Признаки что это сказка сивка бурка
Сказка «Сивка-бурка» стр. 49 — 50
1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
В этом народном произведении присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные персонажи.
А также здесь присутствуют троекратные повторы, присказка.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Главному герою предстояло снять с руки красавицы перстень.
Это и стало его главным испытанием.
А удалось Ивану его преодолеть с третьего раза.
И то благодаря своему верному помощнику – коню.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Такой персонаж, как конь изображён очень интересно, необыкновенно.
О шерсти сказано, что она наполовину из серебра, наполовину из золота.
Во время бега под ним дрожит земля, а из ушей идёт дым.
Ещё и ноздри огнём дышат.
То есть Сивка-бурка значительно отличается от обычных, реальных лошадей.
Этот персонаж много раз выручал Ивана.
Например, однажды он превратил его в красивого молодца, чем очень помог.
Помимо такого превращения, в сказке присутствует чудо в виде необычных способностей Ивана – он мог прыгать очень-очень высоко.
Но это скорее заслуга его верного слуги.
Ещё волшебством является то, насколько быстро Сивка-бурка являлся перед Иваном.
Достаточно было произнести пару слов.
То есть, всё, что связано с конём можно назвать волшебными моментами этого произведения.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Я бы не назвал Ивана простым. Он достаточно умён, смышлён и находчив.
А также герой намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему и смог водить их за нос.
Ещё народ изображает Ивана ловким, проворным и храбрым, а его братьев – глупыми и завистливыми.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ. Почему ты так думаешь? Приведи примеры.
Елена стала женой Ивана благодаря его доброму и находчивому нраву.
Он доказал, что намного лучше других, проявил упорство, смелость, ловкость и умение исполнять порученное дело.
Эти черты характера и стали залогом счастья Ивана.
Наглядными примерами являются достижения целей героя – сначала он поймал волшебного коня, а потом ещё добрался до желанного окна.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
В зависимости от эпизода, в интонации может присутствовать радость, насмешка, хитрость, напряжённость.
Главное — чётко произносить слова и делать нужные паузы: запятая – короткая пауза; точка, тире – длинная пауза.
7. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
Художник изображает момент поцелуя Ивана с прекрасной девицей.
Именно тогда герой и снял с её пальца желанное кольцо.
Одежду героев я так и представлял, а их лица немного размыты, поэтому сравнить не могу.
Ещё я почему-то думал, что у Елены длинная коса.
Пересказ:
Иван вызвал к себе своего верного, волшебного коня.
Перевоплотившись в красавца и оседлав Сивку-бурку, он добрался до окна, в котором сидела красавица Елена.
Иван поцеловал её и снял с пальца то самое, желанное кольцо.
По каким признакам можно определить, что произведение Сивка-Бурка-сказка?
Задание по литературе для 3 класса По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
В произведении «Сивка-Бурка» присутствует сразу несколько признаков сказки, причем не простой сказки, а волшебной.
В сказке «Сивка-Бурка» мы находим следующие признаки сказки:
Счастливый конец, закончившийся свадьбой и пиром.
Сказку можно определить по следующим признакам:
-превращение Иванушки-дурачка в доброго молодца;
-счастливый конец (свадьба Иванушки-дурачка).
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.
Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.
Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.
Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
«Сивка-Бурка, вещая каурка. ». Что значит эта бессмыслица? Все читали, но мало кто знает!
Сказка про Сивку-Бурку стала известной после публикации в сборнике «Народные русские сказки», куда её заботливо поместил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев.
Коротко напомню сюжет: было у старика три сына, которым он перед уходом из жизни велел приходить в течение трёх дней к месту упокоения. Двум старшим было лень, поэтому все три раза ходил младший Иван. Дурачок, как полагается в сказках.
Почивший отец заметил подлог и отблагодарил младшенького: выйди, говорит, в чисто поле, скажи странную фразу и прибежит к тебе конь волшебный. Залезь ему в правое ухо, потом в левое и станешь красивым молодцем, каких свет не видел.
А тут как раз царь дочку свою замуж выдать надумал. Залезла девонька на самый верх терема и ждёт, кто её с лошадиного скока в губы поцелует. Естественно, что справилась с такой задачей только Сивка-Бурка волшебная. И стал Иван царским зятем.
Сивка, Бурка, Каурка — что это такое?
Окрас сказочной Сивки-Бурки — это смешение мастей, которое никогда не встречается у лошади в реальной природе.
Сивый — это серый, седой. Слово часто употребляют с намёком на возраст: вспомните поговорку «Укатали сивку крутые горки». Лошади сивой масти — вороные (чёрного цвета) с проседью.
Бурый — это коричневый с рыжиной, поэтому корову ласково именуют Бурёнкой, а медведя — бурым.
Каурую масть иногда называют «дикой»: такие лошадки отличаются окрасом от красно-рыжего до рыже-коричневого, причем распределение цвета по туловищу идёт неравномерно.
Кем же на самом деле был такой странный конь?
Кто такая Сивка-Бурка на самом деле
Возможно, не боялся Сивку-Бурку он потому, что послал чудное животное родной отец, который явно не желал зла. И вообще древние славяне считали коня проводником в царство мёртвых. Сивка-Бурка — это родовой конь семьи, служивший всем старшим поколениям Ивана.
«Как лист перед травой» — это как?
Насчёт этой фразы я встретила необычную версию, что слова в ней — часть древнего языческого заговора, придающего словам дополнительную магическую силу.
«Трава» выступает здесь в качестве некоей абстрактной мощи, перед которой каждый листик стоит, как вкопанный, и дрожит на ветру. Но если у вас есть другие версии, пишите их в комментариях, с удовольствием послушаю.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа
нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;
Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем сочинить свою волшебную сказку.
Основное содержание урока.
1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:
А. – Смотри, вся пшеница потоптана.
В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал
А: – Три сына – это троекратный повтор.
В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.
А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.
В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.
А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?
В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…
Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.
А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.
В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.
А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.
В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.
А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.
В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.
А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?
В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.
А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.
В: Можно сказать, она добрая и справедливая.
А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.
В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.
А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.
А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…
В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.
А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.
В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.
А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.
В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?
А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»
А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.
В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.
А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.
В: Давай вспоминать.
1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.
2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.
4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.
5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.
7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.
8) На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.
9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.
10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.
11) Концовка – свадебный пир.
А: Поучительная сказка!
В: Чему же она тебя научила?
А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.
Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.
В: А я вспомнил пословицы к сказке.
А: И у меня есть пословицы.
В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?
А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда
В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.
А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:
3. Иванушка – дурачок
4. Елена Прекрасная
Разбор типового контрольного задания
1. Сколько сыновей было у старика?
2. Как называли Иванушку?
3. Кого звали Сивкой-буркой?
4. Значение слова «изловил».
5. Место, где сидела Елена Прекрасная.
6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?
1. Что посеял старик на поле?
3. Кто был волшебным помощником Иванушки?
4. Значение слова «потчевал».
5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 21 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке «Сивка-бурка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 49-50.
Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями.
Имеется зачин и концовка.
Происходят чудеса и превращения.
Имеется волшебный помощник.
Используются троекратные повторы.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Три попытки потребовалось Ивану, чтобы допрыгнуть до царевны. В этом ему помог волшебный конь Сивка-бурка.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля.
Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем.
Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны.
Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иванушка совсем не дурачок. Он хитрый и находчивый. Он сумел всех обмануть и сохранил свой подвиг в тайне.
От братьев он отличается целеустремлённостью, верностью слову и делу, скромностью.
Герой показан умелым, добрым, хитрым, находчивым, упорным.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ.
Иванушка честно выполнял порученное дело, он был умным и скромным. В этой сказке он самый положительный персонаж, и поэтому Елена досталась ему.
Я думаю, что герою помогли смелость, упорство и умение исполнять порученное дело.
Смелость позволила герою попытать счастья у терема царевны.
Упорство заставило сделать три попытки.
А умение исполнять порученное дело привело к обретению друга, Сивки-бурки.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Я бы прочитала в лицах беседу братьев и Ивана.
Братья с восхищением рассказывают про молодца. Иван с хитрецой спрашивает, не он ли это был. Братья сердито и с презрением отмахиваются.
7. Рассмотри иллюстрацию художника Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
На картине изображен третий прыжок Иванушки, когда он снял перстень и поцеловал царевну.
Я примерно так и представляла героев. Очень красивая Елена в богатых одеждах и Иванушка в образе доброго молодца.
Пересказ эпизода с Иванушкой и Еленой по сказке «Сивка-бурка» и картине В. Васнецова.
В третий раз поехали братья в столицу. И в третий раз отправился Иванушка в поле.
Позвал он Сивку-бурку, залез к нему в ухо, а из другого вылез красавцем.
Поскакал он в город, стеганул коня плёткой и допрыгнул до окна.
Поцеловал Иванушку Елену Прекрасную и сорвал с руки перстень.
А потом умчался прочь.
Люди пытались остановить героя, но того и след простыл.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки.
Примеры вопросов по содержанию сказки «Сивка-бурка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.