Пьеса и комедия в чем разница
КОМЕДИЯ
Комедия отличается от других видов драмы не только тем, что её основная функция – вызвать смех. В комедии характеры персонажей изображаются рельефно и статично, акцентируются осмеиваемые черты; здесь в бОльшей степени, чем в других жанрах, используется речевая характеристика – каждый персонаж отличается от остальных, и один из способов показать это – индивидуализировать его речь. Помимо этого, многие комедии тесно связаны с современной автору ситуацией, т. к. в них часто высмеиваются конкретные люди или явления.
Высмеивая отрицательное и недолжное, любая комедия предполагает наличие положительного, должного. В античных и классицистических комедиях персонажи разделены на положительных и отрицательных, подвергающихся осмеянию (напр., в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» положительные персонажи – Софья, Правдин, Милон, Еремеевна, а смех зрителей направлен на семейство Простаковых-Скотининых и учителей Митрофана). В поздних комедиях проблема положительного идеала решается по-другому. Напр., у Н. В. Гоголя в «Ревизоре», по словам самого автора, «положительное лицо – смех», т. к. среди персонажей нет ни одного положительного, их функция – показать как можно бОльшее количество пороков и недостатков современной автору России. В комедиях А. П. Чехова все персонажи являются одновременно и трагическими, и комическими, невозможно провести чёткое разделение на положительных и отрицательных.
Существуют различные жанры комедии, названные по преобладающему приёму. Комедия положений – комедия, где смех вызывают нелепые ситуации, в которые попадают герои. Комедия характеров высмеивает определённые черты характера персонажей, комизм создаётся за счёт их столкновения и проявления в различных условиях. Комедия-буффонада создаёт комический эффект за счёт гротеска, фарсовых приёмов. Классические комедии сочетают разнообразные приёмы (напр., в «Горе от ума» комизм характеров сочетается с комизмом нелепых положений – начало, где Лизанька пытается предупредить Софью о приходе Фамусова, объявление Чацкого сумасшедшим – и даже с фарсовым комизмом – напр., диалог глухого князя Тугоуховского и глухой графини Хрюминой на балу).
Один из главных приёмов создания комического эффекта в комедии – речевой комизм. Он может проявляться в алогизме (напр., «бильярдные» тирады Гаева в «Вишнёвом саде» или его речь «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»), каламбуре (напр., в пьесе «Клоп» В. В. Маяковского, где слово «цедура» – в применении к музыке из-за ассоциации со словом «дура» вызывает реплику «Попрошу при новобрачных не выражаться»), иронии (в «Горе от ума» речь Фамусова о Максиме Петровиче для самого Фамусова звучит как панегирик, а для зрителей – как насмешка), пародии (напр., пародия на высокопарные стихи в «Смешных жеманницах» Мольера ) и пр.
Термин «комедия» часто употребляется авторами как обозначение жанровой принадлежности пьесы, которая не до конца является комедией (напр., «Чайка» или «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Иногда этот термин толкуется в более широком значении – «комедия» как обозначение течения жизни в названии эпических произведений («Божественная комедия» Данте, «Человеческая комедия» О. де Бальзака ).
В России история комедии начинается с народных комедий – ярмарочных представлений скоморохов, пьесок крепостных актёров (напр., народная комедия «Барин», представление которой описано в книге В. И. Гиляровского «Москва и москвичи»). Выдающимся автором классицистических комедий в России был Д. И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир»). В 19 в. комедии писали А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Н. В. Гоголь («Ревизор», «Женитьба»), А. Н. Островский («На всякого мудреца довольно простоты», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай» и др.). В классической рус. литературе возник жанр социальной комедии – комедии, в основе которой лежит конфликт мировоззрений. Эту традицию начал А. С. Грибоедов (в «Горе от ума» переплетаются социальный и любовный конфликты), затем социальные комедии писал Н. В. Гоголь. Крупные комедиографы 20 в. – М. А. Булгаков («Зойкина квартира»), Н. Р. Эрдман («Мандат», «Самоубийца»), Е. Л. Шварц («Дракон», «Голый король»). Их комедии часто используют приём гротеска, аллегории (особенно у Шварца). Широкое распространение жанр комедии получил в кино (особенно в кинематографии Франции, Италии, России, США).
Из истории и теории жанра. Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее
А. П. СУМАРОКОВ, Д. И. ФОНВИЗИН, В. В. КАПНИСТ
Комедия
Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее были люди нравственно неполноценные. Ущербность их, противоречие с нормой, идеалом раскрывались в комедии с помощью смеха. Смех мог быть веселым, но он мог быть и беспощадным в зависимости от того, на какие явления он был направлен. Ставя своих героев в определенные условия, изображая их смешными, комедия стремилась к нравственному воздействию на зрителя.
Конечно, содержание понятий «идеал», «красота» изменялось в ходе исторического развития. Поэтому взгляд на те или иные явления как «безобразные» соотносился с характерными для каждой конкретной эпохи представлениями о добре и зле. История комедии дает примеры того, как менялось понимание смеха, как смешное в одну эпоху переставало быть смешным в другую, как смех вырастал в общественную силу.
Таким образом, понятие смешного Аристотелем сводится по существу к безобидному смеху над частными недостатками человека, не представляющими опасности для общества. Однако суждение Аристотеля разошлось с художественной практикой античной эпохи. Комедия Аристофана направлялась не на частные недостатки. Она осмеивала общественно опасные явления. Такой характер имела, например, его комедия «Всадники», высмеявшая политическую жизнь Афин в момент кризиса демократии (V век до н. э.).
Классицизм сохранил разграничение трагического и комического, свойственное эпохе античности. Трагедия «подражает» «величественному и царственному», комедия — обыденному. Герои первой — цари, принцы, знаменитые полководцы; вторая изображала жизнь рядовых дворян или мещан. Был сохранен и нравственный принцип деления людей на «лучших» и «худших». При этом в литературе классицизма «лучшими» были признаны те, кто управлял государством, «худшими» те, кто жил своими интересами.
В понимании «смешного» классицизм остался на уровне античной теории. Он отверг «язвительный», т. е. сатирический, смех комедий Аристофана. Цель комедий, по классицизму,—просвещать, осмеивая недостатки. Недостатки — психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако из этого не следует вывод о том, что комедия классицизма была лишена общественного содержания, что она направлялась против таких недостатков, которые имели частный характер. Комедия являлась одним из жанров классицизма и должна поэтому рассматриваться в совокупности с с другими его жанрами. Как уже говорилось, классицизм характеризовался четкой идейной направленностью. Идеалом эпохи, ее истинным героем был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. Такой герой изображался в поэме, оде, трагедии. Комедия призвана была утверждать тот же высокий идеал. Но делала она это путем осмеяния психологических свойств, снижавших общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.).
Если Сумароков освещает в своих комедиях преимущественно частную жизнь героев, то Фонвизин, хотя и показывает своих героев в быту, в семейных отношениях, заставляет их высказаться по животрепещущим вопросам общественной жизни. Центральной темой является тема воспитания. Воспитание рассматривается как средство формирования гражданского сознания в дворянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.
Героями своих комедий —«Бригадира» и «Недоросля»— Фонвизин делает представителей всех групп правящего сословия. Среди них—представители военного дворянства, дворянства поместного, государственные чиновники и т. д. Он затрагивает сферы их частной и общественной жизни, поднимает вопросы семейных отношений, отношений между супругами, детьми и родителями, делает предметом разговоров героев назначение и обязанности монарха, тяжелое положение России при Екатерине, политику ее двора, взяточничество чиновников. В действии показывает произвол крепостников и бесправие крепостных.
С основными социальными проблемами эпохи связаны комедии Я. Б. Княжнина и В. В. Капниста. В своих лучших образцах комедия XVIII века поднимается до осуждения существующего правопорядка. Таким образом, русская комедия классицизма оформляется как комедия общественная по своему художественному смыслу и идейной направленности.
Так как комедия осмеивает не частные недостатки, а те явления, что представляли общественную опасность, драматурги использовали средства не безобидного, «легкого» смеха, а сатиры, обличавшей эти явления беспощадно и зло. Это сообщало ей опасный в глазах правительства характер.
Комедия
Библиография:
Теория комедии в трудах по общей теории драмы (см. Драма). Кроме того: Тиандер К., Сущность комедии, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», Под редакцией Б. А. Лезина, т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, Собр. сочин., т. V, изд. М. И. Семенова, П., 1914 (есть и отдельное издание); Волькенштейн В., Комедия и фарс, гл. VIII кн. «Драматургия», М., 1923 (изд. 2-е, 1929); Филиппов В., Беседы о театре, М., 1924; Meredith G., Essai sur la comedie, 1898; Holl K., Lustspiel, «Reallexicon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. von Merker P. und Stammler W., B. II, Berlin, 1928.
История комедии: Морозов П. О., Популярные лекции по истории европейской сцены, СПБ., 1902; Его же, История драматической литературы и театра, ч. 1, СПБ., 1903; Тиандер К. Ф., Очерк истории театра в Зап. Европе и России, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. III, Харьков, 1911; «Очерки по истории европейского театра», Под редакцией Гвоздева А. А. и Смирнова А. А., изд. «Academia», П., 1923; Марков В. Д., Краткая история театра, Гиз, М. — Л., 1929; Royer A., Histoire universelle du theatre, 6 vv., 1869—1878; Klein J. L., Geschichte des Dramas. ; Creizenach W., Geschichte des neueren Dramas, 4 Bde, 2-e Ausg., 1916—1919; Mantzius K., History of theatrical art, 6 vv; 1903—1921 (в русск. перев. Ф. Каверина имеется том, посвященный Мольеру, Гиз, М., 1922); Busse B., Das Drama в серии «Aus Natur und Geisteswelt», 4 Bde, Teubner, Lpz. Античность: Варнеке Б., Очерки из истории древнеримского театра, СПБ., 1903; Его же, Наблюдения над древнеримской комедией История типов, 1905; Его же, Новые домыслы о происхождении греческой комедии, «Записки Одесского о-ва истории и древностей», т. XXX, 1912, и отдельн. изд.; Зелинский Ф., Из жизни идей, ст. «Происхождение комедии», т. I, изд. 3-е, П, 1916; Лунин С., Греческий театр, Вологда, 1922; Пиотровский А., Книга комедий Аристофана, вступ. ст. к его перев. Аристофана, изд. «Academia», Л., 1930; Zielinski Th., Gliederung der altattischen Komodie, 1885; Frode O., Technik der alten attischen Komodie, 1898; Couat A., Aristhophane et l’ancienne comedie attique, 1902; Flickinger R. C., The greek Theater and its Drama, Chicago, 1922; Kolar A., Prispevky k poznani nove komoedie atticke, zvlaste Menandrovy, Praha, 1923; Radermacher L., Zur Geschichte der griechischen Komodie, W., 1924; Geissler P., Chronologie der altattischen Komodie, 1925; Pickard — Cambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy, Oxford, 1927. Италия: Вернон Ли, Италия, вып. II: Театр и музыка, перев. Е. Урениус, М., 1915; Луначарский А. В., О театре, Гиз, М. — Л., 1926; Salfi F., Saggio storico-critico della commedia italiana, Milano, 1829; Agresti A., Studii sulla commedia italiana del secolo XVI, Napoli, 1871; Camerini E., I precursori di Goldoni, Milano, 1872; Guerzoni G,. II teatro italiano nel secolo XVIII, Milano, 1876; Masi E., Sulla storia del teatro italiano nel secolo XVIII, Firenze, 1891; D’ancona A., Origini del teatro italiano, 2 vv., Torino, 1891; De Amicis V., L’imitazione latina nella commedia italiana del XVI secolo, 2 ed., Firenze, 1897; Sanesi J., La commedia, в серии «Storia dei generi letterarii italiani», ed. Vallardi, Milano; Lyonnet H., Le theatre en Italie, 1900; Dornis J., Le theatre italien contemporain, 1903; Tonelli L., L’evoluzione del teatro contemporaneo in Italia, Palermo, 1913; Tilgher A., Studi sul teatro contemporaneo, Roma, 1923; Tonelli L., II teatro itallano dalle origini oi giorni nostri, Milano, 1924. Испания: Гюббар Г., История современной литературы в Испании, перев. Ю. В. Доппельмайер, М., 1892; Петров Д. К., Очерки бытового театра Лопе де Вега, СПБ., 1901; Его же, Заметки по истории староиспанской комедии, СПБ., 1907; Schack A. F., Geschichte der dramatischen Literatur und Kunst in Spanien, 2 Bde, 1845—1846; Viel-Castel L., Essai sur le theatre espagnol, 2 vv., 1882; Schaeffer A., Geschichte des spanischen Nationaldramas, 2 Bde, Lpz., 1890; Lyonnais H., Le theatre en Espagne, 1897; Gassier A., Le theatre espagnol, 1898; Morel-Fatio, La comedie espagnole au XVII siecle. Англия: Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII в. и половины XVIII в., «ЖМНП», 1897, кн. IV—V, и отдельн. изд.; Блох Я. Н., Предисловие к переводу комедии «Эписин» Бэн Джонсона, «Памятники мирового репертуара», вып. I, изд. «Petropolis», 1921; Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Chambers E. K., The mediaeval stage, 1903; Stahl E. L., Das englische Theater im XIX Jahrhundert, Munchen, 1914; Grisy A., Histoire de la comedie anglaise au XVII s.; Macaulay, Comic dramatists of the Restoration; Chambers E. K., The Elisabethan Stage, 4 vv., 1923—1924; Nicoll A., British drama, 1925; Eckhardt E., Das englische Drama der Spatrenaissance, 1929; Thorndike A. H., English comedy, N. — Y., 1929. Франция: Яковлевский Н., Театр во Франции от XIV до XIX ст., СПБ., 1840; Иванов И. И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Дашкевич Н. П., Разбор сочин. Иванова И. И., «Политическая роль французского театра», «Отчет о VII присуждении премии митр. Макария в 1897» и отдельн. изд., СПБ., 1902; Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы: Французская «слезная комедия», «Филологические записки», 1900 (отдельн. изд., Воронеж, 1901); Беспятов Е. М., К истории французского театра, «Библиотека театра и искусства», 1914; Луначарский А. В., Театр и революция, Гиз, М., 1924. Chales E., La comedie au XVI s., 1862; Despois E., Le theatre francais sous Louis XIV, 1874; Desnoiresterres G., La comedie satirique au XVIII s., 1885; Petit de Julleville, Repertoire du theatre comique en France au moyen age, 1885; Despois E., La comedie et les mOurs du theatre comique en France au moyen age, 1886; Lanson G., Nivelle de la Chaussee et la comedie larmoyante, 1887; Lenient C., La comedie au XVIII s., 2 vv., 1888; Lemaitre J., Impressions de theatre, 10 vv., 1888—1898; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, 1892; Parigot H., Le theatre d’hier, 1893; Doumic R., De Scribe a Ibsen; Его же, Essai sur le theatre contemporain, 2 vv., 1895—1897; Seche A. et Bertaut J., L’evolution du theatre contemporain; Petit de Julleville L., Le theatre en France, 4-me ed., 1897; Lenient, La comedie au XIX s., 2 vv., 1898; Sarcey Fr., Quarante ans de theatre, 7 vv., 1900—1902; Wogue J., La comedie au XVII et XVIII s., 1905; Lintilhac E., Histoire generale du theatre en France, 5 vv., 1909—1911 (комедии посвящены 3 тт.); Picot E., La sotie en France, «Romania», v. VII. Германия: Creizenach W., Die Entstehungsgeschichte des neueren deutschen Lustspiels, 1879; Eloesser A., Das burgerliche Drama, 1898; Friedmann, Deutsches Drama des XIX Jahrh., 2 Bde, 1900—1903; Witkowski G., Das deutsche Drama des XIX Jahrh., в серии «Aus Natur und Geisteswelt», № 51; Holl K., Geschichte des deutschen Lustspiels, 1923 (здесь обширная библиогр.); Martersteig M., Das deutsche Theater im XIX Jahrh., 2 Ausg., 1924. Россия: Озаровский Ю. Э., Пьесы художественного репертуара, вып. I, «Недоросль», вып. II, «Горе от ума», изд. Д. М. Мусиной, СПБ., 1901—1905; Кашин Н. П., Этюды об Островском, 2 тт., М., 1912; Фон Берг Э. П., Русская комедия до появления Островского, Варшава, 1912; Пиксанов, Три эпохи (темы, библиография, вопросники), изд. 2-е, СПБ., 1913; История русского театра, Под редакцией Каллаша В. В. и Эфроса Н. Е., т. I, изд. «Объединение», М., 1914; Варнеке Б. В., История русского театра, изд. 2-е, СПБ., 1914 (здесь обширная библиогр.); Бескин Э. М., История русского театра Гиз, М. — Л., 1928; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, 2 тт., «Теакинопечать», М. — Л., 1929; Назаренко Я. А., История русской литературы XIX в., изд. 8-е, Гиз, М. — Л., 1929. См. статьи об отдельных авторах комедий.
Пьеса Грибоедова «Горе от ума»: комедия или драма
Замечательная пьеса Грибоедова не может оставить равнодушными ценителей русской литературы. Читателю не сразу понятно, к какому жанру отнести её, комедии или драме. «Горе от ума» — произведение с тонким, но язвительным юмором, сатирой, открытой насмешкой над душевной скудостью и внутренней пустотой. Пьеса показывает отношение автора к нравам, царящим в те годы в высшем свете.
Что показано в пьесе
Сам Грибоедов назвал своё произведение комедией в стихах. Однако, прочитав его, можно найти ряд причин, чтобы не согласиться с ним.
Комедия — это жанр, в котором высмеиваются людские пороки: глупость, надменность, жадность, трусость. Сюжет её обычно забавный, герои попадают в неловкие ситуации и показывают свои отнюдь не лучшие качества. Перед читателем предстаёт сама суть каждого персонажа.
Поступки по ходу действия полностью показывают внутренний мир всех героев. И раскрываются нелицеприятные черты, которые и стремится высмеять автор. Под давлением обстоятельств некоторые люди способны на бесчестные поступки, обман, предательство. Другие же остаются верны своим нравственным убеждениям. Насмешка над ложными идеалами и показной добродетелью и есть смысл комедии.
Всё это Грибоедов стремится показать читателю, чтобы передать нравы дворянского общества начала XIX века. Он насмехается над фальшивыми и неискренними отношениями, над праздностью и бесполезностью людей, считающих себя «сливками общества» по праву рождения.
Самодовольный Фамусов
Богатый чиновник Фамусов считает себя образцом нравственности. И всегда старается подчеркнуть это, желая поддерживать такое мнение окружающих о себе. Кроме того, хочет казаться справедливым и искренним. Однако на самом деле всё это лишь показная маска. Ведь стремиться казаться порядочным и являться им — вовсе не одно и то же. Но для него важно только поддержать собственную репутацию в свете и в глазах дочери. И это успешно ему удаётся.
Тот самый Фамусов, который заявляет о своём «монашеском поведении» не стесняется оказывать недвусмысленные знаки внимания молоденькой горничной Лизоньке, хотя по возрасту она годится ему в дочери. И он всерьёз желает получить от неё ответную симпатию, совершенно не озадачиваясь тем, что это никак не согласуется с его репутацией скромника и пристойного вдовца.
Кроме того, Фамусов вовсе не старается серьёзно и вдумчиво относиться к делам. Будучи чиновником, он выполняет свои обязанности кое-как: «подписано — и с плеч долой». Ему совсем не хочется вникать в них и затруднять чем-либо свою персону, он желает лишь:
Он противится всему, что может поставить под сомнение правильность существующих устоев, поэтому рассуждения Чацкого представляются ему непристойными и опасными. Его пустота, необразованность, чрезмерное самомнение и бахвальство полностью раскрываются в повести. Как и угодничество перед вышестоящими чиновниками. А с теми, кого он считает ниже, Фамусов обращается высокомерно и пренебрежительно, стремясь всячески подчеркнуть свой статус.
Угодливый приспособленец Молчалин
Молчалин также не вызывает симпатии. В нём Грибоедов описал типичного карьериста, не обременённого нравственностью и чувством порядочности. Ради выгоды он готов пресмыкаться перед Фамусовым, и это у него отлично получается. Ему не противно «ходить на задних лапках», наоборот, он считает правильным подобное поведение, ведь именно так его воспитал отец — «угождать всем людям без изъятья».
Этот молодой служащий низкого ранга готов заискивать перед высокими чинами, чтобы самому пробиться выше. А его интрижка с хозяйской дочерью так сатирически высмеяна автором, что этот герой предстаёт как бесстыдный и бессердечный циник. Безразличие к искренним чувствам девушки подчёркивают его чёрствость.
Скалозуб и Репетилов
Это второстепенные герои, но тоже едко высмеяны в пьесе. Автор показал их такими же бесполезными и бездушными, как Фамусова. Оба они ценят:
Скалозуб получил свой чин полковника вовсе не за особые заслуги, а благодаря удачным обстоятельствам. Этот недалёкий военный не уважает и не признаёт образованность и любознательность. Он не может понять своего брата, который уединился в деревне и пристрастился читать книги. По его мнению, в них нет никакой пользы, вместо этого следует заводить знакомства с нужными людьми и полезные связи. А чтение — признак глупости, блажь. Важно правильно поставить себя в обществе и быть таким, как все.
Репетилов — человек добрый, даже искренний. Прежде тоже пытался стать чиновником, чтобы получить высокое положение, однако не сумел, ему не повезло. Он понимает, что искал дружбы пустых и никчёмных людей, стремился к балам, обедам и прочим светским развлечениям.
В прошлом заводил романы с танцовщицами, увлекался азартными играми. В результате промотал собственное состояние. К своей семье относился безразлично. А теперь вступил в Английский клуб, где наслушался рассуждений других людей и повторяет чужие мысли, стараясь казаться умным. При этом сам понимает собственное ничтожество, но даже не пытается «перебеситься» и хоть как-то изменить себя из-за лени. Это трудно и требует действий, перемен в жизни, которых он не особо желает.
Еще статьи по пьесе Горе от ума:
В чём сомнение
Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в этом жанре. Даже звучание фамилий героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины как бы с насмешкой характеризует своих обладателей.
«Горе от ума» — это пьеса-комедия, хотя и имеет признаки драмы. Ведь сам сюжет произведения вовсе не весёлый, напротив, печально-драматический. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб однозначно представлены как самодовольные, бессердечные и лишённые душевности, то описание Софьи и Чацкого не характеризует их как обычных чёрствых светских людей. Они значительно отличаются от остальных героев.
Софья и девичьи грёзы
Софья — дочь Фамусова, богатая и избалованная барышня. Она влюблена в молодого секретаря своего отца Алексея Степановича Молчалина. Её чувство к нему искреннее и неподдельное. Для девушки не имеет значения его низкий чин и бедность. Она видит в нём идеал, воплощение своей девичьей мечты, навеянной множеством романов. Её не волнует, что Молчалин — маленький человек и в их кругу не имеет веса.
Софью не интересует общественное положение, она ищет искренней любви и женского счастья. Ей кажется, что загадочное молчание её возлюбленного объясняется тонкостью души, мечтательностью и романтизмом. Когда отец говорит ей, что желал бы видеть её женихом Скалозуба, она заявляет, что ей всё равно, хоть за него, хоть в воду. Эту барышню нельзя назвать пустой кокеткой. Она не стремится блистать в свете, разбивая сердца, ей нужен лишь Молчалин, которого она любит.
Однако отношение Софьи к Чацкому, другу своего детства, вовсе не такое доброе и сердечное, каким было прежде. Наоборот, она не принимает его чувства. Её холодность больно ранит молодого человека, но это ей безразлично. Она не испытывает к нему ни малейшего сострадания. Ей не нравятся его язвительный ум, точные суждения, колкость. Она тяготится его обществом. И не задумываясь, пускает слух о его сумасшествии.
Насмешник Чацкий
Чацкий, хотя также вырос в этом обществе, совсем не похож ни на одного из других персонажей. Это искренний и честный молодой человек, который не пожелал смириться с ханжеством и пошлостью светской жизни и представителей высшего общества. Он прекрасно понимает их пустоту и не стремится доказывать кому-либо собственную состоятельность.
Чацкий влюблён в Софью и страдает от её отчуждения. Он хочет узнать, кого любит девушка. Но никак не поймёт, чем могли привлечь её Скалозуб или Молчалин. Чацкий видит их такими, какие они есть — ничтожными и бездуховными. Софья же представляется ему совсем другой: прекрасной, чистой, искренней.
Этот персонаж противопоставлен образам Молчалина и Фамусова. Чацкий не заботится об отношении к нему окружающих его людей. Ему противны их лицемерие и фальшь. И нередко он ведёт себя довольно грубо.
«Горе от ума» — трагикомедия
Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.
Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил свою поэму в стихах как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.
Но к какому бы жанру ни отнести замечательное произведение Грибоедова, его идейный смысл не изменится. Проблема человеческих взаимоотношений, так ярко показанных в ней, вполне актуальна до сих пор.