Кидушный стаканчик что это

Кидуш

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

1. Кидуш — освящение дня над бокалом вина. [↑]

Из сказанного в Торе: «Помни день Шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в Шабат необходимо упомянуть о святости Шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его начале над бокалом вина и запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать Шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить.

При произнесении кидуша на вино, халы [особый субботний хлеб] прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).

[Это также может быть применимо к кидушу в Праздник — Йом тов. Прим.ред.]

Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди Шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты Шабата, обязан соблюдать и все предписания Шабата.

Кидушный стаканчик что это. Смотреть фото Кидушный стаканчик что это. Смотреть картинку Кидушный стаканчик что это. Картинка про Кидушный стаканчик что это. Фото Кидушный стаканчик что этоКидуш произносят до благословения хал. Халы прикрывают

Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.

(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)

Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив [вечернюю молитву] заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).

Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская фразу «вайехулу»).

2. На что делают кидуш [↑]

Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, «вино», называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях.

Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.

3. Сколько необходимо выпить [↑]

Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.

4. Кидушный бокал [↑]

Кидушный стаканчик что это. Смотреть фото Кидушный стаканчик что это. Смотреть картинку Кидушный стаканчик что это. Картинка про Кидушный стаканчик что это. Фото Кидушный стаканчик что этоПри произнесении кидуша нужно
выпить минимум ревиит (86 мл) вина

Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина.

Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой.

Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы (церемония разделения праздничных дней и будней).

Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.

5. Кидуш в месте трапезы [↑]

Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едят именно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке [праздничные шалаши в праздник Суккот], а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.

Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит [объем, примерно равный 27 куб.см.] хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.

Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским [авторитеты в области Еврейского закона] разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.

Дневной кидуш [↑]

Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать Шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.

То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.

Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток), то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения «борэ при агафен» [благословение на вино] или «шеаколь» [благословение на другие виды пищи и напитков] на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения на хлеб «амоци», которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).

Питье перед дневным кидушем [↑]

Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением Шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.

Кидушный стаканчик что это. Смотреть фото Кидушный стаканчик что это. Смотреть картинку Кидушный стаканчик что это. Картинка про Кидушный стаканчик что это. Фото Кидушный стаканчик что этоПринято благословлять детей
после кидуша в Субботу

Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в Шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в Шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием Шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы Шахарит [утренняя молитва], тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы (еда же в любом случае запрещена до молитвы).

В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.

По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).

Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).

Источник

Кидушный стаканчик что это

К иудаике это не относится.
Кидушным этот стаканчик может быть с таким же успехом как и любой другой стаканчик.

К иудаике это не относится.
Кидушным этот стаканчик может быть с таким же успехом как и любой другой стаканчик.

Абсолютно верно! Можно из него и водку выпить, можно в нем и анализ сдать.
Правда, и надпись » Шабат шалом» не сделает его кидушным.
Как утверждает авторитет по этому вопросу Бен Ами, кудушным он является в том случае, если хоть однажды из него выпили прославляя субботу!

Абсолютно верно! Можно из него и водку выпить, можно в нем и анализ сдать.
Правда, и надпись » Шабат шалом» не сделает его кидушным.
Как утверждает авторитет по этому вопросу Бен Ами, кудушным он является в том случае, если хоть однажды из него выпили прославляя субботу!
Увлеченный вне форума Пожаловаться на это сообщение

Кидуш (благословение на вино), произносится не только в субботу, а почти на всех еврейских праздниках и при любом употреблении виноградного вина.
А главное кидуш произносится над вином, а не над стаканчиком.
Как раз таки надпись «шабат шалом» или надпись самого благословения сделали бы его «кидушным», хотя бы в замыслах производителя, а уж что из него пьют или что сдают это уже во власти пользователя.
Не знаю какой Бен Ами сказал, что стаканчик превращается в кидушный, «если хоть однажды из него выпили прославляя субботу», неоднократно видел как произносили кидуш и над одноразовым стаканчиком и никаких чудес с ним не происходило!
Будьте добры, просветите какой именно Бен Ами (не сарказм, действительно интересно).

Кидуш (благословение на вино),

ПС Думаю, что кто-то назвал стаканчик «кидушным» от русского глагола «кидать» (покупателя), а после уже придумали что для кидуша.
:-[

Спасибо за комплимент, но наврядли я специалист, просто это часть моей жизни.
1. Количество вина не имеет значения, даже не обязательно вино, вполне сойдет и виноградный сок, главное что бы было кошерным. Но принято наливать до краёв, поэтому часто кидушный стакан продаётся в паре с блюдцем (https://www.google.co.il/search?q=%D7%9B%D7%95%D7%A1+%D7%A7%D7%99%D7%93%D7% 95%D7%A9&client=firefox-a&hs=fRp&rls=org.mozilla:he:official&channel=fflb&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=L31dUrHcO6ir4ASV34CoDg&ved=0CAkQ_AUoAQ&biw=1366&bih=619&dpr=1). Так что количество зависит от обьема стаканчика, как правило как и обычный винный бокал.
2. в указанной ссылке вся продукция современная.

ПС Думаю, что кто-то назвал стаканчик «кидушным» от русского глагола «кидать» (покупателя), а после уже придумали что для кидуша.

*rofl**rofl**rofl*
Как раз таки наоборот. Но в случае с обсуждаемым стаканчиком вы совершенно правы:D.

Количество вина не имеет значения, даже не обязательно вино, вполне сойдет и виноградный сок, главное что бы было кошерным.

Решил кое что проверить по теме и нашёл что мой ответ не полный:-[.
Таки есть гилхатические требования к вину и к стакану на кидуш. Стакан должен быть чистым (внутри и снаружи) и целым (без сколов и трещин). Минимум вина на кидуш, это «четверть». В Талмуде «четверть» это 1/4 «лога». «Лог» мера объема жидкости равна объёму 6 куриных яиц. Следовательно на кидуш надо вина объемом в 1.5 куриного яйца. Как всегда мнения толкователей тут разделились (ка всегда, два еврея 3 мнения;)) и полтора яйца оценивают от 86 до 150 миллилитров. Но поверьте мне, на практике наливается полный винный бокал и никто с весами или пипеткой не заморачивается*scratch*. Есть ещё целый тракт какое вино является кошерным, но не будем вникать, с нас хватит надписи на бутылке *drinking*.
С уважением.

Но поверьте мне, на практике наливается

Частая практика была наносить надписи на иврите уже на готовые стаканы не имеющие отношения к обряду. И эти стаканы атрибутированы, как иудаика. В том числе такие экземпляры можно увидеть в музее Израиля. Скажем, там же стоит потрясающий австрийский кубок украшенный виноградной лозой. А может мастер просто долму любил. Вот и изваял виноградные листья.
Часто, гравировали синагоги. В том числе и местные. Т.к. на строении выгравераванном на этом стакане нет креста, можно предположить, что это синагога. Хотя, может это и сельсовет.
Объем вина зависит от стакана. Стакан не важно какого размера. Важно, что он должен быть полон «через край».
Вот примеры современных стаканов, в том числе и «фонтан для кидуша»

Уважаемый Увлечённый, согласен с вами во многом.
Понятно что практика гравировки на готовом изделии, весьма распространена, часы, портсигары, статуэтки. в том числе и кубки для вина. Но не каждая надпись на иврите/идише (или любом другом еврейском языке), превращает кубок или стаканчик в кидушный. Как раз на обсуждаемом предмете речь идет о имени, так же может быть дарственная надпись и т.д. и т.п. Можно ли отнести такой предмет к предметам иудаики? В какой то степени можно, но с некоторой натяжкой и уж точно не автоматом.
«в музее Израиля» это не достаточный аргумент, т.к. там находятся не только предметы иудаики, но и масса примеров «Jewish Art». Тема эта близка к иудаике, но не она.
Что касается характерных «декоров», как вы и указали синагога, панорама Иерусалима/Храма (воображаемая или с реально узнаваемыми объектами), виноградная лоза или гроздья винограда (благославление ведь на «плоды лозы виноградной», а не на долму*drinking*).
Но в «нашем» случае что вы имеете ввиду под строением/синагогой? Эти «купола со шпилем» по периметру сверху или «юрты» в которых вписаны инициалы? На мой взгляд это фантазия. Или вы имеете ввиду фото с поста номер 6? Там действительно какое-то строение, то ли синагога то ли сельсовет и судя по размерам это рюмка с трудом тянет на кидушный бокал, хотя может в нее и поместится 86 мл*thumbs up*. Но это не предмет который разместил ТС в посте номер 3.
С уважением.

Ну 130 гр. это где то между 86 и 150 гр*drinking*. Уважаемый у вас как раз просто Соломоново решение получается!*bravo* Очень по еврейски. *thumbs up*

Ну 130 гр. это где то между 86 и 150 гр*drinking*. Уважаемый у вас как раз просто Соломоново решение получается!*bravo* Очень по еврейски. *thumbs up*

Нет. Я просто прикинул объём данной посудины. 65 мм высота, цилиндр 50 мм диаметром. Мог несколько ошибиться, но где-то так.
Пи эр квадрат на высоту.
Инженер! Блин.
:0))

ПС Теперь, по крайней мере, можно отсекать ёмкости до 80 и более 150 гр: не кидушные, чтоб там не было изображено.

Нет. Я просто прикинул объём данной посудины. 65 мм высота, цилиндр 50 мм диаметром. Мог несколько ошибиться, но где-то так.
Пи эр квадрат на высоту.
Инженер! Блин.
:0))

Grifon, снимаю шляпу. *bravo*
Может уже за одно посчитаете и объём стаканчика с поста номер 6*sorry*?

Grifon, снимаю шляпу. *bravo*
Может уже за одно посчитаете и объём стаканчика с поста номер 6*sorry*?

Надеюсь, в тему.
Взято с сайта одного из антик.магазинов

Такой предмет антиквариата, как киддушный стакан или бокал, относится к иудаике и является символом культуры, истории и религии еврейского народа. Киддушные стаканы изготавливались в небольших количествах, поэтому они обладают столь высокой культурной ценностью.

Испокон веков искусство евреев было тесно связано с религией. Каждый важный этап в жизни человека, будь то рождение ребенка, достижение зрелости, свадьба или похорон, обязательно сопровождался не только особенными ритуальными действиями, но и предметами, предназначенными специально для них. В пятницу вечером начинался праздник Субботы. Этот момент обязательно должен торжественно освящаться. Для этого семья зажигала субботние светильники, а хозяин дома произносил нараспев специальную молитву, носившую название киддуш. При этом в руках держали киддушные бокалы с вином.

Киддуш был важной частью свадебного ритуала, во время которого молодые пили вино из одного киддушного бокала, имевшего невысокую ножку и более крупные размеры. Чаще всего такие старинные бокалы по форме напоминали вазу. Их могли изготавливать из серебра, стекла и фарфора, но их обязательным атрибутом был рисунок. Декор этой старинной посуды определился еще в древние времена, но порой искусство некоторых стран, ставших домом для евреев, не имевших собственной государственности, достаточно сильно влияло на характер рисунков.

Киддушные бокалы иногда украшались резными надписями, подчеркивавшими священное значение киддуша. Самые ранние бокалы такого вида датированы семнадцатым веком. До начала революции 1917-го года предметы иудаики, в том числе и киддушные стаканы, в Российских музеях встречались достаточно редко. Большое количество таких религиозных предметов было уничтожено в период Великой Отечественной войны.

На самых простых киддушных стаканах, был изображен несложный рисунок, резной или чеканенный орнамент. Это могли быть рисунки раковины, пальметты или веточки с побегом. На таких киддушных стаканах обязательно была надпись на иврите.

В девятнадцатом веке европейские мастера стали изготавливать киддушные стаканы, по форме напоминавшие цилиндр с отогнутыми венчиками. Он нередко весь покрывался надписями, имевшими определенную смысловую нагрузку, и в то же время выполнявшими декоративную функцию. Кроме того, на них появлялись стилизованные побеги с листьями, цветы, выраставшие из сосуда, а также деревья. Подобные рисунки были символом «Древа жизни», земного бытия и вечной жизни.

Происхождение многих киддушных стаканов, датированных 17-19 веком, установить практически невозможно, так как мастера, изготовлявшие их, не оставляли на своих изделиях клейм. Со временем такие стаканы становились более оригинальными. В 19 веке польские мастера стали изготавливать бокалы, имевшие форму яйца. В отличие от киддушных стаканов, созданных ранее, они не имели надписей. В это же время в России положение евреев стало более прочным, поэтому начали открываться цеха и мастерские, где изготавливались стаканы с клеймами, позволявшими установить место и время их создания. Количество подобной продукции также стало увеличиваться. Мастерские работали годами, а их изделия пользовались невероятной популярностью.

судя по размерам это рюмка с трудом тянет на кидушный бокал, хотя может в нее и поместится 86 мл.

Таки тянет на кидушный стаканчик, по вместительности.
Спасибо Grifon*thumbs up*.

Надеюсь, в тему.
Взято с сайта одного из антик.магазинов

Bekas, спасибо за интересную статью.
Но мне кажется она столько же информативна, сколько и служит интересам написавшего её антиквара.
С уважением.

но порой искусство некоторых стран, ставших домом для евреев, не имевших собственной государственности,

Такого понятия как период Бецалель не существует, есть несколько периодов его существования, но в принципе Бецалель, как академия искусств, существует до сих пор. Различные предметы искусства сделанные преподавателями и учениками академии отмечались маркой «Бецалель», как правило на иврите. Естественно наиболее ценятся коллекционерами, предметы первого периода существования школы, до первой мировой войны. Продукция Бецалель охватывала почти все направления изобразительных и прикладных искусств, от принта до ювелирных изделий.
краткая история заведения: http://en.wikipedia.org/wiki/Bezalel_Academy_of_Art_and_Design
С уважением.

Академия искусств «Бецалель»,-основана в 1906 году в Палестине Борисом Шацем.

Бывший гравер и художник-чеканщик фирмы Фаберже Лазарь Стрих, до 1917 уехал В Палестину. С 1921 по 1923 год преподовал в «Бецалель.» Затем работал учителем рисования в реальной школе Хайфы.

Шор, Аарон Шауль. Родился в Орше. В 1913 году стал работать в Академии «Бецалель.» Возглавлял отделение эмали и росписи на слоновой кости и фарфоре.

Лаховский Арнольд Борисович. Родился в Чернобыле.

Художник, график, скульптор. Был профессором акварельной живописи на Высших женских Архитектурных курсах. В 1908-1909 годах, преподовал в «Бецалель.» На горе Скупус Иерусалима.

Источник

КИДДУШ И КИДДУШНЫЕ СТАКАНЫ

Искусство евреев, теснейшим образом связанное с религией и культовой обрядовостью повседневной жизни, до относительно недавнего времени не было оценено в должной мере. Даже сами носители традиции не сознавали культурологической и исторической важности своего искусства, его роли в системе общечеловеческих ценностей.

Первые попытки изучения памятников иудаики относятся только ко второй половине XIX века, когда на двух больших международных выставках – в Париже (1878г.) и в Лондоне (1879г.)- были показаны так называемые «еврейские древности». Пробудившийся интерес стал выражаться в том, что во многих местах компактного проживания в Европе еврейские общины начали собирать предметы, связанные как с синагогальной, так и с домашней жизнью их членов. Такие памятники вошли в коллекции некоторых музеев, например, Британского Музея, а также в Национального музея в Праге, где еврейское гетто, существовавшее с XI-XII веков, было значительным и играло важную роль в жизни города.

На переломе XIX и ХХ веков в Польше, где евреи составляли значительный процент населения, появились крупные частные коллекции, которые со временем легли в основу собраний иудаики в Музее Великопольском в Познани, Национальном музее в Кракове, Люблинском музее и Национальном музее в Варшаве, а также в Музее промышленности во Львове.

В России до 1917 года иудаика была представлена в музеях лишь отдельными, как правило, случайными предметами. Ситуация резко изменилась после Октябрьской революции. Политика власти имела ярко выраженную антирелигиозную направленность. Закрывались не только храмы и монастыри, но и синагоги. Их имущество, в первую очередь культовые изделия из драгоценных металлов, национализировалось, а затем частично передавалось музеям. Учитывая, что в СССР именно на Украине проживала значительная часть еврейского населения страны, нельзя считать случайностью, что в Киеве в Музее исторических драгоценностей (филиал Национального музея истории Украины) оказалась богатейшая коллекция синагогального и домашнего (шатлового) серебра. По рассказам музейных сотрудников, перед Великой Отечественной войной это собрание было отправлено в Москву, в Гохран, где в нераспакованных ящиках пролежало 20 лет, а затем было возвращено в Киев в 1961 году.

Благодаря этому уникальная коллекция сохранилась, а не погибла в годы фашистской оккупации. Сегодня в России наиболее значительные собрания иудаики есть в Музее этнографии (Санкт-Петербург) и государственном Историческом музее (Москва).

До рассмотрения отдельных категорий памятников иудаики необходимо предварительно остановится на общих для всего европейского искусства особенностях.
Все главные этапы жизни сопровождались специально предназначенными для этого предметами, форма и декор которых были определены в глубокой древности. Впрочем, способы их украшения иногда менялись, но только в деталях. Это происходило под воздействием искусства стран проживания.

Представленные в этой работе киддушные стаканы (или бокалы) использовались в одном из важнейших обрядов, который мог совершаться в доме правоверного иудея или в синагоге в большой праздник.

К наиболее почитаемым событиям еврейского ритуального года относятся те праздники, которые связаны с библейскими заповедями, и главный из них – День отдохновения – Шабат – Суббота – Седьмой день после шести дней Творения, когда были созданы весь мир и человек. Празднование Субботы начинается с вечера пятницы и продолжается весь следующий день. Сначала зажигают субботние светильники, имеющие особую форму и декор. Затем произносят киддуш (освящение) – происходит обряд, посредством которого призывается благословление Божие на людей. Дома киддуш произносят перед субботней трапезой, в синагоге-после молитвы. При этом благословляются сосуды с вином и специальный плетеный субботний хлеб- хала. Традиционно считалось большой заслугой иметь вино для киддуша, ради его приобретения люди часто расставались с самым ценным имуществом. Нередко на стаканчике для ритуального вина делали подчеркивавшую значение киддуша резную надпись, которая в переводе звучала так: « Помни День Субботы и держи его в Святости. Чти его благословлением вина».

Ритуал благословения Божия (киддуш) – и часть обряда свадьбы, когда жених и невеста пьют вино из одного бокала более значительных размеров, на невысокой ножке, с чашей в форме вазы. Такой свадебный бокал украшали теми же изображениями, что и стаканчики, только более нарядными, сложными, технически более совершенными.

Киддушные стаканчики делали, как правило, из серебра, в отдельных редких случаях- из стекла или фарфора. Самые ранние из сохранившихся экземпляров относятся к XVII веку. В середине XVIII века наиболее выразительные киддушные стаканы изготовляли мастера признанных центров художественного среброделия – немецких городов Аугсбург и Нюрнберг. По сути, созданные здесь ритуальные предметы – это обычные, чрезвычайно распространенные в западноевропейском ювелирном искусстве бокалы с восьмилопастной граненой чашечкой, украшенной резным или чеканным орнаментом пальметты, раковины или стилизованного побега-завитка. В стояне чаще всего оказывалась миниатюрная балясина, поддон имел вид опрокинутой конусообразной чаши с широким выступающим бортом, декорированным рельефным орнаментом, сочетающим элементы позднего барокко и рококо. Основание могло быть круглым или, повторяя форму чашечки, граненым. Особенностью, указывающей на принадлежность таких сосудов к категории киддушных бокалов, являлась надпись на иврите.

С первой трети XIX века на территории Центральной и Восточной Европы получает распространение киддушный стакан, тулово которого почти приближено к цилиндру, а венчик слегка отогнут. Иногда гладкое серебряное тулово сплошь покрывали пространной резной надписью на иврите, которая помимо смыслового ритуального значения выполняла своеобразную функцию украшения, так же, как древнерусское орнаментальное письмо «вязь» в серебряном деле России XVI-XVII веков. Как и многое другое в традиционном еврейском искусстве, декор определялся и ограничивался религиозными догмами. Например, было строго запрещено изображать людей и животных ( кроме упоминающихся в Священных текстах). На киддушных стаканах первой половины XIX века можно встретить резные (реже чеканные) изображения-символы, которые широко использовались при создании и других драгоценных памятников иудаики – подсвечников, ханукальных ламп, щитов на Тору ( пять первых книг Ветхого Завета) и т.д. Это, в первую очередь, композиции, включающие дерево, побег с листьями или цветок, вырастающий из вазы. Все перечисленные изображения – варианты «Древа жизни», символизирующего как земное бытие человека, так и жизнь вечную, которую можно обрести, следуя лишь законам Торы. В орнамент могли включаться: виноградная лоза- символ богатства и достатка, «благословение Божие», виноградная гроздь- символ «народа израильского», финиковая пальма- эмблема справедливости, оливковая ветвь – олицетворение мира. Иногда пышные растительные узоры обрамляют выполненную в технике резьбы, гравировки или чеканки центральную композицию, как, например, на киддушном стаканчика, созданном в Польше в 1862 году. Здесь лев и единорог стоят в геральдической позе, поддерживая фигурный щит, увенчанный короной.

Некоторые исследователи считают наличие надписи главным обязательным признаком киддушного стакана или бокала. Возможно, это справедливо для памятников XVII- начала XIX века западноевропейского происхождения и связано с еще не устоявшимся, ныне узнаваемым обликом этих предметов. Однако большой сравнительный материал второй половины XIX- начала XX века позволяет утверждать, что в разных странах это правило соблюдалось не всегда. До конца XVIII- начала XIX века еврейские мастера невольно нарушали правила клеймения драгоценных изделий, то есть на серебряных предметах отсутствовали клейма. Это связано с тем, что развитию иудаики в области ювелирного искусства на протяжении многих столетий мешали существовавшие в Европе ограничения профессиональной деятельности евреев. Например, со времен первых крестовых походов им не разрешалось объединяться в цехи по этническому признаку, в христианские городские цехи их тоже не принимали. Следовательно, не было цеховых старост и альдерманов, которые контролировали бы качество металла, технический и художественный уровень изделий, соблюдение государственных законов в области клеймения.

Тем не менее существовавшее в узких замкнутых рамках общины художественное ремесло, превратившееся в декоративно-прикладное искусство, развивалось, обогащалось новым опытом и находками в области формы и орнаментики. Так, в Польше, предположительно в Варшаве, в первой трети XIX века появилось несколько мастеров, которые из серебра 12-лотовой пробы изготавливали киддушные бокалы оригинального облика. Чаши у них были яйцеобразной формы, необычные ножки-подставки – либо в виде побега с крупными листьями в верхней и нижней частях, либо в виде листа – в верхней части и звериной лапы – в нижней. Декор чаши тоже отличался своеобразием: в качестве украшения применялся геометрический орнамент ромбов в сочетании гладких и сплошь гравированных поверхностей. Иногда чаша была гладкой в верхней части и украшенной орнаментом крупных гравированных, схематически выполненных листьев – в нижней. Несмотря на нетрадиционность облика и отсутствие надписей, исследователи относят этот тип питьевой посуды к ритуальным киддушным сосудам.

С середины XIX века положение евреев-ювелиров в Российской империи изменилось: они стали руководить более солидными, чем раньше, мастерскими в Москве, Киеве, Варшаве, Вильнюсе, других центрах их традиционного проживания. Все изготовленные изделия проходили через пробирные управления и получали клейма, которые впоследствии позволяли установить время, место их создания, а иногда и изготовителя. Это положительным образом сказалось на количестве и качестве производившейся продукции, в том числе и для обрядовых целей.

Приблизительно в это же время на территории Российской империи был создан оригинальный тип киддушного стаканчика, который легко определяется и выделяется среди питьевых сосудов массового производства. Главная особенность, объединяющая этот вид ритуальной питьевой посуды второй половины XIX века, заключается в единственном излюбленном сюжете, изображенном на гладких стенках: это резные архитектурные композиции, которые могут рассматриваться как Дворец царя Давида, или условный вид Иерусалима, или просто изображение синагоги. Иногда изображения детализированы, как, например, на стакане 1858 года неизвестного ярославского мастера «В», где заключенные в круглые рамы изображения синагоги в виде добротного двухэтажного каменного особняка соседствует с почти узнаваемыми ярославскими постройками, не случайно включены в композицию мост и река. Пространство между рамами заполнено затейливо переплетающимися побегами с пышными, фигурно вырезанными по краю листьями. Ярославское происхождение этого стаканчика объясняется наличием в этом богатом российском городе большой еврейской общины, чьи синагогальные и домашние потребности обслуживали местные ювелиры.

Близкое по композиции резное изображение архитектурного пейзажа с рекой и мостом имеется на киддушном стаканчике одного из выдающихся создателей культовой еврейской утвари – И.Х. Лозинского, у которого в Москве была известная в 1882-1908 годах мастерская серебряных изделий. Столичный ювелир создал маленький шедевр – каддушный стакан, который использовался в обрядовом обиходе зажиточного еврейского семейства, жившего в большом городе. Характерные черты таких московских и киевских робот – сложное композиционное построение пейзажа, яркая фантазия при изображении растительных мотивов и декоративных дополнений в виде полос и лент, а также использование различных ювелирных техник (резьбы, гравировки, канфарения).

Многие клейма мастеров, создавших более 100 лет назад киддушные бокалы и стаканы, до сих пор не расшифрованы и поэтому требуют серьезной работы исследователей России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши. Собрать как можно больше таких памятников, изучить их, ввести в оборот антикварного рынка – дело музейных сотрудников и увлеченных коллекционеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *