Превентивная программа в школе что это

Организация превентивного воспитания в школе

Зам. директора по УВР:

МОУ СШ №6 г. Снежное ДНР Докука Л.В.

воспитания в школе

В современных школах, проблема превентивного воспитания приобретает особую остроту, поскольку подрастающее поколение формируется в сложных социокультурных условиях: под воздействием экономических и политических противоречий, неуравновешенности социальных процессов, криминогенности общества. Наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушением норм поведения и тех, которые относятся к «группам риска» (несовершеннолетние, приобщаются к раннему алкоголизму, наркомании, проституции, ВИЧ-инфицированные) увеличивается удельный вес противоправного, агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков под влиянием алкогольного и наркотического опьянения. Основными причинами деструктивного поведения является психологический дискомфорт, негативные переживания, общая потеря духовных ориентиров, девальвация общечеловеческих ценностей, несформированность чувств терпимости, толерантности, милосердия, чести, совести, доброты у значительной части детей и молодежи, вызывает у них апатию, безразличие, уныние, ощущение своей ненужности, непонимания смысла жизни. В последнее время ухудшилась культура общения и поведения в ученических и педагогических коллективах. Поэтому деятельность администрации и педагогического коллектива нашей школы была направлена ​​на организацию превентивного воспитания в урочное и внеурочное время.

Процесс работы по превентивному воспитанию я начала с определения приоритетных задач:

— создать условия для формирования положительных качеств личности в процессе различных видов трудовой, учебной, внешкольной и иной деятельности;

— интеллектуальное, морально-этическое, эстетическое развитие;

— выработка устойчивости к негативным воздействиям;

— обеспечить социально-психологическую деятельность, педагогически ориентированную на противодействие втягиванию детей и молодежи в негативные ситуации;

— предоставлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь несовершеннолетним;

— обеспечить адекватную социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершивших противоправные действия или тех, кто употребляет психотропные вещества;

— стимулировать несовершеннолетних к здоровому образу жизни и положительной социальной ориентации, помочь в овладении искусством самовоспитания;

— формировать желание самосовершенствоваться.

Объектами превентивного воспитания в школе стали:

1. Несовершеннолетние, находящиеся на внутришкольном учете;

2. Несовершеннолетние, социализация которых происходит под влиянием негативных явлений («Группа риска»)

3. Несовершеннолетние, не имеющие условий семейного воспитания и опеки, сироты, несовершеннолетние из алкоголезависимых и наркозависимых семей, дети, родители, которых находятся в местах лишения свободы;

4. Семьи, имеющие детей с отклонениями в поведении, склонными к противоправным поступкам;

5. Семьи, которые нуждаются в консультативной помощи по уходу за детьми.

На реализацию превентивного воспитания в нашей школе были разработаны и воплощены в практику такие комплексные меры:

1. Изучение особенностей среды, в которой воспитываются ученики: изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. Составление социального паспорта класса;

— составление и обновление банка данных учащихся « группы риска»;

— составление мониторинга соцадаптации учеников класса и уровня их воспитанности.

2. Привлечение семьи и общественности к педагогическому процессу:

— организация работы родительского лектория для неполных семей

-организация совместной деятельности школы и семьи с учениками, которые требуют особого внимания;

— привлечение родителей школьников к участию в общешкольных, классных и внеурочных мероприятиях.

3. Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями ( привлечение работников внешкольных, общественных, правоохранительных организаций к проведению внеклассных мероприятий, индивидуальных бесед).

4. Мероприятия по сохранению здоровья школьников:

— проведение методических обследований учащихся;

— контроль и анализ состояния их здоровья;

— отслеживание динамики заболеваемости детей;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно просветительские программы, интерактивные формы работы для получения знаний и формирования жизненных навыков по уменьшению уязвимости к инфицированию ВИЧ в ученической молодежи;

— обеспечение участия школьников в образовательно-воспитательных акциях ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом;

5. Мероприятия по профилактике преступности и предотвращения безнадзорности среди несовершеннолетних, защиты их прав.

6. Меры по защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: анализ условий проживания в семьях-опекунов детей-сирот, углубленный медицинский осмотр, диагностика негативно эмоционального состояния ребенка с окружающим миром;

7. Меры по устранению причин и условий, способствующих повышению уровня преступности среди несовершеннолетних:

— ежедневный контроль за посещение учащимися учебных занятий;

— проведение лекции о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека,

— воспитательные часы по правовой тематике;

— индивидуальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений, привлечение к этой работе работников СДН.

8. Обеспечение защиты детей от физического и психического насилия:

— п роведение индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;

— о существление контроля по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми.

9. Меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и распространению наркомании среди подростков и молодежи( анкетирование, социологические опросы учащейся молодежи относительно их отношения к проблеме распространения наркомании, СПИДа);

— профилактические осмотры «группы риска» на предмет раннего выявления наркологических заболеваний.

Итак, превентивное воспитание должно быть целенаправленной системой мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, образовательного, информационно-образовательного и организационного характера, направленных на формирование позитивных социальных установок, предотвращению наркотических веществ, предотвращения суицидов и формирования навыков безопасных половых отношений. Такое воспитание должно стать приоритетным в деятельности любого учебного заведения, потому что оно будет способствовать:

— активизации деятельности ученых, специалистов, консультантов, практических работников в исследовании и решении проблем превентивного воспитания;

— привлечению образовательных, медицинских, социальных и правоохранительных учреждений к решению проблем предупреждения правонарушений и преступности, координации усилий субъектов превентивной деятельности;

— усилению тенденции к снижению употребления наркотиков, алкоголя, табака, ВИЧ инфицированности, формированию у молодого поколения здорового образа жизни;

— изменение установок и моделей поведения несовершеннолетних «группы риска»;

— социально-психологической адаптации несовершеннолетних, имеющих жизненные проблемы.

Источник

Программы превентивного образования «Полезные привычки, навыки, выбор» как профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому их целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 – 2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.

Программа “Полезные привычки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит здоровый выбор в 10-11-м классе.

Количество часов, отведённых для реализации программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт внедрения программ показал целесообразность их поэтапного введения.

Однако, возможно одновременное введение данных программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при условии изучения материала предыдущих ступеней за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа в год, в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся.

Существует несколько вариантов определения места данных программ в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках

вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант (преимущественно для инновационных ОУ) – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы.

Учитывая опыт внедрения данных программ в нашей гимназии, оптимальная частота проведения уроков – это 1 раз в месяц. Если программы реализуются в рамках других предметов и спецкурсов, то допускается ведение блоками, исходя из содержания основного предмета.

Роль учителя в проведении уроков по программам “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, применяемыми в каждой школе и хорошо известными учителю, поэтому обязательным условием является обучение педагога на семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по данным программам. Это может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель начальных классов, зам. директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса, учитель, интересующийся проблемой здорового образа жизни.

Учитывая опыт ведения программ “Полезные привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить, что более эффективно для школы и учащихся проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й класс.

Результаты мониторинга по оценке эффективности обучения по программам “Полезные привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ “Общеобразовательная гимназия № 6”, свидетельствуют о несомненных улучшениях в знаниях учащихся в сравнении с началом и окончанием курса. Качественный показатель увеличился в среднем на 57%, а количественный – на 60%.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

Источник

Превентивная программа: » Всё в твоих руках».

методическим советом школы

протокол №__ от 20__г.

МБОУ « Дедовичская средняя школа №2»

« Всё в твоих руках»

Авторы: Храмцова Лариса Алексеевна-

учитель биологии, валеолог

Иванова Татьяна Павловна-

заместитель директора по ВР.

по социальной работе

« Центра планирования семьи и репродукции»

Пояснительная записка

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. … Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.

(Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года)

Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере и в школе, и в семьях. Мы знаем, что в настоящее время члены семьи чаще заняты решением собственных проблем и материальной составляющей жизни. Поэтому они меньше беседуют друг с другом, редко проводят свободное время вместе. Недостаток общения в семье приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками (особенно на средней ступени обучения), поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу. В связи с этим, опираясь на знания возрастной психологии, и была составлена данная программа.

Обзор ситуации со злоупотреблением психоактивных веществ в подростково-молодежной среде в Северо-Западном регионе, в том числе и в Псковской области.

Основную возрастную группу поведенческого риска составляют несовершеннолетние 11-17 лет, преимущественно юноши

Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%)

В настоящее время в Дедовичской средней школе №2 работает дружный сплоченный коллектив, который работает над формированием личности, готовый к самоопределению и саморазвитию, обеспечивая право каждого ученика на получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В учебном процессе задействовано: 620 учащихся, 50 педагогов, 2 библиотекаря, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, валеолог, медицинская сестра, врач стоматолог. В школе оборудована столовая, 2 спортзала, школьный музей, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет стоматолога. В школе работают спортивные секции и кружки по интересам и предметные.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования подготовлен проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Школа работает по своей модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Особое значение в образовательном процессе в нашей школе уделяется работе с одаренными детьми.

-отсутствие попытки переделать его, но уметь влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Основные проблемы, выявленные в школе в результате мониторинга здоровья:

-Высокий уровень хронических заболеваний учащихся

-Не сформирована культура досуга школьников

-Незначительный процент учащихся, посещающих спортивные секции

-Негативное отношение к урокам физической культуры у большого количества детей

-Низкая мотивация образовательной деятельности

-Не сформирована культура здорового питания

Источник

«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы «Полезный выбор» в 11-м классе МАОУ «СОШ №22» г.В.Новгорода»

ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

слушателя курсов повышения квалификации

«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы «Полезный выбор» в 11-м классе МАОУ «СОШ №22» г.В.Новгорода»

Работу выполнила: Токмина Светлана Борисовна,

г. Великий Новгород

Цель и задачи превентивной программы.

Методологические основы программы «Полезный выбор».

Роль и место дисциплины «Полезный выбор».

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Основы Безопасности Жизнедеятельности», «Обществознание».

Курс «Полезный выбор» адресован классным руководителям для проведения классных часов 10-11 классов и учителям-предметникам для преподавания в качестве предмета вариативной части учебного плана образовательного учреждения.

2.Цель и задачи превентивной программы.

Отличительной чертой программы является акцент на формирование полезного выбора из множества его вариантов, личной ответственности обучающегося за свои поступки и здоровье.

Ключевые понятия:

Программа направлена на формирование следующих навыков и свойств личности:

— положительного образа Я школьника;

— навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;

— навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников;

— навыков личностной и социальной компетентности.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

— влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ;

— признаки ИПП, меры профилактики;

— проблемы дискриминации и насилия в современном обществе;

— связь между употреблением ПАВ и преступностью;

— осознавать собственные потребности;

— положительные и отрицательные стороны собственного выбора;

— стили семейного воспитания;

— собственные профессиональные предпочтения.

Обучающиеся должны уметь :

— ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;

— преодолевать социальные стереотипы;

— оказывать сопротивление давлению сверстников;

— работать с источниками информации о вакансиях

— правильно вести себя на собеседовании;

— отстаивать собственную точку зрения;

— анализировать социальные ситуации;

— делать обоснованный выбор;

— нести ответственность за принятое решение

— преодолевать жизненные трудности.

Цель программы:

Формирование у старшеклассников положительного образа Я, активной жизненной позиции, навыков эффективного общения и принятия рациональных решений в различных жизненных ситуациях.

Формы организации учебного процесса:

Программа предусматривает чтение установочных лекций и проведение практических занятий. Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной индивидуальной работе и коллективной групповой работе обучаемых.

Итоговый контроль:

Анализ контрольных материалов по основным проблемам курса, представленных в рабочих тетрадях обучающихся.

Объём и сроки изучения:

Курс рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий, который изучается в течение полугодия (года).

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Повышение уровня воспитанности и правового воспитания обучающихся.

2. Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.

3. Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности обучающихся.

3.Методологические основы программы «Полезный выбор».

Теоретическую основу программы составляют научные разработки Бандуры (развитие саморегуляции и самоконтроля через положительное подкрепление приемлемого поведения и подражания ребенка) и Джессора (теория отклоняющегося поведения, обусловленного взаимовлиянием социальных, психологических, физиологических и генетических факторов).

Курс «Полезный выбор» продолжает, развивает и дополняет превентивное обучение, начатое «Полезными привычками» в начальной школе и «Формирование здорового жизненного стиля» в основной школе.

Курс «Полезный выбор» включает в себя материалы для учителя, учеников и их родителей. Комплекс материалов позволяет семье и школе придерживаться единого подхода в воспитании.

Методы обучения: методы превентивного обучения:

Структура занятия:

— форма интерактива (тренинг, ролевая игра, коллаж);

— основное упражнение, использование рабочей тетради;

-обратная связь, выводы.

Знания не оцениваются.

Анкетирование (см. анкету 1) перед проведением курса позволяет сориентироваться в ситуации по употреблению ПАВ внутри конкретной группы. Заключительная анкета (cм. анкету 2) позволяет приблизительно оценить эффективность курса и качество его проведения. Сбор результатов анкетирования на протяжении ряда лет может оказать школе помощь в оценке общих тенденций употребления подростками психоактивных веществ и эффективности профилактической работы в целом.

Анкета 1 Входная диагностика Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои имя и фамилию писать не надо. Только отмечай галочкой те варианты ответов, которые тебе подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить – главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать. Когда заполнишь все, сложи листочек пополам, чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его. Старайся отвечать честно, иначе наши остальные занятия могут получиться неинтересными.

2. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников курит?

3. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников употребляет алкоголь?

4. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников иногда нюхает клей или похожие вещества?

5. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников иногда принимает наркотики?

6. Как ты считаешь: много ли молодежи в нашем городе употребляет наркотики?

0%; 10%; 20%; 30%; 40%; 50%; 60%; 70%; 80%; 90%; 100%.

7. Куришь ли ты сам?

8. Если да, то где обычно ты куришь?

9. Употребляешь ли ты пиво, вино, другие спиртные напитки?

10. Если да, то где ты чаще выпиваешь?

11. Ты допускаешь, что будешь курить, когда станешь старше?

12. Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь (включая пиво), когда станешь старше?

13. Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь наркотики, когда станешь старше?

14. Считаешь ли ты, что нужно проводить специальную работу, чтобы ребята в нашей школе употребляли меньше алкоголя и наркотиков?

15. Хотел бы ты участвовать в такой работе?

Анкета 2 Выходная диагностика Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои имя и фамилию писать не надо. Только отмечай галочкой те варианты ответов, которые тебе подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить – главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать. Когда заполнишь все, сложи листочек пополам, чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его. Старайся отвечать честно.

2. Твой возраст: ____ лет

3. Оцени в баллах, насколько тебе понравился курс в целом (обведи кружочком).

5. Что не понравилось?

6. На какие вопросы ты не успел получить ответы?

7. Какой процент предоставленной информации был полезен именно тебе?

8. Изменилось ли после курса твое мнение относительно употребления:

алкоголя (включая пиво):

9. Как ты считаешь: поможет ли этот курс твоим одноклассникам не употреблять:

алкоголь (включая пиво):

10. Хотел бы ты участвовать в работе по профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков в нашей школе, нашем районе?

11. Сколько своего времени ты мог бы тратить на работу по профилактике?

В день в среднем_____час.

12. Какое пожелание ты бы еще хотел добавить? (Этот пункт заполнять не обязательно.) Успешной реализации программы психолого-педагогического и медицинского сопровождения по сохранению и укреплению здоровья учащихся способствует ее интеграция в воспитательную программу школы.

Содержание программы «Полезный выбор» в 11 классе:

Внешний вид. Поведение. Вежливость в разговоре. Навыки эффективного общения.

Занятие № 18 «Итоговое занятие».

6. Список литературы.

Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления наркотиков. Под ред.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред.

Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *