Путешествие по алтаю самостоятельно на машине что посмотреть
План поездки на Алтай.
Уже совсем скоро будет дан старт новому путешествию. В этот раз выбор пал на Алтай. Впервые будем осваивать этот регион. Да и вообще дальше Тюмени, в том направлении нигде больше не бывали. Самое время навёрстывать упущенное!
Как и в прошлом году — Краснодарский край и Крым-2020, в путешествие отправляемся с друзьями на двух машинах — Джип Чероки и Тойота Альфард.
Предварительный маршрут до Республики Алтай получился такой: Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — село Сростки — Горно-Алтайск.
Расстояние — 2 400 км., обычно такую дистанцию преодолеваем не особо напрягаясь за три дня.
Правда отдых для нас понятие несколько искажённое. Под этим термином зачастую прячутся ежедневные вылазки на машине с целью посмотреть что-нибудь интересное. Вот и в этот раз «отдых» запланирован насыщенный. Условно, маршрут по Алтайской республике мы поделили на три части — Телецкое озеро, Чемальский тракт и Чуйский тракт.
Итак, первая часть — Телецкое озеро. Расстояние от Горно-Алтайска 160 км. Здесь прежде всего интересует само озеро. Хотелось бы взять напрокат катер для прогулки по достопримечательностям водоема. Как вариант, если не получится с катером, всегда можно воспользоваться услугами теплохода «Пионер Алтая» — он ежедневно совершает ознакомительные экскурсии по озеру продолжительностью 5,5 часов.
Основные точки интереса на Телецком озере — водопады Эстюба, Корбу и Чедор, а также мыс Айран. Если всё-таки получится зафрахтовать катер, попытаемся увидеть ёще что-нибудь интересное. Возможно даже удастся искупаться. Всезнающий интернет говорит, что в начале августа средняя температура воды в озере около 20 градусов. Да, это холодно, но для галочки думаю сделаем один заход!) К примеру, в аналогичном по своей температуре озере Севан в Армении мы в своё время не побоялись искупаться — озеро Севан, Армения.
На озере планируем остановиться примерно на 2-3 дня. Жилье скорее всего будем снимать в селе Артыбаш. Если не получится с арендой домика или коттеджа у нас всегда наготове палатки, можем и в них пару-тройку ночей спокойно провести.
Вторая часть отдыха будет посвящена знакомству с Чемальским трактом. Здесь сама дорога вызывает очень большой интерес — будет очень любопытно проехать по этим горным перевалам и сравнить свои нынешние ощущения с восторгом от Грузинских гор — Дорога Тбилиси-Батуми через Боржоми или мы не ищем лёгких путей и Дорога Уреки-Ереван через Бакуриани или нынче здесь-завтра там. Посмотрим где круче!)
Также подготовлен большой список достопримечательностей, расположенных вдоль тракта. Итак, загибаем пальцы:
• Манжерокские пороги и одноимённый всесезонный курорт
• Урочище Че-Чкыш и одноимённый водопад
• Ороктойский перевал и одноимённый мост (за совет отдельное спасибо builder174 )
Как видно интересных мест хватает с избытком, весь вопрос сможем ли мы на двух машинах везде проехать. За своего Ящера я абсолютно спокоен — он должен пролезть везде, а вот за Альфарда есть небольшое волнение — осилит ли он этот маршрут? В крайнем случае, если всё же Тойоте будет не по зубам дорога, оставим его с частью экипажа где-нибудь в интересной локации и отправимся покорять Чемал в одну машину — на Джипе.
На путешествие по Чемальскому тракту также отводим 2-3 дня. Если очень понравится возможно останемся на подольше. Вопрос с проживанием открыт — пока нет намёток, где будем ночевать. В любом случае есть машины и палатки, но хотелось бы хоть иногда принимать душ и ночевать с комфортом в кровати. Посмотрим как сложится, не будем сейчас загадывать.
Третья часть отдых — Чуйский тракт. Помимо тракта здесь также есть большое количество достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть:
• Место слияния рек Чуи и Катуни
• Памятник Кольке Снегирёву
Дальше опять дилема. Я так понимаю, когда мы доберёмся до села Акташ, надо будет решать сможет ли Альфард доехать до Перевала Кату-Ярык или его опять придётся оставлять где-нибудь на постой и двигаться дальше только на Джипе. Видимо, будем решать на месте по факту. Однако на Кату-Ярык поедем в обязательном порядке и вот по какой причине — во-первых, очень хочется прокатиться до Акташского ретранслятора, ну и во-вторых, сам перевал представляет большой интерес. Всё-таки горные дороги — это то, что мы любим больше всего в поездках!
Время отведённое на знакомство с достопримечательностями Чуйского тракта — 4 дня. Думаю, управимся. В противном случае придётся продлять отпуск, всё-таки такая насыщенная программа запланирована всего на 2 недели отпуска или если в днях — на 17 дней.
Однако, если всё пойдёт по плану, на обратную дорогу также останется 3 дня. Как вариант, размышляю над альтернативным участком маршрута от Омска до Екатеринбурга через Курган (взамен Тюмени). Единственное, что смущает это качество дорожного полотна. За Чероки не страшно, а вот напарник может не сдюжить. Ребята, кто местный подскажите — как дороги в Курганской области?
Да и вообще, в целом, прошу совета у опытных путешественников в части оптимизации своего маршрута и построения основных точек интереса — как Вам мои намётки и список достопримечательностей? Всё ли я охвачу или может что-то останется за кадром? Прошу совета и рекомендаций.
А я тем временем готовлю Ящера к этой поездке. Совсем недавно прошёл большое и дорогое ТО с заменой всех технических жидкостей и устранением небольших недочётов — ТО-10 — 120 000 км., доп.работы — замена передних тормозов, задних сайлентблоков передних рычагов, сальника хвостовика и масла РКПП, так что теперь мой Чероки полностью готов к поездке.
Кстати, к поездке будет полностью готовы наклейки с регионами, городами и странами, в которых я побывал на машине. Осталось дело за малым — поместить всё это великолепие на бокс и будет красота!
Поскольку в эту поездку буду открывать совершенно новые, ранее неизведанные регионы и города, заранее попросил напечатать наклейки Омской, Новосибирской областей, а также Алтайского края и Республики Алтай. Новые наклейки будут занимать своё почётное место на боксе сразу же после пересечения границ регионов. Думаю будет супер!
На этом заканчиваю. Если у кого-то будут советы или дополнительная информация по корректировке маршрута — готов прислушаться к Вашим рекомендациям и советам.
Еще больше меня в Instagram — vanomerzlikin
Путешествие по Алтаю на машине
Горный Алтай славится уникальными природными достопримечательностями. Ежегодно он принимает более 1,5 миллионов туристов, в том числе автопутешественников, которых с каждым годом становится все больше. На машине за короткий срок можно объехать массу удивительных уголков Алтая, познакомиться с самыми интересными местами и основными достопримечательностями, на несколько дней с головой окунувшись в мир девственной природы.
Для насыщенной поездки достаточно выделить неделю-полторы, но если есть желание подолгу останавливаться дикарем в окружении очаровательной алтайской природы, то стоит подумать хотя бы о месячном отпуске. В любом случае впечатления останутся надолго, даже если путешествие продлится всего пару дней!
Основная курортно-туристическая зона с огромным количеством кемпингов, турбаз и «мест под палатку» находится на севере Республики, вдоль правого берега Катуни — от Соузги до Чемала. На реке стоит задержаться на 2–3 дня, почувствовать энергетику здешних мест, поездить, погулять по окрестностям и начать погружение в удивительное путешествие по природным достопримечательностям Алтая.
Что посмотреть рядом. На противоположном от Соузги берегу Катуни находится скала-останец Чёртов палец с возвышающимся над вершиной «коготком». Узким каменистым перешейком он связан с горой, где расположена смотровая площадка с потрясающими панорамными видами. В сухую погоду до нее можно доехать по грунтовой дороге на машине.
В поселке Манжерок есть минеральный источник с бьющей из-под земли «живой» водой, а в 4 км восточнее — Манжерокское озеро, до которого намного быстрее будет добраться на автомобиле.
Буквально через 7 км по Чуйскому тракту от Манджерока будет поворот на мост ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», проехав по которому и повернув налево, можно попасть в Тавдинские пещеры. В разные эпохи здесь жили люди и, возможно, где-то спрятано золото Колчака.
Если возвратиться на Чуйский тракт и свернуть направо в сторону Усть-Семы, то буквально через 300 метров автопутешественников встретит минеральный источник Аржан-Суу (он же — Золотой ключик). Его воду алтайцы издавна считают целебной. По древнему обычаю здесь к деревьям привязывают священные ленточки «дьялома». Они должны иметь определенный размер (20 на 5 см), быть чистыми и светлыми, как и мысли того, кто их подвешивает.
У села Усть-Семы стоит отдалиться от Чуйского тракта в сторону села Чемал, повернув на Чемальский тракт. Приблизительно через 12 км туристов ожидает живописный речной остров Патмос с необыкновенно красивой деревянной церковью и высеченным в скале образом Богоматери с младенцем. Добраться до него можно по высокому подвесному мосту. Южнее поселка Чемал расположен еще один популярный объект Горного Алтая — Чемальская гидроэлектростанция с искусственным водоемом. Сегодня она превращена в музей под открытым небом и место экстремальных развлечений. Над бурлящим потоком желающие могут совершить прыжок вниз на эластичном канате, причем по выбору — окунуться в освежающую водичку или встретиться лишь с ее брызгами.
Где находится. Село Соузга расположено на 460 км Чуйского тракта, Манжерок — на 470 км, Аржан-Суу — на 478 км, Усть-Сема — на 511 км. От последнего села к районному центру Чемал ведет Чемальский тракт — до поселка нужно проехать 40 км.
Достопримечательности по Чуйскому тракту
Автомобильная магистраль берет свое начало в Новосибирске. На 364 км она пересекает Бийск, на 453 км входит в первое на пути горно-алтайское село Майма, после чего прорезает республиканскую территорию вплоть до перевала Дурбэт-даба у монгольской границы, заканчиваясь на 962,6 км. Участок Чуйского тракта протяженностью 510 км является основной трассой Горного Алтая, к которой примыкают второстепенные дороги худшего качества, ведущие автопутешественников к новым открытиям потрясающих природных мест. Тракт полностью покрыт асфальтобетоном, вдоль него установлены АЗС, кафе-столовые, гостевые дома, туристические базы, кемпинги и палаточные городки. Чуйский тракт проходит по равнинной, предгорной и горной местности, пересекает Семинский перевал, Курайскую и Чуйскую котловины.
При каждой возможности, особенно перед въездом на второстепенные дороги, рекомендуется заправлять бензином полный бак, запасаться питьевой водой и съестными продуктами. Вдали от Чуйского тракта АЗС и магазины встречаются намного реже — лишь в крупных селах. Пользуйтесь навигатором, чтобы узнать о ближайших заправках, точках общепита и других нужных локациях. С местами для ночевок нужно определяться заранее, так как устраивать остановки в формате «где придется» — небезопасно. В дождливую погоду лучше выбирать туристические базы и гостиницы, а в сухую — палаточные лагеря и кемпинги.
Семинский перевал
Где находится. Подъем на Семинский перевал начинается на 574 км Чуйского тракта, самая высокая точка расположена на 583 км, а спуск заканчивается в долине реки Урсул — на 594 км автомобильной магистрали.
«Красивые места превращаются в балаганы»: герой сериала Т—Ж едет по Алтаю
Эпизод четвертый: автор плавает в Катуни, опаздывает на теплоход, рискует жизнью в каменной долине и покидает Алтай с намерением вернуться
Это новый выпуск сериала Т—Ж о путешествии читателя из Москвы во Владивосток на машине.
В трех предыдущих статьях Денис Митрофанов рассказывал о подготовке к автопутешествию длиной два месяца и первых 11 днях поездки. В этом эпизоде герой едет по Алтаю и смотрит основные достопримечательности.
📌 Маршрут: Чемал — Ороктойский мост — Ая — Телецкое озеро — Акташ — Гейзерное озеро — петроглифы в Адыр-Кане и Калбак-Таше — Бийск
🚗 Расстояние: 1980 км
💸 Расходы за пять дней: 17 550 Р
Наш маршрут оказался не лучшим в плане логистики: приходилось периодически возвращаться по одной и той же дороге. Это моя ошибка, но я не сильно об этом жалею, так как ездить по Алтаю можно долго: благодаря качеству трактов и красотам вокруг вождение там — удовольствие. Сейчас я бы не стал заворачивать в Чемал, остановился бы в начале Чемальского тракта, например в Ае, и оттуда ездил по достопримечательностям.
На Алтае мы с Алексеем — моим другом, который прилетел из Москвы в Новосибирск, чтобы проехать со мной часть пути, — проведем пять дней. Вот какие места я планирую посетить.
Все эти места были описаны как основные достопримечательности на Алтае в историях разных путешественников.
Сегодня к плану внезапно добавляется сплав по Катуни. Накануне мне позвонили хорошие друзья — они тоже отдыхают на Алтае, следят за моим путешествием — и позвали на сплав. Воду я люблю, со сплавами дружу, желание поплавать в Катуни было — вот оно и исполняется.
C утра едем на базу рафтинга в соседнем селе Барангол. Кто послабее духом, берет гидрокостюм, а кто посильнее, тот плывет в чем хочет, — конечно, это я. Мы берем самый короткий сплав на два часа, это несложный маршрут на 13 километров, стоит 800 Р с человека.
В реку окунаются и девчонки, поэтому надо же побыть яжмужиком и пересидеть их в воде, хотя все части тела пищат о том, что пора вылезать
Финишируем и идем обедать — в туристических местах цены сравнимы со столичными. К слову, хваленое мясо марала вкусное, но котлеты из него не сильно отличаются от обычных.
После сплава отправляемся дальше по Чемальскому тракту смотреть на мост, который мне советовали еще в «Инстаграме» и рекомендовала хозяйка местного гостевого дома тетя Люба.
Чемальский тракт идет вдоль Катуни, справа и слева зеленеют поля, по дороге гуляют коровы, эта спокойная красота умиротворяет. Временами к дороге приближаются горы, на полях появляются обломки скал, о чем Алексей говорит: «Да как в Шотландии прям!» Решаю осмотреть местную Шотландию с дрона.
Ороктойский мост и ущелье, по которому стремительно течет дымчато-голубая Катунь, темно-серые рельефные скалы в русле реки, горы вдали — все это создает невероятной красоты картину.
Такие яркие пейзажи видишь в пабликах про путешествия, но здесь все реально, без ретуши. Эту красоту невозможно передать ни на фото, ни с дрона. Ее нужно чувствовать: слышать шум воды, ощущать ветер, трогать камни, перепрыгивать с одного на другой.
На обратном пути видим знак достопримечательности — рядом действующая Чемальская ГЭС. Вокруг нее снова развернут богатый выбор сувениров и развлечений: колесо обозрения, прогулки на лошадях, прокат квадроциклов. Сама ГЭС — плотина на реке, сбрасывающая воду в небольшое ущелье. Думаю, впереди нас ждут строения масштабнее и зрелищнее: через несколько дней планируем осмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС.
На Алтае меня преследует картинка-желание: домик, лес, вид на горы и реку, соседи вне пределов слышимости, а ты сидишь на террасе, пьешь чай и наслаждаешься. В сегодняшнем отеле в селении Ая она воплощается в реальность.
Расходы за день — 5410 Р
Отель «Олимп» на две ночи | 4000 Р |
Сплав | 800 Р |
Обед в кафе «Царская охота» | 610 Р |
Сегодня по плану поездка на Телецкое озеро — водоем номер два после Байкала по объему пресной воды в России. Бронирую билет на теплоход «Пионер Алтая», но сразу не оплачиваю: смущает расхождение данных в картах о времени в дороге. Оказалось, не зря.
Закладываю на путь в 180 километров до поселка Артыбаш на берегу озера три часа, с запасом. Мы выезжаем в 11:00, теплоход отплывает в 15:00. Первые километров пятьдесят ничто не предвещает беды. Но потом встречаем странный микс из гравийной и асфальтовой дороги: 50 метров — асфальт, 50 метров — гравийка, и так несколько раз. Добавляем в этот микс реверсивное движение, убитый асфальт, на котором не разгонишься, ямы, впадины, заплаточный ремонт. Состояние экипажа — взболтать себя в машине, но не смешивать.
В итоге доезжаем почти за четыре часа — за 15 минут до отправления теплохода. В пути связи не было, нашу бронь отменили и после 10 минут разборок не сажают на теплоход, так как мест уже нет. Недружественно как-то получилось, неклиентоориентированно.
Правда, делать в Артыбаше два часа решительно нечего — пришлось дважды поесть и дважды обойти поселок. Нормальных дорог тут нет, и мы покрываемся ровным слоем пыли. Зато есть домик, глядя на который думаешь: «Ах, я бы в таком жил».
Озеро огромное, вокруг вздымаются горы, покрытые лесами. Капитан сопровождает поездку небольшой экскурсией: «Вот это у нас Голова Медведя, а вот это — Богатырь». Похоже, у тех, кто живет в горах, есть тяга к названиям утесов, камней, скал. Хотя я редко различаю со своим зрением, что там за голова или медведь.
Обратно возвращаемся на закате — здорово увидеть озеро в разных цветах, оно по-своему красиво в каждом. В итоге наше опоздание на теплоход можно считать удачей: поездка на катере более комфортна, нас было всего восемь человек. Теплоход посещает только два водопада, у него длинные стоянки: одна — час, вторая — 40 минут. У нас были стоянки по 20 минут, их вполне достаточно.
На обратном пути нас ждет испытание плохой дорогой в ночной тьме обратно в отель. Так как я ночью вижу совсем плохо, за руль садится Алексей. 180 километров проезжаем за 4,5 часа, в отеле оказываемся в 01:45.
На одной из остановок я поднимаю голову и смотрю на небо. И это шок. Такого количества звезд и такой красоты Вселенной я не видел пока нигде и никогда.
Расходы за день — 4605 Р
Прогулка на катере по Телецкому озеру | 2300 Р |
Бензин | 1705 Р |
Билеты на три водопада | 300 Р |
Обед | 300 Р |
Сегодня хотим доехать до дальней точки нашего маршрута по Чуйскому тракту — села Акташ. Это 390 километров пути с остановками. Акташ выбрали для ночевки потому, что это крупный поселок, ближайший к Гейзерному озеру и озеру Горных Духов, которые я хочу посмотреть.
В пути связь у «Теле-2» пропадает. Приходится ехать по офлайн-картам, так как эта симка у меня для навигации. «Мегафон» работает, поэтому в целом жизнь не усложняется.
Чуйский тракт действительно оправдывает свое место в пятерке лучших автодорог мира и списке объектов Юнеско. По качеству эта дорога одна из лучших, по которой я когда-либо ездил. Судя по всему, асфальт на ней свежий. Пейзажи намного более впечатляющие и насыщенные, чем вокруг Чемальского тракта.
Вообще оба тракта, Чемальский и Чуйский, в идеальном состоянии, это дороги, которым можно завидовать, как в Европе. Езда по ним не утомляет, а скорее расслабляет: мало машин, хорошее покрытие, за окном пейзажи, чистый воздух и солнце.
Погода переменчивая: пока мы поднимаемся в гору, солнце сменяют тучи, а на самом перевале дождь, что заставляет сбросить скорость. Взглянув на термометр в авто, мы поражаемся: +9 °С градусов, а ведь мы только что ехали при +25 °С. Спускаемся с перевала — солнце и тепло возвращаются, а холод остается наверху.
Добираемся до каракольского парка «Уч-Энмек». О нем отзываются как о месте силы, где сохранились древние курганы, петроглифы и не очень понятные каменные столбы в возрасте 3 тысячи лет. Таблички на въезде в парк гласят, что надо с уважением относиться к культуре, соблюдать обычаи, но вот о том, что там за столбы да курганы, почти ничего не сообщают.
Понимаю, что стоило вечером Гугл читать, а не фотки в «Инстаграме» смотреть, тогда бы что-то было понятно. А так — приехал неподготовленным. Стыжу в себе невежу и предполагаю, что просвещенным товарищам из лиги запросов во Вселенную местность пришлась бы по вкусу. Здесь чувствуешь себя иначе, чем на тракте. Есть ощущение некоего обволакивающего тебя пространства, в котором воздух более плотный, внимательный и скрывающий в себе силу. Звучит, конечно, еретично, но в целом если вы прагматик до мозга костей, то ничего не почувствуете. А если допускаете существование чего-то неизведанного и непонятного, древнего и таинственного, то будет занятно.
Алтай, на мой взгляд, довольно сильно монетизирован, особенно в начале тракта — кругом торговля, экскурсии, таблички «Места есть». Все это постепенно заражает природную красоту как опухоль. Но спрос на жилье превышает предложение, и вряд ли это способствует развитию качества местной туриндустрии.
«Букинг» знает в Акташе всего девять вариантов жилья, которые почти все разобраны или стоят дорого — от 8000 Р за ночь. В онлайн-картах больше предложений. Тратим на обзвон свыше часа: нужно жилье на две ночи. С трудом находим в одном месте жилье на одну ночь, а в другом — на вторую. Приезжаем уже затемно, в половине десятого, заселяемся на турбазу без сайта и с заброшенным инстаграмом — удивительно, что она есть на картах и при этом очень неплохая: деревянные домики, вид на горы.
Горный Алтай: что нужно знать перед поездкой
Я провела детство и юность в Горном Алтае среди белоснежных вершин, высокогорных озер и живописных перевалов.
Теперь я живу в Новосибирске и приезжаю отдыхать в родные края раз в месяц или чаще. Пейзажи в Горном Алтае не могут надоесть. Там находится памятник Юнеско — Золотые горы Алтая, а также одна из 10 самых красивых автодорог мира — Чуйский тракт. Он пересекает весь Горный Алтай. По пути альпийские пейзажи сменяются степью с космическими горами.
Путешествие по Горному Алтаю стоит не так дорого, как может казаться. Расскажу, как его организовать и сколько все стоит.
Что вы узнаете
📌 Вводные данные
Где находится: Республика Алтай.
Сколько лететь: до Горно-Алтайска — 4—5 часов из Москвы.
Разница с Москвой: +4 часа.
Когда сезон: с мая по октябрь.
Средняя температура в сезон: +25 °C, в высокогорных районах на 5—7 градусов ниже.
⛅️ Погода в Горном Алтае
На мой взгляд, самый благоприятный период для поездки в Горный Алтай — с мая по сентябрь. В это время комфортно ходить в горы и пешие походы.
Зимой в республику едут ради горнолыжного отдыха. С декабря по февраль часто бывают морозы ниже −25 °C.
Самый теплый и посещаемый район в Горном Алтае — Чемальский. Там мягкий климат, ранняя весна и поздняя осень. В конце сентября днем может быть +29 °C, после заката — +8 °C. Среднегодовая температура — +4,4 °C.
Ближе к границе с Монголией расположены Кош-Агачский и Улаганский районы. Они приравнены к районам Крайнего Севера. Климат там экстремальный: температура колеблется от −62 °C зимой до +38 °C летом. В летние месяцы в этих районах в среднем +13 °C. Дождь и снег бывают редко: 300 дней в году там светит яркое солнце.
✈️ Как добраться до Горного Алтая
+7 38822 2-24-57
телефон справочной автовокзала в Горно-Алтайске
Автомобиль — самый удобный способ передвижения по Горному Алтаю. Обычно я приезжаю из Новосибирска за рулем личного автомобиля с семьей или друзьями.
В Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле, Новосибирске можно взять машину напрокат, например в «Алтай-автопрокате», RENT-A-CAR или АРГЕUТ. Стоимость — от 1800 Р в сутки. Я советую выбирать авто с полным приводом: такой машиной проще управлять, а дороги в Горном Алтае не везде хорошие. Иногда встречаются ямы, перевалы с грунтовым покрытием и серпантины.
Чем меньше в машине опций, тем ниже вероятность, что она сломается. Если потребуется помощь в удаленном селе, мастера и запчасти найдутся не на каждый автомобиль бизнес-класса. Многие дороги в горах оборудованы аварийными съездами, но на всякий случай стоит проверить исправность тормозной системы.
🗺️ Карта Горного Алтая
⛰️ Горы и перевалы Алтая
Горнолыжный комплекс «Манжерок» и гора Малая Синюха находятся в 5 км от села Манжерок и в 42 км от Горно-Алтайска. Туристы и местные ездят туда круглый год.
В сентябре 2019 года в комплексе открыли новую канатную дорогу с кабинками протяженностью 2,5 км. Виды потрясающие: кабинка поднимает туристов на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорама реки Катуни и озера. Осенью подъем стоит 470 Р для взрослых, 360 Р для детей от 6 до 12 лет. Детей младше 6 лет пускают бесплатно. В стоимость входит посещение музея-юрты и другие услуги.
В особые дни, например на праздник в честь открытия новой канатной дороги, от автовокзала в Горно-Алтайске до Манжерока каждые 15 минут курсируют бесплатные автобусы. О них можно узнать из объявлений на сайте комплекса.
Семинский перевал — один из самых высоких и живописных в Горном Алтае. Подъем затяжной и пологий — 9 км, спуск — 11 км. На перевале открывается вид на вершины горных хребтов. На лыжах или сноуборде там катаются до конца апреля.
Меня в этом месте привлекает звенящая тишина в сочетании с разреженным воздухом. Там легко мысленно отключиться от внешнего мира и помедитировать.
Если вы исправно посещаете фитнес-зал 2—3 раза в неделю, советую сходить к самой высокой точке Семинского перевала — горе Сарлык. По пути можно увидеть карликовую тундровую растительность, безжизненную груду гигантских камней и озера. В начале августа на вершине мы нашли островки прошлогоднего снега. Общая протяженность маршрута — 20 км, самая сложная часть — подъем на вершину. Если Сарлык плотно скрыта облаками, советую отказаться от похода: живописных пейзажей не увидите, а на скользких камнях легко потерять равновесие.
В путь можно отправиться самостоятельно или присоединиться к группе. Стоимость похода — от 500 Р с человека. Гиды водят группы от ближайшей турбазы «Динамо», обычно по четвергам. Еще можно купить тур в агентствах «Юрта кочевника» и M-express travel.
Я ходила в этот поход без гида и водила с собой друзей по обычной бумажной карте. Местность хорошо просматривается — заблудиться сложно.
Для меня поход на вершину Сарлык стал возможностью проверить свои силы. На такой высоте идти значительно сложнее, чем по равнине. Горная болезнь вряд ли подступит, но ближе к вершине становится тяжело дышать и говорить. Не рекомендую останавливаться для перекуса: станет еще тяжелее.
Во время похода на Сарлык я сбила пальцы ног о камни до синяков, поэтому рекомендую надевать удобную закрытую обувь из плотного материала. С собой обязательно возьмите теплую одежду и дождевик.
Гора Белуха — самая высокая точка Алтайских гор, 4509 метров. Она расположена на границе России и Казахстана и входит в список всемирного наследия Юнеско.
По пути к подножию горы можно пройти по захватывающим дух тропам, увидеть горные водопады и озера невероятной красоты. Одно из самых популярных и красивых озер — Аккемское. Оно находится у северного склона Белухи и питается талыми водами ледников.
Популярные туристические маршруты к подножию горы начинаются от села Тюнгур в Усть-Коксинском районе и длятся 10—14 дней. В день приходится преодолевать 15—30 км. Перепады высоты могут достигать 1000 метров. Даже если не подниматься на вершину, к Белухе стоит идти только туристам в хорошей физической форме. Некоторые маршруты проложены по протяженным крутым склонам со снегом и льдом и требуют страховки.
Дорога на перевал петляет, но покрытие идеально ровное. На ней часто встречаются дорожные знаки — предупреждения о возможных камнепадах. Со смотровой площадки на перевале видны основания гор, петляющая дорога и крошечные машины на ней. Места мало, а туристов много, поэтому летом на вершине не удастся послушать тишину.
Чуйская степь и Марсианская долина находятся на пути к границе с Монголией, в окрестностях села Чаган-Узун.
Чуйская степь раскинулась на высоте 1800 м над уровнем моря и окружена впечатляющими горными хребтами. Растительность в степи скудная, зато можно встретить животных. Я видела стада верблюдов и коней.
Степь просматривается на многие километры вперед. Визуально кажется, что села, горы и озера совсем рядом, но это не так: степь огромная. Там у меня всегда возникает такое сильное ощущение свободы, что хочется летать.
Сначала грунтовые дороги в степи казались мне ровными и безопасными. Несколько раз я рисковала и съезжала с них на седане, а зря. С виду пологие холмы легко покорить, но в итоге мне приходилось высаживать пассажиров и сдавать назад. На мой взгляд, туда стоит ехать только на внедорожнике.
Марсианская долина находится рядом с селом Чаган-Узун. Она получила свое название за фантастические рыжие пейзажи. Оттенки гор меняются от ярко-оранжевого до бордового — выглядит космически. Возвращает в реальность только тот факт, что там можно гулять без скафандра.
Воздух в долине настолько сухой, что даже при низкой температуре организм ощущает обманчивый комфорт. Это опасно: зимой можно не почувствовать холод и что-нибудь себе отморозить. Лучше поглядывать на термометр.
Перевал Кату-Ярык — захватывающий и живописный путь в узкую долину реки Чулышман, тесно зажатой в горах. Его протяженность — около 3,5 км. Смотровая площадка находится на высоте 800 м. Я ни разу не встречала человека, у которого она не вызвала бы восторг.
Грунтовая дорога на перевале петляет — во время спуска туристы получают много острых ощущений. Если не повезло с погодой, советую отказаться от поездки: во время дождя дорога становится скользкой, а видимость снижается.
Чтобы добраться до перевала, нужно доехать по Чуйскому тракту до села Акташ. Затем 100 км лежат по отвратительной грунтовой дороге — узкой и с ямами. Мои знакомые рассказали, что некоторые сервисы по аренде автомобилей не разрешают ехать на перевал. Обычно они оговаривают это заранее.
У меня переднеприводная машина, и я не рискнула ехать на ней на Кату-Ярык. Дорога непростая, поэтому, на мой взгляд, туда проще добраться на полноприводном автомобиле.
⚓ Озера и водопады Горного Алтая
Телецкое озеро — одно из самых глубоких и красивых озер в России, с крутыми обрывистыми берегами, фьордами, живописными бухтами и узкими ущельями. Оно одновременно напоминает Байкал и Швейцарию. Сюда съезжаются тысячи туристов со всего мира. Добраться до Телецкого озера можно из Горно-Алтайска на машине или автобусе через село Артыбаш.
На берегу озера местные жители предлагают прогулки к водопадам на катерах за 1500— 3500 Р с человека в зависимости от маршрута. Еще можно взять экскурсию до водопадов Корбу и Чедор на теплоходе «Пионер Алтая» 1964 года постройки. Поездка стоит 1800 Р и займет 5,5 часа.
Мультинские озера находятся в заповеднике в Усть-Коксинском районе. К ним относят 10 водоемов. Самые популярные среди туристов — Нижнее, Среднее, Верхнее, Поперечное и Крепкое. От красоты озер хочется задержать дыхание: вода — от прозрачной до бирюзовой, вокруг — горы, покрытые снегом. Пейзаж больше напоминает фотообои, чем реальность.
Чтобы добраться до Мультинских озер, сначала нужно доехать до села Мульта. Дорога ужасная: придется двигаться по грунтовке с резкими подъемами, спусками, ямами. Если пойдет дождь, машина будет грязной до самой крыши. Я проехала на седане, но вести лучше аккуратно, чтобы не попасть в автосервис вместо экскурсии.
Дорога от Мульты до озер лежит через глухую тайгу, там подойдет только внедорожник. Время в пути — два часа, поездка стоит 1000 Р с человека. Тур можно купить в агентствах «Мульта», «Мультинские озера», «Альтаир-тур».
Каракольские озера — семь неглубоких ледниковых озер в горах, соединенных бурными ручьями. У верхних озер можно полюбоваться альпийскими лугами и растениями высокогорной тундры вроде можжевельника, у нижних — кедровой тайгой. Вода в озерах кристально чистая: если ею умыться, кожа становится шелковой.
К озерам добираются из села Чемал через урочище Соргат — небольшую горную долину. Там собирают группы, которые идут к озерам пешком, едут на лошадях или машинах, например внедорожниках ГАЗ-66 и УАЗ. Дорога от Соргата до достопримечательности — около 12 км в одну сторону.
Голубые озера Аската — кристально чистые ледяные озера с ярко-бирюзовой водой. Поздней осенью и весной их скрывает Катунь, поэтому водоемы можно увидеть только с конца августа по апрель. Озера стоят открытыми почти всю зиму и замерзают только при −30 °С: они питаются родниками. Вода ледяная — не советую заходить в нее незакаленным людям.
До озер легко добраться самостоятельно: сначала нужно доехать до села Аскат и пройти пешком примерно 4 км по тропе.
Гейзерное озеро — небольшой водоем, в центре которого из-под земли бьют термальные источники. Они поднимают ил голубого цвета, образуя на поверхности озера необыкновенные узоры.
Добраться туда легко. К озеру от Чуйского тракта ведет мрачная тропа по деревянным дорожкам через болото и хвойный лес. Протяженность — около километра. Обязательно надевайте удобную нескользкую обувь: однажды я провалилась там в грязь по колено. На тропе я впервые увидела белку в черной шубке в дикой природе.
Если вы на машине, доезжайте до турбазы «Маленький рай», которая расположена на 796-м километре Чуйского тракта. От нее за 30 Р можно срезать путь к озеру на 30—50 метров.
🏛️ Достопримечательности Горного Алтая
Чемальская ГЭС и остров Патмос — одни из самых популярных туристических мест в Горном Алтае. На мой взгляд, их обязательно стоит посетить.
Патмос — это высокий скалистый остров, на котором расположена церковь Иоанна Богослова. Чтобы попасть туда, нужно пройти по подвесному мосту над горной рекой Катунью. Он находится в 15 метрах над водой, высота — примерно с пятиэтажный дом. Мост узкий и раскачивается, когда на нем много туристов. Со страху некоторые отказываются по нему идти, а зря: после сильного наводнения 2014 года мост обновили, и он безопасен.
По выходным на острове много туристов. Чтобы попасть туда без очереди, советую приходить к 9:00, пока остальные люди спят или завтракают.
Рядом с подвесным мостом начинается другой популярный туристический маршрут — козья тропа. Раньше по ней могли пройти только животные, но постепенно туда стали ездить туристы и дорогу расширили.
Тропа ведет до Чемальской ГЭС. Сама электростанция — печальное зрелище: она сильно пострадала во время наводнения в 2014 году. В основном туристы всех возрастов идут по тропе ради восхитительных видов на Катунь с бирюзовой водой, окруженную зелеными горами. Советую надевать удобную обувь: иногда приходится идти по корням и камням.
Если вы путешествуете на машине, лучше оставить ее на бесплатной парковке около острова Патмос. Возле Чемальской ГЭС к водителям автомобилей из других регионов подходят люди и начинают вымогать 100—200 Р за парковку, хотя не имеют на это права.
Национальный музей имени Анохина находится в Горно-Алтайске. В нем представлены работы алтайских художников, предметы быта алтайцев и мумия принцессы Укока — молодой женщины знатного происхождения, которая жила в 3—4 веках до нашей эры. В 1993 году ее нашли археологи во время раскопок на плато Укок в Кош-Агачском районе. Захоронение оказалось под слоем льда, поэтому принцесса Укока очень хорошо сохранилась.
Мумию показывают 4—6 раз в месяц. Расписание есть на сайте музея. Оно зависит от лунных фаз, времени суток и сторон света: некоторые дни алтайцы считают неблагоприятными для проведения общественных мероприятий.
💸 Деньги
Если планируете заезжать в удаленные населенные пункты, лучше запастись наличными: там могут быть перебои со связью, поэтому иногда терминалы не работают. В селах вдоль Чуйского тракта и райцентрах есть банкоматы и безналичный расчет.
⛺ Жилье
Каждый год на Алтай приезжает 2 миллиона туристов, так что жилье лучше бронировать минимум за 2—3 месяца.
Гостиницы и турбазы. Номер в гостинице стоит 1000—8000 Р в сутки. Жилье бронируют на booking.com, сайтах купонов Piplam, «Купонгид» или напрямую связываются с гостиницей. Большинство объектов есть на портале «Туристка.ру» или официальном сайте Республики Алтай.
Осенью мы едем за размеренным отдыхом с глинтвейном и выбираем номера с красивым видом на реку и горы, вкусным завтраком и хорошими мангальными зонами. В это время цены на 15—20% ниже — можно сэкономить. Например, в прошлом году номер с завтраком, окнами в пол, балконом и беседкой в мангальной зоне обошелся в 1500 Р на двоих.
Палатки. Вдоль берегов рек настроено столько отелей, что найти свободное место для палатки бывает сложно. Я советую ставить палатку на территории турбаз: владельцы обязаны обрабатывать их от клещей. Еще это комфортнее: на турбазе есть баня или душ, туалет и можно оставить автомобиль под охраной. В среднем палаточное место обойдется в 100—200 Р в сутки.
Ароматная альтернатива хлебу — боорсоки. Это пышки, жаренные в казане в большом количестве масла или жира. Цена — от 40 до 80 Р за порцию.
Осенью в Горном Алтае сезон вкусной рыбы с нежным мясом — хариуса. Его продают в ларьках вдоль трассы, на рынках и готовят в ресторанах. Копченая рыба обойдется примерно в 300—600 Р за штуку на рынке, запеченная в ресторане — от 220 Р за 100 г.
Из алкогольных напитков пьют арачку — напиток из сброженного молока. Ею иногда угощают местные жители. Я не видела арачку заводского производства.