Кифара что за инструмент

Кифара — что это такое? История инструмента

Кифара — что это такое? Музыка занимала значительное по важности место в жизни древних греков. Героические оды воодушевляли воинов перед битвой, переливающиеся мелодии услаждали слух влюбленных в садах, а энергичные распевы веселили и тянули в пляс народ на улицах. Свободные греки в обязательном порядке обучались музыкальному делу. Неудивительно, что одним из самых популярнейших лекарей человеческой души была кифара — музыкальный инструмент, представляющий собой разновидность греческой лиры.

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Описание инструмента

Как выглядит кифара? Немногие из нас могут сейчас ее визуально представить, приведенное ниже описание в этом поможет.

Кифара состояла из прямоугольного или трапециевидного корпуса, двух прямых длинных ручек, отходящих от него, и перекладины, соединяющей сверху ручки. В корпусе имелись резонаторные отверстия для усиления звука. Изготовлялся инструмент преимущественно из дерева. В нижней части корпуса находилось крепление струн, которые фиксировались на верхней перекладине. Их количество было неопределенным и менялось с течением времени. В среднем насчитывалось от 4 до 12 струн, которые символизировали своим количеством уровни вселенной.

Где использовалась

Из материала выше мы разобрали, что такое кифара. Это древнегреческий инструмент, являвшийся неотъемлемым атрибутом любых эллинских событий и празднеств. Несмотря на то что каждый гражданин в обязательном порядке проходил обучение игре на лире или кифаре, овладеть этим искусством в совершенстве было очень сложно. Для достижения высокого уровня мастерства нужно было обладать врожденной ловкостью пальцев, слухом, голосом, а также недюжинной физической силой: из-за цельности своего корпуса кифара весила довольно много. Играли на этом инструменте обычно стоя, поэтому женщин-кифаристок в Древней Греции замечено не было, ведь держать кифару в течение долгого времени было очень утомительно.

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Техника игры

По легенде, впервые кифару изготовил бог музыки и искусства Аполлон. Не все древнегреческие боги играли на лире или кифаре — покровитель виноделия и веселья Дионис играл на авлосе — деревянном духовом музыкальном инструменте с 3-5 выдолбленными в нем отверстиями.

Звуки из струн извлекались костяной или металлической пластинкой — медиатором, так как сильное натяжение не позволяло делать это пальцами. Мелодии кифары могли сопровождать как пение кифареда, так и его устное повествование. Мастера игры на передавали эти сказания и песни из уст в уста, поэтому никаких документов или письменных источников с текстами песен или нотами не сохранилось. Оды и поэмы кифаредов были посвящены храбрым воинам, защитникам родины, греческим божествам, олимпийским чемпионам и природным силам. Музыкантов-кифаредов чествовали и приглашали на все важные мероприятия, дабы они украсили праздник мелодией своего инструмента.

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Какие песни играли на кифаре? В те времена такое искусство имело свои профессиональные стандарты. Был создан целый комплект мелодий и мотивов — номов, на манер которых можно было распевать любые стихи и поэмы древнегреческих поэтов.

Кифара в наши дни

Источник

Кифара

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI–V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11–12 (см. Тимофей Милетский).

Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению. По-видимому, в классическую эпоху она стала использоваться также как сольный инструмент. Если ещё для Платона «игра на одной лишь кифаре» (др.-греч. κιθάρισις ψιλή) — признак дурной (лишённой «воспитательного» слова) музыки (Законы, 669e), то для модерниста Афинея — это уже особое мастерство, заслуживающее своего термина, «псилокифаристика» (др.-греч. ψιλοκιθαριστική).

Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом, по другой традиции, кифаро́дом (др.-греч. κιθαρῳδός); музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом (др.-греч. κιθαριστής). Искусство пения под кифару у греков называлось кифаро́дией (др.-греч. κιθαρῳδία). Был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов, на которые поэты распевали гекзаметрические стихи Гомера и стихи собственного сочинения. Кифародические номы были известны всем ценителям музыки по именам («Беотийский», «Эолийский», «Высокий» и другие) и использовались как «конкурсные» сочинения на праздниках и играх (например, Пифийских). Легендарным создателем кифародических номов древние считали (например, у Псевдо-Плутарха) Терпандра. Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой (др.-греч. κιθαριστική).

Кифара считалась инструментом Аполлона; в отличие от авлоса — инструмента Диониса.

В Средние века термином cithara называли различные струнные инструменты. От слова cithara (в средневековой орфографии citara) в новоевропейских языках произошли названия популярных музыкальных инструментов «гитерн», «цитра» и «гитара».

Источник

Кифара

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

По древней античной легенде Гермес решил сделать лиру из панциря черепахи. Чтобы изготовить струны, он украл быка у Аполлона и натянул тонкие полоски из шкуры животного на корпус. Разозленный Аполлон обратился к Зевсу с жалобой, но тот признал изобретение Гермеса великолепным. Так по античной легенде появилась кифара.

История

В VI-V веках до н.э. мужчины Древней Греции играли на лире, аккомпанируя своему пению или распевам стихов Гомера. Это было особое искусство, называемое кифародией.

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Ученые доказали, что самый древний музыкальный инструмент появился именно в Элладе. Позднее он распространился в разные страны, где был видоизменен. В Индии его называли ситарой, в Персии – читар. У французов и итальянцев она стала прародительницей гитары. Иногда историю ее возникновения приписывают Древнему Египту, рождая бесконечные споры между искусствоведами.

Как выглядел инструмент

Античные кифары представляли собой плоский деревянный фигурный корпус, на который натягивались струны из кожи животных. Верхняя часть выглядела как две вертикальные дуги. Струн обычно было семь, но у самых первых кифар меньше – четыре. Струнный щипковый инструмент подвешивали подвязкой к плечу. Исполнитель играл стоя, извлекал звук, задевая струны плектром – каменным приспособлением.

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Использование

Умение играть на инструменте было обязательным для древнегреческих мужчин. Женщины бы даже поднять не смогли его из-за тяжелого веса. Упругое натяжение струн препятствовало извлечению звука. Чтобы играть музыку, нужна была ловкость пальцев и недюжинная сила.

Ни одно мероприятие не обходилось без звучания кифары и пения кифаредов. В стране распространились барды, путешествовавшие с лирой через плечо. Они посвящали свои песни и музыку храбрым воинам, природным силам, греческим божествам, олимпийским чемпионам.

Эволюция кифары

К сожалению, услышать, как по-настоящему звучит древнегреческий инструмент, нельзя. Летописи сохранили описания и рассказы о красоте музыки, которую исполняли кифареды.

В отличие от авлоса, которым владел Дионис, кифара считалась инструментом благородного, аккуратного звучания с большим вниманием к мелочам, отзвукам, переливам. С течением времени она претерпевала метаморфозы, разные народы вносили в ее строй свои изменения. Сегодня кифара считается прототипом многих струнных щипковых – гитары, лютни, домры, балалайки, цитры.

Источник

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Кифара по праву считается одним из первых музыкальных инструментов, письменные упоминания о котором сохранились до нашего времени. Изображения музыкантов с кифарой в руках встречаются на древних монетах, глиняных амфорах, фресках и картинах. Так как же появился этот струнный инструмент?

Легенда о происхождении кифары

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Одна из древнегреческих легенд гласит, что однажды Гермес сделал лиру из панциря черепахи и тонких полосок бычьей кожи, которые он использовал вместо струн. При этом, чтобы добыть кожу, Гермес не нашел ничего лучшего, чем украсть быка у своего родного брата – Аполлона. К слову, древние греки часто приписывали Гермесу подобные замашки, из-за чего он считался покровителем не только торговцев, но и воров и мелких жуликов.

Решать вопрос о воровстве быка Аполлон пошел к Зевсу, но Гермес своими шутками и песнями рассмешил его настолько, что было принято решение о мирном урегулировании спора. Так обман и жульничество привели к появлению прекрасного инструмента, предвестника современной гитары.

Производные от слова «кифара» распространились далеко за пределы Греции: в Персии её называли чартар, в Индии – чатур или ситара, в Риме – кифаре, в средневековой Европе – китайре, в Англии – гиттерн и цитры, во Франции – гитаре, в Испании – гитара, в Италии – читарра, в Швеции – гитарр.

Как выглядела древнегреческая кифара?

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Кифара является прямым потомком лиры, и отличается от неё строением и количеством струн. У кифары семь струн одинаковой длины, прикрепленных к плоскому основанию из сплошной древесины. Струны инструмента изготавливались из выделанных сухожилий или кишок домашнего скота, и натягивались от основания при помощи двух вертикальных дуг, имеющих вид лука без тетивы.

Музыкант, играющий на кифаре, выдавал из неё звуки при помощи каменного приспособления – плектрона, привязанного к основанию инструмента. Играли на кифаре правой рукой, а левой, при необходимости, гасили колебания струн. Во время выступления, инструмент находился на плече музыканта и поддерживался подвязкой из ткани или кожи, обвязанного вокруг левого запястья. Исполнитель мог регулировать звучание не только при помощи контроля приложенной к струнам силы, но и быстро менять их натяжение, получая высокие или низкие ноты. Играли на кифаре преимущественно стоя, хотя сохранились несколько фресок и изображений на посуде, где музыкант с инструментом находится в сидячем положении.

К концу VII века до н.э., кифара превратилась в основной музыкальный инструмент, используемый на различных представлениях. Хотя к тому времени появилась масса похожих инструментов, кифара по праву считалась уделом профессионалов. Музыканты, играющие на ней, были желанными гостями на концертах, публичных выступлениях и различных конкурсах.

К сожалению, нам очень мало известно о точном звучании древнегреческой кифары. Часть информации получена из литературных описаний, ещё часть – в результате современных реконструкций инструмента.

Эволюция инструмента и музыки

Когда кифара только появилась, она имела всего четыре струны, что полностью удовлетворяло потребности музыкантов – произведения того времени были довольно простыми и незатейливыми.

Терпандр, бард из Спарты, известный тем, что силой пения успокоил уличный бунт, ввел новшество – увеличил количество струн на кифаре из четырех до семи. Музыкант Фринис из Митилини пошел ещё дальше, добавив ещё две струны, что впоследствии стало стандартом для всей Древней Греции.

Некоторые источники утверждают, что семейство кифары – арфу и лиру, создали египтяне задолго до греков. Это подтверждается настенными рисунками, найденными в древнеегипетских храмах и местах массовых собраний людей. На них изображены музыканты, играющие на струнных инструментах, ставших впоследствии прообразами арф, лир и кифар.

Тяжело представить себе конкретную историческую эпоху без знания о том, какая музыка нравилась людям в то время. Приблизительную информацию о древнегреческих музыкальных направлениях можно получить из сохранившихся описаний. В частности, от Плутарха к нам дошли записи о таких произведениях, как «Гимн к Аполлону», «Гимн к музе», «Гимн к Немезиде», и небольшой «Эпитафии Сейклоса». Восстановить звучание упомянутых произведений можно благодаря тому, что сохранились буквенные обозначения нот к ним, которые древние греки использовали для записи музыки. К сожалению, опытные музыканты считали недостойным делом фиксировать свои песни на папирусе или любом другом носителе, храня их в памяти и передавая друг другу устно. Этим и объясняется такое небольшое количество дошедших к нам звуков древности.

Сравнительно больше данных сохранилось о древнегреческой музыкальной теории. В ней часто использовались сложные последовательнос ти звуков, плавные или резкие переходы. Исследователи выделяют три основные виды древнегреческой музыки:

дорийский (строгий);

фригийский (неистовый);

лидийский (мягкий).

Каждый из них, в свою очередь, основан на последовательнос ти звуков четырех соседних тонов – тетрахордах, которые использовались в культах Аполлона и Диониса. Сторонники Диониса использовали простейший инструмент – авлос, который являл собой тростниковую флейту. Авлос можно было сделать самостоятельно, и приступить к игре на нем практически сразу, не прикладывая особых усилий, что очень хорошо характеризует особенности культа Диониса – экстаз, страсть, раскованность и физическая распущенность.

Сторонники Аполлона отдавали предпочтение более изысканному инструменту – кифаре, ведь чтобы сделать его, требовалось длительное время, аккуратность и внимание к мелочам. Игра на кифаре считалась высоким искусством, овладеть которым давалось далеко не каждому. Для этого нужно было обладать не только врожденным талантом, но и отличной памятью, ловкостью пальцев и силой.

Смотрите также

Древнегреческие архитектурные ордера.

Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть седьмая)

В 1988 г. несколько древних христианских и византийских памятников Салоники были добавлены в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а уже в 1997 г. город был официально назван европейской столицей культуры, что ознаменовалось большим количеством проводимых мероприятий. На сегодняшний день в списочном составе ЮНЕСКО по Греции числится 17 исторических памятников Всемирного наследия. 15 из них включены по культурным критериям, 11 отнесены к шедеврам человеческой гениальности и признаны феноменом исключительной природной красоты и эстетической значимости. 8 исторических памятников являются кандидатами включения в список наследия. Салоники – единственный город в Греции, богатый памятниками византийского и раннехристианского зодчества, в нем насчитывают 15 памятников относящихся к Всемирному наследию.

Диоген и история его жизни

Диоген был главой кинической школы философии. Отца его звали Гикесий. Много лет своей жизни Диоген прожил в Афинах, а умер в Коринфе. Предание гласит, что до того, как стать философом, Диоген пользовался большим успехом как фальшивомонетчик, поскольку пытался таким образом помочь своему отцу выйти из тяжелого материального положения, в котором тот находился.

Источник

Кифара

Из Википедии — свободной энциклопедии

Кифара что за инструмент. Смотреть фото Кифара что за инструмент. Смотреть картинку Кифара что за инструмент. Картинка про Кифара что за инструмент. Фото Кифара что за инструмент

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н. э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12 (см. Тимофей Милетский).

Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом, по другой традиции, кифаро́дом (др.-греч. κιθαρῳδός ); музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом (др.-греч. κιθαριστής ). Искусство пения под кифару у греков называлось кифаро́дией (др.-греч. κιθαρῳδία ). Был разработан целый ряд формульных мелодических композиций — номов, на которые поэты распевали гекзаметрические стихи Гомера и стихи собственного сочинения. Кифародические номы были известны всем ценителям музыки по именам («Беотийский», «Эолийский», «Высокий» и другие) и использовались как «конкурсные» сочинения на праздниках и играх (например, Пифийских). Легендарным создателем кифародических номов древние считали (например, у Псевдо-Плутарха) Терпандра. Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой (др.-греч. κιθαριστική ).

Кифара считалась инструментом Аполлона; в отличие от авлоса — инструмента Диониса.

В Средние века термином cithara называли различные струнные инструменты. От слова cithara (в средневековой орфографии citara) в новоевропейских языках произошли названия популярных музыкальных инструментов «гитерн», «цитра» и «гитара».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *