Киноварью что это такое
Киноварь
Киноварь | |
---|---|
Формула | HgS |
Сингония | Тригональная |
Цвет | Красный, коричневый, серый |
Цвет черты | Ярко-красный |
Блеск | Алмазный или тусклый |
Прозрачность | Непрозрачен, просвечивает в тонких сколах |
Твёрдость | 2 — 2,5 |
Спайность | Совершенная |
Излом | Неровный, ступенчатый; хрупок |
Плотность | 8,0 — 8,2 г/см³ |
Показатель преломления | 2,91 |
Содержание
Свойства
Содержит 85,83 % ртути. Кристаллизуется в тригональной сингонии, образуя преимущественно мелкие ромбоэдрические или толстотаблитчатые кристаллы, кристаллически-зернистые или порошковатые массы. Характерны двойники прорастания. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая. Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость. В тонких осколках киноварь прозрачна, обладает ярким «алмазным» блеском. Твёрдость по минералогической шкале Мооса 2-2,5; плотность 8,09-8,20 г/см³. Легко плавится и при нагревании на воздухе до 200 °C полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа. Растворима только в царской водке.
В природе
Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях, вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже с самородным золотом.
Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании, на долю которой до недавнего времени приходилось около 80 % мировой добычи ртути, в Югославии (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден). Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 т ртути.
История
Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.
Киноварь обычно откладывается в жилах, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.
Одно из старейших на Украине ртутных месторождений — Никитовское — находится в Донбассе (Донецкая область, г. Го́рловка). Здесь на различной глубине (до 20 метров) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и орудия труда — каменные молотки.
Ещё более древний рудник — Хайдаркан («Великий рудник») в киргизской части Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники, глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII-XIV веках, после того как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была прекращена. Но в середине XX века активно возобновилась на месторождении Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.
В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI—IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как краситель, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана. По-видимому, киноварь добывалась там ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Искусственное получение
Искусственная киноварь, получаемая сплавлением ртути и серы, была известно в древние времена, впервые, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII-IX вв. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV в. использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную.
Существует два основных способа лабораторного приготовления искусственной киновари: сухой и мокрый. При приготовлении по сухому методу ртуть смешивается с необходимым количеством серы и нагревается в закрытой реторте. При этом образуется сульфид ртути чёрного цвета. Затем чёрный сульфид ртути β-HgS возгоняется нагреванием и конденсируется. В результате образуется красный сульфид ртути α-HgS. Мокрый метод стал использоваться в Германии в конце XVIII в. Ртуть и сера совместно перетирались в присутствии воды, и затем к смеси прибавлялась каустическая сода (NaOH). После последующего перетирания чёрный сульфид ртути приобретает красный цвет. В усовершенствованной процедуре вместо каустической соды добавляют пентасульфид калия. Необходимо иметь в виду, что любые манипуляции с жидкой ртутью и её водно-растворимыми солями чреваты крайне тяжёлыми отравлениями, в связи с чем приготовление искусственной киновари допустимо только в лабораторных условиях с соблюдением всех правил техники безопасности.
Частицы киновари, полученной сухим методом, под микроскопом выглядят гораздо крупнее частиц данного пигмента, полученного мокрым процессом, а также имеют синеватый карминовый оттенок. Серьёзным недостатком искусственной киновари является то, что со временем она способна изменять цвет до серого или почти чёрного, что часто наблюдается уже в красочном слое.
Применение
Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути и как единственное существовавшее до изобретения антибиотиков надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, в ранней Византии. Повсеместно с тех пор, как и в наши дни, натуральная киноварь широко используется в канонической иконописи. В светской живописи, начиная со второй половины XIX в., киноварь встречается редко, в настоящее время вытеснена красным кадмием и ртуть-кадмиевыми красками.
Киноварь — прекрасная и опасная «драконья кровь»
Этот минерал – один из самых неоднозначных. Но активно используется человеком для красоты и практических целей.
На Востоке камень киноварь называют «драконьей кровью». Он самый распространённый и «раскрученный» из ртутьсодержащих минералов.
Минерал в истории
Киноварь упоминают разные источники уже десять тысяч лет.
Название
Термин «киноварь» переводится с арабского как «кровь дракона». В этом объединены свойства камня: алый цвет, металлический блеск, опасность для человека, способность трансформироваться.
По другой версии-легенде, эти мифические существа сражались за клад. Разбрызганные капли крови стали киноварью.
Применение в мире
Ярко-красный с металлическим отливом камень стал сырьём для первых пурпурных красок человечества. Их делали финикийцы, древние египтяне, жители Ура Халдейского, Вавилона, Месопотамии, мастера Античного мира.
Но краска, со временем окисляясь, тускнеет, темнеет. Поэтому сегодня некогда алые фрагменты наскальной или настенной живописи, фресок выглядят выцветшими.
В Китае ещё семь тысяч лет назад минералом окрашивали кожу для обуви.
Алхимики закупали (и сегодня закупают) киноварь как ингредиент Великого Делания, то есть получения философского камня.
Камень в России
В России свойства камня использовали тысячелетиями:
Знаменитый российский бренд золотисто-красная хохлома и сегодня не обходится без неё.
Кристалл киноварь
Что такое киноварь
Киноварь – это кристаллический сульфид ртути, представитель класса ртутных минералов:
В чистом виде ртуть в природе не встречается, поэтому киноварь – единственный натуральный «исходник» этого металла. В этом её главное значение.
Международное название минерала – циннабарит (Cinnabar).
Где добывают минерал
Киноварь образуется в гидротермальных районах, залегает неглубоко. Часто «сопровождает» другие камни, служит маркёром близкого соседства золота.
Древнейшие действующие месторождения ртутного камня – Италия и Ферганская долина.
Киноварь
Более молодые источники разбросаны по миру. В Европе камня много в Испании (здесь добывают киновари больше всех), Словении, Черногории. Запасами минерала располагают Китай (самые лучшие) и США.
У России это Якутия, Алтай, Чукотка, Северный Кавказ.
Страны ближнего зарубежья: Украина, Киргизия, Таджикистан. Из двух последних минерал доставляли в Европу по Великому Шелковому пути.
Искусственный минерал
Востребованность минерала принудила людей создать рукотворный аналог.
Древние китайцы получали искусственную киноварь, расплавляя смесь из серы и ртути. Результат стал общим достоянием: китайское сырьё использовали европейские художники эпохи Возрождения.
Современных способов получения камня два – сухой и мокрый:
Это методы не для домашних экспериментов. Отравление парами ртути смертельно, поэтому с минералом работают только в специально оборудованных лабораториях.
Описание вновь полученной синтетической киновари привлекательно: яркая, блестящая. Но со временем камень сереет, даже чернеет. С этим изъяном ничего поделать не могут.
Современное использование камня
Сегодня киноварь востребована сферой красоты, нашла применение для практических целей.
Ювелирное дело
Камень пластичен, но хрупок, поэтому его гранят редко. Чаще используют кабошон. Он пригоден для создания резных вставок. Крупных изделий вроде бус или браслетов создают мало – такое скопление ртути опасно. Чаще кулоны, медальоны, броши, кольца, серьги.
Кольцо с киноварью
Носить украшения из киновари не снимая вредно для организма. Раза — двух в неделю достаточно.
Другие сферы
В химии, других отраслях промышленности минерал киноварь – источник ртути.
Например, зелёная киноварь – это минеральная масляная краска тёмно-зелёных оттенков для малярных работ.
Пигмент используется при создании малоформатной живописи, но для монументальных панно не годится из-за избытка ртути.
Это ценимый многими коллекционный материал, однако для сохранности камня требуются специальные условия (температура, герметичность).
Магические свойства минерала
Адепты паранормального уверены: минерал, окрещённый «драконьей кровью», обязан быть волшебным.
Изделия из камня
Общее влияние
С древности выявлены следующие свойства киновари:
Киноварь обрекает человека на жизнь в стиле «нон-стоп», поэтому для передышки талисманы нужно отправлять в шкатулку.
Маги используют амулеты из минерала как поглотители отрицательной энергии.
Киноварь на Руси
На Руси «Иисусову кровь» считали способной активировать только позитивные качества. Алые камни закрепляли на митрах священников.
В миру минерал держали при себе те, кто стремился помудреть или победить дурные наклонности.
Лечебное воздействие
Шаманам и знахарям древности были неведомы опасные свойства минерала, поэтому его использовали по многим поводам:
Даже когда опасность такой «косметики» стала очевидной, дамы полусвета и гейши ей не изменили.
Официальная медицина минерал не использует.
Современные литотерапевты рекомендуют его как стимул сексуальной активности. Но кристаллы нужно созерцать, ни в коем случае не накладывая на кожу, особенно разогретыми.
Как опознать природную киноварь
Считается, что первыми начали подделывать киноварь алхимики, восстановив её из жидкой ртути и серы. Как пигмент она была вне конкуренции, но для ювелиров не годилась из-за отсутствия прозрачности и блеска.
Так выглядит этот опасный минерал
За первенство в этой «номинации» борются арабы и китайцы. Последние утверждают, что алхимик Аль Джабир, который обнародовал результаты личных опытов (VIII век), присвоил их наработки.
Натуральный минерал отличают следующие признаки:
Так, цена бусин диаметром 6–10 мм – 210–650 рублей за штуку. Первозданный минерал идёт по 65–70 рублей за грамм.
Установить происхождение позволяет нагрев аксессуара. Но после этого его можно выбросить.
Настоящий ртутный камень отличают кровавые оттенки, алмазный блеск, массивность.
Как хранить и носить украшения
Киноварь требует особого отношения:
Аксессуары с синтетическим минералом менее опасны, но злоупотреблять ношением не стоит. Правила использования аналогичны природным.
Украшение из красного камня
Киноварь и Зодиак
Астрологи говорят, что фаворит киновари Телец. Но она подходит и другим знакам Зодиака, кроме Скорпиона.
Знак зодиака | Совместимость |
---|---|
Овен | + |
Телец | +++ |
Близнецы | + |
Рак | + |
Лев | + |
Дева | + |
Весы | + |
Скорпион | — |
Стрелец | + |
Козерог | + |
Водолей | + |
Рыбы | + |
(«+++» — подходит идеально, «+» — можно носить, «-» — категорически противопоказан).
Заключение
Настоящая киноварь великолепна, таинственна и коварна. «Кровь дракона» – хороший личный талисман.
Покупая камень на Востоке, нужно помнить, что подделкой могут оказаться аксессуары с сертификатами из солидных магазинов. Этим грешат мировые центры ювелирного туризма – Сингапур, Эмираты, Индия, Малайзия, Индонезия.
Признаком подлинности камня служат алый цвет и массивность украшений. Киноварь не бывает розовой, оранжевой или легковесной.
Киноварь
Данный химический состав в природе триморфен, образуя помимо киновари (cinnabar) ещё два минерала: метакиноварь (metacinnabar) и гиперкиноварь (hypercinnabar). Следуя «кальке» с немецких названий, их часто называют метациннабарит и гиперциннабарит. Эти два минерала обладают кубической и гексагональной сингонией, соответственно.
Отдельные кристаллы находят редко. Чаще всего минерал появляется в виде зернистых агрегатов. Хотя минерал достаточно легко расплавить, нагрев его всего до 200°C, но растворить этот камень можно только со смесью соляной и азотной кислотой, с известным названием «царская водка».
Химический состав — содержание (в %): Hg— 86,2; S — 13,8; иногда отмечаются незначительные количества примесей селена, сурьмы, мышьяка, меди, теллура.
На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тончайшей плёнкой побежалости (HgО). Азотная кислота на киноварь не действует, также как и серная. Киноварь растворяется только в царской водке. Разлагается в растворе сульфида калия или натрия. Опасна для здоровья!
Происхождение
Месторождения
Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня. Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Древний Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 тонн ртути.
В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI-IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как минеральный пигмент, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана (м-ие Адрасман?). По-видимому, киноварь добывали здесь ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Применение
Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, а также как источник для получения ртути. Как незаменимую ярко-алую художественную краску киноварь широко применяли уже в Древнем Египте.
Ограненные коллекционные образцы кристаллов имеют максимальный вес не больше 3 карат. Один такой камень мексиканского происхождения с массой 2.68 карата находится в Музее Калгари, Канада. Горные породы с нахождением киновари, к примеру так называемая киноварная матка обрабатывается кабошоном или используется, как поделочные и декоративные камни. В ювелирном мастерстве часто пользуются имитацией киновари.
В III тысячелетии до н.э. в стране Китае соединениями ртути лечили проказу. В арабских средневековых медицинских трактатах киноварь упоминается, как надежное средство для лечения кожных заболеваний. В началах прошлого века мазями из ртути лечили сифилис.
Известно, что ртуть является ядом. Об этом знали ещё во времена Авиценны. Потребление соединений из этого металла внутрь в самых микроскопических дозах, приводит к серьёзным отравлениям. Все лечебные свойства киновари относятся к наружнему применению.
Краски Древнего мира: киноварь
Перед вами одна из фресок виллы Мистерий в Помпеях, изображающая какое-то дионисийское таинство (мистерию). Яркий красный цвет получен с помощью киновари (сульфида ртути, HgS) — второго красного камня после охры (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра), привлекшего внимание древних художников.
Получаемый после измельчения киновари пигмент известен как вермилион. Его название произошло от латинского слова vermes, которое исходно означало другой красный краситель, получаемый из насекомых червецов (кермесов) — кошениль (см. картинку дня Кошениль).
Кристаллы киновари из месторождения Альмаден, Испания. Фото с сайта en.wikipedia.org
Месторождения ртути и, соответственно, киновари, являющейся ее основным минералом, сравнительно редки, но следы применения этой краски обнаруживаются неожиданно рано. Раскопанные в Кфар-Ха-Хореше (территория современного Израиля) покрытые глиной человеческие черепа возрастом около 8650 лет были раскрашены именно киноварью, а не более распространенной красной охрой. Ближайшее месторождение киновари, где имеются следы разработки со сходными датировками, расположено в Анатолии (Турция), в тысяче километров к северу, что указывает на наличие протяженных торговых путей в восточном Средиземноморье того времени. В неолитическом поселении Чатал-Хююк (8–7 тыс. лет до н. э.), расположенном уже в самой Анатолии, киноварь применялась чаще — не только для украшения черепов, но и для росписи стен. Но даже там, неподалеку от месторождения, использование киновари носит эпизодический характер, что говорит о малой доступности этого вещества.
Как и многие другие минеральные пигменты, киноварь хорошо ложится на глину и замечательно подходит для украшения керамики. В Европе наиболее древние находки такого типа относятся к шестому-пятому тысячелетию до нашей эры. Их изготавливали представители культуры Винча, обитавшие на территории современной Сербии. Источником сульфида ртути для них было небольшое проявление на горе Авала, которое после упадка этой культуры было забыто и не использовалось в более поздние времена.
Фрагменты керамики с различных неолитических стоянок Сербии со следами краски, изготовленной из киновари. Изображение из статьи M. Gajic-Kvascev et al., 2012. New evidence for the use of cinnabar as a colouring pigment in the Vinca culture
В популярном сознании киноварь стойко ассоциируется с культурой востока, прежде всего — древнего Китая. Киноварь действительно играла важную роль в китайской культуре со времен неолита, применяясь не только для творчества, но и для погребальных ритуалов, традиционных медицинских практик и алхимических рецептов эликсиров долголетия. Неолитическая культура Хэмуду, первые памятники которой были раскопаны в 22 км от города Нинбо, использовала киноварную краску для придания цвета лакированным деревянным изделиям (см. Lacquerware). Датированная пятым тысячелетием до н. э. деревянная миска, обнаруженная при археологических работах, была покрыта смесью сока лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum) и киновари и является самым древним примером этой традиционной китайской техники. Эта техника дошла до настоящего времени практически без изменений и была популярной на протяжении всей китайской истории.
Лакированная деревянная миска культуры Хэмуду. Фото с сайта en.wikipedia.org
В культуре Яншао, существовавшей почти в то же время что и Хэмуду (5000–3000 лет до н. э.), киноварь использовалась для украшения зданий. Красный цвет этого пигмента имел очевидное ритуальное значение, поэтому киноварью были выкрашены стены и пол святилища. Около середины первого тысячелетия нашей эры именно китайские алхимики научились получать синтетическую киноварь — за счет реакции ртути с серой. По Великому шелковому пути эта информация попала сначала к арабским ученым, а потом и в Европу. Наиболее древний дошедший до нас латинский манускрипт с описанием этой химической реакции и указаниями по ее проведению — Codex Lucensis 490 (Manoscritto di Lucca 490) — датируется 787–816 годом.
Лакированная резная деревянная коробка, окрашенная краской из киновари, Династия Мин, 1403–1424. Фото с сайта en.wikipedia.org
Киноварь присутствует и на самом древнем дошедшем до нас примере станковой живописи — табличках из Пицы VI века до н. э. На деревянные дощечках, найденных возле античного города Сикион в Греции, изображены ритуальные сцены подношения даров божествам. Эти дощечки служили символической жертвой нимфам в пещерном святилище, причем достаточно простой и дешевой. На трех табличках из четырех обнаруженных вермилион использовался для подчеркивания деталей одежды и контуров фигур.
Интересно, что к тому же времени (VI в. до н. э.) относится и расписанная с использованием этого пигмента колесница, обнаруженная в кельтском некрополе Викс на территории современной Бургундии. Некрополь известен многочисленными находками греческих и этрусских артефактов, что указывает на существование в то время интенсивного товарооборота. К середине первого тысячелетия киноварь прочно укрепилась в палитрах европейских мастеров, однако по широте применения она конечно уступала более дешевому красному цвету на основе оксидов железа (красной охре).
Цены на киноварь определялись потоком материала, поступавшего с месторождений. Для изготовления пигмента необходимы крупные скопления киновари, уже готовые куски, которые можно растереть в порошок. Просто тонкие жилки или мелкие кристаллы во вмещающей породе (а именно так выглядит типичная ртутная руда) не подойдут. Так что ртуть из такого камня было получить можно, а саму киноварь — нельзя. В первом веке нашей эры римский архитектор Витрувий предлагал следующий рецепт получения красного пигмента: «Высушенные куски руды поместить в железные ступки, перетереть, промывать и высушивать многократно до полного удаления примесей и проявления равномерного цвета».
Большие фрески с использованием киновари начали появляться лишь в римские времена, когда была развернута активная разработка ртутных рудников Альмадена на территории современной Испании. Но даже после этого цена красителя всё равно оставалась весьма высокой. Так, уже в первом веке нашей эры в Помпеях фунт вермилиона стоил 300 ассов, а фунт тоже дорогого и сложного в производстве египетского синего — 100 ассов. Возможно, киноварь для росписи виллы Мистерий в Помпеях закупали именно по таким расценкам.