Пушкин что такое лицей
Детский час
для детей и родителей
Пушкин в Лицее
Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».
В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.
На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.
Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.
Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.
В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.
Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.
Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Весьма понятен, замысловат и остроумен.
Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Преподаватели обращались к своим ученикам на «Вы». Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Из 30 первых лицеистов 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг.
Обучение длилось шесть лет. За это время изучали следующие дисциплины:
— нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
— словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
— исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
— физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
— изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Кроме того, лицеисты, решившие избрать в дальнейшем военную карьеру, дополнительно изучали стратегию, тактику, военную топографию.
Распорядок дня был следующим:
6 утра — подъем, сборы, молитва;
7 — 9 — уроки;
9 — 10 — завтрак;
10 — 12 — уроки;
12 — 13 — прогулка;
13 — 14 — обед;
14 — 17 — уроки;
17 — 18 — полдник и прогулка;
18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
20:30 — ужин;
22 — вечерняя молитва, сон.
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности. Фактически в Лицее была шестибальная система. Единица была высшим балом, пятерка — низшим. Ноль — полное отсутствие знаний.
Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней. Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.
У каждого лицеиста была своя маленькая отдельная комнатка, в двери которой имелось большое окно, закрытое решеткой и занавеской, чтобы надзиратели могли в любое время заглянуть в комнату к ученику. Даже ночью. В каждой «келье» стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник. Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. В письмах к своим бывшим однокурсникам Пушкин подписывался просто — №14. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.
В Царскосельском лицее учеников кормили 4 раза в день. Был: завтрак, обед, полдник и ужин.
На завтрак, который был в 9 утра, они обычно пили чай с белой булкой.
На обед в 13-00 подавалось три блюда (по праздникам — четыре). Одно время за обедом давали стакан портера (легкое пиво), но потом это заменили квасом или водой.
На полдник в 17-00 чай с половиной булки.
На ужин (примерно в 20-30) подавалось два блюда.
Студенты лицея контрабандой доставали конфеты, кофе, шоколад и даже алкоголь через дядьку Кемерского. На день рождения студенту могли вместо обычного чая налить стакан кофе.
При Царскосельском Лицее был лазарет, и за все годы обучения юный Пушкин лежал в нем 15 раз Поводы были различные: головная боль, желудочные расстройства, кожная болезнь. Не единожды причиной были ушибы, что объяснимо, учитывая мальчишескую активность. Восемь раз виной помещения в стационар была простуда, что не удивительно: на этаже, где размещались спальни воспитанников, в холодное время года температура едва достигала 13–14 градусов.
В школьном же лазарете всегда было тепло и чисто. Он занимал две комнаты во втором этаже: в одной находилась аптека, в другой — несколько кроватей. Первый раз Пушкин попал туда с «простудною лихорадкою» в мае 1812 года, накануне своего тринадцатилетия.
Видеться с родителями, конечно же, разрешалось. Однако делать это часто могли позволить себе очень немногие семьи: дорога с извозчиком из Петербурга в лицей стоила 25 рублей — большие деньги.
По законодательному документу «Табель о рангах» всего существовало 14 классов чинов. 1-й класс был самым старшим, 14-й класс — самым низшим. После окончания лицея Пушкин удостоился 10-го класса. Это означало, что он может работать коллежским секретарем — мелким чиновником на невысокой руководящей должности. Через три дня после выпускного вышел указ о зачислении Александра Пушкина в Коллегию иностранных дел.
Новое в блогах
История Царскосельского Лицея
Царскосельский лицей в первую очередь рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
А. А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворца. 1822
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Переход из здания лицея во дворец был закрыт, в нем размещалась лицейская библиотека
Преподаватели обращались к своим ученикам на «Вы». Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Из 30 первых лицеистов 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг.
Учебный класс. Доска похожа на «Черный квадрат»
Обучение длилось шесть лет. За это время изучали следующие дисциплины:
— нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
— словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
— исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
— физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
— изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Кроме того, лицеисты, решившие избрать в дальнейшем военную карьеру, дополнительно изучали стратегию, тактику, военную топографию.
Спальный коридор воспитанников. Мемориальный Музей-Лицей
Распорядок дня был следующим:
6 утра — подъем, сборы, молитва;
7 — 9 — уроки;
9 — 10 — завтрак;
10 — 12 — уроки;
12 — 13 — прогулка;
13 — 14 — обед;
14 — 17 — уроки;
17 — 18 — полдник и прогулка;
18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
20:30 — ужин;
22 — вечерняя молитва, сон.
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности. Фактически в Лицее была шестибальная система. Единица была высшим балом, пятерка — низшим. Ноль — полное отсутствие знаний.
Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней. Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.
Комната Пушкина в Лицее
У каждого лицеиста была своя маленькая отдельная комнатка, в двери которой имелось большое окно, закрытое решеткой и занавеской, чтобы надзиратели могли в любое время заглянуть в комнату к ученику. Даже ночью. В каждой «келье» стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник. Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. В письмах к своим бывшим однокурсникам Пушкин подписывался просто — №14. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.
Одна из множества характеристик Пушкина
В Царскосельском лицее учеников кормили 4 раза в день. Был: завтрак, обед, полдник и ужин.
На завтрак, который был в 9 утра, они обычно пили чай с белой булкой.
На обед в 13-00 подавалось три блюда (по праздникам — четыре). Одно время за обедом давали стакан портера (легкое пиво), но потом это заменили квасом или водой.
На полдник в 17-00 чай с половиной булки.
На ужин (примерно в 20-30) подавалось два блюда.
Студенты лицея контрабандой доставали конфеты, кофе, шоколад и даже алкоголь через дядьку Кемерского. На день рождения студенту могли вместо обычного чая налить стакан кофе.
Рисунок Пушкина
При Царскосельском Лицее был лазарет, и за все годы обучения юный Пушкин лежал в нем 15 раз Поводы были различные: головная боль, желудочные расстройства, кожная болезнь. Не единожды причиной были ушибы, что объяснимо, учитывая мальчишескую активность. Восемь раз виной помещения в стационар была простуда, что не удивительно: на этаже, где размещались спальни воспитанников, в холодное время года температура едва достигала 13–14 градусов.
В школьном же лазарете всегда было тепло и чисто. Он занимал две комнаты во втором этаже: в одной находилась аптека, в другой — несколько кроватей. Первый раз Пушкин попал туда с «простудною лихорадкою» в мае 1812 года, накануне своего тринадцатилетия.
Большой зал, где проходили торжественные мероприятия.
Видеться с родителями, конечно же, разрешалось. Однако делать это часто могли позволить себе очень немногие семьи: дорога с извозчиком из Петербурга в лицей стоила 25 рублей — большие деньги.
По законодательному документу «Табель о рангах» всего существовало 14 классов чинов. 1-й класс был самым старшим, 14-й класс — самым низшим. После окончания лицея Пушкин удостоился 10-го класса. Это означало, что он может работать коллежским секретарем — мелким чиновником на невысокой руководящей должности. Через три дня после выпускного вышел указ о зачислении Александра Пушкина в Коллегию иностранных дел.
Илья Репин (1911) «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»
На картине изображено выступление Пушкина перед экзаменационной комиссией, в которую входил поэт Державин. В тот день, 8 января 1815 года, лицеисты отчитывались о результатах учебы за первые три года; Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поступление в Царскосельский лицей
Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Как учились лицеисты
Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.
Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.
Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.
Это, возможно, стало одной из причин того, что опыт Лицея не прижился на общегосударственном уровне ни в прошлом, ни сейчас. Другим определяющим моментом стал обязательный отрыв учеников от семьи. В первый же месяц обучения было объявлено, что поездки домой не допускаются, и все шесть лет воспитанники проведут в стенах Лицея. По воспоминаниям его первых выпускников, после этих слов раздались рыдания. На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускались, но были довольно ограниченными. Изоляция от внешнего мира была несколько нарушена событиями 1812 года – когда лицеисты, мальчишки-подростки, с восторгом и благоговением общались с офицерами, приезжавшими в резиденцию императора перед тем как отправиться на войну.
Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.
19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.
Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: