, сорока, рога, колотовка, шамшура, увязка, шеломок), головной убор замужней женщины у русских и ряда соседних народов. Основу К. составлял холщовый колпак (собственно К.) с выступающим навершием (из проклеенного или простёганного холста, бересты, луба и т. п.) в налобной части; сзади К. затягивалась на вздёржку, плотно облегая затылок. Навершие (кичка, рога, копыто и т. д.) могло иметь вид лопаты (лопатообразная К.), цилиндра (котелкообразная К.), рогов (рогатая К.), конского копыта (копытообразная К.) и т. п. На К. часто повязывалась полоса холста (налобник, налобень, подчёлок, налысник) шириной 3–8 см, обшитая позументом и бусами. Сзади к К. подвязывался позатыльник (подзатылень, колодка) из ткани (кумача, бархата, шёлка, позумента, ситца), наклеенной на твёрдую основу. Сверху на К. надевался чехол из нарядной ткани (сорока, макушка, привязка) с расшитым очельем (чело, челышка), задней (иногда спускающейся на затылок) и боковыми лопастями с завязками, которые затягивались на затылке. Затем К. покрывалась платком (полотенцем, ширинкой, убрусом). К К. подвешивались также украшения из лент, кистей, бисера и т. п.
Кичка
Смотреть что такое «Кичка» в других словарях:
Кичка — может означать: Кичка старинный женский головной убор. Кичка возвышенное место на носу судна. Кичка (приток Осуги) река … Википедия
КИЧКА — КИЧКА, см. кика. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
кичка — убор, перекладина, шапочка, нос Словарь русских синонимов. кичка сущ., кол во синонимов: 7 • кика (5) • колпак … Словарь синонимов
кичка — КИЧКА, истор., этнограф. – Старинный женский праздничный головной убор (обычно замужней женщины). Бравый жених в нарядном кафтане с распущенными, хорошо улаженными русыми волосами, невеста по русски в кичке, поневе и светлой кофте, воркуя как два … Словарь трилогии «Государева вотчина»
КИЧКА — (кика) старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки … Большой Энциклопедический словарь
КИЧКА — КИЧКА, кички, жен. (обл.). 1. Праздничный головной убор замужней женщины, старинный или местный (преим. севернорусский). «В почтенной кичке, в шушуне, Москва премилая старушка.» Пушкин. 2. Передняя часть, нос речного судна. Сарынь на кичку! (см.… … Толковый словарь Ушакова
КИЧКА — КИЧКА, и, жен. Старинный праздничный головной убор замужней женщины. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кичка — См. сорока В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
кичка — и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы; кика. 2. Разг. Женская причёска (волосы собраны в тугой узел на затылке). * * * кичка (кика), головной убор замужних … Энциклопедический словарь
кичка — КИЧА, и, КИЧКА, и, ж, КИЧЕВАН, а, КИЧМАН, а, ж. Место заключения, исправительно трудовая колония, лагерь, зона. От уг. «кича» в том же зн … Словарь русского арго
Традиционные русские женские головные уборы
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.
Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.
Девичьи и женские традиционные русские народные прически.
Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.
Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.
Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.
Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).
Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».
«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».
Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.
Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.
Девичьи традиционные русские народные головные уборы
При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.
Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.
Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).
На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.
Женские традиционные русские народные головные уборы
Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.
Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.
Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.
Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.
Волосник – женский русский народный головной убор
Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.
Убрус – женский русский народный головной убор.
Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.
Способы повязки убруса.
Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.
Кика – женский русский народный головной убор
Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.
Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.
Кокошник– женский русский народный головной убор
Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.
Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.
В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.
Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.
Женские зимние русский народные головные уборы.
Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.
Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.
Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.