Пулинг паллет что это
Пулинг палет
Пулинг — это система оборота тары, при которой клиент берет палету в пользование, а не покупает ее.
Принцип работы система пулинга тары похож на каршеринг автомобилей. Автомобиль можно купить, взять в аренду или воспользоваться сервисом каршеринга. При аренде автомобиля клиент должен вернуть транспорт в пункт приема, а услуга каршеринга позволяет оставить машину в удобной для клиента локации, на чем ответственность пользователя заканчивается. При пулинге палет ситуация очень похожа: клиент пользуется тарой, пока она ему нужна, т.е. размещает на ней товары и отправляет ее контрагенту (в розничную сеть или дистрибьютору). Все, что происходит с палетой после отправки по месту назначения, – забота компании CHEP (ЧЕП). Компания ЧЕП самостоятельно собирает палеты с рынка, затем инспектирует на своих сервисных центрах, ремонтирует в случае необходимости и затем снова доставляет тару своим клиентам. В итоге клиент получает палеты тогда, когда ему это требуется, и в том качестве, которое гарантируется договором. Чем больше пользователей участвует в сервисе пулинга, тем выгоднее эта услуга оказывается для каждого из них.
Преимущества пулинга следующие:
Как посчитать затраты на пулинг и экономический эффект от ее применения?
Для понимания выгоды от перехода на пулинг палет недостаточно просто сравнить цену покупки обычных палет и цену их аренды. Многие компании не всегда понимают, в какие денежные затраты им обходится полный цикл использования палет при их покупке. Не принимаются во внимание административные и операционные издержки: затраты на содержание запаса палет на складе, хранение, инспектирование, ремонт, на возвратом от ритейлеров. Основная экономия при переходе на систему пулинга достигается за счет сокращения или исключения перечисленных затрат. Разница между затратами на пользование собственными палетами и оборотными составляет от 17% до 30%. При этом конечная стоимость услуг для каждой компании рассчитывается индивидуально, впрочем, как и целесообразность перехода на данную систему. Специалисты ЧЕП просчитывают совместно с каждым клиентом стоимость полного цикла и предлагают наиболее подходящее решение.
Пулинг и розничные сети: 5 важных преимуществ
В работе с грузоперевозками крупным розничным сетям приходится во многом полагаться на остальных участников цепочки поставок: производителей товара и транспортные компании.
Грамотнее выстроить логистические процессы и улучшить ключевые KPI помогает пулинг. Ранее мы уже писали о том, как он помогает компаниям-производителям оптимизировать затраты на перевозки на 20%. Но как насчет заказчиков?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы пообщались с руководителем проекта Pooling компании «Магнит» Виталием Алаваевым и выявили пять ключевых преимуществ пулинга для розничных сетей.
Что такое пулинг?
Для начала напомним определение пулинга. Это разновидность сборной доставки, при которой несколько производителей, работающих с одним и тем же заказчиком, консолидируют поставки, чтобы снизить затраты на грузоперевозки и lead time.
Поставщики работают со специальной платформой, где транспортные компании публикуют расписание перевозок. Если в рамках одной поставки перевозчик набирает достаточный объем товара (например, 25 паллет), поставщики платят за нее по специальному сниженному тарифу. Если нет, действует обычный тариф за сборную доставку.
В свою очередь, для грузополучателей выгода заключается в следующем:
Сокращение транзитных сроков
Транзитный срок (он же lead time) – время, которое груз проводит в пути от поставщика к заказчику. Пулинг помогает сократить его благодаря тому, что маршрут проходит через меньшее количество перевалочных пунктов:
Улучшение своевременности поставок
Как мы уже писали в статье о своевременности поставок, этот KPI транспортной логистики зависит от множества параметров. Обычно производители товара экспериментируют с разными транспортными компаниями, пытаясь найти баланс между оперативностью и низким тарифом. Для заказчика работа с такими поставщиками становится непредсказуемой.
Пулинг позволяет избавиться от подобных переменных: производители поставляют товар по расписанию и пользуются услугами одного и того же перевозчика. В результате процесс проще контролировать, а своевременность поставок растет вместе с сокращением lead time.
Снижение нагрузки на склад
Нагрузка на склад зависит главным образом от количества автомобилей, которые он принимает. При большом входящем потоке на воротах могут образоваться очереди, а сотрудники склада с большей вероятностью могут допустить ошибку.
Для склада пулинг полезен тем, что он позволяет снизить входящий поток, не сокращая объемы поставок. Секрет в том, что заказы не только приезжают к заказчику быстрее, но и используют меньшее количество машин, так как плотность загрузки при пулинге выше, чем при сборных доставках.
Чем больше поставщиков участвуют в совместных поставках, тем выше утилизация транспорта. Соответственно, количество автомобилей снижается вместе с нагрузкой на склад. К примеру, в «Магните» после внедрения пулинга входящий поток удалось сократить на 16% по сравнению с аналогичным периодом до старта проекта.
Возможность отказаться от минимума отгрузки
Для заказчика минимальный уровень отгрузки, который устанавливает производитель, напрямую влияет на товарные запасы. Например, если еженедельная потребность в каком-либо товаре составляет три паллеты, а минимальная партия – пять паллет, розничной сети приходится хранить на складе лишний объем.
Ограничения, которые накладывает минимум отгрузки, чреваты не только повышением расходов на хранение, но и снижением продаж. Если поставщик привез больше товара, чем нужно, перед следующей поставкой розничная сеть сталкивается с выбором: дозаказать еще одну партию или обнулить. Во втором случае компания рискует, если реальные продажи не совпадут с прогнозом.
Поставщики вводят минимальный объем партии, так как не хотят переплачивать за сборную доставку: согласно тарифам большинства транспортных компаний, чем меньше груз, тем выше стоимость перевозки одной паллеты. Однако с пулинг-тарифом об этом беспокоиться не придется, так как все участники оплачивают перевозку по одинаковому тарифу независимо от числа паллет.
Увеличение частоты поставок
Крупным розничным сетям часто приходится сталкиваться с высокой оборачиваемостью товаров с ограниченным сроком годности. Трудности возникают из-за того, что не все поставщики соглашаются на частые поставки небольших партий подобных товаров – для них это зачастую дорого, а иногда и вовсе нерентабельно. Но единый пулинг-тариф способен решить и эту проблему.
Стоит отметить, что на старте проекта розничная сеть вряд ли сможет договориться с производителями и об отказе от минимума отгрузки, и об увеличении частоты перевозок, так как гарантировать пулинг-тариф на всех направлениях невозможно. Для начала поставщики должны убедиться, что отправлять небольшие партии товара безопасно и выгодно.
Иными словами, на увеличение частоты поставок и отказ от минимального размера партии можно рассчитывать, когда розничная сеть сотрудничает с большим числом поставщиков на достаточном количестве направлений и уверена, что пулинг принесет выгоду всем участникам цепочки поставок.
Закрытый пулинг
Берите тару во временное пользование, а не покупайте ее
При применении пулинговых поддонов снижаются издержки по всей цепочке поставок – вы сможете экономить свои ресурсы на паллетную логистику и максимально сосредоточиться на развитии бизнеса. Суть этого комплексного сервиса – это многократное использование специально маркированных деревянных поддонов высокого качества участниками пула, где паллеты, делая оборот, вновь поступают в пул после сортировки, очистки и восстановления.
Основные преимущества пулинга паллет:
Как это работает?
Получите пулинговые паллеты в пользование
Согласуем условия сотрудничества, подпишем договор — после этого вы станете участниками пула. Поставим первую партию тары в срок.
По сравнению с покупкой паллет экономия составит от 15 до 30% оборотных средств компании.
Пользуйтесь тарой как обычно
Отправляйте вашим партнерам продукцию и грузы по разным регионам России, согласно вашей договоренности. Уведомите нас о том, от каких контрагентов и из каких регионов следует возвращать пулинговые б/у поддоны.
Мы вывезем использованные поддоны
Приедем по заявленным адресам ваших партнеров и контрагентов и вывезем свои пулинговые поддоны. Отличить их от обычных легко: все предоставляемые участникам пула поддоны OPEN group имеют цветовую идентификацию — черные с оранжевым логотипом.
Оценим состояние и восстановим тару
Доставим пулинговые поддоны в свои сервисные центры для инспекции: посчитаем их количество и оценим состояние, если нужно — восстановим.
Пулинг паллет: 11 вопросов и ответов
1. Что такое пулинг паллет, и чем он отличается от аренды?
Пулинг — это система оборота тары, при которой клиент берет паллету в пользование, а не покупает ее. Чтобы понять, чем пулинг отличается от классической аренды, Дмитрий Лакизенко приводит аналогию с автомобилем: его можно купить, взять в аренду или воспользоваться сервисом каршеринга. При аренде автомобиля клиент должен вернуть транспорт в пункт приема, а услуга каршеринга позволяет оставить машину в удобной для клиента локации, на чем ответственность пользователя заканчивается. В целом система пулинга близка к системе каршеринга: клиент пользуется тарой, пока она ему нужна — размещает на ней товары и отправляет ее контрагенту. Все, что происходит с паллетой после отправки по месту назначения, — забота компании CHEP (ЧЕП).
2. Что такое цикл оборота паллеты, и как он измеряется?
3. Как подсчитать стоимость цикла оборота собственных паллет в компании?
Для ответа на этот вопрос нужно исходить из основного перечня затрат в цепочке поставок, связанных с паллетами:
4. Как оценить экономический эффект от системы пулинга по сравнению с приобретением паллет в собственность?
Основная экономия при переходе на систему пулинга достигается за счет сокращения административных и операционных издержек: не нужно держать запас паллет на складе, заниматься их хранением, инспектированием, ремонтом, возвратом от ритейлеров. Анна Казанцева отмечает, что дельта между затратами на пользование собственными паллетами и оборотными составляет от 17 % до 30 %. При этом конечная стоимость услуг для каждой компании рассчитывается индивидуально, впрочем, как и целесообразность перехода на данную систему.
5. Как осуществляется возврат тары?
Возвращать тару не нужно, после отправки ее с товаром в сети или в дистрибьюторские центры, CHEP (ЧЕП) забирает освободившиеся паллеты самостоятельно. Для сбора паллет компания заключает договор с ритейлерами и дистрибьютерами, согласно которому она имеет право забрать пустые «синие» паллеты, в случае если тара не включена в стоимость изделия. Часто они оказывают компании услуги по сортировке паллет и складированию их на своем РЦ. Когда на складе накопилось достаточное количество «синих» паллет, CHEP (ЧЕП) и забирает их в сервисный центр для инспекции и ремонта.
6. Как перейти на пулинг паллет? Есть ли «универсальная» схема перехода всего производства на «синие» паллеты?
Есть 2 подхода к вопросу перехода на систему оборотной тары. Первый подход — перейти полностью с обычных «белых» паллет на «синие», это проще с точки зрения управления процессами работы с тарой. Второй подход — переходить пошагово: начать с выделенных потоков, где производителю проще отследить точки отправки «синих» паллет, к примеру, при производстве СТМ (собственной торговой марки). С каждым клиентом CHEP (ЧЕП) строит отдельную схему работы исходя из списка его контрагентов. Если паллеты берет в пользование производитель товаров, то он сотрудничает, как правило, с самыми крупными ритейлерами и дистрибьюторами. С основными игроками рынка CHEP (ЧЕП) уже работает либо ведет переговоры о сотрудничестве, клиенту остается только интегрироваться в цепочку договоренностей.
7. Какая административная нагрузка ложится на плечи клиента при системе пуллинга? Как клиент документально подтверждает, что отправил «синие» паллеты своему контрагенту?
8. Возможно ли использовать услуги CHEP (ЧЕП), если бизнес подразумевает трансграничные и национальные транспортировки?
CHEP (ЧЕП) оперирует только собственным пулом паллет, права на которые подтверждаются на юридическом и международном уровнях, поэтому на российском рынке и при пересечении границ право собственности на паллеты сохраняется. На данный момент зона покрытия компании — больше 60 стран мира, в России поставки возможны в любой регион за исключением Дальнего Востока в силу затрудненной транспортной доступности в области.
9. Некоторые ритейлеры требуют поставлять товар на нестандартных паллетах, параметры которых прописаны в операционных требованиях между поставщиком и ритейлером. Как «вклинить» в эту цепочку CHEP (ЧЕП)?
Необходимо переподписать договор с контрагентом на новые стандарты. В России клиентам компании доступны различного вида паллеты: дюссельдорфские, европаллеты, полупаллеты, четверть-паллеты. На данный момент у CHEP (ЧЕП) есть договоренность с 6 крупнейшими ритейлерами России и с большинством крупных дистрибьюторов, они уже знают и принимают тару компании на свои РЦ.
10. Если паллета сломалась на производстве или отправилась в «неверном» направлении, откуда CHEP (ЧЕП) не сможет ее забрать, как отношения регулируются в этом случае?
Перед началом сотрудничества CHEP (ЧЕП) подписывает с клиентом оборотный контракт, в котором стороны согласуют направления отправки тары. Ошибки случаются: по внутренней статистике компании порядка 7 % поддонов отправляются в такие локации, откуда компания не может их забрать. Что касается поломок «синих» паллет на производстве до отправки в сети, то он минимальный и составляет доли процента. Подобные вопросы регулируются в договоре, где прописывается фиксированная сумма неустойки в том или ином случае.
11. Что представляет из себя сервисный центр? Сколько открыто подобных центров в России, и сколько компания планирует открыть?
Сервисный центр — это объект, куда компания привозит паллету после завершения цикла «поставщик-ритейлер». Здесь тара инспектируется, сортируется по типу повреждений, ремонтируется, моется, сушится, при необходимости, утилизируется. В России компания открыла 3 сервисных центра и 1 производственный объект. Кроме этого, глобальная политика компании предполагает активное подключение сторонних игроков и максимальную передачу процессов на аутсорс, поэтому по стране открыты дополнительные хабы 35 партнеров организации, где паллеты проходят инспекцию под контролем и по стандартам CHEP (ЧЕП). В общей сложности компания планирует открыть в стране порядка 6 сервисных центров. Увеличение количества таких объектов позволит снизить стоимость услуг компании.
Как Selgros, Henkel и CHEP (ЧЕП) совместно используют оборотную тару
Все больше производителей и ритейлеров используют технологию пулинга паллет. Внедрение этой технологии в цепочке поставок позволяет снизить операционные издержки, повысить эффективность бизнеса и соответствовать запросу общества на экологичность.
Еще недавно словосочетание «пулинг паллет» мало о чем говорило российским предпринимателям. Однако буквально за несколько лет он стал одним из самых эффективных инструментов оптимизации затрат на логистику. Сегодня мы можем заметить возросший интерес сетевых ритейлеров к данной технологии. В июне этого года на Неделе российского ритейла крупнейшие участники цепей поставок, включая Х5 Group, «Магнит», PepsiCo, Coca-Cola и «Ашан», с большим интересом обсуждали возможности оптимизации бизнес-процессов с помощью внедрения устойчивых логистических решений и унификации транспортной тары.
Конечно, для обсуждения всегда наиболее интересны проекты, уже реализованные лидерами рынка. Одним из таких примеров является успешный проект создания модели замкнутого цикла в цепях поставок, реализованный в сотрудничестве «Производитель – Ритейлер – Пулер».
Производителем, участвующим в таком проекте, стала компания Henkel – один из лидеров рынка чистящих и моющих средств, косметических продуктов и клеевых технологий. Продукция Henkel более 10 лет поставляется в магазины на многооборотных паллетах по всему миру, а предприятие в Ногинске, использующее около 200 тыс. паллет в год, стало первой производственной площадкой Henkel в России, где был внедрен пулинг паллет.
Ритейлер – международная сеть гипермаркетов Selgros Cash&Carry, принадлежащая швейцарской компании COOP-Group. Магазины сети работают в Германии, Румынии, Польше. В России открыто 11 торговых центров Selgros – в Москве и Московской области, Туле, Рязани, Казани, Ростове-на-Дону и Волгограде.
Оператором проекта стала компания CHEP (ЧЕП) – лидер по предоставлению услуг пулинга оборотной тары. В собственности компании находится около 330 млн паллет, ящиков и контейнеров, оборот которых обеспечивают свыше 750 сервисных центров в более чем 60 странах, а услугами пользуются международные бренды, такие как Procter & Gamble, Mondelez, PepsiCo, Coca-Cola, Nestlé и др.
Возможности пулинга
В основе бизнес-модели CHEP лежит принцип многократного использования. Мы называем это пулингом. Система пулинга CHEP – это передача в аренду необходимых производителю поддонов и управление их оборотом силами CHEP.
Принцип работы СНЕР (ЧЕП) одинаково удобен и для небольших предприятий, и для крупных компаний, поставляющих свою продукцию по всему миру. СНЕР (ЧЕП) берет на себя контроль всех административных процессов, возврата и контроля качества паллет, используемых в замкнутой цепочке пулинга. Для производителя экономический эффект пулинга по сравнению с приобретением паллет в собственность достигается за счет отсутствия необходимости хранить запас паллет на складе, заниматься их ремонтом, возвратом от ритейлеров (оператор пулинга забирает освободившиеся паллеты самостоятельно, заключая договора с ритейлерами и дистрибьюторами). Выгода здесь может составлять от 17% до 30%.
Клиент может сразу перейти на систему оборотной тары, полностью отказаться от обычных «белых» паллет и перейти на «синие», а может переходить пошагово, начать с отдельных, выделенных потоков. Для клиента, работающего по системе пулинга, административная нагрузка ограничивается только документальным подтверждением отправки «синих» паллет.
Проект Selgros – Henkel – CHEP (ЧЕП)
Решение о совместном использовании компаниями оборотной тары было принято в июле 2020 года. После успешного тестового запуска модели пулинга на отдельных потоках компании Henkel, все производственные линии косметического подразделения были переведены на синие паллеты.
Схема пулинга довольно проста: пулер СНЕР (ЧЕП) своевременно и в нужном объеме поставляет паллеты производителю. Далее продукция Henkel на паллетах отправляется в магазины Selgros, где товары выставляются в торговый зал и паллеты высвобождаются. После этого освобожденные паллеты возвращаются на сервисные центры CHEP (ЧЕП) для инспекции и ремонта. Затем они вновь попадают в оборот, и цикл повторяется.
Какие преимущества получают ритейлеры и производители от использования пулинга? Во-первых, при использовании пулинга производитель не покупает, а арендует необходимое ему количество паллет, что позволяет существенно оптимизировать затраты. Стоимость аренды транспортной тары будет значительно ниже ее покупки. Кроме того, аренда позволяет не думать о колебаниях закупочных цен и сезонного спроса на паллеты.
Во-вторых, происходит существенная оптимизация административной работы: пулер самостоятельно занимается управлением транспортной тарой, в связи с чем ни производителю, ни ритейлеру больше не нужно об этом заботиться – процессы учета упрощаются, связанный с тарой документооборот исчезает.
В-третьих, инспекция, очистка и ремонт паллет перестают быть заботой производителя: восстановлением паллет занимается пулер на специализированных сервисных центрах.
Еще один немаловажный аспект – снижение рисков, связанных с порчей товара при транспортировке. Многооборотные паллеты CHEP (ЧЕП) отличаются высокими стандартами качества, соответственно, отсутствует риск поломки и задержки поставок.
Кроме того, многократное повторное использование паллет способствует сохранению ресурсов. Пулинг значительно продлевает срок службы транспортной тары – с 2–3 до 10 циклов. В результате за весь период реализации проекта 100% паллет CHEP (ЧЕП), необходимых для транспортировки продукции, остались в обороте. Экологический аспект проекта проявляется в том, что совместные усилия позволяют снижать выбросы CO2 на 56% и объем образующихся отходов на 77% в цепях поставок.
Йенс Фрерихс, директор по закупкам, информационный директор Selgros Cash&Carry Россия, считает, что «переход на поддоны CHEP, по сравнению с белыми паллетами, дает значительные преимущества – например, упрощение процессов учета и отсутствие документооборота. Бизнес-модель CHEP (ЧЕП) по совместному использованию поддонов помогает снизить воздействие на окружающую среду и повысить эффективность всей нашей цепочки поставок».
Проект по совместному использованию оборотной тары позволил на практике отразить высокие положительные результаты в области устойчивого развития для поставщика и ритейлера. В связи с этим компании-участники заинтересованы в продолжении и масштабировании данной инициативы.
Так, сегодня развитие сотрудничества с CHEP (ЧЕП) на новых объемах и подключение к пулингу других подразделений компании – одна из актуальных тем для Henkel.
По словам президента Henkel в России, генерального менеджера подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ Сергея Быковских, «снижение воздействия на окружающую среду – один из ключевых приоритетов Henkel. Опыт сотрудничества с CHEP на других рынках доказал свою эффективность, поэтому мы видим большой потенциал в совместных проектах в России».
Проект внедрения компанией CHEP (ЧЕП) системы пулинга в цепочке поставок Henkel – Selgros – удачный пример реализации всех возможностей современной технологии пулинга паллет, позволяющей вывести управление логистикой на качественно новый уровень.