Кидекша достопримечательности что посмотреть
Достопримечательности Кидекшы
Интересные места Кидекшы
Кидекша
Во Владимирской области России есть небольшое поселение, которой называется Кидекша, оно находится в 4 км к востоку от Суздаля около рек Каменка и Нерль. Название «Кидекша» в переводе с мерянского означает «каменистая речка». Знаменито это село тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков.
В него входит первая белокаменная церковь северо-восточной Руси — церковь Бориса и Глеба, она относится к ранним памятникам владимиро-суздальского зодчества, так же в этом ансамбле представлен кубический одноглавый храм, облик его близок по виду к сооружениям Новгорода и Пскова. В боле е позднее время к этим памятникам добавились, характерные для суздальского зодчества, такие как Святые ворота (постройка датируется концом XVII века), они вели к спуску на реку Нерль, церковь Св. Стефана (окончание строительства датируется 1780 годом) и шатровая колокольня (предположительно XVIII век).
Координаты: 56.42434600,40.52184400
Архитектурный ансамбль в селе Кидекше
В нескольких километрах от Суздаля расположилось село Кидекша, прославившееся своим архитектурным ансамблем, частью которого является первая белокаменная церковь на Северо-Востоке Руси.
После разорения городка монголо-татарами и восстановительных работ в Кидекше возникает монастырь, который, вместе с Церковью Стефана и Святыми воротами, выполненными в весьма сдержанном стиле, и образует архитектурный ансамбль.
Координаты: 56.42432200,40.52195400
А какие достопримечательности Кидекшы вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Церковь святых князей Бориса и Глеба
Церковь Бориса и Глеба, которая располагается в Кидекше, была возведена при правлении князя Юрия Долгорукого и датируется 1152 годом. Есть предположения, что сама церковь была заложена великим полководцем в честь своих сыновей Бориса и Глеба, и для первого из них в последствии послужила усыпальницей. Здесь же была погребена и его жена Мария.
В XVI — начале XVII века часть сводов церкви и ее глава обрушились. Своды и восточные столпы храма были разобраны, а восточные части северной и южной стен остались лишь до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы снова были сложены, в таком виде храм существует и до сих пор.
Координаты: 56.42149800,40.44870800
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Кидекше только по фотографиям.
Колокольня ХVIII века
Белокаменный храм был построен в 1152 князем Юрием Долгоруким и располагается в его загородной резиденции под городом Суздаль.
Он представлял собой одноглавое четырёхстолпное трёхапсидное строение. В конце XVII века было сооружено и до сих пор существует одноглавое завершение храма над частью старого объема. Колокольня, которая располагается над воротами обители, с шатром-дудкой, сооружена во второй половине XVIII века. Ее шатер заметно отличается от всех суздальских шатров, которые имеют вогнутую форму – он прямой и имеет широкую «полицу». Ранее, до ХХ века, в звоннице висел колокол, который датируется 1552 годом. Это подарок Ивана Грозного, врученный по случаю взятия Казани. В настоящее время колокольня принадлежит музею-заповеднику.
Координаты: 56.42482100,40.52235900
Самые популярные достопримечательности в Кидекше с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Кидекшы на нашем сайте.
Что посмотреть в Кидекше Владимирской области
Кидекша – вымирающее многовековое село в пригороде Суздаля. Туристы, ослеплённые великолепием Золотого кольца, могут даже не заметить маленькое древнее поселение. Несмотря на бедность, оно заслуживает того же восхищения, что и более именитые соседи, ведь историческую ценность его достопримечательностей признают во всем мире.
Что посетить в Кидекше туристу обязательно
Бесспорно, главной приманкой для туристов в Кидекше является древний Борисоглебский храмовый комплекс. Помимо прекрасного сооружения, в селе привлекают внимание высокие оборонительные валы и даже центральная улица: в многовековой Кидекше даже обычная с виду дорога является частью истории.
Борисоглебский храм
Храм святых Бориса и Глеба – центр древнего архитектурного комплекса, один из самых ранних образцов белокаменного зодчества, созданных до нашествия татаро-монголов. Небольшая однокупольная постройка – самая старая во всей Северо-Восточной Руси. Здание возвели в 1152 году по велению князя Юрия Долгорукого. В 1159 году при новой церкви обрёл вечный покой сын князя Борис, позже рядом с ним были похоронены его супруга Мария и дочь Ефросиния.
Изначально рядом с храмом стоял деревянный княжеский терем, оба здания соединял специальный переход. Княжеская резиденция не уцелела, в то время как собор пережил и буйства стихий, и неоднократные вражеские набеги. В 17 веке сооружение частично обрушилось, строители восстановили храм, но внесли в его облик небольшие изменения. Начиная с 19 века на территории церкви проводились археологические раскопки. После Революции памятник архитектуры закрыли для верующих, однако не разрушили и сохранили для истории.
Во время раскопок учёные обнаружили красочные фрагменты фресок 12 столетия, основание каменного престола и множество других древних элементов внутреннего убранства церкви. В 1992 году уникальный храм внесли в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в здании работает музейная экспозиция.
Древний тракт
Прогуливаясь по Центральной улице Кидекши, можно почувствовать себя средневековым путешественником. Дорога, по которой сегодня ступают ноги сельчан и приезжих туристов, сотни лет назад являлась частью пути из Суздаля в Городец.
Улица – практически ровесник поселения, не так давно ей исполнилось 850 лет. Не одно поколение торговцев передвигались по этому пути в Городец и Нижний Новгород. Сегодня дорога покрыта асфальтом и лучше подходит для путешествий пешком и на транспорте, но уже не имеет большого значения для торговли.
Кидекшские оборонительные валы
Между современной Кидекшой и устьем Каменки можно увидеть длинные невысокие холмы. Возвышенности имеют искусственное происхождение, в 12 веке их соорудили защитники села. Князь Юрий Долгорукий планировал превратить свою резиденцию в крепость и окружил ее валами. Остатки сооружений сохранились также к северо-западу от храмового комплекса, высота отдельных холмов достигает пяти метров.
Достопримечательности храмового комплекса
Помимо храма благоверных князей Бориса и Глеба, на территории комплекса находится ещё несколько любопытных сооружений.
Храм первомученика Стефана
В состав Кидекшского храмового комплекса входит замечательная церковь, построенная значительно позже Борисоглебского собора. Невысокую одноглавую церквушку сложили в 1780 году. Здание выглядит очень скромно, простые каменные стены лишены декора, свет проникает внутрь через шесть небольших окошек. Теплый каменный храм предназначался для богослужений в зимний период.
В советское время церковь была закрыта, в 1992 году строение передали Российской православной автономной церкви, которую РПЦ прозвала «Суздальским расколом». В 2002 году старинное сооружение возвратили канонической православной Церкви. В отличие от Борисоглебского храма в храме святого Стефана по-прежнему совершаются богослужения.
«Падающая» колокольня
Неординарное строение, которое называют Суздальской Пизанской башней, также входит в состав храмового комплекса. Высокая шатровая колокольня была построена в 1780 году и со временем сильно накренилась в сторону. Несмотря на заметный наклон в 6°, башня уже многие годы крепко держится на своих каменных «ногах». Сооружение стоит отдельно от храмов, ко входу с обеих сторон примыкает каменная ограда.
Святые врата
Борисоглебский храмовый комплекс со всех сторон окружён каменной оградой. С древних времён и до наших дней верующие проходили в церковный двор через так называемые Святые ворота. Красивая каменная арка, увенчанная маленькой главой с крестом, была построена в конце 17-начале 18 века. Сооружение возведено в том же стиле, что и храмы, поэтому оно прекрасно вписалось в облик архитектурного ансамбля.
Древние граффити
На стенах Кидекшского храма можно заметить редкое явление – граффити с изображением стрелок и крестов. Удивительные резные рисунки сохранились как снаружи, так и внутри здания.
Учёные предполагают, что многочисленные метки нанесли строители церкви в 12 веке, чтобы различать разные партии камня по плотности и качеству и делать надёжную кладку. В некоторых местах в камне вырезаны или попросту нацарапаны четырех- и восьмиконечные кресты с головой Адама.
Изображения креста носили уже не практический, а чисто религиозный характер. Первым граффити обнаружил Н.А. Сычев, изучавший в 1947 году храмовые фрески. В 2005 году во время реставрации специалисты обнаружили под слоями штукатурки ещё несколько меток.
Храмы в окрестностях Кидекши
В радиусе 5 километров от Кидекши расположено несколько населенных пунктов, которые уступают древнему селу в размерах и не пользуются популярностью у туристов. Тем не менее даже в самых маленьких окрестных сёлах встречаются интересные объекты, особую ценность имеют старинные храмы.
Воскресенский храм
Всего лишь в паре километров от Кидекши находится почти исчезнувшее село Новосёлка Нерльская, в котором в наши дни проживает три десятка человек. Два села разделяет узкая речка Каменка, с берега на берег перекинут деревянный мост.
В отличие от более крупного соседа, Новоселка практически пустынна, на коротких улицах не насчитать и полсотни домов. Тем удивительнее смотрится главная достопримечательность села – сияющая церковь Воскресения Христова. Белостенный каменный храм стоит в стороне от жилищ прямо посреди цветущего зелёного луга.
Старинная церковь была возведена в 1795 году на деньги местных жителей. Здание построили в модном на то время стиле провинциального барокко. Храм венчает небольшой купол, к трапезной пристроена замечательная шатровая колокольня. Внутри был устроен придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба. В советские годы богослужения были под запретом, и красивое сооружение забросили.
Несколько лет назад церковь отреставрировали на пожертвования, стены были окрашены в белый цвет, купола и кресты засияли позолотой. Примечательно, что новосельская колокольня похожа на Кидекшскую «сестру»: вогнутый шатер слегка наклонен в сторону, и кажется, будто купол вот-вот упадет на землю.
Храм свв. Бориса и Глеба в с. Ляховицы
Недалеко от Кидекши стоит родственное село Ляховицы. В маленьком поселении, где в настоящий момент проживает менее сотни человек, сохранилась великолепная Борисоглебская церковь. Прекрасное каменное здание было построено в 1863 году на пожертвования местных жителей.
Спустя 8 лет, в 1871 году, к церкви пристроили теплую трапезу в честь Казанской иконы Божией Матери. Ещё через четыре года в трапезе устроили придел в честь Архистратига Божия Михаила. Позже ко храму примкнула красивая трехъярусная колокольня.
К приходу относились не только Ляховицы, но и две ближайшие деревни Турыгино и Андрейцево. Жители последней деревушки не имели средств построить собственный храм, но помогли устроить Михаило-Архангельский престол ляховицкой церкви. В 1930-е годы храм закрыли и отдали колхозу им. Сталина. Около 60 лет строение использовали как склад.
В 1974 году сооружению присвоили статус памятника архитектуры. Несмотря на ветхое состояние, церковь пережила Андрейцево: в 1986 году деревню официально признали фактически не существующей. В 2000 году здание полностью отреставрировали, и теперь оно радует глаз нежностью бело-голубых стен и золотом куполов.
Храм Богоявления Господня в Глебовском
Жители Суздаля и Кидекши издревле почитали святых мучеников Бориса и Глеба. Считается, что незадолго до гибели святые братья встретились именно в этих краях. В самой Кидекше и в нескольких окрестных сёлах были возведены храмы в память о благоверных князьях.
Кроме того, одно из селений поблизости – Глебовское – было названо в честь святого Глеба. Парадоксально, однако единственный храм села посвящен отнюдь не его святому покровителю, как стоило бы ожидать, а празднику Богоявления Господня.
Краснокирпичная церковь в стиле барокко была построена в 1790 году на месте старой деревянной постройки. Помимо центрального Богоявленского престола, внутри имелся престол Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1811 году.
После событий 1917 года храм превратили в склад, за долгие годы использования не по назначению здание почти полностью разрушилось, из трёх частей осталась лишь одна. Удивительно, что несмотря на общее плачевное состояние, в сооружении сохранились фрески и деревянный иконостас без икон. С 2007 года в Глебовском ведётся реконструкция.
Храм Троицы Живоначальной в Абакумлево
Ещё одно близкое к Кидекше село Абакумлево было основано на высоком берегу Нерли. Согласно летописям, много веков назад поселение играло важную роль в жизни всего края. В 14 веке Абакумлево было одной из летних резиденций суздальских князей, некоторые правители и их жены были похоронены на его территории. С середины 16 до середины 18 века селение принадлежало Суздальскому Покровскому монастырю.
Село было довольно крупным, на его землях во второй половине 18 столетия было построено сразу два кирпичных храма: Михаила Архангела и Троицы Живоначальной. От первого сооружения остались одни руины, зато второе дошло до наших дней, правда, с большими потерями. Высокая белоснежная Троицкая церковь была возведена в 1778 году в типичном суздальском стиле, к зданию пристроили трапезную и колокольню.
После Октябрьской Революции абакумлевским храмам пришлось нелегко. В 20-е годы авторы газеты «Призыв» всячески высмеивали местного священника и старались отвратить людей от богослужений, а в 30-е обе церкви одновременно закрыли, все имущество и утварь сожгли в кострах, разведенных прямо под церковными окнами. В 1941 году большевики снесли колокольню и трапезу Троицкого храма. После распада СССР здание передали РПЦ, в 2006 году в уцелевшей части строения началась реконструкция.
Уникальные памятники археологии
Окрестности Кидекши – золотой прииск для археологов. Бедное поселение кажется песчинкой в бурном водовороте истории, но учёные доказали, что именно из таких крошечных суздальских селений, как Кидекша и соседние деревушки, выросла Северо-Восточная Русь.
Новосельские селища
На окраине села Новоселка Нерльская найдены остатки древних селищ, то есть исчезнувших поселений, 11-13 веков. В селищах, в отличие от городищ, не было укреплений вроде стен или земляных валов.
В 80-е годы прошлого столетия археологи откопали в холмах возле реки Нерль древние украшения, осколки керамики, железные ножи и даже части каменной печи.
В Новосельской земле по-прежнему скрыто немало предметов старины, за которыми периодически охотятся черные копатели. На северо-востоке поселения сохранился курганный могильник 10-12 веков, который носит название Глебовский куст.
Древнерусские селища Троица-Берег
К северо-востоку от Кидекши, на правом берегу Нерли располагается село Троица-Берег. На его территории насчитывается целых четыре древних селища. Некоторые из этих памятников археологи начали изучать ещё в 19 веке. На разных участках земли учёные обнаружили гончарную керамику, некоторые изделия относились к 11-13 вв., остальные были изготовлены значительно позже – в 14-17 веках.
Курганный могильник Исады
Рядом с селом Троица-Берег когда-то существовала деревня Исады. Древнее поселение давно сгинуло, на его месте остался лишь могильник, насчитывающий около 120 невысоких курганов. В середине 19 века столичный археолог А.С. Уваров начал изучать исадские курганы и обнаружил в одном из них настоящий клад – бармы, древнее парадное украшение, которое впоследствии получило название «Суздальское оплечье».
Примечательно, что оплечье не было погребено вместе с покойным, а было просто зарыто в уже существовавшую могилу. Возможно, владелец украшения старался спрятать свои драгоценности от воинов Батыя, напавших на деревню. В те времена бармы были предметом роскоши, и носить их могли исключительно князья. Некоторые вещи, найденные в курганах, указывают на то, что в них были похоронены члены княжеских семей.
Природные достопримечательности в городе Кидекша
Природа Кидекши типична для средней полосы России. В окрестностях села наибольший интерес для туристов представляют прославленные реки и чистые природные источники.
Река Нерль
Кидекша раскинулась на живописном берегу знаменитой реки Нерль. Чуть поодаль от села в Нерль впадает река Каменка. В теплое время года местные жители отдыхают на берегу Нерли, купаются в ее водах, ловят рыбу. Рядом с селом построен железобетонный мост, по которому можно перебраться на противоположный берег.
Река Каменка
Более скромная речка Каменка протекает к югу от Кидекши. Село и речка не просто близкие соседи, но, возможно, даже… тезки! По одной из теорий, название села в переводе означает то же, что и название реки – Каменка, каменистая река. «Ки» переводится с мерянского как «камень», окончание «-кша» значит «вода», «река». Древнее поселение выросло возле устья Каменки, и быт местных жителей испокон веков был связан с этой рекой. Когда-то по ее водам ходили торговые суда из Суздаля, в последние годы река сильно обмелела и местами заросла.
Новосельский святой источник
В нескольких метрах от Воскресенского храма, у подножия холма бьёт из земли святой источник. Родник обустроили несколько лет назад во время восстановления церкви. Струя чистой воды вырывается из металлической трубы, к которой ведут деревянные ступени. Рядом с ключом стоит деревянный поклонный крест. Воды источника стекают вниз по склону и впадают в Каменку.
Памятники и мемориалы Кидекши и окрестностей
Даже в крошечных населенных пунктах рядом с Кидекшой есть памятники погибшим сельчанам. Жители сел и деревень ежегодно возлагают венки к монументам своих предков.
Памятник жителям с. Глебовское
Опустошительных сила Великой Отечественной войны особенно сильно ощущается в маленьких сёлах вроде Глебовского. За четыре года боёв и без того немногочисленное село уменьшилось почти наполовину.
После войны рядом с ветхой Богоявленской церковью был установлен памятник павшим глебовчанам. С одной стороны монумента находится барельеф с изображением советского солдата, на другой стороне – посвящение павшим. В середине таблички с именами погибших земляков, десятки фамилий, среди которых встречаются целые семьи.
Поминальная часовня-столп
Жители Ляховиц воздвигли в память о своих земляках необычный монумент. Памятник представляет собой краснокирпичный столп, увенчанный металлическим куполом и восьмиконечным крестом. На мраморных табличках, что чернеют на стенах часовни, поименно указаны все сельчане, не вернувшиеся с войны. Памятник стоит на окраине села, к небольшой площадке ведёт длинная дорожка, выложенная плиткой.
Памятник солдатам в Кидекше
Поминальные часовни встречаются не только в Ляховицах, но и в нескольких других суздальских селах. Несколько лет назад подобный памятник был возведен и в Кидекше. Местные жители долгое время добивались разрешения на установку монумента павшим предкам, однако власти неоднократно отказывали сельчанам, так как правила запрещали возводить что-либо на территории памятника архитектуры.
После упорной борьбы благодарные потомки добились своего и в 2010 году воздвигли памятник защитникам родины на самом видном месте – площадке рядом с Борисоглебским комплексом. На мемориальных досках, что висят на кирпичных стенах часовни, перечислены не только погибшие жители Кидекши, но и уроженцы соседнего села Красное. В годы Великой Отечественной войны из 500 сельчан-фронтовиков 154 человека так и не вернулись домой.
Памятная часовня Троица-Берег
Окраина села Троица-Берег – не только живописное, но и важное с исторической точки зрения место. Именно здесь, на высоком берегу Нерли, когда-то находился Троицкий-Липицкий монастырь, подворье знаменитого Спасо-Евфимиева монастыря. Обитель упразднили в 1764 году, а спустя сорок лет, в 1808 году, в селе возвели каменный храм Троицы Живоначальной с приделом преподобного Симеона Столпника.
В 30-е годы 20 столетия церковь буквально стёрли с лица земли. В 2007 году на ее месте была построена из красного кирпича часовня-сень. Часовня стоит на четырех столпах, крышу венчает большой позолоченный купол с крестом. Красивое сооружение – это своего рода памятник разрушенному храму, внутри нет ни икон, ни свечей. Рядом установлен поклонный крест.
Памятник первым колхозникам
В селе Троица-Берег есть ещё один интересный монумент, однако посвящен он не воинам, а работникам колхоза «Новый путь». Высокая стела-шпиль стоит на небольшом искусственном кургане рядом с рекой.
На каменном постаменте выделяется табличка с посвящением. В советское время подобные памятники устанавливали повсеместно, но в наши дни они стали такой же редкостью, как и сами колхозы, сохранилась лишь малая часть сооружений. В суздальском селе монумент колхозникам берегут по сей день, несмотря на его ветхое состояние.
Кидекша – поистине мировое достояние, незаслуженно обделенное вниманием соотечественников. Как и другие древние села в окрестностях, она – живой свидетель уходящей старины. Лишь интерес туристов подпитывает вымирающее селение и не даёт редким памятникам истории окончательно исчезнуть.
Суздаль-Кидекша
Совсем недалеко от Суздаля, всего в пяти километрах, находится старинное село Кидекша, в котором теперь постоянно проживают всего-то 137 человек (это посчитано было в 2010 году). Это сейчас Кидекша — маленькое и незаметное сельцо, а в древности это было знаковое поселение, где находилась резиденция князя Юрия Долгорукова, через село проходил важный торговый путь из Суздаля в Городец и дальше в Нижний Новгород.
В 1152 году в Кидекше была построена белокаменная церковь Бориса и Глеба,
которая считается одним из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и древнейшим в Северо-Восточной Руси. Но вскоре, всего через три года, в 1155 году Юрий Долгорукий уехал княжить в Киев, где через некоторое время умер, и Кидекша потеряла своё значение. Сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, предпочел построить новую резиденцию в Боголюбово.
При Юрии Долгоруком во Владимиро-Суздальском княжестве было построено пять белокаменных храмов, из которых до нашего времени дошли только два: Борисоглебская церковь в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Они — самые древние белокаменные постройки Северо-Восточной Руси. Белокаменные храмы стали «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжества. После Юрия Долгорукого традицию белокаменного строительства продолжили Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Святослав Всеволодович, Юрий Всеволодович, Константин Всеволодович. Батыево нашествие лишь ненадолго задержало развитие белокаменного строительства, и уже вскоре появляются белокаменные храмы в Твери, Москве, Коломне, Нижнем Новгороде, Можайске, Звенигороде, Старице, Угличе, Сергиевом Посаде. Из белого камня при Дмитрии Донском были возведены стены Московского Кремля. Одной из последних крупных белокаменных построек стал Успенский собор Московского Кремля (1475–1479 годы, архитектор Аристотель Фиораванти).
Почему во Владимиро-Суздальском княжестве при возведении храмов начали использовать белый камень — известняк? Ведь белый камень был на порядок дороже обожжённого кирпича, его добыча, обработка и транспортировка тоже были отнюдь не дёшевы и неудобны.
Белый камень везли водным путем — по Москва-реке, далее в районе нынешних Мытищ волоком в речку Ворю, оттуда по Клязьме во Владимир. Затем вверх по Нерли — в Суздаль, Кидекшу. По воде везли и в Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский… Во всех этих городах мы обнаруживаем древние белокаменные храмы. Стоимость транспортировки составляла до 80% стоимости храма, по воде предстояло пройти более 500 км!
Возведение белокаменных храмов требовало мобилизации ресурсов всего княжества. Тем не менее, было нечто такое, что заставило Юрия Долгорукого и его потомков отдать предпочтение именно этому строительному материалу. На протяжении более чем 300 лет все самые лучшие храмы на Руси возводили из белого камня. На этот период падает и период междоусобиц, и ордынское иго, когда страна не имела возможности сорить деньгами.
По одной из версий, строителями храма в Кидекше могла быть артель галицких мастеров — с начала XII века белокаменное строительство распространяется в Галицко-Волынском княжестве, которое по своим традициям было близко Европе. Но, по мнению академика С. В. Заграевского, переход артели через ряд недружественных по отношению к Юрию Долгорукому княжеств выглядит сомнительным. Кроме того, подобный переход целой артели высококлассных мастеров должен был сопровождаться значительными бытовыми сложностями. В то же время, нельзя исключить факта, что отдельные галицкие мастера вполне могли перейти на службу Юрию Долгорукому.
На белокаменные храмы Галицкой и Северо-Восточной Руси большое влияние оказала романская и готическая архитектура Западной Европы. В пользу этого говорят многие заимствования в архитектуре, например, столь излюбленный в древнерусском зодчестве аркатурный пояс, орнаментальный и зооантропоморфный декор, перспективные порталы и др.
Несмотря на геополитическое противостояние, культурное воздействие Западной Европы было очень велико. К XII веку самые значительные соборы строились там из камня, символизируя мощь и величие молодых государств. Из кирпича строились второстепенные церкви и хозяйственные постройки. Возможно, что суздальские «каменных дел мастера», возводившие, в том числе, и церковь в Кидекше, учились в Европе, ездили в Западную Европу, перенимая опыт и секреты мастерства западноевропейских зодчих, а потом перенесли это на родную почву, творчески переосмыслив мономаховы традиции. Как считает Заграевский, весьма вероятно, что архитектор Борисоглебского храма был хорошо знаком с императорским собором в Шпейере (Шпайере) в Германии, построенным в 1029–1106 годах.
Вполне возможно, что именно это во многом и предопределило симпатии Юрия Долгорукого к белому камню — как «имперскому» строительному материалу, символизируя вхождение Владимиро-Суздальской Руси в число ведущих европейских держав.
Во времена ордынского лихолетья белокаменные храмы символизировали величие и мощь ставшей легендарной к тому времени Древней Руси. Отказаться от них было равносильно потере своей идентичности. То, что начиналось как подражание имперскому стилю, утверждение мощи Владимиро-Суздальской Руси и её вхождение в число ведущих европейских держав, впоследствии стало традицией, цементирующей национальное самосознание. Может потому нам так бередит душу белоснежный храм Покрова-на-Нерли?
В 1780 году, уже после упразднения Борисоглебского монастыря были возведены зимняя Стефаниевская церковь, надвратная шатровая колокольня и ограда со святыми вратами.