Кинофраншиза что это такое простыми словами

Значение слова «кинофраншиза»

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

кѝнофранши́за

1. ряд композиционно самостоятельных кинофильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями ◆ Четвёртый фильм про Гарри Поттера.. нарушает обычное правило, по которому каждый следующий фильм любой кинофраншизы оказывается хуже предыдущего. «Коммерсантъ»

Делаем Карту слов лучше вместе

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: совладеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «кинофраншиза&raquo

Предложения со словом «кинофраншиза&raquo

Понятия, связанные со словом «кинофраншиза»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «кинофраншиза&raquo

Обнаружение магической формулы, создающей кинофраншизу, более притягательно, чем кажется.

Чаще всего ноги там явно растут из успеха кинофраншизы «Паранормальное явление» в стиле «найденной плёнки».

– В таком случае религиозные войны – аналог войнушки фанатов разных кинофраншиз, которые спорят, чей супергерой круче.

Синонимы к слову «кинофраншиза&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.

Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).

Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).

Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.

Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.

Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.

Из чего состоит франшиза

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.

Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.

Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.

Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.

Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.

Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы

Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.

Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.

Какие каналы используются для контроля франчайзи:

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:

Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.

По характеру сотрудничества:

По типу работы на территории:

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Есть и другие понятия:

Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:

Медиафраншиза (франшиза в кино)

Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.

Франшиза в страховании

Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:

При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:

При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:

Также выделяют франшизы:

Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).

Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.

О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.

Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:

При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.

Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.

Плюсы и минусы франшизы

Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.

В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.

В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?

Как выбрать франшизу

После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.

Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.

Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:

Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.

Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.

Общение с продавцом

Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.

Полнота данных в интернете

Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.

В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.

Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.

Как купить франшизу

Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:

Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть фото Кинофраншиза что это такое простыми словами. Смотреть картинку Кинофраншиза что это такое простыми словами. Картинка про Кинофраншиза что это такое простыми словами. Фото Кинофраншиза что это такое простыми словами

В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.

Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.

Часто задаваемые вопросы

1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)

Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.

В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.

По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.

В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.

Источник

Кинофраншиза что это такое простыми словами

Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Вся история кино от самого его возникновения в 90-х годах еще позапрошлого, девятнадцатого, века пестрит новаторствами и изобретениями, гениями, развившими киноязык до того состояния, каким мы знаем его сегодня. Нам может казаться, что столетие назад кино отличалось от современного лишь отсутствием звука, цвета и компьютерной обработки, но на самом деле даже такие очевидные для нас вещи как крупный план, параллельное повествование, быстрый монтаж, единство пространства, съемка с тележки, крана и даже с рук – все это еще предстояло открыть, распробовать и внедрить в индустрию.

Каждое новое поколение режиссеров в поисках своей ниши изобретало нечто новое, нащупывало некую новую правду или открывало ранее неизвестную особенность человеческого восприятия. И все же, несмотря на это непрерывное совершенствование и новаторство, в истории Голливуда был период, который стал иконой революции в индустрии. Он запомнился под простеньким названием «Эпоха Нового Голливуда», начало которой пришлось на конец шестидесятых годов прошлого века. Именно сюда ведут следы современной Эпохи Франшиз.

С момента изобретения кинематографа и до изобретения телевидения царил золотой век Голливуда – медленно создавались студии, появлялись первые кинозвезды и первые шедевры. Студиям тогда еще разрешалось владеть кинотеатрами, и они прокатывали собственные фильмы. Кинотеатр, обычный или автомобильный драйв-ин, был для людей единственным местом, где они могли вырваться сознанием из своего маленького городка и увидеть другие города и другие страны, даже луну и космос в самых первых научно-фантастических фильмах. Нам, выросшим с интернетом, тяжело представить подобную информационную депривацию. С началом войны кино стало также сильнейшим орудием пропаганды и мощным средством массовой информации, показывая кадры с линии фронта.

Для нас это до странного знакомые ужимки, учитывая, что недавняя паника индустрии по поводу интернета, кабельных каналов и домашних кинотеатров закончилась аналогично: введением аймакс-стандартов и насаждением все того же тридэ, позволяющего дать некие новые ощущения, недоступные дома большинству людей, вернуть вау-эффект от похода в кино и поднять цены на билеты, чтобы уравновесить потерю клиентов.

Но тогда, в 50-е, изменились и сами фильмы. Чтобы использовать полностью преимущества большого экрана и сделать еще больший акцент на пиршестве для глаз, Голливуд стал снимать эпичные полотна по историческим событиям и библейским сюжетам, такие как Бен Гур, Спартак, 10 заповедей.

Об этом списке полезно помнить, охая на миллиардные сборы последних лет. Несмотря на все ухищрения, никто не может собрать больше денег, чем фильм, которому 75 лет. И дело не только в том, что Унесенные Ветром стали для массовой аудитории первым цветным фильмом (снятым на самом деле на черно-белую пленку, раскрашенную позже). Мы привыкли к тому, что основную выручку фильм собирает в первые выходные, уже в следующие доход падает на 40-60 процентов, а через месяц – лента пропадает из кинотеатров. В те же времена фильмы показывались годами, Унесенные и вовсе шли в кинотеатрах 4 года, за которые их посмотрела половина всего населения Америки.

Но затем что-то словно сломалось: классический Голливуд со всеми его традициями, гламуром, эпическими декорациями и массовками, политикой больших студий и красотками, снятыми в мягком свете, перестал интересовать людей. Люди постарше окончательно предпочли телевизор кинотеатрам, а работать исключительно на молодежь Голливуд еще не умеет. Америка же в лице этой самой молодежи словно внезапно замечает, что мир существует и за ее пределами, и там тоже снимают кино. Более того – там переизобретают кинематограф, обгоняя отсталый Голливуд в развитии на годы: Трюфо и Годар во Франции, Феллини в Италии, Бергман в Швеции и многие другие по всему миру. И молодежь чувствует не просто интерес – потребность в этом новом, смелом и живом кино. Студии же, глядя на все возрастающие сборы иностранных картин в кинотеатрах Америки, начинают приглашать на работу режиссеров из Европы. И начинается «Новый Голливуд».

Первым ребенком новой эпохи становится лента «Бонни и Клайд» революционная в своей бунтарской природе, бешеной энергии, изображении насилия и новаторскому быстрому монтажу. Большинство критиков облило ее грязью, но некоторые, более прозорливые и смелые, решились увидеть в ней красоту и постепенно увлекли за собой коллег. Множество поклонников и активных защитников нашлось и среди простых зрителей, вследствие чего ленту выпустили в повторный прокат, на этот раз прошедший на ура.

За Бонни и Клайд последовали Выпускник, Космическая одиссея, Беспечный ездок. В эту эпоху вышли одни из самых громких фильмов Стэнли Кубрика, Ф. Ф. Копполы, Мартина Скорсезе, Романа Полански, Вуди Аллена. Это была редкая эра, когда умное, смелое, авторское кино ненадолго стало мейнстримом. Не изгоем-артхаусом, подбирающим крохи за блокбастерами – а самим блокбастером, финансируемым крупнейшими студиями и обласканным кинопремиями.

Помогло и то, что ТВ в то время было жестко цензурированным – там нельзя было говорить не только о сексе и наркотиках, но и на острые темы вообще. Поэтому кино и стало отдушиной как для желающих высказаться, так и для жаждущих послушать. Как ни странно, сейчас час мы видим скорее обратный процесс: кино становится пугливым и консервативным в массе своей, а телевидение, в том числе кабельное, открыто для непростых дискуссий.

Тем временем набиравший обороты в 70-х Новый Голливуд старался пнуть Голливуд старый при любой возможности. Зрители привыкли к «безопасному» последовательному повествованию? Мы поучимся у европейского и азиатского кино вставлять эпизоды, не работающие напрямую на основную историю, станем нарушать хронологию. Зрители, как собаки Павлова, были приучены ожидать определенной формулы, практически неизменной что для вестерна, что для фильма о гангстерах, что для мюзикла? Режиссеры новой волны смогли и это использовать себе на пользу, маскируя фильм под привычную формулу, а затем внезапно разрывая шаблон. «Психо» Хичкока – идеальный тому пример. По окончанию первой трети фильма лента попросту внезапно меняет жанр, а затем режиссер убивает главную героиню. Не прошло еще и полфильма, а знаменитая актриса уже выбыла из игры – удивлению зрителей не было предела.

В то время как Хичкок заигрывал с ожиданиями и привычками зрителя неожиданными поворотами, другие поражали небывалым уровнем насилия, сексуальности и честности в обсуждении болезненных для страны тем (Последний киносеанс, Полуночный ковбой, Апокалипсис сегодня).

Пока бал правили хиппи, сексуальная и психоделическая революции, духовное единение с продвинутой Европой, попытки осмыслить холодную войну и Вьетнам – новый Голливуд бурлил. Но потом что-то снова щелкнуло и песня сменилась. Рок-н-роллу пришло на смену легкомысленное диско, а умное авторское кино перестало окупаться. Людям надоело думать, бояться и бороться, наступил некий общенациональный День Седьмой – всем захотелось просто отдохнуть.

В этот-то момент и появляется на сцене наша пара: Джордж Лукас и Стивен Спилберг, вышедшие из той же компании, что и Коппола, Скорсезе, де Пальма. Но именно эти двое переизобрели блокбастер, переведя стрелки для паровоза истории, направив его в нашу Эпоху Франшиз.

«Челюсти» ненамного отстали от Звездных Войн в плане сборов, но все же именно творение Лукаса стало знаковым для новой эпохи. Это ведь сага о джедаях создала привычный нам инфантильный блокбастер – проработанную сказку, но не для для детей или подростков, а для всей семьи. Нельзя сказать, что Лукас создал новый жанр с ноля – Звездные Войны были его версией Флэша Гордона с примесью «Скрытой крепости» Куросавы и Страшилы с Железным Дровосеком из страны Оз, превращенных в роботов. Но Джордж смог собрать воедино эти старые элементы таким образом, что получилось нечто доселе непредставимое. Историческим выбором стал и его отказ от кинозвезд в пользу спецэффектов – после этого понятия блокбластера и спецэффектов стали неразделимы.

Звездные Войны побили все рекорды бокс-офиса, став не только самым прибыльным, но и самым культовым фильмом. Вряд ли у какого-то еще фильма найдется столько адептов. И тому есть множество причин: Во-первых, это было визуально революционное кино, уже одно это способно затащить кучу людей в кинотеатры, да еще и по нескольку раз, что доказал Аватар. Во-вторых, нация, разочарованная затянувшейся трагедией Вьетнама, хотела той самой Новой Надежды. Пусть лишь в далекой-далекой галактике, но американцам хотелось, чтобы все кончилось хорошо, хотелось победить хотя бы на экране. Что им мерещилось во взрыве звезды смерти? Победа в войне или в сексуальной революции, в борьбе за права человека? Триумф молодых и благородных Повстанцев над консервативной Империей явно лил бальзам на душу многим. Третьим плюсом была и история самого Люка, рубахи-парня, безотцовщины (коих в то время было множество), который оказывается Избранным и самоотверженно отправляется сражаться со Злом. Естественно, большинство блокбастеров конструируют главного героя так, чтобы зритель видел себя на его месте, но Люк был стопроцентным попаданием, такое удается далеко не всем. Сравните его с Индианой Джонсом, Поттером, героем Шайи из Трансформеров или Блума из Пиратов Карибского Моря. Кем из них вам легче всего себя почувствовать? Кем больше всего хотелось бы быть?

Но Звездные Войны стали краеугольным камнем новой эпохи не только поэтому. И не только потому, что за первым фильмом последовали еще два, а после них вселенная продолжила жить и развиваться в книгах, комиксах, мультсериалах и играх. Лукас навесил на махину Франшизы еще и турбонаддув мерчендайза. Никто доселе не пробовал уделять столько внимания «сопутствующим товарам». Футболки, бейсболки, фигурки и световые мечи, маски и шлемы, костюмы на Хэллоуин – перечень товаров с маркой Звездных Войн длиннее, чем эта статья.

Студии последовали за Лукасом, как за пророком нового времени, свято следуя его концепту: упору на спецэффекты, многосерийность, мерчендайз, расширение в книги/комиксы/сериалы, продажу саундтреков к фильмам, инфантильность сюжета и мира, построенное на использовании архетипов и ярких, запоминающихся персонажей. Затем к стандартам добавились еще и жесткий студийный контроль всех этапов продакшена, использование фокус-групп и тестовых просмотров, а также огромные промо-кампании. Сюжет, как и в золотую эру Голливуда, строился исключительно по проверенной формуле, иногда включающей в себя и «неожиданный поворот», который чаще всего был внезапен не больше, чем восход солнца. Характерны также и искусственно нагнетенная драма с максимизацией напряжения. Любопытно, что именно в тот момент мегакорпорации словно впервые увидели коммерческий потенциал кино и начали скупать крупные студии.

Блокбастер набирал обороты, а авторское кино быстро затухало, теряя позиции. Убили ли Спилберг и Лукас Новый Голливуд или просто подобрали то, что тот, издохнув, выронил? Действительно ли люди устали от умного кино и хотели отвлечься или же Новый Голливуд мог процветать и по сей день, создавая мейнстримовые умные фильмы, если бы Лукас и Спилберг не отвлекли доверчивую аудиторию блестящей игрушкой?

В восьмидесятые распространение мультиплексов в разы увеличило количество кинозалов, что вроде бы должно было привести к повышению шансов нишевого, авторского кино попасть на экраны, но в реальности – блокбастеры расползались и по дополнительным экранам, еще больше выжимая не-мейнстримовые фильмы из широкого проката. Но пока одной рукой технология тыкала ножом в спину неформатного кино, второй рукой она делала ему прямой массаж сердца – развитие домашнего видео спасло многие фильмы от полного забвения.

В девяностые независимое кино снова подняло голову, возглавляемое Тарантино и Содербергом. В ответ на это крупные студии купили себе свои собственные маленькие студии, «независимые», получалось, от самих себя. Голливуду было все равно, на чем зарабатывать, пусть и на ненависти к себе самому. Блокбастеры продолжали расширяться, успех Гладиатора вернул в моду эпичные пеплумы, а Мулен Руж воскресил мюзикл.

Но вот наступило новое тысячелетие, начавшееся для Америки со страшного удара. 11 сентября действительно стало неким wake up call для всех страны – проснитесь ото сна и удобных фантазий, вернитесь в реальность, пока она не пожрет вас спящими. Возрос интерес к документальному кино, а в художественном возник тренд стилизации под документальность – трясущаяся камера Гринграсса в Идентификации Борна создала новый, ныне уже ненавидимый аудиторией прием. Популярность мокьюментари и доминирование уклона в мрачный реализм в фильмах и играх – тоже отчасти отсюда.

Но с другой стороны – выбросила ли Америка свои игрушки? Нет, скорее еще больше полюбила эскапистские сказки. Чем страшнее реальность, тем больше потребность в этом ментальном убежище, безопасном, пусть и выдуманном месте. Расцвет эпохи Франшиз приходится именно на это время – начало нового века, для Америки ставшего еще и веком террора. В 2001-м, через пару месяцев после теракта стартуют две самые крупные фэнтази-франшизы всех времен – Гарри Поттер и Властелин колец, обе собирают почти по миллиарду во всем мире. Но они-то задумывались и снимались еще до теракта, чего по ним судить о новом мировоззрении Голливуда? Может, он одумается и отныне станет выпускать умные и злободневные… в 2003 третьем стартуют Пираты Карибского Моря – вот вам и отказ от эскапизма.

Но студии уже чувствуют, что вечно так продолжаться не может. Чем дальше в лес, тем выше ожидания зрителей. Все больше требуется денег на спецэффекты, звезд, локации, все меньше пространства для эксперимента и новаторства, потому что цена ошибки также растет. К Лукасовским правилам добавляются новые: франшизу лучше делать из уже существующего материала: книги, комикса, древнего мифа, библии, анекдота, страшилки, игрушки или мульт-сериала – не важно. Важно, чтобы материал обладал узнаванием, хотя бы начальной фан-базой, необходимой для вирусного промоутинга и сарафанного радио. И потом, если эта история заинтересовала людей в виде комикса, велик шанс, что она сработает и в кино.

С неизбежным ростом бюджетов и рисков уменьшается количество выпускаемых студией лент. Если раньше выходило 500 фильмов, с которыми можно было экспериментировать, то сегодня выходит 50 мегаблокбастеров, в которых даже цвет обоев в спальне второстепенного героя будет проверяться на трех фокус-группах и утверждаться на 5-ти совещаниях. Поэтому режиссеры и не в восторге от огромных фильмов – да, тебе подают поиграть в самые крутые игрушки, но при этом на тебя внимательно смотрят около сотни студийных клерков, а свободу творчества все оставляют на пороге, переобуваясь в тапочки корпоративной ментальности.

Независимое кино задыхается, о чем говорят и сами режиссеры. Даже таким столпам как Аранофски приходится искать деньги месяцами, обивая пороги студий. 12 лет рабства и Далласский клуб покупателей очень долго шли к зрителю. Проекты отменяются, лежат на полках десятилетиями, переходя от режиссера к режиссеру, только чтобы потом заморозиться окончательно.

Помните фразу о ренессансе телевидения в начале статьи? Истоки у него те же. Мощные драматические сериалы появились вследствие роста числа платных кабельных каналов, так как каждой сети понадобился материал-визитка, который мог бы привлечь аудиторию. Кабельные сети были готовы на эксперименты и большую свободу, чем кино, не боясь ни обнаженки, ни насилия, ни ругательств. То, чего большой экран сторонился как чумы, стало дополнительным преимуществом кабельного телевидения. Но есть и еще одна причина – актеры. Киноактеры пришли в сериалы не только потому, что те стали достаточно качественными, чтобы это не считалось позором и дауншифтингом. Они пришли туда, потому что в кино стало нечего играть. Становиться персонажем-игрушкой очередной инфантильной франшизы не всем по сердцу, а серьезных, интересных ролей практически не найти – вот они и хлынули на телевидение. Просто за интересной работой. И, похоже, в будущем эта тенденция только усилится.

Недавние провалы Джона Картера и Одинокого Рейнджера стали не просто ухабом на дороге больших студий, они похоронили вместе с собой целые жанры. Космическая опера, которую сделал столь привлекательной Аватар, закончилась на следующем же фильме, канув обратно в небытие. Ковбои и индейцы также провалились на дно черного списка любой студии. Нашему любимому жанру комикс-муви придется откровенно провалиться больше одного раза, чтобы студии окончательно от него отказались, но все же и это вполне возможно.

Чего ждать дальше? Очевидно, что Голливуд занимается комиксами и сторонится игр только потому, что комикс-муви пока работают, а практически все попытки сделать удачный фильм по игре заканчивались плачевно. Но будьте уверены, стоит грядущему Варкрафту (который снимает Данкан Джонс, сын Дэвида Боуи и режиссер великолепной Луны) собрать кассу, права на экранизацию игр будут разобраны как горячие пирожки. Голливуду достаточно одного удачного проекта, чтобы включиться в игру. Если еще и Assassin’s Creed Фассбендера получится хорошо – фильмы по играм могут и обогнать комикс-муви, ибо права на комикс-муви давно разобраны, а здесь студии, которым не досталось супер-героев, еще смогут успеть на раздачу хороших материалов. Мало того – успех Варкрафта может вернуть еще и жанр фэнтази, который был убит, как ни странно, Питером Джексоном. Его Властелин и Хоббит задали такую планку качества в жанре, что никто не посмел туда лезть. Джон Картер, сунувшийся на территорию Аватара, недотянул до стандарта качества и сгорел как спичка. Жанр серьезной научной фантастики тоже имеет шансы вернуться. Если «Интерстеллар» Нолана и «Превосходство» Пфистера окажутся так же успешны, как «Гравитация» – все может получиться. Это было бы прекрасно.

В следующей статье мы подробнее затронем историю комикс-муви, и почему Голливуд долгие годы брался за комиксы как мартышка за очки, прикладывая их к экрану самыми нелепыми способами, пока спустя почти 80 лет не сообразил, наконец, что с ними надо делать.

Вопрос: Напишете мне в комментариях свою любимую франшизу?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *