Превентивная программа в школе что это значит

Программы превентивного образования «Полезные привычки, навыки, выбор» как профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому их целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 – 2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.

Программа “Полезные привычки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит здоровый выбор в 10-11-м классе.

Количество часов, отведённых для реализации программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт внедрения программ показал целесообразность их поэтапного введения.

Однако, возможно одновременное введение данных программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при условии изучения материала предыдущих ступеней за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа в год, в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся.

Существует несколько вариантов определения места данных программ в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках

вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант (преимущественно для инновационных ОУ) – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы.

Учитывая опыт внедрения данных программ в нашей гимназии, оптимальная частота проведения уроков – это 1 раз в месяц. Если программы реализуются в рамках других предметов и спецкурсов, то допускается ведение блоками, исходя из содержания основного предмета.

Роль учителя в проведении уроков по программам “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, применяемыми в каждой школе и хорошо известными учителю, поэтому обязательным условием является обучение педагога на семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по данным программам. Это может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель начальных классов, зам. директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса, учитель, интересующийся проблемой здорового образа жизни.

Учитывая опыт ведения программ “Полезные привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить, что более эффективно для школы и учащихся проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й класс.

Результаты мониторинга по оценке эффективности обучения по программам “Полезные привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ “Общеобразовательная гимназия № 6”, свидетельствуют о несомненных улучшениях в знаниях учащихся в сравнении с началом и окончанием курса. Качественный показатель увеличился в среднем на 57%, а количественный – на 60%.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

Источник

Организация превентивного воспитания в школе

Зам. директора по УВР:

МОУ СШ №6 г. Снежное ДНР Докука Л.В.

воспитания в школе

В современных школах, проблема превентивного воспитания приобретает особую остроту, поскольку подрастающее поколение формируется в сложных социокультурных условиях: под воздействием экономических и политических противоречий, неуравновешенности социальных процессов, криминогенности общества. Наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушением норм поведения и тех, которые относятся к «группам риска» (несовершеннолетние, приобщаются к раннему алкоголизму, наркомании, проституции, ВИЧ-инфицированные) увеличивается удельный вес противоправного, агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков под влиянием алкогольного и наркотического опьянения. Основными причинами деструктивного поведения является психологический дискомфорт, негативные переживания, общая потеря духовных ориентиров, девальвация общечеловеческих ценностей, несформированность чувств терпимости, толерантности, милосердия, чести, совести, доброты у значительной части детей и молодежи, вызывает у них апатию, безразличие, уныние, ощущение своей ненужности, непонимания смысла жизни. В последнее время ухудшилась культура общения и поведения в ученических и педагогических коллективах. Поэтому деятельность администрации и педагогического коллектива нашей школы была направлена ​​на организацию превентивного воспитания в урочное и внеурочное время.

Процесс работы по превентивному воспитанию я начала с определения приоритетных задач:

— создать условия для формирования положительных качеств личности в процессе различных видов трудовой, учебной, внешкольной и иной деятельности;

— интеллектуальное, морально-этическое, эстетическое развитие;

— выработка устойчивости к негативным воздействиям;

— обеспечить социально-психологическую деятельность, педагогически ориентированную на противодействие втягиванию детей и молодежи в негативные ситуации;

— предоставлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь несовершеннолетним;

— обеспечить адекватную социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершивших противоправные действия или тех, кто употребляет психотропные вещества;

— стимулировать несовершеннолетних к здоровому образу жизни и положительной социальной ориентации, помочь в овладении искусством самовоспитания;

— формировать желание самосовершенствоваться.

Объектами превентивного воспитания в школе стали:

1. Несовершеннолетние, находящиеся на внутришкольном учете;

2. Несовершеннолетние, социализация которых происходит под влиянием негативных явлений («Группа риска»)

3. Несовершеннолетние, не имеющие условий семейного воспитания и опеки, сироты, несовершеннолетние из алкоголезависимых и наркозависимых семей, дети, родители, которых находятся в местах лишения свободы;

4. Семьи, имеющие детей с отклонениями в поведении, склонными к противоправным поступкам;

5. Семьи, которые нуждаются в консультативной помощи по уходу за детьми.

На реализацию превентивного воспитания в нашей школе были разработаны и воплощены в практику такие комплексные меры:

1. Изучение особенностей среды, в которой воспитываются ученики: изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. Составление социального паспорта класса;

— составление и обновление банка данных учащихся « группы риска»;

— составление мониторинга соцадаптации учеников класса и уровня их воспитанности.

2. Привлечение семьи и общественности к педагогическому процессу:

— организация работы родительского лектория для неполных семей

-организация совместной деятельности школы и семьи с учениками, которые требуют особого внимания;

— привлечение родителей школьников к участию в общешкольных, классных и внеурочных мероприятиях.

3. Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями ( привлечение работников внешкольных, общественных, правоохранительных организаций к проведению внеклассных мероприятий, индивидуальных бесед).

4. Мероприятия по сохранению здоровья школьников:

— проведение методических обследований учащихся;

— контроль и анализ состояния их здоровья;

— отслеживание динамики заболеваемости детей;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно просветительские программы, интерактивные формы работы для получения знаний и формирования жизненных навыков по уменьшению уязвимости к инфицированию ВИЧ в ученической молодежи;

— обеспечение участия школьников в образовательно-воспитательных акциях ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом;

5. Мероприятия по профилактике преступности и предотвращения безнадзорности среди несовершеннолетних, защиты их прав.

6. Меры по защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: анализ условий проживания в семьях-опекунов детей-сирот, углубленный медицинский осмотр, диагностика негативно эмоционального состояния ребенка с окружающим миром;

7. Меры по устранению причин и условий, способствующих повышению уровня преступности среди несовершеннолетних:

— ежедневный контроль за посещение учащимися учебных занятий;

— проведение лекции о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека,

— воспитательные часы по правовой тематике;

— индивидуальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений, привлечение к этой работе работников СДН.

8. Обеспечение защиты детей от физического и психического насилия:

— п роведение индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;

— о существление контроля по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми.

9. Меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и распространению наркомании среди подростков и молодежи( анкетирование, социологические опросы учащейся молодежи относительно их отношения к проблеме распространения наркомании, СПИДа);

— профилактические осмотры «группы риска» на предмет раннего выявления наркологических заболеваний.

Итак, превентивное воспитание должно быть целенаправленной системой мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, образовательного, информационно-образовательного и организационного характера, направленных на формирование позитивных социальных установок, предотвращению наркотических веществ, предотвращения суицидов и формирования навыков безопасных половых отношений. Такое воспитание должно стать приоритетным в деятельности любого учебного заведения, потому что оно будет способствовать:

— активизации деятельности ученых, специалистов, консультантов, практических работников в исследовании и решении проблем превентивного воспитания;

— привлечению образовательных, медицинских, социальных и правоохранительных учреждений к решению проблем предупреждения правонарушений и преступности, координации усилий субъектов превентивной деятельности;

— усилению тенденции к снижению употребления наркотиков, алкоголя, табака, ВИЧ инфицированности, формированию у молодого поколения здорового образа жизни;

— изменение установок и моделей поведения несовершеннолетних «группы риска»;

— социально-психологической адаптации несовершеннолетних, имеющих жизненные проблемы.

Источник

Методические рекомендации для образовательных учреждений по внедрению превентивных образовательных программ, используемых в рамках первичной профилактики (включая международные проекты)

Превентивная программа в школе что это значит. Смотреть фото Превентивная программа в школе что это значит. Смотреть картинку Превентивная программа в школе что это значит. Картинка про Превентивная программа в школе что это значит. Фото Превентивная программа в школе что это значит

Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества, эмпатии и уважения точки зрения оппонента. Школьные психологи совместно с педагогами способны обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося. При этом понятия «личностный рост», «социальная компетентность» включают и проведение занятий, направленных на первичную профилактику зависимости от психоактивных веществ. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье.

Анализ информации о внедрении и использовании превентивных образовательных программ в образовательных учреждениях Новгородской области, проведенный в 2005 году, показал наличие целого ряда проблем, как организационного, так и содержательного плана. А именно:

· бессистемная реализация программ, т. е. ведется не весь образовательный курс, предусмотренный программой, а используются только элементы программы по усмотрению классного руководителя.

· отсутствие утвержденных программ, имеющих фактические изменения в их содержании, тематического планирования занятий, журналов ведения занятий со списком группы, данных диагностических исследований.

· большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Так, из всех учителей-предметников и классных руководителей ОУ, реализующих профилактические программы, только 17% (по данным МОУО) имеют специальную подготовку для работы с подростками по заданной тематике.

Следует помнить, что первичная профилактика наркомании преследует, прежде всего, воспитательные задачи. Это помощь в сохранении здоровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления ПАВ. Поэтому главной и конечной целью первичной профилактики является развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Целью профилактических программ является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.

Задачи профилактических программ:

Дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ на организм. Выработать устойчивую психологическую защиту от патологических искушений. Выработать навыки решения сложных задач своего развития. Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.

Принципы работы по профилактическим программам.

· профилактическая программа, реализуемая в ОУ, должна быть ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

· занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего. Это могут быть тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т. д.

· весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков;

· возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.

· работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

Примерная схема внедрения превентивных образовательных программ в ОУ.

Для подготовки данного вопроса на педагогический совет могут быть приглашены специалисты психологической службы школы, центра ППМС или ГОУ НОЦПМСС с целью предварительного анализа ситуации и определения наиболее подходящей превентивной образовательной программы.

2. Подготовка приказа, в котором указывается:

· закрепление ответственных лиц за реализацию профилактической программы в ОУ;

· формы реализации содержания программ (в рамках учебного плана, на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность);

· количество и категория классов;

3. Проведение родительского собрания участников профилактической образовательной программы с целью информирования о содержании, целях и задачах, формах и методах внедряемой программы, а так же ожидаемого результата. Оформление протокола родительского собрания с подписями родителей о согласии на участие их детей в данной программе (или в другой форме) и на компенсацию необходимых расходов при приобретении дополнительной литературы (по необходимости). (Приложение 1).

4. Решение вопроса о необходимости и формах психологического сопровождения (см. Приложение 2).

· Тематическое планирование (приложение 3).

· Методические пособия для педагогов (рабочие тетради для детей и родителей в зависимости от их наличия/отсутствия в программе)

Базовый текст программы может быть представлен в следующих видах:

А) Рекомендованная (допущенная, одобренная) минобрнауки (минобразования) РФ для реализации в ОУ.

Б) Скорректированная программа, исходя из условий ОУ.

Такого рода программа должна быть рассмотрена на районном МО специалистов, занимающихся данной проблемой (педагоги-психологи, социальные педагоги), педагогическом совете школы и утверждена руководителем ОУ или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

В) Авторская. Статус авторской присваивается областным экспертным советом.

6. Реализация программы предполагает:

1) Наличие журнала со списком группы и записями о проведении каждого занятия, а так же отметками о количестве детей присутствующих на каждом занятии. В качестве журнала можно использовать:

· Стандартный классный журнал, если программа реализуется через интеграцию в учебные предметы.

· Журнал для кружковой работы, факультативных занятий или дополнительного образования.

· Тетрадь, оформленную по вышеуказанным типам.

2) Наличие диагностических данных по детям, участникам целевой группы как до (психологическая и педагогическая диагностика, анкеты, тестирование), так и после прохождения очередного цикла программы (например, на начало и на конец учебного года). Анкетирование проводит специалист, реализующий программу (педагогическая диагностика) или специалист, осуществляющий психологическое сопровождение программы. Содержание анкет подбирается в зависимости от целей программы (Приложение 4).

8. В конце учебного курса проводится опрос учащихся (анкетирование, тестирование – в зависимости от целей программы) и пишется анализ эффективности выбранной программы (Приложение 5)

Оценка эффективности выбранной программы может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, т. к. позиция участника такого рода программы в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Критериями успешности являются:

· эмоциональное удовлетворение от занятий.

· изменение эмоционального баланса в целом с преобладание положительных чувств и переживаний.

· получение навыков, способствующих безопасному и конструктивному взаимодействию с другими людьми.

· получение знаний, позволяющих делать правильный выбор.

2. Для специалиста, реализующего программу:

· достижение поставленных в программе целей.

· степень удовлетворенности их запроса

· особенности осознания ими проблем ребенка и стоящей перед ними воспитательной задачи.

9. Результаты программы за год представляются на педагогическом совете школы и родительском собрании участников программы. Составляется перспективное планирование на следующий год, исходя из полученных результатов.

Примерная схема проведения родительского собрания участников предполагаемой целевой группы

Уважаемые родители! Мы собрали вас для того, чтобы обсудить наши общие проблемы и перспективы их решения. Вы знаете, какие жесткие условия ставит нашим детям современная жизнь, какое распространение на настоящий момент имеют наркомания, алкоголизм и болезни сопутствующие им. Любую проблему легче предотвратить чем решать. Поэтому внедрение превентивных образовательных программ (программ профилактики) на сегодняшний день являются одной из составляющих воспитательной работы в школе. В целом, это программы профилактики рискованного поведения среди детей и молодежи.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым, успешным и счастливым. Все стремятся к улучшению жизни своих детей, но не все могут определить, что для них лучше. Современные профилактические программы помогают выбрать здоровый стиль поведения и понять, почему он выгоден. В основе концепции здорового выбора лежат следующие принципы:

· Прежде всего, права человека.

· Поведение человека к лучшему может и должен изменять сам человек.

· Пугать бессмысленного, бесперспективно и противно.

· Всегда приятнее двигаться к лучшему, а не бежать от худшего.

Используя эти принципы мы ничего не запрещаем и никого не осуждаем, просто демонстрируем различные типы поведения и их последствия, причем на много шагов вперед. Человек сам выбирает то, что ему наиболее приемлемо. Эта концепция учитывает желание молодежи и подростков быть хозяевами своей судьбы. Мы не противоречим этому, мы используем это. Программа посвящена тому, чтобы объяснить детям, что им делать, чтобы стать более здоровыми, успешными и счастливыми.

2. Знакомство родителей с приказом министерства образования РФ об обязательном включении в комплекс по воспитательной работе школы превентивных образовательных программ.

3. Ознакомление родителей с целями и задачами предполагаемой для проведения программы.

    Название программы Цели и задачи Актуальность выбранной программы. Какой результат предполагается получить на выходе.

4. Что дети получат в самом процессе прохождения данной программы

(информация об опасных ситуация и как их предотвратить, развитие коммуникативных и творческих способностей, умение отстаивать собственную точку зрения, неформальное общение с педагогами и специалистами других сфер, возможность получить ответы на волнующие подростков вопросы и т. д.).

2. Каким образом родители будут участвовать в данной программе (родительские собрания, совместные «круглые столы», консультации психолога и социального педагога, всесторонняя помощь при сложившихся сложных ситуациях).

3. Ознакомление родителей (коротко и по необходимости) с нормативно-правовыми актами, на основе которых выстраивается профилактическая работа в ОУ.

4. Подписание родителями протокола родительского собрания.

Психолого-педагогическое сопровождение профилактических программ

Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности с точки зрения индивидуальных и возрастных особенностей развития школьников. Оптимизация психологических аспектов воспитательно-профилактического направления. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в профилактической деятельности школы.

Основные направления деятельности психолога в процессе внедрения профилактических программ:

1. Диагностическое, включающее в себя:

    Информационное обеспечение процесса сопровождения (составление социально-психологического портрета школьника, определение путей и форм оказания дополнительной психологической помощи, выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения). Проведение мониторинга эффективности (тестовые срезы в начале и в завершении курса программы).

2. Психокоррекционное и развивающее, включающее в себя:

· Работа со школьниками в процессе проведения программы (ведение отдельных блоков программы совместно с классным руководителем или социальным педагогом).

· Работа со школьниками в малых группах вне занятий по программе, с целью оказания необходимой помощи и поддержки.

3. Консультационное, включающее в себя:

· Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии.

· Обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.

· Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, а так же их родителям и педагогам.

4. Просветительское, включающее в себя:

    Проведение педагогических советов школы по вопросам организации и внедрения превентивных образовательных программ. Проведение консилиумов и семинаров для педагогического и административного состава школы в процессе проведения программ и с представлением итоговых и промежуточных результатов. Проведение родительских собраний для участников превентивных образовательных программ.

Основные направления деятельности социального педагога в процессе внедрения профилактических программ:

Примерное тематическое планирование

Примерный Учебно-тематический план включает, согласно приказу от 18.06.97 № 000 Министерства общего и профессионального образования РФ «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» следующие направления:

    Описание тем, разделов. Виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.) Количество часов, отводимых на различные виды занятий. Формы и виды контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *