Квиетизм что это такое

Значение слова квиетизм

Словарь Ушакова

1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия.

2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (ист.).

Культурология. Словарь-справочник

(лат. quietus – спокойный, безмятежный)

религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность, бездейственность.

К. сформировался внутри католицизма и был приведен в систему испанским священником М. Молиносом, издавшим в Риме в 1675 г. книгу «Духовный руководитель»(«Guida spirituale»); ряд его тезисов, в их числе рекомендации «уничтожить» естественные потенции человеческой природы, отказаться от рационального самоанализа, от воли к активному действию, ничего не просить у Бога ни для себя, ни для ближнего, были осуждены в 1687 г. папским декретом. Дальнейшее развитие К. связано с Францией, где его социальным фоном была пассивная оппозиция старой аристократии абсолютизму Людовика XIV. Главным защитником умеренного К. выступал Фенелон, развивавший доктрину о «чистой» любви к Богу, главным противником — Боссюэ, теолог абсолютизма. Предметом острых споров была личность и литературная деятельность плодовитой духовной писательницы Ж. М. Гюйон (1648-1717), заключенной в Бастилию в качестве еретички и противницы государства. Дальнейшее влияние традиции К. имеет место на линии внеконфессиональиой мистики: сочинения Гюйон получили самый широкий резонанс и в немецких пиетистских кружках, и среди мистически настроенных масонов, а в России времен Александра — среди образованных приверженцев т. н. хлыстовства (кружок Е. Ф. Тата-риновой).

Термин «К.» употребляется в расширительном смысле для обозначения всякого религиозно окрашенного настроения, тяготеющего к угашеиию волн и отказу от действия.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (***) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением: он искушает нас отдохновением и таит опасность бездействия. Придерживаться квиетизма означает верить, что одного спокойствия достаточно всегда и во всем, тогда как на самом деле его достаточно только для самого спокойствия. На самом деле это равнозначно признанию того, что мистицизм, даже самый чистый и возвышенный, способен заменить собой мораль, политику или философию, что является очевидной глупостью. Впрочем, не следует забывать, что справедливо и обратное утверждение: мораль, политика и философия не в состоянии заменить собой спокойствия, мало того, они неспособны даже привести к подлинному спокойствию. Все слова мира, даже самые лучшие, не приведут к молчанию. Все сражения мира, даже самые необходимые, – к миру. Поэтому квиетизм есть истина мистицизма и одновременно его предел.

Жанна Гюийон (1648–1717) – французская писательница и поэтесса мистического направления, близко дружившая с Фенелоном и Боссюэ. В годы религиозных гонений семь лет провела в заточении в Бастилии.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG quietism)

любая духовная система, делающая акцент на ожидании помощи со стороны Бога. Квиетизмом называлось также спи-ритуалистское направление в римско-католической церкви 17 в., связанное с именами Мигеля де Молиноса (ок. 1627-1696), мадам Гийо (1648-1717) и Франсуа Фенелона (1651-1715), к-рые учили, что преодолеть грех можно только в единстве с Богом.

Энциклопедический словарь

Источник

Квиетизм

Полезное

Смотреть что такое «Квиетизм» в других словарях:

КВИЕТИЗМ — (ново лат., от лат. quies, quietis покой). 1) учение квиетистов. 2) спокойствие духа, безучастно относящегося ко всему окружающему, неподвижность и косность мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

КВИЕТИЗМ — (фр. quietisme, от лат. quietus спокойный, безмятежный, quies покой) мистико созерцательное направление в католической духовности, отрицающее человеческую активность и ответственность. Обычно его возводят к учению исп. каноника М. Молиноса и его… … Философская энциклопедия

Квиетизм — Квиетизм ♦ Quietisme Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (***) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением … Философский словарь Спонвиля

квиетизм — а, м. quiétisme m. < quietus спокойный. 1. Религиозное мистическое учение, провповедовавшее покой или смирение. Сл. 18. Квиэтизм. Система или учение некоторых таинственников, которые поставляют все христианское совершенство в покое или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КВИЕТИЗМ — (лат. quietus спокойный) неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя quies (культурно типологический аналог в рамках православия более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник испанский… … Новейший философский словарь

КВИЕТИЗМ — КВИЕТИЗМ, квиетизма, мн. нет, муж. (от лат. quietus спокойный) (книжн.). 1. Мистически созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно философская доктрина в 17 в. (ист.).… … Толковый словарь Ушакова

квиетизм — сущ., кол во синонимов: 3 • бездеятельность (23) • пассивность (22) • созерцательность … Словарь синонимов

КВИЕТИЗМ — (от лат. quietus спокойный, бездействующий). 1. Религиозно этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Значение слова «квиетизм»

Квиетизм что это такое. Смотреть фото Квиетизм что это такое. Смотреть картинку Квиетизм что это такое. Картинка про Квиетизм что это такое. Фото Квиетизм что это такое

1. Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.

2. Книжн. Безучастное, созерцательное отношение к действительности. В глубине же души их [Обломовых] коренится одна мечта, один идеал — возможно невозмутимый покой, квиетизм, обломовщина. Добролюбов, Что такое обломовщина?

[От лат. quietus — спокойный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В переносном смысле «квиетизм» означает отрешённое, лишенное аффектов пассивное поведение; безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Св. Франциск Сальский выражает сущность квиетизма следующими словами: «ни желать, ни противиться» («ni désirer, ni refuser»).

КВИЕТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. quietus — спокойный] (книжн.). 1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (истор.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

квиети́зм

1. религ. религиозно-этическое учение в католицизме XVII века, проповедовавшее идеал смиренного подчинения божественной воле, полное безразличие к собственному «спасению» ◆ Толстовское учение есть форма квиетизма, перенесённого на общественную и историческую жизнь. Н. А. Бердяев, «Русская идея», 1946 г.

2. безучастное, пассивное отношение к жизни; непротивление злу ◆ Это значит, что всё, о чем они говорят и мечтают, — у них чужое, наносное; в глубине же души их коренится одна мечта, один идеал — возможно-невозмутимый покой, квиетизм, обломовщина. Н. А. Добролюбов, «Что такое обломовщина?», 1859 г. ◆ С вашим квиетизмом можно и сто лет жизни счастьем наполнить. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Квиетизм что это такое. Смотреть фото Квиетизм что это такое. Смотреть картинку Квиетизм что это такое. Картинка про Квиетизм что это такое. Фото Квиетизм что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сходня (существительное):

Источник

КВИЕТИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «КВИЕТИЗМ» в других словарях:

КВИЕТИЗМ — (ново лат., от лат. quies, quietis покой). 1) учение квиетистов. 2) спокойствие духа, безучастно относящегося ко всему окружающему, неподвижность и косность мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Квиетизм — Квиетизм ♦ Quietisme Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (***) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением … Философский словарь Спонвиля

квиетизм — а, м. quiétisme m. < quietus спокойный. 1. Религиозное мистическое учение, провповедовавшее покой или смирение. Сл. 18. Квиэтизм. Система или учение некоторых таинственников, которые поставляют все христианское совершенство в покое или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КВИЕТИЗМ — (лат. quietus спокойный) неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя quies (культурно типологический аналог в рамках православия более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник испанский… … Новейший философский словарь

КВИЕТИЗМ — КВИЕТИЗМ, квиетизма, мн. нет, муж. (от лат. quietus спокойный) (книжн.). 1. Мистически созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно философская доктрина в 17 в. (ист.).… … Толковый словарь Ушакова

квиетизм — сущ., кол во синонимов: 3 • бездеятельность (23) • пассивность (22) • созерцательность … Словарь синонимов

Квиетизм — (лат. quietus – спокойный, безмятежный) религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность,… … Энциклопедия культурологии

КВИЕТИЗМ — (от лат. quietus спокойный, бездействующий). 1. Религиозно этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Квиетизм

Квиетизм. – Именем квиетизма или, иначе, молиносизма обозначается, особое направление в католической церкви, существовавшее в конце XVII и в начале XVIII в. обыкновенно приурочиваемое к личности испанского каноника – Михаила Молиноса и двух наиболее видных его сторонников – г-жи Гюйон и аббата (впослед. архиепископа) Фенелона. Отсылая для знакомства с внешнею историей этих лиц к специальным статьям Энциклопедии (см. «Гюйон», «М. Молинос» и «Фенелон»), здесь мы займемся самою историею и характеристикой этого направления.

Главною отличительною чертой данного направления, как это видно уже и из самого его названия (quies – покой), является учение об абсолютном покое души, т. е. о подавлении или даже совершенном уничтожении в ней всяких мыслей, чувств и желаний, так как только в таком состоянии полной пассивности наша душа бывает открыта для таинственного воздействия на нее со стороны Бога и для блаженного единения с Ним.

Уже из одного этого ясно, что квиетизм не был каким-либо новым явлением церковной жизни, а представлял собою лишь своеобразное выражение того мистического течения, которое, идя от первых веков христианства, никогда не умирало в нем, а по временам даже заявляло о себе особенно сильно, как это было, напр., на Востоке в половине XIV в. в среде афонских монахов (исихасты или паламиты) и на Западе в конце средних веков и в начале новой истории (мистика, как противовес схоластике).

На связь квиетизма с обще-мистическим течением неоднократно и вполне определенно указывает и сам виновник его – Михаил Молинос, который в своем главном сочинении («Духовный руководитель») ссылается, напр., на авторитет Дионисия Ареопагита.

Эта ссылка – самая характеристичная черта средневековой католической мистики, для которой (ложно) приписываемые Д. Ареопагиту сочинения, только что переведенные в начале IX века на латинский язык, служили главным источником вдохновений. Сами по себе сочинения Дионисия Ареопагита («О небесной иерархии», «Письма о таинственном богословии» и др.) являлись отголоском неоплатонизма на почве христианства. А неоплатонизм, в свою очередь, представлял реакцию языческому политеизму и грубому антропоморфизму. В противоположность последнему, допускавшему возможность адекватного познания божества, неоплатонизм провозгласил его полную непостижимость для разума. Ограниченный разум человека не может вместить абсолютная бытия; следовательно, чем меньше он будет претендовать на это, тем ближе станет к истине; и тот, кто возвысится до полного отказа от своего разума, так что достигнет состояния «упрощенности» ( ἀ’πλωσις ), только тот способен, действительно, познать Бога путем особенного таинственного единения с Ним ( ἀπλωτικὴ ἐ’νωσις ). Такие посылки неоплатонической философии были всецело усвоены мистическим богословием Дионисия Ареопагита. Духовный процесс познания божества, по его взгляду, проходит два пути: сначала путь отрицания (апофатическое богословие), затем уже путь утверждения (катафатическое богословие). По требованию первого пути, человек должен отрешиться от всех своих предвзятых понятий о божестве, от всяких определенных мыслей о нем, словом – сделаться совершенно безмолвным и немым в этом отношении ( μυω – замыкаю уста и закрываю глаза). Когда человек достигнет такого состояния мистического безмолвия, когда он погрузится в полную тьму личного неведения, то тут-то и наступит момент его высшего озарения или просветления, когда Сам Бог таинственно низойдет в его душу и тем самым даст блаженство полного, личного и интимного единения с Ним. Так, сам по себе непознаваемый Бог ( ὀ θεὸς ἀ’γνjστος ) постигается чрез устранение всякого знания, причем человек соединяется с Ним лучшею своею частью ( κατὰ τὸ κρεῖττον ).

Мистические идеи Дионисия Ареопагита никогда не умирали на Востоке, где находили себе поддержку отчасти у богословов александрийской школы (Климент ал., Ориген, Григорий нисский и др.), а главным образом – в христианской аскетической литературе (см. «Мистицизм христианский»). Отдаленным отголоском их можно считать даже целое монашеское движение, возникшее на Афоне в половине XIV века, известное под именем «психастов», т. е. покоящихся – по названию совершенно тожественных с квиетистами ( ἠσυχα’ζοντες ­­quiescentes). Но восточные исихасты, как люди малообразованные, понимали свой покой слишком грубо и чисто внешним образом, т. е. выдвигали на первый план объективную сторону дела, тогда как западные квиетисты больше всего обращали внимание на субъективную сторону, т. е. на внутреннее душевное состояние п настроение.

Еще более благодарную почву мистицизм Дионисия Ареопагита нашел себе на Западе, в известном сродном ему направлении богословской науки и религиозной жизни. В половине IX века западным богословом Иоанном Скотт-Эригеною был сделан перевод сочинений Дионисия Ареопагита на латинский язык, что и дало сильный толчок к развитию там мистики.

На первый взгляд кажется странным, каким образом католический Запад с его внешним практическим направлением церковной жизни, с его сухим, рассудочным богословием (схоластика), с его притязаниями на чисто светскую власть пап (борьба пап с государями), с его механическим взглядом на таинства (индульгенции и теория ex opere operato), с его крайним развитием обрядовой внешности и феодально-аристократическим устройством монастырей, – как такой Запад мог содействовать пышному расцвету мистики, – направления, радикально ему противоположного. И однако это факт, самая разгадка которого кроется, именно, в указанной противоположности. Сухость, черствость, бездушный формализм, отвлеченная рассудочность и грубый практицизм, царившие во всех областях католической мысли и жизни, вызывали, по закону реакции, противоположные крайности и порождали или туманный, расплывчатый мистицизм, граничащий с пантеизмом (Бернард клерв., Викторинцы [из аббатства Сен-Виктор], Ришар и Гуго, Эккарт, Иоанн Таулер, Иоанн Руисброк, Иоахим Флерийский и др.), или какой-то необузданный фанатизм, доходивший до иступленного изуверства (флагеллянты, верберанты, круцифиенты и др.). Вот почему мы обыкновенно и видим, что волна мистического движения на Западе поднималась всякий раз тогда, когда усиливалось господство бездушного формализма и крайней нравственной распущенности: так было в период высшего расцвета схоластики, так произошло накануне реформ, то же повторилось и в последующий, послереформационный период.

Хотя появление квиетизма относится ко второй половине XVII в. и соединяется с деятельностью Михаила Молиноса, но причины его возникновения и самые элементы его образования должно искать гораздо раньше, относя их ко временам реформации и к поднятому ею возбуждению умов. Реформация, в глазах всех искренних и мыслящих людей, даже и из среды оставшихся верными католичеству, показала его недостаточность и односторонность; особенно резко она подчеркнула необходимость восполнить католической культ «добрых дел» культом «теплой, сердечной веры». А некоторые, наиболее экзальтированные личности хотели уже не только восполнить, но и заменить первый последним. Этим самым был дан новый толчок для мистики. Раньше всего это новое или, точнее, подновленное движение обнаружилось в монастырях Испании, той самой Испании, где свирепствовали ужасы инквизиции и где, вообще, сильнее всего давали себя чувствовать отрицательные стороны католического режима. Сущность этого движения можно уже видеть в трактате Петра алкантарского († 1562 г.) «О молитве и размышлении» («Tractatus do oratione et meditatione»), где главным средством спасения выставлялась умная, сердечная молитва, покоящаяся на сосредоточенном самоуглублении и на полном отказе от своей личности. К Петру вскоре примкнул другой минорит – Франциск осунский, который в своей «Духовной азбуке» (Abecedario espiritual) провел две главные мысли: 1) внутренняя жизнь каждого верующего не зависит от него самого, а есть дело живущего в его сердце Христа; 2) единственным, необходимым для этого условием со стороны самого человека является только его полный душевный покой. Такие мысли встрепли самый сочувственный отклик со стороны одной экзальтированной испанской монахини – Терезии Иисусовой (род. 1515 г., †1582 г.) и ее интимного друга – Иоанна Крестова († 1591 г.). В своем главном сочинении «Внутренний град души» (Castillo interior) Терезия проводила вполне квиетистические мысли о тайном собеседовании Бога с душою и о необходимости для последней превратиться как бы в ничто, чтобы сделаться достойною единения с божеством.

Эти мистические воззрения на соединение души с Богом повели даже и к более осязательным результатами одним из которых явилось образование в испанской церкви (в Кордове) особых обществ «алумбрадосов» или «озаренных», участники которых приходили к отрицанию добрых дел, ходатайства святых, значения таинств и даже человеческой природы Самого Иисуса Христа. Хотя распространение подобного раскола вскоре и было подавлено инквизициею, однако отдельные случаи его проявления как в кордовском, так и в соседнем с ним севильском диоцезе встречались даже и в первой половить следующего, ХVІІ-го века. Больше всего ему, по-видимому, благоприятствовал авторитет Терезии, которая еще в 1622 году была канонизована и даже получила титул учительницы церкви, сделавшись как бы патронессою Испании (в 1817 г., по определению испанских кортесов, она и официально была признана в этом звании).

С началом XVII столетия волна мистического квиетизма отливает во Францию, где видными представителями его выступают епископ женевского диоцеза – Франциск сальский (род. 1567 г., †1622 г.) и его духовная подруга – мадам Шонталь. В своих мистических сочинениях – «Трактате о любви Божией» и «Введении в благочестивую жизнь» – он еще резче и сильнее, чем кто-либо из его предшественников, выражает специально квиетистические идеи: он устанавливает уже различные ступени духовного совершенства (созерцание, углубление, любовное объединение и др.), путем которых человек достигает святого, сладостного покоя (sainte qui&#233tude), когда душа его как бы растаивает и растворяется в Боге (escoulement et liqu&#233faction de l&#226me en Dien). С этой точки зрения, главная заслуга человека (если это только можно назвать его заслугою) состоит в том, чтобы ничего не думать и ничего не желать, даже и собственного своего спасения: «Желать спасения – хорошо, – говорит Франциск, – но еще лучше ничего не желать», всецело предавая свою пустую, покоящуюся душу в руки Самого Господа. Более впечатлительная ученица Франциска – мадам Шанталь – доводила свою полную пассивность до совершенной крайности, когда высказывала одинаковую готовность радоваться как своему спасению, так и своей погибели, при условии, если то или другое определено ей Самим Богом: «Часто я говорю Богу, – читаем мы у м. Шанталь, – что если Ему угодно указать мне мое место и жилище в аду и если это послужит к Его вечной славе, то я вполне буду и этим довольна, и Бог ради этого не перестанет быть моим Богом» (Maоpas, Leben der Frau von Chantal, S. 333). Несмотря на такие крайние мысли, Франциск сальский и мадам Шанталь были точно также канонизованы католическою церковью, чем давалась высшая санкция и квиетизму.

На такой-то в высшей степени благоприятной и вполне подготовленной почве выступил, наконец, со своей проповедью и специальный виновник квиетизма – Михаил Молинос. Родившись (в 1640 г.) в знатной арагонской семье, где были еще свежи воспоминания о Терезии и Иоанне, Молинос с 30-летнего возраста поселяется в Риме и здесь окончательно утверждается в своих симпатиях к квиетизму, видя самое благосклонное отношение к нему и со стороны римской курии (канонизация Франциска сальского и м. Шанталь), мечтавшей, очевидно, таким путем поднять свое нравственное обаяние. Неудивительно, что и квиетистическая проповедь Молиноса встречает на первых порах самый радушный прием в высших кругах духовного и светского общества: многие кардиналы и даже иезуиты открыто становятся его восторженными поклонниками и из числа их едва ли не больше всех выдается кардинал Одескальки, будущий папа Иннокентий XI (с 1676 г.). Широкая популярность Молиноса, вызвавшая (помимо личных обращений) и громадную его переписку, послужила поводом к появлению в 1675 г. его главного квиетистического сочинения «Духовный руководитель» (Guida sprirituale). В предисловии к нему автор сам заявляет, что он не думает здесь говорить чего-либо нового, а хочет лишь вслух высказать то, что давно уже многие в тиши своих келлий выстрадали и пережили; он хочет лишь окончательно порвать цепи, задерживающие наши душевные порывы. И действительно, по существу дела, Молинос не вносит ничего нового в литературу квиетизма; но его видная, новая роль состоит здесь в том, что он удачно систематизирует отдельные разрозненные пункты квиетизма и – что, пожалуй, еще важнее – очищает их от различных мистических утопий и ставит вопрос на более трезвую, практическую почву. Подобно прежним мистикам, Молинос различает два пути религиозной жизни – внешний (размышление) и внутренний (созерцание). Он не отрицает всецело и первого пути, но полное предпочтение отдает второму. Восхождение к Богу по этому позднему пути имеет свои ступени последовательного совершенства: молитву, послушание, частые причащения и внутреннее сокрушение. Все эти средства, в конце концов, приводят к одной цели – совершенному мистическому молчанию, в котором Бог беседует с душой и сообщается ей: душа созерцает Бога в глубине своей, без изображения и образа, посредством любвеобильной и слепой веры. В качестве полезных вспомогательных средств для воспитания в своей душе такого настроения блаженного покоя, Молинос признавал руководство просвещенного духовника, частые причащения и живое созерцание страданий мучеников и Христа. Последнего (хотя это было и недостаточно логично) Молинос рекомендовал не утрачивать даже и на высшей ступени духовной жизни. Первоначально и это сочинение было принято католическою церковью вполне сочувственно, – настолько, что архиепископ Джакомо палермский в 1681 г. одобрил новое издание его для женских монастырей и духовников свой епархи. Но уже в следующем 1682 г. раздался первый протест против Молиноса со стороны неаполитанского архиеп. кардинала Караччиоли, который в письме к папе Иннокентию XI жалуется на то, что многие из его паствы с тех пор, как в Неаполе введена пассивная молитва, молитва чистой веры или покой, совершенно отбросили словесную молитву и стали враждебно относиться к иконам и вообще к церковной внешности; монахи и монахини побросали свои четки, а один фанатик пытался было даже сорвать распятие, так как оно мешало ему соединиться с Богом. Следствием этого (а также и обличит. сочинения иезуита Павла Сегнери) был суд инквизиции над Молиносом и его другом – Петруччи, из которого они сначала вышли оправданными. Но через пять лет, в 1687 г., Людовик XIV, по внушению патера Ля-Шеза, потребовал нового суда над Молиносом; на этот раз дело окончилось осуждением 68 тезисов из его сочинений. Хотя наружно Молинос и покорился этому суду, но внутренне он остался верен своим убеждениям, с которыми и умер в 1697 году.

Самыми видными последователями Молиноса, после его смерти, были два лица, соединенные узами интимной дружбы, – г-жа де-ла Мот-Гюйон и известный воспитатель Людовика XV – архиеп. Фенелон. Из сочинений первой («Беседы», «Тайная переписка с Фенелоном») видно, что она, подобно Терезии и мадам Шанталь, склонна была к самоистязанию и крайним взглядам; ей, напр., принадлежат такие заявления: «По желанию Божию она одинаково согласна была бы стать Ангелом или диаволом. Мы должны радоваться грязи, потому что чем более ею покрываемся, тем более входим внутрь себя и углубляемся в Бога». Что касается Фенелона и его квиетистических сочинений («Изъяснение правил святых о внутренней жизни», «О чистой любви, ее возможности и мотивах»), то выраженное в них учение отличается своей простотой, практически-нравств. характером и возвышенностью мистики, ближе всего напоминая лучшие страницы Франциска сальского.

Следует, наконец, отметить, что квиетистические настроения, в особенности идеи Г. Гюйон и Фенелона, были весьма популярны и у нас в России в эпоху высшего расцвета мистицизма при Александре I.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *