Кваренги архитектор что построил
Девять самых известных зданий итальянского архитектора Кваренги в России
© РИА Новости / Б.Манушин / Перейти в фотобанк 20 сентября 1744 года в одном из селений на севере Италии родился известный зодчий и мастер ведута (повседневного городского пейзажа) Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Несмотря на свое итальянское происхождение, настоящую славу архитектора он снискал в России, куда переехал по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и где жил и творил почти сорок лет до самой смерти, став ярчайшим представителем зрелого классицизма в русской архитектуре. В день рождения зодчего сайт РИА Недвижимость вспоминает самые известные работы Кваренги в Санкт-Петербурге и Москве.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – «Зимней канавкой». До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
20 сентября 1744 года в одном из селений на севере Италии родился известный зодчий и мастер ведута (повседневного городского пейзажа) Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Несмотря на свое итальянское происхождение, настоящую славу архитектора он снискал в России, куда переехал по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и где жил и творил почти сорок лет до самой смерти, став ярчайшим представителем зрелого классицизма в русской архитектуре. В день рождения зодчего сайт РИА Недвижимость вспоминает самые известные работы Кваренги в Санкт-Петербурге и Москве.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – «Зимней канавкой». До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кварнеги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. О жизни этого прекрасного архитектора и его творениях пойдет речь в статье.
Биография
Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.
В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.
Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.
1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье – жену и дочь.
Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.
Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.
Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.
Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.
Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.
Современники о Кваренги
Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.
Джакомо Кваренги: достопримечательности
Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность. Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность. Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.
Институт Склифосовского
Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.
Круглый рынок
Здание можно отнести к числу старейших рынков, построено было в 1790 г. Автор проекта – Кваренги. Здесь бывал А. С. Пушкин, некоторое время он жил рядом с рынком. Планировка рынка вовсе не круглая, а треугольная, но с закругленными краями, отсюда и название. Занимает постройка целый квартал. В основном на рынке торговали продовольственными товарами, но были и складские помещения.
Английский парк
Джакомо Кварнеги создал его летом 1781 г. Он стал самым первым пейзажным парком Петергофа и самым большим из них. Интересно то, что при планировании композиции парка в основу были положены естественные очертания водоемов. На берегу пруда был возведен трехэтажный Английский дворец. Парк и дворец не пережили Великую Отечественную войну, сохранились лишь руины.
Летний дворец Павла I
Кваренги был не единственным архитектором, работавшим над проектом дворца. Павловский дворец строили на протяжении полувека, строительство было завершено в 1786 г. В числе соавторов проекта были К. Росси, Ч. Камерон, А. Воронихин, В. Бренна.
Мариинская больница
Здание было построено в 1803 г. по инициативе Марии Федоровны. Главным архитектором проекта был Джакомо Кваренги. Больница имеет строгую симметричную планировку, вход украшен колоннадой. В основе плана лежит усадебная схема, палаты располагаются по обе стороны коридора, проходящего через все здание. В каждой палате не боле 15 кроватей, разделены они достаточно толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга.
Триумфальные ворота
Знаменитые Нарвские триумфальные ворота – тоже проект авторства Кваренги. Были возведены в 1814 году всего за месяц в спешном порядке, чтобы русские войска вернулись с победой и прошли через них. Колоннада с возвышающимися над ней всадниками и богиней Славы выглядела необычайно торжественно. Однако материалы были, мягко говоря, не самыми долговечными (дерево и алебастр), так что в дальнейшем ворота были отстроены заново, но уже из камня и металла.
Университет экономики и финансов
Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь. Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи. Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.
Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку. Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность. Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник – бюст Д. Кваренги.
Александровский дворец Джакомо Кваренги
Этот дворец – признанный шедевр мировой архитектуры, яркий пример строгой классики. Историк искусства И. Грабарь говорил, что есть дворцы более крупного размера, но нет таких, которые превзошли бы Александровский в архитектуре. Здесь много времени проводила императрица Екатерина II, здесь проводились грандиозные празднества: балы с фейерверками, маскарады.
Проект Александровского дворца был готов в 1792 году, однако после этого неоднократно дополнялся и дорабатывался по пожеланиям императрицы. В итоге здание идеально вписалось в ансамбль парка, не выбиваясь, а как бы растворяясь в нем. Все части здания соразмерны, великолепие и роскошь достигаются не обилием золота, барельефов, живописных деталей и орнаментов, а лишь богатством и разнообразием архитектурных приемов. Дворец производит впечатление простоты и легкости, изящности и элегантности. Большое влияние на Кваренги оказало творчество итальянского архитектора А. Палладио, что сказалось и на облике Александровского дворца.
Двухэтажное здание выполняло функцию летней резиденции царской семьи. Кваренги безошибочно просчитал освещение дворца, и, несмотря на недостаток солнца в России, все залы светлые. Фасад здания украшен колоннадой, придающей ему торжественный и гостеприимный вид. Окна, ротонды расположены так, чтобы подчеркивать пейзаж парка, чтобы можно было любоваться чудесным видом на пруд и растительность вокруг него. Что немаловажно, элегантность и великолепие дворца сочетались с удобством внутреннего убранства, так что не одно поколение высокопоставленных персон прожило там с полным комфортом.
Смольный институт
В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.
Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту. Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт. Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.
Главный акцент в архитектурном оформлении фасада – портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России. Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения. Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.
Кваренги в Петербурге: избранное
Сентябрь можно смело считать месяцем Кваренги. 20 сентября 1744 года Джакомо Кваренги родился в Рота-Иманья, в предместье Бергамо в Италии. А 12 сентября 1779 года, при посредничестве Райффенштайна – «художественного агента» Екатерины II, архитектор и акварелист подписал трехлетний контракт на работу в Петербурге.
Гениальный мастер проработал на благо России 37 лет. Даже когда итальянцам, состоявшим на русской службе, во время подготовки похода наполеоновской армии в Россию было приказано вернуться на Родину, Кваренги отказался выполнить этот приказ. За это он был заочно приговорен к смертной казни с конфискацией имущества.
В 1796 году Кваренги избрали членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже – в 1805-м. Своей профессиональной деятельностью архитектор заслужил потомственное российское дворянство и стал кавалером ордена святого Владимира.
Портрет Джакомо Кваренги
Автор: Джузеппе Поли
Источник фото
Стиль и творчество
Кваренги известен как самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. В основе этого течения – следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима, а также внимание к достижениям искусства римского классицизма начала XVI века. Его успешному распространению способствовал трактат венецианца Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», впервые появившееся на свет в 1570 и выдержавшее множество переизданий.
Андреа Палладио
Автор: Джованни Маганза
Источник фото
Современник архитектора аббат Тропп писал:
В творчестве Палладио его последователи ценили прежде всего:
Кваренги трудился в столице Российской империи, в Москве, Харькове, Курске,
Новгороде-Северском. За свою долгую архитектурную жизнь в Петербурге мастер построил:
Как много пришлось работать Кваренги, видно из его письма своему другу римскому граверу Вольпато:
Архитектор был неутомим: он строил дворцы, загородные усадьбы, театры, гостиные дворы, частные дома, церкви, банк, биржу. Обо всем упомянуть невозможно. О деятельности Кваренги в России пишут целые монографии, поэтому в нашей небольшой статье мы остановимся только на некоторых его работах.
Английский дворец в Петергофе (Новый Петергофский дворец)
Где: Нижний парк в Петергофе
Английский дворец стал первой значительной постройкой Кваренги в России, но вы никогда его не увидите в первозданном виде. Во время Великой Отечественной войны дворец был уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии, и от прекрасного здания остались только руины. Сохранилось лишь несколько фотографий первой половины XX века.
Мемориальный камень на месте дворца в Нижнем парке Петергофа, 2011 г.
Источник фото
Для дворца выбрали место на западном берегу большого пруда. В 1780 году архитектор создал модель, а к строительству приступил только через год. Полностью работы по возведению здания были завершены только в 1796 году. Главный фасад украшал восьмиколонный портик коринфского ордера и широкая лестница. На противоположной стороне здания – колоннада, поднятая на высоту цокольного этажа. План здания был строго центрирован согласно принципам Паллади: жилые помещения сгруппировались вокруг парадного зала, связанного с главным входом.
Императрица Екатерина II на берегу Английского пруда рассчитывала уединяться от суеты придворной жизни, но дворец так и не стал жилым. Павел I превратил его в казармы. При Александре I здание отремонтировали, но весь XIX век использовали лишь для размещения почетных гостей, пребывающих в Петергофе. При этом в служебных помещениях, как и при Павле, по-прежнему размещались казармы. После революции дворец превратили в санаторий.
В 1942 году здание практически было уничтожен. От него сохранились только подвалы и цокольная часть. Одна из резных каменных капителей, украшавших фасады дворца, экспонируется в Комендантском доме Петропавловской крепости, другая – на территории ГМЗ «Петергоф», третью можно найти среди руин.
Коллегия иностранных дел
Где: Английская наб., д. 32A
В 1782–1783 годах Кваренги перестроил здание Коллегии иностранных дел на набережной Невы. Особняк возвел архитектор Михаил Алексеевич Башмаков для князя Бориса Алексеевича Куракина.
Позже здание отошло в казну. Так в бывшем частном особняке разместили Коллегию иностранных дел – предшественницу Министерства иностранных дел Российской империи. В учреждении служили Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. В. Веневитинов, А. А. Фет.
В корпусе на Английской набережной расположилась канцелярия, здесь вели прием посетителей. Во флигелях по Галерной улице находились казенные квартиры чиновников. Для этого потребовалась перестройка дворца. Кваренги уничтожил все детали барочной отделки как снаружи, так и внутри. На втором этаже главного фасада появилась колоннада ионического ордера с традиционным треугольным фронтоном, а стены гладко оштукатурили.
В 1840-х годах здание заняла Императорская Николаевская военная академия.
Петербургская академия наук
Где: Университетская наб., д. 5
С момента основания Академия наук не имела своего здания и кочевала по островами дворцам. Она даже располагалась в Кунсткамере – из-за этого первый музей страны с начала XVIII века стал символом высшего научного учреждения.
В 1783 году Кваренги приступил к строительству здания. В попытках создать архитектурный ансамбль он разместил постройку рядом с Кунсткамерой симметрично старому зданию Академии (дворец Прасковьи Федоровны). Главный фасад трехэтажного здания обращен на Большую Неву и украшен восьмиколонным портиком ионического ордера. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Из него же сделаны торжественные лестницы, ведущие на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. В 1881 году выполненная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решеткой.
Сохранить строгий классический вид здания Кваренги удалось с большим трудом.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор Академии наук, желала, чтобы фасад украшали венецианские трехчастные окна: полуциркульный проём с пониженными прямоугольными окошками по сторонам. Это не было предусмотрено в проекте архитектора и вызвало жесткое сопротивление со стороны Кварненги. Он писал княгине:
Противостояние между ними длилось довольно долго, и спорящие с трудом пришли к компромиссу. Кваренги переделал части фасада в соответствии с еепожеланиями:
Венецианское окно все-таки появилось, но лишь одно и на дворовом фасаде. Главный же фасад здания сохранил классический вид.
Сегодня здесь находятся издательство «Наука», Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, Научно-исследовательский институт истории естествознания и техники, поликлиника.
Эрмитажный театр
Где: Дворцовая наб., д. 34
До строительства Эрмитажного театра спектакли ставились в Оперном доме или в одном из дворцовых залов Зимнего дворца. В итоге было решено возвести отдельное здание возле Зимней канавки, рядом со строившимся тогда Большим Эрмитажем.
Кваренги был связан размером участка и стенами старого здания, поэтому он сначала возводил зрительный зал, а уже потом пристраивал фасад. Зодчий отказался от любимой композиции фасада с треугольным фронтоном и выбрал вариант с массивным карнизом и неглубокой лоджией на фасаде. Это позволило зрительно связать здание с Эрмитажем. На одном уровне с ним архитектор разместил нижний этаж театра и колоннаду коринфского ордера, а в нишах второго и третьего этажей установил статуи и бюсты известных поэтов Греции.
Кваренги сконструировал зал по принципу амфитеатра – античной постройки для массовых зрелищ – взяв за образец развалины театра Помпея в Риме. В коринфские капители мраморных полуколонн включены театральные маски. В нишах зала Кваренги разместил статуи Аполлона и девяти муз, а в медальонах над ними – портреты знаменитых современников, композиторов, драматургов, поэтов и писателей.
Камерный театр вызвал восторг у современников, и Кваренги отвели постоянную ложу, а также квартиру в театральном доме, где он и жил до конца своих дней.
Ассигнационный банк
Где: Садовая ул., д. 21
В XVIII веке Российская империя постоянно вела военные действия, которые значительно били по государственной казне. Особенно было в ходу серебряные монеты, так как они ценились на европейских рынках и были средством международных расчетов. Из-за этого казна стала испытывать дефицит серебра, а использование монет в таком количестве доставляло физические неудобства. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег – ассигнаций, которые по замыслу могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься в качестве законного платежного средства.
Так в 1769 году был основан Ассигнационный банк, а в 1782 году императрица Екатерина II повелела построить дня него специальное здание. 5 мая 1783 года был утвержден проект Кваренги, но первоначальный замысел менялся во время строительства несколько раз.
Для банка выделили весь освободившийся после сгоревшего Морского рынка участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками.
Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы учреждения. Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили.
Центральная часть фасада здания со стороны Садовой ул.
Источник фото
Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. Считается, что за основу была взята ограда Летнего сада. Копия, выполненная Кваренги, хранится в собрании Национального музея в Варшаве.
С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании выпускали ассигнации, а в 1843-м банк закрыли за ненадобностью – как раз тогда в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1860-х годах в железных павильонах-беседках во дворе со стороны Садовой публично сжигали износившиеся бумажные деньги. Это событие привлекало много зрителей.
Источник фото
3 июня 1930 года здесь открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (ныне – Университет Экономики и Финансов), который занимает здание и сейчас.
В 1967-м году в связи со 150-летием со дня смерти зодчего перед бывшим Ассигнационным банком установили памятник-бюст Кваренги скульптора Л. К. Лазарева. И это вполне логично. По мнению ряда исследователей, работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге.
Дворец Юсуповых на Садовой улице
Где: Садовая ул., д. 50А / Наб. р. Фонтанки, д. 115
Усадьба князя Бориса Григорьевича Юсупова, петербургского губернатора в 1749–1750 годы, на реке Фонтанке в середине XVIII века считалась одной из богатейших в городе. Тогда здесь располагался роскошный дворец в стиле барокко, в плане представлявший собой букву Н. Из-за прокладки сквозной набережной и завершения благоустройства берегов Фонтанки в 1790-х Джакомо Кваренги перестраивает дворец для князя Николая Борисовича Юсупова, занимавшего много постов, в том числе директора Императорских театров (1791–1796) и директора Эрмитажа (1797).
Следы барокко в этой работе зодчего сегодня совсем незаметны. Кваренги сохранил объем и стены существующего здания, но полностью изменил интерьеры и фасад в соответствии с требованиями классицизма.
Обновленный дворец переместился вглубь сада, а место на набережной заняли жилые корпуса и хозяйственные помещения, возведенные в форме полукруга. По центру фасада появился открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Боковые флигели украшены лоджиями с тосканскими колоннами, которые отличаются от дорических гладким фризом и отсутствием желобков. Противоположный садовый фасад украшен шестиколонным портиком ионического ордера на террасе, с ведущей к нему широкой лестницей.
Решетка, ограждающая дворец и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы, появилась позднее. Ее создали в 1836–1840 годах инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.
Сегодня в здании находится Петербургский государственный университет путей сообщения.
Александровский дворец в Царском Селе
Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2
Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село.
Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии.
Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:
Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.
В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.
После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.
Конногвардейский манеж
Где: ул. Якубовича, д. 1
Джакомо Кваренги спроектировал монументальное здание в стиле классицизма для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка.
Парад у Конногвардейского манежа
Фото К. Буллы, 1903 г.
Источник фото
В 1804−1807 годах, в эпоху Наполеоновских войн, манеж были вынуждены строить очень быстро – нужно было успеть к возвращению конногвардейского полка из Европы. Так как Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, на оформление нового здания были отпущены большие деньги.
Архитектура лаконична для того времени, только торцевой фасад на площадь разработан более богато – украшен восьмиколонным портиком дорического ордера с фронтоном. По углам здание оформлено пилястрами и завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но оштукатуренные.
Фронтон был изначально украшен терракотовыми барельефами работы скульптора Давида Иенсена, но они были демонтированы в советское время. Тогда же в освободившемся пространстве вместо императорского орла разместили серп и молот. После развала СССР их убрали. В ходе реставрации было решено не восстанавливать дореволюционные барельефы и оставить фронтон пустым.
К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров перед римским Квиринальским дворцом. Этих братьев-близнецов в Древнем Риме считали олицетворением воинской доблести и покровителями военной кавалерии. Каждая скульптурная композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Однако итальянскому скульптору Паоло Трискорни понадобилось три года для их изготовления и еще шесть лет для доставки статуй в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам портика. Они были хороши: перед созданием знаменитых скульптурных групп Аничкова мост П. К. Клодт изучал эти статуи. Впрочем, простояли они здесь недолго: после строительства Исаакиевского собора духовенство потребовало удаления скульптур, и их перенесли к Конногвардейским казармам.
Конногвардейский манеж в 1912 году.
Источник фото
Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать зданию Сената и Синода и перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872–1873 годах фасад частично скорректировал архитектор Д. И. Гримм, который опирался на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа украсили парными трехчетвертными колоннами, а на фронтоне появились статуи.
В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал. Сегодня здесь находится центральный выставочный зал «Манеж».
Очередь на выставку И. Глазунова в Манеже
Ленинград, 1979 г. «Город, которого нет»
Источник фото
Смольный институт
Где: Смольный пр-д, д. 1
Джакомо Кваренги считал Смольный институт лучшей постройкой своей жизни.
Необычное название произошло от смоляного двора, который когда-то здесь находился. На нем хранилась смола для судов, строившихся на Адмиралтейский верфи. Петр I, часто посещавший это место, распорядился срубить себе дом, а позже его преемница Екатерина I, восхищенная панорамой, велела построить здесь дворец.
Уже по указанию императрицы Елизаветы Петровны был основан Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым закрепилось название «Смольный». 5 мая 1764 года по высочайшему указу Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. Но здание не подходило для этих целей из-за планировки, поэтому Кваренги поручили построить новое здание Смольного института для Воспитательного Общества Благородных девиц, а Ю. М. Фельтену отдали строительство специального здания для Мещанского училища, позже названного Александровским институтом.
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге
Центральная часть главного фасада и план наружной стены
Источник фото
Кваренги возвел постройку южнее монастыря. Корпус с боковыми крыльями образовали традиционную П-образную композицию с парадным двором, напоминающую план классических усадеб. Центр выделен портиком с колоннадой ионического ордера. Цокольный этаж обработан горизонтальным рустом, торцовые фасады боковых корпусов – пилястрами.
На втором этаже архитектор запланировал учебные помещения, на верхнем этаже – жилые комнаты учениц. Несмотря на огромные размеры, в институте сложно заблудиться. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор, который бесконечно тянется вдоль всего основного корпуса.
В правом северном флигеле, находились квартиры начальницы и правительницы Смольного Института, под ними – малая столовая для начальницы, правительницы, классных дам и преподавателей. Под столовой, в подвальном помещении, располагался кухонный корпус с выходом в малый хозяйственный двор. В левом южном флигеле находились помещения хозяйственного назначения и кухонный комплекс, выделенные в отдельные дворовые постройки.
В южном крыле Смольного Кваренги разместил Актовый зал, который считается одним из лучших спроектированных им интерьеров. Два ряда коринфских колонн разделили зал на три части – нефы. Стены и колонны отделаны белым мрамором. Дверь обрамлена архивольтом, наружным обрамлением арки, выделяющим ее из плоскости стены, а поверх него размещены фигуры Славы. Оригинальные люстры, похожие на античные светильники, созданы по рисункам великого зодчего. В Актовом зале проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц.
Именно здесь В. И. Ленин сообщил собравшимся о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов и были приняты первые декреты Советской власти:
До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства.
Большое значение придавал архитектор окружающей среде. Со стороны главного подъезда он спроектировал большую площадь, которая позволяла охватить взглядом все здание, а с противоположной стороны заложил регулярный сад.
Въезд на территорию Смольного оформили два пятиколонных портика тосканского ордера, образующих пропилеи, парадный проход, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке. На фризах колоннад можно прочитать надписи «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».
Сегодня в здании Смольного института находятся резиденция губернатора Петербурга и городская администрация. Внутри можно посетить музейные экспозиции, которые отражают всю историю здания, – Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.