Квизы что это в образовании
—> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Советского муниципального района
Мы в социальных сетях:
Категории раздела
Дошкольное образование – доступность и качество [18] |
Воспитательная система в образовательных организациях в соответствии с современными требованиями и в [10] |
Мастер-класс – имидж современного педагога [6] |
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе [14] |
Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения [31] |
Ступени роста молодого педагога [10] |
Каталог статей
В последнее время в мире интеллектуальных игр появилось новое слово «квиз». Давайте разбираться, что оно означает и почему этот жанр набирает огромную популярность в России.
Возможности квиза в образовательном процессе:
Цель: развитие новых форм работы с детьми, популяризация культурно-содержательного, интеллектуально обогащенного досуга, содействие повышению интеллектуального уровня детей.
Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:
I этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза;
II этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся;
III этап – высказывание двух-трех учащихся в форме микромонолога с использованием содержания квиза в качестве сигнала или без такового.
Наряду со множеством современных образовательных технологий квиз тоже нашел свое место в образовательном процессе как активная форма организации учебной деятельности. Вариантов использования данной игровой технологии можно привести несколько: например, при обобщении материала по дисциплине можно провести квиз для обучающихся по пройденной теме, разделу, курсу. Для актуализации и мотивации учебной деятельности так же квиз не заменим. Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение.
С развитием сети Интернет, в ней появилось большое количество онлайн-квизов, для участия в которых не требуется даже отходить от компьютера. При этом вы можете соревноваться с людьми, проживающими в других странах и даже на других континентах.
Для организации и проведения квизов, викторин и игр в образовательном процессе используем сервисы: MyQuiz и Quizizz.
Учитель создает тест или викторину на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств. Очки начисляются за правильные ответы. Ученики могут присоединиться к викторине, перейдя по ссылке и введя код, присвоенный игре. Викторины, созданные с помощью Quizizz, можно предлагать в качестве домашнего задания. Все ученики получают одинаковые задания, но каждый из них на своём мобильном устройстве увидит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в свойственном для себя темпе. На дисплее ученика появляется весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить, и символы ответов. Учитель может отслеживать работу каждого ученика и получать полную картину работы класса, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании учитель может воспользоваться не только своими тестами, но использовать готовые из библиотеки Quizizz. Возможность организации групповой работы в сервисе: учитель может организовать совместную работу с викториной на уроке в классе.
Возможности сервиса для образовательной деятельности: с помощью сервиса можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания.
Использование квиза в педагогической деятельности меняет организацию совместной деятельности педагога и обучающихся. Школьник занимает активную позицию в образовательной деятельности и в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися приобретает необходимые знания. Благодаря такому интерактивному методу, повышается мотивация к образовательной деятельности, что приводит к эффективному и качественному освоению образовательной программы.
Квиз – это прекрасный инструмент, т.к. служит и формой опроса, и способом проверки знаний, а также развлекательным элементом.
MyQuiz и Quizizz во время дистанционного режима обучения были очень востребованными, удобными, актуальными сервисами в организации образовательного процесса в школе.
Методические рекомендации «Использование квиз-технологий»
при проведении массовых мероприятий с учащимися «
методист МБОУ ДО ЦДОД
Что такое квиз? Значение, правила игры, описание.
Квиз (от англ. quiz) – это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина», хотя, в последнее время, нередко можно встретить и употребление упомянутого выше англицизма.
Квиз можно провести для обучающихся по какой-либо теме или с вопросами из разных областей. Возможно использовать их в образовательном процессе, например, после прохождения какого-то набора тем провести для обучающихся викторину по пройденному материалу.
С развитием сети интернет, в ней появилось большое количество онлайн-квизов, для участия в которых не требуется даже отходить от компьютера. При этом вы можете соревноваться с людьми, проживающими в других странах и даже на других континентах.
Впервые вопрос о том, что такое квиз, прозвучал в 1781 году. Именно тогда такой термин стали использовать в обиходе. Эпитет использовался для обозначения странного или неординарного человека. Немного погодя слово стали употреблять для обозначения процесса игры, получения удовольствия от соревнований. Согласно Оксфордскому словарю, слово «квиз» обозначает буквально «вопрошение», «беседа путем взаимного расспроса». Такое значение старше оригинала, поскольку появилось в 1843 году. Соединив эти два термина, можно получить ключ к пониманию слова в современной его форме.
Существует легенда, что впервые ответ на вопрос о том, что такое квиз, дал некий Ричард Дэйли, владелец театра в Дублине. В 1791 году он поспорил, что сможет ввести в английский язык новое слово в течение 24 часов. Позднее он нанял толпу попрошаек, которые расписали весь Дублин словом «квиз», а недоуменные горожане замучили друг друга, спрашивая о том, что же это значит. Так новый термин вошел в обиход. Позднее синоним опроса стали использовать как нарицательное для обозначения настольной игры из-за специфики последней. Таким образом, игра квиз заполонила весь мир.
Наиболее близким по значению к «квизу» в русском языке является обычное слово «викторина». Этот термин впервые появился в 1928 в журнале «Огонёк». Михаил Кольцов, который на тот момент работал в редакции, придумал такое звучное название для специального блока в журнале, полного ребусов, загадок, шарад и кроссвордов. Сочинителем последних являлся некий Виктор Микулин, также работавший в «Огоньке», от его имени и произошло слово «викторина». Позднее у термина нашли и несколько иные корни – от латин. «Виктор» означает «победитель». Слово довольно быстро вошло в обиход и принялось для обозначения разного рода настольных игр, в которых нужно было отвечать на вопросы из разных блоков знаний.
C 1975 года викторина плотно ассоциируется именно с игрой «вопрос-ответ». Сперва такие партии проводились в закрытых компаниях, вопросы записывали на карточках, после чего группа людей по очереди старалась ответить, тем самым зарабатывая очки. Позднее квиз получил популярность и на телевидении. Так викторина обрела массовый характер и реальные, часто довольно дорогостоящие, призы. С моментом появления интернета викторина перешла в онлайн-пространство, и теперь каждый желающий имеет возможность сыграть с друзьями или незнакомцами партию. К примеру, в Сети есть сайт, посвященный лого-квизу, где участникам нужно привести название бренда, опираясь на картинку, изображающую его логотип.
Согласно Книге рекордов Гиннесса, самая масштабная викторина состоялась в городе Гент, Бельгия. В ней приняли участие более 2 тысяч человек. Публика поделилась на группы, после чего путем отбора участники отсеивались по пути к финалу. Сегодня число участников квиза неограниченно. К примеру, в jabber-чате могут одновременно играть десятки и даже сотни человек, не говоря уже о целых сайтах с публикой в несколько десятков тысяч участников. Некоторые приверженцы викторин собираются в своеобразные «клубы по интересам», создавая группы в социальных сетях. С постоянным доступом в интернет поиск соперников для партии в квиз перестал быть проблемой. Игра «квиз лого», к примеру, имеет немалое число поклонников.
Правила и ограничения.
Популярная в СНГ передача «Что? Где? Когда?» также является вариантом квиза. Данная настольная игра, возможно, не имеет такой впечатляющей истории, как, к примеру, шахматы, но обладает не меньшим числом приверженцев. Викторина остается интересным способом времяпрепровождения и поныне, будучи как дружественным, так и вполне профессиональным соревнованием.
1. Организаторы готовят вопросы из различных сфер жизни. Вопросы делятся на 4 категории и 4 раунда, соответственно:
— вопросы с картинками, где каждый вопрос подкрепляется изображением на экране, либо в самом изображении заключается вопрос;
— вопросы от блондинок: текстовые задания из сферы моды, домашних животных, шоу-бизнеса, автомобилей, напитков, еды;
— музыкальные вопросы: каждый вопрос подкрепляется звуковым файлом, имеющим отношение к сути вопроса, либо в самом звуковом файле заключён вопрос;
— вопросы «чистого интеллекта»: для решения заданий необходимо проявить нестандартное мышление, эрудицию.
Последние 2 вопроса в 4 раунде разыгрываются между капитанами команд.
Набор вопросов знает только ведущий игры.
2. Игровой раунд длится около 30-40 минут. Ведущий по порядку зачитывает вопросы, на обсуждение каждого вопроса даётся 1 минута, которая обязательно должна заполняться музыкальным отрывком. Это необходимо для того, чтобы команды не могли подслушать рассуждения конкурентов. По окончании заданий раунда ведущий ещё раз озвучивает все вопросы, после которых даётся 5 минут для заполнения бланков ответа и сдачи их коллегии жюри.
3. Перерыв между раундами длится 15 минут. За это время коллегия жюри оценивает ответы команд, баллы выставляются в протокол игры. Перед каждым раундом ведущий игры озвучивает правильные ответы предыдущего раунда, а также обсуждает наиболее забавные ответы.
4. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех четырёх раундов.
Инструментарий: столы, стулья, задания, чистые листы бумаги, ручки, проектор, экран, микрофон, звукоусиливающая аппаратура (колонки, усилитель, микшерный пульт), ноутбук (2 шт.), бланки ответов, итоговый протокол.
Вопрос-ответ: как придумать хороший квиз
Если вопрос квиза не допускает толкований, они появятся.
(Первый закон Мерфи для квизов)
«Раскачать» аудиторию, вовлечь участников тренинга в учебный процесс, ненавязчиво повторить пройденный материал, в легкой форме проверить, как он усвоен. Все это непростые задачи для организаторов. Особенно если ваше мероприятие проходит онлайн. На помощь приходят квизы (англ. quiz). Давайте разберемся, какими они бывают. И что нужно учитывать при создании квизов.
Какие бывают квизы
Как рассказала маркетолог, квизмейкер, организатор интеллектуальных игр Полина Галуева, часто используются квизы с открытым ответом в духе игры «Что? Где? Когда?». Такой вариант лучше подходит для офлайн-игры, если нужно быстро познакомиться, сплотить команду. Встречаются квизы «Верю — не верю». Здесь предлагается любопытный факт, а участник должен выразить свое отношение к нему. В этой статье мы будем, главным образом, говорить о самом распространенном виде квизов. Это десяток вопросов с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный.
Существуют вариации, например:
Поскольку сфера моих интересов — цифровая безопасность, примеры квизов будут в основном из этой темы. Но вы можете использовать наши советы и в других областях.
Квизы для оценки и закрепления знаний
Квизы с успехом можно применять для оценки уровня знаний до тренинга и после тренинга. Они работают и для закрепления знаний. Проводите серию вебинаров? На втором занятии можно включить квиз для проверки того, как усвоен материал первого дня. Ниже вопрос по теме «Двухфакторная аутентификация». Он нацелен на проверку понимания сути этого вида защиты.
(1) Когда помогают заранее созданные резервные коды?
Пароль введен неверно несколько раз, система пускает только по такому коду
— Пароль забыт, восстановить его можно с помощью такого кода
— Потерялся смартфон, и указать второй фактор с его помощью невозможно
— Двухфакторная аутентификация была случайно отключена, нужно включить ее снова
Какой вариант правильный? (Ответы на этот и другие вопросы в конце статьи.)
Квизы для вовлечения аудитории
Как и всякий интерактив, квизы позволяют вовлекать аудиторию в процесс. Краткая смена формата вообще благотворна для длинной сессии с «говорящей головой». А тут еще и людям предлагают поработать мозгами.
Например, можно просто сказать, что чаты со сквозным шифрованием в мессенджере Telegram называются секретными чатами. Если участники встречи пользуются Telegram, скорее всего, они это и так знают. Вы озвучили известный факт. Возможно, потратили время зря. Люди это почувствуют. Но попробуйте задать им вопрос.
(2) Как называется защищенный сквозным шифрованием канал связи в Telegram?
Секретный чат
— Приватный чат
— Крипточат
— Всемолчат
Простенький квиз способен оживить группу. Людям вообще приятно демонстрировать знание, это повышает самооценку.
Если группа еще не вошла в рабочий ритм, квизы можно использовать как упражнение для «раскачки». Например, в утренний или послеобеденный час.
Другие задачи
Квизы успешно работают в областях, не связанных с просветительской деятельность. Полина Галуева поделилась своими знаниями.
Данные о других данных, например, время отправки email
— Разнообразные данные большого объема (синоним «биг дата»)
— Обезличенные данные, которые нельзя связать с конкретным человеком
— Иносказательные, образные, метафорические данные
Преимущества квизов
Квизы технически легко делать. Во многих случаях достаточно Google Forms или встроенной в Zoom функции опросов. Учителя и ведущие мероприятий, которые предпочитают красочный и веселый интерактив, могут использовать, например, Kahoot!. Теплица уже рассказывала о Kahoot!.
Квизы хорошо воспроизводятся онлайн и офлайн, в больших и малых группах. В отличие от текстов или видеороликов, квизы отлично масштабируются. Длинный квиз можно сократить, короткий — нарастить вопросами.
Как я уже говорил выше, прохождение квиза помогает людям повысить самооценку. Квиз легко организовать так, чтобы участник видел результат сразу после заполнения квиза или даже сразу после ответа на очередной вопрос.
После такого оптимистичного вступления мне бы хотелось сказать, что создание квизов — дело совсем простое. Но нет.
(4) Журналистка Наташа зашифровала свою флешку Veracrypt. Следователь Дыбин этого не знал. Он вставил изъятую флешку в USB-порт своего ноутбука Windows, надеясь прочитать важные Наташины файлы. Какое сообщение увидел на экране следователь Дыбин?
О том, что диск зашифрован
— О том, что диск испорчен и ничего сделать нельзя
— О том, что диск, вероятно, не отформатирован
— О том, что пора оставить Наташу в покое и ловить настоящих преступников
Что должен учесть создатель квизов
Тема квиза, отмечает Полина Галуева, должна быть близка вашей целевой аудитории. Если вы проводите квиз на мероприятии, он должен тематически «вписываться» в программу.
«Хорошо, если вопросы квиза интересные, но не очень сложные, — считает Полина. — Люди не должны чувствовать себя идиотами. Познавательность также важна. Полезным и крутым контентом скорее поделятся. А вот вопросы на «чистое знание» далеко не всегда интересны аудитории. Можно спросить о годах жизни Гоголя, но что в этом увлекательного, «цепляющего»? Ничего. А вы знаете, что в карманах у Гоголя всегда лежали сладости? Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар. Гоголь прятал сахар, а потом грыз кусочки за работой или беседой. Постройте свой вопрос на основе этого забавного исторического факта».
Внешний вид квиза имеет значение. Вам приходилось видеть, как ведущий зачитывает вопрос и предлагает участникам ставить в зумовском чате номерки? Мне — да. Но гораздо интереснее встроенный функционал опросов, красивые, четкие слайды или специальный инструмент вроде Kahoot!
«Для правил квиза, как и для всего остального, лучше использовать простой, понятный язык, не мудрить и не путать людей, — напоминает Полина. — Хорошим тоном будет написать, сколько примерно времени займет ваш тест». Стиль квиза также должен соответствовать аудитории. В Telegram-боте или в маленькой компании друзей, может, и сгодится обращение на «ты», слегка панибратский тон. Для конференции он не подходит.
Наконец, Полина Галуева напоминает, что перед тем как выходить «на большую сцену», квиз обязательно надо протестировать в группе знакомых людей и получить от них обратную связь.
(5) Четыре подружки скачали себе на смартфоны приложения-фонарики. Какой из девочек Санта-Клаус принесет подарок на Рождество за самый безопасный выбор?
Кэрри скачала приложение, которое требует доступ к камере, микрофону, Интернету
— Саманта скачала приложение, которое требует доступ к камере, данным на карте памяти, к адресной книге и к Интернету
— Миранда скачала приложение, которое требует доступ к камере, данным на карте памяти и данным о местоположении по GPS
— Шарлотта скачала приложение, которое требует доступ к камере
Как придумать хорошие вопросы
Давайте разберем эти пункты подробнее на некоторых примерах. Удачных и не очень. Я взял эти примеры из разных действующих квизов по безопасности.
Итак, какими должны быть вопросы?
О фактах
(6) Где лучше всего хранить пароли?
Записанными на бумаге
— В менеджере паролей
— В текстовом файле на компьютере
— В собственной памяти
На первый взгляд, все хорошо. Ясный, четкий вопрос, такие же варианты ответов. Но вы уже видите ошибку, правда? Это вопрос не о факте, а об отношении («где лучше»).
Ответ, который кажется неверным автору квиза в его контексте, может оказаться верным в другом контексте. Представьте, что у человека отменная память, а паролей всего три. Он вполне может держать пароли «в голове». Другой хранит пароли записанными на бумаге и запирает бумагу в надежный сейф. Тоже вариант.
Будьте осторожнее с вопросами о ситуациях и формулировками «Что вы выберете?», «Как надо поступить?», «Ваши действия?». Квизы такого рода повсеместно используются для оценки уровня знаний, компетентности или поведения сотрудников организации при инциденте безопасности. Но квиз не должен создавать впечатление, что та или иная схема поведения единственно верная. Если вы только приступаете к созданию квизов, возможно, лучше начать с более простых вопросов о фактах.
Познавательные
(7) В каком году был распространен первый «червь»?
При определенных условиях и такое знание может быть важным. Например, если ваше мероприятие посвящено истории создания и распространения компьютерных «червей». В большинстве ситуаций аудитория посчитает этот вопрос скучным.
Distributed Denial of Service
— Debian Desktop operating System
— Digital Data on Surface
— Danish Department of Security
Кажется, что это вопрос по теме безопасности или как минимум «о чем-то компьютерном». Но это не более чем проверка вашего знания английского языка.
Сравните, например, с таким вопросом:
(9) Что умеет встроенный в ваш смартфон GPS-чип?
Только передавать данные
— Только получать данные
— И передавать, и получать данные
— Только самостоятельно генерировать данные
Здесь людям предлагается подумать над тем, что они фактически носят в кармане или сумочке, чем не раз пользовались сами. Интересно? Интересно! (Оказывается, множество людей имеют весьма смутное представление о том, что такое GPS в контексте безопасности.)
«Берущиеся»
(10) Что из перечисленного использует асимметричное шифрование?
Участники вашей конференции знакомы с криптографическими системами и алгоритмами? Тогда нормально. Если нет, это чистое угадывание, как вопрос Бильбо Бэггинса «Что у меня в кармане?».
Сравните с этим вопросом для новичков.
(11) При копировании пароля из парольного менеджера в буфер памяти пароль хранится там 10 секунд, а потом стирается. Зачем?
Чтобы не перегружать память компьютера, она нужна для других задач
— Чтобы освободить место для следующих данных
— Чтобы пароль автоматически не подставлялся в другие поля на сайтах
— Чтобы пароль не был случайно забыт в памяти и не достался злоумышленнику
Ответ на этот вопрос можно найти логическим путем.
Четкие и без воды
(12) Пароли позволяют нам залогиниваться в наши аккаунты (например, аккаунты email и социальных сетей). При этом они также защищают аккаунты от несанкционированного доступа. Какой из этих паролей наиболее надежный?
«Вступительная речь» и ненужные подробности в вопросах могут мешать участникам справляться с квизом. В приведенном примере первые два предложения лишние. Исключение из этого правила — если вопросы описывают какую-либо конкретную ситуацию, примечательный исторический случай, где обстоятельный вопрос создает «антураж». Вот так:
(13) В 499 году до нашей эры Гистий, правитель греческого города Милета, находился под надзором завоевателей-персов в их городе Сузы. Гистий задумал послать своему племяннику Аристагору тайное сообщение, чтобы тот поднял восстание. Гистию пришлось ждать несколько недель, перед тем как отправить слугу-гонца. Зачем?
Чтобы дать просохнуть специальной краске
— Чтобы у гонца отросли волосы на голове
— Чтобы подрос птенец
— Чтобы слуга выучил сообщение (он был туповат)
Старайтесь избегать оговорок типа «в основном», «преимущественно», «как правило», «главным образом» (например, «К чему, как правило, приводит установка на компьютеры двух антивирусов?»). Это неопределенность. Может, на 82% ваш ответ будет верным. Может, вы даже найдете статью 2016 года на Хабре в качестве доказательства. Но остаются 18% — именно их предъявит ваш въедливый студент. Еще совет: убирайте из вопросов ссылки на обезличенных «экспертов». Например: «Что эксперты советуют делать в первую очередь, если…».
Без случайных подсказок
(14) Tor — известная сеть маршрутизации трафика для обеспечения анонимности. А почему ее назвали Tor?
В честь могущественного скандинавского бога Тора
— В честь Линуса Торвальдса, создателя Linux
— Из-за формы пончика на логотипе разработчика
— Это сокращение от «The Onion Router»
Некоторые авторы квизов так увлеченно работают над отдельными вопросами, что не обращают внимания на «перекрестные подсказки». Я имею в виду ситуации, когда формулировка вопроса 4 дает подсказку для вопроса 3. Например, вы предлагаете участникам выбрать, что из списка не является VPN-сервисом: Tunnelbear, Windscribe, Bitwarden, Mullvad. В следующем же вопросе квиза речь идет о VPN-сервисе Tunnelbear. Если все вопросы видны участнику сразу, участник может воспользоваться этой маленькой подсказкой.
В играх типа «Что? Где? Когда?» допускаются умышленные намеки на правильные ответы. Такой намек называется отсечкой. «Аккуратно подходите к выбору слов-подсказок в вопросе, — напоминает Полина Галуева. — Они должны быть на своем месте и вести игрока в правильном направлении».
Без толкований
И вопросы, и варианты ответов не должны допускать толкований. Помимо правильного ответа не должно быть «другого правильного», «условно правильного» или «правильного при определенных обстоятельствах». (Если только условия квиза не подразумевают несколько верных ответов. Тогда об этом должно быть недвусмысленно заявлено перед стартом.)
Вот неудачный вопрос из одного квиза.
Что из перечисленного поможет не допустить вредоносный код (вирусы) на ваш компьютер?
Скачивать программы только из надежных источников
— Установить антивирус и включить межсетевой экран
— Регулярно обновлять операционную систему и программы
— Мониторить и анализировать трафик на вашем компьютере
По замыслу создателей квиза правильный вариант — второй. Антивирус и межсетевой экран придуманы как раз для таких задач. Но использование надежных источников для скачивания и регулярные обновления тоже снижают число уязвимостей, через которые вредоносный код мог бы проникнуть на компьютер.
(15) В какой социальной сети есть двухфакторная аутентификация?
Facebook — есть, ВКонтакте — есть
— Facebook — есть, ВКонтакте — нет
— Facebook — нет, ВКонтакте — есть
— Facebook — нет, ВКонтакте — нет
Здесь все четко, без двусмысленностей.
Неверные ответы выглядят правдоподобно
Неверные ответы обычно набросать довольно легко. Куда сложнее придумать правдоподобные неверные ответы.
Программа-самоучитель по работе в Интернете
— Программа для обработки фотографий
— Вредоносная программа
— Программа по набору текста
Минутку! Квиз посвящен основам цифровой безопасности! Этой теме соответствует лишь третий вариант ответа. Остальные выглядят не ко двору.
Часто правильный вариант ответа визуально выделяется на фоне других. Он длиннее и проработан в деталях. Иногда верный ответ «выдает» его стиль: он выглядит, как цитата из книжки. Неправильные ответы в сравнении с ним простоваты, потому что придумывались «на коленке». На самом деле неправильные ответы не служат для заполнения пустот. Они не менее важны, чем правильный вариант.
И еще один лайфхак. Если последний вариант ответа звучит как «все перечисленное» — это, скорее всего, и есть правильный ответ.
Комментарии к ответам квиза
После отправки ответа пользователь вправе рассчитывать не только на зеленую галочку или красный крестик, но и на комментарий создателя квиза.
30 октября 1942 года в Средиземном море три члена экипажа британского эсминца «Петарда» десантировались на борт немецкой подлодки U-559. Впоследствии сэр Уинстон Черчилль писал, что этот акт героизма стал одним из факторов, приведших союзников к победе во Второй мировой войне. Что сделали британские моряки?
Взорвали немецкую подлодку со стелс-технологиями
— Уничтожили шифровальную машину «Энигма»
— Ликвидировали ведущего немецкого шифровальщика Ханса Курца
— Захватили немецкие шифровальные коды
Вот как мог бы выглядеть короткий комментарий.
Английские моряки сумели достать из каюты капитана U-559 секретные шифровальные коды. Увы, двое из них при этом погибли — затонули вместе с подлодкой. Но полученные ими коды позволили британским криптоаналитикам справиться со сложными шифрами немецкой «Энигмы» и таким образом спасти тысячи жизней.
Если вы располагаете временем и вниманием аудитории, можете попробовать более длинную историю.
«Стелс-подлодок» в 1942 году не было. Если бы ведущий шифровальщик Ханс Курц на самом деле существовал, вряд ли бы гибель одного специалиста явилась переломным моментом во Второй мировой войне. Шифровальные машины «Энигма» действительно использовались нацистами на подлодках. Но уничтожение одной машины не могло так серьезно навредить гитлеровцам.
Что же произошло? Британские эсминцы серьезно повредили U-559. Перед тем как сдаться и покинуть борт, немецкий капитан дал команду затопить подлодку. Лодка начала тонуть. Три англичанина-добровольца — лейтенант Энтони Фассон, матрос Колин Грасье и помощник повара Томми Браун — прыгнули в воду, чтобы вплавь добраться до лодки и проверить, есть ли на U-559 что-нибудь важное, что немцы хотели скрыть. В каюте капитана они нашли шифровальные коды. Увы, лодка затонула прежде, чем англичане вернулись к себе на эсминец. Фассон и Грасье погибли, но Браун с кодами чудом выплыл. Британские криптоаналитики, девять месяцев бившиеся над немецкими шифрами, наконец, смогли раскрыть их. Это спасло многие человеческие жизни, военные и транспортные суда. Всех трех моряков наградили (двоих посмертно). Попутно выяснилось, что молодому Брауну было всего 16 лет: он пошел добровольцем на флот, приписав себе два лишних года. Вы можете прочитать больше об этих событиях в статье The Guardian.
Советы от квизмейкера Полины Галуевой
Видеозапись вебинара Полины Галуевой о том, как создавать квизы, можно увидеть здесь.
Ответы на квизы в этой статье
(1) ˙ıqɓоʞ ǝıqнʚdǝεǝd ɯʎɹоwоu ‘wоdоɯʞɐȸ wıqdоɯʚ оvıqƍ ǝоdоɯоʞ ‘ʎʚɯɔn̯оdɯɔʎ ʞ uʎɯɔоɓ иvʁdǝɯоu ıqʚ иvɔǝ ˙иdɯ ɯнɐиdɐʚ
(2) ˙ɯɐҺ n̯ıqнɯǝdʞǝɔ ˙ниɓо ɯнɐиdɐʚ
(3) ˙dɓ и ʁинǝжоvʚ ǝиҺиvɐн ‘ʁинǝmƍооɔ wǝqƍо ‘ʁvǝɯɐҺʎvоu ɔǝdɓɐ ‘ʁvǝɯиʚɐduɯо ɔǝdɓɐ ‘иʞʚɐduɯо ʁwǝdʚ оɯє ‘dǝwиduɐн ‘ɐwqɔиu оɹонноdɯʞǝvє ʁvɓ ˙хıqннɐɓ о ǝıqннɐɓ оɯє ˙ниɓо ɯнɐиdɐʚ
(4) ˙ɐʞmǝvȸ ʁɐннɐʚоdȸиmɐε wин ɓǝdǝu оɯҺ ‘qɯиʚонɐɯɔʎ иʞɔǝҺинхǝɯ ɯǝжоw ǝн ниƍıqɓ ˙иdɯ ɯнɐиdɐʚ
(5) ˙ǝǝнn̯оʞоuɔ wǝɯ ‘n̯инǝmǝdεɐd ǝmqнǝw wǝҺ ˙ǝdıqɯǝҺ ɯнɐиdɐʚ
(6) ˙n̯ǝvоdɐu ʁинǝнɐdх оɹонжǝɓɐн ʁvɓ ɯиɓохɓоu оɹǝɔʚ ǝmqvоƍ dǝжɓǝнǝw n̯ıqнqvоdɐu оɯҺ ‘ʎɓиʚ ʚ vǝwи ‘онҺǝноʞ ‘ɐεиʚʞ dоɯʚɐ ˙ɐʚɓ ɯнɐиdɐʚ
(7) ˙wоɔиddоw wоɯdǝƍоd ɐɯǝɯиɔdǝʚинʎ оɹоʞɔqvǝнdоʞ wоɯнɐdиuɔɐ ɐmɔ ʚ нɐɓεоɔ vıqƍ но ˙иdɯ ɯнɐиdɐʚ
(8) ˙ɯn̯ɐɔ qɯǝɓиʚʎ ɯʎɹоw ǝн иvǝɯɐʚоεqvоu ǝıqнҺıqƍо иʞεʎdɹǝdǝu ɐε-εи ˙ıqʚɯdǝж ʎɯn̯ɐɔ ʞ ʚоɔоduɐε ʎниʚɐv хиmoıɐɓεоɔ ‘(ɯǝнɯоƍ) ʚоɯоƍ хıqнdǝɯoıquwоʞ иɯǝɔ ɐʞɐɯɐ оɯє онqvɐʚʞʎƍ ˙иинɐʚижʎvɔƍо ʚ εɐʞɯо n̯ıqннǝvǝɓǝduɔɐd ˙ниɓо ɯнɐиdɐʚ
(9) ˙ɯǝʁvʚɐduɯо ǝн оɹǝҺин но ǝƍǝɔ оu wɐɔ ˙ʚоʞинɯʎuɔ оɔ ıqvɐнɹиɔ ɯǝɐwиниdu uиҺ-sdƃ ˙ɐʚɓ ɯнɐиdɐʚ
(10) ˙ǝıqнҺиdɯǝwwиɔ — ǝıqнqvɐɯɔо ˙(n̯ıqнҺиdɯǝwwиɔɔɐ) wоҺoıvʞ wıqɯıqdʞɯо ɔ wɯиdоɹvɐ n̯иʞɔǝҺиȸɐdɹоɯuиdʞ — ɐsɹ ˙ǝdıqɯǝҺ ɯнɐиdɐʚ
(11) ˙ǝıqннɐɓ ǝıqнжɐʚ иɯʁwɐu ǝdǝȸʎƍ ʚ ɯoıɐʚıqƍɐε оɯɔɐҺ иɓoıv ˙ǝdıqɯǝҺ ɯнɐиdɐʚ
(12) ˙ıqvоʚwиɔ ǝıqнqvɐиǹǝuɔ ‘ıqdȸиǹ ‘ıqʚʞʎƍ ǝıqнҺоdɯɔ и ǝıqнʚɐvɹɐε ɯǝɐҺoıvʞʚ и хıqнqvɐɯɔо ǝǝнниvɓ но ˙ɐʚɓ ɯнɐиdɐʚ
(13) ˙ииȸɐdɹонɐɹǝɯɔ ʚоdǝwиdu хиʞɔǝҺиdоɯɔи хиннɐd хıqwɐɔ εи ниɓо оɯє ˙ɯʎɯɔɐdɯо ɐʚонɔ ıqɔоvоʚ ɐɓɹоʞ ‘vɐɓжоɓоu wоɯоu ɐ ‘ǝинɐvɔоu ǝʞmʎʞɐw ɐн vɐʚоdиʎɯɐɯıqʚ ‘ʎʚоvоɹ ǝɹʎvɔ vиdƍо n̯иɯɔиɹ ˙ɐʚɓ нɐиdɐʚ
(14) ˙(ɹǝʇnoɹ) dоɯɐεиɯʎdmdɐw — ɐɯǝʚɯо ǝɯнɐиdɐʚ wоɯdǝʚɯǝҺ ʚ ˙ʁиǹɐεиɯʎdmdɐw ʁɔɯǝɐниwоuʎ ǝɔоduоʚ ʚ ˙ǝdıqɯǝҺ ɯнɐиdɐʚ
(15) ˙хʁɯǝɔǹоɔ хиǝƍо ʚ qɯиҺoıvʞʚ онжоw oıиǹɐʞиȸиɯнǝɯʎɐ oıʎнdоɯʞɐȸхʎʚɓ ˙ниɓо ɯнɐиdɐʚ