Квазисектор что это такое
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Смотреть что такое «КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ» в других словарях:
квазигосударственный — квазигосуд арственный … Русский орфографический словарь
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОВАР — товар или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают такие большие выгоды перелива капитала, что правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита… … Экономический словарь
Квазигосударственный банк — банк, являющийся частной собственностью, но контролируемый правительством. По английски: Quasi public bank См. также: Государственные банки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК — негосударственный, коммерческий, частный банк, контролируемый правительством. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК — негосударственный, коммерческий, частный банк, контролируемый правительством … Энциклопедический словарь экономики и права
квазигосударственный банк — негосударственный, коммерческий, частный банк, контролируемый правительством … Словарь экономических терминов
квазигосударственный товар — товар или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают такие большие выгоды перелива капитала, что правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита … Словарь экономических терминов
Банк Квазигосударственный — частный банк, контролируемый государством. Б.к. являются федеральные резервные банки в США. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БАНК КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ — (см. КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК) … Энциклопедический словарь экономики и права
БАНК, КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ — банк, являющийся частной собственностью, но контролируемый правительством; каждый из федеральных резервных банков в США … Большой экономический словарь
Закупки квазигосударственного сектора (НеГз)
Месяц назад мы расширили услуги по сопровождению участия в закупках квазигосударственного сектора портала госзакупок (тендеры НеГз).
Что такое квазигосударственный сектор, и как участвовать в таких закупках? Давайте разберемся.
Квазигосударственный сектор — это компании, 50 и более % голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству: национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации.
Такие заказчики выставляют тендеры на площадке госзакупок, на портале MITWORK или на своих собственных площадках.
Как проходят тендеры на площадке Госзакупки РК
На портале выставляются разные заказчики квазигосударственного сектора. На данный момент, например, КазАвтоЖол, KAZAKH INVEST, Қазақстан Ғарыш Сапары и другие. Проведение тендеров регулируется отдельными Правилами, но в технических вопросах основано на функционале портала госзакупок.
Для участия в тендерах НеГз нужно оплатить тариф портала, так же как и для участия в государственных закупках.
В отличие от государственных закупок, где можно использовать электронный кошелек для списания обеспечения заявки в размере 1% от суммы тендера, для участия в тендерах НеГз вам нужно предоставить платежное поручение либо банковскую гарантию в бумажном или электронном виде.
Участвуя в закупках квазигосударственного сектора, нужно самостоятельно прикреплять справку о налоговой задолженности — информация не загружается автоматически.
Основные способы осуществления закупок
Тендер (открытый тендер) Запрос ценовых предложений Из одного источника Гарантированный заказ Аукцион |
Подробнее о том, как проходят тендеры на площадке MITWORK, мы писали ранее: поделились основной информацией о портале и описали процедуры участия.
Также у многих заказчиков есть собственные площадки для проведения закупок с отдельными правилами.
Сектор квазигосударственный, но деньги бюджетные
«Даже депутаты критикуют работу квазигосударственного сектора», – обратила внимание Шолпан Айтенова, директор Zertteu Research Institute. Таким образом, глубина падения очевидна и надо что-то предпринимать. Кстати, как оценивают свою работу сами «квазигосударственники» и государственные органы, призванные следить за их трудовыми достижениями (нацкомпании, министерство нацэкономики, минфин, «СамрукКазына») узнать не удалось. Ерлан Смайлов, модератор заседания, в начале работы круглого стола представил большой список тех, к кому за три недели до мероприятия отправлялись приглашения для участия в экспертном обсуждении. Поступило два отказа, а остальные просто промолчали в ответ.
«Квазигосударственный сектор много шире, чем национальные компании и холдинги», – подчеркнула г-жа Айтенова. При этом государство продолжает накачивать сектор деньгами вне зависимости от его эффективности. Из 162 млрд тенге, запланированных в 2017 году в республиканском бюджете на покупку финансовых активов, 92% пойдет на пополнение уставных капиталов различных государственных АО. Дополнительное финансирование от государства квазигосударственный сектор получит через бюджетное кредитование. Из 184 млрд тенге таких кредитов для АО с участием государства, 63% получит АО НУХ «Байтерек».
«Государство и регулятор, и собственник, и управленец, – описала ситуацию Шолпан Айтенова. – Мы не знаем каким образом производятся бонусные выплаты руководству государственных и квазигосударственных компаний». Проблема начинается уже на уровне базовых цифр, ведь по одним методикам расчета участие государства в экономике Казахстана составляет 14% ВВП, а по другим 60%. В квазигосударственных структурах плохо с прозрачностью, а среди них самые закрытые по информации СПК – социально-предпринимательские корпорации (их 16 штук).
Азамат Джолдасбеков, профессиональный независимый директор, указал на три блока, которые должны быть разделены: государственные функции (в первую очередь контролирующие и регулирующие), государственный заказ и управление инвестиционным портфелем. «Все госкомпании выполняют все функции одновременно и все делают плохо», – заявил он. «Нас на самом деле погубили деньги», – считает г-н Джолдасбеков. Именно приток нефтедолларов в нулевые годы позволил функционировать такой затратной и неэффективной государственной машине. В условиях Казахстана государственные компании несут и специфическую нагрузку: «Город Астана построен на деньги национальных компаний».
«Рациональность использования обязательно связана с системой государственного управления, – подчеркнул экономист Шамиль Дауранов. – В системе госуправления обязательно надо разделить тех, кто управляет, и тех, кто контролирует».
Сергей Домнин, главный редактор журнала «Эксперт Казахстан», акцентировал внимание на том, что госкомпании, в отличие от частных, вынуждены иначе реагировать на социальные проблемы в местах своей деятельности. Например, «Озенмунайгаз» в Жанаозене «работает не на прибыль, а на создание рабочих мест».
«А кто сказал, что государственное имущество должно использоваться эффективно? – задался вопросом Марат Шибутов, политолог. – В законе «О госимуществе» про прибыльность, эффективность, безубыточность ничего не написано». Сам он предлагает вернуться к схеме, когда нацкомпании управлялись профильными министерствами. «Акционеры должны постоянно вмешиваться в работу компаний, в противном случае менеджеры все украдут или завалят», – еще один его тезис.
Чтобы лучше соотнести 5,4 трлн тенге, надо знать, что по информации Данияра Куаншалиева, директора департамента аналитики ТОО «GreenPoint», активы нацхолдингов составляют 59,7% ВВП или 27,5 трлн тенге.
«Опасен не долг, опасна системная структура государства», – считает Жарас Ахметов, директор ТОО «OilGazProject».
«Государство для того и создает квазигоссектор, чтобы иметь руку, которой оно влияет на экономику», – указал Айдархан Кусаинов, советник председателя Нацбанка РК.
«Более 70% ВВП обеспечивается 7% рабочих мест, – особо выделил Петр Своик, председатель президиума ассоциации «Прозрачный тариф». – Правительство не хочет радикальных решений».
Все участники круглого стола «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения» сошлись на том, что приватизация госимущества имеющихся системных проблем не решит и в их разрешении не поможет. Еще «нужно не создавать проблемы изначально». Тема модернизации общественного сознания применительно к квазигоссектору вообще не поднималась.
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.
ТОО относится квазигосударственному сектору. Нужно ли проводить тендер для того, чтобы нанять аутсорсинговую компанию по транспортным услугам?
Вопрос:
ТОО относится квазигосударственному сектору. Нужно ли проводить тендер для того, чтобы нанять аутсорсинговую компанию по транспортным услугам?
Ответ:
Субъектами квазигосударственного сектора являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные
холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан (подпункт 2) пункта 3 Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2019 года № 6 «Об утверждении Правил оказания обязательных услуг субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора в рамках защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности»).
Субъектами, обязанными осуществлять закупочную деятельность необходимую для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности являются заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением:
Вывод: не все предприятия квазигосударственного сектора являются субъектами государственных закупок. Осуществлять закупочную деятельность в соответствии с законодательством о государственных закупках для осуществления своей уставной деятельности обязаны лишь те товарищества, пятьдесят и более долей участия в уставном капитале которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключения составляют субъекты, перечисленные в трех абзацах выше.
В случае принадлежности товарищества к числу субъектов государственных закупок, при годовом объеме закупки транспортных услуг не более 500 месячных расчетных показателей (1 262 500 тенге), товарищество имеет право на осуществление закупа из одного источника путем прямого заключения договора (пункт 42) части 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках»).
В случае принадлежности товарищества к числу предприятий АО «ФНБ Самрук-Казына», при годовом объеме закупки транспортных услуг не более одной тысячи месячных расчетных показателей (2 525 000 тенге), товарищество имеет право на осуществление закупа из одного источника (подпункт 2) пункта 37 Правил осуществления закупок предприятиями АО «ФНБ Самрук-Казына»).
Для осуществления закупок из одного источника имеются и иные основания.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Закупки квазигоссектора объединили одним законом
Депутаты сената парламента на пленарном заседании 27 мая одобрили в двух чтениях проекты законов «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам закупок квазигосударственного сектора». Законопроекты считаются принятыми парламентом и направляются на подпись главе государства.
Представлявший документы министр финансов Ерулан Жамаубаев отметил, что законопроекты разработаны в реализацию послания главы государства от 1 сентября 2020 года.
«В настоящее время закупки квазигосударственного сектора регулируются разными нормативно-правовыми актами в зависимости от принадлежности. К примеру, закупки фонда «Самрук-Казына» регулируются законом «О фонде национального благосостояния» и правилами закупок, утвержденными советом директоров фонда. Закупки национальных компаний, не входящих в состав фонда «Самрук-Казына», таких как «Байтерек», «Зерде» и других, регулируются законом «О государственном имуществе» и правилами закупок, утвержденными Минфином», – сказал он.
При этом закупки субъектов квазигосударственного сектора (АО, ТОО, госпредприятия), действующих при центральных и местных исполнительных органах, регулируются законом «О государственных закупках» и правилами госзакупок. Закупки единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация» и медицинских организаций, покупающих лекарственные средства за счет ГОБМП (гарантированного обеспечения бесплатной медицинской помощи), регулируются Кодексом о здоровье и правилами закупок лекарственных средств.
«Разработанным законопроектом предлагается регулировать закупки фонда «Самрук-Казына» и иных национальных холдингов и национальных компаний. Таким образом, законопроектом будут охвачены более 250 национальных компаний с учетом их дочерних организаций на сумму около 3,4 трлн тенге. При этом регулирование закупок государственных предприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах предлагается сохранить в рамках закона «О государственных закупках», – отметил Жамаубаев.
Законопроект предусматривает несколько основных подходов. Во-первых, в нем есть базовые положения, касающиеся сферы действия закона, принципов, ограничений, способов, контроля и обжалования, которые закрепляются на уровне закона и являются едиными для субъектов квазигосударственного сектора. По аналогии с государственными закупками предлагается предусмотреть механизмы предварительного обсуждения тендерной документации, а также приостановление заключения договора в период обжалования.
Во-вторых, нормы, детализирующие процесс проведения закупок, предлагается регламентировать на уровне правил. При этом утверждение правил закупок фонда «Самрук-Казына» предлагается сохранить в ведении фонда по согласованию с уполномоченным органом – Минфином.
По словам министра, это обусловлено спецификой деятельности фонда и его статуса, а также необходимостью сохранения инвестиционной привлекательности компаний фонда при проведении IPO и иных формах приватизации. Кроме того, гибкое регулирование закупок национальных управляющих холдингов и национальных компаний обосновано тем, что у них разные цели и направления деятельности.
Кроме того, депутаты одобрили в двух чтениях сопутствующий проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора».
Законопроект состоит из двух статей. Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в Предпринимательский кодекс и законы Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О государственном имуществе» «О Фонде национального благосостояния», «О чрезвычайном положении», «О противодействии коррупции» и «Об информатизации».
В частности, в Предпринимательский кодекс вносятся редакционные поправки в части осуществления контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
Из закона «О государственном имуществе» исключаются нормы, касающиеся закупок субъектов квазигосударственного сектора, которые предусмотрены в проекте основного закона.
«Предполагается расширение компетенции советов директоров национальных управляющих холдингов по вопросам определения количественного состава, срока полномочий, порядка работы централизованной службы по контролю за закупками, назначения и прекращения полномочий ее руководителя и работников, определения размера и иных условий оплаты труда ее работников», – сообщил Жамаубаев.
В законе «Об акционерных обществах» устанавливается норма о том, что закупки товаров, работ и услуг национальными управляющими холдингами, в том числе фондом «Самрук-Казына», осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
В законе «О фонде национального благосостояния» устанавливается норма о том, что закупки товаров, работ и услуг, осуществляемых фондом, производятся на основании законодательства Республики Казахстан о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
В законе «О чрезвычайном положении» вводится норма, согласно которой в период введения чрезвычайного положения и возникшей в связи с этим кризисной ситуацией актами президента Республики Казахстан могут быть установлены особенности для закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора. В законе «О противодействии коррупции» предусматривается норма в части деятельности и статуса антикоррупционных комплаенс-служб.
В законе «Об информатизации» предусматривается норма в части приобретения товаров в сфере информатизации отдельными субъектами квазигосударственного сектора из реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности.
Статья 2 предусматривает срок введения в действие законопроекта с 1 января 2022 года.
Ранее сообщалось, что в Казахстане хотят объединить закупки квазигоссектора одним законом.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram