Придумывать небылицы фантазировать сочинять сказки что общего в значении слов

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.»

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Перед вами учебник «Русский родной язык».

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)

— Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

— Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)

— Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

— По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

— Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока

— Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

— Прочитайте выделенные слова. Чем они похожи? ( Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем.

— Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

— Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

— Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

— Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)

— Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

— А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).

— Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

— Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

— Послушайте стихотворение Б. Заходера

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником.

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

И только тот, кто начисто

Увы, не знает, как войти

— Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

— Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)

Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)

— С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)

— Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

— Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)

— Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

5. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

— Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

— Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

— Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

— Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

— Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? ( В 1)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)

— Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

— Что обозначало слово «правый» у русских людей? ( Правильный, справедливый, честный )

— Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

— Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

— Объясните значение слов

Заспесивилась –… ( загордилась, заважничала )

Увертка, изворот –… ( хитрость, уловка )

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

Правда чище красного солнца.

Из ясных очей приветом светит.

Идет прямо, как стрела.

Покачала головой и пошла

В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Заслонила рукой глаза, прищурилась.

Ковыляет да пошатывается.

Говорит себе под нос.

Говорит сладким голоском

Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

— Составьте общий текст. Стр. 8

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

( Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела )

— Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? ( Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться )

— Какие пословицы произносит Правда? ( Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча )

— Прочитайте пословицы Кривды. ( Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь )

— Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

( Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду )

Подведение итогов урока.

— Какая пословица вам понравилась больше?

— Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

— Найти по две пословицы о правде и о лжи.

Источник

Конспект урока по русскому родному языку

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Перед вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса. («Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)

— Как вы думаете, если мы уже изучали такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое, углублять знания)

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)

— Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

— Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)

— Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

— По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

— Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)

— Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

— Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

— Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

— Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

— Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)

— Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

— А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).

— Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

— Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

— Послушайте стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником.

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

И только тот, кто начисто

Увы, не знает, как войти

— Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

— Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)

Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)

— С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)

— Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

— Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)

— Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Справа – роща протянулась,

Слева – чей – то огород…

А когда я обернулась (Повернулись)

Стало все наоборот

Слева стала вдруг дубрава

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

6. Закрепление изученного материала. Упр. 3 (с. 5 – 6)

— Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

— Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

— Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

— Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

— Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

— Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? (В 1)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)

— Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

— Что обозначало слово «правый» у русских людей? (Правильный, справедливый, честный)

— Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

— Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

— Объясните значение слов

Заспесивилась –… (загордилась, заважничала)

Увертка, изворот –… (хитрость, уловка)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

1. Правда чище красного солнца.

2. Из ясных очей приветом светит.

3. Идет прямо, как стрела.

4. Покачала головой и пошла

5. В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

1. Заслонила рукой глаза, прищурилась.

2. Ковыляет да пошатывается.

3. Говорит себе под нос.

4. Говорит сладким голоском

5. Подслеповатые очи.

6. Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

— Составьте общий текст.

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

(Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)

— Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться)

— Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча)

— Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)

— Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

(Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду)

7. Подведение итогов урока.

— Какая пословица вам понравилась больше?

— Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

Источник

Словари

1. Создавать в процессе творчества (литературное или музыкальное произведение).

отт. устар. Составлять, намечать композицию картины (в живописи).

2. Выдумывать, придумывать.

отт. перен. разг. Лгать, врать.

Составлять текст чего-либо.

Морфология: я сочиня́ю, ты сочиня́ешь, он/она/оно сочиня́ет, мы сочиня́ем, вы сочиня́ете, они сочиня́ют, сочиня́й, сочиня́йте, сочиня́л, сочиня́ла, сочиня́ло, сочиня́ли, сочиня́ющий, сочиня́емый, сочиня́вший, сочиня́я; св. сочини́ть; сущ., с. сочине́ние

1. Если кто-либо сочиняет что-либо, то это означает, что этот человек находится в процессе творческого создания литературного, музыкального произведения.

Сочинять эпиграммы, романы. | Сочинять стихи. | Сочинять вариации на тему. | Сочинять оперы, гимны, симфонии.

2. Если о ком-либо говорят, что он сочиняет, то это означает, что этот человек говорит неправду.

3. Если кто-либо сочиняет что-либо, то это означает, что этот человек придумывает что-либо.

Сочинять истории. | Сочинять рекламные лозунги. | Мы можем сочинять предложения, подставляя в них новые слова.

4. Если писатель, поэт, драматург сочиняют, то это означает, что они занимаются своей профессиональной деятельностью.

Мой бывший сокурсник по филфаку сочиняет.

СОЧИНЯ́ТЬ, сочиняю, сочиняешь, несовер.

1. несовер. к сочинить. «Вероятно все писатели несколько сочиняют, изображая людей такими, какими хотели бы видеть их в жизни.» Максим Горький.

2. без доп. Быть сочинителем (см. сочинитель в 1 знач.), писателем (устар.). «Э! подумал я; да он сочиняет!» А.Тургенев.

СОЧИНЯТЬ, сочинить что, изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображенья. Сочинить драму, письмо, просьбу, стихи. Сочинить музыку на данные слова. Сочинить карту, составить вновь, по данным, и нанести на бумагу. Сочинить план, чертеж дома, дворца.

| грам. сочетаться, слагаться, согласоваться. Сочиненье, действие по гл.

2. Устар. Заниматься писательской деятельностью; быть писателем. * Правда ли, что Арбенин сочиняет? (Лермонтов).

Источник

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.»

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Перед вами учебник «Русский родной язык».

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)

— Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

— Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)

— Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

— По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

— Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока

— Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

— Прочитайте выделенные слова. Чем они похожи? ( Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем.

— Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

— Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

— Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

— Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)

— Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

— А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).

— Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

— Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

— Послушайте стихотворение Б. Заходера

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником.

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

И только тот, кто начисто

Увы, не знает, как войти

— Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

— Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)

Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)

— С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)

— Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

— Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)

— Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

5. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

— Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

— Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

— Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

— Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

— Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? ( В 1)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)

— Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

— Что обозначало слово «правый» у русских людей? ( Правильный, справедливый, честный )

— Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

— Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

— Объясните значение слов

Заспесивилась –… ( загордилась, заважничала )

Увертка, изворот –… ( хитрость, уловка )

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

Правда чище красного солнца.

Из ясных очей приветом светит.

Идет прямо, как стрела.

Покачала головой и пошла

В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Заслонила рукой глаза, прищурилась.

Ковыляет да пошатывается.

Говорит себе под нос.

Говорит сладким голоском

Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

— Составьте общий текст. Стр. 8

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

( Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела )

— Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? ( Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться )

— Какие пословицы произносит Правда? ( Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча )

— Прочитайте пословицы Кривды. ( Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь )

— Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

( Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду )

Подведение итогов урока.

— Какая пословица вам понравилась больше?

— Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

— Найти по две пословицы о правде и о лжи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *