Квалиметрия что это такое

Квалиметрия

Статья подготовлена Г.Г.Азгальдовым для энциклопедического словаря-справочника

Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа. С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в Квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).

В Квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется на следующих принципах:

1) качество представляет собой совокупность только тех свойств объекта, которые связаны с достигаемым при его помощи результатом (но не с понесенными при этом затратами) и которые проявляются в процессе потребления (эксплуатации, использования) объекта в соответствии с его назначением;

4) для сопоставления различных свойств, измеряемых в разных по размаху и размерности шкалах, используется относительный безразмерный показатель Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеотражающий степень приближения абсолютного показателя свойства Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое, к эталонному Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеи браковочному Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоепоказателям, характеризующим самый высокий и самый низкий уровни общественных потребностей. Относительный показатель описывается зависимостью Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое, которая в случае применения упрощенного метода квалиметрии может быть представлена нормирующей функцией
Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

5) для сопоставления по относительной важности всех свойств, входящих в «дерево свойств», используются безразмерные коэффициенты весомости Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое. Для удобства обычно принимается Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое, а Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое. Значения коэффициентов весомости определяются с привлечением разновидностей экспертного и неэкспертного (аналитического) методов;

6) количественная оценка качества выражается с помощью показателя Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое. Функция Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеможет выражаться различными полиномами, средними и т.д. (см.: Аддитивные показатели качества ). При применении упрощенного метода Квалиметрии эта функция очень часто может быть выражена формулой Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Литература

Андрианов Ю.М., Субетго А.И.
Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1990;

Гличев А.В. к др.
Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983.

Одной из главных проблем Кк, которая обычно решается эмпирически, является разработка алгоритма преобразования параметров объекта в показатели его качества и, в частности, целенаправленный поиск той минимальной совокупности свойств (показателей), которые образуют качество объекта. Проблема выбора состоит в выявлении определенных групп показателей, которые удовлетворяли бы требованиям их необходимости, достаточности и независимости.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое Professor Garry G. Azgaldov, a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow.

Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии (1968-2009):

Источник

Квалиметрия

Добавлено в закладки: 0

Что такое квалиметрия? Описание и определение термина.

Квалиметрия как понятие берет свое начало из двух языков – латинского и греческого. Латинское “quails” (можно перевести как, какой по качеству) и греческое «метрео» (можно перевести, как мерить). Квалиметрия – это наука, изучающая методы и проблемы оценки качества любых объектов, в количестве и качестве. Объектом изучения может быть предмет труда и процесс, продукты природы или труда, как материальные, так и духовные. Квалиметрическому анализу можно подвергнуть технологические и конструктивные решения,в случае когда их качественные характеристики этого требуют. Квалиметрию можно отнести к области научной и практической деятельности.

История возникновения

Термин квалиметрия впервые появляется в январском номере журнала «Стандарты и качество» за 1968 год. Группой научных работников, в том числе Г. Г. Азгальдов и А. В. Гличев, было предложена единая методика количественной оценки качества совершенно разных объектов, в их числе природных и техногенных вещей или процессов, продуктов труда и т. д. Также, ими была показана необходимость теоретического обобщения способов количественной оценки качества которые действуют в рамках самостоятельной научной дисциплины.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеСвоевременность предложения подтверждается серией международных научных конференций, которые полностью или частично были посвящены вопросам квалиметрии. Термин со временем был принят в научный и инженерный оборот многих стран. В СССР через 11 лет его можно считать частью Государственного стандарта.
Название дисциплины выбиралось из поверхностного понимания его смысла носителями разных языков. Первая часть — корень «квали», соответствует понятию «качество». У этого корня есть производные слова как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в большинстве других языков развитых стран. Например, англ. quality («кволити»), нем. qualität («квалитет»), нидерл. kwaliteit («квалитайт»), исп. calidad («квалидад»), итал. qualità («квалита»), фр. qualité («калите»). Второй частью является корень «метр», который означает «измерение», он давно является общеупотребительным в международном научном лексиконе.

Термин квалиметрия очень удобно использовать, так как он лаконичен и достаточно точно передаёт содержание понятия «измерение качества». Его составные части общедоступны людям, которые говорят на разных языках. Также, характер термина дает возможность легко образовывать любые нужные производные слова такие как, учёный или исследователь, который занимается квалиметрией, — квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта, принимая во внимание измерение или оценку его качества — квалиметрический подход и т. д.

Объект изучения

Объектом изучения квалиметрии может выступать любой предмет или процесс. Предметы бывают как одушевлёнными, например, пекарь, или неодушевлёнными — пекарня. Могут быть продуктом труда, например, хлеб или продуктом природы, например, лес произрастающий на месте будущей застройки; могут быть естественными, к примеру, землетрясение, или искусственными, к примеру, здание склада; продукцией, к примеру, чашка или услугой, например, услуги парикмахера и т. п.

Задача квалиметрии

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеОсновная задача квалиметрии – это разработка методик оценки качества конкретного объекта или процесса, числом, которое характеризуется степенью их соответствия предъявляемым требованиям. К тому же, качеством можно назвать некоторую совокупность отдельных полезных свойств. Обычно, эти свойства можно подразделить по иерархическим уровням в зависимости от степени их общности. Например, качество дома на верхнем уровне можно характеризовать функциональностью и эстетичностью. Более низким уровнем функциональности, которая подразделяется на свойства удобства и надежности. Также характеристика удобства можно рассматривать как совокупность более конкретных, непосредственно измеримых свойств. Таких как, площадь помещений, шумо и теплоизоляция и т. п.

К основным задачам квалиметрии относится, в первую очередь, планирование выпуска новых изделий, исследование рынка и обеспечению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Их решения можно найти в существующей специальной литературе.

Практическая квалиметрия

Это по сути историческое для науки решение принималось назаседании в ноябре 1967 г. Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» публикуется статья с изложением коллективной позиции «группы», в которой квалиметрия представляется как самостоятельная наука.

Рамками этой науки определены возможности изучения проблематики измерений качества и разработаны методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы:

В 1971 г. в нашей стране издается первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одной из пяти секций посвящается вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеВ 1979 г. Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149 который называется «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Беря начало с 1979 г. термин «квалиметрия» есть ни что иное как стандартизованным в ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

ЕОКК на своих международных конференциях начиная с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Значит, до настоящего времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но уже в целом сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знание которой нужно практическим работникам, которые занимаются оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
Совсем недавно разделили квалиметрию на две отдельные ветви, самостоятельные научные дисциплины, прикладная и теоретическая квалиметрия.

Прикладная квалиметрия имеет за цель посвящение разработке прикладных методик оценивания качества применительно к новым, которые ранее не оценивались, виды объектов (предметов, явлений и процессов).

В связи с этим появляются такие разделы прикладной квалиметрии, как географическую квалиметрию, квалиметрию машин-автоматов, строительную квалиметрию, педагогическую квалиметрию, геодезическую квалиметрию, квалиметрию тканей и т. д.

Теоретическая квалиметрия занимается исследованием общих вопросов методологии и проблематики количественного оценивания качества не конкретных объектов (предметов, явлений или процессов), а абстрактное математическое понятие «объект». И именно появление теоретическая квалиметрия стало решающим аргументом в пользу становления квалиметрии как самостоятельная научная область.

Формирование показателей качества

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеКачество является совокупностью характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности в соответствии с его назначением. Качество является сложным многомерным объектом. В соответствии с методами познания, его можно представить грубой моделью, которая учитывает одно или несколько свойств для каждого компонента качества. Затем модель может совершенствоваться, при этом включает новые свойства. Может быть и другой путь: от сложной к более простой модели качества, где качество двух объектов нужно сравнить только по одному свойству. Меры качества в отличие от физических величин принято называть показателями качества.

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта, должен отражать способность (свойство) этого объекта удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях.

Таким образом, при формировании любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества:

Показателем качества необходимо отвечать на вопрос: какая степень рассматриваемого объекта обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?

Таким образом структуру потребностей можно преобразовать в структуру показателей качества.

Основные показатели качества продукции

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такоеФормулировка требований к качеству. Требования к качеству продукции в нормативной или технической документации могут задаваться в виде допустимых значений показателя качества или его точного значения. Допустимые значения могут задаваться в виде односторонних или двусторонних пределов. Односторонним пределом снизу применяют для характеристики позитивных показателей, т. е. показателей, при увеличении численного значения оных возникает улучшение качества.

Односторонним пределом сверху применяют для характеристики негативных показателей, увеличение численного значения которых означает ухудшение качества (расход горючего на 100 км пробега автомобиля; допустимые потери продукта). Двусторонним пределом называют применение для характеристики таких показателей, которые могут определять область использования продукции, и выходит как за нижний, так и за верхний пределы означает ухудшение качества.

Точными значения применяют чтобы характеризовать показатели, разброс которых может быть незначителен и им можно пренебречь.

Кроме показателей качества, т. е. численных характеристик свойств качества продукции, применены требования, которые сформулированы словами.

Требования к показателям качества

Характеристики показателей качества. Для показателей качества, как и для физических величин, можно ввести качественные и количественные характеристики. Формализованными отражениями качественного различия показателей можно назвать их размерность.

На показатели качества в полной мере распространены все положения теории размерностей среди физических величин. Если показателями качества может быть представленные в виде функциональной зависимости от основных и производных физических величин, то их размерность следует выражать так же, как и размерность производной физической величины что есть в виде степенного одночлена.

Выбором номенклатуры показателей качества промышленной продукции.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Крупным предприятиям, корпорациям, ассоциациями предприятий, объединениям предприятий и т. д. необходимо разрабатывать нормативно-технические документы по выбору номенклатуры показателей качества конкретных видов промышленной продукции.

Выбор номенклатуры показателей свойств устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, составляющих ее качество и обеспечивающих возможность адекватной оценки уровня качества продукции.

При обосновании выбора номенклатуры показателей свойств (позиции а – д), характеризующих качество промышленной продукции, учитывают:

а) назначением и условием использования (эксплуатации) продукции;

б) требованиями потребителей;

в) обеспечением решения задач управления качеством продукции;

г) составом и структурой характеризующих свойств;

д) порядоком выбора номенклатуры показателей свойств предусматривает определение:

1) группой продукции;

2) целью использования показателей продукции;

3) методом выбора номенклатуры показателей продукции;

4) перечнем групп показателей;

5) перечнем конкретных показателей свойств по каждой из выбранных групп.

Группа продукции может устанавливаться соответствуя общей классификации промышленной продукции по назначению и условиям применения.

Целью использования выбираемой номенклатуры показателей продукции устанавлены в зависимости от характера задачи управления качеством продукции.

Мы коротко рассмотрели понятие квалиметрия, требования к показателям качества, формирование показателей качества, история возникновения, объект изучения, задачи квалиметрии, практическая квалиметрия. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Квалиметрия

Квалиметрия

Квалиметрия — научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевлённых или неодушевлённых; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.

Объект квалиметрии — любой предмет или процесс:

Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов и инженеров) во главе с Азгальдовым Г. Г., выявивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов (которыми они занимались). Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.

О названии научной дисциплины квалиметрия. Корень «метрео» — общеупотребительный в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира (на которых печатается подавляющая доля научно-технической литературы), означает «качество». Например, в английском — quality («кволити»), в испанском — cualidad («квалидад»), во французском — qualite («калите»), в итальянском — qualita («квалита»), в голландском — kwaliteit («квалитайт»), в немецком — qualitat («квалитет»).

Таким образом, термин квалиметрия очень удобен: он лаконичен и достаточно точно передаёт содержание понятия «измерение качества»; составные его части понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, учёный, исследователь, занимающийся квалиметрией, — квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта, с точки зрения измерения, оценивания его качества, — квалиметрический подход и т. д.

Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Источник

Квалиметрия что это такое

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Проблема объективного измерения и количественной оценки качества продукции в настоящее время является одним из ключевых параметров, влияющих на конкурентоспособность отечественных предприятий. Количественная оценка качества дает исследователю необходимый ин­струмент, с помощью которого можно решить многие проблемы каче­ства продукции, в том числе и проблемы управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукта.

Как известно, термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских ученых во главе с Азгальдовым Г. Г., определивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов. Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.

Учебное пособие «Квалиметрия», подготовленное проф. В.А. Шапошниковым содержит курс лекционных и практических занятий по дисциплине «Квалиметрия» для специалистов в области маркетинга и менеджмента. Адресовано студентам направления 080200.62 Менеджмент, профилей: «Антикризисное управление», «Маркетинг», «Управленческий финансовый учет», «Финансовый менеджмент».

Целью курса, изложенного в учебном пособии «Квалиметрия», является знакомство студентов с сущностью категорий «качество», «управление качеством» и освоение методов количественной оценки качества.

К основным задачам можно отнести:

— изучение теоретических основ квалиметрии;

— рассмотрение базовых квалиметрических подходов к шкалированию;

— знакомство с методами количественной оценки качества различных объектов;

— формирование навыков в области выбора критериев качества и осуществления процедуры оценки качества.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

— владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

— владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информации (ОК-17).

— знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).

Содержание учебного пособия «Квалиметрия» включает следующие разделы.

1. Квалиметрия: сущность и методы. В этом разделе раскрыта сущность основных понятий в области качества и управления качеством, изложена история возникновения квалиметрии, рассмотрены основные принципы, подходы и задачи квалиметрии.

2. Квалиметрические шкалы и методы измерений. Раздел посвящен характеристике квалиметрических шкал, включая базовые: шкала наименований, порядка, интервалов, отношений, абсолютных значений, а также специальные шакалы на основе предпочтительных чисел. Кроме того, представлена классификация основных методов измерений и дана их характеристика.

3. Технология определения качества. Раздел содержит описание процедуры оценки качества в соответствие с действующими нормативными положениями ГОСТ. Рассмотрены классификация показателей качества, классификация методов оценки уровня качества. Особое внимание уделено характеристике методов определения коэффициентов весомости.

4. Методы оценки уровня качества. В этой части учебного пособия приводятся основные аналитические и экспертные методы оценки качества: оценка качества по важнейшему и обобщенному показателям, дифференциальный, комплексный, смешанный, интегральный методы оценки, оценка качества по экономической эффективности, оценка уровня качества разнородной продукции, экспертиза уровня качества с помощью балльной оценки, экспертная оценка с помощью метода ранжирования и попарного сопоставления.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов в конце каждого раздела приведены: контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, включая ситуационные и расчетные задачи.

Для обеспечения текущего контроля успеваемости студентов в пособии имеются задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению, включающие:

— построение иерархии показателей свойств по определенным товарам;

— решение задач по методам квалиметрической оценки качества;

— тестовый контроль знаний.

Издание учебного пособия «Квалиметрия» запланировано в Тематическом плане выпуска научной и учебной литературы на 2013/14 учебный год ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та.

Источник

Квалиметрия

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Понятие и история возникновения квалиметрии

Понятие и содержание квалиметрии

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.

Общая квалиметрия рассматривает общетеоретические проблемы:

— систему понятий (терминология);

теорию оценивания (законы и методы);

аксиоматику квалиметрии (аксиомы и правила);

теорию квалиметрического шкалирования (в т. ч. ранжирование, весомость).

Специальные квалиметрии рассматривают модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).

Предметные квалиметриипо предмету (объекту) оценивания:

— квалиметрия продукции и техники;

— квалиметрия труда и деятельности;

— квалиметрия решений и проектов;

История развития квалиметрии.

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции.

Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, т.е. способ «коллективной мудрости».

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качество по совокупности всех основных потребительских свойств.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей.

Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество.

В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х гг. XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР.

Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т. д.

С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г.Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука.

В рамках этой науки изучается проблематика измерений качества и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы:

материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т. п.), одушевленных и неодушевленных;

предметов и процессов;

продуктов труда и продуктов природы и т. д.

В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции».

В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы.

В 1972 г. в Таллинне была проведена первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

В 1979 г. Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знание которой необходимо практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Сравнительно недавно произошло разделение квалиметрии на две отдельные ветви, самостоятельные научные дисциплины, прикладную и теоретическую квалиметрию.

Прикладная квалиметрия посвящена разработке прикладных методик оценивания качества применительно к новым, ранее не оценивавшимся видам объектов (предметов, явлений и процессов).

В связи с этим появились такие разделы прикладной квалиметрии, как географическая квалиметрия, квалиметрия машин-автоматов, строительная квалиметрия, педагогическая квалиметрии, геодезическая квалиметрия, квалиметрия тканей и т. д.

Теоретическая квалиметрия исследует общие вопросы методологии и проблематику количественного оценивания качества не конкретных объектов (предметов, явлений или процессов), а абстрактного математического понятия «объект».

И именно появление теоретической квалиметриистало решающим аргументом в пользу становления квалиметрии как самостоятельной научной области.

Формирование показателей качества. Основные показатели качества продукции. Требования к показателям качества

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности в соответствии с его назначением.

Качество – сложный многомерный объект. В соответствии с методами познания, он может быть представлен грубой моделью, учитывающей одно или несколько свойств для каждой компоненты качества. В дальнейшем модель может совершенствоваться, включая новые свойства.

Возможен и другой путь: от сложной к более простой модели качества, когда качество двух объектов нужно сравнить только по одному свойству.

Меры качества в отличие от физических величин принято называть показателями качества.

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта, должен отражать способность (свойство) этого объекта удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях.

Таким образом, при формировании любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества:

— общественную и личную потребность (ОП);

— конкретные условия (КУ);

— степень удовлетворения потребности (СУП).

Показатель качества должен отвечать на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?

Таким образом структура потребностей преобразуется в структуру показателей качества.

Формулировка требований к качеству.

Требования к качеству продукции в нормативной или технической документации могут задаваться в виде допустимых значений показателя качества или его точного значения.

Допустимые значения задаются в виде односторонних или двусторонних пределов.

Односторонний предел снизу применяется для характеристики позитивных показателей, т. е. показателей, увеличение численного значения которых означает улучшение качества (время разгона с места до 100 км/ч автомобиля; энергия аккумуляторной батареи; производительность станка).

Односторонний предел сверху применяется для характеристики негативных показателей, увеличение численного значения которых означает ухудшение качества (расход горючего на 100 км пробега автомобиля; допустимые потери продукта).

Двусторонний предел применяется для характеристики таких показателей, которые определяют область использования продукции, и выход как за нижний, так и за верхний пределы означает ухудшение качества (скорость передвижения с номинальным грузом – плюс 20 %, минус 10 %, электропитание от сети переменного тока частотой 50 ± 1 Гц и напряжением 220 ± 22 В, допустимая температура окружающей среды 20 ± 2 °С).

Точные значения применяются для характеристики показателей, разброс которых незначителен и им можно пренебречь (колея колес, длина, ширина, высота автомобиля, объем камеры холодильника, морозильника).

Кроме показателей качества, т. е. численных характеристик свойств качества продукции, применяются требования, сформулированные словами. Примеры таких требований: «приводы машины должны обеспечивать бесступенчатое регулирование производительности»; «система смазки должна исключать возможность попадания смазочных материалов в пищевые продукты или контакта с ними».

Характеристики показателей качества.

Для показателей качества, как и для физических величин, можно ввести качественные и количественные характеристики. Формализованным отражением качественного различия показателей является их размерность.

На показатели качества в полной мере распространяются все положения теории размерностей физических величин. Если показатели качества могут быть представлены в виде функциональной зависимости от основных и производных физических величин, то их размерность можно выразить так же, как и размерность производной физической величины – в виде степенного одночлена:

Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции.

Крупными предприятиями, корпорациями, ассоциациями предприятий, объединениями предприятий и т. д. разрабатываются нормативно-технические документы по выбору номенклатуры показателей качества конкретных видов промышленной продукции.

Выбор номенклатуры показателей свойств устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, составляющих ее качество и обеспечивающих возможность адекватной оценки уровня качества продукции.

При обосновании выбора номенклатуры показателей свойств (позиции ад), характеризующих качество промышленной продукции, учитывают:

а) назначение и условия использования (эксплуатации) продукции;

б) требования потребителей;

в) обеспечение решения задач управления качеством продукции;

г) состав и структуру характеризующих свойств;

д) порядок выбора номенклатуры показателей свойств предусматривает определение :

1) группы продукции;

2) цели использования показателей продукции;

3) метода выбора номенклатуры показателей продукции;

4) перечня групп показателей;

5) перечня конкретных показателей свойств по каждой из выбранных групп.

Группа продукции устанавливается в соответствии с общей классификацией промышленной продукции по назначению и условиям применения.

Цели использования выбираемой номенклатуры показателей продукции устанавливаются в зависимости от характера задачи управления качеством продукции.

Возможные цели применения выбираемой номенклатуры показателей свойств промышленной продукции перечислены позициями аг:

а) установление номенклатуры показателей продукции для включения в общетехнические стандарты, а также в документы таких видов, как: технические условия, технические требования; стандарты параметров и/или размеров; правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения; правила эксплуатации и ремонта и т. п.;

б) установление номенклатуры показателей свойств продукции при ее аттестации;

в) установление номенклатуры показателей продукции для разработки предложений в планы развития техники, а также для повышения качества серийно выпускаемой продукции;

г) установление номенклатуры показателей продукции в документах, определяющих торговые отношения партнеров, или при специализации и кооперации производств.

Возможны и иные цели определения номенклатуры показателей свойств при оценке уровня качества рассматриваемой продукции.

Установление номенклатуры показателей свойств осуществляется исходя из целей оценки и с учетом значений показателей для данного вида продукции, указанных:

в международных (ИСО, МЭК, и др.), национальных, зарубежных и отечественных стандартах;

документации на поставку продукции;

каталогах, проспектах и стандартах фирм-изготовителей данного вида продукции;

патентной и конкурентно-экономической документации.

Известно, что номенклатура показателей свойств бывает трех разновидностей: типовой, развернутой и конкретной.

Типовая номенклатура – это полный перечень всех групп и конкретных показателей свойств, относящихся, например, к любым техническим изделиям производственного назначения или к промышленным изделиям общепотребительного (бытового) использования.

Такая номенклатура составляется безотносительно к отдельным группам или видам технических изделий. Она является наиболее общей и универсальной для большого класса изделий, таких как, например, машины.

Развернутая номенклатура показателей продукции составляется и используется при оценке качества определенной группы изделий, имеющих одно название, одинаковую или близкую функцию и сходные параметры свойств.

Эта номенклатура включает всю совокупность единичных и комплексных показателей, характеризующих качество данного множества изделий.

Примерами таких номенклатур служат номенклатуры показателей токарных станков, легковых автомобилей, бытовых холодильников, телевизоров и т. д.

Конкретная номенклатура, или, иначе говоря, номенклатура показателей качества конкретного вида или типа изделий, относящихся к определенному классу и группе изделий, есть уточненная номенклатура показателей для характеристики оцениваемого изделия или ряда (нескольких однотипных) изделий.

Это наиболее детальная и полная номенклатура, позволяющая адекватно оценить реальное качество того или иного изделия с учетом всех характерных признаков.

В практике оценки (экспертизы) качества изделий бывает две ситуации для выбора номенклатуры показателей.

В первом случае, когда нет заранее разработанной развернутой номенклатуры показателей качества данной группы изделий, в качестве исходной номенклатуры принимается наиболее общая – типовая номенклатура.

На основании типовой формируется вначале развернутая номенклатура показателей качества для группы сходных, аналогичных изделий. Только после этого осуществляют обоснованный выбор конкретной номенклатуры показателей оцениваемого изделия или нескольких изделий, относящихся к группе аналогичных изделий (к группе аналогов).

Во втором, более простом, случае, когда известна развернутая номенклатура показателей качества данной группы изделий, остается лишь выбрать конкретную номенклатуру показателей свойств оцениваемой продукции.

Показатели всех свойств технического изделия объективно характеризуют состояние изделия и, следовательно, опосредованно, безотносительно к другим аналогичным изделиям и не вполне определенно, но все же характеризуют совершенство оцениваемого изделия.

Можно сказать и так: общая характеристика качества технического изделия по его показателям свойств отражает техническое совершенство этого изделия, т. е. отражает его качество. Поэтому в стандартах и в другой технической литературе часто термины «технический уровень» и «уровень качества» техники используются почти как синонимы.

Классификация продукции и услуг и выбор групп показателей качества.

Традиционно основными объектами рассмотрения в квалиметрии являются промышленная продукция и услуги.

Всю промышленную продукцию по характеру реализации ее свойств при эксплуатации можно разделить на два класса и пять групп (рисунок 7).

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Рисунок 7 – Классификация промышленной продукции

Продукция первого класса расходуется в процессе использования. Происходит необратимый процесс переработки (сырья, материалов), сжигания (топлива), усвоения живыми организмами (пищевые продукты) и т. д.

При использовании продукции второго класса происходит расход ее ресурса. Продукция используется до технического или морального износа.

К продукции социального назначения относят продукцию, предназначенную для удовлетворения потребностей населения в сфере услуг на транспорте, в системе связи, в области культуры, здравоохранения, туризма, спорта, образования.

По конструктивному исполнению все изделия делятся на 4 вида:

Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Например, болт, втулка, валик.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (сборкой, свинчиванием, клепкой, склеиванием, сшивкой, сваркой и т. п.).

Например, автомобиль, станок, компьютер, шариковая ручка.

Комплекс – два или более специализированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Например, оборудование цеха, комплекс управления полетом самолета и др., т. е. изделия, соединение которых производят на месте применения.

Комплект – два или более изделий, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющие набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера.

Например, комплект запасных частей и инструмента к автомобилю, комплект измерительной аппаратуры.

Детали являются неспецифицированными изделиями, т. е. изделиями, не имеющими составных частей.

Сборочные единицы, комплексы и комплекты являются специфицированными изделиями, т. е. состоящими из двух и более частей.

Состав этих изделий определяется конструкторским документом, называемым спецификацией.

Приведенная классификация по трем различным критериям подразделяет продукцию на крупные классификационные группировки.

Такое разделение продукции имеет значение при решении некоторых практических задач по обеспечению ее качества, таких как разработка требований к качеству и определение номенклатуры показателей качества для включения в нормативную документацию, разработка методов обеспечения качества, общих для классификационной группировки.

Так, например, для продукции, относящейся к классификационным группировкам «сырье и природное топливо» и «материалы и продукты», не характерны эргономические показатели качества, ограниченное применение могут иметь эстетические показатели.

Однако, если материалы или продукты выпускаются в упаковке и относятся уже к группировке «расходные изделия», то эти показатели становятся весьма важными, они оказывают большое влияние на конкурентоспособность продукции.

Разделение продукции по сфере ее реализации оказывает влияние на оценку значимости показателей качества при сопоставительной оценке.

Эстетические и эргономические показатели для продукции народного потребления и социального назначения гораздо более весомы, чем для продукции производственно-технического назначения.

Отнесение продукции к первому или второму классу по характеру реализации ее свойств оказывает влияние и на применяемую терминологию: когда говорится об использовании продукции первого класса, применяется термин «потребление»; когда говорится об использовании продукции второго класса, применяется термин «эксплуатация».

Роль услуг в экономической жизни общества

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.

Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.

Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.

Услуги разделяются на материальные, нематериальные (или социально–культурные) и производственные услуги (работы).

Под материальной услугой понимают деятельность ее исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя, результатом которой является, как правило, преобразованная продукция, например, услуги по ремонту автомобилей, услуги по пошиву изделий, услуги торговли, услуги связи и т.п.

Нематериальная, или социально-культурная услуга – это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя.

Объектом такой услуги является собственно потребитель, например, медицинские услуги, туристские услуги, услуги пассажирского транспорта, услуги общественного питания, услуги физической культуры (бассейн), услуги бань и т.п.

Производственная услуга – это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Понятие этой услуги выражается через термин «работа», например, научно – исследовательская, опытно – конструкторская и технологическая работы; наладочные, пусковые и эксплуатационные работы и т.п.

Соответствующие процессы называют выполнением работ, оказанием услуг. Роль услуг в современном обществе имеет большое значение.

На рисунке 8, представленном ниже, показана отечественная классификация услуг (работ).

Приведенная классификация услуг еще не гармонизирована с международной классификацией, но она постоянно совершенствуется с регулярно появляющимися новыми видами услуг в современной российской практике сертификации.

Для классификации услуг населению разработан общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ).

Данный классификатор решает следующие задачи:

— повышение эффективности стандартизации услуг населению;

— сертификация и лицензирование услуг для выполнения обязательных требований по безопасности жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного муниципального имущества и окружающей среды;

— обеспечение эффективного использования вычислительной техники;

— утверждение необходимого объема услуг населению;

— анализ предъявляемого населением спроса на услуги;

— обеспечение населению услуг предприятий и организаций различными организационно-правовыми формами;

— обеспечение соответствия услуг новым социально-экономическим условиям Российской Федерации.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Общероссийский классификатор услуг населению предназначен для классификации услуг, которые предоставляются населению различными организациями и частными

лицами. Для предоставления услуг могут быть использованы различные методы и приемы обслуживания.

Классификатор имеет иерархическую структуру. Все объекты классификации подразделяются на однородные группы.

По номенклатуре услуг производству имеются утвержденные системы сертификации и разработаны нормативные документы.

В стадии разработки находятся системы сертификации услуг розничной торговли и парикмахерских услуг.

Вне сферы обязательной сертификации из-за отсутствия нормативной базы пока остаются такие важнейшие услуги, как услуги рынков и медицинские услуги.

Разработано большое число документов для сертификации услуг автосервиса и химчистки.

Тем не менее, в целом нормативное обеспечение сертификации услуг (работ) еще находится на стадии формирования.

Показатели качества услуг

Все показатели качества услуг можно классифицировать:

— на количественные (время ожидания и предоставления услуг; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т. д.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота оказания услуги и т. п.);

— качественные (вежливость, доступность персонала, чуткость, компетентность, доверие персоналу, уровень профессионального мастерства, эффективность контактов исполнителей и клиентов, искренность и т. п.).

При этом ПК услуг следует подразделить на ряд групп:

— социальной значимости (оригинальности, престижности, соответствия моде);

— профессиональности исполнения (отсутствие возвратов на исправление, технический уровень исполнения услуги, выполнение услуг в установленные сроки, количество услуг с использованием новых видов прогрессивных форм обслуживания и др.);

— культуры обслуживания, эргономичности – удобство мебели, оборудования и помещения;

— этичности – внимательности, доброжелательности и вежливости персонала;

— эстетичности – внутреннего и внешнего вида мебели и обрудования;

— времени обслуживания – сроки исполнения услуги, время на ожидание в очереди, затраты времени заказчика на контакт с исполнителями, обслуживающим персоналом, на ожидание прихода мастера на дом или на поиск адреса обслуживающей организации и др.

Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или дополнительно расширен в зависимости от использования и особенностей услуг.

Особенности подтверждения соответствия изготовителем

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия может осуществляться только первой стороной (изготовителем, продавцом).

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов или условиям договоров.

Декларация соответствия и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ.

Выбор формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется при разработке соответствующего ТР, т.е. определяет ТР.

Все работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств (только первой стороной);

— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (первой стороной с участием третьей стороны).

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ на ее территории:

— юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которое является изготовителем или продавцом;

— юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР.

Круг заявителей устанавливается соответствующим ТР.

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в ТР в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы: техническую документацию, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы для мотивированного доказательства соответствия продукции требованиям ТР.

Состав доказательных материалов определяется соответствующим ТР.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает:

протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром);

— предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств припринятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции ТР предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

Декларация соответствия оформляется на русском языке и является результатом процедуры декларирования соответствия.

Форма декларации о соответствии утверждается Росстандартом.

Срок действия декларации о соответствии определяется ТР.

Оформленная в соответствии с законодательством декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций о соответствии, который ведет Росстандарт.

Декларация о соответствии и составляющие доказательные документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Виды контроля качества

Обеспечение и повышение качества выпускаемой продукции – одна из главных задач производства. В решении этого вопроса важная роль отводится контролю качества на всех этапах производства с целью проверки соответствия показателей качества установленным требованиям.

Многообразие видов контроля качества вызывает необходимость их систематизации и классификации по ряду признаков.

Укрупненная классификация основных видов контроля качества может быть по следующим признакам:

— контролируемые этапы жизненного цикла продукции;

— иерархические уровни контроля;

— место контроля качества в процессе производства;

— характер контролируемых свойств и параметров продукции;

— способ определения контролируемых свойств и параметров продукции;

— степень охвата контролируемой продукции;

— уровень использования технических средств контроля;

— степень технической оснащенности процессов контроля;

— характер воздействия на контролируемую продукцию;

— характер воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновения дефектов.

По степени технической оснащенности процессов контроля различают контроль качества продукции: немеханизированный, механизированный, автоматизированный, активный.

Активный контроль – контроль в процессе формообразования продукции.

По характеру воздействия на контролируемую продукцию различают неразрушающий и разрушающий контроль.

В зависимости от характера воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновения дефектов различают профилактический и последующий (фиксирующий) контроль.

В зависимости от объектов контроля различают контроль качества: предметов, средств, условий труда; труда и результатов труда.

В зависимости от субъектов контроля различают контроль: общегосударственный, ведомственный, межведомственный общественный.

Признак контролируемых этапов жизненного цикла продукции позволяет выделить контроль качества:

— разработки новой продукции;

— в процессе производства продукции;

— в сфере обращения продукции;

— в процессе эксплуатации (потребления) продукции;

— ремонта (восстановления) продукции.

В зависимости от иерархических уровней контроля различают контроль качества: федеральными органами исполнительной власти, отраслевой, на предприятиях и в организациях, в производственных единицах, цеховой, на производственных участках, бригадный, индивидуальный.

По занимаемому месту в процессе производства выделяют: входной контроль качества продукции, получаемой по кооперации; межоперационный контроль деталей, узлов, заготовок и т.п., приемочный контроль готовой продукции, инспекционный контроль.

В зависимости от характера контролируемых свойств и параметров продукции различают: контроль физических свойств продукции; химических свойств; механических свойств, а также контроль геометрических и функциональных параметров.

Способ определения контролируемых свойств и параметров продукции позволяет выделить из общей совокупности различных видов технического контроля такие его виды, как: контактный, бесконтактный, непрерывный, периодический, летучий, контроль качества при непосредственной оценке, контроль качества методом сравнения.

По признаку классификации, как степень охвата контролируемой продукции, выделяют контроль: сплошной, простой выборочный и статистический выборочный.

По уровню использования технических средств контроля различают контроль: органолептический, регистрационный, измерительный, а также контроль качества по образцу (эталону).

Классификация видов контроля качества продукции по ГОСТ 16504 – 81 представлена на рисунке 9.

Качество продукции. Основные требования к качеству

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано стандартами.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак – это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта.

Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными.

Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам.

При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования.

Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл.

Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения.

С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.

Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо. Между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов; поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более что это важно при проведении оценки уровня качества.

Правовой аспект качества относится к выработке нормативной документации, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в нормативной документации.

Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многообразность этого понятия (позиции аг):

а) с точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта;

б) с точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются как обладающие наивысшим качеством.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Рисунок 9 – Классификация видов контроля качества продукции

в) с точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества. Наивысшее качество предполагает хорошо проделанную работу, результат которой полностью отвечает предъявляемым требованиям;

Итак, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации.

В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.

Требования к качеству продукции.

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость.

Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования.

Требования ресурсосбережения — это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Требования экологичности — отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.

Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения).

В законодательных актах и стандартах требования безопасности выделяют в особую группу как приоритетные.

В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» к обязательным требованиям относятся безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации и утилизации.

При этом под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда: жизни или здоровью граждан; имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений.

В качестве обязательных требований также рассматриваются: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей; единство измерений.

Безопасность достигается также применением ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в отношении продукции растительного происхождения, которая по своей природе и (или) своему способу переработки может создавать риск проникновения на территорию РФ и (или) распространения вредных организмов.

Ветеринарно-санитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Оценка соответствия требованиям безопасности не ограничивается сопоставлением фактического значения показателей безопасности с нормативами — необходимы анализ и оценка риска нарушения нормативов безопасности.

Измерение качества

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации.

а) измерительный метод, основанный на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.

Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и тому подобное.

С помощью измерительного метода определяются значения показателей: масса изделия, сила тока, длина предмета, скорость автомобиля и др.;

б) регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.).

Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.;

в) расчетный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами.

Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции.

Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований;

г) экспертный метод измерений применяют тогда, когда применение более объективных методов с использованием технических средств невозможно, сложно или экономически неоправданно.

Очень часто к нему прибегают, например, при визуальной топографической съемке, при измерении эргономических и эстетических показателей качества продукции.

Количество экспертов может варьироваться от одного до десятков тысяч и даже миллионов, переходя в социологические.

На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества. Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку.

При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т. п.).

Метод широко применяется для определения показателей качества продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные изделия и т. д.);

е) социологический метод основан на опросах населения, потребителей, покупателей или групп населения путем голосования, анкетирования, интервьюирования.

Такие исследования требуют научно обоснованных систем сбора и обработки информации, предполагающих широкое применение средств автоматики и вычислительной техники.

Социологические исследования используются для выяснения общественного мнения, подготовки важных государственных решений (референдум), для определения показателей качества товаров народного потребления (например, спрос) и т. п.;

ж) комбинированный метод основан на использовании нескольких методов, чаще всего инструментального и органолептического.

Показатели качества по применению для оценки. Единичные, комплексные и интегральные показатели качества

Показатели качества объектов по количеству характеризуемых свойств могут быть:

— комплексными (рисунок 10).

Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовать качество объекта или группу его свойств. Например: коэффициент готовности позволяет одновременно охарактеризовать и безотказность, и ремонтопригодность изделия.

Квалиметрия что это такое. Смотреть фото Квалиметрия что это такое. Смотреть картинку Квалиметрия что это такое. Картинка про Квалиметрия что это такое. Фото Квалиметрия что это такое

Рисунок 10 – Классификация показателей качества по количеству характеризуемых свойств

Комплексные показатели принято разделять:

— на групповые показатели качества продукции – показатели, характеризующие качество совокупности продукции. Пример – процент (доля) или число несоответствующих единиц продукции в партии, число несоответствий на сто единиц продукции, параметр распределения значений единичного показателя качества;

— на интегральные показатели качества продукции, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации;

на обобщенныепоказатели качества продукции, характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество.

Показатели качества: базовые и относительные

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

При любом измерении нужен эталон сравнения (метр, килограмм и т. д.).

Для этого в квалиметрии введены:

Базовые и относительные показатели необходимы при оценке уровня качества.

Показатели качества по количеству характеризуемых свойств. Показатели качества по назначению

К настоящему времени выделилось три направления в трактовке понятия и термина «качество продукции»:

— первое, условно отождествляющее качество с каким-то одним, главным свойством продукции;

— второе, рассматривающее качество только с точки зрения соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам (и, как уже отмечалось, фактически характеризующее не качество продукции, а качество работы);

— третье, новое, изучающее качество с точки зрения комплекса отдельных составляющих это качество полезных свойств.

Таким образом, для качества в производственно-техническом смысле можно выделить три различных понятия, отличающихся друг от друга полнотой учета отдельных свойств изделия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *