Пунктуационный практикум что это
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по предпрофильной подготовке «Орфографический и пунктуационный практикум»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»
факультативного курса по предпрофильной подготовке
«Орфографический и пунктуационный практикум»
Учитель: Фокейчева Елена Александровна , учитель рус. языка и литературы, I кв. кат.
Количество часов по плану: 35 часов. Количество часов в неделю: 1 час.
Программа составлена на основе
— Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
-Русский язык. Тематический контроль под ред.И.П.Цыбулько / М.2015
— ГИА 2010 Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова / М. 2009
г.п. Фёдоровский, 2015 г.
Рабочая программа состоит из 5 разделов.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических и пунктуационных навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические и пунктуационные задачи.
6.Развитие коммуникативно-речевой культуры;
7. Расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Предполагаемые формы обучения
— практические занятия групповые и индивидуальные
— самостоятельная работа с вариантами
— работа с теоретическим материалом
— творческая работа над сжатым изложением
— творческая работа над сочинением- рассуждением
Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
приобрести опыт проведения первых научных исследований;
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, трудностей русской орфографии, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.
Рабочая программа курса Орфографический и пунктуационный практикум 8-9 клас
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Депутатская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
учителей гуманитарного цикла
__________________ Крутикова Е.Г..
зам. директора по НМР
_________________ Местников П.П.
Рабочая программа курса
«Орфографический и пунктуационный практикум»
(2 года обучения: 8 и 9 классы)
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса с расчетом на 70 часов (1 час в неделю), из которых 35 ч. – в 8 классе, 35 ч. – в 9 классе. Часы выделены из школьного компонента для расширения и углубления знаний учащихся по предмету «Русский язык».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе «зачёт – незачёт» в соответствии с нормативными документами.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
2. Л.А. Жердева. Русский язык в средней школе. Карточки – задания. Сибирское университетское издательство, 2009.
1 Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий».
Образовательные электронные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
1)Владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной речи
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка; соблюдение основных принципов орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных тем аргументации
2)Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3)Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)
расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики
формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
Учащиеся должны знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Три типа написания гласных в корне слова:
— безударные гласные, проверяемые ударением,
— безударные гласные, непроверяемые ударением,
— чередующиеся гласные в корне слове, написание которых зависит от каких-либо условий (4 условия выбора)
— традиционное написание приставок (гласные и согласные в приставках),
— написание приставок на З – С (условие выбора написания З или С),
— написание приставок ПРЕ – ПРИ (условия выбора гласной в приставках, написание слов с невыясненным значением, написание омонимичных слов, где выбор гласных зависит от лексического значения слова),
— написание приставок НЕ и НИ (условие выбора гласной в приставке)
Написание суффиксов в словах разных частей речи
— написание суффиксов имён существительных и их значение;
— суффиксы прилагательных и условия выбора их написания;
— глагольные суффиксы и способы определения «сложных» суффиксов в глаголах
— написание суффиксов наречий
Написание окончаний в словах разных частей речи
— написание падежных окончаний в именах существительных
— написание окончаний в именах прилагательных и причастиях, а также словах других частей речи, склоняющихся по типу прилагательного
— написание личных окончаний глаголов
Образование и правописание причастий
— образование форм причастий от глаголов
— правописание суффиксов причастий и условия выбора гласных в них
Образование и правописание деепричастий
— образование форм деепричастий от глаголов
— правописание суффиксов деепричастий
— употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов
— написание местоимений и употребление их в речи
— правописание и склонение количественных числительных, употребление в речи собирательных числительных
— правописание и склонение порядковых числительных
Написание согласных в словах разных частей речи
— написание согласных в корнях слов (удвоенные согласные)
— написание удвоенных согласных на стыке морфем (приставка – корень, корень – суффикс)
Написание Н и НН в словах разных частей речи
— Н и НН в отымённых прилагательных, наречиях
— Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (отличие омонимичных частей речи: кратких прилагательных, кратких причастий, наречий)
Написание НЕ со словами разных частей речи
— написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями
— написание НЕ с причастиями
— написание НЕ с глаголами, деепричастиями
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи
— написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
— дефисное написание слов с приставкой КОЕ-, суффиксами ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-.
— дефисное написание наречий
— написание сложных слов, выбор соединительной гласной при слитном написании
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Депутатская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
учителей гуманитарного цикла
__________________ Крутикова Е.Г..
зам. директора по НМР
_________________ Местников П.П.
Рабочая программа курса
«Орфографический и пунктуационный практикум»
(2 года обучения: 8 и 9 классы)
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса с расчетом на 70 часов (1 час в неделю), из которых 35 ч. – в 8 классе, 35 ч. – в 9 классе. Часы выделены из школьного компонента для расширения и углубления знаний учащихся по предмету «Русский язык».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по системе «зачёт – незачёт» в соответствии с нормативными документами.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
2. Л.А. Жердева. Русский язык в средней школе. Карточки – задания. Сибирское университетское издательство, 2009.
1 Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий».
Образовательные электронные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
1)Владение всеми видами речевой деятельности
аудирование и чтение:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать в устной и письменной речи
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского языка; соблюдение основных принципов орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных тем аргументации
2)Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
3)Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)
расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики
формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
Учащиеся должны знать определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Три типа написания гласных в корне слова:
— безударные гласные, проверяемые ударением,
— безударные гласные, непроверяемые ударением,
— чередующиеся гласные в корне слове, написание которых зависит от каких-либо условий (4 условия выбора)
— традиционное написание приставок (гласные и согласные в приставках),
— написание приставок на З – С (условие выбора написания З или С),
— написание приставок ПРЕ – ПРИ (условия выбора гласной в приставках, написание слов с невыясненным значением, написание омонимичных слов, где выбор гласных зависит от лексического значения слова),
— написание приставок НЕ и НИ (условие выбора гласной в приставке)
Написание суффиксов в словах разных частей речи
— написание суффиксов имён существительных и их значение;
— суффиксы прилагательных и условия выбора их написания;
— глагольные суффиксы и способы определения «сложных» суффиксов в глаголах
— написание суффиксов наречий
Написание окончаний в словах разных частей речи
— написание падежных окончаний в именах существительных
— написание окончаний в именах прилагательных и причастиях, а также словах других частей речи, склоняющихся по типу прилагательного
— написание личных окончаний глаголов
Образование и правописание причастий
— образование форм причастий от глаголов
— правописание суффиксов причастий и условия выбора гласных в них
Образование и правописание деепричастий
— образование форм деепричастий от глаголов
— правописание суффиксов деепричастий
— употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов
— написание местоимений и употребление их в речи
— правописание и склонение количественных числительных, употребление в речи собирательных числительных
— правописание и склонение порядковых числительных
Написание согласных в словах разных частей речи
— написание согласных в корнях слов (удвоенные согласные)
— написание удвоенных согласных на стыке морфем (приставка – корень, корень – суффикс)
Написание Н и НН в словах разных частей речи
— Н и НН в отымённых прилагательных, наречиях
— Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях (отличие омонимичных частей речи: кратких прилагательных, кратких причастий, наречий)
Написание НЕ со словами разных частей речи
— написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями
— написание НЕ с причастиями
— написание НЕ с глаголами, деепричастиями
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи
— написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
— дефисное написание слов с приставкой КОЕ-, суффиксами ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-.
— дефисное написание наречий
— написание сложных слов, выбор соединительной гласной при слитном написании
Пунктуационный анализ разбор предложения
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора.
Пунктуационный анализ предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация. Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Порядок пунктуационного анализа
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении. Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их. Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно. Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры пунктуационного разбора
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо кажется фиолетовым.
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Образец № 1 письменного анализа
Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).
Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.
Образец № 2 письменного анализа
Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него.
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).