Пушкин питер что посмотреть
Что посмотреть в Пушкине за 1 день
Город Пушкин, ранее именовавшийся Царское Село, до наших дней сохранил атмосферу царской России XIX века. Поселение, как будто сошедшее с туристических открыток, было основано в 1710 году в качестве загородной императорской резиденции. Главные достопримечательности Пушкина — это архитектурные шедевры и парки XVIII–XIX веков. Здесь часто проводятся литературные фестивали, праздники и народные гуляния с русским колоритом.
Населенный пункт совсем небольшой по площади — обойти Пушкин за 1 день с осмотром достопримечательностей не составит труда. К тому же дорога до Пушкина из Санкт-Петербурга не займет более часа. Туристы и петербуржцы приезжают в Царское Село за погружением в атмосферу императорской России и поэтическим вдохновением, чтобы прогуляться в роскошных парках и посетить легендарные музеи. Подробный путеводитель по Пушкину на 1 день — далее.
Что посмотреть в Пушкине за 1 день самостоятельно
Пушкин-Царское Село стал городом в 1808 году, слобода вокруг резиденции стала разрастаться с 70-х годов XVIII века. Городским архитектором нового поселения стал шотландец Вильям Гесте. По плану городской застройки Царское Село было разбито на симметричные кварталы с садами и огородами, в то же время заложили 4 площади: Знаменскую, торговую, полукруглую и административную. С 1811 года на протяжении 30 лет во флигеле Екатерининского дворца размещался знаменитый Царскосельский лицей. Царскосельская железная дорога была построена в 1837 году. К середине XIX века Царское Село считалось одним из самых благоустроенных городов, а в 1887 году это был первый в Европе полностью электрифицированный город. Здесь же появились первые в России мусоросжигательная станция и станция биологической очистки канализационных отходов.
Кстати, последний русский император предпочитал Санкт-Петербургу Царское Село. В Александровском дворце была главная резиденция Николая II. Там же после Февральской революции содержались под домашним арестом члены императорской семьи.
Екатерининский собор
По соседству с собором располагаются торговые ряды Гостиного двора. Строение было возведено в середине XIX века на месте бывшего торгового комплекса из дерева, уничтоженного пожаром. Постройка очень похожа на петербургский Гостиный двор — со всех сторон одноэтажное здание также обрамлено арочной галереей. Комплекс торговых рядов и сейчас выполняет свою функцию. С дворовой стороны располагается Царскосельский рынок.
Екатерининский дворец
Дворец в Царском Селе был официальной летней резиденцией трех российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Императорский дворец был заложен в 1717 году в качестве летней резиденции Екатерины I. Строительство завершилось 7 лет спустя. По первоначальному плану дворец представлял собой не такую масштабную постройку как сейчас. Это был небольшой дом высотой в 2 этажа в голландском стиле. Расширение и благоустройство дворца началось в 1743 году, по приказу Елизаветы Петровны. За проект отвечали русские архитекторы. Но в 1852 году Елизавета Петровна вновь поручила перестроить свою резиденцию, на этот раз — Бартоломео Растрелли. Дворец, каким мы видим его сейчас, это и есть проект Растрелли в стиле русское барокко. Дворец также был резиденцией Екатерины Великой, хотя сама императрица считала его отделку старомодной и называла Елизавету Петровну слишком расточительной.
Самым известным помещением дворца является Янтарная комната или Янтарный кабинет. Убранство комнаты было изготовлено еще в начале XVIII века и подарено императору Петру Великому королем Пруссии. Изначально убранство украшало Зимний дворец, но в 1755 году было перенесено в Царское Село. В годы немецкой оккупации убранство комнаты было вывезено в Кенигсберг (нынешний Калининград). Настоящее местонахождение неизвестно. Современное убранство Янтарной комнаты — работа реставраторов. Лионский зал — одно из красивейших помещений дворца. Стены парадного зала отделаны шелком из Лиона. Среди других примечательных комнат и построек: Арабесковый зал, китайская гостиная Александра I, серебряная столовая, Дворцовая церковь.
Посетить Екатерининский дворец можно в любое время года. Но на период высокого сезона (с мая по октябрь) стоит забронировать билеты заранее — на вход выстраиваются огромные очереди. За отдельную стоимость можно поучаствовать в семейных интерактивных программах, которые проводятся во дворце или принять участие в спектакле-променаде «Вечное возвращение».
Екатерининский парк
Обширная парковая зона входит в состав музея-заповедника «Царское Село». Екатерининский парк является памятником архитектуры XVIII–XIX веков. Он делится на 2 части: регулярный Старый сад и пейзажный Английский парк. Парк на этом месте появился еще во времена шведского правления. В XVII веке здесь располагалась усадьба шведского магната, Сарская мыза. После победы над шведами Петр I подарил эту землю графу А. Д. Меншикову, но позднее передарил своей супруге — Екатерине I. Западная сторона парка оставалась дикой — там охотились на кабанов, лосей и зайцев. Постепенно укреплялись берега Большого пруда, был вырыт канал, а на естественном склоне холма уступами был разбит сад. Восточную, более высокую часть, стали называть Верхним садом, а другую — Нижним садом.
При Елизавете Петровне перестроили не только дворец, но и парк. Ко времени ее правления относятся павильоны «Эрмитаж», «Грот», «Зал на острову», каменная ограда с воротами (проект Растрелли), система каналов и прудов. При Екатерине Великой рядом со Старым садом был разбит новый парк — Английский, по канонам моды тех времен. Были созданы искусственные холмы, вырыты новые пруды, возведены павильоны и высажено несколько тысяч деревьев. Таким образом, Екатерининский парк приобрел современный вид. Если смотреть на карту, то елизаветинская часть парка расчерчена параллельными и диагональными дорожками, тогда как екатерининская — извилистыми линиями тропинок.
Парк примечателен не только живописной природой, но и объектами культурно-исторического наследия. Многие скульптуры — памятники, возведенные в честь побед Российской империи. Так, скульптуры в Старом саду изображают мощь и славные победы новообразованной империи: статуя Геркулеса — это аллегорическое изображение Петра I; а Амазонка, опирающаяся на щит — память о победе в Северной войне. В память о победах Екатерины II в. войнах с Турцией были возведены Морейская и Чесменская колонны, Адмиралтейство и ряд других построек. Для досуга в парке были возведены Китайская беседка, издающая мелодичный скрип; турецкая баня; висячий сад; концертный зал. Одной из красивейших построек считается Камеронова галерея с белоснежной колоннадой и бюстами в античном стиле. С галереи хорошо просматривается панорама парка и Большой пруд. Колоннадой украшен и Мраморный мост, выглядящий особенно поэтично. Многие памятники екатерининского парка упомянуты в стихах Пушкина.
Александровский парк
Еще одна обширная парковая зона Пушкина, что посмотреть за 1 день стоит обязательно. Александровский парк не такой торжественный, как Екатерининский. Но более уютный и умиротворенный. Облагораживанием территории занялись в 40-е годы XVIII века. Тогда парк был разбит на 4 квадрата и окружен Крестовым каналом. В 1755 году была создана насыпная гора Парнас. В 80-е годы того же века в парке была построена Китайская деревня — комплекс домов высотой в 1 этаж с обсерваторией. Их дополняли Китайский мостик и Китайский театр. Позднее дома сделали жилыми — у каждого был свой садик.
Парк делится на 2 части: регулярный Новый сад и Пейзажный парк. Из примечательных строений особенно выделяется комплекс зданий в неоготическом стиле: Шапель, Ламской павильон, Арсенал, Белая башня и Пенсионерная конюшня. В конюшне проводили свои последние годы старые лошади императора Александра Павловича. Недалеко располагается кладбище императорских лошадей. Детский домик на острове в центре пруда был возведен для игр детей императора Николая I. Посещение Александровского парка — бесплатное.
Александровский дворец
Ранее еще одна императорская резиденция называлась Новый Царскосельский дворец. Построенный в стиле палладианского классицизма в конце XVIII века, дворец был подарком Екатерины II своему внуку, великому князю Александру Павловичу. Строение не такое пышное и богато декорированное, как Екатерининский дворец. Здание Александровского дворца имеет 2 этажа. Вытянутая в длину постройка имеет двойные флигели по сторонам. Северный фасад декорирован двумя рядами колонн.
При Николае II Александровский дворец стал главной резиденцией семьи императора. Здесь проходили все важные торжества, в том числе и празднование 300-летия дома Романовых. Во время Великой Отечественной войны в здании располагались немецкий штаб и гестапо, в подвалах дворца — тюрьма. Восстановительные работы дворца продолжаются до сих пор и вызывают негодование народа — вопреки принципам научной реставрации были грубо перестроены и уничтожены подлинные конструкции. Сейчас только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагменты оригинального убранства дореволюционных лет.
Федоровский городок
Выйдите из Александровского сада и, перейдя Фермерскую дорогу, заходите в Фермерский сад. Здесь находится Федоровский городок. На Руси под этим названием подразумевался дом священнослужителей. Но в Пушкине Федоровский городок — это целый комплекс построек во главе с Феодоровским собором. Здания окружены зубчатой стеной с 6 сторожевыми башнями, парадный вход осуществляется через белокаменные ворота с тонкой резьбой. За стенами располагаются Ратные палаты, императорский вокзал, храм и казармы пехотного полка.
Феодоровский собор был построен в 1909–1912 годах на самом высоком месте городка. На площади перед собором Николай II и члены его семьи посадили по одному дубку каждый — до наших времен сохранилось лишь 4 дуба. Большая часть внешней отделки зданий сохранилась лишь частично, продолжается реставрация построек. Территория передана РПЦ. В планах — устроить в Федоровском городке синодальное подворье РПЦ с резиденцией патриарха. В этом случае территория городка будет закрыта для туристов.
Египетские ворота
Выйдя с территории Федоровского городка, двигайтесь по Дворцовой улице к Египетским воротам. Торжественные ворота были возведены в 1830 году. Ранее здесь проходила граница города, а ворота находились на месте въезда со стороны Санкт-Петербурга. Ворота представляют собой две башни, которые соединены оградой. Каменные пилоны ранее были сторожевыми помещениями. Башни облицованы плитами из песчаника, который использовали для строительства египтяне. На плиты нанесены барельефы со сценами из египетских мифов. Но не стоит искать в древнеегипетских надписях смысл — это лишь декоративный элемент, они нанесены произвольно. Здесь, на месте прежнего выезда из города заканчивается маршрут 1 дня по достопримечательностям Пушкина.
Маршрут
Прогулка по городу Пушкин начинается с осмотра Соборной площади и восстановленного Екатерининского собора. Пройдите мимо Гостиного двора и двигайтесь по Оранжерейной и далее по Садовой улице к Екатерининскому дворцу. После осмотра дворцовых комнат, отправляйтесь на прогулку по парку. Пройдите по Камероновой галерее и далее спускайтесь к Большому пруду, неспешно осматривая павильоны и скульптуры. Обойдите пруд, осмотрев легендарную Чесменскую колонну, здание Турецких бань. Пройдите по Мраморному мосту и обязательно побывайте в Скрипучей беседке.
Вторую половину дня уделите для осмотра Александровского парка и дворца, а также Федоровского городка. Маршрут заканчивается у Египетских ворот. Протяженность маршрута небольшая, но, за счет обилия достопримечательностей в парках, прогулка займет практически весь день. В летнее время стоит взять перекус с собой и устроить пикник на берегу пруда или в тени вековых дубов. Зимой можно перекусить в одной из кофеен.
Музеи Пушкина
Знакомство с городом Пушкин будет неполным без посещения одной из музейных экспозиций. Выделите 1–2 часа, чтобы еще глубже погрузиться в историю Царского Села и узнать о его культурном прошлом, именитых личностях, которые здесь проживали.
Историко-литературный музей
В двухэтажном здании охристого цвета располагается Историко-литературный музей Пушкина. В музее — несколько экспозиций, посвященных истории и культуре города. Самая обширная экспозиция посвящена истории Царского Села. Коллекция музея представляет историю города от археологических находок до архивных фотографий прошлого века. Отдельные выставки посвящены поэтам, учившимся в Царскосельском лицее, городской архитектуре. Есть зал, стилизованный под старинный трактир, в котором проводили время царскосельские лицеисты.
Панорамный вид на здание Историко-литературного музея города Пушкина
Музей-дача А. С. Пушкина
Небольшой домик в бежево-белой цветовой гамме — это дача поэта Александра Пушкина. Великий поэт вместе с женой Натальей Гончаровой поселились здесь в 1831 году. В усадьбе — 10 комнат, 8 из которых арендовали поэт с женой, а в двух проживала вдовствующая хозяйка. Здесь были написаны многие известные произведения, в том числе и легендарное «Письмо Онегина к Татьяне». Интерьеры внутри сохранились практически не тронутыми.
Мемориальный музей-лицей
Во флигеле Екатерининского дворца в 1811 году был основан Императорский Царскосельский Лицей. Именно в этом заведении обучался Александр Сергеевич Пушкин. Сейчас в здании устроен мемориальный музей. Посетители могут осмотреть учебные классы, актовый зал, библиотеку, комнаты воспитанников с сохраненной аскетичной обстановкой того времени, в том числе и комнату лицеиста Пушкина. В экспозиции представлены работы учеников, подлинные книги из библиотеки того времени.
Музей-театр «Сказки Пушкина»
С детьми стоит посетить музей-театр «Сказки Пушкина». В музее проводятся интерактивные программы и спектакли по мотивам сказок Пушкина. Дети могут поиграть в сказочных интерьерах или принять участие в мастер-классе. Перечень программ музея-театра постоянно меняется — уточняйте перед визитом, какие мероприятия вы можете посетить.
Рассказы, маршруты и советы туристов с фото
Узнать, что рекомендуют посмотреть в Пушкине за 1 день другие путешественники, можно в их отзывах. Туристы делятся готовыми маршрутами, необычными достопримечательностями и рекомендациями, как продуктивно организовать время пребывания в Пушкине. В отчетах туристов вы найдете советы по бронированию билетов в музеи города, описание туристических объектов с реалистичными фотографиями.
Где остановиться в Пушкине
Город Пушкин, благодаря великому историческому наследию, — один из самых популярных туристических городов в окрестностях Петербурга. По этой причине недостатка в посетителях, как и разного рода жилья, здесь нет. Гости, приезжающие сюда с ночевкой, могут выбрать из огромного числа апартаментов и полутора десятка отелей, включая два 5-звездочных.
Соответствуя исторической эпохе, дух которой сохранился в Пушкине, многие из них имеют классические интерьеры и подходящие названия («Екатерина», «Tsar Palace Luxury», «Охотничья усадьба»). Современные номера тоже есть и также находят своих почитателей. Несмотря на относительно небольшой размер территории, в Пушкине хорошо развита автобусная сеть, поэтому добраться к главным примечательным местам их любой точки города не составит труда.
Обзорные экскурсии
Организовать наиболее информативную и интересную прогулку по Пушкину вам помогут местные гиды. Вместе с профессиональным экскурсоводом вы глубже погрузитесь в историю города, узнаете необычные факты о местных жителях и творческих личностях, учившихся в Царскосельском лицее. Гиды Пушкина предлагают не только ознакомительные, но и тематические экскурсии по городу. Это может быть экскурсия, посвященная лицеистам, или погружение в историю императорского двора.
Экскурсии из Пушкина на 1 день
В качестве направления для однодневной поездки из Пушкина, туристы обычно выбирают другие пригороды Санкт-Петербурга. Ближе всего к Пушкину находится Павловск с дворцово-парковым ансамблем. Посмотреть величественные дворцы с парками можно в Гатчине, Петергофе, Стрельне. За 40–60 минут можно добраться и до Санкт-Петербурга. С пересадкой в Питере можно добраться до острова фортов Кронштадта или Выборга. Если вы планируете посетить несколько пригородов за 1 день, то стоит рассмотреть варианты организованных поездок — так вы успеете увидеть больше достопримечательностей, не думая о логистике.
Достопримечательности Царского Села — ТОП-10 главных мест Пушкина
Царским Селом раньше назывался город, сейчас это Пушкин, в котором расположен музей-заповедник с дворцово-парковым ансамблем. «Царское село» — величайший памятник истории, архитектуры и культуры XVIII и XIX веков, охраняемый Россией, а в составе «Исторического центра Санкт-Петербурга» включён Юнеско в перечень объектов культурного наследия мира.
В «Царское Село» входит дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, состоящий из Екатерининского парка с дворцом и павильонами, Александровского парка с дворцом и павильонами, а также Баболовского парка с дворцом. Все 3 прекрасных парка, роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, — наполнены невероятным шармом и изыском. И если вы ещё не посетили «Царское село» — немедленно отправляйтесь в город Пушкин, как добраться подскажем.
Нельзя понять всё величие и очарование Санкт-Петербурга без «Царского Села». Вообще, Северную столицу узнать без пригородов невозможно. «Петербург.Центр» подготовил для вас подборку из 10 лучших мест, которые реально «must see», ведь таких прелестей вы нигде больше в мире не увидите.
Царское Село: исторические и интересные факты
Территория, на которой сейчас находится город Пушкин с музеем-заповедником, издавна входила в состав древнерусских земель. Зарождение, становление и развитие дворцово-паркового ансамбля «Царское село» связаны с освобождением Петром Великим старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нём столицы Российского государства.
1. Большой Екатерининский дворец
Центральным элементом дворцово-паркового ансамбля «Царское село», буквально его визитной карточкой, открыточным образом и главным символом, узнаваемым во всём мире, является Большой Екатерининский дворец. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца.
Когда на берегах Невы уже стоял и развивался Санкт-Петербург, в 1717 году в Царском Селе по проекту архитектора Иоганна Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома. Получился небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. Он вошёл в историю под названием «Каменные палат» Екатерины I.
Когда был возведён дворец, в августе 1724 года здесь устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века строение.
В дальнейшем его неоднократно перестраивали. Царское село стало императорской резиденцией во времена царствования Елизаветы Петровны. Вокруг дворца формировалось поселение. После основательной перестройки дворца в 1740—1750-х годах, из скромного он превратился в роскошную летнюю резиденцию. Позже дворец перестраивался 1751-1756 годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. В целом, Екатерининский дворец сохранил облик, который ему создал Растрелли.
В 1755 году из третьего Зимнего дворца во дворец перенесли Янтарный кабинет, история с его исчезновением, а также его воссозданное великолепие и величие, привлекают сюда многих туристов. Дальше расширялся сад, в нём появились скульптуры и парковые павильоны. Весьма роскошно Растрелли украсил апартаменты дворца.
Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладность была не известна в России, но известна в других европейских дворцах, в которых это расположение устраивал мастер. Но только в Царском Селе, что было уникальным явлением в мире, протяжённость парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам, когда императрица Екатерина II, увлечённая античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.
Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утончённой красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, оформленные Камероном в эти же годы, ныне воссозданы, такие как Зелёная столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина Великая.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года. Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти в стиле «второго рококо».
В годы Великой Отечественной войны фашистами были уничтожены множественные интерьеры дворца, восстановление которых не закончено до сих пор. Этим кропотливым делом занимаются члены Ленинградской школы реставраторов. На сегодняшний день удалось восстановить несколько залов, о который мы уже говорили выше, и Янтарную комнату.
2. Екатерининский парк в Царском Селе
Невозможно посетить Екатерининский дворец, не прогулявшись по окружаемому его живописному и знаменитому одноимённому парку, который был назван в честь императрицы Екатерины I. Он занимает площадь 107 га.
Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада, который создавался в 1717—1720 годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом; и пейзажного Английского парка, обустроенного в 1760—1796-е годы садовыми мастерами Дж. Бушем и Т. Ильиным, а также архитекторами отцом и сыном Нееловыми.
Их разделяет Большой пруд. Как гласит легенда, Старый, или Голландский, сад основал сам Петр I. Об этом в 1817 году написал в своём сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин:
Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим… и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Как бы там ни было, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3-х уступах перед дворцом. В это же время на 3-м уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — ещё два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века Голландский сад расширили, перепланировали и украсили скульптурой. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору. Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном приобрёл форму шестиугольника и был обведен аллеями.
В 1770-х годах архитекторы Василий Иванович и Илья Васильевич Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.
Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем.
Императрица Екатерина II спешила явить просвещённой Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие России. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
О чуткости императрицы, просветительницы и законодательницы, к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки.
Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.
В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвящённые победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.
3. Павильон «Эрмитаж»
В Екатерининском регулярном парке расположен — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями, который своей красотой завораживает взгляд и поражает всякое воображение, пройти мимо так просто невозможно.
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, безусловно, каждый турист, гость Северной столицы, видел знаменитый музей Эрмитаж и знает, что его название переводится с французского языка как «место уединения» или «хижина отшельника», в целом можно продолжить «тихое и прекрасное пространство».
Подобные сооружения получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века и помещались в дикой части парка. Они предназначались для отдыха и обедов владельцев усадеб среди избранных. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъёмные столы.
В «Эрмитаже» Царского Села, который использовался для летних приёмов царских гостей, было такое чудо инженерной мысли. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов.
Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли.
Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передаёт исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстаёт при ближайшем рассмотрении. Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах.
Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины».
Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.
К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, применённые в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн.
Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.
Интересные факты: павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов был восстановлен исторический канал вокруг «Эрмитажа».
Его воссоздавали на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.
4. Павильон «Грот»
«Грот» в регулярном парке — это павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике. В XVIII веке гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, были практически обязательным элементом ансамблей больших регулярных садов.
Проект возведения Грота на берегу Царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф. Растрелли. Он возводился в 1755–1756 годах при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.
Скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, все элементы здания характерны для архитектуры барокко. Павильон увенчивал пирамидальный фонтан со «стекающими» по граням купола струями; круглые окна обрамляли пышные композиции, состоявшие из фигур путти, дельфинов, морских растений и раковин.
Все эти украшения, исполненные в середине XVIII века из дерева охтинскими резчиками, сохранились и находятся в фондах музея-заповедника «Царское Село». Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией.
Задуманная Растрелли отделка интерьеров Грота морскими раковинами и пористым туфом если и была исполнена, то просуществовала недолго. В 1771 году новый проект внутренней отделки павильона разработал архитектор А. Ринальди. Легкий, изысканный по рисунку декор стен, исполненный по его чертежам, сохранился до наших дней.
В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди. После окончания отделки, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом.
Тогда в нём разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа, куда попала и находившаяся здесь же статуя «Вольтера в креслах» работы Ж.-А. Гудона.
Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Великой Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971–1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
5. Адмиралтейство в Царском Селе
Адмиралтейство представляет собой группу зданий, выполненных из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами. Ансамбль расположен в пейзажном парке.
Комплекс состоит из 3-х павильонов, издавна называемым Адмиралтейством. Он был возведён на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая, по проекту архитектора В. И. Неелова. Здания строились летом 1773 года, внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах.
В центральном корпусе, в нижнем этаже, хранили лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. Отсюда и пошло название комплекса — Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира, включавшая трешкоуты императрицы Екатерины II и турецкий каик Николая I, подарок султана.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота. Скользить по глади воды на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. К сожалению, эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, уничтожили фашисты во время Великой Отечественной войны.
В башнях центрального корпуса лестницы ведут в большой светлый зал на втором этаже; во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. На стенах зала размещались английские гравюры с видами пейзажных парков, приобретенные в Англии в 1770-х годах.
В 1901 году в зале был установлен знаменитый Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет начиная с 1654 года, а в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I. Вывезенный фашистами в Германию, Готторпский глобус был возвращен и сейчас находится в собрании Кунсткамеры.
По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы, такие как утки и лебеди, а также фазаны и павлины. Между главным зданием и корпусами, соединёнными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.
В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда. Сегодня центральный корпус комплекса используется для размещения временных выставок, а в одном из Птичников работает ресторан «Адмиралтейство».
6. Камеронова галерея
В Царском Селе, на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка стоит удивительное здание — Камеронова галерея. Она уникальна, в первую очередь, своим архитектурным визуальным эффектом.
По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что первая стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счёт постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Так, высота камеронового творения не уступала самому дворцу, а сама галерея поражала изящностью и великолепием.
Создавалась галерея для удовлетворения душевных запросов и потребностей, прогулок и бесед императрицы Екатерина II, которая задумала соорудить её, а замысел государыни претворял в жизнь Чарльз Камерон. Именно этот зодчий расположил галерею в пейзажной части Екатерининского парка, на склоне холма.
Строительство галереи было начато в 1784 году, а спустя всего лишь три года было завершено. Галерея очень выручала хозяйку в плохую погоду, она служила удобным местом для прогулок. В галерее также проходили и парадные обеды.
Сорок восемь колон галереи возносились над мощным цоколем к небу. При постройке здания архитектор учёл выигрышный наклон участка. С высокой стороны галереи красовалась парадная лестница, на уступах которой были расположены скульптуры Флоры и Геркулеса. Второй этаж украшали бюсты поэтов, философов и полководцев.
В центральной части второго этажа зодчий нарочно увеличил оконные проемы, что придало всему зданию необыкновенную прозрачность. Для отделки первого этажа Чарльз Камерон использовал необычный пудостский камень, добываемый в окрестностях Петербурга. Цветом и фактурой этот камень напоминал времена античности.
Фрейлинский садик у галереи получил свое название в связи с размещением придворных дам на первом этаже помещения. Прекрасным дополнением ко всему ансамблю служил Пандус — пологий спуск со стороны Висячего сада.
Связывая дворец с парком, Пандус служил главным звеном в архитектурной композиции. На 7 его арках были изображены мифологические герои, среди них — Нептун, Диана и Аполлон. Вся колоннада словно создавалась для созерцания с неё живописного вида Большого пруда и парка.
Царица Екатерина Великая любила прогуливаться по галерее, восхищаясь открывающимися красотами. Такое загадочное императорское затворничество располагало к размышлениям.
Камеронова галерея, претерпев некие общие изменения, всё же сохранила для нас раритет. Так, верхний ярус галереи и сегодня остаётся таким же, как и два века тому назад. В нижних, фрейлинских, жилых комнатах сейчас проводятся временные выставки.
Уникальнейшая коллекция бронзовых бюстов, расположенных на втором этаже галереи, сохранились на своем историческом месте до наших дней и радуют гостей города Пушкина и Петербурга.