Пушкин перед гробницею святой о чем

Полководец и поэт (Об одном стихотворении Пушкина) +1

Перед гробницею святой
Стою с поникшей головой…
Все спит кругом: одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас…

Внемли и днесь наш верный глас
Встань и спасай царя и нас
О старец грозный! На мгновенье
Явись из двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвение
Полкам, оставленным тобой,

Явись, и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый вечный сон…

Здесь всё замечательно. Поэтическая лексика XVIII века наделяет текст торжественной и возвышенной экспрессией. Он изумительно музыкален, — все буквы поют и сияют. Виртуозно примененный прием аллитерации придаёт стиху особую эмоциональную и ритмическую выразительность: «Сей остальной из стаи славной екатерининских орлов». Тут явно слышится орлиный клёкот:

Совокупность точных и живописных перифраз служит и приметой определенного времени, и средством передачи высокой приподнятости текста:

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов…

Военная гроза 1812 года застала юного Пушкина в Царскосельском лицее. Петербург остался в стороне от батальных событий того времени: Наполеон пошел не на российскую столицу, а на Москву. Историки так и не решили, почему император французов выбрал столь губительную для него стратегию. Причина, возможно, в том, что, Наполеона всегда завораживали бескрайние просторы Востока и слава Александра Македонского.

Летом 1812 года через Царское село почти ежедневно шли русские полки, призванные сокрушить неприятеля. Пушкин и его лицейские друзья провожали их со слезами на глазах. Лицеисты, охваченные патриотическим рвением, могли думать лишь о вражеском нашествии. Им было не до учёбы.

Бородинское сражение и сдача Москвы потрясли Пушкина, детство которого прошло в подмосковном имении Захарово. В Царское село Пушкина увезли, когда ему исполнилось 12 лет, но Москва так и осталась для него родным городом. Старую сгоревшую Москву он помнил прекрасно. Не устремленный на Запад Петербург, искусственно созданный волею Петра, а Москва олицетворяла всё разнообразие русской жизни, её провинциальный характер. В «первопрестольной столице» были дворцы и хижины, восточные базары, множество церквей и злачных заведений. Пожар полностью изменил её облик. Заново отстроенная Москва стала купеческим городом, сохранившим, впрочем, былое очарование.

К войне 1812 года Пушкин возвращался в своем творчестве всю жизнь. Она отразилась в таких его произведениях, как «Наполеон»,7-я и 10-я главы «Евгения Онегина» «Рефутация г-на Беранжера», «Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина» «Полководец» и других. И если у раннего Пушкина война 1812 года рассматривалась в национально- патриотическом аспекте, то в произведениях зрелого поэта конца двадцатых — начала тридцатых годов проявляется уже социально – философское осмысление этой темы. Героическая дворянская молодежь, освободившая Европу от наполеоновского ига, возвратилась на родину в затхлую атмосферу родимого рабства, которая после вольного европейского воздуха казалась особенно невыносимой

Начиная с 1816 года в России появляются тайные общества, ставящие своей целью отмену крепостного права и революционное преобразование государственной системы. Пушкин стал поэтическим выразителем этих чаяний. После неудачи восстания, у каждого декабриста при обыске были обнаружены его стихи. В дальнейшем поэт во многом пересмотрел свои прежние оценки. Даже к Наполеону его отношение изменилось, Получив известие о смерти императора, он написал стихотворение «Наполеон», в котором есть такие строки:

Да будет омрачен позором,
Тот малодушный, кто всей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень
Хвала! Он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.

Стихотворение «Перед Гробницею святой» было написано в 1831 году, когда в связи с польским восстанием в Европе и, прежде всего, во Франции, всё настойчивее стали звучать призывы к новой войне против России. Пушкин счёл положение настолько серьёзным, что, охваченный патриотическим рвением, написал три стихотворения: «Перед гробницею святой», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Один из знакомых Пушкина, случайно встретивший поэта на прогулке спросил:

— Отчего не веселы, Александр Сергеевич?

— Да всё газеты читаю, — ответил Пушкин.

— Да разве вы не понимаете, что теперь время столь же грозное, как в 1812 году.

Два своих патриотических стихотворения Пушкин опубликовал сразу, а третье — «Перед гробницею святой» — обнародовать в то время не решился. По-видимому, из-за строк: «Явись и дланею своей \\ Нам укажи в толпе вождей \\

Кто твой наследник, твой избранный».

Дело в том, что эти строки могли быть расценены как оскорбительные для графа Ивана Фёдоровича Паскевича, светлейшего князя Варшавского, палача польского восстания, генерала весьма посредственного, но снискавшего благоволение императора. Именно его Николай считал наследником Кутузова, и оспаривать это мнение было небезопасно.

«Перед гробницею святой» Пушкин напечатал, да и то не полностью, лишь в 1836 году в связи с публикацией стихотворения о Барклае-де-Толли «Полководец», когда его стали упрекать в умалении роли Кутузова. В своем «Объяснении» опубликованном в журнале «Современник», Пушкин писал: «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов был обличен в народную доверенность, которую так чудно он оправдал. Слава Кутузова не имеет нужды в похвале чьей бы то ни было, а мнение стихотворца не может не возвысить, не унизить того, кто низложил Наполеона и вознес Россию на ту степень, на которую она явилась в 1813 году».

И, всё ж, это Барклай-де-Толли, предшественника Кутузова на посту главнокомандующего, вывел вверенные ему войска из-под удара численно превосходящей армии Наполеона и с замечательным искусством начал заманивать неприятеля вглубь бескрайних русских просторов. Барклая осуждало за пассивное ведение войны всё российское общество. Его это не смутило, и он не отказался от осуществления своего стратегического плана, который считал единственно верным путем к победе. Под давлением общественного мнения Александр сместил Барклая-де-Толли, но назначенный новым командующим Кутузов продолжил придерживаться его тактики. Ему, «облеченному в народное доверие», не ставили в вину то, в чем обвиняли Барклая.

Что же касается Барклая-де-Толи, то он тяжело пережил случившееся. На Бородинском поле в парадном мундире при орденах и орденской ленте, в шляпе с плюмажем, он сам вел своих солдат в атаку. Дважды под ним была убита лошадь. Казалось, что он действительно искал смерти:

О вождь несчастливый!
Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взглядов черни дикой,
В молчаньи шел один ты с мыслию великой…
И долго укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полпути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец
И власть, и замысел обдуманный глубоко, —
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца весёлый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, —
Вотще!

Трагическая фигура не понятого современниками полководца была близка Пушкину, остро чувствовавшему в конце жизни враждебность окружавшего его светского общества.

Человек остается человеком, даже если он фельдмаршал, государь-император или всемогущий диктатор. Великие люди в этом смысле не исключение. Взять того же Пушкина. Его гениальность неоспорима. Еще бы! Создатель русского литературного языка, поднявший убогую российскую художественную словесность до уровня мировых стандартов. «Солнце русской поэзии». Правда, это «солнце» светит только носителям русской культуры, ибо стихотворное творчество А.С. практически непереводимо. Уникальная музыка его стихов исчезает в переводах. Разве можно перевести стихотворение «Я помню чудное мгновение», сохранив его волшебную тональность и щемящую ноту печали? Такие особенности стиха передать словесными ресурсами других языков исключительно сложно и не всегда возможно.

Поэзия Пушкина воздействует на чувства, а не на разум. Содержание его поэтических шедевров не столь уж важно. Ну, помнит поэт «чудное мгновение». Ну и что? Как не переводи, но если волшебство исчезнет, то вместо гениального стихотворения банальность получится.

Гениальность гениальностью, но вот человеческие качества А.С. его современники оценивали по-разному. В досье, составленном на него полицейским управлением по Санкт-Петербургу, о поэтических занятиях А. С. нет ни слова. Охарактеризован он в этом документе лишь как «известный банкомет» — то есть картежник, каковым Пушкин и являлся. Дело, однако, в том, что страсть к картам и к женщинам совсем не мешала Пушкину-поэту и даже стимулировала его творчество, отчего российская словесность только выиграла.

Еще в 1822 году тот же Пушкин писал в своих «Заметках по русской истории XVIII века»: «Мы видели, каким образом Екатерина унизила дух дворянства. В этом деле ревностно помогали ей любимцы. Стоит напомнить …об обезьяне графа Зубова, о кофейнике князя Кутузова и проч. и проч.»

Зубова прекрасно охарактеризовал один из его современников: «Развалясь в кресле, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек с лицом холодным и дутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов, или разговаривал со своим шутом… Из всех баловней счастья он один был так тщедушен и наружно, и внутренне».

А что с кофейником? Дело в том, что Кутузов обладал самыми разнообразными талантами. Был одаренным математиком, хорошим учителем, превосходным организатором и, в довершении ко всему, удачливым дипломатом. В 1796 году Екатерина отправила его с особой миссией в Турцию. Кутузов не только блестяще справился с поручением императрицы, но даже умудрился побывать в гареме султана и остаться после этого в живых. Такое еще никому не удавалось.

Вернувшись в Петербург, Кутузов вошел в круг ближайшего окружения графа Зубова, и являлся к нему каждое утро с кофейником собственноручно приготовленного кофе по особому турецкому рецепту. Благодаря этому кофейнику, он стал вхож к самой императрице, и награды посыпались на него как из рога изобилия. Можно ли представить Суворова, приносящего временщику кофейник по утрам? Думаю, не существует человека, который дал бы положительный ответ на этот вопрос.

Рассказывали, что когда Кутузов прислал Суворову гонца с донесением, что ему не удаётся укрепиться на крепостном валу, командующий ответил, что уже сообщил матушке Екатерине о том, что Измаил взят. Это вероятно произвело впечатление на будущего царедворца. Его солдаты всё же сумели удержаться на крепостном валу.

Придворное угодничество Кутузова нравилось далеко не всем. Император Александр ещё в бытность свою наследником престола, именно из-за этого стал настороженно к нему относиться. Не таким он представлял себе боевого генерала. Впрочем, Александр умел не афишировать своих чувств и внешне его неприязнь долго не проявлялась. Кутузов, однако, хорошо чувствовал холодность императора, что серьезно его беспокоило.

Началась эпоха наполеоновских войн, Наследник революционной Франции, ставший императором, одерживал победу за победой. В 1805 году против Наполеона сложилась российско-австрийская коалиция. Объединенные армии двух стран представляли собой грозную силу. Общее командование было поручено Кутузову, но при нем неотлучно находились два императора: Александр первый и Франц второй. Имея количественное превосходство своих войск над армией противника, самодержцы желали генерального сражения. Кутузов был против. Он считал поражение неизбежным, и предлагал изматывать силы Наполеона маневрированием, но предлагал так робко и нерешительно, что к его мнению никто не прислушался. Битва под Аустерлицем, как он и предвидел, завершилась тотальным разгромом союзной армии.

Вот что писал об Аустерлице известный российский военный историк XIX века Генрих Леер: «Не в недостатке искусства можно винить Кутузова за Аустерлиц, и не в недостатке боевого мужества, доказанного им личным участием в сражении и полученною раною, но под Аустерлицем ему недоставало гражданского мужества сказать всю истину юному императору с тем чтоб с этим предупредить одно из величайших бедствий для отечества (чем и объясняется охлаждение государя к Кутузову, продлившееся до 1812 года) Такова личная большая вина Кутузова. Во всем же остальном виновно то фальшивое положении, которое превратило его в командующего безвластного и бесправного».

Александр полагал, что Кутузов сознательно его подставил. Да, верно, подставил, — но не сознательно. Просто случилось так, что под Аустерлицем в душе Кутузова царедворец одержал верх над полководцем.

Кутузов был хорошим учеником Суворова в военном деле, но одного очень важного его урока он не усвоил: урока нравственности. Он никогда не был так чист в своих деяниях, как Суворов, и потому не мог высказать в глаза своему государю всё, что думает. Ему было известно, что Александр ему не доверяет. Более того, он прекрасно знал, почему и не мог ничего сказать в свое оправдание.

После Аустерлица Кутузов, оказавшийся фактически не у дел, многое переоценил в своей жизни. В народе он продолжал пользоваться огромной популярностью как ученик и сподвижник Суворова.

Когда же в 1812 году судьба России оказалась в его руках, он окончательно изгнал из своей души придворного, и стал поступать так, как считал нужным, не считаясь с ничьим мнением, — даже если это было мнение самого императора.

Придворный навсегда исчез, и остался только мудрый и дальновидный полководец, Одиссей славной российской военной эпопеи.

Суворов никогда не имел под своим началом более 30 тысяч солдат. Все одержанные им победы следствие его искусства тактического батального маневрирования. Кутузов же был не тактиком, а выдающимся стратегом. Он не победил Наполеона, — Бородинское сражение закончилось вничью, — а обманул его, заманив в ловушку, из которой не было выхода…

В 1813 году победоносная русская армия вступила в Европу. Уже в прусской Силезии настигла Кутузова роковая болезнь. Умер он в немецком городке Бунцлау. Лучшие лекаря того времени, присланные королем Прусским и императором Всероссийским, не сумели его спасти.

Солдатам не сразу сообщили о смерти главнокомандующего. Боялись, что скорбная весть отрицательно скажется на их боеспособности.

Похороны спасителя Отечества прошли в атмосфере всенародной скорби. Когда траурный кортеж прибыл в Петербург, жители столицы выпрягли шестерку лошадей и сами докатили коляску с гробом Кутузова от Нарвских ворот до Казанского собора, — места его последнего упокоения. Над могилой полководца возвели бронзовую ограду с родовым гербом Голенищевых-Кутузовых и установили пять штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней.

Источник

Оставьте комментарий о стихотворении А.С.Пушкина «Перед гробницею святой», «Клеветникам России» в отдельности. (см.ниже)

Попросили на литературе найти некие комментарии к этим стихотворениям

Перед гробницею святой

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой.
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас.

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон.

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Источник

Пушкин перед гробницею святой о чем

Клеветникам России, ее заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на нее, поэт бросает гордый вызов:

Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», стихо­творение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выра­зительнейший портрет выдающегося полководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу рус­ского царя.

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Командующий русской армией Барклай де Толли, осуществляя «замысел, обдуман­ный глубоко», упорно уклонялся от генерального сражения и вынуждал противника продвигаться в глубь бескрайних русских просторов. С каждым приказом об отступлении в стране нарастало недовольство. Причины его были, конеч­но, многообразны. Помещичьи круги опасались, не поколеб­лет ли вторжение Наполеона феодально-абсолютистские по­рядки, не станет ли он на занятых французами территориях отменять крепостное право. Широкие массы воспринимали продвижение захватчиков в глубь России как тяжкое национальное унижение.

До поры до времени эти глубинные различия не давали себя знать. Пройдет время, и эти различия выявятся с силой тем большей, чем значительнее была роль крестьян, само­отверженность которых решающим образом повлияла на исход войны. И передовая дворянская интеллигенция бо­лезненно ощутит утрату единства, сплотившего с ней народ в грозную пору двенадцатого года.

Но сейчас это единство казалось незыблемым. Предста­вители всех сословий, охваченные гневом и тревогой, жаж­дали остановить врага. Особенно велико было негодование армии. Барклая до Толли громко обвиняли в трусости и из­мене. Конечно, эти обвинения были глубоко несправедли­вы. Командующий русской армией трезво и правильно оценивал ситуацию.

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем, —

скажет позднее о тактике Барклая восхищенный Пушкин.

14 сентября, в 2 часа дня, взглядам французов, подняв­шихся на Поклонную гору, предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Моск­вы и униженных просьб пощадить город.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Источник

«Перед гробницею святой. »

Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина

Пушкин перед гробницею святой о чем. Смотреть фото Пушкин перед гробницею святой о чем. Смотреть картинку Пушкин перед гробницею святой о чем. Картинка про Пушкин перед гробницею святой о чем. Фото Пушкин перед гробницею святой о чем

В июне 1813 года собор стал местом всенародной скорби. Сюда, совершив последний поход из Бунцлау, прибыли и были опущены в склеп под собором останки фельдмаршала Кутузова. В полу собора над склепом была вмурована гранитная плита, вокруг которой в 1814 году была поставлена невысокая железная решетка, изготовленная мастером П.П. Ажисом. Передняя сторона решетки украшена бронзовым позолоченным изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. Над решеткой в стену собора вделана доска красного мрамора с надписью золочеными накладными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау».

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой. »:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой.
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

В январе 1831 года польский сейм провозгласил независимость Польши. Николай I и его семья объявлялись лишенными прав на польский престол. Это послужило поводом для военных действий Николая I против Польши. Вспыхнула настоящая война, грозившая перейти в войну европейскую[1].

С самого начала Польского восстания (17/29 ноября 1830 года) Пушкин с большой тревогой следил за ходом событий. Письма к друзьям отражают его опасения, что России грозит интервенция. Он считал, что «теперь время чуть ли не столь же грозное, как в 1812 году»[5]. Стихотворение, посвященное М.И. Кутузову, было написано «в такую минуту, когда позволительно было пасть духом»[6]. Однако Пушкин духом не падал, а напротив, возбуждал дух российского общества к сопротивлению. Летом 1831 года кроме стихотворения «Перед гробницею святой. » он пишет и другие: «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Эти два последних стихотворения Пушкин и В.А. Жуковский (а тогда, как писал позже П.В. Анненков, «они все делали сообща») публикуют в брошюре «На взятие Варшавы», куда вошло также и стихотворение Жуковского «Старая песня на новый лад». Жуковский писал по поводу этой брошюры А.И. Тургеневу 7 сентября 1831 года: «Скоро пришлю свои стихи, напечатанные вместе со стихами Пушкина, чудесными. Нас разом прорвало, и есть от чего»[7]. Остается некоторой загадкой, почему Пушкин не опубликовал в этой брошюре также и стихотворение «Перед гробницею святой. ». Разгадка может крыться в последней строфе стихотворения:

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!

В этих словах скрыта критика бездарных генералов, командовавших в Польше русскими войсками в 1831 году, в частности И.И. Дибича, которую Пушкин посчитал неудобным помещать в официальном издании. Может быть, причиной явились также и несколько минорные интонации четвертой строфы:

Встань и спаси царя и нас.
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой.

Так или иначе, невозможно мыслить стихотворение «Перед гробницею святой. » вне польского контекста и вне связи с другими стихотворениями, посвященными Польскому восстанию. Хотя «Перед гробницею святой. » и было написано до стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», но оно содержит общий с ними строй мыслей и чувств. Опираясь на этот тезис, проанализируем данное стихотворение:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой.
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Во-первых, здесь та же рифма (лампады-громады); во-вторых, один смысловой ряд: тема золота или золотого света. В-третьих, тема воскресения и у Державина, и у Пушкина занимает достойное место:

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас.

(А.С. Пушкин. «Перед гробницею святой. »)

Из этих пасхальных реминисценций можно извлечь следующий смысл: святая гробница подобна Гробу Господню, из которой, как ожидается, должен воскреснуть великий полководец на спасение России.

Не случайно и следующее: образ позолоченных «столпов гранитных громад».

Однако реминисценции из Державина несут и иные смыслы. Храм является неким микрокосмом, который подобен макрокосму, где царствует творческая воля Божия:

За покоем и даже сном сокрыта великая творческая сила, которая кристаллизует «столпов гранитные громады» храма и в то же время льет животворящие золотистые лучи лампад. Со времени Максима Исповедника в христианское сознание вошла мысль о том, что храм есть образ мира, однако эта идея временами воспринималась лишь в ее статическом аспекте. Подтекст Державина в пушкинских строках дает возможность воспринимать в храме образ мира, творимого Богом, и статически, и динамически одновременно.

(«Недвижный страж дремал. »)

Не исключено, однако, что известные подходы к этой теме поэт намечает в стихотворении «Перед гробницею святой. ». Они видны в обращениях к проповеди архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Дроздова) на погребение Кутузова 13 июня 1813 года[9].

У последних двух строк возможен следующий источник. Как пишет Кутузов в письме протоиерею Иоанну Сирохину, император Александр I будто бы сказал ему: «Иди спасай Россию». Примечательно, однако, что слова царя облекаются в «глас народа». На народности Пушкин здесь особо настаивает: если бы он хотел вывести личность царя, ему достаточно было бы вместо слов «народной веры глас» поставить слова «державной веры глас».

Следующие строки, по-видимому, связаны с богослужением утрени:

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас.

На разные мысли и ассоциации наводит финал стихотворения:

Странным образом он составляет параллель окончанию стихотворения «Клеветникам России», которое также заканчивается образом могилы:

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России
Среди не чуждых им гробов.

Возникает следующий вопрос: что для поэта означает это молчание? Пустота, отсутствие ответа или, напротив, его полнота? Контекст побуждает нас склониться ко второму решению. Невозмутимость и вечность сна подразумевает недоступность храма и святой гробницы для военного шума, разорения и осквернения. В этом молчании гаснет и ропот «народных витий», и дробь барабанов, и свист пуль, и грохот ядер. Оно как бы поглощает войну и смуту, подобно тому, как огромные пространства России поглотили и полчища монголов, и Великую армию. Наконец, нельзя не отметить параллель между «тихой неволей» стихотворения «Недвижный страж дремал. » и «невозмутимым сном» в финале стихотворения «Перед гробницею святой. ». Временами Пушкина терзали сомнения: а благом ли был тот мир, который установили вожди Священного союза? К началу 1830-х годов он разрешил этот вопрос: мир, наступивший после разгрома Наполеона, для него священен, ибо искуплен русской кровью. Этот мир неразрывно связан со священным пространством храма.

Стихотворение «Перед гробницею святой. » родилось в обстановке Польского восстания, которое Пушкин воспринимал как возможное начало новой Отечественной войны. Оно пронизано образами оды Державина «Бог» и ораторской прозы архимандрита (впоследствии митрополита) Филарета (Дроздова), в особенности его «Слова на погребение Кутузова».

Казанский собор предстает как бы образом Гроба Господня, местом возможного воскресения великого полководца для последующего спасения русского народа. С другой стороны, храм становится образом Вселенной. За внешним покоем скрывается великая, динамичная творческая сила.

В стихотворении намечаются подходы к сотериологическому пониманию войны 1812 года как искупления кровью русского народа «Европы вольности, чести и мира».

Священное молчание храма является полнотой ответа, а не его отсутствием, свидетельством силы и конечной победы России и знамением того нерушимого и благого мира, который воцарился после низвержения Наполеона.

[1] См. об этом, в частности: Любавский М.К. История западных славян. М., 1917. С. 394-396.
[2] Модзалевский Л.Б.Примечания // Пушкин А.С. Письма / Под ред. и с примеч. Л.Б. Модзалевского. Т. 3: Письма 1831-1833 гг. М.; Л., 1935. С. 394-395.
[3] Из последних публикаций об этом см.: Лукашевич А.М. Проекты восстановления Речи Посполитой и Великого княжества Литовского и их место в военно-стратегическом планировании Российской империи (1810-1812) // Внешняя политика Беларуси в исторической ретроспективе. Материалы международной научной конференции. Минск, 2002. С. 46-59.
[4] Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 г. СПб., 1859-1860. С. 512-513.
[5] Слова А.С. Пушкина графу Е.Е. Комаровскому (см.: Русский архив. 1879. № 1. С. 385).
[6] Признание А.С. Пушкина дочери М.Е. Кутузова Е.М. Хитрово в письме к ней от сентября 1831 г. (подлинник на французском языке). См.: Письма А.С. Пушкина к Е.М. Хитрово. Л., 1927. С. 257-300.
[7] К сожалению, либеральные круги русского общества предпочли не понять Пушкина и устроили скрытую травлю за эту брошюру. Даже близкий к поэту князь П.А. Вяземский называл «Бородинскую годовщину» «шинельными стихами».
[8] См.: Ходасевич В.В. Державин. М., 1987. С. 120-125.
[9] См.: Михайлова Н.И. Творчество А.С. Пушкина и ораторская проза 1812 г. // А.С. Пушкин: Исследования и материалы. Л.,1986. С. 278-290.
[10] Сын отечества. 1813. Ч. 6. № 226. C. 263.
[11] Там же. С. 290.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *