Публичные слушания и общественные обсуждения в чем разница
Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения
Информация об изменениях:
Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Часть 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2005 г.
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Информация об изменениях:
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
ГАРАНТ:
Абзац первый части 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2005 г.
3. На публичные слушания должны выноситься:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ пункт 1 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
Информация об изменениях:
2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ в пункт 4 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Информация об изменениях:
Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Информация об изменениях:
6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.
abcdpolk
abcdpolk
Так будет не всегда
Тема 5. Формы осуществления населением местного самоуправления.
Местное самоуправления осуществляется населением:
4. В иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, к которым можно отнести митинги, демонстрации, шествия и пикеты по вопросам местного самоуправления.
Изучение этих форм (митингов и демостраций) не входит в программу краткого курса муниципального права, но отмечу, что правовое регулирование в этой области осуществляется:
Вопрос 1. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления.
1. Местный референдум — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого путем голосования.
Предусмотрен статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Проводится в порядке, установленном:
1. Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Законами субъектов Российской Федерации.
Например, Законом Архангельской области от 30.06.2004 №240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области»
В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования.
Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования по инициативе:
— представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Если референдум предлагают провести граждане или общественные объединения, то они должны создать инициативную группу, которая установленным порядком регистрируется, после чего собирает подписи граждан в поддержку проведения референдума в количестве, установленной законом субъекта федерации.
Так, Согласно Закона Архангельской области 30.06.2004 №240-31-ОЗ в поддержку проведения местного референдума должно быть собрано 5% подписей зарегистрированных в муниципальном образовании избирателей в срок не превышающий 20 дней со дня регистрации инициативной группы.
Референдум признается состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины зарегистрированных избирателей. Решение, вынесенное на референдум, признается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Принятое на местном референдуме решение не требует утверждения и подлежит опубликованию и обязательному исполнению. Проведение повторного референдума по тому же вопросу не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования результатов прошлого референдума.
Значительная часть местных референдумов проводилось по вопросам самообложения граждан. По результатам принимались решения о том, что граждане вносят в местный бюджет денежные средства (в среднем от 100 до 500 рублей) на ремонт уличного освещения, местных дорог, поддержание в порядке общественных территорий и т.п. Подавляющее большинство остальных местных референдумов проводились по вопросам о преобразовании муниципальных образований.
Проводились местные референдумы и по достаточно экзотическим вопросам. Так в 2017 году в Олонецком городском поседении Республики Карелия проводился референдум по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым возобновление работы кинотеатра в г. Олонце по ул. Свирских дивизий?» В поселении зарегистрировано 9767 избирателей. За возобновление работы кинотеатра проголосовало 90% участников референдума, общее число которых составило 2744 человека (28%), в связи с чем референдум был признан не состоявшимся. Расходы избирательной комиссии составили 103 тыс. рублей.
В тоже время, нельзя не отметить, что при надлежащей организации местный референдум может и должен стать реальной и действенной формой осуществления населением местного самоуправления, поскольку именно референдум позволяет реализовать интересы и волю большинства, а также вовлечь максимальное количество граждан в обсуждение и решение вопросов местного значения, от которых зависит наша повседневная жизнь. Отличные перспективы в этом направлении может предоставить использование электронного голосования, что сделает местный референдум менее затратным и значительно более доступным.
2. Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей МО в целях формирования выборных органов местного самоуправления и наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Например, Законом Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области»
На муниципальных выборах избираются:
— выборные должностные лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований).
Порядок проведения местных выборов определяется законом субъекта федерации, которым, в том числе, устанавливаются применяемые виды избирательных систем. Так депутаты представительного органа муниципального образования могут избираться:
Конкретная избирательная система, применяемая в муниципальном образовании, определяется его уставом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7.07.2011г. на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов не должна применяться пропорциональная избирательная система, чтобы депутатами не стали представители только одной победившей на выборах партии.
Закон Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-ОЗ также предусматривает, что выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений с численностью менее 15 депутатов проводятся только с применением мажоритарной избирательной системы.
Что касается выборов глав муниципальных образований, то в 2014 году в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ были внесены изменения, позволилившие органам государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок выборов глав муниципальных образований, который ранее определялся только уставами муниципальных образований.
В результате в подавляющем большинстве муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ (в том числе и в МО «Город Архангельск») перешли от прямых выборов глав муниципальных образований к выборам глав местными депутатами из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, половина которой назначается главой субъекта РФ, что оказывает решающее влияние на их результаты, и усилило зависимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.
Тем не менее, муниципальные выборы остаются важнейшим инструментом, с помощью которого население может осуществлять местное самоуправление. Даже если население крупных городов лишилось права избирать глав муниципальных образований (хотя в большинстве муниципальных образований такое право пока еще сохраняется), то никто не лишал нас прав участвовать в выборах местных депутатов, которые утверждают бюджет муниципального образования, принимают решения, определяющие порядок использования муниципальной собственности, и обязаны контролировать, как местная администрация эти решения выполняет. От этого зависит, какие у нас будут дороги, школы, детские сады, как будет работать общественный транспорт и ЖКХ.
Но если граждане не хотят использовать свое активное избирательное право, не ходят на выборы, не интересуются политикой (даже на местном уровне) то никаких позитивных изменений в жизни нашего города мы не дождемся. «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой»!
Например, Законом Архангельской области от 21.06.2006 №194-11-ОЗ «О порядке голосования по отзыву депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Архангельской области».
Данная форма предусматривает достаточно сложную процедуру выдвижения гражданами инициативы об отзыве депутата или выборного должностного лица, разбирать которую бессмысленно, поскольку она не работает в принципе, так как Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ предусматривает, что за отзыв должно проголосовать не менее половины зарегистрированных избирателей. Такое количество избирателей у нас обычно просто не ходит голосовать!
Парадоксально, но даже при проведении референдума не требуется, чтобы «ЗА» проголосовало более 50% избирателей. А при проведении выборов нижний порог явки не установлен вовсе. Возможно, именно из-за этого драконовского тебования, в период с 2003 года по настоящее время голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводилось в Российской Федерации только один раз.
Так, в 2014 году в городском поселении «Малиновский» Ханты-Мансийского автономного округа граждане пытались отозвать главу муниципального образования, некого Максима Апатова, в связи с тем, что тот был привлечен к административной ответственности за употребление наркотического вещества. В голосовании по отзыву участвовало 1598 из 2824 зарегистрированных избирателей. За отзыв проголосовало 1356 человек, или 48% от общего числа зарегистрированных избирателей. Апатов остался на своей должности.
При этом на выборах главы муниципального образования, состоявшихся в 2013 году, Апатов победил, получив голоса всего 563 человек (40% участвовавших в выборах и 20% от всех избирателей). Данный пример убедительно показывает абсурдность требования о 50% пороге отзыва: чтобы стать главой муниципального образования Апатову достаточно было 20% голосов избирателей, а что бы его отозвать не хватило даже 48%.
4. Голосование по изменению границ (преобразованию) муниципального образования – это форма прямого волеизъявления населения, гарантирующая учет его мнения при решении вопросов об изменении границ и преобразованию муниципального образования.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Осуществляется в случаях, предусмотренных ст.ст.12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Проводится в порядке, установленном:
Во многих субъектах Российской Федерации (в том числе и в Архангельской области) специального закона нет. Голосование проводится в порядке закона о референдуме. (См. ст.70 Закона Архангельской области от 30.06.2004 №240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области»).
5. Сход граждан – это форма прямого волеизъявления, посредством которой граждане решают вопросы местного значения в малочисленном поселении или в отдельном населенном пункте.
Предусмотрен статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Виды схода граждан:
— где проживает от 100 до 300 избирателей, если это предусмотрено уставом этого муниципального образования.
2.Сход граждан в отдельном населенном пункте, входящем в состав муниципального образования, по вопросам:
— не является должностным лицом местного самоуправления или муниципальным служащим.
Вопрос 2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Перечислены в Главе 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Главное отличие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления от форм участия заключается в том, что голосуя на местном референдуме, на сходе, на муниципальных выборах и т.д., граждане принимают окончательные и обязательные для всех на уровне муниципального образования решения, или наделяют полномочиями депутата или главу муниципального образования, а формы участия населения в местном самоуправлении позволяют гражданам влиять деятельность органов местного самоуправления и на решение вопросов местного значения.
1. Правотворческая инициатива граждан – это правовой инструмент, позволяющий жителям муниципального образования внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.
Предусмотрена статьей 26 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Например, Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «город Архангельск», утвержденное решением Архангельского городского Совета депутатов от 16.05.2007 №395.
Смысл данной формы участия в местном самоуправлении заключается в том, что граждане вправе не только просить органы местного самоуправления о принятии какого-либо нормативно-правового акта, например, правил выгула собак (кстати, в МО «Город Архангельск» такие правила есть), а самостоятельно подготовить проект такого акта и внести его на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления, который обязан этот проект установленным порядком рассмотреть.
— на любых иных территориях проживания граждан.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. М ожет являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации, как некоммерческая организация.
— порядок прекращения осуществления ТОС.
— могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.
В муниципальном образовании «Город Архангельск» зарегистрировано 14 территориальных общественных самоуправлений. Например, ТОС «Кего» (Кегостров) и ТОС «Краснофлотски» (о.Краснофлотский)
Правовое регулирование территориального общественного самоуправления в г.Архангельске осуществляется Решением Архангельского городского совета депутатов от 16 мая 2007 г. №396 «Об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Город Архангельск» (в ред. решения Архангельской городской Думы от 17.10.2012 N 488).
Кроме этого, Постановлением мэрии г. Архангельска (так ранее называлась городская администрация) от 31.12.2015 №210 утверждена программа «Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Город Архангельск» до 2021г.», которая предусматривает выделение на эти цели в среднем по 1.3 млн.р в год.
3. Публичные слушания и общественные обсуждения.
Общественные обсуждения проводятся по проектам планов землепользования, застройки и благоустройства территории.
Отличие публичных слушаний от общественных обсуждений, заключает в том, что первые проводятся с непосредственным участием граждан, а вторые предусматривают использование Интернета, т.е. проводятся путем размещения соответствующей информации на сайте администрации муниципального образования с возможностью оставления отзывов граждан или их направления по электронной почте.
Порядок организации определяется уставом и/или нормативно-правовыми актами муниципального образования.
Например, Положение о публичных слушаниях на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденное решением Архангельского городского Совета депутатов от 01.09.2005 №36.
Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «Город Архангельск» утверждено Решением Архангельской городской Думы от 20.06.2018 N 688.
4. Собрание граждан.
Проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц, и осуществления территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан вправе:
— избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.
5. Конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан.
Предусмотрена статьей 30 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
7. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
Регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение должно содержать:
— во всех остальных случаях обращение рассматривается по существу в срок не более 30 дней с направлением ответа заявителю. При этом, на обращения, поступившие по электронной почте ответ направляется на указанный в обращении электронный адрес.
Продление срока рассмотрения обращения допускается:
— с обязательным уведомлением заявителя.
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. (Статья 5.59 КоАП РФ).
Правовое регулирование рассмотрения обращений может осуществляться нормативно-правовыми актами местного самоуправления.
Например, Постановление Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 02.08.2019 N 1122 «Об утверждении Порядка организации рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших Главе муниципального образования «Город Архангельск», заместителям Главы муниципального образования «Город Архангельск», в Администрацию муниципального образования «Город Архангельск», в отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации муниципального образования «Город Архангельск».
Итак, формы осуществления населением местного самоуправления
Объяснили разницу между общественными слушаниями и публичным обсуждением
В Законодательном собрании города в первом чтении рассмотрели проект документа «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе». Проведение этих схожих процедур предполагает разный формат и разный повод.
В Законодательном собрании города в первом чтении рассмотрели проект документа «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе». Проведение этих схожих процедур предполагает разный формат и разный повод.
— Общественные обсуждения в области градостроительной деятельности в Севастополе проводятся по проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и проектам правил благоустройства территорий Севастополя, а также проектам по внесению изменений, — пояснил разработчик документа, депутат, председатель профильного комитета заксобрания Вячеслав Горелов.
Публичные же слушания предлагается проводить по следующим документам территориального планирования: проект генерального плана Севастополя, проект внесения изменений в генеральный план, проект плана землепользования и застройки, проекты, предусматривающие внесение изменений в правила землепользования и застройки, проект планировки территории, проект межевания территории.
Слушания будут проводить очно, собирая людей в залах администраций и дворцов культуры, к примеру.
Обсуждения предполагается проводить в онлайн режиме.
В.Горелов отметил, что основные дискуссии предстоят на втором чтении нового законопроекта — есть альтернативное мнение, что градостроительные документы нельзя строго разграничить: все они могут подпадать как под обсуждения, так и под слушания.
Федеральное законодательство обуславливает, что одна из форм (обсуждение или слушание) должна применяться и при рассмотрении проекта правил благоустройства территорий. В новой редакции законопроекта к тем документам, по которым проводятся публичные слушания или общественные обсуждения, этот пункт добавлен.
В законопроекте, кроме этого, описана процедура публичных слушаний, этапы проведения, порядок опубликования информации и так далее. Даются ссылки на Градостроительный кодекс или сайт уполномоченного органа.
В документе закреплено, что граждане, которые могут принимать участие в публичных слушаниях или общественных обсуждениях проекта планировки территорий, проекта межевания территорий и так далее, должны постоянно проживать на территории, в отношении которой подготовлены градостроительные проекты. Это касается и депутатов, и общественников, которые хотят принять участие в слушаниях.
Законопроект, необходимость которого В.Горелов объяснил указанием прокуратуры города и тем, что в действующем в настоящее время законе «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» изменению подлежит почти каждая позиция, принят 15-ю голосами «за». Поправки в него принимают до конца июня.
Напомним, новую редакцию генерального плана Севастополя в правительстве города обещали закончить к сентябрю 2020 года.