Кинезиотерапия для детей что это
Кинезотерапия – идеальный метод оздоровления при проблемах опорно-двигательного аппарата.
В современном обществе резко возросло число людей, страдающих различными заболеваниями, связанными с опорно-двигательным аппаратом. Причин для этого великое множество: основной причиной является малоподвижный образ жизни. К этому привел современный ритм жизни и высокий уровень прогресса. Сейчас люди заняты в основном на «сидячей» работе, до офиса добираются на машине, которая, естественно, стоит под окнами. С работы люди добираются таким же образом, сели в машину и дома, в лучшем случае могут по дороге заехать в магазин.
Таким образом движений у человека становится минимум, а нельзя забывать еще и про стрессы на работе и дома, неправильное питание, ухудшение экологии и т. д.
Все это и приводит к тому, что у человека начинается в раннем возрасте разрушение позвоночника и суставов конечностей… Что же с этим делать? Правильно, вести здоровый образ жизни и как можно больше двигаться. А что делать людям, у которых уже появились боли, хруст, ограничение движений в позвоночнике и суставах? Правильно, лечиться! Но как? Есть различные варианты медикаментозной терапии, но ее эффект крайне временный и имеется множество побочных эффектов. Есть различные физиотерапевтические методы лечения, которые тоже носят временный характер. И наконец, есть кинезотерапия, единственный метод, позволяющий бороться именно с причиной заболевания, а не его последствиями. В нашей статье мы подробно остановимся на этом методе.
Понятие «кинезотерапии» и особенности методики.
Кинезотерапия (кинезитерапия, кинезиотерапия) – это довольно молодая форма лечебной физкультуры, оздоровительной гимнастики, ставшая очень популярной в последние 10 лет во всём мире. В переводе с греческого кинезотерапия («кинезис» – движение, «терапия» – лечение) «лечение движением». Она представляет собой систему занятий (тренировок), включающих в себя комплекс различных упражнений на специальном оборудовании. Упражнения подбираются согласно индивидуальной программы, разработанной с учётом особенностей организма и наличием тех или иных заболеваний.
Цели кинезотерапии:
Что же, давайте разберёмся чем же так хорош данный метод и в чём его отличительные особенности!
Во-первых, кинезотерапия – это высокоэффективный метод, при котором использование медикаментозных препаратов сводится к минимуму.
Во-вторых, эффект от занятий распространяется не на одну, конкретную, область организма, а в целом на весь организм. Т.е. – это комплексное выздоровление!
Ещё одно преимущество данного метода – это минимальное количество противопоказаний, по сравнению с другими методами, а также отсутствие побочных эффектов.
Все упражнения, которые включает в себя кинезотерапия, безопасны для суставов и позвоночника.
Программа занятий (комплекс упражнений) составляется для каждого индивидуально, специалистом кинезотерапевтом.
Занятия предполагают активное участие и взаимодействие обеих сторон в процессе тренировки, что придаёт уверенности в собственных силах.
В основу кинезотерапии легли следующие принципы:
Показания и противопоказания методики.
Показаниями к кинезотерапии являются следующие заболевания:
Противопоказания к кинезотерапии делятся на абсолютные (противопоказано полностью) и относительные (рассматриваются в индивидуальном порядке).
Полное противопоказание:
Относительные противопоказания:
Ну а теперь давайте рассмотрим применение кинезотерапии в конкретных случаях!
Применение методики при грыже межпозвонковых дисков (МПД).
Согласно статистики, 60-80% работоспособных людей сталкиваются с такой проблемой как боль в спине и позвоночнике. Грыжа межпозвоночного диска (МПД) – одна из самых распространённых причин боли в спине.
Грыжа МПД, говоря медицинскими терминами – это частичное выпячивание элементов пульпозного ядра в канал позвоночника, возникшие в фиброзном кольце в результате его разрыва при остеохондрозе, травме или повышенных нагрузках. Говоря же простым языком, грыжа МПД представляет собой отёк и воспаление, затем выпячивание межпозвоночного диска, который является своеобразной прокладкой, обеспечивающей амортизацию позвонков при движении.
Частыми причинами возникновения грыж являются микротравмы позвонков, нерациональная физическая нагрузка, сколиоз и эмоциональный физический стресс.
При выполнении упражнений по методике кинозотерапии происходит следующее:
Наш позвоночник испытывает большую нагрузку и давление в процессе всей жизни и ему порой недостаточно ночного сна и отдыха для восстановления. Правильно подобранные упражнения мягко растягивают позвоночник, снимая давление, улучшая питание и кровоток, что способствует снятию отёка и воспаления.
Мягкая и постепенная растяжка мышц и связок способствует развитию подвижности и гибкости позвоночника.
Упражнения способствуют расслаблению мышц, снятию напряжения, которое провоцирует боль, отек и воспаление.
Во время занятий, соблюдая все нюансы выполнения упражнений, включая правильное дыхание, происходит задействование глубоких мышц позвоночника, Глубокие мышцы выполняют функцию так называемых «насосов», благодаря которым со временем происходит восстановление микроциркуляции воспалённой зоны и её лимфодренаж.
После снятия болевого синдрома и устранения отёчности грыжи, происходит нормализация двигательных функций, формирование правильного мышечного корсета, повышение стабильности позвоночника и адаптация к физическим нагрузкам. На фоне всех изменений улучшается психоэмоциональное состояние и качество жизни человека.
Методика при артрозе плечевого и тазобедренного суставов.
Артроз – одно из самых распространенных заболеваний суставов. 80% жителей земли страдает им в различной степени.
Артроз – это заболевание при котором внутри сустава разрушается хрящ. Происходит это зачастую в следствии плохого питания (кровоснабжения сустава) или травмы. При артрозе происходят изменения суставных поверхностей, протекают воспалительные процессы, ткани дегенерируют.
Самая частая причина возникновения артроза – нарушение питания хряща и как следствие – изнашивание и старение суставов.
Симптомы характерные для артроза:
Для лечения артроза применяется лечебная физкультура (ЛФК). Она нужна чтобы избежать контрактуры и неподвижности.
Упражнения следует начинать выполнять сразу после снятия острого болевого синдрома.
При выполнении упражнений укрепляются мышцы и связки, уходит боль и повышается двигательная активность сустава.
В кинезотерапии при артрозе назначаются специальные упражнения с использованием тренажёров и без них. В определённом положении с использованием минимальных нагрузок в суставе создаётся отрицательное давление, что способствует притоку питательных веществ к суставу. В результате уходит боль, у сустава увеличивается амплитуда движений, проходит хруст.
Применение методики в работе с детьми.
Кинезотерапия также часто назначается детям, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а так же проблемы общего развития.
К таким относятся:
Благодаря занятиям происходит формирование правильного симметричного мышечного корсета спины. Это позволяет ребёнку не испытывать усталость в детском саду и школе, повышает выносливость и усидчивость.
Кинезотерапия для женщин в борьбе за красивое тело.
Начнём с того, что же включает в себя понятие красивого тела для женщины: конечно же это в первую очередь красивое, стройное, спортивное и подтянутое женское тело. Поэтому для современных женщин важны физические упражнения, как способ держать свою фигуру в нужной форме.
К сожалению, не все физические нагрузки имеют положительный эффект, а только те, которые подбираются с учётом индивидуальных особенностей человека. В женском организме таких особенностей гораздо больше, чем у мужчин!
Занятия спортом по системе кинезотерапии позволяют не только избавится от проблем, укрепить опорно-двигательный аппарат и держать себя в хорошей форме, но и избежать травматизма и нежелательных последствий, к которым могут привести самостоятельные занятия в обычных фитнес-клубах.
Правильно подобранные упражнения под чётким контролем и присмотром помогут выглядеть красиво, придадут сил, придадут телу гибкости, пластики и грации.
Также кинезотерапия способствует выведению шлаков из организма, нормализации движения лимфы в организме. Кстати, нарушение лимфотока является одной из причин появления целлюлита.
А самое приятное при занятиях по методике кинезотерипии – это отсутствие боли и неприятных ощущений!
Кинезотерапия при беременности.
Беременность – очень важный и сложный период в жизни каждой женщины! Особенно тяжёлым он является для тех женщин и девушек, которые до беременности ведут не активный малоподвижный образ жизни и не дружат с физкультурой. В период беременности дискомфорта не избежать, ведь это и увеличение в размерах, и в массе, изменение структуры организма, что часто вызывает боль в позвоночнике и суставах.
Кинезотерапия при беременности предполагает выполнение специальных упражнений, которые помогут подготовиться и стойко, без последствий пережить все тяготы данного периода.
Преимущества данной методики в том, что упражнения просты, доступны и безопасны для мамы и ребёнка.
Упражнения помогают:
Во время занятий укрепляются мышцы, участвующие в процессе родов, что помогает облегчить этот тяжёлый процесс.
Исследования в области гинекологии и акушерства определили, что занятия кинезотерапией в период беременности уменьшают риск разрывов промежности, тяжёлых родов и дальнейших осложнений.
Одним из направлений работы нашего центра физического здоровья Evolution является адаптивный фитнес (программа «кинезо»), с помощью которого мы поможем вам решить проблемы опорно-двигательного аппарата. Если вам не все равно как чувствует себя ваш позвоночник и суставы, то приглашаем посетить наш центр и записаться на наши занятия.
Кинезетерапия как один из методов реабилитации детей с задержкой речевого развития
валерия михайловна
Кинезетерапия как один из методов реабилитации детей с задержкой речевого развития
КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
«Движение – это жизнь» – говорил Н. М. Амосов. В настоящее время движению уделяют очень много внимания разные науки, в частности коррекционная педагогика.
Коррекционно-педагогическая работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии. Исходя из слов Н. М. Амосова, для преодоления или ослабления недостатков развития, создания здоровой полноценной жизни необходимо движение. Это можно назвать лечение движением. Дословно с греческого языка так переводится «кинезитерапия». Ее используют в коррекционно-педагогической работе и рекомендуют ученые-методисты: Г. Р. Шашкина, Г. А. Волкова, Е. С. Анищенкова, Р. Л. Бабушкина, О. М. Киселева и другие.
В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи актуален и важен для рассмотрения.
В специальной научной литературе задачи использования кинезитерапии определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Под влиянием регулярных занятий с использованием кинезитерапиив организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.
Коррекционная направленность занятий с использованием кинезитерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.
В логопедии и коррекционной педагогике используют следующие направления кинезитерапии:
Артикуляционная гимнастика. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление при коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Мимическая гимнастика Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). А также развивает и укрепляет мимические мышцы.
Пальчиковая гимнастика. Она является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Этот раздел включает игры и игровые упражнения только для рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Можно использовать упражнения с различными предметами.
Дыхательные упражнения. Они помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Такие упражнения можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Дыхательные упражнения зарекомендовали себя с положительной стороны при работе с детьми, страдающими ринолалией. [Ипполитова. Ермакова] Дыхательные упражнения оказывают влияние не только на формирование правильного речевого дыхания, они важны для общего укрепления организма и релаксации. Поэтому можно использовать и в заключительной части занятия.
Корригирующие позы. В ходе этого направления происходит создание стойких поз, необходимых для коррекции. Длительное по времени удержание нужной позы способствует выработки ее в дальнейшем самостоятельно.
Тренажеры. Особое значение для коррекционно-педагогического и физического воспитания детей имеют тренажеры. Среди них выделяют общеразвивающие и специальные коррекционые, к которым относятся логопедические, тренажеры для детей с детским церебральным параличом, дыхательные тренажеры.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развитияпросодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу
Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. [2. С. 32]
Ходьба и маршировка в различных направлениях. Ходьба – автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Это средство кинезитерапии В. А. Гринер называет «вводными упражнениями». Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т. п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Упражнения, активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений
Игровая деятельность. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в кинезотерапию. Р. И. Евдокимова, О. Р. Костенко, П. Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дети легко поддаются воздействию посредством игр. Но из-за психофизических особенностей детей с общим недоразвитием им не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.
Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок.Используют: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, простые общеразвивающие упражнения.
Изучив вопрос об использовании кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе, можно сделать вывод о том, что направления кинезитерапии целесообразно использовать в комплексе и сочетать с другими видами коррекционно-педагогической работы. В ходе этого будут решаться поставленные и определенные задачи работы с детьми, страдающими проблемами в развитии речи, и занятия будут отвечать необходимым принципам и структуре проведения.
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников: пособие для родителей и педагогов. М. :АСТ: Астрель, 2007.- 62 с.
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С. 165. 6. Шашкина Г. Р.Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.
Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.
Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.
Кинезиотерапия для детей что это
Кинезитерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности взрослых с афазией. Однако применение кинезитерапии при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых кинезитерапевтических методов наиболее известны методы В. Войта, Б. и К. Бобатов, метод нейромоторного перевоспитания и коррекционная ритмика.
Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта новый подход к реабилитации детей с ДЦП. Она выявила позиции тела, позволяющие затормозить патологические рефлексы, что способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к возможности управлять движением. Опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат обосновал теоретически. В настоящее время эта методика применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась достаточно эффективной при большинстве форм ДЦП.
Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия. Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.
Широкое применение в работе с детьми с ДЦП имеют двигательные технологии. Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.
Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Методика чешского невролога стала широко применяться в Италии, Японии, Швеции и Австрии. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу). Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям. Сначала лежа на животе, ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить. Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.
Шаргородский В.С. в 2000 году писал, что лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.
Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Технологии ритмического воспитания детей с ДЦП представлены в учебном пособии профессора Медведевой Е.А. и соавторов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании».
Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.
В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий в основном чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.
Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном.
В работе с детьми с негрубыми нарушениями двигательной сферы эффективно применяется разработанная Гринер В.А. логопедическая ритмика. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.
Упражнения на различные виды ходьбы развивают способность ориентироваться в пространстве и коллективе, развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для детей с дизартрией при остаточных явлениях ДЦП, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих патологических движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут проводить и специалисты, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений служит не музыка, а движения под стихотворное сопровождение.
Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание и являются базой для развития произносительной стороны речи. Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И. и соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г., авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.
В упражнениях на координацию слова с движением и музыкой используется общность средства выразительности как музыкальной, так и разговорной речи. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игра развивает внимание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решительность.
Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нарушенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует развитию всех качеств голоса, который у детей с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Подводя итоги выше сказанному можно сформулировать следующие выводы.
Кинезитерапия при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых методов кинезитерапии наиболее известны методы Войта, Берты и Карла Бобатов, коррекционная ритмика, психогимнастика и другие технологии. Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. При развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы удачно используется психогимнастика. Методика саморелаксации, направленная на регуляцию мышечного тонуса применяется на занятиях логопедической ритмикой. В процессе логоритмических занятий развиваются дыхательные, голосовые, произносительные возможности детей с негрубыми расстройствами движения и речи детей с ДЦП. Все апробированные в практике коррекционной работы техники направлены на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, ТВ конечном итоге на их социальную адаптацию в обществе.
Литература
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., Просвещение. 1973.
2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.
М., Коррекционная педагогика №1, 2004.
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. (Под ред. Л.И. Беляковой). М., Книголюб, 2004.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос. 2002.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
6. Медведева Е.А. и др. Арпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., Академия. 2001.
7. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., Гном-Пресс, 2001.
8. Václav Vojta, Annegret Peters. Das Vojta-Prinzip, 3. Auflage, Springer Heidelberg. 2007.