Пьеса покровские ворота о чем
«Покровские ворота». Как спектакль Театра на Малой Бронной стал фильмом
Двухсерийный телефильм «Покровские ворота», полный ностальгии по 1950-м, остроумных диалогов и незабываемых песенок, сегодня входит в золотой фонд советских комедий. О трудностях, которые предшествовали выходу всенародно любимого фильма, а также об одноименной постановке, сделанной в 1974 году, — в материале mos.ru.
Коммуналка на Петровском
Осень 1974 года. Москвичи с интересом читают культурные новости: актер Михаил Козаков — Джек Берден из фильма «Вся королевская рать», Шарль из «Убийства на улице Данте», Педро Зурита из «Человека-амфибии» — дебютирует в качестве режиссера. В Театре на Малой Бронной, куда он пришел всего два года назад, актер ставит спектакль «Покровские ворота» по одноименной пьесе известнейшего Леонида Зорина. Его произведения уже ставились в лучших театрах страны, а имя было у всех на слуху.
Комедия о жителях московской коммуналки была написана по мотивам биографии драматурга: когда он только приехал в Москву, снимал проходную комнату в коммуналке на Петровском бульваре, там же и познакомился с прототипами своих персонажей (неунывающего студента Костика Ромина списал с себя). Чтобы соседи не обиделись, кое-что поменял, например Петровский бульвар — на Покровские ворота.
Зорин ничуть не возражал против того, чтобы пьесу поставил Козаков. Он не сомневался в наличии у актера режиссерского таланта, которому еще только предстояло проявить себя. Единственное, о чем попросил драматург, отдавая свою пьесу Козакову, — чтобы тот тщательно подошел к выбору актеров.
Роль Костика Ромина в разных составах играли два блестящих актера — дебютант Рубен Симонов и Александр Котов, которому здесь до этого не доставалось еще главных ролей. В Маргариту Павловну перевоплотились звезда Театра на Малой Бронной Людмила Хмельницкая и дебютантка Людмила Богданова. Зрители полюбили спектакль, и он не выходил из репертуара несколько сезонов.
Актер, друг Ефремова
Пьеса «Покровские ворота» стала вызовом для Козакова. Несколькими годами ранее он принес на телевидение пьесу румынского автора Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» и предложил сделать постановку. Сначала ему дали разрешение, но потом телеспектакль с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской лег на полку. Правда, причина была не в режиссуре, а в якобы неприличном содержании самой пьесы. Тогда, в 1974-м, Козаков не знал, что его «Безымянная звезда» все-таки выйдет — через четыре года, в виде двухсерийного телефильма.
Путь в Театре на Малой Бронной начался со спектакля Анатолия Эфроса — он предложил Козакову сыграть главную роль в «Дон Жуане». Это было в 1972-м, к этому времени он успел поработать в Театре имени Маяковского, где прославился в роли Гамлета, а также в «Современнике» и МХАТе. Олег Ефремов был очень доволен актером, они дружили. Козаков играл в его спектаклях «Вечно живые» (вторая редакция), «Сирано де Бержерак», постановке «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина и многих других.
Параллельно с работой в театре Козаков много снимался в кино. К 1974 году, когда он поставил спектакль «Покровские ворота», за его спиной было больше 20 работ в фильмах.
Никаких звезд
Покинув Театр на Малой Бронной в 1981 году, Козаков вспомнил свои «Покровские ворота». Он вновь обратился к Леониду Зорину — теперь уже с просьбой написать сценарий. Именно тогда Зорин вписал в текст фразы, ставшие впоследствии крылатыми: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?», «Заметьте, не я это предложил!», «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!» и другие. Теперь «Покровские ворота» были пронизаны общей ностальгией Зорина и Козакова, многое они придумывали вместе.
«Из детского послевоенного подсознания возникли все эти “натюрлих”, “ферштейн” для фронтовика Саввы Игнатьевича, пушкинские стихи для Костика и многое другое», — позже напишет Козаков в своей книге «Встречи и расставания».
Козаков сначала хотел взять на одну из ролей любимца зрителей Андрея Миронова. Но передумал, когда актера уже почти утвердили. В последний момент он решил: не нужно звезд, обитателей коммуналки должны играть не самые известные артисты. По этой же причине отказался от кандидатур Никиты Михалкова и Натальи Гундаревой, предпочтя им еще не совсем звездных Инну Ульянову и Виктора Борцова. Только на роль артиста Мосэстрады Аркадия Велюрова, которого все знают, он позвал всенародную знаменитость — Леонида Броневого, Мюллера из «17 мгновений весны».
Елена Коренева, сыгравшая медсестру Людочку, поначалу отказывалась от съемок. Сценарий показался ей каким-то опереточным. Уговаривать актрису пришлось второму режиссеру картины — Наталье Кореневой, ее маме. Со временем Коренева разглядела в своей наивной героине, готовой жалеть умерших в XIX веке писателей и поэтов, искренность, присущую людям того времени. Не понравился поначалу сценарий и Анатолию Равиковичу, исполнителю роли Хоботова. Актер называл ситуацию, в которой оказался его герой, надуманной: остаться после развода жить с опекающей его бывшей женой и ее новым мужем? Такое бывает только в книгах, считал Равикович.
Инна Ульянова (Маргарита Павловна Хоботова) после съемок подарила Козакову медаль «За спасение утопающих», пояснив, что до встречи с ним буквально утопала — как актриса. Благодарен был и Евгений Моргунов, которого Козаков пригласил на небольшую роль Соева — «серьезного поэта, который пишет плохие стихи». Актер подчеркивал, что Соев — одна из его лучших ролей.
Настоящей проблемой стал Костик Ромин. На роль этого насмешника кого только ни пробовали, но Козакову не нравился ни один из кандидатов, даже его собственный сын. И неизвестно, кто бы в конце концов сыграл Ромина, если бы не литератор Регина Быкова, которая на тот момент была женой режиссера. Она случайно увидела в кино малоизвестного Олега Меньшикова и сказала о нем мужу. Его утвердили после первой же пробы. Олег Евгеньевич был тогда еще студентом Театрального училища имени Щепкина. Повзрослевшего Костика сыграл сам Козаков.
Трудный путь
Сначала «Мосфильм» запретил снимать «Покровские ворота». Руководство объясняло позицию тем, что не следует с такой ностальгией вспоминать хрущевское время в брежневское. Но потом поставили условие: разрешение дадут, если Козаков сыграет Феликса Дзержинского в «Синдикате-2».
На съемки многосерийного фильма о чекистской спецоперации Козаков приходил с мыслями о «Покровских воротах», съемки которых должны были приближаться с каждым днем. Но после выхода «Синдиката» появилось новое условие: его попросили сыграть Дзержинского еще в двух фильмах — «Государственная граница» и «20 декабря». За работу в последнем ему даже дали госпремию.
Но «Покровские ворота» все равно не хотели одобрять. Уговаривать пришлось Софье Пилявской, творчество которой мосфильмовское начальство очень уважало. Козаков и его команда победили. Сначала, сразу после выхода, телефильм не получил большого успеха — настоящее признание пришло к нему со временем. Сегодня он считается одним из главных фильмов позднесоветского кинематографа.
О чем Лев Евгеньевич Хоботов в фильме «Покровские ворота» отозвался: «Большой оригинал!»?
О чем Лев Евгеньевич Хоботов в фильме «Покровские ворота» отозвался: «Большой оригинал!»: рояль, галстук, зонтик, штихель? Сегодня у нас на календарях суббота 4 декабря 2021 года, на Первом канале идет телевикторина Кто хочет стать миллионером? В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров. В телевикторине участвуют Юлий Гусман и Михаил Марфин, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы.
В статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая, традиционная, статья с полным текстовым обзором телеигры «Кто хочет стать миллионером?» – ответы за сегодня 4.12.2021.
Юлий Гусман и Михаил Марфин (sprintotvet.ru). Фото: Первый канал
О чем Лев Евгеньевич Хоботов в фильме «Покровские ворота» отозвался: «Большой оригинал!»?
«Покровские ворота» – советский двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Драматургической основой для картины послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина, повествующая о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. В фильме снимались Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов и другие.
Трио Хоботов – Маргарита Павловна – Савва Игнатьевич по замыслу режиссера должны были играть Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Михалков отказался от роли, а Миронову отказал сам режиссер, сказав, что тот «слишком знаменит для коммуналки». В результате роли сыграли малоизвестные кинозрителю театральные актеры Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов.
Константин Богомолов выпустит «Покровские ворота» в Театре на Малой Бронной
О планах поставить «Покровские ворота» Константин Богомолов сообщил еще в 2019 году. Это будет второй спектакль режиссера в статусе художественного руководителя театра. Первой вышла постановка «Бесы Достоевского», премьера состоялась в октябре 2020 года.
В спектакле примут участие актеры Игорь Верник, Владимир Храбров, Иван Шабалтас, Александра Ребенок, Александра Ревенко, Александр Семчев, Людмила Хмельницкая, Ирина Старшенбаум, Василиса Перелыгина, Лариса Богословская, Аскар Нигамедзянов и другие.
Распределение ролей остается в тайне до премьеры, которая состоится 19 мая. Постановка также будет показана 20, 21, 24 и 31 мая, сообщили «РБК Стиль» в пресс-службе театра.
Пространство и костюмы создает Лариса Ломакина — главный художник Театра на Малой Бронной и бессменный соавтор Богомолова. Над мультимедиа работает видеохудожник Алан Мандельштам, известный сотрудничеством с Кириллом Серебренниковым и Максимом Диденко. Он отвечал за визуальную часть первого спектакля Богомолова в руководимом им театре — «Бесы Достоевского».
Пьеса «Покровские ворота» была написана в 1974 году, в том же году в Театре на Малой Бронной Михаил Козаков поставил по ней спектакль, а в 1982 году снял знаменитый телевизионный фильм.
Константин Богомолов стал художественным руководителем Театра на Малой Бронной в мае 2019 года, сменив на этом посту режиссера Сергея Голомазова, возглавлявшего театр с 2007 года.
В своем первом обращении к труппе Богомолов подчеркнул, что «никто в театре не должен опасаться никаких революций» и что в ближайшее время он не намерен приглашать новых артистов. В марте худрук опубликовал правила Театра на Малой Бронной, среди которых был пункт о допустимости любых политических взглядов в труппе и шуток на самые разные темы.
Нью лук, ковбойка и халат / «Покровские ворота» (1982)
«Покровские ворота» — ностальгический взгляд на 1950-ые из 1980-х, когда женщины были красивы, а юноши были смелы.
Немного истории
Пьеса «Покровские ворота» была написана Леонидом Зориным в 1974 году. Действие в ней происходит в 1956-57 гг. В основу пьесы легли воспоминания автора о своей жизни в коммунальной квартире в Москве, куда он в 1947 году приехал из Баку. В 1975 году пьесу поставил в Театре на Малой Бронной Михаил Козаков, и он же решил ее экранизировать.
Из документальных фильмов о картине и интервью режиссера можно узнать, что путь «Покровских ворот» к зрителю был тернист. Козакова буквально вынудили сыграть Феликса Дзержинского в трех фильмах, а затем Софья Пилявская обращалась к С.Г. Лапину, председателю Гостелерадио. Режиссеру навязывали известных актеров, которых он считал неподходящими для фильма (Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Евгений Лазарев). Затем возникли проблемы с исполнителем роли Костика, так как Зорин «забраковывал» все кандидатуры, и Олега Меньшикова нашли буквально в последний момент, да еще и пришлось «отбивать» его у другого режиссера — Юлия Райзмана. Незадолго до премьеры в Доме кино умерла жена Зорина (которая была прототипом Риты, невесты Костика, Валентина Воилкова была даже похожа на нее внешне) и он смотрел эту комедию со слезами на глазах. Елена Коренева в сентябре 82 года вышла замуж за американца и уехала из СССР, и фильм убрали на полку.
Достали уже в феврале 83-го, чтобы показать один раз по телевидению (Андропов потребовал больше комедий), и по распоряжению все того же Лапина снова убрали. Показали с купюрами один раз при Горбачеве, и только после распада СССР фильм дошел до зрителя. Фразы из картины (пьесы) немедленно ушли в народ, и уже даже не осознаются многими, как цитаты. Фильм и сейчас будоражит сознание зрителя: хороший ли человек Костик, не станет ли юная Маргарита такой, как Хоботова, какой будет жизнь Хоботова и Людочки?
Эскиз Людмилы Кусаковой к фильму
Художник Людмила Кусакова создала запоминающийся интерьер коммунальной квартиры, а Алина Будникова — костюмы ее обитателей и гостей. Можно найти некоторые огрехи и анахронизмы (у телефона лежит Список абонентов 68 года, а по улице гуляет мальчик с олимпийским мишкой на рукаве), но на ностальгическом обаянии «Покровских ворот» они никак не сказываются. Алина Будникова как будто специально одела большинство своих героинь подчеркнуто модно и нарядно, так словно они сошли со страниц модных журналов, так, как мужчины в 70-80-ые вспоминали бы своих еще юных подруг.
Советский new look
Конечно, без диоровского нью лука нельзя было обойтись. Юные героини (Людочка — Елена Коренева, Рита — Валентина Воилкова, Светлана — Татьяна Догилева) одеты созвучно этой моде: затянутые талии, пышные удлиненные юбки, рукава-фонарики, бантики, аккуратные прически и шляпки, беретки, тончайшие шарфики, летние перчатки, маленькие сумочки. Легкомысленно, непрактично, соблазнительно. Основные принты: динамичная клетка и женственный горошек, совсем немного цветочных и геометрических принтов.
Журнал мод, 1957 год, Людочка- Елена Коренева,
«Покровские ворота» Журнал мод, 1957 г. Светлана — Татьяна Догилева
Эпизодическая красавица, одетая по моде 50-х.
Этот момент интересен двумя деталями. На Людочку — Елену Кореневу забыли надеть ее голубую жилетку, в которой она была в квартире Хоботова. А кроме того, здесь хорошо видны нижние юбки, которыми в 50-ые добавляли пышности.
Журнал мод, 1957 г.
Красный плащ с пелериной (с подкладкой в зеленую клетку — совсем не банальное сочетание) и красный берет — Людочка просто Красная Шапочка, пришедшая на растерзание Серому Волку — Маргарите Павловне.
Аналогичная пелерина. Фото из фоторепортажа Анри Картье-Брессона из СССР в журнале Life за 17 января 1955 г.
Маленькая, но запоминающаяся роль Марины Дюжевой в роли Анны Адамовны. Ах, этот шарфик, шляпка, перчатки. Козаков описал актрисе ее героиню как «бл.. по-монастырски», но получилось совсем не пошло.
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся».
Некоторые образы, кстати, вызывают ассоциации с героинями фильмов 50-х гг.
Светлана — Людмила Крылова «Сверстницы» (1959), то же Светлана — Татьяна Догилева и Людочка — Елена Коренева
Может быть, мы пристрастны, но эти ремни с круглыми пряжками — типичная деталь 1980-х. И если убрать перчатки, то образ актуален и для времени съемок фильма.
Маргарита Павловна (Инна Ульянова), как солидная женщина в возрасте, ей, видимо, 40-40 с небольшим (о как сместились возрастные рамки к настоящему времени!) — предпочитает более консервативный образ и в одежде и в прическе, но тоже не лишена кокетства. Обратите внимание на ее кокетливые бантики на блузках, на пышные рукава блузок, на то, как затянута талия и облегает юбка. Властный характер Хоботовой как будто еще более подчеркивается этими слащавыми бантиками и розочками (особенно блуза с цветами и тремя бантиками в стиле рококо). В финале у нее и горошек и брошь-розочка и нежно-розовые серьги и кокетливый берет, — казалось бы, счастливая женщина, въехавшая с мужем в отдельное жилье, ан нет, не дает покоя бывший муж.
Инна Ульянова снялась в «Карновальной ночи» в массовке, а свою по-настоящему звездную роль сыграла спустя 25 лет
Безотносительно роли сам образ невесты, на наш взгляд, у художника получился великолепный: стильный, элегантный и льстит фигуре актрисы.
Костик на вопрос Хоботова, что нужно бывшей жене говорит: «Вас. Вы ей нужны. Вы должны быть рядом. Это у нее — в подсознании. Поймите, именно так выражается ее потребность в мировой гармонии». (Тут, конечно, нельзя не упомянуть про политическое прочтение фильма, как метания партии между интеллигенцией и рабочим классом)
Марго тоже модница. Журнал мод, 1955, №4, Инна Ульянова,
«Покровские ворота»
Случайно или нет, но костюмы соперниц часто как будто перекликаются.
Клетка, бантик, пышный рукав и белый верх (кардиган и халат).
Вновь напрашивается сравнение с фильмами 50-х.
Аналогичный силуэт, но более элегантный и лишенный нелепого кокетства образ у Лилии Максимовой в роли жены Рощина в фильме «Разные судьбы» (1956).
Советские «ковбои»
Вряд ли Костика можно на 100% назвать стилягой, но в чем-то он им близок. Вспомните хотя бы сцену с танцами под запрещенный рок-н-ролл Rock around the clock на чьей-то квартире. А его клетчатая рубашка — «ковбойка»? В 50-е клетчатые мужские рубашки как раз стали популярны, но американские «ковбойки» первыми оценили именно стиляги.
«Как громкий непристойный крик в храме, прозвучало в эпоху Хрущева появление в продаже „ковбоек“, так называли рубашки, где впервые на ткани появились клетки. Не яркие, пока еще очень блеклых сдержанных расцветок, но уже не в обязательную полоску или вовсе однотонные. Такие рубашки нарасхват, но завезли их в СССР очень мало. Если учесть, что тогда большую часть одежды не покупали в магазинах, а шили в „индпошиве“, так раньше назывались ателье по пошиву одежды, то большинство стали заказывать рубашки в этих пошивочных мастерских. Мне сшила мама, ярко‑красную с оранжевым, и, когда я шел по улице, на меня оглядывались с испугом, словно на марсианина или выходца из ада».
Юрий Никитин «Мне — 65»
«Тогда ткань в клетку называлась шотландкой. И обязательно нужно было иметь у себя в гардеробе рубашку из нее — с коротким рукавом или с длинным. Потом, через несколько лет, когда мы уже давно не носили такие рубашки, огромная масса людей стали их носить, и промышленность наладила их выпуск».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»
Кстати, Рубашку Ромина можно увидеть в фильме «Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях). Эту деталь заметил художник по костюмам Дмитрий Андреев.
«Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях) Эй, ты зачем мою рубашку надел?
Справедливости ради, «ковбойки» в стране появились раньше. У Ильфа и Петрова в «12 стульях» Остап под пиджаком носил «рубашку „ковбой“ в черную и красную полоску» (Сами ковбойки именно в красно-черном фланелевом варианте появились в Америке в 1850 г., но стали особенно популярны в 1920-ые). Именно таким мы видим Остапа в исполнении Арчила Гомиашвили в экранизации 1971 года. Аналогичный образ: красно-черная ковбойка и бежевый пиджак (но вместо белого шарфа черный галстук-селедка) можно увидеть в фильме «За бортом».
Ковбойка — вне моды, вне времени. Остап Бендер — Арчил Гомиашвили «12 стульев» (1971, Леонид Гайдай, художник по костюмам Константин Савицкий), «За бортом», Дин Проффит — Курт Рассел, «За бортом» (1987, художник по костюмам Уэйн А. Финкелман)
В книге «Костюм на экране» Вера Кузнецова пишет, что «ковбойка» стала штампом для обозначения «положительного молодого человека» в кино: работяга, трудяга, может быть и не сразу хороший парень, но исправляющийся. Впрочем, клетчатые рубашки у героев 50-х (как и 60-70) чаще нейтральных цветов: либо более бледные, либо более темные, но уж не такие ярко-оранжевые, как у Костика.
Клетчатые рубашки появляются, к примеру, в фильмах: «Карнавальная ночь» (1956), «Я шагаю по Москве» (1964), Неподдающиеся (1959), «Весна на Заречной улице» (1956).
Таких примеров можно найти в множестве: «В добрый час» (1956), «Приходите завтра» (1963), «Девушка без адреса» (1958), «Королева бензоколонки» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1963), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.
Еще один отсылающий к стилягам образ Костика — его свитер со снежинками на катке. Такие стали особенно популярны в СССР после проката американского фильма «Серенада Солнечной долины», благодаря которому многие стиляги вообще стали стилягами (к слову этого «ругательного» слова они не любили).
«Когда мы в то время смотрели заграничные фильмы, мы в первую очередь следили не за сюжетом, а смотрели, кто как одет из артистов. Сейчас же мы смотрим — мы не обращаем внимания, у кого какая рубашка, на какой подошве ботинки, а тогда очень много уделяли внимания этим деталям».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»
Кстати, в целом Костик одевается довольно стильно. Вельветовые костюмы, куртки с белой вязаной отделкой (ворот, манжеты).
Костика, кстати, зрители частенько обвиняют в шалопайстве, излишней легкомысленности, считая, как и Велюров, что он сомнителен. Но нам кажется, что это не совсем верно. Человек, с легкостью поддерживающий беседу с Хоботом о поэтах и писателях (знающий, к примеру, судьбу Бориса Виана, много ли среди ваших знакомых филологов таких, не говоря уже об историках), явно успешно справляется с аспирантурой (при этом в пьесе он говорит, что «сдал все зачёты». Хотя какие могут быть зачёты в аспирантуре?)
Костик Ромин появляется еще в нескольких произведениях Зорина, и дальше его судьба расходится с судьбой драматурга (Костик становится журналистом), а его остроумие и проницательность оборачиваются желчностью и мизантропией. Что в общем, логично.
Загадка халата
С поношенным выцветшим халатом Велюрова (Леонид Броневой) с пятном на спине (и поясом, резко отличающимся по цвету) связана одна загадка. В фильме «Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) на плоту носит халат, тканью невероятно похожий на халат Велюрова. Отличаются воротник и карманы и состояние ткани, халат мастера художественного слова выглядит словно постаревший и перешитый халат Нестратова.
«Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) и Аркадий Велюров (Леонид Броневой).
В заключение несколько ссылок на материалы о фильме в сети.
Поделиться «Нью лук, ковбойка и халат / «Покровские ворота» (1982)»