Пусть каждый держит отчину свою что означает

Тест по истории Раздробленность русских земель 6 класс

Тест по истории Раздробленность русских земель 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.

Вариант 1

А1. Что означало выражение «Пусть каждый держит отчину свою»?

1) прекращение междоусобиц
2) право князей определять вероисповедание своих подданных
3) прекращение совместных военных действий против половцев
4) начало периода феодальной раздробленности

А2. Выражение «Раздрася вся Русская земля» возникло в

1) Х в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.

A3. Каково было последствие феодальной раздробленности?

1) развитие хозяйственной и культурной жизни
2) уничтожение феодальных отношений
3) ликвидация половецкой опасности
4) прекращение междоусобных войн

А4. В отличие от времени княжения Ярослава Мудрого в период феодальной раздробленности

1) на Руси существовали единые меры длины и веса
2) в каждом княжестве говорили на своем языке
3) в городах возникло летописание
4) каждое княжество самостоятельно определяло свою внутреннюю политику

А5. Какое произведение посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г.?

1) «Повесть временных лет»
2) «Житие Бориса и Глеба»
3) «Слово о законе и благодати»
4) «Слово о полку Игореве»

В1. Крупное земельное владение, передаваемое по наследству, называлось …

Вариант 2

А1. Что означало выражение «Раздрася вся Русская земля»?

1) наступление периода феодальной раздробленности
2) рост крестьянских выступлений
3) возникновение феодального строя
4) переход от родовой общины к соседской

А2. На Руси феодальная раздробленность окончательно установилась в

1) Х в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.

A3. Каково было последствие феодальной раздробленности?

1) прекращение строительства новых городов
2) упадок вотчинного землевладения
3) ликвидация княжеской власти
4) усиление междоусобиц

А4. В отличие от времени княжения Ярослава Мудрого в период феодальной раздробленности

1) каждое княжество самостоятельно осуществляло свою внешнюю политику
2) в каждом княжестве существовало свое вероисповедание
3) прекратились набеги кочевников
4) перестали судить по законам «Русской Правды»

А5. В «Слове о полку Игореве» рассказывается о

1) гибели князя Игоря в 945 г.
2) походе новгород-северского князя на половцев
3) взятии города Константинополя русским войском
4) призвании варягов на Русь

В1. Владения младших членов княжеского рода назывались …

Ответы на тест по истории Раздробленность русских земель 6 класс
Вариант 1
А1-4
А2-3
А3-1
А4-4
А5-4
В1. Вотчина
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
В1. Уделы

Источник

19 октября 1097 г. на совете князей в Любече было узаконено разделение Руси на удельные княжества

Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть фото Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть картинку Пусть каждый держит отчину свою что означает. Картинка про Пусть каждый держит отчину свою что означает. Фото Пусть каждый держит отчину свою что означает19 октября 1097 г. на совете князей в Любече был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, и должно было привести к прекращению междукняжеских распрей из-за уделов и сплотить их против разорявших русские земли половцев. Теперь каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Это решение узаконило уже фактически состоявшееся разделение Руси на удельные княжества.

События предшествующих лет убедили князей в необходимости этого решения. На фоне постоянных половецких набегов и походов, шла борьба между великим князем киевским Святополком Изяславичем, владетелями Черниговской и Северской земель, Рязани, Мурома и Тмутаракани князьями Олегом и Давыдом Святославичами, а также переяславским князем Владимиром Мономахом и его сыновьями. На Руси полыхала настоящая междоусобная война. В 1094 году Олег, вместе с половцами вынудил Владимира Мономаха оставить Чернигов и уйти в Переяславль. Владимир Всеволодович даже построил крепость Остерецкий Городец посередине дороги из Чернигова в Киев, чтобы затрудниться связи своих соперников. В мае 1096 года Владимир Мономах неожиданным ударом отбил Чернигов, Олег отступил в Стародуб, где был окружен. Олег почти потерпел поражение, но его выручили союзные половцы – они ударили по Переяславскому княжеству и Киеву. Черниговский князь смог ускользнуть в Смоленск, где в это время сидел его брат князь Давыд.

В 1095 году сын Владимира – Изяслав захватил принадлежавший Олегу Муром. Князь Олег, собрав войска в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину отца — в Ростов и Суздаль. Но князь Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев и решил дать бой. В битве под стенами Мурома князь Изяслав погиб, его войско разбили. В результате победы войска Олега заняли Муром, Ростов и Суздаль. Однако Мстислав и Вячеслав Владимировичи с помощью новгородских, переяславских и половецких войск вынудили Олега отступить. Мстислав пустился в погоню и весной 1097 года разбил Олега при впадении реки Колокши в Клязьму. Мстислав захватил вотчину Олега – Рязань и Муром.

Положение князя Олега стало безвыходным, и он был вынужден согласиться на мир и принять участив в съезде, который должен был покончить со сварами и междоусобицами. Причём соотношение сил было таково, что Мономаху, который одержал военную победу, не удалось продиктовать свои условия. Съезд был собран не в Киеве или Переяславле, а вотчине Олега – древнем Любече. Город располагался на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. На съезд приехали – Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи, Давид Игоревич и Василько Ростиславич.

Переходы по лествице из одного удела в другой отменялись. Предполагалось, что это решение не вызовет развала единой державы. Киев признавался общим достоянием, престол великого князя по-прежнему переходил по старшинству, младшие князья должны были повиноваться киевскому государю. Князья вместе целовали крест: «Да будет земля Русская общим для нас отечеством, а кто восстанет на брата, на того все восстанем». Таким образом, уже имеющие глубокие трещины, рассекавшие державу, были узаконены. По мере роста «княжеского племени» Русь продолжала дробиться, с этим падали возможности князей, по решению общенациональных задач. С другой стороны, каждый князь хотел украсить свою землю, город, приглашал различных мастеров, ремесленников, зодчих. Начался расцвет местных культур, развивалась экономика. Но нельзя забывать, что эти успехи не могли компенсировать резкого сужения возможностей князей по решению общенациональных дел.

К тому же решения князей о братском союзе так и остались благими пожеланиями. Владимир был недоволен тем, что не смог закрепить военную победу над Олегом – ему достался в Южной Руси постоянно разоряемый Переяславль и порубежные земли. Святополк также не был удовлетворен. Киев не был наследным владением, потомкам можно было оставить только Турово-Пинскую землю. В придворных кругах прошел слух, что Владимир Мономах составил заговор с Василько Теребовльским против Святополка. Владения Василька были небольшим, но он был умелым полководцем и обладал стратегическим мышлением. У него были замыслы с помощью печенегов, торков и берендеев захватить Польшу, Болгарию, поселить часть болгар в своих владениях – «захватить болгар дунайских и посадить их у себя», а затем ударить по половцам.

Василько возвращался из Любеча в свою землю через Киев и был приглашен во дворец Святополка. В Киеве его схватили и подручные владимир-волынского князя Давыда Игоревича выкололи Василько глаза и увезли во Владимир-Волынский и бросили в темницу. Это событие вызвали новую междоусобную войну. Как только стало известно об этом чудовищном событии, Мономах первым забил тревогу, как бы оправдывая слухи о сговоре с Васильком, воззвал к прежним врагам, Давыду и Олегу Святославичам. Давыд и Олег его поддержали, сразу привели дружины. Объединенная рать встала у города. Святополк запаниковал, сил бороться с объединенными войсками трех сильных князей, у него не было. Хотел даже сбежать. Но тут вмешалась киевская церковно-боярская элита, она не открыла ворота Мономаху, который был в шаге киевского стола (в Киеве Мономаха власть предержащие не любили, слишком он был самостоятельным), не дала сбежать Святополку и выслала переговорщиков. К Мономаху приехал митрополит Николай (грек) и его мачеха, великая княгиня Анна. Митрополит повернул дело так, что это Мономах и Святославичи терзают Русь новой сварой.

Владимиру предложили немедленно заключить мир с великим князем. Мономах был вынужден отступиться от Киева, Святополка оставили в покое. На Волыни же разгорелась ожесточённая война. Брат Василька, Володарь Перемышльский вступил против Давыда Игоревича. Давыд был осажден в Бужске, отдал своего ослеплённого пленника брату, а затем выдал Ростиславичам на казнь и своих советников. Давыд изворачивался, сваливал всю вину на великого князя. В результате на него из Киева двинулся Святополк. Преследуемый князьями, Давыд бежал в Польшу. Киевский князь не удовлетворился Волынью и решил отобрать у Володаря и Василька Перемышль и Теребовль. Братья отказались и разгромили рать Святополка. Киевский князь не успокоился, заключил союз с венграми. Венгерский король Коломан с 40-тыс. армией ворвался на Русь. Но он не собирался отдавать Прикарпатье Святополку и его сыну Ярославу. Решил оставить земли себе. Даже привез с войском епископов перекрещивать русских и чиновников для оккупационной администрации.

Василько и Володарь были осаждены в Перемышле. В это время вернулся Давыд Игоревич. Поляки ему помощи не дали. Три князя – Давыд, Василько и Володарь, объединились перед лицом общей угрозы, и позвали на помощь войска половецкого хана Боняка. Венгерское войско потерпело страшное поражение в битве на Вагре. На Волыни снова шли бои, в которых погиб сын великого князя Мстислав. Эта бойня была остановлена новым съездом в Витичеве – в 1100 году. Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи установили новый мир. Пострадавшим стал Давыд Игоревич – его лишили Владимира-Волынского (туда посадили сына Святополка — Ярослава). Взамен Давыд получил от Святополка городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и виру (денежное вознаграждение). Позднее Давыду дали ещё Дорогобуж. Кроме того, обидели ослепленного Василька. Его, видимо, посчитали недееспособным и лишили Теребовля, предлагая уехать к брату или в Киев. Однако Ростиславичи отказались выполнять это требование, и Василько Ростиславич остался князем теребовальским до самой смерти.

Источник

А 1. Что означало выражение «Пусть каждый держит от­чину свою»? 1) прекращение междоусобиц 2) право князей определять вероисповедание своих подданных 3) прекращение совместных военных действий против половцев 4) начало периода феодальной раздробленности. 2. Когда возникло выражение «Раздрася вся Русская земля»? 1) В Х в. 2) в ХI в. 3) в ХIIв. 4) в ХIIIв. A 3. Каково было последствие феодальной раздроблен­ности? 1) развитие хозяйственной и культурной жизни 2) уничтожение феодальных отношений 3) ликвидация половецкой опасности 4) прекращение междоусобных войн А 4. В отличие от времени княжения Ярослава Мудрого в период феодальной раздробленности: 1) на Руси существовали единые меры длины и веса 2) в каждом княжестве говорили на своем языке 3) в городах возникло летописание 4) каждое княжество самостоятельно определяло свою внутреннюю политику А 5. Какое произведение посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г.? 1) «Повесть временных лет» 2) «Житие Бориса и Глеба» 3) «Слово о законе и благодати» 4) «Слово о полку Игореве» В 1. Крупное земельное владение, передаваемое по наследству, называлось …

Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть фото Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть картинку Пусть каждый держит отчину свою что означает. Картинка про Пусть каждый держит отчину свою что означает. Фото Пусть каждый держит отчину свою что означает

Ответ оставил Гуру

1) 4 начало феодальной раздробленности.
2)3 в XII веке.
3)2 уничтожение феодальных отношений.
4)4 каждое княжества опредяло свою внутреннею политику.
5)4 Слово о Полку Игореве (1 мая 1185 года).

Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть фото Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть картинку Пусть каждый держит отчину свою что означает. Картинка про Пусть каждый держит отчину свою что означает. Фото Пусть каждый держит отчину свою что означает

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

Источник

Контрольный тест «Русь в начале XII-XIII вв.» Что означало выражение «Пусть каждый держит отчину свою»?

А1. Что означало выражение «Пусть каждый держит отчину свою»?

1. прекращение междоусобиц

2. право князей определять вероисповедание своих подданных

3. прекращение совместных военных действий против половцев

4. начало периода феодальной раздробленности

А2. Когда начался период феодальной раздробленности на Руси?

в X в. 2. в XI в. 3. в XII в. 4. в XIII в.

А3. Что было характерно для Владимиро-Суздальского княжества?

1. сильная княжеская власть

2. большая роль веча

3. национальная однородность населения

4. зависимость от киевского княжества

А4. В Новгородской земле, в отличие от Владимиро-Суздальской:

существовала постоянная угроза вторжения половцев

большинство населения было неграмотным

природные условия благоприятствовали земледелию

большую роль в политической жизни играло боярство

А5. Каково было высшее должностное лицо в Новгороде?

князь 2. Владыка 3. Наместник 4. посадник

А6. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

на реке Калке 3. на реке Сити

на реке Волге 4. на берегах озера Ильмень

А7. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

Новгород Великий 4. Владимир

А8. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

русские земли вновь объединились под властью киевских князей

границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря

русские земли были разорены

на Руси начался период феодальной раздробленности

Освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар

Завоевание новых земель и распространение католицизма

Знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства

Восстановление торгового пути «из варяг в греки»

А10. О каком сражении идет речь в отрывке из книги русского историка?

Была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровию; русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей.

на реке Калке 3. на Чудском озере

на реке Неве 4. на реке Сити

А11. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

Русь захватила все побережье Балтийского моря

было положено начало объединению русских земель

было остановлено наступление монголо-татар

было предотвращено распространение католицизма в русских землях

А12. В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?

в участии русских князей в курултае

в обязательном изучении монгольского языка

в выдаче ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

в обязательном принятии ислама русскими людьми

А13. Какое событие связано с именем Феофана Грека?

строительство церкви Покрова на Нерли

создание «Повести о Мамаевом побоище»

строительство белокаменного Кремля

написание Донской иконы Божьей Матери

В1. Крупное земельное владение, передаваемое по наследству, называлось ____________________

В2. Представитель Золотой Орды, который контролировал сбор дани, назывался _____________

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

А. вассальная зависимость Руси от хана Золотой Орды

Источник

Как челядина сажали на землю

Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть фото Пусть каждый держит отчину свою что означает. Смотреть картинку Пусть каждый держит отчину свою что означает. Картинка про Пусть каждый держит отчину свою что означает. Фото Пусть каждый держит отчину свою что означает

Мы считаем эту тему важной, потому что нынешнее положение крестьянства и отношение к нему, на наш взгляд, мало в чем изменились к лучшему.
«Пусть каждый держит отчину свою. »

В 1097 году русские князья собрались в Любече «для устроения мира между собой». Летопись повествует, что князья обращались друг к другу со словами:

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою. » и на этом целовали крест.

Черные земли сдавались в пользование отдельным свободным крестьянам или крестьянским общинам за оброк. Поэтому черные земли назывались еще и оброчными. Дворцовые и черные участки располагались в вотчине чересполосно. Если не хватало подневольных рук на господских полосках, всегда можно было под определенные обязательства сдать их в аренду общинникам, земли которых примыкали к княжеской вотчине.

Какое-то время на Руси относительно мирно существовали две системы хозяйствования: смердов, или свободных общинников, и крупных землевладельцев. Но тенденция к захвату крестьянских земель и закрепощению свободных землепашцев набирала силу.

«Ополонился челядью и скотом»

Наследники князей также претендовали на владение землей. Поэтому вотчины, в том числе и боярские, появлялись быстрее, чем заселялись. Князья и княжии мужи старались заселить их любым способом. Лучшим средством для этого был полон. Вторгаясь во враждебные владения, князья разоряли их и набирали как можно больше пленных.

Пленники по древнерусскому праву обращались в рабство и расселялись на землях, захваченных у свободных крестьян. Летопись сохранила поговорку, ходившую в народе о князе Романе Волынском («худым живеши, литвою ореши»), из которой следовало, что он сажал литовских пленников на прихваченные земли как крепостных работников. Подобным образом во время междоусобиц, не прекратившихся после Любечского съезда, князья обращались и со своими соплеменниками. Уж на что Владимир Мономах был самым умным и добрым из Ярославичей, но и он не чурался разбоя.

В своем Поучении детям Мономах рассказывает, как однажды он внезапно напал на Минск и не оставил там «ни челядина (раба), ни скотины». Впоследствии его сын, Ярополк, захватив Друцк в том же Минском княжестве, всех его жителей перевел в свою Переяславскую волость, «ополонившись челядью и скотом». Пленных обращали в рабство без промедления. Так, после неудачного нападения рати суздальского князя Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году в городе продавали пленных суздальцев по 2 ногаты за человека. (Ногата равнялась 1/20 гривны, а гривной был слиток серебра весом около 200 г). Князья, бояре, их родственники и даже монастыри владели целыми «селами с челядью».

По мнению историка Ключевского, рабство в исторической перспективе предопределило окончательное закрепощение крестьян через несколько столетий. Сама идея у привилегированного класса о праве собственности на захваченную землю была развитием мысли о праве собственности на раба. Это земля моя, потому что ее обрабатывают мои люди.

«Огневтина» не видит различий

Княжеские междоусобицы превратились в хищническую борьбу за рабочие руки. Свободное население уменьшалось. Смерд, вольный оратай, мог попасть в полон и стать челядином. Или превратиться в «рядовича», если не заключал с господином специального договора («ряда»). И в одном, и в другом качестве он, фактически, переходил в разряд холопов, то есть рабов. Таковым можно было стать и женившись на рабыне.

«Наймит» же являлся вольнонаемным работником на чужой земле с хозяйским инвентарем. Однако землевладелец смотрел на него, как на подневольного человека. Следы такого отношения к свободному безземельному и безлошадному «наймиту» сохранились в письменных документах той эпохи. Например, в договоре Владимира Святого, заключенного с волжскими болгарами, последним запрещалось продавать товары «огневтине», работавшей на княжеских землях. Там трудились и челядины, и закупы, и наймиты, но сам факт существования объединяющего слова «огневтина» свидетельствует о том, что землевладельцы уже не делали каких-либо различий между ними.

Закон говорил: бей, воруй. только плати за всё.

Впервые политическое и экономическое расслоение древнерусского общества отразилось в Русской Правде. Этот свод законов составил Ярослав Мудрый.

«Правда» берегла жизнь людей, нужных для государства. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя («вира»), а компенсация родственникам убитого называлась «головничество» (за голову). Двойная вира в 80 гривен налагалась за жизнь княжего мужа или члена старшей княжеской дружины. Людин стоил одну виру, 40 гривен. Женщина и того меньше, 20 гривен. Своего холопа можно было лишить жизни бесплатно. А за чужого полагалось уплатить незначительный штраф хозяину и специальный платеж князю.

Головничество было разнообразнее, в зависимости от общественной значимости убитого. За голову княжего мужа родственники утешались двойной вирой. За кормильца, свободного крестьянина, жена и дети получали 5 гривен.

«Правда» не заботилась ни о предупреждении преступления, ни об исправлении преступной воли. Закон как-будто говорил преступнику: бей, воруй, насилуй, только плати за всё исправно по установленным расценкам. Имущество человека оценивалось дороже самого человека. Например, статья о воровстве и поджоге гласила:

«. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклёпе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота. », что в переводе с древнерусского языка означало: «Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве или другом обвинении; если обвинитель не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию раскаленным железом в неволю».

Вот как протекал суд по обвинению в поджоге овина с хлебом, воссозданный по летописным источникам.

Князь сидит на возвышении у крыльца своего терема. Вокруг князя дружинники. На днях у ближайшего княжеского боярина кто-то поджёг овин. Под подозрение попал молодой смерд: он, как выяснилось, не ночевал дома. Смерд стоит перед князем и отрицает обвинение: ходил на охоту, заночевал в лесу и не знает, кто мог поджечь овин.

Князь в роли судьи повелевает решить дело раскаленным железом. Пусть смерд вынет из костра голой рукой железный лом. Если ладонь получит сильные ожоги, значит, он виноват. Если же ожоги будут незначительные и раны быстро заживут, подозреваемый невиновен.

Смерд засучил рукав рубашки, перекрестился, призывая бога в свидетели своей невиновности, стал на колени и приготовился к испытаниям. Его родные в белых холщовых рубахах, в онучах и лаптях замерли неподалеку в тревожном ожидании. Они знают, что поджог карается «потоком и разграблением» семьи. Их сыну и мужу грозит рабство, а им потеря всего имущества.

Смерд плюет на ладонь и выхватывает из костра тяжелый раскаленный лом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *