Кирха или костел чем отличаются
Костел и кирха в чем отличие
Ки́рха или ки́рка — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений.[1] Оригинальное немецкое значение — церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какой-либо конфессиональной окраски.
Для обозначения прихода также использовался германизм ки́рхшпиль (нем. Kirchspiel).
Этимология
Немецкое слово Kirche сродни голландскому kerk, шотландскому kirk, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому «κυριακή» (‘Господний’). Соответственно, в русском языке смысл этого слова существенно у́же, чем в первоисточнике.[1]
При переводе на русский язык иногда названия на оригинальном языке оставляют без перевода. Тогда в названии присутствует слово «кирха» на языке той страны, где здание находится. Помимо немецкого могут быть швед. kyrka (щирка), исл. kirkja (киркья), фин. kirkko (киркко), эст. kirik (кирик).
Архитектура
Характерно разнообразие стилей лютеранских кирх:
Типы церковных зданий
Традиционно различают три основных типа здания: собор, церковь и капелла (часовня). Собором обычно именуется внушительное церковное здание, где находится кафедра епископа (при епископальной системе церковного устройства). Так же собором могут именовать здания, где эта кафедра когда-то находилась.
Церковь — основной тип приходских зданий. Часовня как отдельное здание, обычно, строится для специальных нужд (например, на кладбищах для проведения погребальных церемоний). Литургических различий между зданиями не существует — любые таинства, обряды или церемонии могут проводиться как в соборе, так и в часовне, равно как и в жилом доме или на открытом воздухе[источник не указан 711 дней].
Помимо указанных зданий могут быть другие: баптистерии и т. д.
Именование церковных зданий
Единого принципа именования зданий нет.
Внутреннее устройство
Для кирх, построенных в традиционной стиле, характерно деление здания на части, обычные для христианских культовых строений. В настоящее время, при строительстве кирх в стиле модерн, подобное деление может отсутствовать. Устройство зданий является адиафорическим вопросом и не может являться препятствием для проведения в них богослужений[источник не указан 681 день].
Нартекс
Или притвор. Как правило используется для вспомогательных церковных нужд. Здесь могут располагаться диаконические помещения, места для кружков, функционирующих в приходе, библиотека, раздевалка, туалет и т. д. Как правило, над притвором расположены одна или две башни, часто выполняющих функцию колоколен.
Пространство, обычно располагающееся над входом в основное помещение. Обычно здесь находится орган.
Обычно, основная по объёму часть здания. Здесь расположены места для прихожан. Это могут быть специальные скамьи, не выходя из-за которых можно преклонить колена, или обычные стулья. Расположение церковной мебели не имеет догматического значения, однако если в церкви совершаются процессии, то напротив алтаря предусматривается проход. В небольших часовнях проход может отсутствовать.
Трансепт
Поперечный неф, отделяющий основной неф от алтарной части. Присутствует преимущественно в зданиях средневековой постройки.
Алтарная часть
Традиционно алтари лютеранских церквей обращены на восток. Если здание не ориентировано с запада на восток, тогда алтарную часть будут именовать литургическим востоком. Здесь может находиться возвышение, на котором расположен алтарь. На алтаре обычно расположен крест или распятие (круцификс), литургические предметы. В заалтарной части может располагаться картина (или витраж) с изображением евангельских событий или простой крест. В современных церковных зданиях это может быть картина с изображением природы или (если за алтарём расположен красивый пейзаж) простое окно.
Обычно сбоку от алтаря помещается другой важный элемент лютеранских церквей — проповедническая кафедра. Она может находиться как на уровне пола, так и на специальном балконе.
Примечания
Ссылки
Чем удивила Самара. Вместо старинных православных храмов — Лютеранская кирха и Католический костел.
Оперный театр на площади Куйбышева. Странное и слишком суровое здание для театра. Но в Самаре встречаются странности.
Оперный театр на площади Куйбышева. Странное и слишком суровое здание для театра. Но в Самаре встречаются странности.
Но, гуляя по историческому центру города, встречаешь красивое здание Лютеранской кирхи на улице Куйбышева и удивляешься готическим шпилям Католического собора волжского города.
ул Куйбышева 115/117. Рядом красивое здание гостиницы Бристоль, где я останавливалась на 3 ночи.
ул Куйбышева 115/117. Рядом красивое здание гостиницы Бристоль, где я останавливалась на 3 ночи.
Еще меня удивило, что в Самаре всегда проживало много поляков. В конце 19 века польское население составляло около 1,5 тыс. человек. Два поляка-католика в разное время занимали губернаторские должности. И сегодня в Самаре проживают тысячи поляков, в некоторых школах есть польские классы и существует польский культурный центр, который порой проводит бесплатные экскурсии «Поляки в Самаре».
Даже сооружение Лютеранской кирхи связано с поляками — католиками. Здание строилось под Католический собор. Но после того, как поляки впали в немилость из-за польского восстания, здание у них забрали и передали немецкой лютеранской общине. Тем более, что губернатором Самары в то время был немец по национальности.
Очень красиво отреставрирован храм
Очень красиво отреставрирован храм
Лютеранская кирха — одно их старейших сооружений Самары, построенное в 1865 году.
В советские годы в ней организовали склад, но хорошо, что она сохранилась.
Сегодня в кирхе можно послушать орган. К большому сожалению, время моего пребывание в Самаре не совпало с органным концертом.
А католики не сдались и все таки построили в 1906 году Католический костел.
В здании играл орган, привезенный из Австрии, располагалась начальная польская школа и работал клуб с библиотекой.
Советская власть сохранила готическое здание и даже не под склад. Здесь был детский театр, краеведческий музей, кинотеатр и клуб строителей.
Украшает алтарь копия фрески Дали, читала, что ее хотели перенести в музей католицизма.
Два храма находятся совсем рядом друг к другу, на соседних улицах.
Кстати, по-соседству, в летнем дворике кофейни можно выпить кофе с видом на Костел.
Почти все православные храмы Самары в 20-30-е годы были закрыты и разрушены. Из 55 храмов в городе осталась одна действующая церковь — Покровская, 1861 года постройки.
Покровская церковь строилась и содержалась на пожертвования, в основном купцов Шихобаловых. Ныне Ленинская улица, на которой находится храм, когда была Шихобаловская.
Наружные стены храма украшены живописью, еще одна особенность, которую раньше не встречала.
В начале 90-х годов начали восстанавливать взорванный при советской власти Иверский монастырь.
Но современный исторический центр Самары создан Католическим и Лютеранским храмами.
А еще есть единственный «европейский» фахверковый домик. Правда в ужасном состоянии, но я очень надеюсь, что его сохранят и сделают красивым. Люблю фахверк.
Проходят ли в Католическом соборе органные концерты?
Все мои прогулки по Самаре здесь: Вся Самара
Приглашаю подписаться на мой канал. Впереди Самара, Челябинск, Нижний Новгород…
Кто 150 лет назад построил на Кавказе готическую лютеранская церковь, и Почему в эти краях поселились немцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начнем с того, что во Владикавказе немцы жили еще с дореволюционных времен, причем они занимали в этнической структуре города значительное место. Если говорить о России в целом, то, помимо Москвы и Петербурга, поселения немецких мигрантов возникали в прошлые века и в других частях страны – XVIII веке они стали селиться и на Волге, и на Украине, а затем и в Крыму. В Грузии и Азербайджане немецкие колонии появились в начале XIX века.
Чуть позже такая колония образовалась и во Владикавказе: во второй половине 1860-х годов на окраину города прибыли несколько десятков немецких семей из Саратовской губернии. Затем в город стали переезжать немцы и из других городов – например, Нальчика и Пятигорска. Это были и офицеры русcкой армии, и врачи, и представители других важных профессий. Правительство продало им здесь землю на выгодных для них условиях, кроме того, каждой семье по приезду во Владикавказ выдали сто рублей. Взамен же немцам надлежало показать местным жителям, как ведется «образцовое хозяйство» и продемонстрировать прогрессивные способы земледелия.
Постепенно немецкие семи переселялись в другие районы города. И если в 1876 году их было во Владикавказе 251, то в 1911-м здесь проживало уже 568 немцев.
В ноябре 1861-го когда немецкая община подала властям прошение о том, чтобы местным лютеранам разрешили собирать деньги на строительство кирхи. Власти пошли навстречу и даже выдали им специальную книгу для ведения учета собранных средств. Когда основная часть необходимой суммы была собрана, властям подали еще одно прошение – о выделении земли под церковь. Члены общины объясняли, что в городе много жителей, исповедующих лютеранскую веру, и им необходимо помещение для того, чтобы молиться. Будущее здание в прошении обозначили как «церковь красивой архитектуры». Власти снова пошли навстречу.
Поначалу возвели не очень примечательную постройку. Красивая же церковь, которую мы теперь можем видеть в исторической части Владикавказа, была построена здесь в 1911 году, и горожане тут же стали называть ее «немецкой кирхой». Так зовут её в городе и сейчас.
Данных о каком-то определенном архитекторе этого великолепного здания не сохранилось. Известно только, что по тем временам оно было типовым – примерно такие лютеранские церкви в готическом стиле строили немцы и в других частях нашей страны.
Кирха во Владикавказе – единственное здание в стиле поздней церковной готики, построенное на юге нашей страны. Церковь выполнена из красного кирпича, крыша – из кровельной стали. У башни – четыре яруса, которые отличаются друг от друга: чем выше ярус – тем легче композиция. Башня выглядит по-готически узкой и высокой, стремящейся вверх, не только из-за сужения ярусов, но и благодаря узким стрельчатым нишам и контрфорсам.
Портал здания – готическая арка, опирающаяся на две колонны, которые венчают капители.
Боковые фасады здания смотрятся очень нарядно благодаря чередованию стрельчатых окон со ступенчатыми контрфорсами.
Впоследствии внешний облик церкви несколько исказили пристройками, но в общем и целом вид кирхи неплохо сохранился и, глядя на нее, сложно ошибиться в её стиле. Кстати, высота здания вместе со шпилем – 24,7 метра.
В новой церкви лютеране молились, а также получали регистрационные документы о браке и рождении детей.
О тех далеких временах, когда церковь использовали по ее прямому назначению, напоминает расположенная возле колокольни надпись «Пусть не оставляет нас Божья благодать». В 1930-е годы она была «закрашена» штукатуркой, а в наше время, в ходе реставрации, снова очищена.
Еще одна ценная с культурной точки зрения находка – металлический крест, который был обнаружен строителями между балкой и стеной (видимо, тоже был спрятан при советской власти).
Этому зданию в той или иной степени повезло. Его не разрушили большевики. В 1940-х в помещении разместили Северо-Осетинский симфонический оркестр, а потом на его основе создали и филармонию.
В свое время в стенах кирхи выступало немало легендарных звезд классической музыки: здесь, например, играл Святослав Рихтер, дирижировал Валерий Гергиев.
Сейчас богослужения в лютеранской церкви не проводятся, но местные верующие очень хотели бы, чтобы хоть иногда власти предоставляли им возможность посетить службу и помолиться в этих стенах.
Текст: Анна Белова, фото на обложке: kavkaz-uzel.eu
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Различия православия католицизма и лютеранства
Однажды внучка спросила меня: Чем отличаются православие, католичество и лютеранство? – Вот мой ответ с небольшими дополнениями.
– Различий внешних у католичества и православия не так уж много. Богослужения у нас похожие, много одинаковых молитв. Похожи облачения и главные Таинства. Как и мы, они поклоняются иконам, чтят Богородицу и святых.
Однако у этих конфессий есть различия внутренние, серьёзные расхождения в сути веры. Католики иначе, чем мы, представляют отношения человека и Бога, и эти расхождения стали основой расхождения наших культур и цивилизаций.
Православные, согласно учению Святых Отцов считают, что возможно непосредственное, духовное общение человека с Богом. То есть, Бог не только творит чудеса в материальном мире, но Он может непосредственно, Сам общаться с христианской душой, посредством Нетварных Энергий. Он отверзает человеку очи духовные, посылает ему Свою благодать и направляет ко спасению. Католики же убеждены, что Бог общается с людьми только через посредство физических проявлений: Он творит чудеса, направляет физические явления, посылает Своих вестников, иногда является Сам, приняв телесную форму. То есть, общение человека с Богом, якобы, всегда опосредовано через материю. На основании этого убеждения католические богословы насмехались над рассказами православных монахов об их духовных переживаниях и откровениях.
Эти расхождения получили выражение в дискуссии между православным монахом Григорием Паламой и близким к католичеству богословом Варлаамом Калабрийским. Дискуссия произошла в Византии, в 14 веке и привлекла всеобщее внимание. В частности, зашла речь и о природе Фаворского Света. – Как известно, на горе Фавор Господь преобразился во время молитвы, лицо Его чудесно просияло, а одежды стали белыми, как снег. Это чудо наблюдали любимые ученики Господа, и оно поразило и испугало их. Святые Отцы православия трактуют это чудо в том духе, что Господь дал ученикам узреть Свой подлинный Образ духовными очами. То есть, Фаворский Свет – это духовный свет, а не физический. Католические же богословы, напротив, утверждали, что ученики видели своими глазами подлинный физический свет, исходивший от Христа.
В той дискуссии победа осталась за великим православным подвижником Григорием Паламой, который был прославлен позже, как святитель церкви. Но католические воззрения не изменились, и следствием этого стало различие в направлениях развития православной и западной культуры, приведшее к существенному различию европейской и русской цивилизаций. – Поскольку, в понимании православного человека, душа может иметь непосредственную связь с Богом, то и человеческое творчество является проявлением духовных сил, если не божественных, то сатанинских. В западном же понимании культура более связывается с произволением личности, с её самовыражением. Поэтому, думаю, позволительно сказать, что русская культура всегда имела более духовный характер, по сравнению с западной, которая была более светской.
Очень ярко различие культур проявилось именно в период философского и духовного размежевания цивилизаций, когда и жил свт. Григорий Палама. В Европе была научно-техническая революция и расцвет светской культуры – всем известный Ренессанс. А в России, несмотря на ордынское иго, междоусобную борьбу и смутные времена расцвела великая и уникальная иконописная школа. Но и позже эти различия культур сохранились. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое говорит о назначении поэзии. – Если вдуматься, то важнейшей темой русской классики всегда была «духовная брань». И в этом, видимо, состоит непреходящая ценность творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и других наших гениев для мировой культуры. Не зря, уже в наше время, Евтушенко написал: «Поэт в России больше, чем поэт»…
Но, вернёмся к расхождениям православия и католицизма. Есть у них небольшая, на первый взгляд, разница в Символе Веры, т.н. «филиокве», которая приводит, однако к значительным расхождениям в вероисповедании. – Православные исповедуют, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, о чём и сказано в нашем Символе Веры. В католическом же Символе Веры говорится о Духе: «От Отца и Сына исходящего…» То есть, католиками добавлено всего одно слово: «Сын», но это изменение искажает смысл всего Символа Веры. – Этим в Святой Троице, фактически, устанавливается иерархия, то есть нарушается догмат о совершенном равенстве и одинаковом почитании Лиц Святой Троицы. Надо ли говорить, что изменение Основания Веры вызывает, исподволь, расхождение в смысле практически всех понятий и свяшеннодействий?
Другим важным различием является догмат католиков о непогрешимости Папы Римского. Это положение совершенно необоснованно придаёт свойство высшей святости – непогрешимости каждому очередному Папе, только лишь по факту избрания его коллегией кардиналов. – Это очевидно абсурдное положение, вызвавшее, может быть, наибольшую критику. Судите сами: до голосования будущий Папа не безгрешен, как и все прочие архипастыри, его избирающие, а после голосования становится свят и непогрешим*. – Этот догмат, вкупе с непомерным стремлением Рима к политической власти, сыграл, может быть, роковую роль в судьбе католицизма. Католическая церковь подорвала свой духовный авторитет и не смогла противостоять сильнейшему натиску неоязычества и материализма в период 14 – 17 веков. Это и привело к её расколу и появлению протестантской конфессии.
Вождь Реформации – Лютер совершенно обосновано отрёкся от лицемерия, лжи, корысти и властолюбия, которые он обличал в католичестве. Он хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов. А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих.
Видимо, Лютер не понимал, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что глубина его безмерна. Эта глубина – признак богодухновенности священных текстов, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой опытом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей… Пытаясь вернуться к первоистоку христианства, Лютер, в гордыне своей, взял на себя функцию пророка, или посланника Божьего и попытался создать совершенно новую религию. Он упразднил религиозное почитание Божьей Матери и святых угодников, отменил почитание икон.
Лютер пытался восстановить духовность западного христианства, но пошёл в противоположную от православия сторону. И в результате, все таинства и священнодействия трактуются сейчас лютеранами в символическом смысле, а не как акты соединения человека с Богом. К тому же, у них отсутствует духовное почитание Богоматери и святых, которые соединяют наш конечный земной мир с бесконечным Царством Божьим. Протестантская зараза проникла под прикрытием экуменизма и в католичество. Результаты плачевны, от западного христианства мало чего осталось… Последнее «достижение» лютеранства – это церковная регистрация однополых браков. Примечательно, что и Папа Франциск отдал этот вопрос на усмотрение католических епархий. Почему-то, в этом вопросе он решил отказаться от догмата непогрешимости. – Сомневается? Или боится? И Священное Писание по боку, когда Князь мира сего требует своей жертвы…
Это прискорбно.
*Есть и другие расхождения в богослужении и в жизни церквей, но на них я не останавливался.
Кирха
Ки́рха или ки́рка — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений. [1] Оригинальное немецкое значение — церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какой-либо конфессиональной окраски.
Для обозначения прихода также использовался германизм ки́рхшпиль (нем. Kirchspiel ).
Содержание
Этимология
Немецкое слово Kirche сродни голландскому kerk, шотландскому kirk, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому «κυριακή» (‘Господний’). Соответственно, в русском языке смысл этого слова существенно у́же, чем в первоисточнике. [1]
При переводе на русский язык иногда названия на оригинальном языке оставляют без перевода. Тогда в названии присутствует слово «кирха» на языке той страны, где здание находится. Помимо немецкого могут быть швед. kyrka (щирка), исл. kirkja (киркья), фин. kirkko (киркко), эст. kirik (кирик).
Архитектура
Характерно разнообразие стилей лютеранских кирх:
Типы церковных зданий
Традиционно различают три основных типа здания: собор, церковь и капелла (часовня). Собором обычно именуется внушительное церковное здание, где находится кафедра епископа (при епископальной системе церковного устройства). Так же собором могут именовать здания, где эта кафедра когда-то находилась.
Помимо указанных зданий могут быть другие: баптистерии и т. д.
Именование церковных зданий
Единого принципа именования зданий нет.
Внутреннее устройство
Нартекс
Или притвор. Как правило используется для вспомогательных церковных нужд. Здесь могут располагаться диаконические помещения, места для кружков, функционирующих в приходе, библиотека, раздевалка, туалет и т. д. Как правило, над притвором расположены одна или две башни, часто выполняющих функцию колоколен.
Пространство, обычно располагающееся над входом в основное помещение. Обычно здесь находится орган.
Обычно, основная по объёму часть здания. Здесь расположены места для прихожан. Это могут быть специальные скамьи, не выходя из-за которых можно преклонить колена, или обычные стулья. Расположение церковной мебели не имеет догматического значения, однако если в церкви совершаются процессии, то напротив алтаря предусматривается проход. В небольших часовнях проход может отсутствовать.
Трансепт
Поперечный неф, отделяющий основной неф от алтарной части. Присутствует преимущественно в зданиях средневековой постройки.
Алтарная часть
Традиционно алтари лютеранских церквей обращены на восток. Если здание не ориентировано с запада на восток, тогда алтарную часть будут именовать литургическим востоком. Здесь может находиться возвышение, на котором расположен алтарь. На алтаре обычно расположен крест или распятие (круцификс), литургические предметы. В заалтарной части может располагаться картина (или витраж) с изображением евангельских событий или простой крест. В современных церковных зданиях это может быть картина с изображением природы или (если за алтарём расположен красивый пейзаж) простое окно.
Обычно сбоку от алтаря помещается другой важный элемент лютеранских церквей — проповедническая кафедра. Она может находиться как на уровне пола, так и на специальном балконе.