Пушкин 5 класс что изучают

Какие произведения проходят по литературе в 5 классе

Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть фото Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть картинку Пушкин 5 класс что изучают. Картинка про Пушкин 5 класс что изучают. Фото Пушкин 5 класс что изучают

Переход в среднюю школу — один из важнейших этапов в жизни школьника. Многие родители переживают, как справится их ребенок теперь, когда учителя по всем предметам будут разные, а значит, будут разными требованиями. Плюс — значительно возрастает учебная нагрузка. Облегчить ситуацию поможет предварительная подготовка к пятому классу во время летних каникул. Например, зная, какие произведения проходят по литературе в 5 классе, можно заранее прочитать самые объемные из них.

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

I. Для учебников В.Я. Коровиной и Г.С. Меркина

II. Для учебника под ред. М. Снежневской

III. Для учебника под ред. Р.Н. Бунеева

Обучение по этой программе подразумевает и близкое знакомство с текстом произведения, и обзорное чтение (эти произведения выделены курсивом). Обычно для обзорного чтения рекомендуются лишь отдельные главы.

То, что выделено жирным шрифтом, рекомендуется заучивать наизусть. В произведениях, выделенных курсивом, рекомендуется прочитать только отдельные главы.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: А. С. Пушкин

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, проверка домашнего задания, изучение нового, физкультминутка, игры, конкурсы, и для капитанов, итог урока, домашняя работа.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: А. С. Пушкин

Цель: познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина

Задачи: познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;

формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

І. Организационный этап

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … («пять»)

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

— Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.

III. Изучение нового материала.

§ Кто такая была Арина Родионовна?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Можно глазки открывать!

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,

В ней _____________________ нора,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

IV. Подведение итогов урока.

— Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.

2.Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», с.96-114.

3.Ответить на вопросы 1-2, с.115

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

1 урок
1) Слово учителя.
Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
П.Антокольский

Имя Пушкина известно каждому с раннего детства. Вы уже знакомы со многими пушкинскими произведениями. Я помогу вам их вспомнить.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря…
(Сказка о рыбаке и рыбке).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…
(Сказка о царе Салтане).
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Жил-был поп, толоконный лоб…
(Сказка о попе и его работнике Балде).

На ближайших уроках мы продолжим знакомство с творчеством Пушкина.

2) Слово о поэте.
а) Выступление учащегося: рассказ о семье Пушкиных.
б) Сообщение учителя.
С самого раннего детства Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям УНТ: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. Послушайте отрывок из стихотворения поэта, ответьте, о ком из близких Пушкина идёт речь:

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

— Можем ли мы по этим строкам судить об отношении Пушкина к няне?

в) Выступление учащегося: годы учёбы поэта.
(Первоначальное образование будущий поэт получил дома. В то время в дворянских семьях приглашали к детям иностранных гувернёров-воспитателей, и в семье Пушкиных их перебывало немало. В большинстве это были люди невежественные, плохие воспитатели, и у Пушкина с ними не было никаких дружеских отношений. Но они выучили его французскому языку, на котором говорили в его семье и в других дворянских семьях. А в 12 лет Пушкин поступил в Царскосельский лицей, где проявился его поэтический талант).
— Как называли Пушкина в лицее?
(Стрекоза, искра, француз).
— Кто из известных поэтов первым оценил талант Пушкина?
(Державин).

— Какая поэма-сказка поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов?
(«Руслан и Людмила». Писать поэму Пушкин начал ещё в Лицее).

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме.
Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души поэта.

3) Чтение учителем «Пролога» к поэме «Руслан и Людмила».
Беседа:
— Что представляет собой пролог?
(Это собирательная картина сказочных мотивов, наполненная чудесами).

— Объяснить значения слов: лукоморье (местность, прилегающая к изогнутому, «лучистому» морскому берегу), неведомый, дол, видение (то, во что верят и не верят), витязь, пленяет, брег, чредой (полногласные и неполногласные сочетания), о заре, тужит, чахнет.

— Какие цвета присутствуют в прологе?
(Дуб зелёный, цепь златая. Золотой цвет господствует – древние люди поклонялись солнцу, которое давало жизнь).

— Назовите героев, названных в прологе.
(Кот, леший, русалка, невиданные звери, Баба-Яга, витязи, королевич, царь, колдун, царевна, бурый волк, Кащей).

Вывод: Сказки Пушкина, как на крыльях, уносят читателя в воображаемый мир, заставляют дивиться богатству народной выдумки; сказки – «умное чудо, сотворённое художественным гением народа»; весь текст пролога освещён любовью поэта к родной земле, её истории и преданиям.

4) Домашнее задание.
Прочитать поэму «Руслан и Людмила», желающим подготовить иллюстрации.

2 урок (продолжение)
1) Слово учителя.
Поэма «Руслан и Людмила» проникнута радостным ощущением земного счастья, стремлением к свободе. Она обличает коварство и зло во имя гуманности (лексическая работа).
В поэме Пушкин соединил воспоминания о няниных сказках, впечатления от прочитанных французских и итальянских волшебных поэм и романов и образы собственной фантазии. Множество приключений, одно другого интересней, проходят перед читателем – то страшные, то смешные, то героические.
Пушкин в поэме прославляет силу своего народа, его чистоту.

Герои поэмы:
Руслан олицетворяет богатырскую силу национального русского характера; мужественность, честность, прямодушие, верность в любви.
Финн – мудрость и добро.
Фарлаф – трусость, хвастовство, обжорство и коварство.
Ратмир – страсть.
Рогдай – слепую, свирепую, безрассудную воинственность.
Черномор и Наина – мрачное злодейство.

В поэме светлое начало жизни побеждает тёмное и мрачное. Пушкин представляет нам волшебные картины природы. Стих поэмы лёгкий и изящный, звучный и плавный. Образ автора присутствует с первой до последней строки. Автор вмешивается в ход событий, постоянно общается с героями и читателями, вносит в поэму тонкий юмор.
Вот безутешной Людмилой, бродящей по чудесному саду Черномора, овладевает «умысел ужасный». Оказавшись перед потоком, она «На воды шумные взглянула, Ударила, рыдая, в грудь, В волнах решилась утонуть». Именно так изображались героини в классических поэмах и трагедиях. Но Пушкин поворачивает события иначе: «Однако в воды не прыгнула И дале продолжала путь».
Людмила почувствовала голод, и перед ней, по мановению волшебства, явился «обед роскошный». Дивясь этому, она втайне думает:»Вдали от милого, в неволе, зачем мне жить на свете боле?» «Умру среди твоих садов!» Так было в классических произведениях, а Людмила «подумала и стала кушать».
Людмила – это девушка времён самого Пушкина, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная.

2) Беседа.
— Назовите героев поэмы.
— Определите композицию произведения.
— Каково ваше отношение к героям?
— Что сказочного в поэме? что реально?
— В чём проявляется выразительность языка Пушкина? Привести примеры из текста.

3) Выразительное чтение.
Чтение понравившихся отрывков из поэмы, анализ выразительного чтения.
Демонстрация подготовленных иллюстраций.

4) Викторина.
— Определите, кому из героев принадлежат слова:

К земле приникнем ухом оба
(Чего не выдумает злоба!),
И кто услышит первый звон,
Тот и владей мечом до гроба. Черномор.

Ну скоро ль встречусь с великаном?
Уж то-то крови будет течь,
Уж то-то жертв любви ревнивой.
Повеселись, мой верный меч. Фарлаф.

Остановись, беглец бесчестный!
Презренный, дай себя догнать,
Дай голову с тебя сорвать! Рогдай.

Так, сердце, я теперь узнала,
Я вижу, верный друг,
Оно для нежной страсти рождено. Наина.

Добро, колдун, добро, мой свет!
Теперь мне здесь уж безопасно,
Теперь избавлюсь от хлопот! Людмила.

Всё тихо, никого здесь нет,
Никто на девушку не взглянет…
А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет. Автор.

О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями? Руслан.

Источник

Презентация по литературе «А.С. Пушкин», 5 класс (ФГОС)

Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть фото Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть картинку Пушкин 5 класс что изучают. Картинка про Пушкин 5 класс что изучают. Фото Пушкин 5 класс что изучают

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №182» г. Нижнего Новгорода Кухаренко Е.М. 2016 год

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799 года, Москва — 29 января [10 февраля] 1837 года, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и др., а также сказок для детей.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас». Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина. На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году, и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел. В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила» (1820). В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным» (1823-1832).

Осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.

«Болдинская осень» Пушкина – один из тех периодов, когда творчество из великого русского гения текло рекой. Александр Сергеевич как раз готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой, но после помолвки, состоявшейся весной 1830 года, появились некоторые материальные трудности, чтобы их решить, поэт отправился в Болдино. Во время пребывания в Болдино началась эпидемия холеры и, из-за установленного карантина, писатель не мог вернуться даже в Петербург. «Болдинская осень» Пушкина подарила миру очень много интересных и талантливых произведений, как в прозе, так и в стихах.

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.

В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается. В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот. Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А.С. Пушкин

Источник

Урок литературы в 5-м классе на тему: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (по творчеству А.С. Пушкина)

Тип урока: обобщение изученного. Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть фото Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть картинку Пушкин 5 класс что изучают. Картинка про Пушкин 5 класс что изучают. Фото Пушкин 5 класс что изучают

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.

иллюстрации учащихся к сказкам,

выставка книг, поделок,

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Предварительная подготовка: чтение сказок Пушкина, выполнение иллюстраций к его сказкам, чтение наизусть; учитель готовит презентацию для конкурсов, индивидуальное задание школьникам: изготовить жетоны.

I . Вводное слово учителя. Сегодня мы проводим урок “Что за прелесть эти сказки!”, посвященный творчеству А.С.Пушкина (сообщаются цели урока), одни сказки на уроке прозвучат целиком, из других – отрывки, цитаты, какие-то элементы. Ведь на одном уроке невозможно прочитать и проанализировать все сказки этого писателя. В чем же заключается прелесть сказок А.С.Пушкина? Попробуем доставить себе радость от общения с русским гением. Сегодня мы вспомним, когда сказка начала проникать в литературу, узнаем об истории создания некоторых сказок Пушкина, проведем викторину, определим победителей конкурсов “Лучший иллюстратор сказок Пушкина”. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы их подсчитаем.

II . Слово учителя: «История русской сказки». Литературная история русской сказки начинается только во 2 половине XVIII века. До этого времени она хранилась в памяти народной, как и песни, былины, пословицы.

“ Басни баять”, “сказки сказывать небывалые” запрещалось древнерусскими проповедниками и указами правительства. Сказку считали недостойной записи.

Но для всего населения России сказка была любима. Несмотря на запреты, ее рассказывали на протяжении веков, передавали от поколения поколению, любили в равной степени в крестьянской избе и в барских хоромах.

Искусство рассказывать сказки ценилось на Руси высоко. Имена двух сказочниц вошли в историю русской литературы – это ключница Пелагея из семьи Аксаковых и няня Пушкина Арина Родионовна.

Прочитать сказку русские люди впервые смогли в сборниках, которые выходили в 1780–90-х годах. Эти сборники носили заглавия “русских”, “славянских”, “древних” сказок. Сказка начала проникать в литературу.

Русские писатели конца 18 века откликнулись на возросший интерес к этому жанру. Сказки писали Сумароков, Дмитриев, Марков, Жуковский, Державин, Даль и даже Екатерина II.

Мы знаем, что летом 1831 года в Царском Селе проходило своеобразное поэтическое соревнование: А.С.Пушкин и В.А. Жуковский решили написать по сказке в народном духе. Так появилась “Сказка о царе Салтане” и “Сказка о царе Берендее”. Само же соревнование обернулось литературным спором, в который оказались втянуты многие современники.
Ребята, кто же вышел победителем в этом соревновании? (А.С.Пушкин)

Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Правильно назовите их названия. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).

Какая сказка вам больше всего понравилась? Почему?

III . Повторение изученного ранее.

Учитель. А теперь проведем викторину “Сказки А.С.Пушкина”, которая поможет мне проверить ваши знания.

Обращаясь к народной сказке, Пушкин нашел свой собственный метод работы с нею. Создавая сказку, он свободно выбирал сюжет, детали, мотивы из разных источников – русских и иностранных.

IV . История создание «Сказки о рыбаке и рыбке».

Пушкинская же сказка близка к европейской традиции, всего более – к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм.

Заранее подготовленный ученик рассказывает сказку братьев Гримм о рыбе камбале.

Ребята, какая сказка вам больше понравилась? Нравится ли вам конец сказки Пушкина? Справедливо ли наказана старуха? Почему?

Чем похожи эти сказки? В чем их отличие?
Да, вы верно все назвали. Как и у братьев Гримм, у Пушкина желание исполняет рыбка, сохраняется последовательность желаний. Однако русский поэт отступает от европейского источника. Он различает характеры старика и старухи – одну делает властной и жестокой, другого покорным (а у братьев Гримм старик и старуха вместе пользовались благами, полученными от рыбки). Изменив сюжет, Пушкин придает сказке русский, а не европейский колорит.

V . Истоки создания пушкинских сказок

Из всех пушкинских сказок на устную традицию целиком опирается только “Сказка о попе и о работнике его Балде”. Она вся из устной поэзии. Источником для поэта были сборники Кирши Данилова и Чулкова, переводы гриммовских сказок, сказки 1001 ночи, записи народных сказок.

Ребята, все вы хорошо знаете “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях”. Какие сказки, очень похожие на эту сказку Пушкина, вы знаете? (Жуковский “Спящая царевна”, Ш. Перро “Спящая красавица”, Дисней “Белоснежка и семь гномов”)

Давайте вспомним эту сказку, чтецы нам в этом помогут. (Чтение наизусть отрывка из этой сказки, например, обращение Елисея к Месяцу, Ветру)

VI . Расширение знаний о творчестве Пушкина.

Учитель. Знаете ли вы, что у Пушкина есть еще одна сказка, о которой мы сегодня не говорили? Это незаконченная “Сказка о Медведихе”. К ней Пушкин обращался на протяжении нескольких лет.

Чтение сказки учителем.

Как бы вы закончили эту сказку на месте Александра Сергеевича? Пофантазируйте! (ответы ребят, пожелания обучающимся).

«Из каких сказок эти предметы?» (Необходимо назвать сказку, привести цитату).

Зеркальце (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. )

Корыто (Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто…)

Медвежья шуба (Вот тебе, жена, подарочек, что медвежия шуба в 50 рублев. )

Бочка (Туча по морю идет, бочка по морю плывет.)

Яблоко (Вот за то тебе, лови! И к царице наливное, молодое, золотое, прямо яблочко летит…)

Орешки (Белка песенки поет, да орешки все грызет…)

«Назовите сказку, из которой взяты эти слова».

— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)

— Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)

— Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек… (“Сказка о Медведихе”)

— Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)

— Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (“Сказка о золотом петушке”)

— Это эпиграф к уроку. Ребята, в чем смысл этих строк? На что намекает сказка? Какой урок она преподносит? Приведите примеры. Свой ответ аргументируйте.

VIII . Поисковая деятельность.

«Какого цвета сказки Пушкина?»

Учитель. А.С.Пушкин очень широко использовал цвет в своих произведениях. По насыщенности красками сказки занимают одно из первых мест во всей русской литературе. В сказках очень много золота. Ребята, назовите строки из сказок, в которых есть золото. (“Весь сиял в злате”, “ в чешуе златой”, “злотоглавый город”, “золотой петушок”, “золотая рыбка”, яблочко “румяно-золотисто” и т.д.)

Какие еще цвета использует Пушкин в своих сказках? (Белый: “Лебедь белая плывет”, “вся белешенька земля”, “высока, стройна, бела”; розовый: “Семь румяных усачей”; синий: “Синее море” и др.)

IX. Конкурс “Лучший иллюстратор сказок Пушкина”.

Победители награждаются призами – жетонами.

Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

XI . Домашнее задание.

Прочитать сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

XII . Рефлексия. (сами обучающиеся оценивают свои успехи – подсчитывают жетоны, выявляют победителей, самостоятельно оценивают ответы одноклассников).

Обучающиеся делают выводы из урока по методике «Закончи предложение…» (клише записаны на доске заранее):

Я лучше всего понял(а)…

Нам (мне) не удалось…

Я благодарен уроку за…

Я благодарен одноклассникам за…

Рыбы давно уже были недовольны тем, что нет у них в царстве никакого порядку. Ни одна рыба не обращала вниманья на других рыб; все плавали кто куда — одна налево, другая направо, как вздумается; проплывали между другими рыбами, которым хотелось быть вместе, или загораживали дорогу; а те, кто посильней, били хвостом более слабых, чтоб те убирались подальше, или попросту их враз проглатывали.

— Как было бы хорошо, если был бы у нас король, который следил бы за порядком и справедливостью, — говорили они. И вот они собрались однажды, чтоб выбрать себе владыкой того, кто мог бы быстрей всех рассекать волны и помогать слабым.

Стали рыбы у берега в ряды, и подала щука хвостом знак, по которому они должны были все разом тронуться с места. Как стрела ринулась вперед щука, а с ней вместе сельдь, голец, окунь, карпы и все прочие рыбы. Камбала тоже плыла с ними вместе, надеясь достигнуть цели.

Вдруг послышался крик:

— Сельдь впереди всех! Сельдь впереди всех!

— Кто впереди?! — закричала, скривившись от злости, плоская, завистливая камбала, сильно отставшая от остальных. — Кто впереди?

— Сельдь, сельдь! — был ответ.

— Голая сельдь, — крикнула завистница, — голая сельдь!

И с той поры стала камбала в наказанье криворотой.

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. Дала рыбка корыто. Старуха сказала попросить избу. Дала рыбка и избу. Захотела старуха стать столбовою дворянкой. Стала она дворянкой и послала старика служить в конюшню.

Захотела стать царицею. Сделала её рыбка и царицею. Захотела стать владычицей морской, чтобы рыбка ей прислуживала.

Передал старик рыбке просьбу рыбке, но ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился — глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.

Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (обращение Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру)

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ

Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать. Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть фото Пушкин 5 класс что изучают. Смотреть картинку Пушкин 5 класс что изучают. Картинка про Пушкин 5 класс что изучают. Фото Пушкин 5 класс что изучают

Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-то он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину,
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол, да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.

«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».

Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Черно-бурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, торговый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *