Пунктуационный практикум что это такое
Рабочая программа для 9 класса «Пунктуационный практикум»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Перми
от «___» __________2017 г
«___» ___________2017 г
Директор МАОУ «СОШ № 44»
от «___» ___________2017 г
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
учитель русского языка
Рабочая программа составлена для работы в 9 классе и рассчитана на 1 час в неделю, то есть на 34 часа в год.
В программе учитывается, что преподавание русского языка имеет специальные и общепредметные задачи.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
2. Общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Виды и формы контроля:
— комплексный анализ текста;
— сочинение по картине;
— изложение с элементами сочинения;
— устное высказывание на лингвистическую тему.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса
— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
— определять стиль и тип текста;
— соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.
Речь. Формы речи. Предполагается повторение форм речи, устной и письменной, их различия, а также типы и стили речи
Основная мысль текста. Работа с текстом из тренировочных заданий, определение его основной мысли
Как понимать содержание текста. Работа с текстом из тренировочных вариантов ГИА, отражение его основных содержательных моментов
Выполнение заданий 2 – 6. Предполагается работа с основной мыслью текста, изобразительно-выразительными средствами, орфограммами в приставках и суффиксах.
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация при обособленных членах предложения). Предполагается повторение и закрепление правил расстановки знаков препинания при обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах.
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация при вводных словах и обращениях). Предполагается работа с правилами расстановки знаков препинания при обращениях и вводных конструкциях.
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в сложном предложении). Предполагается выполнение заданий с целью закрепления расстановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в ССК). Работа с заданиями, включающими сложные синтаксические конструкции с целью закрепления навыков правильной расстановки знаков препинания в них.
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в сложном бессоюзном предложении). Работа с заданиями, включающими сложные бессоюзные предложения с целью закрепления навыков правильной расстановки знаков препинания в них.
Сочинение. Виды сочинений. Основные принципы написания сочинения.
Количество часов по учебному плану: 34
Количество часов на тему
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий
Текст. Тема текста. Тема узкая и широкая.
Определение темы текста
Основная мысль текста.
Определение идеи текста
Как понимать содержание текста?
Работа в парах, анализ особенностей содержания
Работа с содержанием текста, изобразительными средствами
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация при обособленных членах
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация при вводных словах и обращениях).
Расстановка знаков препинания, закрепление правил
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в сложном предложении)
Расстановка знаков препинания, закрепление правил
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в ССК).
Расстановка знаков препинания, закрепление правил
Выполнение заданий 7 – 14 (пунктуация в сложном бессоюзном предложении).
Расстановка знаков препинания, закрепление правил
Практикум по пересказыванию текста. Написание сжатого изложения
Сжатие текста изложения
Сочинение. Виды сочинений.
Работа над созданием текста
Сочинение на лингвистическую тему
Работа над созданием текста
Практикум по написанию сочинения на одну из предложенных тем
Работа над созданием текста
Работа с демоверсиями тестов по русскому языку (повторение правил пунктуации в осложненных и сложных предложениях)
Учебные пособия для учащихся:
Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – 2 –е изд. – М.: Дрофа, 2007. Допущено МО РФ.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Учебные пособия для учителя:
Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – 2 –е изд. – М.: Дрофа, 2007. Допущено МО РФ.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Этапы написания сжатого изложения.
Содержание учебной деятельности
Процесс учебной деятельности
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
1. Этап определения темы текста
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора)
по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста
Назовите композиционные части текста.
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Композиция текста – построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие предложения являются основными?»
Абзацы пронумеруйте
Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как опредеить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Снимите нумерацию абзацев – микротем.
Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
Рабочая программа курса Орфографический и пунктуационный практикум 8-9 клас
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Депутатская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
учителей гуманитарного цикла
__________________ Крутикова Е.Г..
зам. директора по НМР
_________________ Местников П.П.
Рабочая программа курса
«Орфографический и пунктуационный практикум»
(2 года обучения: 8 и 9 классы)
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса с расчетом на 70 часов (1 час в неделю), из которых 35 ч. – в 8 классе, 35 ч. – в 9 классе. Часы выделены из школьного компонента для расширения и углубления знаний учащихся по предмету «Русский язык».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе «зачёт – незачёт» в соответствии с нормативными документами.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
2. Л.А. Жердева. Русский язык в средней школе. Карточки – задания. Сибирское университетское издательство, 2009.
1 Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий».
Образовательные электронные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
1)Владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной речи
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка; соблюдение основных принципов орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных тем аргументации
2)Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3)Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)
расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики
формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
Учащиеся должны знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Три типа написания гласных в корне слова:
— безударные гласные, проверяемые ударением,
— безударные гласные, непроверяемые ударением,
— чередующиеся гласные в корне слове, написание которых зависит от каких-либо условий (4 условия выбора)
— традиционное написание приставок (гласные и согласные в приставках),
— написание приставок на З – С (условие выбора написания З или С),
— написание приставок ПРЕ – ПРИ (условия выбора гласной в приставках, написание слов с невыясненным значением, написание омонимичных слов, где выбор гласных зависит от лексического значения слова),
— написание приставок НЕ и НИ (условие выбора гласной в приставке)
Написание суффиксов в словах разных частей речи
— написание суффиксов имён существительных и их значение;
— суффиксы прилагательных и условия выбора их написания;
— глагольные суффиксы и способы определения «сложных» суффиксов в глаголах
— написание суффиксов наречий
Написание окончаний в словах разных частей речи
— написание падежных окончаний в именах существительных
— написание окончаний в именах прилагательных и причастиях, а также словах других частей речи, склоняющихся по типу прилагательного
— написание личных окончаний глаголов
Образование и правописание причастий
— образование форм причастий от глаголов
— правописание суффиксов причастий и условия выбора гласных в них
Образование и правописание деепричастий
— образование форм деепричастий от глаголов
— правописание суффиксов деепричастий
— употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов
— написание местоимений и употребление их в речи
— правописание и склонение количественных числительных, употребление в речи собирательных числительных
— правописание и склонение порядковых числительных
Написание согласных в словах разных частей речи
— написание согласных в корнях слов (удвоенные согласные)
— написание удвоенных согласных на стыке морфем (приставка – корень, корень – суффикс)
Написание Н и НН в словах разных частей речи
— Н и НН в отымённых прилагательных, наречиях
— Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (отличие омонимичных частей речи: кратких прилагательных, кратких причастий, наречий)
Написание НЕ со словами разных частей речи
— написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями
— написание НЕ с причастиями
— написание НЕ с глаголами, деепричастиями
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи
— написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
— дефисное написание слов с приставкой КОЕ-, суффиксами ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-.
— дефисное написание наречий
— написание сложных слов, выбор соединительной гласной при слитном написании
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по предпрофильной подготовке «Орфографический и пунктуационный практикум»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»
факультативного курса по предпрофильной подготовке
«Орфографический и пунктуационный практикум»
Учитель: Фокейчева Елена Александровна , учитель рус. языка и литературы, I кв. кат.
Количество часов по плану: 35 часов. Количество часов в неделю: 1 час.
Программа составлена на основе
— Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
-Русский язык. Тематический контроль под ред.И.П.Цыбулько / М.2015
— ГИА 2010 Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова / М. 2009
г.п. Фёдоровский, 2015 г.
Рабочая программа состоит из 5 разделов.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических и пунктуационных навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические и пунктуационные задачи.
6.Развитие коммуникативно-речевой культуры;
7. Расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Предполагаемые формы обучения
— практические занятия групповые и индивидуальные
— самостоятельная работа с вариантами
— работа с теоретическим материалом
— творческая работа над сжатым изложением
— творческая работа над сочинением- рассуждением
Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
приобрести опыт проведения первых научных исследований;
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, трудностей русской орфографии, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.