Пункт и подпункт договора в чем разница

Структура понятного договора (часть 1)

Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.

Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.

Факт 1. Мы любим порядок.

Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.

Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:

«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».

После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.

В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:

В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.

Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.

Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?

Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.

Пожалуйста, посмотрите на пример:

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.

В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.

Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.

Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.

Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.

Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.

Какой вывод из этого можно сделать?

После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.

Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.

Расположить пункты рядом — не значит связать их.

Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.

Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.

Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:

Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).

В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.

Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.

Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.

Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.

Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.

Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.

Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.

А сегодня напомню основные идеи:

Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.

А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)

Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:

Источник

Трудовой договор без ошибок: обязательные условия и правильные формулировки

Уклонение от оформления трудового договора или оформление этого документа с ошибками грозит работодателю серьезными штрафами. Можно сколько угодно спорить по поводу правильности и точности некоторых формулировок, но все же есть обязательные сведения и условия, которые учитывать в трудовом договоре необходимо.

В ст. 57 ТК РФ приводятся перечень обязательных сведений для включения в трудовой договор. Важно, чтобы в нем были прописаны:

1. Ф.И.О. работника и наименование работодателя.

2. Сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица.

3. ИНН работодателя.

4. Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями.

В некоторых случаях руководитель компании передает полномочия по заключению трудового договора директору по персоналу, начальнику отдела кадров или главбуху по доверенности. В ч. 6 ст. 20 ТК РФ дается пояснение, когда осуществляются права и обязанности работодателя в трудовых отношениях:

Доверенность не является локальным нормативным актом, она нужна для совершения сделок с третьими лицами. В данном случае работодателю важно регулировать отношения внутри организации, а это осуществляется через локальные нормативные акты. Данный аспект должен быть отражен в преамбуле к трудовому договору. Важно не забывать правило: тот, кто указан в преамбуле, указывается и в подписях сторон.

5. Место и дата заключения трудового договора.

Работодатели нередко совершают ошибку в формулировке: вместо «дата заключения трудового договора» пишут «дата составления трудового договора».

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ недостающие сведения вносятся ручкой непосредственно в текст трудового договора.

Обязательные условия в трудовом договоре

Распространенная ошибка, которую допускают работодатели, — путают место работы с рабочим местом.

Место работы — это обязательное условие для включения в трудовой договор, в то время как рабочее место — дополнительное условие (может быть, а может и не быть в трудовом договоре). Определение места работы в законодательстве отсутствует, но исходя из теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация. Подтверждением этому служит формулировка из ч. 2 ст. 54 ГК РФ, где говорится о том, что местонахождение определяется адресом регистрации юрлица через указание населенного пункта.

Если ГИТ требует указания в трудовом договоре конкретного юридического адреса, то это можно расценивать, как неправомерные действия.

У экспертов трудового права нет единого понимания того, что такое трудовая функция, поэтому лучше в трудовом договоре указывать не только наименование должности, профессии, специальности, но и прописывать конкретный вид поручаемой работы общими словами: ведение бухгалтерского учета, взаимодействие с клиентами и т.д.

Второй вариант: в тексте трудового договора прописывать должностные обязанности.

Третий вариант: делать в трудовом договоре отсылку на должностную инструкцию. Должностная инструкция — это самостоятельный локальный нормативный акт, с которым работник знакомится до подписания трудового договора. В самом трудовом договоре помимо названия должности, профессии, специальности может быть отсылочная норма на должностную инструкцию.

Дата начала работы может отличаться от даты заключения трудового договора. При фактическом допуске работника к работе трудовой договор считается заключенным, но в этом случае работодатель должен оформить его в письменном виде не позднее чем в течение 3-х дней с момента фактического допуска сотрудника к работе.

Работодатель также обязан прописать размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Если локальными нормативными актами, положениями по оплате труда, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, положением о премировании предусмотрены компенсационные, стимулирующие выплаты (все они имеют свои названия: «доплата за работу в ночное время», «надбавка за выслугу лет», «премия по итогам работы за год» и т.д.), то задача работодателя — при приеме сотрудника на работу выбрать из всех локальных нормативных актов то, что будет распространяться на конкретного работника. А затем назвать эти выплаты, через запятую, в тексте трудового договора.

Нельзя в трудовом договоре писать, что «работнику могут выплачиваться иные доплаты…», так как это будет нарушением ст. 57 ТК РФ. Однако, перечислив выплаты через запятую, работодатель имеет право не называть их размеры.

С 3 октября 2016 года сроки выплаты заработной платы указывать в трудовом договоре необязательно.

Это условие становится обязательным, только если для конкретного работника режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Речь идет о совместителях, несовершеннолетних, инвалидах I и II группы и др.

В ст. 100 ТК РФ уточняется, как прописать режим рабочего времени.

Это условие обязательное, если работник принимается на работу с соответствующими условиями. Нужно указывать характеристики условий труда на рабочем месте. В ст. 219 ТК РФ четко отмечается, что размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

Нет ни одного нормативного правового акта, который бы давал определение, что такое разъездной характер работы, работа в пути и т.д. Однако Письмо Роструда от 12.12.2013 № 4209-ТЗ пытается внести некоторую ясность в этот вопрос.

Важно помнить, что сначала должен появиться локальный нормативный акт, по которому должность относится к разъездному характеру работы, а затем это условие фиксируется в трудовом договоре.

Это условие обязательно для включения в трудовые договоры, заключенные после 1 января 2014 года.

Если работодатель никогда не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда, он не может прописать условия труда на рабочем месте. Чтобы сделать это, он должен иметь действительные результаты аттестации рабочих мест либо результаты специальной оценки условий труда.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Определение понятию «условия труда» дается в ст. 209 ТК РФ. Это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В идеальном варианте трудового договора, после того как работодатель прописал класс, условия труда, на основании какого отчета о спецоценке, из карты СОУТ (в ней есть строка 30 «Факторы производственной среды и трудового процесса») ему нужно перенести в текст трудового договора те производственные факторы, которые были выявлены в ходе специальной оценки на рабочем месте.

Некоторые работодатели включают это условие фразой о том, что работник подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством. Некоторые расписывают виды страхования.

Как оформить срочный трудовой договор

Нередко перед работодателем стоит выбор: оформить трудовой договор на неопределенный срок или заключить с работником срочный трудовой договор? Некоторые субъекты малого предпринимательства прибегают ко второму варианту в целях экономии: оформляют срочный трудовой договор на три месяца, и, если работник хорошо себя проявляет, заключают дополнительное соглашение и признают трудовой договор оформленным на неопределенный срок. Если же работник не устраивает, расстаются с ним в связи с истечением срока действия срочного трудового договора. В этом случае им не нужно думать, как на законных основаниях уволить человека за неудовлетворительное прохождение испытательного срока. Но такой подход неприемлем.

Для оформления срочного трудового договора должна быть причина (обстоятельство), которая определяется исходя из норм Трудового кодекса или федерального закона. Поэтому важно не просто прописать причину (обстоятельство) для заключения срочного трудового договора, но и указать конкретную статью кодекса или федерального закона.

В каких случаях можно заключать срочный трудовой договор?

В первую очередь нужно ориентироваться на положение ст. 59 ТК РФ. В ч. 2 ст. 59 ТК РФ названы условия, когда трудовой договор может быть срочным по соглашению сторон. Например, если работодатель — субъект малого предпринимательства, с числом работников до 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек); если договор заключается с пенсионерами по возрасту, с творческими работниками СМИ, организаций кинематографии, театров и т.д. Таким образом, работодатель может оформлять как трудовой договор на неопределенный срок, так и срочный трудовой договор, если в момент приема на работу работник согласился подписать такой трудовой договор.

Исполнение обязанностей отсутствующего работника

В ст. 57 ТК РФ уточняется, что при заключении срочного трудового договора обязательно включается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие тому основанием. Например, основанием может быть работа на время исполнения обязанностей отсутствующего работника (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Чтобы его правильно прописать, нужно указать срок. Но прописать срок датами в этой ситуации нельзя.

Допустим, сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком на все три года. Приняв на ее рабочее место другого специалиста, вы не можете прописать в его трудовом договоре срок датами «с… по…». Вы прописываете срок наступлением события. Так, вы можете указать, что «работник принят с и до выхода отсутствующего работника» или «трудовой договор прекращает действие с выходом отсутствующего работника».

Почему в данном случае срок прописывается наступлением события, а не конкретной датой? Потому что сотрудница, которая ушла в отпуск по уходу за ребенком, может без предупреждения выйти на работу в любой удобный для нее день. И тогда возникнет ситуация, при которой на одной ставке окажется два работника.

При использовании основания «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника» очень важно помнить о том, что ни при каких условиях не нужно уточнять причины отсутствия отсутствующего работника. Закон этого не требует. Трудовой кодекс требует лишь указания срока и причины (обстоятельства), послужившей основанием. А основанием в данном случае будет не отпуск по беременности и родам, а отсутствие работника.

Пример формулировки: «Трудовой договор заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника — маркетолога Ивановой И.И., за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сохраняется место работы. Трудовой договор прекращается с выходом на работу маркетолога Ивановой И.И.»

Срочный трудовой договор с пенсионером по возрасту

При оформлении срочного трудового договора с пенсионером по возрасту (основание прописано в ч. 2 ст. 59 ТК РФ) работодатели часто допускают нарушение — не указывают причину (обстоятельство). Если человек пенсионер, это еще не значит, что его сразу нужно переводить на срочный трудовой договор.

Другое дело, если при найме на работу пенсионер по возрасту соглашается оформить срочный трудовой договор. В этом случае в договоре прописывается причина и указывается статья Трудового кодекса: «трудовой договор заключен с поступающим на работу пенсионером по возрасту (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ)».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Структура понятного договора (часть 1)

Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.

Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.

Факт 1. Мы любим порядок.

Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.

Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:

«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».

После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.

В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:

В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.

Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.

Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?

Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.

Пожалуйста, посмотрите на пример:

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.

В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.

Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.

Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.

Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.

Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.

Какой вывод из этого можно сделать?

После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.

Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.

Расположить пункты рядом — не значит связать их.

Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.

Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.

Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:

Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).

В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.

Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.

Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.

Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.

Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:

Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть фото Пункт и подпункт договора в чем разница. Смотреть картинку Пункт и подпункт договора в чем разница. Картинка про Пункт и подпункт договора в чем разница. Фото Пункт и подпункт договора в чем разница

Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.

Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.

Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.

А сегодня напомню основные идеи:

Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.

А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)

Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:

Источник

Новый гост для оформления документов

С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.

Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.

Мы прочитали его весь — вот главное.

Как составлять документы по госту

Вот несколько советов из стандарта:

Зачем гост для документов

У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.

Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.

Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.

Когда документ на нескольких страницах

Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.

У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.

Шрифты — бесплатные

Шрифты рекомендуют такие:

Или похожие по начертанию и размеру.

В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.

Отступы и интервалы

Абзацный отступ — 1,25 см.

Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.

Вот требования к интервалам:

Минимальные поля для всех документов:

Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.

Выравнивание — по ширине

Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.

Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.

Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.

От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса

Реквизиты документа

Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.

В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.

По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.

Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *