Кикшеринг это что такое простыми словами

Кикшеринг: что это и как работает?

Современный ритм жизни диктует свои правила, поэтому мобильность в крупных городах, где дороги переполнены транспортными средствами, становится как никогда актуальной проблемой. За последние годы прокат электросамокатов стремительно набирает спрос, и жителям России стоит взять на заметку столь универсальный способ передвижения.

Как работает кикшеринг

Кикшеринг – услуга по предоставлению электросамокатов в краткосрочную аренду. Данное средство передвижения очень удобное и экологичное (среднее время работы без дополнительной подзарядки составляет примерно 2,5 часа на максимальной скорости 30 км/ч), но использовать его можно исключительно в сухое время года для преодоления коротких расстояний.

Обычно электросамокат берут напрокат при помощи мобильного приложения, а оплата считывается с баланса пользователя только после фактического завершения аренды.

Стандартный алгоритм использования услуг кикшеринга включает в себя 5 этапов:

Иногда компании по кикшерингу используют 2 самых распространённых варианта для завершения использования услуги:

Чаще всего зону аренды каждая фирма определяет самостоятельно. Поэтому перед началом поездки клиенту стоит убедиться в достаточном уровне зарядки средства передвижения, иначе могут быть сложности при возврате.

Важно! Непременно следует обратить особое внимание на штрафную («красную») зону, в границах которой завершать срок проката запрещено. В противном случае придётся заплатить штраф за нарушение правил.

Города, где работает услуга

Современный кикшеринг – не просто очередной модный способ развлечения, но и отличное средство передвижения, особенно в проблемных городах с постоянными пробками на дорогах. Постепенно упомянутый сервис всё набирает популярность, поэтому услуга по прокату такого альтернативного транспорта как электросамокаты стремительно развивается во всей стране:

Справка! Потенциал развития кикшеринга по всей России довольно высок. Но в некоторых регионах прокат электросамокатов предоставляется сезонно и напрямую зависит от погодных условий (с начала весны и до 31 октября включительно). А вот на юге страны, например в Сочи, услугой аренды можно воспользоваться практически круглогодично.

Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть фото Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть картинку Кикшеринг это что такое простыми словами. Картинка про Кикшеринг это что такое простыми словами. Фото Кикшеринг это что такое простыми словами

Прокат электросамокатов в Москве

Кикшеринг — это краткосрочная аренда электросамокатов. Принцип услуги тот же, что и прокат автомобилей.Скачайте приложения кикшеринга для проката в Москве: Whoosh, Urent, Карусель, Samocat Sharing. Используйте промокод для первой поездки.

Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть фото Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть картинку Кикшеринг это что такое простыми словами. Картинка про Кикшеринг это что такое простыми словами. Фото Кикшеринг это что такое простыми словами

Аренда самокатов в Санкт-Петербурге

Эта система удобна и востребована в Санкт-Петербурге так как решает вопрос передвижения по городу или бережет силы во время прогулок по паркам и зеленым зонам города. Кстати в Санкт-Петербурге удобно кататься в центре города, где много достопримечательностей и памятных мест.

Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть фото Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть картинку Кикшеринг это что такое простыми словами. Картинка про Кикшеринг это что такое простыми словами. Фото Кикшеринг это что такое простыми словами

Кикшеринг в Сочи (Адлере)

Аренда электросамокатов в Сочи. Скачайте приложения URENT и MaturCity. Тарифы и условия. Зоны проката. Кикшеринг — новое направление в прокате средств передвижения в городских условиях, принцип работы которого такой же, как и у проката автомобилей.

Источник

Почему электросамокат стоит как каршеринг? Конкуренция, экономика и перспективы кикшеринга в Москве

В Москве четыре крупных игрока кикшеринга — Whoosh, Urent, «Карусель» и lite. «Трушеринг» сравнил условия сервиса этих операторов и проанализировал, могут ли они составить друг другу реальную конкуренцию.

Тарифы у всех четырех операторов состоят из двух частей — плата за разблокировку и оплата минут в движении (данные на сентябрь 2020 года). Стоимость старта одинаковая — 50 рублей, а поминутная тарификация у всех разная:

В летние месяцы, когда спрос был стабильно на высоком уровне, стоимость минуты аренды самокатов показывала максимальные значения. Временами кикшеринг оказывался дороже каршеринга.

К примеру, у Whoosh цены нередко держались на уровне 9 рублей за минуту, что, с учетом его демпинга в центре Москвы, вызывало много вопросов.

В последний месяц цены у всех операторов остаются практически всегда на минимуме в будни и добираются к максимальным значениям только в выходные:

Самая большая зона пользования сервисом — у Whoosh. Самокаты можно найти как внутри Садового кольца и ТТК, так и за их пределами. Особенно развито юго-западное направление:

У Urent нет зоны в пределах Садового, и вообще не охвачены юго-западные и западные районы. Активней всего сервис распространяется на юго-восток:

У «Карусели» и lite количество самокатов значительно меньше, поэтому первая представлена в основном только в пределах ТТК, за исключением юго-востока, а вторая — чуть дальше Садового кольца:

В Москве операторы кикшеринга не могут самостоятельно выбирать зоны, в которых будет эксплуатироваться сервис. Для их запуска необходимо получить специальное разрешение. При этом в случае отказа компаниям не называют какие-то определенные причины.

За кикшеринг решают, где именно можно эксплуатировать самокаты, что негативно сказывается на конкуренции.

Парк Whoosh — самый большой по данным на начало сентября. На улицах Москвы выставлено порядка 3000 самокатов на базе Ninebot.

У Urent всего 16 000 самокатов во всех регионах присутствия (порядка 15 городов), сколько точно в Москве — узнать не удалось.

В парке «Карусели» около 1000 самокатов, разработанных специально для шеринга.

Парк шеринга lite самый малочисленный среди четырех операторов и составляет 800 самокатов FitRider.

Редакция «Трушеринга» в марте проводила мониторинг рынка кикшеринга. Тогда компании, предлагающие франшизы или помощь в организации подобного бизнеса, озвучивали стоимость одного электросамоката в пределах 35 000 — 55 000 рублей. Еще около 10 000 рублей пришлось бы потратить на дополнительную батарею и около той же суммы на кастомизацию.

Даже при самых грубых подсчетах выходило, что стоимость одного самоката не превышает 75 000 рублей. Для сравнения средняя стоимость автомобиля в каршеринге составляет более миллиона рублей плюс стоимость телематики, оплата парковки и оклейки.

Срок жизни одного самоката по разным оценкам составляет от 28 дней до 2-3 сезонов в зависимости от модели и интенсивности использования.

Окупаемость сервиса по расчетам экспертов — около 9 месяцев или полтора сезона при условии, что один самокат будет совершать в день 6 поездок, а общее время в пути составит 24 минуты. В расчете срока окупаемости учитывается зарплата команды и прочие операционные расходы.

Как мы видим, стоимость аренды, которая сопоставима (а иногда и превышает) стоимость аренды автомобиля в каршеринге, не подкреплена экономическими расчетами. У операторов есть возможность сделать цены ниже.

В прошлом году настоящий бум кикшеринга случился в Польше — сервис охватил 19 городов, а суммарное количество самокатов было около 11 000 единиц. В стране появилось не только множество местных игроков, но и такие «тяжеловесы» как Bird и Lime.

Средняя плата за разблокировку в Польше — 40-50 рублей, минута аренды — 7-9 рублей. Это сопоставимо с ценами, которые устанавливают российские игроки рынка.

Возможен ли в России и, в частности, в Москве, подобный бум кикшеринга? В Польше есть два момента, которые отличают сервис от российского: оставлять самокаты можно где угодно, а со стороны администраций городов нет каких-то дополнительный ограничений (кроме законодательного запрета передвижения по велодорожкам). Это весомые аргументы в пользу развития конкурентной среды.

В Москве пока конкуренция довольно условная — большая часть операторов сосредоточена в центре города, но при этом есть несовпадение по зонам, что исключает прямую конкуренцию игроков и дает возможность удерживать нужные и не всегда адекватные цены.

Интересней ситуация складывается в Санкт-Петербурге, где не нужно получать специального разрешения от администрации города. Там на момент написания статьи было пять основных операторов кикшеринга, четыре из которых появились в этом году.

В июне, когда мы проводили тест-драйв питерского кикшеринга, в городе было только два оператора, предлагающих аренду электросамокатов — Whoosh и Molnia. Во время максимально спроса (середина выходного дня) минута аренды у Whoosh стоила 9 рублей, а у Molnia по схожему тарифу — 7 рублей.

На текущий момент, когда количество игроков значительно увеличилось, цены у операторов сравнялись. Возможно, изменение стоимости вызвано окончанием сезона, но исключать факт конкуренции тоже не стоит.

Очевидно, что в Москве операторов для реальной конкуренции не хватает одинаковых условий по части зоны пользования, а также количества игроков рынка. Мировой опыт, а также пример Санкт-Петербурга показывают, что для развития услуги в целом нужно здоровое противостояние между компаниями. Оно не только привело бы к адекватному ценообразованию, но и повысило бы качество сервисов.

Стоит и учесть опыт каршериговых компаний в Москве, когда на пике развития сервиса в городе работали 15 компаний. Для них не вводились какие-то ограничения по зонам эксплуатации, при этом каждая компания формировала свою тарифную сетку и подход к клиентам.

Здоровая конкуренция позволила каршерингу стабильно развиваться на протяжении более чем пяти лет.

Не отвечает нынешний московский кикшеринг и понятию транспорта последней мили. Электросамокаты чаще всего используют, чтобы покататься, а не для того, чтобы добраться домой или на работу от метро.

Чтобы самокаты стали полноценной частью инфраструктуры города, необходимо не только расширять парк, но и развивать инфраструктуру: специальные дорожки и парковки. Также стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.

Деньги не возвращали 4 месяца, вешая мне лапшу про то, как их финансовый отдел пиздецки загружен и не успевает обрабатывать заявки.

В итоге я внезапно вспомнил, что можно попробовать вернуть деньги чарджбэком через банк. И о чудо, транзакцию банк откатил спустя пару дней.

В гугле плее подобных отзывов тьма, но при этом рейтинг все равно высокий, что позволяет предположить о накрутке рейтинга.

Ничего страшного. Я недавно заметил как Яндекс накрутил себе рейтинг к «.Лавке»
Так что теперь это норма жизни 😽👍🌎

Самый удачный вариант с этой точки зрения у карусели, у них у первых появился самокат сделанный специально под шеринг

Ну да, они там весь флот в среднем раз в год меняют, потому и цены такие.

Фиг с ними, с самокатами.

Почему у кикшеринговых мобильных приложений UI до неприличия похож?

А почему он должен быть разным? Каждый новый конкурент не хочет рисковать, а смотрит, как выглядит то, чем люди уже пользуются, и делает нечто похожее.
Смартфоны вон тоже отличаются только взаимным расположением камер и вспышки. И что?

Это же элементарная психология: отличаться, чтобы запомниться. Но никто из них этим ходом не пользуется — и такая одинаковость удивляет 🤔

Да, можно сделать, например, только одну кнопку «найди ближайший самокат», и все. Или с первого экрана требовать ввести точку Б, не пуская дальше, и строить маршрут со взятием самоката. И это запомнится, без сомнения. Но первая реакция будет «ну нах, а где карта, где можно увидеть расположения самокатов, как у всех нормальных приложений? Удалю ка я эту хрень»

если вы будете реализвовывать различные незнакомые сценарии (каждый день), то пользователь не будет разбираться и уйдёт туда, где всё на привычных местах.
возможно, запомнит.

намекаете, что кто-то продаёт лопаты золотоискателям?

Можно и так сказать 😉

Предположу что скоммуниздили у кремневодолинных стартапов-единорогов в которых только на изучение UIUX потратили больше чем стоимость всех российских самокатов вместевзятых.

Urent вообще странные ребята, взяли летом около ВДНХ с другом катнуть, у их самокатов нет датчиков заряда батареи и в какой то момент они тупо заблокировали переднее колесо из за того что батарея села, их даже невозможно было катить,

И ни слова про наш менталитет. Ок, чё🤷‍♂️

То,что я видел в Европе, как на них гоняют,кидают,прыгают! Один в один как и у нас некоторые местные любители уничтожить чужое имущество. Без разницы какой менталитет- везде есть разрушители к сожалению

Везде, но важно % соотношение долбаебов.

Я бы сказал, что санкции по отношению к маргиналам оказывают большее влияние, нежели процентное соотношение девиантов.

Литые колеса постоянно скользят, по поребрикам, по стыкам, по неглубоким лужам

Стоит как каршеринг, в Казани даже дороже выходит
Везде какая-то мутная история с «сначала оплати 500 рублей, а там как повезет»

Я бы им всем зоны совместил, и посмотрел кто выживет с нормальной конкуренцией

В затратах не хватает еще «своровали»/ «не нашли», чего крайне мало в каршеренге. И еще стоимость зарядки (сколько нужно людей/батарей/логистика. )

Вуш самые нормальные в мск.

в сочи ездил на Urent, но они там все тупо ушатанные

стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.

страшно далеки вы от народа. стоимость не должна превышать цифру, которую пользователь «успел бы заработать» в сэкономленное в поездке время, иначе пользы от такого «подброса» ровно 0

Может ли Москва стать мировым лидером кикшеринга?

Шеринг этот пока незрелое гуано. Думаю проблема в аккумуляторах. Полагаю суеты с зарядкой и обслуживанием самокатов много. В итоге и люди платят дорого, и шеринги сами не так уж и жируют по моим прикидкам. Сомневаюсь, что самокат типичный ездит в день больше 100 минут (одну зарядку). То есть для Липецка это 600 рублей выручки с самоката, с которым надо поняньчиться вручную каждый день. Плюс амортизация. Плюс риски хищений и вандализма. Плюс короткий сезон.

Источник

Кикшеринг это что такое простыми словами

«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут

электросамокаты в России.

Исследование рынка кикшеринга

«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут электросамокаты в России. Исследование рынка кикшеринга

Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть фото Кикшеринг это что такое простыми словами. Смотреть картинку Кикшеринг это что такое простыми словами. Картинка про Кикшеринг это что такое простыми словами. Фото Кикшеринг это что такое простыми словами

Текст: Екатерина Кинякина, Джейхун Мамедов

90 тыс. самокатов, 40 приложений, 10 млн человек. Это российский рынок кикшеринга (от англ. kick scooter — самокат) в цифрах. На этом фоне чуть более 200 официально зарегистрированных ДТП выглядят несущественной погрешностью. Большинство ДТП не заканчиваются тяжелыми травмами или серьезным ущербом, и их участники отделываются ссадинами и ушибами, максимум — поломкой самоката. Однако СМИ и телеграм-каналы регулярно публикуют новости в духе «Автомобиль сбил человека на электросамокате в центре Москвы», «Супруги избили мужчину на электросамокате, ехавшего по тротуару в центре Москвы», «В Петербурге сотрудники Следственного комитета пришли с обысками в несколько сервисов аренды самокатов. Это связано с уголовными делами, возбужденными после трех инцидентов с наездами электросамокатов на детей». В обществе наметился настоящий раскол — между теми, кто за сервисы аренды самокатов, и теми, кто против. Мы решили разобраться, а как же на самом деле устроен рынок кикшеринга в России.

Рынок: игроки, доли, инвестиции

Первый кикшеринг — комом

Первыми игроками на российском рынке шеринга электросамокатов в России стали каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive. В мае 2018 года «Делимобиль» выставила в Москве 1650 устройств под брендом «Делисамокат», а YouDrive запустила бренд YouDrive Lite с 200 самокатами на старте. Чуть позже появились сервисы Samocat Sharing, в конце года, в Сочи, — Urent, а спустя год — Whoosh. «Делисамокат» и YouDrive Lite в итоге закрылись: причины были в дорогом техническом обеспечении самокатов и ошибочной оценке потребительского спроса.

На тот момент YouDrive вел долгие переговоры с Mail.ru Group о покупке сервиса каршеринга и, по итогу, сервис YouDrive Lite в периметр сделки не вошел. По словам сооснователя и гендиректора YouDrive Бориса Голикова, с этим был связан годовой перерыв в работе сервиса. В 2020 году Голиков перезапустил сервис аренды самокатов как самостоятельную компанию под брендом Lite. За 2020 год, по данным компании, его выручка составила 23 млн руб. при среднем чеке каждой поездки 200–250 руб., по данным компании. По факту, «Делисамокат» и Lite во многом опередили рынок. Препятствием для стремительного взлета бизнеса стали, с одной стороны, технические сложности в настройке программного обеспечения сервисов, с другой — высокая себестоимость устройств при низком спросе: в 2018 году пользователи еще были не готовы к активному использованию сервисов шеринга электросамокатов.

Игроки, которые вышли на рынок позже, смогли решить эти бизнес-задачи. Сегодня российский кикшеринг представлен сервисами Whoosh, Urent, «Карусель», Lite, E-Motion, Molnia, Eleven, Busy-Fly, toGO, «ПоПути» и другими. По различным оценкам, первые два игрока занимают около 80% всего рынка.

Кикшеринг в цифрах:

самокатов — объем рынка на июнь 2021 года

приложений кикшеринга на рынке, то есть 40 компаний

человек пользуется самокатам в России

руб. — объем рынка в 2020 году

руб. привлечено инвестиций крупными игроками

Основатель Urent Андрей Колесник начинал с каршеринга, но из-за низкой маржинальности бизнеса переключился на шеринг велосипедов, а затем и электросамокатов. В октябре 2018 года компания в тестовом режиме поставила несколько электросамокатов в «Розе Хутор» — эксперимент сработал. В конце года инвесторы Андрей Азаров и Михаил Гейшерик вложили в идею Колесника 12 млн руб. На деньги новых инвесторов URentBike приобрел около 2 тыс. самокатов у сервиса «Делисамокат». После этого Urent появился в Сочи, Краснодаре, Анапе и других южных городах. К концу 2019 года у сервиса было больше 3 тыс. электросамокатов; выручка составила 88 млн руб., а прибыль — 11 млн руб.

Летом 2020 года на фоне окончания локдауна и, как казалось, пандемии, спрос на кикшеринг начал быстро расти и в Москве. К этому времени здесь уже вовсю развернулся сервис Whoosh, запущенный бывшими топ-менеджерами S7 весной 2019 года.

Выехать на улицы Москвы Urent помогли также и дополнительные инвестиции: Азаров, Гейшерик и их друзья вложили в сервис еще 150 млн руб. В 2020 году через франшизу самокаты Urent появились в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже. Выручка компании по итогам года достигла 800 млн руб., а прибыль — 123 млн руб.

Сейчас у Urent, по данным компании, 40 тыс. электросамокатов в 50 городах (включая подмосковные), а приложением пользуются 2 млн человек. Средний чек поездки на электросамокате Urent в Москве составляет 180 руб., а усредненная дальность поездки — около 2,5 км. В день на одном устройстве совершается 4–5 поездок, в выходные этот показатель выше.

По подсчетам Urent, самокат зарабатывает примерно 7 тыс. руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2 тыс. руб.

В апреле этого года сервис привлёк 1,2 млрд руб. от фонда АФК «Система» Sistema SmartTech, первых инвесторов, структур «Сбера» и «Ситимобил». Компания планирует увеличить парк до 60 тыс. электросамокатов и будет дальше инвестировать в технологическое развитие платформы.

ИгрокСамокатовГородовВыручка (2020)
Urent40 тыс.50800 млн руб.
Whoosh30 тыс17855 млн руб.*
Карусель3,6 тыс.740 млн руб.
Lite2,7 тыс.213,2 млн руб.*
E-Motion2 тыс.2089,6 млн руб.*

Остальные — локальные игроки с парком

самокатов и 10 млрд рублей — ожидаемый объем рынка в 2021 году

самокатов — предел рынка в России

Шеринг как новая технологическая отрасль

3D-принтеры для самокатов

При средней скорости передвижения 12 км/ч современные модели шеринговых самокатов выдерживают от 3 до 4 часов поездки, или 35–40 км. Самокат на полном заряде может выдержать 15–20 поездок, и в пассивном состоянии самокат почти не разряжается. Эти параметры обеспечиваются мощностью аккумулятора: в базовой комплектации популярных моделей электросамокатов она составляет 350 Вт, однако сервисы программно занижают мощность самокатов, что приводит к ограничению максимальной скорости. Это один из ключевых параметров, который обеспечивает эффективность бизнеса: чем дольше самокат может работать без подзарядки, тем больше выручка с каждого из устройств. Круглосуточную работу кикшеринга обеспечивают технические команды, которые работают в три смены и обеспечивают техобслуживание и замену аккумуляторов.

МодельСкоростьЗапас хода (км)ПриводВес, кгМощностьАккумуляторСкладной механизмIoT модуль
Ninebot Max Pro2555Задний24350WСъемный 12000mahНетДа
Xiaomi Pro2530–35Передний17300WНесъемный 12800mahДаНет
Ninebot Max2550Задний24,6350WНесъемный 15300mahНетДа
Xiaomi 1S2530Передний12,5250WНесъемный 7800mahДаНет

Источники: данные компаний

«У нас есть технологическая особенность — 3D-принтеры, которые печатают пластиковые запчасти, например курки для газа. Это позволяет экономить большое количество времени. Из Китая запчасти могут ехать месяц, а с принтером ты их можешь напечатать за 2 дня с помощью 3D-моделей. Это генерирует дополнительную выручку, потому что у тебя техника не простаивает», — Михаил Гейшерик, инвестор Urent.

Другой важный критерий — надежность устройства. Каждый шеринговый самокат оснащен IoT-модулем, который отвечает за геопозицию, блокировку, передает данные о начале и завершении поездки, производит автоматическую диагностику систем, контролирует скорость и сообщает об экстренном торможении или других неполадках. Такие модули входят в базовую комплектацию или могут быть кастомизированы с точки зрения разработки по желанию заказчика. Например, Urent пока что закупает модули у производителя самокатов, а Whoosh занимается разработкой собственных модулей.

Данные о поездке передаются в пользовательское приложение, которое интегрировано с платежными системами. Это обеспечивает возможность мгновенной активации и оплаты поездки. Это важный параметр, учитывая, что у каждого сервиса в моменте может быть несколько тысяч активных аренд по стране.

Данные Urent и «Карусель»

стоимость одного электросамоката с завода

стоимость с учетом логистики, НДС и растаможки

руб. зарабатывает 1 самокат в день

от дохода самоката — расходы на техобслуживание, ремонт и амортизацию

средняя скорость самоката

средняя дистанция, которую проезжает пользователь самоката

максимальная продолжительность поездки при средней скорости

Ночь перед запретом

Сегодня самокат не конкурирует с автомобилем как вид транспорта, рассуждает инвестор Urent Андрей Азаров: «Сегодня кикшеринг конкурирует с кинотеатрами больше, чем с автомобилями: пользователи воспринимают его скорее как развлечение, а не как транспорт, позволяющий добраться из пункта А в пункт Б». Однако ситуация меняется, отмечает он: в 2020 году больше 80% поездок совершалось в развлекательных целях и лишь 20% пользователей сервиса использовали самокаты как транспорт последней мили. Сейчас таких поездок уже 35–40%. Доля таких поездок растет в ситуации, когда скорость потока в пробке снижается до 30 км/ч, самокат становится полноценным конкурентом автомобилю, объясняют в компании.

В Whoosh, напротив, оценивают долю поездок «по транспортному сценарию» в 65%: «Электросамокаты — новый вид общественного транспорта, особенно шеринговые, — рядом всегда есть самокат, который можно выбрать вместо автомобиля, когда, например, в городе пробки. Мы делаем именно транспорт первой/последней мили — когда на самокате едут вместо авто, общественного транспорта, либо в составном маршруте с метро например. Перекрытие или сильное замедление самоката на центральных улицах, транспортных артериях сильно влияет на использование самокатов. Люди возвращаются к привычному автомобилю либо покупают свой самокат, на котором эти ограничения не действуют», — говорит представитель Whoosh.

Сейчас крупнейшие шеринговые сервисы программно ограничивают максимальную скорость самокатов 25 км/ч во всех городах России, кроме Санкт-Петербурга: в северной столице скорость ограничена 20 км/ч по соглашению с администрацией города. Такое решение было принято после череды несчастных случаев с участием самокатов.

В ночь на 9 июня кикшеринговые компании Петербурга приостановили свою работу. Взять электросамокат в аренду было нельзя — на картах приложений отображались парковки, но не было ни одного самоката. Пользователям Molnia в 00:09 пришло уведомление: «Мы убираем все самокаты. Ты наверняка знаешь из СМИ о ситуации с самокатами. Сейчас мы вынуждены их временно убрать, как решится вопрос, мы сразу тебя оповестим. Приносим извинения за неудобства». Вечером 8 июня Whoosh и Molnia заблокировали для поездок часть центра города. В оповещении от Molnia говорилось, что это связано с рекомендациями СК. В Whoosh утверждали, что ввели запрет «там, где строго пешеходные зоны и очень много пешеходов». В Urent говорили, что запрета нет. Уже 11 июня работа сервисов была возобновлена с учетом скоростных ограничений.

Во всех городах присутствия сервисы кикшеринга реализуют зоны снижения максимальной скорости. IoT-модуль определяет местонахождение пользователя в такой зоне и программно ограничивает скорость самоката до 5–10 км/ч в соответствии с установленными на этой территории правилами. «С сезона 2021 мы начали наносить на карту „медленные“ зоны — территории, попадая в рамки которых самокаты снижают значение максимальной скорости до меньшего показателя. В парках, на пешеходных улицах, там, где много пешеходов, самокаты не едут быстрее. Так можно делать только с шеринговыми самокатами — частные самокаты регулируются только владельцами», — рассказали в Whoosh.

Таким образом, наибольшую опасность для движения представляют не шеринговые, а частные самокаты, в которых нет встроенного ограничения скорости, в связи с чем они могут разгоняться до 60 км/ч, отмечает Михаил Гейшерик.

Дополнительно шеринговая платформа Whoosh и электронные модули, встроенные в самокат, анализируют все случаи падения и потенциальных ДТП. Благодаря «умной технологии» определяются очаги аварийности и корректируется движение в потенциально проблемных зонах — при накоплении вызывающих тревогу случаев вводится дополнительная зона снижения скорости, отметили в компании.

Инфраструктура городов и этика

На сегодняшний день в России инфраструктура выделенных дорожек для передвижения на электросамокатах и иных средствах индивидуальной мобильности почти отсутствует или фрагментарна в большинстве крупных городов, отмечает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев: очаги присутствия такой инфраструктуры обычно парки и центральные улицы новых районов.

«Сейчас протяженность веломаршрутов в Москве уже относительно большая — более 900 км, это включая выделенные полосы. В этом сезоне — до 80 км новых временных велополос. К 39 км постоянных велополос и велодорожек в центре добавится около 17 км временных. Также в город снова вернут временные полосы 2020, которые составят еще 5,4 км. Например, в центре велополосы проложат на 26 улицах», — заявили в пресс-службе Департамента транспорта.

«Необходимость совмещать потоки с пешеходами вынуждает заметно ограничивать скорость (технически уже реализуется) и количество электросамокатов одновременно на одном участке тротуара (пока нет примеров реализации). В части парковок электросамокатов имеющихся у кикшеринг служб правил пока недостаточно, чтобы не перегружать улично-дорожные сети. Сейчас рынок находится в стадии становления и в смысле расширения географии, и в части стандартизации регуляторики», — отмечает Вихарев.

«Мы активно обсуждаем с администрациями и урбанистами, как можно развести потоки пешеходов, маломощных самокатов + велосипедов, автомобилей + мощных самокатов „мопедов“. Кажется, в этом большой вызов и будет много пользы», — считают в Whoosh.

«Готовность городов к шерингу самокатов чрезвычайно низка: только в 29% из 117 городов имеется шеринговый сервис по предоставлению самокатов; протяженность велополос в км, по доступым данным, колеблется от 0 до 43 км (полагаем, что велополосы будут также применимы для использования самокатов)», — утверждает старший менеджер практики по оказанию консультационных услуг государственным и общественным организациям, PwC в России, Оксана Кулакова. Такую статистику показало исследование «Индекс качества жизни», проведенное PwC совместно с ВЭБ.РФ.

Данные ЦОДД Москвы

протяжённость веломаршрутов в Москве

временных велополос появится в 5 районах города в 2021 году

Другая проблема — парковки. «Чтобы транспортная модель работала — нужна возможность проехать и оставить самокат около пункта назначения», — объясняет представитель Whoosh. Конструкции велопарковок (так называемые «креветки») массово установлены только в Москве, поэтому здесь сервисы обозначают их как зоны парковки. В остальных городах используются виртуальные парковки — точки на карте, где можно завершить поездку, — «карманы» на тротуарах, где самокаты не будут мешать, или разметка на асфальте, чтобы пользователю было проще сориентироваться.

Исходя из информационного фона от большинства городских администраций, шеринг самокатов пока не входит в приоритетные направления развития среды, заключает Оксана Кулакова. В т. ч. нельзя не принять во внимание критерий сезонности данного вида транспорта: например, в холодных городах он в принципе мало доступен, отмечает она.

Печальная культура вождения

На сегодняшний день правовой статус самокатов не определен: в ПДД не упомянуты электросамокаты, а управляющие ими лица не выведены в отдельную группу участников дорожного движения и не наделены каким-либо статусом. Неопределенность статуса малого электротранспорта препятствует его развитию, считают участники рынка: при движении по тротуару электротранспорт создает опасность пешеходам, пользователи зачастую игнорируют меры предосторожности. Отсутствует не только административное регулирование, но и культура управления электросамокатами.

«Самокатам, и частным, и шеринговым, очень нужна правовая база — ПДД для СИМ (средства индивидуальной мобильности). Нужно понять, где можно и как именно могут ехать маломощные самокаты, где мощные (это уже, скорее, мопеды), какая ответственность за нарушение этих правил», — объясняет представитель Whoosh.

Шеринги самокатов сейчас делают все возможное, чтобы сделать поездку более безопасной, но есть и частные владельцы самокатов, в которых не ограничена скорость и которые никто не регулирует, объясняет управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава. Определенное регулирование рынка назрело, только к этому надо подходить разумно и взвешенно, не дискриминируя добросовестных участников рынка, считает он.

По мере роста количества инцидентов понадобится регулирование, например ограничение скорости для конкретных пользователей, штрафы и/или запрет на использование после ДТП, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: возможно, сервисы сами начнут штрафовать или банить за неаккуратную езду, потому что, в конце концов, самокаты тоже от этого портятся.

Вводить дополнительный административный контроль или штрафы со стороны государства нецелесообразно, считает Александр Чачава: «Непонятно, кто будет контролировать их исполнение, а затраты на контроль существенно превысят общественную пользу».

с участием самокатов зафиксировано в России с января по май 2021 года по данным МВД.

24 — Москва, 22 — Санкт-Петербург, 12 — Краснодарский край, 7 — Татарстан, 6 — Свердловская область

годовой прирост по количеству ДТП с участием самокатов, по сравнению с тем же периодом.

119 человек ранены, 2 — погибли

«Мы считаем, что отсутствие культуры вождения и незнание (а где-то и отсутствие) правил дорожного движения — это камни преткновения в развитии микромобильного транспорта. Самокаты очень популярны, а аварийность у кикшеринга низкая — менее 0,01 процента от всех поездок. И это легкие случаи — падение, ссадина, синяк. Реже — переломы. Еще реже — тяжелые черепно-мозговые травмы, в этих случаях, как правило, вторым участником события является автомобиль», — говорит пресс-секретарь кикшерингового сервиса Whoosh Юлия Камойлик. Анализ инцидентов внутри сервиса говорит о том, что травмирование происходит вследствие нарушения правил: спешиваться на переходе, не ехать вдвоем, потому что иначе самокатом невозможно маневрировать, притормаживать перед арками и перед поворотами, откуда может выехать автомобиль.

«Все знают, что нельзя садиться пьяным за руль автомобиля. Но какая-то часть все равно это делает. По крайней мере эта часть знает, что они неправы. Однако даже надпись на самокате, что он запрещен для детей или на нем нельзя ехать вдвоем, не останавливает от передачи управления семилетнему ребенку, езды вдвоем или даже перевозки детей, что, на наш взгляд, является вопиющем проявлением безответственности, — говорит Юлия Камойлик. — Самокаты сейчас демонизированы. К сожалению, мы видим нагнетание повестки. Но это нормальный этап развития рынка: так было с автомобилями, так было с каршерингом. Если какое-то явление становится массовым, появляются проблемы, с этим связанные. Но никто же не говорит, что 99,9% поездок на кикшеринге — это поездки, в которых не случается никаких инцидентов».

«Здесь важно разделить ДТП с самокатами на две большие и очень разные группы:

ДТП с частными самокатами и ДТП с шеринговыми самокатами, — подтверждает Андрей Азаров, директор по развитию Urent. — Все самые «медийные» происшествия этого года — ДТП с частными самокатами (солист Мариинки, другие аварии в Петербурге, в том числе те, что попали в поле зрения СК, и другие). Почему к ним было столько внимания — они привели к серьезным травмам. Причина заключается в том, что скорость частных самокатов существенно выше — 30–35 км/ч на сопоставимых моделях (в шеринговых она ограничена операторами до 25 км/ч), а есть модели до 50–60 км/ч.

Притом эти самокаты по ПДД не являются транспортным средством: на них не нужны права, их может использовать кто угодно, в любом состоянии. И, с точки зрения закона, он ничего не нарушает: самокат сейчас фактически приравнен к пешеходу, а значит, ехать такой человек может по тротуару. В среднем по рынку авария с тяжелыми травмами на шеринговых самокатах случается одна на 3 млн поездок. Аварии с тяжелыми травмами на частных самокатах случаются каждый день», — говорит Андрей Азаров.

Самокаты — это не вещь в себе, а новая часть транспортной инфраструктуры города, рассуждает основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьев. Пока законы не успевают за новыми технологическими явлениями и в ПДД отсутствует понятие «средство индивидуальной мобильности». «Инициативы, которые предлагаются сейчас, не будут работать, если выделять эту транспортную группу и не строить инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности, — их движение необходимо выносить за пределы пешеходных дорог, расширить тротуары и создавать сеть велодорожек. Поэтому движение здесь должно быть в обе стороны: с одной стороны, компании будут адаптироваться к изменяющемуся регулированию, с другой стороны, наличие этих участников рынка будет менять и дорожную инфраструктуру», — говорит Соловьев.

Все опрошенные участники рынка соглашаются: чтобы ситуация изменилась, в юридическое поле необходимо ввести понятие «средство индивидуальной мобильности». Оно определяет правовой статус электросамокатов с мощностью до 250 Вт, при этом пользователь маломощного самоката останется, с точки зрения ПДД, пешеходом, но получит право выезда на дороги общего пользования и передвижения по велодорожкам. Минтранс такие обновления в ПДД предлагал в апреле (пока они не приняты).

За последние 10 лет все города-миллионники так или иначе начали инфраструктурно адаптироваться под средства индивидуальной мобильности, рассуждает руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. Однако, когда проектировалась велоинфраструктура или инфраструктура для пешеходов, никто не учитывал появления и распространения такого количества самокатов, и сами самокатчики зависли где-то между пешеходами и велосипедистами и перемещаются то по автомобильным дорогам, то по велодорожкам, то по тротуарам, продолжает он: «Целостной велоинфраструктуры не появилось, а застройка порождает проблемы, связанные с шириной тротуара. В малых городах инфраструктуры нет в принципе, хотя там как раз точки роста шеринговых сервисов, потому что расстояния между точками перемещения людей там не велики и сейчас там довольно много людей пользуются велосипедами».

Однако остается этический вопрос, продолжает Мурунов: «У нас вообще с культурой поведения и культурой отношений между людьми разного типа перемещения все очень печально. При проектировании велодорожек мы обязательно зовем и представителей пешеходов, и представителей автомобилистов, и видим, что эти люди встречаются впервые и каждый из них не готов думать и занимать позицию другого».

«Автомобилисты у нас фактически монополизировали право на проектирование дорожной инфраструктуры, и развитие парковок, дорог, развязок во всех городах является приоритетным вопросом. Тут этика очень важна, потому что никто в городах не занимается вопросом формирования новой культуры перемещения по городу. У велосипедистов свои фестивали, а у самокатчиков еще не сформировалась субкультура, и баланс интересов совершенно непонятен», — говорит Мурунов.

Шеринги самокатов тоже повели себя не весьма этично, считает урбанист: компании увидели спрос и массово запустили сервисы, не проработав вопросы, связанные с тем, как эти сервисы повлияют на перемещение маломобильных групп, например женщин с колясками, что породило резкую обратную связь и негативные коннотации. «На мой взгляд, сейчас нет выхода из этой ситуации, потому что ограничивающие законы — это не решение проблемы, а ее избегание, потому что проблема не в самокатах, а в отсутствии консенсуса между различными группами горожан», — заключает он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *