Пцу и упц в чем разница

Томос УПЦ и «ПЦУ»: в чем главные отличия

Украинская православная церковь отпраздновала 30-летие со дня дарования ей Грамоты о независимости и самостоятельности в управлении.

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

Как много украинцев знает о полученной автономии, какие принципиальные отличии Грамоты УПЦ от распиаренного Томоса «ПЦУ»?

Klymenko Time разбирался в отличиях и общался с экспертами.

30 лет независимости Украинской православной церкви

Празднование знаковой юбилейной даты УПЦ хотела начать с богослужения в стенах Софии Киевской. Соответствующее письмо с просьбой и было направлено в Минкультуры. Но, чиновники, ссылаясь на эпидемию короновируса, отказали.

«Мы обратились к Министерству культуры, чтобы нам позволили провести богослужение, но к сожалению, мы получили отказ в связи с коронавирусной ситуацией», — рассказал Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

Политическая подоплека и тогда в 1990 году имела место быть в церковном вопросе. Крестный ход тогда встречали оскорблениями и даже избиениями. Об этом рассказала очевидица тех событий – председатель синоидального отдела «Церковь и культура» Игуменья Серафима.

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

«Шли к Софии Киевской, на Божественную литургию и нас встретила толпа людей, которая нас начала избивать, выкрикивать оскорбления, политические лозунги. Это было впервые в моей жизни, в нашей жизни, наших сестер, наших прихожан… Мы столкнулись с политическим противостоянием против церкви», — рассказала женщина.

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

Невзирая на историю, патриотически настроенных граждан, грамота была вручена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополиту Киевскому о даровании украинской церкви независимости и самостоятельности в управлении.

После в адрес украинского правительства было направлено и официальное письмо, в котором объявлялось об отказе РПЦ от прав на собственность и имущества, до тех пор принадлежавших ей на территории Украины. Правопреемницей РПЦ в Украине объявлялась УПЦ.

Томос УПЦ и «ПЦУ». В чем главные отличия?

Украинская православная церковь отпраздновала 30-летие своей автономии в стенах Киево-Печерской Лавры. Была проведена международная конференция, а также презентована выставка, которая начнет работу со следующего года «УПЦ в служении Богу и людям». Посетители смогут увидеть награды и подарки, которые в разное время дарили Предстоятели Поместных Православных Церквей Предстоятелям УПЦ, награды епископата и духовенства, панагии, кресты и медали, посвященные юбилейным датам Украинской Православной Церкви.

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

Епископ Сильвестр, ректор Киевской духовной академии и семинарии исследовал уставы УПЦ и ПЦУ. Анализ показал, что в некоторых вопросах УПЦ более самостоятельна, чем структура Епифания ПЦУ.

За 30 лет своего автономного существования УПЦ с 22 епархий и 22 епископов выросла до 53 епархии и более чем 100 епископов, с 5,5 тыс. общин до 12,5 тыс. общин, священников с 6 до 13 тысяч.

Но церковные разделения в Украине и сегодня остаются непреодоленными. Последние годы принесли сплошные обострения и противостояния, столкнулись с многочисленными силовыми захватами храмов и с откровенно дискриминационной политикой государственной власти по отношению к Украинской Православной Церкви.

Источник

Блаженнейший Онуфрий пояснил разницу между УПЦ и ПЦУ для тех, кто верует

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разница

Обман – изобретение диавола, и он никогда не приводит к добру, напомнил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью, опубликованном в очередном выпуске журнала «Пастырь и паства».

«Если человек хочет искать Царство Божие и правду Божию, то есть хочет готовить свою душу для блаженной вечности, то он должен идти в УПЦ, а если человек хочет обманывать людей и пускать им в глаза религиозно-политическую пыль, то ему более подойдет ПЦУ», – ответил Предстоятель Украинской Православной Церкви на вопрос о том, что делать человеку, который колеблется между тем, переходить ли ему в ПЦУ или же оставаться в канонической Церкви.

Архипастырь подчеркнул, что «мы просим последнего опомниться и не обманывать ни других, ни себя, ибо обман – это изобретение отца лжи – диавола, и к добру он никогда не приводит».

«Человек, будь верен Богу, люби Бога, люби людей, люби Истину и благо тебе будет не только в вечности, но еще здесь, на земле», – призвал Блаженнейший Онуфрий.

Также Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий рассказал для зрителей телеканала «Интер» об особенностях взаимоотношений Церкви с государственными властями Украины.

«Церковь не может служить партии. Церковь внепартийна. Если мы будем служить партии, мы станем такой же политической организацией, как и та партия, которой мы служим. Но Церковь служит всем. У нас все перед Богом одинаковы, все равны. Это все – дети Божии», – говорит Архипастырь.

Телезрителям также рассказали, что в ходе интервью Блаженнейший Митрополит Онуфрий объяснит, какими принципами руководствуется во время общения с сильными мира сего.

«Я – послушник Церкви. Находясь на этом послушании, я по своему долгу, по своим обязанностям должен общаться и с иноверными людьми, и с бизнесменами, и с политиками. И вот задача Предстоятеля заключается в том, чтобы, общаясь с иноверными, я не потерял чистоту своей православной веры. Общаясь с бизнесменами – чтобы я не превратился в бизнесмена. Общаясь с политиками – не превратился в политика. Чтобы я остался Божьим слугой, слугой Церкви», – цитирует телеканал слова Предстоятеля УПЦ.

Источник

УПЦ и ПЦУ различаются по духу: откровения С. Думенко «Радио Свобода»

В последний день Великого поста С. Думенко объявил все общины УПЦ своими, анонсировал новую волну захватов, назвал РПЦ дочкой ПЦУ и сделал целый ряд других откровений.

24 апреля 2021 г., в Лазареву субботу, глава ПЦУ Сергей (Епифаний) Думенко дал интервью «Радио Свобода», в котором объявил, что все общины УПЦ принадлежат ПЦУ, анонсировал новую волну «переходов», назвал РПЦ дочкой ПЦУ и сделал целый ряд иных, не менее шокирующих откровений. Читаем, анализируем основные тезисы.

«По духу можно сразу понять»

Квинтэссенцией данного интервью можно считать ответ на следующий вопрос:

Корр. «Радио Свобода»: Кстати, в соцсетях кое-кто пишет, «как разобраться, где какая церковь». Вообще, есть же таблички на церквях.

Сергей Думенко: Если нет, то по духу сразу можно понять. Если есть украинский флаг, даже и таблички не нужно.

«Архиереи» ПЦУ даже и не осознают, как верно они порой характеризуют УПЦ и ПЦУ. Накануне Рождества 2021 г. «митрополит» Александр Драбинко во всеуслышание заявил, что Митрополит Онуфрий «видит все через призму Священного Писания» и считает, что верующие – это «граждане Неба». Драбинко пытался подать это как негатив, насмешку над Предстоятелем УПЦ, а между тем более точной характеристики Блаженнейшего Онуфрия трудно себе и представить. И вот сейчас Сергей Думенко также подтвердил, что УПЦ и ПЦУ различаются по духу. При этом сразу же характеризовал в чем основа духа ПЦУ – в украинском флаге на храмах.

Дело конечно же не во флаге, а в том, что ПЦУ сама себя позиционирует как национальная украинская церковь, где национальное однозначно преобладает над церковным. Еще в I веке апостол Павел писал, что «… нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Кол 3:11). Также и в XIX веке этнофилетизм, т.е. предпочтение национальных интересов общецерковным, был осужден как ересь. Несмотря на то, что этнофилетизм осужден Поместным Константинопольским Собором в 1872 г., сейчас он активно продвигается Константинопольским патриархатом в виде теории о некоем особом положении греческого народа, его призвании руководить остальными и обязанности этих остальных подчинятся. Однако это отдельная тема.

В Украине же этнофилетизм принял форму утверждения в храмах украинской нации через деятельность ПЦУ и ее сторонников. Дух ПЦУ – это дух национализма в церковной обертке, символом чего и являются государственные флаги на храмах. Дух же УПЦ – это, по словам Драбинко, быть гражданами Неба, стремиться в Царство Небесное. Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). И вот, как это не удивительно для людей далеких от духовной жизни, верующие УПЦ стремятся прежде всего исполнять волю Божию, стремиться к Небу, но вместе с тем оказываются истинными патриотами и своего земного Отечества. Они смиренно трудятся, воспитывают детей, совершают дела милосердия, молятся за Украину, ее власти и народ. Если задаться целью и посчитать на какую сумму епархии и общины УПЦ помогают больницам, детским домам и другим подобным учреждениям и сравнить это с помощью от ПЦУ, то разница будет огромная. Дух Божий, который пребывает в УПЦ, движет добрыми делами верующих, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Вторая Пасха во время пандемии

Ничего необычного по этому вопросу Думенко не сказал.

Как и в прошлом году, ПЦУ будет отправлять своих «священников» на хлебокомбинаты и в магазины «освящать» паски. Подобная практика вызывает целый ряд вопросов: во-первых, почему в прошлом году на бирках было указанием, что паска «освящена», но не указывалось, что она «освящена» ПЦУ? Это называется обман покупателя. Будь на паске такое указание, верующие УПЦ ее бы не покупали. А во-вторых, в таком случае вообще теряется смысл «освящения», ведь не сам кулич становится каким-то особенным, а расположение нашей души побуждает нас прийти в храм на Пасху, участвовать в богослужении и освятить паску и другие продукты как символ нашего осознания, что Бог дает нам пищу и питие, тем более в такой радостный праздник. Покупка в магазине кулича с биркой «освящено», к тому же неизвестно кем, вряд ли является таким символом.

На вопрос доставки в Украину Благодатного огня из Храма Гроба Господня в Иерусалиме Думенко ответил, что не собирается отправлять специальный самолет за ним. Но, что если случится оказия и какая-то «техническая авиакомпания», которая будет «совершать какие-то перелеты в это время», то Благодатный огонь доставят в Украину и развезут по храмам ПЦУ. Сергей Думенко только «забыл» сказать, что представителей ПЦУ не пускают в Храм Гроба Господня в Великую субботу, что Иерусалимский патриархат не признает ни его самого ни религиозную организацию, которую он возглавляет, а их попытки проникнуть туда, используя дипломатические приглашения или другие уловки, вызывают скандал. Следовательно, Благодатный огонь добывается для ПЦУ обманным воровским путем. Насколько это этично и духовно? Думенко такие вопросы не поднимает.

Новая волна «переходов»

Отвечая на вопрос о «переходах» (по факту захватов) храмов, С. Думенко выдал фразу, которая вполне могла бы номинироваться на конкурс «Нелепица года», если бы таковой существовал: «Согласно томосу, согласно разъяснениям Его Всесвятости, патриарха Варфоломея, все православные парафии в Украине принадлежат ПЦУ. Но существует такой определенный канонический коллапс, что в Украине есть те, которые не признают этой реальности».

Так и хочется спросить Сергея Думенко: зачем вы вообще занимаетесь захватами храмов и переводами общин в ПЦУ, если в вашей реальности они и так принадлежат вам?

Так и хочется спросить Сергея Думенко: зачем вы вообще занимаетесь захватами храмов и переводами общин в ПЦУ, если в вашей реальности они и так принадлежат вам? Придумывание какой-то своей реальности – это уже, наверное, дело клинической медицины, но вот что интересно: для Сергея Думенко ничего не значит Конституция Украины, которая гарантирует свободу совести, ничего не значит Закон «Про свободу совести и религиозные организации», который говорит, что каждый человек и каждая община имеют право самостоятельно определять к какой конфессии они будут принадлежать, наконец, ничего не значит мнение миллионов верующих УПЦ, которые отказываются признавать «реальность», придуманную патриархом Варфоломеем. Для С. Думенко имеет значение только то, что сказал турецкоподданный глава Фанара. Возникает вопрос о «служении» С. Думенко народу Украины и Украине в целом, о котором он не устает всем рассказывать.

Самое главное заявление главы ПЦУ по поводу переходов – это анонсирование новой волны, приуроченной к приезду патриарха Варфоломея в Украину. Опять же интересный нюанс. Корреспондент «Радио Свобода» формулирует вопрос следующим образом: «Мы знаем, что президент Украины пригласил патриарха Варфоломея приехать на празднование 30-летия независимости Украины. РПЦ боится этого приезда. Это создаст, как они говорят, новый виток «захватов» храмов».

Логично будет предположить, что корреспондент ожидала, что С. Думенко сейчас начнет опровергать это утверждение, рассказывать о том, что никакой волны захватов не планируется и что ПЦУ вообще очень миролюбивая организация, но глава ПЦУ вдруг не опровергает, а наоборот подтверждает перспективу новой волны захватов и заявляет, что опасения УПЦ («РПЦ» в терминологии Думенко – Ред.) вполне оправданы.

С. Думенко: «Это приведет к большему пониманию украинцев, где есть настоящая Украинская православная церковь, а где есть РПЦ. Как и этот виток понимания после получения томоса. Те, которые были готовы, приняли решение (о переходе в ПЦУ – Ред.). Но будет и другая волна. И не меньшая, а большая. Поэтому у них есть определенный страх перед приездом Вселенского патриарха в Украину».

И пусть никого не обольщает терминология С. Думенко и сторонников ПЦУ, когда они говорят о «переходах» общин в юрисдикцию ПЦУ. О том, что собой представляют эти «переходы», достаточно доходчиво рассказали представители общин УПЦ, собравшиеся 22 февраля 2021 г. в Киево-Печерской лавре на съезд верующих захваченных храмов «Верные». Они говорили, как сторонники ПЦУ избивали верующих, срезали болгарками замки, врывались в храмы, выталкивали священников на улицу и творили прочие бесчинства. В конце концов, есть масса видеосвидетельств подобных событий. А местные чиновники, беря под козырек, незаконно перерегистрировали их общины в юрисдикцию ПЦУ. Добровольно в ПЦУ перешло порядка 80 общин, все остальные – это захваченные храмы и незаконно перерегистрированные общины.

И вот теперь С. Думенко во всеуслышание заявляет, что готовится еще большая, чем раньше, волна подобных «переходов». По сути дела, подобное заявление можно квалифицировать как призыв к незаконным (как минимум) действиям. Незаконность их, по опыту прошлых «переходов», заключается в том, что вместо религиозной общины за «переход» голосует община территориальная, а местные чиновники регистрируют такое голосование.

РПЦ – «дочка» ПЦУ

Еще одна номинация на конкурс «Нелепица года». Напомним, история ПЦУ начинается с 15 декабря 2018 г., когда так называемый «объединительный Собор» основал эту организацию. «Иерархия» ПЦУ представляет собой группу людей, не имеющих благодатного апостольского преемства рукоположений, поскольку практически все они были «рукоположены» Филаретом Денисенко или иными лицами, находившимися вне Церкви. Исключение составляют Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко), совершившие акт предательства Церкви и запрещенные в священнослужении.

Корр. «Радио Свобода»: «В одной из проповедей или в приветственном слове вы сказали про то, что РПЦ – «дочка» ПЦУ. В фейсбуке люди откликнулись, «дочка» на 400 лет младше, но очень норовливая, хочет учить «матерь».

С. Думенко: «Действительно, если мы углубимся в историю, то на самом деле, где есть центр русского православия? Именно тут – где произошло крещение Руси. Разве не здесь, в Днепре на киевских холмах.? И для них это очень болезненно, потому что им нужно переписывать всю ту историю, которая была забрана от нас на протяжении последних столетий существования Российской империи. Украинская церковь является матерью-церковью для РПЦ. РПЦ является «дочкой» Украинской православной Церкви. Хотя автокефальный статус мы приобрели недавно, но мы имеем давний и глубокий корень».

Ваш «давний и глубокий корень» – это анафематствованный в 1997 г. Филарет Денисенко, чью анафему немедленно признал патриарх Варфоломей. Тот самый Филарет, который в свое время предал Церковь, ушел из нее и основал совершенно новую религиозную организацию, УПЦ КП. Сам С. Думенко умудрился противоречить самому себе в своем нелепом пассаже про «матерь» и «дочку». Он сказал, что в Киеве центр русского православия и что на киевских холмах произошло Крещение Руси. Но разве сторонники ПЦУ не устают все время кричать, что они не имеют никакого отношения к «русскому православию»? Разве они не стыдятся самого слова «Русь»? Как русская церковь может быть «дочкой» украинской, когда вообще сам термин «украинская церковь» возник только после Революции 1917 г. в связи с еще одной антиканонической идеологемой «независимому государству – независимая церковь»? И опять повторимся, ПЦУ – это организация, которая создана из двух раскольнических группировок два года назад, и она ни в религиозном, ни в историческом, ни в каноническом отношении не имеет никакого отношения к Церкви, возникшей на Руси при святом князе Владимире.

А по большому счету, все эти игры в «дочки-матери», затеянные патриархом Варфоломеем, к спасительной миссии Церкви на земле отношения не имеют.

Лавры перейдут в ПЦУ

ПЦУ – церковь московской традиции, но со временем это поменяется

Корр. «Радио Свобода»: «Почему ПЦУ не имеет ни одного глобального проекта собственной украинской православной традиции? Я о богослужебном пении, внешнем виде иерархов и так далее. Ведь заметно, что все базируется именно на московской традиции».

С. Думенко: «Не все базируется. Почему? Если говорить про российскую традицию, то это в определенной мере украинская традиция, которая была в свое время забрана из Киева. Сейчас мы работаем над тем, чтобы унифицировать и пение. У нас есть специалисты, которые занимаются разработкой богослужебных книг, чтобы все унифицировать. Но на это нужно время. Это касается и богослужебной одежды. Нужно только время. Если говорить про российские традиции, то нужно знать и историю, что это в свое время были украдены украинские добрые традиции. Поэтому я думаю, что со временем украинская церковь будет больше изменяться, реформироваться и делать все для того, чтобы быть полезной каждому украинцу».

Опять С. Думенко запутался в том, что является украинской традицией, а что русской и чем они отличаются одна от другой. Если бы он был, как говорят, «интеллектуально честным», то вынужден был признать, что, по большому счету ничем не отличаются, что это практически одна и та же традиция.

И вообще, как можно «украсть» традицию?! Ведь она не вещь, которую если один человек забрал, то у другого она пропала. Традиция может перестать существовать только если сами люди откажутся от нее. Традицию можно только позаимствовать. И если у тебя заимствуют твою традицию, значит это хорошо, значит она имеет большую ценность. И зачем ты тогда от нее отказываешься? Если «российские традиции» – это «украденные украинские добрые традиции», то зачем их менять, зачем реформировать? А если они не такие уж и «добрые», то зачем сожалеть, что их «украли»?

Призывать к прощению – российская пропаганда

Был Думенко задан вопрос и о цикле фильмов Оксаны Марченко «Паломница».

С. Думенко: «Я этого фильма не видел. Я только слышал о нем. Я не смотрю российскую пропаганду, потому что там, очевидно, заложены определенные месседжи о прощении. К этому украинское общество готовили, потому что этот фильм был снят еще когда, наверное, рассматривали вопросы, что нужно всех простить и принять. Это касается особенно боевиков, находящихся на оккупированных территориях. И сейчас мы видим подобные месседжи и со стороны митрополита РПЦ Онуфрия, который призывает якобы прощать. Но в то же время на практике мы видим совсем другое».

В тексте этого не передать, но произнося слова «нужно всех простить и принять», Сергей Петрович по-особому иронично поиграл голосом, давая понять, что уж для него подобные темы неприемлемы. Что было смешного для Епифания Думенко в призывах к прощению, так и осталось непонятным. Страна уже 7 лет ведет странную войну, в которой погибли и были ранены десятки тысяч украинцев. Даже ультрапатриотичный и воинственный глава УГКЦ Святослав Шевчук недавно заявил, что «не существует военного решения конфликта на Донбассе». Следовательно, единственный путь прекратить эту войну – те самые слова, над которыми иронизирует Сергей Петрович Думенко – «нужно всех простить и принять».

Но даже не это главное. Слово «прощение» – ключевое в христианстве. Это слово содержится в единственной молитве, оставленной нам лично Христом – «Отче наш»: «… и прости нам долги наша, как и мы прощаем должником нашим». На исповеди мы просим Бога простить наши грехи. Когда мы ссоримся с родными людьми – первый шаг к миру лежит через слово «прости». Апостол Павел говорит такие слова: «…прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:32).

Когда ведущая «Радио Свобода» с Думенко обсуждала вопрос прощения, то на экране показали борд с Блаженнейшим Онуфрием, на котором были слова: «Великий пост – время прощать». Именно в этот момент Думенко заявил, что Предстоятель УПЦ призывает «якобы прощать», а «на практике мы видим совсем другое».

Именно здесь, думается, и находится ответ на тезис, вынесенный в заголовок статьи, чем же УПЦ и ПЦУ различаются по духу. Для УПЦ слова «мир» и «прощение» неразрывно связаны. Церковь неустанно повторяет, что только через прощение можно прийти к миру в своей стране и миру в своей душе. ПЦУ же не нужны ни мир, ни прощение.

Потому слова Епифания о том, что призывы к прощению – это российская пропаганда, вполне естественны. А вспоминая все интервью главы ПЦУ, невольно приходишь к мысли, что точно такой же российской пропагандой он считает слова «правда» и «истина».

Источник

Пцу и упц в чем разница. Смотреть фото Пцу и упц в чем разница. Смотреть картинку Пцу и упц в чем разница. Картинка про Пцу и упц в чем разница. Фото Пцу и упц в чем разницаyurasumy

Если ты ненавидишь — значит тебя победили ©

“Уставные документы УПЦ и ПЦУ: сравнительный анализ” (Часть 1)

От автора блога. Как говорится, все познается в сравнении. Чем же отличается «Турецкая воля» от «Московской неволи»?

Доклад ректора КДАиС епископа Сильвестра (Стойчева) на ХII Международной научно-практической конференции 27 октября 2020 года (г. Киев).

После того, как в начале 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей выдал томос об автокефалии так называемой Православной Церкви Украины (ПЦУ), развернулась дискуссия об объеме прав, предоставленных новообразованной структуре, в сравнении с каноническим статусом Украинской Православной Церкви.

В этом докладе мы попытаемся сравнить уставные документы ПЦУ с документами, которые определяют статус Украинской Православной Церкви. В дальнейшем изложении для объективности анализа мы будем применять по отношению к ПЦУ терминологию в том виде, как она применяется в соответствующих уставных документах.

Начнем с перечня тех документов, которыми определен устав нашей Церкви и которыми она руководствуется в своей внутренней жизни.

Свой современный статус Украинская Православная Церковь получила согласно Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г. На основании этого Определения Патриарх Алексий в тот же день подписал Грамоту, которой благословлялось «быть отныне Православной Украинский Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении». Хотя обычно именно эту Грамоту считают главным правоустанавливающим документом для Украинской Православной Церкви, это не совсем так. Благословенная Грамота лишь вводила в жизнь Определение Архиерейского Собора.

Патриаршая грамота 1990 года была именной. Она была адресована лично тогдашнему Киевскому митрополиту Филарету (Денисенко). Определение же Архиерейского Собора имеет фундаментальный характер и не привязывается к конкретным лицам.

29 октября 1990 года в Киеве собрался первый Собор епископов Украинской Православной Церкви, принял Устав об управлении нашей Церкви. Именно этот Устав стал документом, которым Украинская Православная Церковь руководствуется в своей внутренней жизни. На сегодня действует редакция Устава УПЦ, принятая в 2007 году.

Особый статус Украинской Православной Церкви отражен и в Уставе Русской Православной Церкви. В частности, Устав РПЦ в редакции 2000 года закрепил статус Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии». А в 2017 г. в Устав РПЦ была внесена специальная глава (глава Х), посвященная Украинской Православной Церкви.

Итак, на сегодня документами, определяющими канонический статус и внутреннее устройство Украинской Православной Церкви, являются:

1) Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г.;

2) Благословенная грамота Святейшего Патриарха Алексия от 27 октября 1990 г.;

3) Устав об управлении Украинской Православной Церкви (в редакции 2007 г.);

4) Глава Х Устава Русской Православной Церкви (в редакции 2017 г.).

Что касается ПЦУ, то после того, как в апреле 2018 г. патриарх Варфоломей заявил о своем намерении создать в Украине автокефальную Церковь, началась разработка Устава будущей ПЦУ. Из сообщений СМИ известно, что проект этого Устава был написан в Греции профессорами местных богословских факультетов. 29 ноября 2018 г. проект Устава ПЦУ был рассмотрен и предварительно одобрен Священным Синодом Константинопольского патриархата.

Итак, проект Устава ПЦУ был написан за пределами Украины и, очевидно, без участия представителей Украины. Тем не менее, этот проект рассматривался и в Украине как представителями государственных властей, так и представителями УПЦ КП и УАПЦ. В результате уже в Киеве к предложенному проекту Устава были внесены определенные изменения. 15 декабря 2018 г. так называемый «Объединительный собор» принял Устав ПЦУ с учетом всех этих правок.

5 января 2019 г. патриарх Варфоломей подписал, а 6 января официально вручил томос об автокефалии ПЦУ. Итак, двумя документами, которые устанавливают канонический устав ПЦУ и регламентируют ее внутреннюю жизнь, являются:

2) томос об автокефалии ПЦУ.

В случаях разногласий между Уставом и томосом приоритет отдается томосу.

Теперь перейдем к сравнению общих положений о каноническом статусе, которые есть в указанных документах. Как сказано, Украинская Православная Церковь сегодня имеет статус самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви.

Что касается ПЦУ, то и Устав, и томос говорят, что она является автокефальной Церковью. При этом оба документа предусматривают сохранение особой связи ПЦУ с Константинопольским патриархатом.

В частности, в томосе сказано, что после получения автокефалии для решения важных вопросов церковного, догматического и канонического характера Киевский митрополит должен обращаться к Вселенскому Патриаршему Престолу, «желая от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания».

Также в томосе сказано, что Православная Церковь Украина, так же «как и другие Патриархи и Предстоятели», должна признавать «головой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол» (γινώσκει ὡς κεφαλὴν τὸν Ἁγιώτατον Ἀποστολικὸν καὶ Πατριαρχικὸν Οἰκουμενικὸν Θρόνον). Итак, Константинопольский патриарший престол здесь назван главой всех Поместных Церквей. Это утверждение отсылает нас к острой богословской дискуссии, которая длится уже не одно десятилетие.

В произведениях православных богословов греческого происхождения (таких, как митрополит Иоанн (Зизиулас), архиепископ Элпидофор (Ламбриниадис), архимандрит Иоанн (Мануссакис)) первенство Константинопольского престола во Вселенской Церкви уподобляется первенству Бога Отца в Святой Троице. В этой парадигме первенство выступает как онтологическая категория. Поэтому право Константинопольского патриарха на первенство во Вселенской Церкви эти богословы относят не к человеческому праву, а к праву Божественного. С критикой такого понимания первенства выступали, например, митрополит Калистос (Уэр), протоиерей Джон Бэр, протоиерей Эндрю Лаут и другие авторитетные богословы. Русская Православная Церковь на официальном уровне отвергла такое учение о первенстве во Вселенской Церкви.

Первая статья Устава ПЦУ говорит, что «Православная Церковь Украины является… неотъемлемо единой с Матерью Великой Христовой Церковью в Константинополе и через нее со всеми другими Православными автокефальными церквями». То есть, ПЦУ имеет общение с другими Поместными Церквами не напрямую, а только через Константинопольский Патриархат. Здесь мы сталкиваемся с почти римским пониманием первенства во Вселенской Церкви. Для современного католического богословия абсолютно типичен тезис о том, что церковное единство обеспечивает общение всех епископов мира с Римским престолом.

Главным показателем для определения канонического статуса той или иной Православной Церкви традиционно выступает процедура избрания и интронизации ее Предстоятеля. Признаком автокефалии (то есть полной административной независимости Поместной Церкви) является право самостоятельно выбирать и интронизировать своих Предстоятелей. Что же говорят уставные документы УПЦ и ПЦУ об избрании Предстоятелей?

Пункт 3. Определение об Украинской Православной Церкви 1990 г. указывает, что ее Предстоятель избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Итак, Киевский Митрополит только благословляется Московским Патриархом. Определение 1990 г. не предусматривает участия высшей власти Русской Православной Церкви в процедуре избрания Киевского Митрополита. Также Определение не говорит о возможности отклонения Московским Патриархом избранного Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Итак, благословение Патриарха Кирилла, которое должен получить избранный Киевский Митрополит, не следует отождествлять с его утверждением. Получение Патриаршего благословения лишь свидетельствует о канонической связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью.

С 2014 г. была введена и практика свершения интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Так, 17 августа 2014 г. состоялась интронизация новоизбранного Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Во время литургии в Киево-Печерской Лавре после пения Трисвятого старший иерарх из числа постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Одесский и Измаильский Агафангел произнес интронизационную молитву.

После этого митрополит Агафангел и второй из числа старших постоянных членов Синода митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь трижды возвели владыку Онуфрия на Митрополичий трон на горнем месте с произнесением «Аксиос». По завершении литургии митрополит Агафангел вручил Блаженнейшему Онуфрию жезл его предшественника – Блаженнейшего Митрополита Владимира. Итак, Украинская Православная Церковь сама интронизировала своего Предстоятеля. Присутствующие на торжествах представители других Поместных Церквей выступали лишь в качестве почетных гостей.

Хотя наша Церковь официально не относится к числу Автономных Церквей, все же она фактически имеет те же права, которые имеют Автономные Церкви в составе Московского Патриархата. Причем в отдельных вопросах объем прав Украинской Православной Церкви даже превышает права Автономных Церквей. Например, томос о предоставлении автономии Японской Православной Церкви (от 10 апреля 1970) указывает, что Предстоятель Японской Церкви утверждается (а не просто благословляется) Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, Московский Патриарх имеет право отклонить представленную ему кандидатуру Японского митрополита и требовать избрания другого лица. При этом Устав Русской Православной Церкви не предусматривает процедуры отклонения Московским Патриархом избранного Киевского митрополита.

Что касается ПЦУ, то ее глава избирается Поместным Собором, который является собранием епископата, духовенства и мирян. В норме процедура избрания предстоятеля ПЦУ не предусматривает вмешательства других Поместных Церквей. Однако, как указано в Уставе, «если при замещении престола Митрополита Киевского и всея Украины возникают непреодолимые проблемы, нарушающих единство Церкви, об этом сообщается немедленно Вселенскому Патриарху, первому в Православной Церкви, и он ищет решение этого, согласно всеправославно действующим правилам о его священноканонической экстерриториальной юрисдикции». Здесь опять же речь идет об особых правах Вселенского патриарха, которые ставят его над всеми другими Предстоятелями.

На данный момент есть уже прецедент проведения интронизации Предстоятеля ПЦУ. 3 февраля 2019 г. в соборе Святой Софии в Киеве во время литургии состоялась интронизация митрополита Епифания. Как видно из видеозаписи этого богослужения, фактически интронизацию возглавлял специальный представитель Константинопольского патриарха – митрополит Галльский Эммануил.

Еще одним признаком степени независимости Поместной Церкви процедура изготовления (или получения) святого мира. Согласно томосу 2019 г., ПЦУ не имеет права самостоятельно изготавливать святое миро. Она обязана получать его от Константинопольского патриарха.

Что касается Украинской Православной Церкви, то в Уставе Русской Православной Церкви сказано, что Украинская Православная Церковь должна получать святое миро от Московского патриарха.

При этом следует отметить, что в XVIII – начале ХХ в., несмотря на то, что Киевская митрополия фактически была лишь одной из епархий Русской Церкви, в Киево-Печерской Лавре традиционно изготавливали и освящали святое миро. Итак, в то время изготовления святого мира в Киеве не считалось признаком церковной независимости украинских епархий.

Теперь сравним процедуру одобрения Уставов УПЦ и ПЦУ. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, Устав Украинской Православной Церкви утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. Обратим внимание, что за Московским патриархом закреплено право только одобрять (а не утверждать) Устав нашей Церкви.

При этом Устав Украинской Православной Церкви ничего не говорит о процедуре его принятия Московским патриархом. Здесь лишь указывается, что Устав принимается Собором Украинской Православной Церкви. Никаких других принятых (или утверждений) здесь не предусмотрено. Право внесения дополнений и изменений в Устав имеет Собор епископов Украинской Православной Церкви с последующим принятием Собором Украинской Православной Церкви. Право толковать положения Устава имеет Священный Синод Украинской Православной Церкви.

Здесь тоже интересно сравнить Украинскую Православную Церковь с Автономными Церквями. В Уставе Русской Православной Церкви указано, что Уставы Автономных Церквей принимаются их Соборами, но при этом проект Устава подлежит «письменному согласованию с Патриархом Московским и всея Руси». Итак, Устав Автономной Церкви выносится на обсуждение ее Собора только после того, как его проект письменно согласован с Патриархом.

Что же касается Устава Украинской Православной Церкви, то он принимается Собором Украинской Православной Церкви, затем подписывается Киевским Митрополитом и только после этого одобряется Московским патриархом. От Украинской Православной Церкви не требуется предварительного письменного согласия проекта Устава. Следовательно, и в этом отношении требование к Уставам Автономных Церквей являются более строгими, чем требования к Украинской Церкви.

По Уставу ПЦУ, то право его принимать его и вносить в него изменения имеет Поместный Собор ПЦУ. Архиерейский же Собор имеет право частично изменять Устав. Но изменения, внесенные в Устав Архиерейским Собором, подлежат утверждению на Поместном Соборе. При этом особо отмечается, что изменения в Устав могут вноситься только «в духе томоса».

В тех случаях, когда в жизни ПЦУ возникают вопросы, которые не оговорены в Уставе, но при этом нуждаются в уставном регулировании, должна создаваться смешанная комиссия, состав которой формируется Вселенским Патриархатом и ПЦУ. Именно такая комиссия должна предложить решение спорных вопросов. Также Вселенский Патриарх имеет исключительное право толковать положения Устава в отношении томоса. Итак, как видим, и в этой сфере Константинопольский патриарх сохраняет очевидные рычаги влияния на ПЦУ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *