Публичные слушания или общественные обсуждения в чем разница
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Так будет лучше: депутат Барнаула о новом формате общественного обсуждения
Депутаты Барнаула прописали новый формат обсуждения важных для города вопросов — общественные обсуждения. Процедура станет удачным дополнением существующих механизмов выяснения мнения населения. Об этом на радио Эхо Москвы в Барнауле рассказал депутат Барнаульской гордумы, руководитель фракции «Единая Россия» Вячеслав Перерядов.
Корреспондент: На мартовском заседании депутаты БГД изменили процедуру общественного участия в вопросах местного самоуправления. Теперь вопросы градостроительной деятельности, в частности проект Генплана Барнаула, могут быть рассмотрены не только на «публичных слушаниях», но и через «общественные обсуждения». В чем разница между публичными слушаниями и общественным обсуждением?
Вячеслав Перерядов: Принципиальное различие одно: при проведении слушаний необходимо очное собрание, при общественном обсуждении — нет. Новшество формата «общественное обсуждение» в возможности увидеть проекты любому желающему.
А в остальном механизмы похожи. И я напомню, что инициировать и общественные обсуждения, и публичные слушания могут не только администрация города и депутаты, но и совершеннолетние граждане, если соберется инициативная группа более 50 человек.
Корр.: Почему было принято такое решение?
В.П.: Общественное обсуждение — современный, дополнительный, полезный инструмент, который дает жителям возможность конструктивно выразить свое мнение. Помните, в январе 2017 года были публичные слушания по Генплану Барнаула? Не все смогли попасть в зал, не все, кто попал, смогли выразить свое мнение, было много эмоций и мало конструктива. Слушания попросту были сорваны. Обсуждения дают больше возможностей выразить свое мнение.
Кроме того, данным решением мы привели в соответствие местные нормативные положения федеральному закону.
Я подчеркну, общественные обсуждения не исключают публичных слушаний. Они были и остаются.
Корр.: Давайте проясним, какие вопросы будут рассматриваться через публичные слушания и какие через общественное обсуждение.
В.П.: Обязательно публичные слушания будут проводиться для обсуждения: проекта Устава Барнаула, проекта изменений в Устав, проекта бюджета и изменений, стратегии социально-экономического развития города, вопросов о преобразовании Барнаула и схемы теплоснабжения.
Общественное обсуждение — это новшество, которое можно использовать по вопросам градостроительной деятельности. Это проект Генерального плана и изменений в Генплан, проект Правил землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территорий, проект Правил благоустройства и еще некоторые вопросы.
Но пока не определено, слушания будут или обсуждение по градостроительным вопросам. Или даже оба формата сразу, такое тоже возможно.
Корр.: Когда это будет определено?
В.П.: Решение будет принято на одном из ближайших заседаний городской Думы и прописано в Правилах землепользования и застройки городского округа.
Когда принимали изменения на мартовском заседании, несколько депутатов из других фракций голосовали против. Почему – лучше у них спросить. Но думаю, что наши коллеги, ознакомившись с этими обновленными Правилами, теперь нас поддержат.
Корр.: Насколько горожане активно принимают участие в публичных слушаниях и в целом в выражении своего мнения по вопросам, которые выносятся на общественное обсуждение?
В.П.: Не так много, как хотелось бы. Я думаю, что общественные обсуждения станут более эффективным форматом. Но и публичные слушания тоже, конечно, необходимы.
Я вот что еще хотел бы подчеркнуть: жители могут задавать вопросы, предлагать идеи не только через слушания и обсуждение. Обращайтесь к своему депутату – как лично (график приемов есть и на сайте Думы, и в районных администрациях), так и в электронном формате, например, через сайт Думы. Тем более что есть много вопросов в зоне ответственности депутата. Те же городские проекты по ремонту дорог и благоустройству дворов и общественных зон. Здесь мы активно включены в процессы обсуждения и контроля. И нам важно мнение жителей Барнаула, ведь это наш город.
1.4 Общественные обсуждения и публичные слушания
Исторически сложились три основные формы проведения общественных обсуждений:
размещение материалов ОВОС в библиотеках и сбор замечаний к ним путем анкетирования;
общественные слушания с приглашением всех желающих и выступлением представителей заказчика и других заинтересованных сторон;
дни открытых дверей, куда также приглашаются все желающие, но конкретных выступающих нет, участники мероприятия просто общаются и задают вопросы в свободной форме представителям заказчика.
Иногда используется первая форма совместно со второй или с третьей.
Могут быть и иные формы проведения общественных обсуждений в рамках процесса ОВОС, законодательством это строго не регламентируется. Законный порядок организации общественных обсуждений и информирования общественности описан в предыдущем разделе.
Необходимо особо подчеркнуть, что общественные слушания являются лишь одной из форм общественных обсуждений, причем именно эта форма не пользуется особой популярностью у заказчиков.
Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний:
по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов;
по проектам правил землепользования и застройки и внесения в них изменений;
по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
по вопросам о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статей 28, 31, 39, 40, 46 Градостроительного кодекса РФ.
Например, в Уставе городского округа «Город Южно-Сахалинск» закреплено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым городским Собранием г. Южно-Сахалинска. В соответствии с данной нормой Собранием утверждены три разных положения о порядке организации и проведения публичных слушаний:
проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения;
по вопросам градостроительной деятельности;
по проекту бюджета на очередной финансовый год и по проекту годового отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Такие положения о порядке проведения публичных слушаний по различным вопросам местного значения должны быть разработаны 38 и утверждены в каждом муниципальном образовании. Тексты положений можно найти в электронных правовых системах либо на официальном сайте муниципального образования.
Инициаторами проведения публичных слушаний могут являться: население городского округа, городское Собрание, мэр города. Публичные слушания назначаются решением городского Собрания или постановлением мэра города, в соответствии с компетенцией. Уполномоченным органом на проведение публичных слушаний является оргкомитет, в состав которого входят должностные лица администрации муниципального образования, депутаты городского Собрания и представители общественности.
Решение об утверждении или отклонении и направлении на доработку указанных выше документов территориального планирования и градостроительного зонирования принимается органами местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний и заключения о результатах таких публичных слушаний.
Таким образом, повлиять на городскую застройку и соответственно экологическую обстановку в городе возможно также и через участие в публичных слушаниях, предусмотренных градостроительным законодательством. В нашем городе (и мы предполагаем, что и во многих других) местные власти нередко пренебрегают этой нормой закона. В таких случаях возникает серьезное основание для приостановки исполнения, а иногда и отмены экологически опасного решения.
Как получить наибольший результат от участия в общественных обсуждениях и публичных слушаниях?
Как правило, информация о проведении таких мероприятий публикуется в виде небольшого объявления в газете, и далеко не на первой ее странице. Заказчик деятельности обычно не заинтересован в широком обсуждении своих «прожектов» и поэтому население зачастую ничего не знает и спохватывается только тогда, когда стройка уже началась. Поэтому очень важно внимательно отслеживать районную и региональную прессу, в которой обычно официально публикуются такие объявления. В нашей практике имеется немало случаев, когда мы заблаговременно узнавали о различных опасных и вредных проектах именно потому, что внимательно следили за официальными местными изданиями.
По результатам слушаний, а также изучения обсуждаемых проектных материалов и консультаций со специалистами мы готовим письменные замечания и предложения и направляем их не только в адрес заказчика, но и в заинтересованные государственные органы власти и органы местного самоуправления, согласовывающие проект, а также пытаемся организовать публикации в СМИ. Кроме того, мы просим экспертов и специалистов либо научные организации дать свои письменные замечания и предложения и самостоятельно направить их заказчику и в госорганы.
Таким образом, чем больше людей будет участвовать в общественных обсуждениях или публичных слушаниях, чем активнее они будут выступать, чем обоснованней будут их замечания и пред- 40 ложения, тем больше шансов, что экологические аспекты проекта улучшатся. А если все участники слушаний выступят категорически против реализации предлагаемого для обсуждения проекта, то заказчик может вообще от него отказаться. Примеры такого радикального поворота событий мы приводим в практической части пособия.
Непубличные публичные слушания. Как работает новая система общественного одобрения проектов мэрии
В Екатеринбурге впервые пройдут общественные слушания в новом формате: вместо того, чтобы в рабочий полдень собраться в каком-нибудь ДК и высказаться с трибуны, горожанам предлагают написать свое мнение и отправить в мэрию по почте.
Как пройдут первые общественные слушания в новом формате
Новый формат общественных слушаний в первую очередь интересен жителям Академического, поскольку на них будет обсуждаться проект планировки второй очереди микрорайона.
Заменить привычное мероприятие на интерактивное позволили принятые в июне поправки в Правила землепользования и застройки. Новелла в главном градостроительном документе Екатеринбурга связана с изменениями федерального законодательства. Так, Госдума приняла закон, который упраздняет очную дискуссию, ответы на вопросы и контакт с чиновниками и заказчиками, заменяя живой процесс сухой перепиской.
Для того чтобы стать участником непубличных публичных слушаний, несмотря на казалось бы упрощенную систему, придется потрудиться.
Сначала изучить сам проект. Графические материалы и пояснительная записка к ним опубликованы здесь. В отличие от старого формата слушаний вам никто ничего объяснять не будет, придется самому разбираться в сути вопроса. Второй вариант — прийти в администрацию Екатеринбурга, подняться в холл на второй этаж и посмотреть экспозицию проектов там. Сделать это можно только в рабочее время в будний день до 21 августа.
Потом внести свои предложения. Это на самом деле не сильно проще, чем прийти на публичные слушания. Рассказать, что ты думаешь о проекте, можно тремя способами:
С 22 августа по 4 сентября мэрия будет готовить протокол общественных обсуждений. Но его содержательную часть нигде публиковать не будут. Выписку из протокола участники публичных слушаний смогут получить по запросу. Официальная дата окончания слушаний — 11 сентября.
В чем отличие новых общественных слушаний от старых
В здании мэрии случилась давка из-за общественных слушаний по проекту «Главный проспект»
Зачем поменяли формат публичных слушаний
Суть новых слушаний не изменится: они и раньше носили исключительно рекомендательный характер, а критику общественности можно было и не учитывать.
Вероятнее всего, из публичного формата в непубличный их перевели просто потому, что слушания перестали быть инструментом горадминистрации. Если раньше с помощью этого механизма мэрия могла отстоять свои интересы в войне с областью, то сейчас, когда никакого противостояния нет, слушания оказались не нужны.
Они были нужны в 2010 г., когда именно на публичных слушаниях решилась судьба мэра Аркадия Чернецкого: участники поддержали вариант организации власти, который предполагал всенародное избрание главы Екатеринбурга и назначение сити-менеджера.
Также мэрия стягивала на публичные слушания людей в 2014 г., чтобы те проголосовали против идеи губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева «расчленить» Екатеринбург на районы. До этого горадминистрация собирала жителей, чтобы рассказать о несправедливом расходовании регионального бюджета областными властями.
Сейчас, когда противостояние города и области закончено, а часть чиновников мэрии перешла в «Белый дом», публичные слушания перестали быть инструментом власти. Формально, все условия соблюдены: общественность высказывает свое мнение, может делать это долго и вдумчиво и в свободное от работы время. При этом можно избежать неудобных вопросов, скандалов с трибун и выступлений оппозиции.
Замена публичных слушаний по градостроительству на общественные обсуждения
Замена публичных слушаний по градостроительству на «общественные обсуждения» в Новосибирске позволит привлечь на заключение договоров аренды земельных участков больше заинтересованных жителей, заявили в мэрии. Горсовет рассмотрит предложение 20 июня 2018 года.
Генплан можно изменить на общественных обсуждениях в Интернете
Комиссия горсовета по местному самоуправлению единогласно одобрила предложение мэрии отменить публичные слушания по проектам межевания территорий, предоставлению разрешений на условно разрешенный вид землепользования и отклонению от предельных параметров строительства. Эти вопросы предлагается обсуждать через интернет на областном сайте «Электронная демократия». На собраниях жители смогут высказаться только по генплану, общим правилам землепользования и застройки, а также проектам планировки территорий.
В Новосибирске запретят публичные слушания по градостроительству — теперь в интернет
«Принципиальное отличие общественных обсуждений от публичных слушаний состоит в исключении физического участия населения в процедуре, — заявила на заседании комиссии начальник правового департамента мэрии Маргарита Маслова. — Вместе с тем, данные положения предусматривают организацию экспозиций, всего картографического материала. В этих экспозициях может принимать участие население, при посещении экспозиций также есть возможность пообщаться физически с представителями разработчиков и органов местного самоуправления».
Процедура активизирует работу органов местного самоуправления, потому как публичные слушания не являются массовыми. Документ не потребует дополнительного финансирования из бюджета.
Члены комиссии по местному самоуправлению задали только один вопрос — идет ли речь о приведении нормативных актов в соответствие с федеральным законом. Маслова подтвердила.
Смена вида разрешенного использования
Смена зонирования
Города могут отменять слушания после того, как Госдума приняла законопроект Минстроя РФ, разработанный по поручению президента Владимира Путина для «расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности». В первоначальной редакции предлагалось полностью отменить публичные слушания, заменив их на заочное обсуждение в интернете. Документ в первом чтении поддержала только фракция «ЕР», ко второму внесли поправки по которым форма публичных слушаний все-таки сохранилась как одна из двух вместе с онлайн-голосованием. Формат общения с жителями оставили муниципальные власти должны выбрать сами.
Например, в Барнауле депутаты делегировали администрации полномочия самой решать, какие вопросы градостроительства будут обсуждаться в интернете, а какие — на слушаниях. А вот горсовет Красноярска сохранил публичные слушания в полном объеме.
«Как сейчас слушания происходят — это, действительно, гайд-парк, открытый микрофон, — заявил Тайге.инфо начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Виталий Столбов. — Все пришли, высказались о жизни. Нужно дифференцировать решения разного уровня».
Столбов пояснил, что список участников публичных слушаний по вопросам условно разрешенного вида использования земли и отклонения от предельных параметров «ограничен»: «Это смежники, каждого из которых мы письменно уведомляем. Поскольку перечень лиц предельно ограничен, их всех мы не можем увидеть в один конкретный день собрания».
По мнению начальника управления архитектуры, сейчас слушания «работают» на узкую социальную группу — «людей, которые имеют возможность и свободное время придти в рабочее время на общегородское мероприятие, либо профессиональных общественных деятелей». Кроме того, он не считает, что сейчас интернет для пожилых людей менее доступен, чем для младшего поколения.
В мэрии уточнили, что федеральный закон не позволяет объединить два вида обсуждений по одной теме. Горсовет рассмотрит проект решения на сессии 20 июня.
Статья 24. Общественное обсуждение
Статья 24. Общественное обсуждение
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона
1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
2. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.
3. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
4. Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.
5. По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».