Кивайси что это такое
Что такое KYC и почему она обязательна на криптобирже
Мы, на нашей криптобирже часто слышим вопрос, который иногда даже звучит в виде претензии: “А зачем мне проходить верификацию? Я не хочу оставлять паспортные данные. Зачем это вам?” FREE2EX – регулируемая криптобиржа и KYC/AML политики для нас – само собой разумеющееся с самого основания биржи. Тем не менее, если вы посмотрите, сейчас даже криптобиржи, зарегистрированные на каких-нибудь Каймановых островах, запускают аналогичные процедуры – без этого полноценный доступ к фиатной системе невозможен.
“Что ж, пора расставить точки над “i” и подробнее разобрать все эти ругательные слова из трех букв: KYC и AML” – подумал я и пошел писать эту статью вместе с коллегами из отдела комплаенса.
Процедура KYC (в переводе “знай своего клиента”) обязывает все финансовые организации, в том числе биржи криптовалют, идентифицировать и верифицировать личность каждого клиента. Причем сделать это нужно прежде, чем он сможет проводить финансовые операции. Это защищает компании от риска работать с мошенниками и террористами и обеспечивает безопасность активов клиентов. Когда-то это было лишь внутренними политиками каждой компании, но уже примерно 5 лет KYC закрепилось как четкая юридическая практика.
Криптобиржи вправе сами определять этапы верификации, но вот какие данные о пользователе запрашиваются обязательно:
Причем чем больше денег вы хотите завести на биржу, тем больше сведений может потребоваться. Как правило, есть базовый уровень KYC, который позволяет совершать все основные операции, а также продвинутые уровни, которые требуются пройти, если вы хотите заводить на биржу очень и очень крупные суммы. Например, у нас на FREE2EX целых 4 уровня верификации. При этом, для 90% клиентов достаточно пройти верификацию все лишь до второго.
И вот как раз для выявления средств, полученных преступным путем, на криптобирже реализуется политика AML (противодействие отмыванию доходов). Она включает в себя более широкий, чем KYC, комплекс мер:
Короче говоря, криптобиржа делает всё, чтобы к нам не попал ни один биток, который был украден или использовался в преступной деятельности. Я бы не хотел покупать такой биток. А вы?
Если в статье нет таблички, она не выглядит очень умной. Поэтому, вот мой взгляд на плюсы и минусы AML/KYC как для клиентов, так и для бирж.
Получается, что для нас соблюдение политик AML/KYC обеспечивает безопасность работы и открывает большие возможности по работе с фиатом. И, как и за всё в этой жизни, за дополнительные плюшки всегда надо платить.
Плавно подходя к заключению хочу напомнить, что сегодня мы абсолютно спокойно относимся к усилившемуся контролю безопасности в аэропортах. Ценность этой, пусть даже длительной, процедуры для нас всех очевидна. Каждый из нас жертвует немного своего времени и комфорта для того, чтобы быть уверенным в своей безопасности. Пора воспитывать в себе такое же отношение и к вашей финансовой безопасности. Так что, если будете переживать во время загрузки фото паспорта, помните, что на самом деле помогаете самому себе и миру 🙂
отлично написано, спасибо
KYC кстати требуется не только для криптобиржи, но и при выпуске облигаций на ММВБ
В том числе, конечно.
Да ясно, что народ бараны и не понимают скорого прихода цифрового контроля аля 1984 по азиатски (спасибо китайцам за замечательные технология слежки). Кто то вон до сих пор верит в террористов хаха. Мы обречены)
► Аэропорты обязаны делают проверки, чтобы снизить СВОИ риски, а вовсе не из-за заботы. Потому что если не проверять, то люди могут умереть по какой-то другой причине, кроме авиакатастрофы, за что будет нести ответственность авиакомпания. В том числе, исполняя государственные приказы, направленные в первую очередь тоже далеко не на безопасность клиентов авиакомпании.
► Какая разница в каком 19хх году была принята какая-либо политика? Это абсолютно не придаёт ей ценности и не делает её нормой. Ещё удивительно, почему вы, вроде бы интеллектуал, а считаете связанными давность принятия решения и его верность.
► Врядли кто-то из тех, кого вы якобы опасаетесь, будет регистрировать что-то на кого-то одного, чтобы всё выглядело крайне подозрительно. Обычный-то человек врядли все свои активы будет держать в одном месте, а вы говорите про тех, кто пытается их изначально скрывать.
Войны разводят и ведут преимущественно политики, в политических же целях. А некоторые события подобного характера и вовсе ведутся только виртуально в головах смотрящих на экраны и слепо доверяющим СМИ.
Что такое KYC и AML и как это регулируется в России
Журналист, к.э.н., доцент Финуниверситета
Финансовая безопасность стоит номером один в деятельности всех организаций. И если в случае с торговлей товарами и услугами страхование от рисков осуществляется условиями контракта, то в случае с финансовыми технологиями сами инструменты операций включают в себя меры безопасности.
Rusbase рассказывает о том, что составляет политику борьбы с отмыванием «грязных» денег, когда и почему она стала важной частью политики безопасности компаний и какие наднациональные и государственные органы ответственны за её реализацию.
KYC и AML — принципы известности контрагента/клиента
Современный мир всё больше стремится к удалению анонимности из финансового оборота. В банках сложно найти счёт «на предъявителя», и уж совсем невозможно взять кредит без минимум двух документов, подтверждающих личность, кредитоспособность, семейное положение и так далее. Даже купить наличную валюту зачастую можно только с паспортом. Брокерский счёт открывается по документам, привязывается к телефону, банковским картам. Таких примеров можно найти множество.
Именно поэтому в зарубежном праве и обычаях делового оборота в 2000-х годах появились устойчивые аббревиатуры — KYC и AML.
По сути вторая аббревиатура включает в себя первую, однако часто в текстах они появляются рядом. Разберемся в их значениях.
KYC — Know Your Customer или Know Your Client (Знай своего клиента). Это принцип деятельности финансовых институтов (банков, бирж, букмекерских контор, инвестиционных и паевых фондов), обязывающий их идентифицировать личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию. Цель такой политики — лучше понимать клиентуру, мониторить финансовые транзакции, снижать риски клиентов, предотвращать взяточничество и коррупцию.
Пример: конкретными процедурами KYC в банках являются лимиты снятия наличных средств со счета или дополнительная верификация личности клиента по смс-коду.
Процедуры KYC призваны помогать финансовым организациям лучше понимать своих клиентов и мониторить риски транзакций. Среди них можно выделить основные:
Процедуры, направленные на повышение безопасности транзакций, самого клиента финансовых организаций, банков и в конечном итоге государств, очень активно применяются в российских финансовых организациях. Причем не только в банках с иностранным капиталом, часто пионерами нововведений являются и компании финансового профиля с государственным участием.
Кейс: новейшими инструментами KYC являются биометрическое и голосовое распознавание клиента. В апреле 2019 Сбербанк объявил о покупке у Газпромбанка 51% акций в Группе компаний ЦРТ — ведущей компании-разработчике биометрических технологий. Сбербанк уже использует технологии ЦРТ для голосовой биометрии и планирует и далее усиливать информационную безопасность с помощью продуктов компании.
Именно так полностью звучит задача негосударственной международной организации Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Части этой длинной аббревиатуры встречаются во многих финансовых документах, манифестах открытости, политике безопасности компаний.
Финансовые институты считают триггерами для инициации проверок по принципам AML следующие действия бизнеса:
Очевидно, что идентификация клиента (KYC) является лишь частью противодействия отмыванию денег (AML). Можно назвать KYC набором процедур и инструментов, принципом в рамках общей политики AML/CFT. Такой же частью общей политики AM /CFT считаются CDD, EDD и KYCC.
NOTA BENE:
Пример: отчеты EDD составляют специальные фирмы. Для них даже существуют стандарты компании PwC в соответствии с международным стандартом ISAE 3000. В последнее время отчеты EDD представляют собой сбор дополнительной информации о клиентах с повышенными рисковыми рейтингами. Также такие отчеты могут предоставлять сами клиенты финансовых учреждений.
Политика EDD реализуется начиная с 2001 года, когда был выпущен US Patriot Act (речь о нём пойдёт далее). Отчёты собственно клиентов упрощают и удешевляют реализацию принципов KYC, так как вся информация в них должна быть открытой, подкрепленной достоверными источниками, reliable (то есть той, на которую можно полагаться). Нарушение этих принципов ведет к исключению из клиентской базы.
Основная информация, которую собирают в рамках осуществления принципа KYC и EDD (согласно исследованиям ассоциации специалистов по финансовых преступлениям ACAMS):
*указано процентное количество учреждений, запрашивающих данный вид информации, от общего числа участвовавших в исследовании.
Принципы KYC и AML актуальны для всего бизнеса независимо от его величины, так как банки, экспортные кредиторы и страхователи требуют у клиентов предоставлять те самые отчёты EDD или CDD, по сути составляющие финансовую информацию о клиенте.
В чем сходство и разница
Часто термины используют как взаимозаменяющие, однако смыслово это неверно. По традициям делового оборота,
При этом, например, выверяя данные клиента, то есть обеспечивая выполнение принципа KYC, мы можем отказаться от сделки с неблагонадежным контрагентом, равно осуществить политику AML.
Важно: термины KYC и AML прежде всего связаны с социальной ответственностью бизнеса, с защитой от рисков мошенничества. Часто они встречаются в контрактах компаний из стран, где есть законодательные ограничения, государственный контроль за хозяйствующими субъектами. В офшорах таких требований вы не встретите.
Кто создает правила и обеспечивает их выполнение
На международном уровне единые реперные точки политики финансовой безопасности задает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — The Financial Action Task Force (FATF). Они регулярно издают руководство по политике противодействия отмыванию денег.
На официальном сайте есть также краткое пояснение всех терминов, относящихся к финансовой безопасности. Следует отметить, что ФАТФ создает и списки юрисдикций с максимально прозрачным финансовым законодательством.
Также противодействует отмыванию денег Международный Валютный фонд (МВФ). В его рамках создан форум для решения вопросов, связанных с противодействием отмыванию денег, на межгосударственном уровне.
В России
В России требования принципа KYC реализуются прежде всего Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П).
Также в нашей стране функционирует Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — профильный комитет Министерства финансов. Кстати, создан он был в 2001 году после того, как ФАТФ включил Россию в «чёрный список» по надежности проведения финансовых операций.
Схемы отмывания денег нелегальны, однако степень строгости принципов KYC и AML определяется каждым финансовым институтом, прежде всего банком, самостоятельно.
В США
В США существует Патриотический акт («Акт “О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму”») — федеральный закон, наделяющий государство широкими полномочиями по надзору за деятельностью граждан, в том числе за финансовыми операциями. В 2015 году он заменен на Акт о свободе США, сокращающий полномочия внутренних служб в части прослушки разговоров.
Больше о законодательных актах в сфере KYC и AML в США можно узнать здесь.
В Великобритании
В Великобритании в 2017 году созданы правила противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем — The Money Laundering Regulations. Компании в Великобритании обычно руководствуются гидами, выпускаемыми Объединенной группой по борьбе с отмыванием денег — Joint Money Laundering Steering Group.
Какая связь с криптовалютами
Появление криптовалют расширило рынок финансовых инструментов и вызвало вопросы их регулирования. В начале криптобума политика конфиденциальности стояла во главе угла, однако необходимость обеспечения безопасности переводов привела к ужесточению требований о персонализации пользователей.
Требования KYC и AML могут встретиться при получении лицензии на регистрацию валюты.
На рынке даже появилась новая валюта AML Bitcoin (Anti-Money laundering Bitcoin), «наследница» или некий апгрейд Atencoin. Она разработана с учетом политик KYC и AML (декларированных ФАТФ) и требований «Патриотического акта» (США), а также выпущенная с одобрения организации «NAC Foundation», члена «ABA» — Американской Межбанковской Ассоциации. Её особенностями являются полная открытость для банков и правительств государств за счёт биометрической идентификации владельцев.
Соблюдение политики KYC и AML пользователями криптовалют и биржами позволяет быстрее выводить криптовалюты в реальные деньги в наличной и безналичной формах. В ущерб анонимности пользователи криптовалют получают безопасность своих средств.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Знай своего клиента (KYC)
Ваша программа соблюдения KYC должна обеспечивать выполнение требований регуляторов, не замедляя адаптацию новых клиентов и не увеличивая затраты. Мы предлагаем решение этой задачи с помощью передовых технологий и непревзойденного всестороннего контента.
Обзор KYC
KYC, или практика «Знай своего клиента» (расшифровка Know Your Customer) — обязательная для финансовых институтов, бирж, букмекерских контор процедура по идентификации контрагентов. Если не использовать специальные инструменты, получение сведений о физических и юридических лицах может занимать много времени, а качество полученных данных не гарантируется.
Требования и стандарты, направленные на реализацию принципов KYC, устанавливаются на уровне национальных регуляторов, FATF, иных международных институтов, банковских нормативных документов. Существуют разночтения, проблемы в регулировании AML. Отсутствует общий подход к понятию «разумно полные сведения» о клиентах и контрагентах. Решения Refinitiv учитывают эти особенности.
Для того чтобы выяснить, с кем можно и с кем следует вступать в деловые отношения, финансовым организациям требуется потратить значительное количество денег, времени и ресурсов. Согласно нашему недавнему опросу по соблюдению KYC средние ежегодные расходы на KYC по всему миру составляют 48 миллионов долларов США, а период адаптации новых клиентов занимает продолжительное время, например, для банков его длительность составляет 30 дней.
Использование множества разнородных ресурсов может привести к потенциальным информационным пробелам, вследствие которых нарушители могут успешно пройти проверку, и ваши доходы и репутация окажутся под угрозой.
Проводите KYC Due Diligence когда и как вам удобно, выбирая необходимые услуги и решения, охватывающие весь процесс идентификации клиента, и сосредотачивая свое время, таланты и ресурсы на основной деятельности. Мы предлагаем инновационные технологии и данные мирового класса, которые обеспечивают гибкость и позволяют масштабировать программы KYC в соответствии с меняющимися потребностями.
По мере ужесточения требований регуляторов и роста потребности в проведении KYC и Due Diligence на этом рынке будут появляться новые игроки, однако на сегодняшний день Thomson Reuters [Refinitiv] по-прежнему предлагает лидирующие в отрасли решения.