Кис есм сибур что это
СИБУР приступил к 3-му этапу внедрения системы SAP ERP на своих предприятиях
Крупнейшие площадки СИБУРа используют систему ERP на базе системы SAP для автоматизации производственных и бизнес-процессов. В рамках 3го этапа SAP ERP тиражируют на тобольскую, тверскую и благовещенскую площадки, где система начнёт работать с января 2019 г.
Об этом СИБУР сообщил 1 августа 2018 г.
На данный момент система SAP ERP внедрена и функционирует на томской, воронежской, пермской, кстовской, дзержинской, западно-сибирских площадках, в корпоративном центре и SIBUR International.
С SAP ERP работает около 6 тыс пользователей в крупных подразделениях СИБУРа.
Сотрудники заводов, складов, финансовых служб вовлечены в новые цифровые рабочие процессы, а руководители с помощью отчетности могут составить полную картину того, как работает сложный механизм множества производств.
По словам исполнительного директора СИБУРа О. Макарова, нефтехимическая отрасль всегда была достаточно хорошо автоматизирована.
В СИБУРе этот уровень приближается к 90%.
Такой показатель обеспечивает, в т.ч, внедрение современных ИТ-инструментов и систем.
SAP ERP обеспечивает автоматизацию основных процессов СИБУРа, позволяет создать уникальную инфраструктуру обмена данными между ключевыми подразделениями, являясь абсолютно прозрачным инструментом и сохраняя хронологию всех событий для выявления и предотвращения корневых ошибок
Помимо SAP ERP, в подразделениях СИБУРа используют SAP BPC консолидации и выпуска управленческой отчетности.
Благодаря современным инструментам компания принимает эффективные управленческие решения по производственным процессам, планирует снабжение заводов, техобслуживание и ремонты, продажи и логистику, ведет бухгалтерский учет и контроллинг, казначейство, планирует инвестиции.
Сотрудничество началось в 2015 г с пилотного внедрения SAP ERP в управляющей компании СИБУР Холдинг.
23 июля 2018 г СИБУР сообщил, что к SAP ERP будет подключен строящийся комбинат ЗапСибНефтехим, а в перспективе платформа объединит все производственные площадки СИБУРа.
Однако выбор зарубежного ПО на фоне сложных отношений с западными странами не совсем оправдан.
Он отметил, что нужно совершенствовать отечественное ПО, чтобы дотянуть его до конкурентного уровня.
Хоть речь тогда и шла о госучреждениях и коммерческих компаниях подконтрольных государству.
Удалёнка и карантин: как digital помогает СИБУРу в кризис
С 18 марта службы эксплуатации СИБУР ИТ перевели на режим удалённой работы c сохранением доступа к корпоративным системам более трёх с половиной тысяч сотрудников СИБУРа – 794 сотрудника корпоративного центра в Москве и 2794 сотрудника на предприятиях в регионах. Они получили не просто ноутбук с корпоративной почтой, но полноценный мобильный офис на базе решения S-Terra с доступом в корпоративную сеть и все необходимые для работы системы: SAP, Jira, Confluence, КИС ЕСМ, корпоративный портал и др. Кстати, для тех, кто не смог получить ноутбук в офисе, была организована доставка.
сотрудников уже работают удалённо через корпоративный мобильный офис
Нагрузка на службы ИТ-поддержки СИБУРа в связи с переходом на удалённый режим работы выросла в несколько раз, во время перевода на новый режим работы сотрудники получали более полутора тысяч обращений в сутки. Для оперативного реагирования на запросы сотрудников с 20 марта в СИБУРе работает круглосуточная горячая линия. Через неё можно получить консультацию по эпидемиологической ситуации и организационным вопросам, а также по вопросам, связанным с ИТ-поддержкой на период режима удалённой работы. За время работы на горячую линию было совершено около одной тысячи звонков.
Чтобы обеспечить непрерывность работы в условиях удалённого режима, нужны новые организационные ритуалы и новые технологии.
Удалённый режим работы потребовал перестроить формат взаимодействия, коммуникаций, командных ритуалов.
Для этого команда руководителей на основе лучших практик сформулировала набор рекомендуемых правил, которых придерживаются все сотрудники функции: рабочий день начинается с 15-минутного утреннего онлайн-стендапа в командах со своим линейным руководителем; еженедельно на уровне руководителей проводится 45-минутная планерка для обмена и понимания информацией и понимания приоритетов.
На этих совещаниях обсуждается задачи, закрепленные за каждым сотрудником.
Не реже 1 раза в одну или две недели (зависит от размера команды) проводятся звонки в формате 1:1 у руководителей со своими подчиненными продолжительностью 15-20 минут. Их используем как для обсуждения текущих вопросов, так и для обмена обратной связью, «сверки» настроений и поддержания позитивного настроя при удаленной работе.
Оперативно проводить все эти ритуалы помогают инструменты, которые есть в компании: Skype for business с возможностью аудио- и видеоконтакта, шеринга презентаций, корпоративная Jira – для ведения задач.
Благодаря инструментам, которые помогают нам всегда оставаться онлайн, общаться с коллегами и командами по видео, дистанционно управлять проектами, работа «на удалёнке» мало чем отличается от офисной.
Для работы проектного управления на удалённой работе мало что изменилось. Через мобильный офис и решение S-Terra у сотрудников есть доступ к программам, которые позволяют работать с внутренними ресурсами, как в офисе. Проекты и статусы обновляются в корпоративном Confluence, статусные совещания проводятся посредством видеосвязи – разница с очным форматом незаметна.
менеджер, проектное управление
Функция логистики в 2019 году активно внедряла ИТ-инструменты, в том числе поэтому переход на удалённую работу не сильно отразился на стабильности операционных процессов. Проведение тендерных процедур через Ti-Contract, заказ и отслеживание автотранспорта через Transporeon, контроль остатков и многооборотной тары с помощью SAP ERP/EWM, подписание договорных документов онлайн и оперативное переключение сотрудников на мобильный офис позволило не уронить эффективность бизнес-процессов компании.
Для клиентов СИБУРа с массовыми переходами на удалённую работу тоже мало что изменилось. Система e-Commerce, где осуществляются заказы, работает из любой точки мира и на любом устройстве с доступом в интернет. Там можно быстро оформить заявку, отследить заказ, оставить обращение по разным категориям вопросов. Менеджеры при этом остаются на связи для решения вопросов по навигации, а в случае технических проблем могут оформить заказ на своей стороне.
Для некоторых наших функций, например, для функции «Эффективность производства» часто критично присутствие на предприятиях. Там, где Skype for business не может решить задачу полного погружения, используют цифровой инструмент «Удалённый эксперт AR».
С помощью AR-очков с камерой на каске сотрудника его коллега может в режиме онлайн видеть оборудование, оценить его работу, дать совет, отправить на AR-очки информацию, например, рабочие схемы. Таким образом, технология обеспечивает эффект полного присутствия на точке для удалённо подключившегося эксперта.
В условиях непростой эпидемиологической обстановки востребованность «Удалённого эксперта AR» на предприятиях значительно возросла, частота его использования увеличилась в 4 раза. На производствах, где проходят остановочные ремонты, иногда требуется внешняя экспертиза, но подрядчики сейчас не могут приехать из-за границы, а даже если приедут – их ждут 2 недели карантина. Такие сроки неприемлемы для производства. В марте на установке дегидрирования пропана инструмент был использован 8 раз для связи со специалистами из Сербии, Италии, Кореи, Бельгии, Франции и других регионах России. Сейчас остановочный ремонт планируется в Томске.
Другие цифровые инструменты также оказались очень полезны именно в период кризиса. Например, с помощью приложения «Мобильные обходы» СИБУР повысил надёжность оборудования, так как дефекты выявляются на ранней стадии, что снижает количество выходов из строя критичного оборудования. Это позволило гораздо реже привлекать внешних подрядчиков к ремонтам. Кстати, сам проект «Мобильные обходы» управляется через инструмент по визуализации данных Tableau – в удалённом режиме возможно отслеживать основные критерии работы проекта.
Вовсе исключить регулярные обходы, которые совершает персонал предприятий, помогает интернет вещей, проекты которого также запущены на предприятиях СИБУРа в Тобольске, Воронеже и Томске. Беспроводные IIoT-датчики могут регулярно сообщать о температуре или уровне вибрации оборудования, что исключает необходимость присутствия человека на установке.
Удалёнка и карантин: как digital помогает СИБУРу в кризис
С 18 марта службы эксплуатации СИБУР ИТ перевели на режим удалённой работы c сохранением доступа к корпоративным системам более трёх с половиной тысяч сотрудников СИБУРа – 794 сотрудника корпоративного центра в Москве и 2794 сотрудника на предприятиях в регионах. Они получили не просто ноутбук с корпоративной почтой, но полноценный мобильный офис на базе решения S-Terra с доступом в корпоративную сеть и все необходимые для работы системы: SAP, Jira, Confluence, КИС ЕСМ, корпоративный портал и др. Кстати, для тех, кто не смог получить ноутбук в офисе, была организована доставка.
Нагрузка на службы ИТ-поддержки СИБУРа в связи с переходом на удалённый режим работы выросла в несколько раз, во время перевода на новый режим работы сотрудники получали более полутора тысяч обращений в сутки. Для оперативного реагирования на запросы сотрудников с 20 марта в СИБУРе работает круглосуточная горячая линия. Через неё можно получить консультацию по эпидемиологической ситуации и организационным вопросам, а также по вопросам, связанным с ИТ-поддержкой на период режима удалённой работы. За время работы на горячую линию было совершено около одной тысячи звонков.
Для большинства сотрудников так называемых бэк-офисных функций удалённый режим – это новый формат работы. При этом все процессы важно поддерживать на высоком уровне, соблюдать качество и сроки работ, как если бы мы все по-прежнему работали в офисе.
Чтобы обеспечить непрерывность работы в условиях удалённого режима, нужны новые организационные ритуалы и новые технологии.
Удалённый режим работы потребовал перестроить формат взаимодействия, коммуникаций, командных ритуалов.
Для этого команда руководителей на основе лучших практик сформулировала набор рекомендуемых правил, которых придерживаются все сотрудники функции: рабочий день начинается с 15-минутного утреннего онлайн-стендапа в командах со своим линейным руководителем; еженедельно на уровне руководителей проводится 45-минутная планерка для обмена и понимания информацией и понимания приоритетов.
На этих совещаниях обсуждается задачи, закрепленные за каждым сотрудником.
Не реже 1 раза в одну или две недели (зависит от размера команды) проводятся звонки в формате 1:1 у руководителей со своими подчиненными продолжительностью 15-20 минут. Их используем как для обсуждения текущих вопросов, так и для обмена обратной связью, «сверки» настроений и поддержания позитивного настроя при удаленной работе.
Михаил Трегубенко, руководитель управления организационными проектами, экономика и финансы: «Оперативно проводить все эти ритуалы помогают инструменты, которые есть в компании: Skype for business с возможностью аудио- и видеоконтакта, шеринга презентаций, корпоративная Jira – для ведения задач. Благодаря инструментам, которые помогают нам всегда оставаться онлайн, общаться с коллегами и командами по видео, дистанционно управлять проектами, работа «на удалёнке» мало чем отличается от офисной».
Максим Савин, менеджер, проектное управление:
«Для работы проектного управления на удалённой работе мало что изменилось. Через мобильный офис и решение S-Terra у сотрудников есть доступ к программам, которые позволяют работать с внутренними ресурсами, как в офисе. Проекты и статусы обновляются в корпоративном Confluence, статусные совещания проводятся посредством видеосвязи – разница с очным форматом незаметна».
Функция логистики в 2019 году активно внедряла ИТ-инструменты, в том числе поэтому переход на удалённую работу не сильно отразился на стабильности операционных процессов. Проведение тендерных процедур через Ti-Contract, заказ и отслеживание автотранспорта через Transporeon, контроль остатков и многооборотной тары с помощью SAP ERP/EWM, подписание договорных документов онлайн и оперативное переключение сотрудников на мобильный офис позволило не уронить эффективность бизнес-процессов компании.
Иван Капцов, руководитель проектов, цифровизация логистики:
«Для клиентов СИБУРа с массовыми переходами на удалённую работу тоже мало что изменилось. Система e-Commerce, где осуществляются заказы, работает из любой точки мира и на любом устройстве с доступом в интернет. Там можно быстро оформить заявку, отследить заказ, оставить обращение по разным категориям вопросов. Менеджеры при этом остаются на связи для решения вопросов по навигации, а в случае технических проблем могут оформить заказ на своей стороне».
Владислав Мурленко, инженер направления индустрия 4.0, тестирует AR оборудование:
«Для некоторых наших функций, например, для функции «Эффективность производства» часто критично присутствие на предприятиях. Там, где Skype for business не может решить задачу полного погружения, используют цифровой инструмент «Удалённый эксперт AR»».
С помощью AR-очков с камерой на каске сотрудника его коллега может в режиме онлайн видеть оборудование, оценить его работу, дать совет, отправить на AR-очки информацию, например, рабочие схемы. Таким образом, технология обеспечивает эффект полного присутствия на точке для удалённо подключившегося эксперта.
Максим Леньков, руководитель проектов, производственные данные, эффективность производства:
«В условиях непростой эпидемиологической обстановки востребованность «Удалённого эксперта AR» на предприятиях значительно возросла, частота его использования увеличилась в 4 раза. На производствах, где проходят остановочные ремонты, иногда требуется внешняя экспертиза, но подрядчики сейчас не могут приехать из-за границы, а даже если приедут – их ждут 2 недели карантина. Такие сроки неприемлемы для производства. В марте на установке дегидрирования пропана инструмент был использован 8 раз для связи со специалистами из Сербии, Италии, Кореи, Бельгии, Франции и других регионах России. Сейчас остановочный ремонт планируется в Томске».
Другие цифровые инструменты также оказались очень полезны именно в период кризиса. Например, с помощью приложения «Мобильные обходы» СИБУР повысил надёжность оборудования, так как дефекты выявляются на ранней стадии, что снижает количество выходов из строя критичного оборудования. Это позволило гораздо реже привлекать внешних подрядчиков к ремонтам. Кстати, сам проект «Мобильные обходы» управляется через инструмент по визуализации данных Tableau – в удалённом режиме возможно отслеживать основные критерии работы проекта.
Вовсе исключить регулярные обходы, которые совершает персонал предприятий, помогает интернет вещей, проекты которого также запущены на предприятиях СИБУРа в Тобольске, Воронеже и Томске. Беспроводные IIoT-датчики могут регулярно сообщать о температуре или уровне вибрации оборудования, что исключает необходимость присутствия человека на установке.
Как мы строим систему обработки, хранения и анализа данных в СИБУРе
В начале 2018 года у нас активно пошел процесс цифровизации производства и процессов в компании. В секторе нефтехимии это не просто модный тренд, а новый эволюционный шаг в сторону повышения эффективности и конкурентоспособности. Учитывая специфику бизнеса, который и без всякой цифровизации показывает неплохие экономические результаты, перед «цифровизаторами» стоит непростая задача: всё-таки менять устоявшиеся процессы в компании — довольно кропотливая работа.
Наша цифровизация началась с создания двух центров и соответствующих им функциональных блоков.
Это «Функция цифровых технологий», в которую включены все продуктовые направления: цифровизация процессов, IIoT и продвинутая аналитика, а также центр управления данными, ставший самостоятельным направлением.
И вот как раз главная задача дата-офиса заключается в том, чтобы полноценно внедрить культуру принятия решений, основанных на данных (да, да, data-driven decision), а также в принципе упорядочить всё, что касается работы с данными: аналитика, обработка, хранение и отчетность. Особенность в том, что все наши цифровые инструменты должны будут не только активно использовать собственные данные, то есть те, которые генерируют сами (например, мобильные обходы, или датчики IIoT), но и внешние данные, с четким пониманием, где и зачем их нужно использовать.
Меня зовут Артем Данилов, я руководитель направления «Инфраструктура и технологии» в СИБУРе, в этом посте я расскажу, как и на чем мы строим большую систему обработки и хранения данных для всего СИБУРа. Для начала поговорим только о верхнеуровневой архитектуре и о том, как можно стать частью нашей команды.
Вот какие направления включает в себя работа в дата-офисе:
1. Работа с данными
Здесь трудятся ребята, которые активно занимаются инвентаризацией и каталогизацией наших данных. Они понимают, какие есть потребности у той или иной функции, могут определить, какого рода аналитика может понадобиться, какие метрики стоит отслеживать для принятия решений и как используются данные в определённой бизнес-области.
2. BI и визуализация данных
Направление тесно связано с первым и позволяет наглядно представить результат работы ребят из первой команды.
3. Направление контроля качества данных
Здесь внедряются инструменты контроля качества данных и проводится имплементация всей методологии такого контроля. Иными словами, ребята отсюда внедряют софт, пишут различные проверки и тесты, понимают, как происходят кросс-проверки между разными системами, отмечают функции тех сотрудников, которые отвечают за качество данных, а также налаживают общую методологию.
Мы — компания большая. У нас много разного рода справочников — и контрагенты, и материалы, и справочник предприятий… В общем, поверьте, справочников хватает с лихвой.
Когда компания что-то активно закупает для своей деятельности, у нее обычно есть специальные процессы заполнения этих справочников. В противном случае хаос достигнет такого уровня, что работать будет невозможно от слова «совсем». У нас такая система тоже есть (MDM).
Проблемы тут вот в чем. Допустим, в одном из региональных подразделений, которых у нас много, сидят сотрудники и вносят в систему данные. Вносят руками, со всеми вытекающими из такого способа последствиями. То есть им надо внести данные, проверить, что все доехало в систему в нужном виде, без дублей. При этом некоторые вещи, в случае заполнения каких-то реквизитов и обязательных полей, приходится вообще самостоятельно искать и гуглить. Например, есть у тебя ИНН компании, а тебе нужны остальные сведения — ты проверяешь через специальные сервисы и ЕГРЮЛ.
Все эти данные, конечно, уже где-то есть, поэтому было бы правильно их просто автоматически подтягивать.
Раньше в компании в принципе не было какой-то единой должности, четкой команды, которая бы этим занималась. Было множество разрозненных подразделений, вручную вносящих данные. Но таким структурам обычно сложно даже сформулировать, что именно и где именно в процессе работы с данными надо изменить, чтобы все было отлично. Поэтому мы пересматриваем формат и структуру управления НСИ.
5. Внедрение хранилища данных (узел данных)
Вот именно это мы и начали делать в рамках этого направления.
Давайте сразу определимся с терминами, а то используемые мной словосочетания могут пересекаться с какими-нибудь другими концепциями. Грубо говоря, узел данных = озеро данных + хранилище данных. Чуть дальше я раскрою это подробнее.
Архитектура
В первую очередь мы постарались прикинуть, с какими именно данными предстоит работать — какие тут есть системы, какие датчики. Поняли, что будут как потоковые данные (это то, что генерируют сами предприятия со всего своего оборудования, это IIoT и прочее) и классические системы, разные CRM, ERP и подобное.
Поняли, что данных в текущих системах будет не прямо чтобы совсем много по объему, но с внедрением цифровых инструментов и IIoT их станет очень много. А еще будут очень разнородные данные из классических учетных систем. Поэтому придумали архитектуру вот такого плана.
Далее подробнее по блокам.
Хранение
Это основное ядро нашей платформы. То, что используется для обработки и хранения данных. Задача — загружать данные более чем из 60 различных систем, когда они начнут их поставлять. То есть тут вообще все данные, которые могут пригодиться для принятия каких-то решений.
Начнём с извлечения и обработки данных. Для этих целей мы планируем использовать ETL-инструмент NiFi для потоковых и пакетных данных, а также инструменты для стриминговой обработки: Flume для первичного приема данных и их декодирования, Kafka для буферизации, Flink и Spark Streaming как основные инструменты обработки потоков данных.
Наиболее сложно работать с системами стэка SAP. Извлекать из SAP данные придётся с помощью отдельного ETL-инструмента — SAP Data Services.
В качестве инструментов хранения мы планируем использовать платформу Cloudera Hadoop (сам HDFS, HBASE, Hive, Impala), аналитическую СУБД Vertica и, для отдельных кейсов, elasticsearch.
В принципе, мы используем самый современный стэк. Да, нас можно попробовать закидать помидорами и поусмехаться над тем, что мы называем самым современным стэком, но на самом деле — так и есть.
Мы не ограничены legacy-разработкой, но при этом не можем использовать bleeding edge в промышленном решении из-за явной enterprise ориентированности нашей платформы. Поэтому, может, мы и не тащим Horton, а ограничиваемся Clouder’ой, там, где можно, мы обязательно пытаемся затащить более новый инструмент.
Для контроля качества данных используется SAS Data Quality, а Airflow для управления всем этим добром. Мониторинг всей платформы делаем через стек ELK. Визуализацию по большей части планируем делать на Tableau, какие-то совсем статичные отчеты на SAP BO.
Уже сейчас понимаем, что часть задач невозможно реализовать через стандартные BI-решения, так как требуется совсем изощренная визуализация в реальном времени с множеством картонных контролов. Поэтому будем писать свой фреймворк визуализации, который можно было бы встраивать в разрабатываемые цифровые продукты.
Про цифровую платформу
Если посмотреть чуть шире, то сейчас мы с коллегами из функции цифровых технологий строим единую цифровую платформу, задача которой — быстрая разработка собственных приложений.
Озеро данных — один из элементов этой платформы.
В рамках этой активности мы понимаем, что нам потребуется реализовать удобный интерфейс доступа к аналитическим данным. Поэтому в планах реализовать Data API и объектную модель производства для более удобного доступа к производственным данным.
Что еще делаем и кто нам нужен
Кроме хранения и обработки данных на нашей платформе будет работать всё машинное обучение, а также IIoT-фреймворк. Озеро будет выступать и как источник данных для обучения и работы моделей, и как мощности для работы моделей. Уже сейчас готов ML-фреймворк, который будет работать поверх платформы.
Прямо сейчас в команде есть я, пара архитекторов и 6 разработчиков, поэтому мы активно ищем новых людей (мне нужны архитекторы данных и дата-инженеры), которые помогут нам с развитием платформы. Ковыряться в легаси не придётся (легаси тут только на входе от систем), стэк свежий.
Вот где будут тонкости — так это в интеграциях. Связывать старое с новым, да так, чтобы оно все нормально работало и решало задачи — это вызов. Кроме этого, надо будет придумывать, прорабатывать и навешивать кучу самых разных метрик.
Сбор данных проводится из всех основных систем — 1С, SAP и куча всего остального. На основе собранных тут данных будет строиться вся аналитика, вся предиктивка, вся цифровая отчетность.
Если совсем коротко, ты мы хотим сделать так, чтобы работать с данными стало по-настоящему круто. Вот, например, маркетинг и продажи — у них есть люди, которые собирают всю статистику руками. То есть сидят и из 5 разных систем выкачивают разрозненные данные в разных форматах, загружают их из 5 разных программ, потом выгружают себе в эксель все это считать. Потом сводят информацию в единые экселевские таблицы, как-то пытаются делать визуализацию.
В общем, времени уходит вагон на все это. Подобные проблемы мы и хотим решить нашей платформой. А в следующих постах подробно расскажем о том, как мы связывали элементы между собой и настраивали корректную работу системы.
Кстати, кроме архитекторов и дата-инженеров в этой команде мы будем рады видеть: