Пьеса и сценарий в чем разница

Сценарий и пьеса. Общее и разное.

Сценарий. Виды сценария.

Существует четыре главных элемента сценария:

* описательная часть (ремарка или сценарная проза),

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Хотя в некоторых компаниях до сих пор используется понятие Литературный сценарий для определения киносценария.

Понятие «Литературный сценарий» было введено исключительно для различия режиссерского сценария и киносценария, который ложился в основу фильма, поскольку и режиссёрский, и литературный сценарий являлись киносценариями.

В советское время создание литературного сценария выделялось в отдельный период создания фильма. Так же поступают до сих пор.

Прежде всегорежиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы.

Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них:

№ кадраПлан Метраж (время)Содержание кадраТехникаМузыкаПримечания

Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением.

Наплыв— смена одного изображения последующим.

Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера.

Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме.

Режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1723 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления

Структура работы

1. Законы драматургии

2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство.

4. События, их виды. Психологические составляющие организации события

5. Событийный ряд, как отражение сквозного действия

6. Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления

7. Замысел и его особенности при разработке представления

8. Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

Список использованной литературы

Введение

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, необходимо определить понятия, являющиеся ключевыми для рассматриваемой темы. В данном случае наиболее важное понятие – архитектоника.

Архитектоника (от греч. architektonike — строительное искусство) – 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.[1] Слова архитектоника, архитектура, архитектор являются родственными по происхождению. Таким образом, понятие «архитектоника» может быть использовано для тех областей, в которых есть определенная структура, строение.

Возьмем, к примеру, архитектонику в значении «построение художественного произведения». В данном случае чаще употребляется термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и др. Понятие архитектоники включает в себя соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и принципы построения сюжета.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Например, в пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Подобные метаморфозы наблюдаются с приемами архитектоники и в процессе сценарно-режиссерской разработки представления. Имеют огромное значение характер представления, его цель, задача, аудитория, для которой оно предназначается и многие другие важные моменты.

В основной части данной курсовой работы нам предстоит рассмотреть важнейшие элементы архитектоники сценарно-режиссёрской разработки.

Законы драматургии

Драма (греч. drama – действие) – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой).[3] Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».[4] Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы – конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.

Театральный художник и режиссёр Николай Павлович Акимов сказал: «Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать». Данный творческий подход возможен в любой деятельности человека, несомненно, к режиссуре тоже. В этом высказывании заложена важная мысль. По отношению к режиссуре её можно обозначить так: режиссеру не следует терять время и уподобляться реконструктору, режиссер должен хорошо знать свой «инструмент» и умело им пользоваться. Немирович-Данченко писал об этом: «…уже накоплен громадный опыт в области различных театральных форм, методов, систем. В особенности громадный опыт в том, что делать не надо. Пора сделать вывод, что убедительно только то, что органически слито с пьесой».

В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности – непременного условия художественного произведения.

Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом – это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах – как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.

Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории – и участников и зрителей праздника. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.

Такая особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю – то, что делает массовый праздник явлением искусства.

В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий – документальной публицистичности и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.

Любой сценарий – явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии – наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии – главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее – он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии – неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.

Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди».[6] Таким образом, различие сценария и пьесы – в масштабности.

Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника – это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).

Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника – драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии – жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.

Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.

Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция – момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.

Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса – это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.

Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем».[7] Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение – это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу – в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).

Таково соотношение сценария праздника и пьесы.

Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам».[8]

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 494 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.

Любой сценарий – явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии – наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии – главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее – он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии – неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.

Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди».[6] Таким образом, различие сценария и пьесы – в масштабности.

Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника – это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).

Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника – драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии – жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.

Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.

Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция – момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.

Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса – это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.

Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем».[7] Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение – это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу – в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).

Таково соотношение сценария праздника и пьесы.

Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам».[8]

Источник

Н.Колин «В помощь начинающему сценаристу»

1. Что такое киносценарий?

«Каждый знает, что такое театральная пьеса, драма, комедия. Сценарий служит кино, так же как пьеса театру. Следовательно, сценарий есть литературное изложение того, что в дальнейшем превратится в кинокартину».

2. В чем отличие сценария от театральной пьесы и от очерка-рассказа?

«Театральная пьеса пишется диалогом (т.е. разговором между двумя или несколькими людьми), а сам автор от себя ничего не говорит, за исключением кратких замечаний.

Очерк-рассказ, повесть или поэма пишутся, наоборот, от имени автора. Бывает так, что действующие лица в литературном произведении совсем ничего или почти ничего не говорят.

…Киносценарий должен избегать и того и другого. Он должен соединить в себе и диалог и повествование. Искусство кино заключается в замене словесного изложения –

изображением; поэтому сценарист не столько повествует, сколько описывает. При этом во многих случаях то, что нужно изложить словами на нескольких страницах, в кино можно показать в виде отдельного движения или мелкой детали.

Искусство кинематографа сочетает в себе изобразительные искусства, музыку, литературу, театр. Киноаппарат явился великим собирателем искусств в одно целое.

События в картине (а, следовательно, и в сценарии) сгущены, сжаты, так как в картине нельзя показать всего того, о чем рассказывает книга. Сжато время действия. Повествование всюду заменено действием.

Сценарий не повествует, а преимущественно демонстрирует, показывает в действии. Сценарист должен уметь зрительно представить себе каждый поступок и мысленно услышать каждое слово героев будущей кинокартины».

3. Подготовка к работе над сценарием.

«Писание сценария, так же как и всякая другая литературная работа, требует умения грамотно излагать свои мысли. Стремясь к этому, нужно читать художественные произведения, посещать театры, излагать своими словами прочитанное и виденное.

Задумав писать сценарий, полезно чаще ходить в кино, может быть по нескольку раз на одну и ту же картину, так как, собравшись работать в кино, вы многое в нем начнете видеть по-новому, будете, порой незаметно для себя, учиться форме кинематографического зрелища».

4. Работа над материалом.

Нетрудно убедиться в том, что разнообразие тем, предлагаемых конкурсом, очень велико. Это, в сущности говоря, вся наша жизнь – современная действительность, в ее бесконечно многообразных проявлениях.

Надо поставить перед собой задачу возможно более ярко, широко и интересно воплотить в сценарии какую-нибудь одну тему, а не несколько.

Избрав тему, приступайте к сбору материалов для последующего видеомонтажа.

Строго говоря, с момента сбора материалов начинается творческая деятельность сценариста. И не только потому, что, собирая материал, сценарист изучает действительность, необходимую для создания реалистического произведения, но и потому, что в процессе работы над материалом сценарист умом и сердцем сам вовлекается в обстановку предполагаемого действия, вдохновляется ею.

Творческие способности и фантазия сценариста начинают интенсивно работать в нужном ему направлении.

Нужно пошире познакомиться с окружающей действительностью, заводом, фабрикой, колхозом (смотря по тому, на каком материале вы предполагаете развернуть действие), нужно личное знакомство со стахановцами на работе в быту. Добывать материал нужно как можно больше, с тем чтобы в дальнейшем отобрать наиболее ценное, наиболее характерное.

При этом не нужно пренебрегать незначительными или слишком обыденными, на первый взгляд, фактами. Не следует забывать, что в дальнейшем, создавая сценарий, повседневное изображать порой будет труднее, чем необыкновенное и исключительное.

Результаты живых практических наблюдений и изучения книжного материала надо непременно заносить в блокнот, а потом разрабатывать и группировать в черновые записи.

Материал – это также книги, написанные на интересующие вас темы. Например, избрав тему о стахановском движении в какой-либо отрасли производства, надо прочитать побольше книг о стахановском движении и стахановцах, художественных, публицистических и научных, а также книг, посвященных данной отрасли производства.

Действительность, подлинные факты станут источником вашего вдохновения. Это не значит, что ваш сценарий будет состоять из фактов, как игрушечный домик из кубиков. Нет, чаще всего факт дает толчок фантазии, видоизменяющей его и превращающей его в художественный образ или дающий ему широкие обобщения.

Автор должен быть экономным в словах и в отборе материалов. Не следует стараться втиснуть в одну картину множество тем и событий. Не стремитесь объять необъятное. Отразите хорошо что-нибудь одно, и в этом одном отразится все остальное.

Как правило, неопытные сценаристы вкладывают в свою первую работу чуть ли не все, что знают и хотят увидеть на экране. События в таких картинах тянутся, порой, по двадцать лет, перескакивают с места на место, в таких картинах – множество смешавшихся между собой тем и сюжетов. Не надо забывать, что метраж картины ограничен. Обычно в звуковой картине – 2300 метров. Демонстрация ее в среднем длится не более чем 1,5 часа.

Собранный материал надо глубоко продумать. Тогда то, что мы чувствуем по поводу выбранной темы, будет оформляться и принимать конкретные образы».

5. Сюжет

Вынашивание темы и обдумывание собранного материала должны привести к оформлению сюжета, т.е. к тому, что в голове автора все нужные для темы материалы расположатся в виде стройной системы событий и фактов. При этом последовательные изменения событий будут происходить по тому плану, который заранее наметит автор.

Как разрабатывать этот план? Трудно в кратких словах исчерпывающе охарактеризовать пути построения сценария. К тому же возможны различные типы построения сценария, в зависимости от избранной автором темы, жанра, от творческих намерений автора.

По особому, например, строится фильм – биография, здесь задача автора заключается в том, чтобы отобрать наиболее яркие и характерные эпизоды из жизни героя и кинематографически изложить их так, чтобы картина смотрелась с нарастающим напряжением.

Но, как правило, план фильма строится на основе центрального драматургического конфликта.

Понятие конфликта не следует воспринимать узко и упрощенно. Конфликтом может быть столкновение социальных сил, борьба страстей, столкновения людей между собой и борьба человека с силами природы.

Важно, чтобы показ этой борьбы давал возможность раскрыть характеры людей, участников этой борьбы, положительных и отрицательных героев фильма.

Развертывание драматургического конфликта в действии, раскрывающем характеры героев, называется сюжетом фильма.

Таким образом, повторяем, характер героев раскрывается не столько в описаниях, сколько в действии, в поведении героя, в его поступках, его участии в борьбе.

Основа сюжета может возникнуть и случайно. Можно вспомнить то или иное событие, услышать чей-нибудь рассказ и сразу сообразить, что рассказ этот или событие – в том виде, в каком оно вспомнилось, или видоизмененное фантазией – может стать центром сюжета.

Но и для этого нужен некоторый навык. Обычно мы слышим много интересных рассказов, на наших глазах происходят, порой, интереснейшие события, а нам и в голову не приходит, что их описание могло бы лечь в основу литературного кинематографического (или не кинематографического) произведения.

Задумав же написать литературное произведение, и с этой целью знакомясь с материалом, мы мобилизуем ум и чувства на создание произведения. Наше зрение тогда словно обостряется. Нам легче тогда отметить и запомнить нужное или придумать нужное по ассоциации с действительным.

Подробный план событий, происходящих в картине, или фабула сценария дает конкретность и упорядоченность действия. Художественное произведение без фабулы теряет очертания, а следовательно, и содержание будет впоследствии ускользать от зрителя. Уметь сформулировать фабулу –значит из бесконечного многообразия жизни избрать важнейшее, подчиненное теме, в чем жизнь ярче и полнее всего отражается.

Фабула должна быть простой, не осложненной нагромождением излишних деталей. Все то, что можно без особого вреда вычеркнуть, надо непременно вычеркивать. Иначе основная идея произведения окажется в плену второстепенных деталей.

Придумав и четко сформулировав фабулу, вы не сможете ввести в нее ни одного лишнего эпизода, ни одного лишнего действующего лица, которое впоследствии в сценарии оказалось бы без дела.

Неопытные сценаристы пытаются порой фабулу подменить идейным замыслом произведения. Например, тов. К. прислал в Комитет по делам кинематографии предложение написать сценарий. Содержание сценария тов. К. формулирует очень коротко: «Женщина в СССР и в странах капитализма. Раскрепощение женщины в Советском Союзе. Женщина – равноправный гражданин и строитель социализма. Охрана прав трудящихся женщин» и т.д.

Нетрудно убедиться в том, что тов. К. предложил не содержание, а лишь тему сценария, а этого делать не обязательно, так как круг тем с достаточной четкостью определен в объявлении о конкурсе.

Задача участника в конкурсе написать содержание сценария. А основой содержания – ее сюжетным костяком – и является фабула.

«Конкурс на киносценарий», Москва, Госкиноиздат, 1938 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *