Китт паста что такое
Китт паста что такое
Шеллак — воскоподобное вещество, выделяемое насекомыми из семейства лаковых червецов. Технический шеллак содержит 85 % смолистого вещества и 15% шеллачного воска. В холодном состоянии твердый. Температура размягчения 65. 75 °С, плавится при 115. 120 °С. Хорошо растворяется в спирте. Технический шеллак используют для фиксации подвижных соединений для сверления и обработки. Для удаления остатков шеллака его выжигают либо растворяют в спирте.
Канифоль — твердая составная часть смолистых выделений хвойных деревьев, полученная путем перегонки. В холодном состоянии твердая, очень хрупкая. Размягчается при температуре 60°С, становится жидкой при 120°С. Растворяется в ацетоне, нитрорастворителях, спирте. Применяют как флюс при контактной пайке оловянными припоями.
Канифоль используется как связующий компонент для приготовления фиксирующих паст. Фиксирующая паста (китт) служит для удержания изделия в процессе закрепки в него камней или гравировки изделия. Китт надежно предохраняет изделие от деформаций и позволяет закреплять камни в изделия любой конструкции и формы. Температура размягчения пасты позволяет работать с большинством ювелирных камней. Основными составными компонентами китта являются канифоль и отмученный мел.
Для приготовления китта расплавляют на огне канифоль, постепенно добавляя в нее другой компонент. При постоянном помешивании смесь доводят до густоты сметаны и отливают в удобные для употребления формы.
Канифоль выполняет роль связующего компонента, а мел — наполнителя.
Китт обладает хорошим сцеплением с любой поверхностью и высокой прочностью. Если же прочность и клейкость пасты для такого вида работ оказалась недостаточной (китт скалывается), то в состав наряду с мелом добавляют муку. С целью понижения температуры плавления китта, его текучести, а также в качестве пластификатора может быть использован пчелиный воск, который добавляется после расплавления канифоли.
СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Смазочные материалы часто используются при сверлении, конусной расфрезеровке, вырезании посадочных мест и для придания формы и правки штихелей. В особенности, при резке металла сверло или фрезу необходимо периодически окунать в жестяную баночку со смазочно-охлаждающей жидкостью. Это уменьшает трение и приносит определенную пользу: пилки и, иногда, сверла и фрезы смазывают пчелиным воском; смазочно-охлаждающую жидкость наносят на полировальные камни для заточки штихелей, снимаемый металл будет «плавать» в жидкости, оставляя зерна открытыми для более эффективной заточки; а вода применяется для охлаждения штихелей при придании им формы на шлифовальном станке.
ПАСТА КИТТ
Паста китт используется в качестве фиксатора для удерживания ювелирных изделий, которые нельзя зажать в ручных тисках, в особенности таких, как серьги, подвески и браслеты. При нагревании она становится мягкой и гибкой, позволяя ювелирному изделию в нее погружаться. После ее застывания (в воде по желанию) бриллианты можно крепить в оправу. Она хрупкая, но намного более прочная, чем шеллак.
Паста китт.
Приспособление для крепления в пасту китт называется китт-шток. Его изготавливают самостоятельно, отпилив от деревянной ручки метлы или похожей деревянной болванки отрезок длиной 12-15 см. На один или оба конца палки наплавляется нагретое на огне небольшое количество пасты. Расплавленная паста приклеивается к дереву, но стекает с него, пока не застынет. Нагревайте пасту над брусковой наковальней, чтобы стекающая паста не пропадала зря. Время от времени собирайте на палку ту пасту, которая скатывается вниз.
ЦИРКУЛЬ
Когда циркуль используется для очерчивания окружности, в металле при помощи болтштихеля или кернера создается углубление в том месте, куда будет устанавливаться бриллиант. Углубление служит для фиксации одной иглы циркуля, в то время как вторая регулируется таким образом, чтобы раствор между ними соответствовал радиусу устанавливаемого бриллианта. После чего можно очерчивать окружность диаметром, равным диаметру устанавливаемого в этом месте бриллианта. Описанная окружность становится границей, которая определяет параметры сверления, конусной выборки и вырезания посадочного места. Таким способом можно выложить группу, или кластер, бриллиантов с достаточной степенью аккуратности.
Циркуль также используется для проведения четкой границы по краю металлическом пластины, где планируется размещать бриллианты. К примеру, ряд бриллиантов можно установить прямой дорожкой, единообразным изгибом, где каждый бриллиант будет находиться на определенном расстоянии от края. Для этого ножки циркуля устанавливают на желаемое расстояние, которое
будет равняться расстоянию между рундистами устанавливаемых бриллиантов и краем пластины. Затем для очерчивания границы одной ножкой с нажимом проводят по пластине, в то время как вторая будет скользить вдоль ее внешнего края.
СВЕРЛА
НАЖДАЧНАЯ БУМАГА
При помощи лупы осуществляется подробный осмотр оправ, бриллиантов и готовой корнеровой закрепки. При закрепке бриллиантов используются два вида луп: монокулярные и бинокулярные. Монокулярные лупы используются при осмотре одним глазом, а бинокулярные позволяют разглядывать изделия одновременно двумя глазами. Каждый из этих типов применяется по предпочтению закрепщика бриллиантов.
Некоторые монокулярные лупы выпускаются в форме одной или двух линз, установленных в трубчатую оправу. Это так называемая универсальная черная глазная лупа. Однако простая линза, вставленная в легкую металлическую рамку, закрепленную на дужке очков, более удобна. При закрепке бриллиантов необходима лупа с 7-10 кратным увеличением. Эти мощные линзы следует
использовать, в основном, лишь для осмотра, а не пользоваться ими постоянно в процессе работы.
Бинокулярные лупы удобны для длительной работы. Эти лупы обеспечивают хороший осмотр одновременно для обоих глаз, обеспечивая, таким образом, стереоскопическое восприятие. Обычно встречается два их типа: вставленные в оголовье и крепящиеся на дужках очков. Увеличение, которое позволяет работать на расстоянии 12-18 см, идеально для корнеровой закрепки.
Пасты
Паста китт. Необходима для фиксации ювелирных украшений в строго определенном положении в процессе закрепки вставок; состоит из канифоли с мелом, канифоли с зубным порошком, канифоли с мелом и мукой; смесь готовят, расплавляя канифоль на огне, одновременно добавляя другой компонент и постоянно помешивая; когда смесь примет сметанообразную консистенцию, ее разливают в любые удобные формы и охлаждают в естественных условиях.
Пасту китт можно приготовить также, используя следующие компоненты: 1 часть шеллака плюс 2 части кирпичной муки или 1 часть черного пека (дегтя) плюс чистый болюс (натуральная минеральная краска) до получения нужной густоты, или 1 часть белого пека плюс 1 часть канифоли плюс 1/4 часть кирпичной муки, плюс 1/2 часть флотированного мела, или 4 части флотированного мела плюс 2 части канифоли, плюс 1/2 часть белого пека, а также немного воска, или 8 частей канифоли плюс 3 части желтой смолы, плюс 12 частей болюса, или 2 части пека плюс 2 части канифоли, плюс 2 части болюса, плюс 2 части флотированного мела.
Смоляная смесь и специальная мастика для чеканки. В состав смоляной смеси входят: искусственные или естественные смолы, сухая земля (просеянная) или зола, воск и канифоль. Смесь готовят путем подогрева на огне, постоянно и тщательно размешивая. Затем ее разливают в неглубокие деревянные чашки. Состав и способ приготовления специальной мастики следующий: три части смолы расплавляют в фарфоровой чашке, затем добавляют в расплав две части мелко измельченного красного кирпича или гипсовой муки и совсем немного талька — для пластичности. Расплавленный и хорошо размешанный раствор вливают затем в чеканочный шар — китткугель или специальный плоский ящик.
Ювелирное производство: закрепка камней
Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.
При глухой закрепке камня обжимной поясок каста плотно прилегает к камню со всех сторон и может быть обработан под глянец только с внешней стороны (как делают обычно для «мягких» камней). Для камней высокой твердости у прижатого к камню обжимного пояска делают еще и внутреннюю глянцевую подрезку, образуя вокруг камня непрерывное ребро, на котором делают зернистую насечку (гризант). Такая гризантная насечка дополнительно украшает камень, создавая вокруг него зернистое обрамление. Глухая закрепка надежно удерживает камень в оправе и при необходимости дает возможность придать камню более правильную форму. Внутренняя глянцевая подрезка в белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта создает эффект большего размера. При эксплуатации изделий с глухой закрепкой камней исключена возможность зацепления оправы за одежду.
Инструмент для закрепки камней включает более десятка наименований. Это штихели, ручные деревянные тиски, киттштоки. обжимки, корновертки, корнезеры, надфили, полировники, ювелирная дрель, сверла и др.
Фирменные корновертки изготовлены из стержней диаметром 2,5 мм. длиной 70 мм. Комплект составляют 12 пуансонов с ячейками в диапазоне от 0,6 до 1,75 мм. Самодельные делают из черенков использованных надфилей.
Процесс изготовления их несложен, но требует навыка и большой аккуратности. Сначала в центре на хорошо запиленных торцах стержней набивают ямочки на 1/3 глубины, пользуясь специальной матрицей, которая имеет комплект торчащих шипов с шарообразными или округлозаполированными головками. Затем рабочему концу стержня придают внешнюю конусность, не задевая стенки углубления, и, чтобы избежать окисления, подвергают его закалке. Нагрев при закаливании осуществляют в среде плавленой буры. После закалки, если это необходимо, рабочие углубления полируют пастой ГОИ или алмазной пастой. Если корновертки имеют один внешний диаметр, то для всего комплекта достаточно иметь одну ручку с металлической насадкой, имеющей подогнанное под диаметр корновертки отверстие.
Насмолка изделия. Операция закрепки начинается с насмаливания на киттшток. Китт размягчают различными способами на электронагревателях, спиртовках, газовых горелках или паяльной горелкой. Прогревают китты равномерно на всю глубину и со всех сторон, не давая загореться и стекать. На такое пастообразное состояние и насмаливают изделие в удобном для закрепки положении.
Пока китт не затвердел, его выравнивают пинцетом, так чтобы уровень его был ниже поверхности изделия: в местах, не под лежащих разделке, уровень китта оставляют вровень, а то и выше поверхности изделия. Внутри кастов и отверстий под камнем китт продавливают глубже, чтобы шип камня мог свободно опуститься на нужную глубину. Оставшийся на внутренних стенках китт удаляют. После насмаливания киттшток откладывают до полного затвердения китта.
Закрепка в крапаны. Принцип крапановой закрепки заключается в том, что с внутренней стороны крапанов, на одном и том же уровне, делают всечки, на которые ляжет рундист камня, а концы крапанов, возвышающиеся над рундистом, загибают на коронку камня. Уровень всечек на крапанах ювелиры определяют визуально (но не приблизительно). Исходными данными для определения уровня служат: высота участка крапана, который идет на загиб (в зависимости от размера камня от 0,5 до 1,0 мм), толщина рундиста и глубина шипа камня (шип камня не должен выходить за нижний уровень изделия). Для закрепки поступают шлифованные изделия, поэтому верх каста выравнивают надфилем, после чего, наметив уровень, всекают крапаны. В большинстве случаев крапаны всекаются флахштихелем и шпицштихелем. В кастах с малым числом крапанов всечки для камня могут быть сделаны специально заточенным надфилем.
Всечки делают так, чтобы гнездо, образованное крапанами, было вертикальным и имело карниз в качестве нижнего упора. Камень должен садиться в гнездо плотно и без перекосов. Убедившись в правильном положении камня в касте, давчиком наваливают свободные концы крапанов на павильон камня. Зажимая крапанами камень, придерживаются такой последовательности: следующим загибать крапан, противоположный только что загнутому. Поджав плотно все крапаны, каст проверяют на просвет: если какой-либо из крапанов висит, его поджимают еще плотнее. Желательно, чтобы загнутая часть крапана ложилась не на ребро, а на грань камня (особенно у камней округлой формы), это лишит камень возможности поворачиваться.
Убедившись, что он находится со всех сторон на одном уровне, гнездо увеличивают в диаметре до размера камня. Таким образом, юстируя гнездо и периодически примеряя в него камень, следят за тем, чтобы стенки выбранного гнезда были вертикальными. Если гнездо будет выбрано с большим подвнутрением, камень будет болтаться в закрепленном касте. Стенки каста должны оставаться одинаковыми по толщине, чтобы при загибе их не образовались внешние неровности или складки. Камень сажают в плотно подогнанное гнездо легким давлением пальца, ручкой штихеля или медным давчиком, в зависимости от размера камня, и обжимают.
Обжатие круглых камней производят обжимкой соответствующего размера; если этого бывает недостаточно, поясок поджимают давчиком. Камни овальные, прямоугольные и других форм обжимают давчиком; при толстых стенках пояска обжатие начинают сапожковым давчиком с насечкой, а затем выравнивают гладким; тонкостенные касты обжимают сразу гладким давчиком. Процесс обжатия давчиком протекает в определенной последовательности: сначала камень поджимают с двух противоположных сторон, если перекоса не наблюдается, камень поджимают с двух других сторон. Если же обнаруживается перекос камня и причина его- неравномерное поджатие или сдвиг, то камень выравнивают легким постукиванием по выступающей его части ручкой штихеля, давлением пальца или давчиком и в таком положении фиксируют поджатие, а затем равномерно обжимают. При плотной посадке камня сразу начинают равномерное его обжатие. Особую осторожность во время обжатия нужно соблюдать при работе со «слабыми» камнями и с камнями прямоугольной и других форм, имеющих острые углы.
Огнеупорные материалы
Огнеупоры являются необходимым вспомогательным материалом ювелирного производства при процессах, связанных с нагреванием.
Асбест — волокнистый материал, в составе которого (в %): MgO — 41,8-42,6;FeО3 – 0,15; Н20 – 14,3-15,3; Si02 —42,5- 43,5; А120з — 0,5.
Применяется как теплоизоляционная засыпка в нагревательных приборах, для изготовления асбестовых смесей (асбоглина) и асбестовых материалов (асбокартон).
Широко применяется ювелирами в качестве изоляционного материала при пайке, а также для обертки тигля при плавке.
Кварцевое стекло — плавленый и отлитый из расплава кварц. Содержание Si02 — более 90%. Имеет плотное строение и хорошую теплостойкость. При температурах выше 1100°С расстекловывается и крошится; никакими шлаками не разъедается.
Огнеупорная посуда из кварцевого стекла используется в качестве ванн для отбелов.
Глина огнеупорная — имеет – сложный химический состав. Включает: Si02, Аl2О3, СаО, MgO, К20, Na20, Fe2O3. Огнеупорность от 1530 до 1830°С, в зависимости от состава; плотность 1,8 г/см 3 (в порошке). Реагирует с кислотами и щелочами.
Используется в качестве связующего материала для составления огнеупорных обмазок и тиглей. Смесь огнеупорной глины, шамота, каолина и графита (в порошке) в соотношении 5,0:2,5:1,3:1,2 используется при изготовлении тиглей для плавки золотых и серебряных сплавов.
Используется как связующее для изготовления графито-шамотно-глиняных тиглей и как составная часть монтировочной массы.
Используется как составная часть многих огнеупорных смесей для изготовления тиглей. Смесь шамота и огнеупорной глины (в порошке) в соотношении 1,5:1,0 применяется при изготовлении тиглей для плавки платины, золота и серебра.
Известь жженая — бесцветный порошок, состоит (в %) из: СаО — 88-93; MgO — 1- 2; SiО- 1,5-3; Fe203+Al203 —1,5-2; Р—0,005-0,01; S—0,07-0,10. Огнеупорность 2670°С; плотность 3,32. Хорошо противостоит действию шлаков. Поглощает летучие вещества и окислы неблагородных металлов, очищая от них расплавы.
Используется для изготовления прессованных тиглей для плавки платины, металлов платиновой группы и их сплавов. Применяется в составе флюса при плавке опилок золота, загрязненных наждачной пылью.
Формовочные смеси — это огнеупорные составы для формовки выплавляемых моделей при точном литье ювелирных изделий. Составы могут иметь следующее содержание:
Монтировочная масса — огнеупорный материал, используемый при сборке (пайке) ювелирных изделий и сложных деталей. Состав массы: каолин (отмученный) 30—40 мас. ч. и молотый асбест 70—60 мас. ч. Смесь замешивают на воде до густоты пластилина. На этой смеси производят сборку. Монтировочная масса может быть использована неоднократно. Затвердевшую монтировочную массу размачивают водой.
В качестве монтировочной массы могут быть использованы и формовочные смеси.
Фиксирующая паста
Фиксирующая паста (китт) — вспомогательный, но не огнеупорный материал. Она служит для фиксации ювелирного изделия во время закрепки в него камней, надежно предохраняя его от искажений. При помощи пасты изделие закрепляют на киттштоке (деревянной ручке) любой конструкции и формы.
Китт приготовляют в нескольких вариантах: канифоль с мелом; канифоль c зубным порошком; канифоль с мелом и мукой. Для приготовления китта расплавляют на огне канифоль, постепенно добавляя в нее другой компонент. При постоянном помешивании смесь доводят до густоты сметаны и отливают в удобные для употребления формы. Насмаливание пасты на киттшток, а также дальнейшее размягчение производят при нагреве над пламенем горелки.
Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975 г.