Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО ФИЛОСОФИИ
Название: Что такое античная философия
Автор:Пьер Адо
Жанр: философия
Описание:Что такое античная философия? Книга почетного профессора Коллеж де Франс, крупнейшего знатока античной культуры П. Адо дает нетрадиционный ответ на этот вопрос: в античности философия была, прежде всего, особым образом жизни. Рассматривая учения таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон из Китиона, Пиррон, Плотин и др., автор последовательно проводит идею о первичности жизненного выбора по отношению к теоретическому содержанию философских доктрин. Особое внимание уделено методам преподавания в древних школах и практикуемым там «духовным упражнениям».
Книга написана простым, доступным языком, включает большое количество выдержек из первоисточников и адресована широкому читателю. Может служить учебным пособием для студентов.

М.А. Гарнцев. Пьер Адо и его подход к античной философии 5

Часть первая. Платоновское определение философа и его предыстория 24

I. ФИЛОСОФИЯ ДО ФИЛОСОФИИ 24
Historia первых греческих мыслителей 24
Paideia 26
Софисты V в 27

II. ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 30
Свидетельство Геродота 30
Философская деятельность, гордость Афин 31
Понятие sophia 32

III. ФИГУРА СОКРАТА 38
Образ Сократа 38
Сократическое незнание и критика софистического знания 40
Призыв «индивидуума» к «индивидууму» 45
Сократово знание: абсолютная ценность нравственного намерения 48
Забота о себе, забота о других 52

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФА В «ПИРЕ» ПЛАТОНА 55
«Пир» Платона 55
Эрот, Сократ и философ 57
Исократ 65

Часть вторая. Философия как образ жизни 67

V. ПЛАТОН И АКАДЕМИЯ 67
Философия как форма жизни в платоновской Академии 67
Философский дискурс Платона 83

VI. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ШКОЛА 89
«Теоретическая» форма жизни 89
Различные уровни «теоретической» жизни 94
Границы философского дискурса 99

VII. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 104
Обшая характеристика 104
Кинизм 122
Пиррон 124
Эпикуреизм 127
Стоицизм 140
Аристотелиэм 154
Платоновская Академия 155
Скептииизм 158

VIII. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 162
Обшая характеристика 162
Плотин и Порфирий 173
Послеплотиновский неоплатонизм и теургия 184

X. ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ 250
Самоопределение христианства как философии 250
Христианство и античная философия 261

XI. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ 267
И вновь: христианство и философия 267
Философия как служанка теологии 268
Виртуозы разума 272
Устойчивость концепции философии как образа жизни 275

XII. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 286

БИБЛИОГРАФИЯ 298
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 303
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА 311

Источник

Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер Адо

Оглавление

М.А. Гарнцев. Пьер Адо и его подход к античной философии 5

Часть первая. Платоновское определение философа и его предыстория 24

I. ФИЛОСОФИЯ ДО ФИЛОСОФИИ 24
Historia первых греческих мыслителей 24
Paideia 26
Софисты V в 27

II. ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 30
Свидетельство Геродота 30
Философская деятельность, гордость Афин 31
Понятие sophia 32

III. ФИГУРА СОКРАТА 38
Образ Сократа 38
Сократическое незнание и критика софистического знания 40
Призыв «индивидуума» к «индивидууму» 45
Сократово знание: абсолютная ценность нравственного намерения 48
Забота о себе, забота о других 52

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФА В «ПИРЕ» ПЛАТОНА 55
«Пир» Платона 55
Эрот, Сократ и философ 57
Исократ 65

Часть вторая. Философия как образ жизни 67

V. ПЛАТОН И АКАДЕМИЯ 67
Философия как форма жизни в платоновской Академии 67
Философский дискурс Платона 83

VI. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ШКОЛА 89
«Теоретическая» форма жизни 89
Различные уровни «теоретической» жизни 94
Границы философского дискурса 99

VII. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 104
Обшая характеристика 104
Кинизм 122
Пиррон 124
Эпикуреизм 127
Стоицизм 140
Аристотелиэм 154
Платоновская Академия 155
Скептииизм 158

VIII. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 162
Обшая характеристика 162
Плотин и Порфирий 173
Послеплотиновский неоплатонизм и теургия 184

X. ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ 250
Самоопределение христианства как философии 250
Христианство и античная философия 261

XI. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ 267
И вновь: христианство и философия 267
Философия как служанка теологии 268
Виртуозы разума 272
Устойчивость концепции философии как образа жизни 275

XII. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 286

БИБЛИОГРАФИЯ 298
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 303
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА 311

Источник

Духовные упражнения и античная философия

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Духовные упражнения»… Это работа человека над самим собой, которая начинается еще с первых греческих философов и, достигая своего апогея в диалоге сократиков и платоников, трудах Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, трактатах Плотина, продолжается позднейшими философами, такими как Монтень, Декарт, Кант, Мишле, Бергсон, Фридман и Фуко. И разве сущность философии не в этом вечном сомнении в нашем отношении к самим себе, к другим и к миру? Новое издание работ крупного ученого-антиковеда Пьера Адо, почетного доктора Коллеж де Франс, дополнено исследованиями, вышедшими в печать со времени первой публикации этого труда в 1981 году.

Для широкого круга читателей. На русском языке публикуется впервые.

Я очень хорошо помню момент, когда Мишель Фуко впервые рассказал мне о Пьере Адо. Несмотря на его очевидный неподдельный энтузиазм, я ответил ему, что совершенно не специалист в античной философии и не хотел бы начинать знакомство с этой областью. И только гораздо позднее я начал читать Пьера Адо, после смерти Мишеля Фуко. Я сразу же был поражен не только точностью и ясностью его толкований текстов, что явилось результатом безупречных филологических и исторических знаний, но особенно видением философии, которое я обнаруживал на более тонком плане в его очерках и книгах. Что Пьер Адо является одним из самых крупных историков античной мысли нашей эпохи, это очевидно; не так очевидно то, что он также крупный философ. Достаточно изучить его творчество в целом, чтобы в этом убедиться. Данная книга, «Духовные упражнения и античная философия», уже является классическим произведением, и как настоящая классика она сохраняет всю свою актуальность.

Духовные упражнения и античная философия скачать fb2, epub бесплатно

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Проект массового зомбирования населения России и превращения ее территории в пространство черного эгрегора близок к завершению. Если не изменить тактику борьбы, основанную на уважении традиций и ненасильственном сопротивлении, то Волхвам не удастся спасти Русь и удержать мировое равновесие между добром и злом. Полковник Егор Крутов – Витязь, владеющий древнеславянским искусством боя, находит выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Однако платить за это ему приходится по самой высокой цене.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Я прожил насыщенную, но не совсем обычную жизнь. Я не умер, как ожидал, а оказался в другом мире. Мире магии и меча, пережившем апокалипсис. Голод, страх, запустение, средневековье с мечниками и магами. Но кроме них в мире разлита скверна и бродят её порождения – чудовища, мутанты и ожившие мертвецы. Все против всех. И над всем – пророчество об Избранном. А Избранным является кто? Догадайтесь.

Но старый мамонт найдет выход!

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Первые три романа цикла «Катарсис».

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Перелом битвы темных сил и светлого славянского эгрегора на поле боя, которым стала Россия, близок. На Новгородчине родился «серебряный» мальчик Сергий, которому суждено стать собирателем и хранителем русского духовного пространства. Но это впереди, а пока его необходимо оборонить от атак пособников Сатаны, цель которых – непременное уничтожение русского мессии. Глеб Тарасов, Никифор Хмель и Дмитрий Булавин – офицеры спецслужб, профессионалы боя, будущие Витязи. Именно им, меченым огнем и свинцом, сделавшим добровольный выбор в пользу Катарсиса и объединенным в триаду защиты, поручено нелегкое дело охраны и спасения Сергия.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Судьба человечества вновь решается в России! Посвящение Сергия, призванного стать Объединителем и Хранителем славянского Рода, должно произойти в священном месте выхода Светлых Сил. Найти и уничтожить ученика Волхвов – последняя возможность для Синклита Черных конунгов изменить ситуацию в свою пользу и окончательно подчинить Россию и весь мир своей воле. Но на пути врага, заслоняя собой Серебряного мальчика, встают старые боевые товарищи: Егор Крутов, Ираклий Федотов, Глеб Тарасов. Очищение Земли от сил Зла продолжается…

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Старый Мамонт ушел, но оставил своим сподвижникам Наследие. Только объединившись и пройдя сквозь скверну и реки крови княжич Белый Хвост, наследник Ястреб и Марк-Сумрак смогут спасти Мир от безумия, посеянного Пауками и Змеями, и не стать игрушками богов.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА

Pierre Hadot. Plotin ou la simplicité du regard. Paris, 1989

М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991

Памяти моего друга Г. де Радковского,

который в 1963 году просил меня написать эту книгу.

«Не уставай лепить свою статую».

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

В мае 2005 года, в преддверии 70-летнего юбилея Его Святейшества Далай-ламы, группа российских журналистов, представляющих такие издания, как журнал «Итоги», газеты «Новые Известия» и «Московский Комсомолец», радиостанция «Эхо Москвы», получила уникальную возможность встретиться с духовным лидером Тибета в его резиденции в Дхарамсале. Встерча была организована Центром тибетской культуры информации, пресс-службой республики Калмыкия и главой буддистов Калмыкии Тэло Тулку Римпоче. Ниже мы приводим наиболее полную версию этой обстоятельной беседы, которая получила широкое освещение в российской прессе.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Сим довожу до сведения граждан-избирателей Вологодской и Северо-Двинской губ., и членов партии с.-р., что я: 1) отказываюсь от звания члена Учредит. собрания и всех прав и обязанностей, связанных с этим званием, 2) выхожу из состава партии соц.-революционеров.

Основные мотивы, побуждающие меня к этому шагу, таковы: 1) в виду резко изменившихся, со времени выборов в Учред. Собрание, политических и социальных условий страны, а равно и политического настроения народа, я не могу считать себя правильным выразителем воли народа, 2) в виду того же обстоятельства и чрезвычайной сложности современного внутригосударственного положения, я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные политические рецепты и брать на себя ответственное дело политического руководства и представительства народных масс.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Перед вами не очередная страшилка, призванная пощекотать нервы скучающего обывателя высосанными из пальца угрозами. Перед вами «точный расчёт гаек и стали» по отношению к ближайшему будущему России и мира. Не нужно сочинять и фантазировать — будущее заложено в настоящем, нужно лишь уметь разглядеть его в происходящей действительности. Это не очередной опус на тему «Как нам обустроить Россию». Будущее не сочиняется — оно вытекает из тех решений, которые мы производим в настоящем. Надо не придумывать будущее, а решать конкретные текущие проблемы, тогда будущее состоится. Оно будет. Но сложность при этом заключается в том, что необходимо определить главную проблему, стоящую перед людьми. Если главная проблема определена неверно, тогда народ обречён — если с успехом решать второстепенные проблемы, тогда будущее обернётся катастрофой. Предлагаемая вашему вниманию книга как раз и посвящена определению главнейшей проблемы современности и поискам путей её решения. Результатом данного исследования стал вывод о том, что мы присутствуем сейчас при погибели европейской цивилизации Нового времени, берущей своё начало в эпохе Возрождения. Заканчивается история Нового времени. Она может закончиться только одним — полным крахом европейской цивилизации и установлением на земле нового миропорядка, основанного на идеологии воскресения.

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

Жак Маритен (1882–1973) является ведущим представителем неотомизма — обновленной версии томизма, официальной философской доктрины католической церкви.

Выпускник Сорбонны, в 1914 г. избирается профессором кафедры истории новой философии Католического института Парижа; год спустя начинает работу в коллеже Станислас (1915–1916). В 1913 г. публикует работу «Бергсоновская философия», в 1919 г. организует кружок по изучению томизма, идеи которого получают одобрение видных представителей французской культуры Ж..Руо, Ж..Кокто, М.Жакоба, М.Шагала, Н.Бердяева. После окончания первой мировой войны Маритен пишет работы: «Искусство и схоластика» (1920), «Антимодерн» (1922), «Размышления о разуме и его жизни» (1924), «Границы поэзии» (1926) и др. С 1927 по 1939 годы публикует труды: «Ангельский доктор» (1930), «Религия и культура» (1930), «О христианской философии» (1932), «Знание и мудрость» (1935), «Интегральный гуманизм» (1936) и др.

В 1930-е годы сотрудничает с Институтом средневековых исследований в Торонто и рядом американских университетов; в 1940–1945 гг. живет и работает в США, являясь профессором Принстонского и Колумбийского университетов и основанной им в Нью-Йорке Свободной высшей школы. В США публикует работы: «Символ веры» (1941), «Сквозь несчастья» (1941), «Мысль святого Павла» (1941), «Права человека и естественный закон» (1942), «Христианство и демократия» (1943), «Принципы гуманистической политики» (1944), «От Бергсона к Фоме Аквинскому» (1944) и др.

В 1945–1948 гг. — посол Франции в Ватикане; в 1948–1960 гг. вновь преподает в Принстонском университете. Заслуги Маритена и его влияние на духовную жизнь США отмечены в 1958 г. созданием в университете Нотр — Дам штата Индиана томистского центра его имени. В этот период им написаны: «Краткий трактат о существовании и существующем» (1947), «Значение современного атеизма» (1949), «Человек и государство» (1951), «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» (1953), «Пути к Богу» (1953), «О философии истории» (1957), «Литургия и созерцание»(1959).

С 1960 г. живет во Франции. В 1961 г. ему вручается премия Французской академии по литературе. Философия культуры мыслителя получает признание на II Ватиканском соборе, влияние его идей ощущается в соборной конституции «О церкви в современном мире», на его работы Павел VI ссылается в экциклике «О прогрессе народов» (1967). В последний период жизни опубликованы работы: «Философ во граде» (1960), «Философия морали» (1960), «Записная книжка» (1965), «О милосердии и гуманности Иисуса»(1967), «О церкви Христовой» (1970) и др.

Умер Жак Маритен 28 апреля 1973 г. в Тулузе.

Источник

Пьер Адо (фр. Pierre Hadot, 21 февраля 1922, Париж – 25 апреля 2010, Орсэ, Эсон) – французский филолог и философ, историк, переводчик и комментатор античной философии.
Почётный доктор Нёвшательского университета, университета Лаваля (Квебек). Член-корреспондент Академии наук и литературы в Майнце, Академии наук в Мюнхене. Премия Французской Академии за переводы Плотина (1992), Большая премия Академии по философии (1999) и др. награды. Книги Адо переведены на многие языки, включая турецкий.
В июне 2010 в Институте философии РАН в Москве состоялся Международный семинар «Философия как духовное упражнение и образ жизни» памяти Пьера Адо
Исследовательские интересы
Работы по неоплатонизму и стоицизму, опирающиеся на переводы и комментарии трудов Плотина, Симпликия, Мария Викторина, Марка Аврелия, Св. Амвросия и др., с активным привлечением восточной мысли, аналитической философии и экзистенциализма, оказали значительное влияние на французскую философию последней трети ХХ в. (Фуко, Андре Конт-Спонвиль, Реми Браг, Мишель Онфре, Люк Ферри и др.). Особое значение в исследованиях Адо придается принципам, системе, практикам образования и самовоспитания («духовного упражнения») в античных обществах и обществах Нового времени. Философию он понимает как образ жизни.

Публикации на русском языке
Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991
Что такое античная философия? М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999
Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер; Коло, 2005
Философия как способ жить. М.: Социум, 2010

Источник

Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2 Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2 Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2 Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2 Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть фото Пьер адо что такое античная философия fb2. Смотреть картинку Пьер адо что такое античная философия fb2. Картинка про Пьер адо что такое античная философия fb2. Фото Пьер адо что такое античная философия fb2

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Духовные упражнения и античная философия»

Описание и краткое содержание «Духовные упражнения и античная философия» читать бесплатно онлайн.

Духовные упражнения»… Это работа человека над самим собой, которая начинается еще с первых греческих философов и, достигая своего апогея в диалоге сократиков и платоников, трудах Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, трактатах Плотина, продолжается позднейшими философами, такими как Монтень, Декарт, Кант, Мишле, Бергсон, Фридман и Фуко. И разве сущность философии не в этом вечном сомнении в нашем отношении к самим себе, к другим и к миру? Новое издание работ крупного ученого-антиковеда Пьера Адо, почетного доктора Коллеж де Франс, дополнено исследованиями, вышедшими в печать со времени первой публикации этого труда в 1981 году.

Для широкого круга читателей. На русском языке публикуется впервые.

Предисловие Арнольда И. Дэвидсона [1]

Я очень хорошо помню момент, когда Мишель Фуко впервые рассказал мне о Пьере Адо. Несмотря на его очевидный неподдельный энтузиазм, я ответил ему, что совершенно не специалист в античной философии и не хотел бы начинать знакомство с этой областью. И только гораздо позднее я начал читать Пьера Адо, после смерти Мишеля Фуко. Я сразу же был поражен не только точностью и ясностью его толкований текстов, что явилось результатом безупречных филологических и исторических знаний, но особенно видением философии, которое я обнаруживал на более тонком плане в его очерках и книгах. Что Пьер Адо является одним из самых крупных историков античной мысли нашей эпохи, это очевидно; не так очевидно то, что он также крупный философ. Достаточно изучить его творчество в целом, чтобы в этом убедиться. Данная книга, «Духовные упражнения и античная философия», уже является классическим произведением, и как настоящая классика она сохраняет всю свою актуальность.

Я хотел бы уточнить некоторые аспекты понятия духовных упражнений, чтобы лучше объяснить, почему Адо сделал их направляющей нитью своей концепции античной философии. Пьер Адо всегда говорил, что открытие

им понятия духовных упражнений связано с проблемой строго литературной: как объяснить внешнюю несвязность некоторых философов? Вовсе не предполагая искать новый тип назидательной духовности, Пьер Адо хотел бы исследовать именно исторически постоянную тему пресловутой «несвязности» античных философов. Это исследование и привело его «к идее, что философские произведения античности создавались не для изложения системы, но с целью формирования: философ хотел заставить работать умы своих учеников или слушателей, чтобы они пришли в определенным образом упорядочились»]). Скорее формирование умов, чем информирование является также пьедесталом, на который опирается идея духовных упражнений. Следовательно, мы не должны удивляться тому значению, которое придается чтению текстов у Пьера Адо, и что он беспрестанно подтверждает: чтение — это духовное упражнение, и мы должны научиться читать, то есть «то есть останавливаться, освобождаться от наших забот, возвращаться к самим себе, оставлять в стороне поиски изысканности, утонченности, оригинальности, спокойно размышлять, вглядываться в глубины, чтобы позволить текстам говорить с нами» («Духовные упражнения», с. 64). В этом отношении необычайно интересна цитата из Гёте, приведенная в заключение главы «Духовные упражнения»: «Люди не знают, сколько стоит времени и усилий, чтобы научиться читать. Мне для этого понадобилось 8о лет, но и теперь я не могу сказать, насколько преуспел в этом» («Духовные упражнения», с. 65). Чтение — это деятельность по формированию и преобразованию самого себя, или, если следовать мысли Пьера Адо, мы не должны забывать, что духовные упражнения не ограничиваются какой-то конкретной областью нашего существования; они имеют очень широкое значение и пронизывают все сферы нашей повседневной жизни.

В выражении «духовные упражнения» нужно учитывать одновременно понятие «упражнения» и значение слова «духовный». Духовные упражнения функционируют не просто на уровне предложения и концепции. Нам не предлагается новая метафизическая теория, ибо духовные упражнения являются именно упражнениями, то есть практикой, деятельностью, работой над собой, тем, что можно назвать са- моаскезой. Духовные упражнения составляют часть нашего опыта; они суть «эксперимент». Кроме того, Пьер Адо употребляет слово «духовный» не в смысле «религиозный», или «теологический», поскольку религиозные упражнения являются лишь видом — весьма особенным — духовного упражнения. Тогда откуда же это слово — «духовный»? Пьер Адо отклонил несколько других прилагательных и в конце концов остановил свой выбор на характеристике этих упражнений, как «духовных»; и в самом деле, «интеллектуальные упражнения» или «нравственные упражнения» лишь отчасти передают глубину смысла: «интеллектуальный» выражает не все аспекты этих упражнений, а «нравственный» может произвести неточное впечатление, что речь идет о кодексе хорошего поведения. Как четко определил сам Пьер Адо: «Слово „духовный“ действительно позволяет понять, что эти упражнения являются творчеством не только мысли, но всей психики индивида» («Духовные упражнения», с. 22). Таким образом, данное выражение охватывает мысль, воображение, чувствительность, а также волю. «Название „духовные упражнения“ в общем-то оказалось наилучшим, потому что оно означает, что речь как раз идет об упражнениях, вовлекающих в себя весь ум» («Античные духовные упражнения и „христианская философия“», с. 67). Античная философия «есть духовное упражнение, потому что она представляет собой образ жизни, форму жизни, жизненный выбор» 2). Можно также сказать, что эти упражнения являются «экзистенциальными», потому что они обладают экзистенциальной ценностью, охватывающей наш образ жизни, наш образ бытия в мире; они суть составная часть совершенно новой ориентации в мире, требующей самопреобразования, метаморфозы самого себя. П. Адо резюмировал свою концепцию так: духовное упражнение — это «практика, нацеленная на то, чтобы совершенно измененить бытие» 3).

Чтобы понять радикальность и глубину идеи духовных упражнений в концепции П. Адо, нужно осознать принципиально важное отличие, существующее для него между философской речью и самой философией. Оно, по сути, выдвигает на первый план практическое и экзистенциальное измерение духовных упражнений. Исходя из стоического отличия между речью сообразно философии и самой философией, П. Адо показывает, что их понимание того и другого можно использовать «в более общем плане для описания феномена „философии“ в античности» 4).

Согласно стоикам, философская речь подразделяется на три части — логику, физику и этику; когда речь идет о преподавании философии, излагается теория логики, теория физики и теория этики. Но для стоиков — ив определенном смысле для других философов античности — эта философская речь не является самой философией 5). Философия вовсе не теория, разделенная на три части, но «но единый акт, заключающий в себе переживание логики, физики и этики. То есть мы больше не занимаемся теорией логики, иными словами — хорошим говорением и хорошим думанием, но мы думаем и говорим хорошо, мы больше не занимаемся теорией физического мира, но созерцаем космос, мы больше не занимаемся теорией нравственного действия, но действуем прямо и праведно» («Философия как способ жить». С. 270). Иначе говоря, «философией было действительное, конкретное и пережитое упражнение, практика логики, этики и физики»6). И П. Адо дает следующее краткое изложение этой идеи:

Речь о философии не является философией. Философские теории находятся на службе философской жизни. философия в эллинистическую и римскую эпоху предстает как образ жизни, как искусство жить, как способ бытия. Действительно, начиная по меньшей мере с Сократа, античная философия имела этот признак. Античная философия предлагает человеку искусство жить, а современная философия предстает прежде всего, как конструкция технического языка, предназначенного для специалистов («Философия как способ жить». С. 270–273,279).

В античности сущностная задача философа не заключалась в построении или изложении понятийной системы; вот почему П. Адо критикует историков античной философии, представляющих философию прежде всего как философскую речь или философскую теорию, как систему пропозиций. Свою точку зрения он излагает так:

В этом достаточно определенном смысле можно было бы сказать, что софисты по-прежнему представляют собой опасность для философии, связанную с тенденцией, когда философская речь считается самодостаточной и полностью независимой от нашего жизненного выбора.

Недавно Пьер Адо уточнил свою концепцию относительно роли философской речи в самой философии. Согласно ему, когда речь не отделена от философской жизни, когда она является неотъемлемой частью этой жизни, когда речь есть упражнение в философской жизни, тогда лишь она полностью легитимна и даже необходима. Если же философы античности отказываются отождествлять философию с философской речью, то «при этом вполне очевидно, что не может быть философии без внутренней и внешней речи философа. Но все эти философы считают себя философами не потому, что они развивают философскую речь, но потому, что они живут по-философски. Речь интегрируется в их философскую жизнь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *