Путешествие в древней греции что было сделано для гостеприимства
Путешествие в древней греции что было сделано для гостеприимства
Греческое слово Филоксения — φιλοξενια (лат. Philoxenia), буквально переводится, как «друг незнакомца», широко воспринимается, как синоним слова гостеприимства….
Для греков понятие Филоксения — φιλοξενια намного глубже, чем просто гостеприимство. Это неписанный закон культуры общества, призванный показывать вежливость и щедрость по отношению к незнакомцам.
Греки чрезвычайно щедры, когда приглашают гостей в свой дом или когда сами приходят в гости. В греческих деревнях нет ничего необычного в том, чтобы жители деревни вдруг появлялись у двери иностранца, или даже временного жильца, арендующего комнату, с полным пакетом свежих помидоров, или даже с бутылкой местного оливкового масла.
Филоксения, или гостеприимство в современном греческом обществе может быть такой же простой и обыденной традицией, как доброе слово, улыбка, помощь застрявшему автомобилисту, покупка еды для бездомного или открытие дверей своего дома друзьям, соседям и путешественникам.
Зевс Гостеприимный — Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος)
Гостеприимство, как правило древнегреческой культурное берёт своё начало в Древней Элладе. Один из эпитетов древнереческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) был защитником всех путешественников. Таким образом, Зевс воплотил в жизнь простых греков религиозное обязательство быть гостеприимным ко всем путникам, нуждающимся в еде и ночлеге.
Римский поэт Овидий в 8 веке н.э. написал прекрасную историю, описывающую священные отношения гостеприимства между хозяином и гостем, воплощённые в древнегреческую традицию.
Однажды древнегреческие боги Зевс и Гермес, одетые, как бедные путешественники, пришли в деревню в поисках убежища на ночь. Бедная пожилая пара — Бауцис (греч.Μπάουκς) и Филимона (греч. Φιλήμονα) впустили их в свой дом и приветствовали, как гостей, они щедро подавали им еду и вино.
За шесть тысяч лет в легендарной истории Чёрного моря известно несколько его названий. Наше море называли Понт Аксинский — Негостеприимное море, Понт Эвксинский — море Гостеприимное, Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинским, море Русское, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море.
Троянская война
Согласно легенде, даже событие, столь же важное, как Троянская война, началось из-за нарушения гостя правил гостеприимства (Xenios — ксении). Троянский принц Парис был гостем царя Спарты Менелая, но он похитил жену Менелая, Елену Прекрасную.
И Одиссея, и Илиада заполнены эпизодами, в которых правила гостеприимства либо почитаются, либо игнорируются, и за нарушение этих правил следует неизбежное наказание. Например, когда Одиссей попадает на остров циклопов, обращение циклопа с Одиссеем и его командой является нарушением обычаев гостеприимства. Циклоп наказан за свою агрессию. Хитроумный Одиссей ослепил жестокого «хозяина» пещеры и спасся бегством.
Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа — 500 г. до н.э.Пелика
В другой истории жена Одиссея Пенелопа вынуждена была, согласно правилам и древним обычаям гостеприимства кормить, поить и развлекать целую компанию гостей, претендующих на её руку женихов. Гости не только ведут себя неподобающим образом, но их поведение и требования становятся грубыми, назойливыми и обременительными для хозяйки дома. Гости-женихи вели себя, как неблагодарные и невежливые гости, в полной уверенности, что сам хозяин дома Одиссей погиб в дальних краях, и не может защитить свою жену Пенелопу. Заключительная сцена описывает, как тайно вернувшийся в свой дом Одиссей, жестоко расправляется с обнаглевшими женихами и изгоняет их из своего дома. Эту сцену возмездия над непрошеными гостям за их неподобающее поведение, можно рассматривать как наказание за вопиющее злоупотребление традициями гостеприимством, и его важнейших правил и предписаний.
Основные причины возникновения традиции гостеприимства.
Есть много причин, почему гостеприимство было более распространенным обычаем в те давние времена.
Путешествия во времена Гомера были гораздо более длительными и лишёнными всякого комфорта, чем в наше время. Из-за того что путешественник проводил многие дни и ночи вдали от дом, в незнакомых местах, где не было ночлега, не было отелей и гостиниц, в которых путешественник мог заплатить и остаться на ночь.
Путешественникам приходилось полагаться на гостеприимство добрых людей, которые дадут им кров для защиты от непогоды и воров, поделятся с гостями едой и питьём. Однако была и плата за это гостеприимство в виде преподнесения подарков хозяевам дома.
Другой возможной причиной античного гостеприимства был тот факт, что не было стран достаточно безопасных для путешествия, поэтому без такой доброй традиции гостеприимства со стороны местных жителей, было бы просто невозможно путешествовать по чужеземным территориям. На дорогах путешественников и купцов поджидало много опасностей, в безлюдных местах очень часто они могли быть захвачены и даже убиты разбойниками.
Ещё одно возможное объяснение обычая гостеприимства состоит в том, что греки считали, что сами боги хотели, чтобы простые люди проявляли гостеприимство по отношению к незнакомцам, стучащим в дверь, и просящим крова и еды. Считалось также, что отказ путнику в еде и ночлеге, то есть не предоставление услуг гостеприимства, приведёт к наказанию хозяев дома от богов.
Наконец, гостеприимство в античные времена могло быть проводником известия о доброте и гостеприимстве жителей деревни или города, послужит доказательством состоятельности горожан и принесёт им славу и почёт.
История и стандарты сервиса и гостеприимства
Тема 3. Гостеприимство и гостиничное дело в Древней Греции
Мобильность населения в эпоху античности была на удивление высокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиков товаров и услуг) со всей Древней Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организации всевозможных бытовых услуг. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Олимпийские игры были самым известным, но не единственным зрелищем Древней Греции (следует иметь в виду, что термин «игры» в античном мире имел более широкое значение, чем в современном русском языке, и включал в себя и театральное представление, и состязания поэтов, певцов, музыкантов, а также мистерии для посвященных, т. е. обозначал понятие, аналогичное современным фестивалям культуры и искусства).
Кстати, письменные памятники донесли до нас имя первого чемпиона первых
Олимпийских игр в 776 году до н. э. Звали его Коройб, по профессии – повар. Он одержал победу в беге на дистанцию в один стадий.
Приют в гостинице давался всякому – бедному и богатому, знатному и простолюдину. Сохранилось, например, известие, что посольство афинян к царю Македонии Филиппу Македонскому (382–336 гг. до н. э.) останавливалось в такой гостинице.
Правда, само гостиничное дело не пользовалось у греков популярностью и не являлось престижным занятием, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом, уделом вольноотпущенников и метеков (иногородних, неграждан). Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей на спортивных состязаниях, курортах или в местах религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.
Большей частью греки пользовались гостеприимством родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.
Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами — государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.
В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.
При этом обе стороны должны были соблюдать следующие условия: проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание проксена, подобное современному званию консула; государство обязывалось, со своей стороны, предоставить проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.
Иногда права проксенов давались всем гражданам дружественного государства. Как правило, звания ксенов и проксенов были наследственными.
В древнегреческих гостиницах не всегда кормили и путешественникам приходилось провизию возить с собой. Поэтому в Греции довольно большое распространение п олучили таверны. Владелец таверны в Древней Греции, подобно своему современному собрату, предлагал еду, напитки и ночлег. Вино было как домашним, так и импортным. К столу подавали сыр из козьего молока, хлеб из ячменя, капусту, горох, бобы и чечевицу. Можно было попробовать также фиги и оливки. Более всего предпочитали сырное печенье, медовые булочки, булочки с тмином. Если подавали мясо, то это обычно была козлятина, свинина, баранина. Фаршированный осел считался деликатесом. Колбасы, свиные пудинги, разнообразные рыбные блюда всегда имелись в наличии.
Из практических соображений ранние таверны располагались около храмов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животных приносили в таверну и съедали («после жертвоприношения – пир, после пира – возлияния»). Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком под левой рукой.
Музыканты (обычно молодые девушки) развлекали гостей во время еды. Некоторые таверны имели небольшие сцены для театральных представлений. Когда пир заканчивался, согласно афинскому обычаю, пили еще три раза: один раз – за богов, один – за умерших героев, один – за Зевса. По особым случаям раздавали гирлянды из цветов и духи. Затем начинались возлияния. В некоторых тавернах имелись кабинки, куда могли удалиться поклонники Афродиты.
Однако, путешествия особенно активизировались после завоевания Греции римлянами. Причем, путешествия римлян начали приобретать оздоровительный, познавательный, развлекательный характер (посещение лечебных минеральных источников, архитектурных достопримечательностей, известных учебных заведений, театров и др.).
Греческое гостеприимство: свой среди чужих
Корни гостеприимства: что такое «филоксения»?
Мало кто из иностранцев задумывается о том, что для понятия гостеприимства в древних греков было особое слово — «филоксения». В переводе это синоним «радушного приёма», которому покровительствовал Зевс-Ксений. Законы гостеприимства древними греками соблюдались тщательно, в том числе и по отношению к иностранцам. А всё потому, что любая неприветливость к чужеземцам являлась страшным грехом.
Считается, что корни этой легенды нужно искать в истории о том, как Зевс под видом человека спустился к людям и стучался в двери — никто не впустил его в дом. С тех пор греки боялись, что в образе простого путника может явиться Зевс, а обидеть его ни в коем случае нельзя. Ещё Платон писал, что человек, оказавшийся на чужбине без близких людей, находится под особым покровительством богов.
Гостеприимство уже тогда воспринималось не просто как необходимость быть хлебосольным хозяином, но и как важная часть развития отношений между полисами. Подвергшийся гонениям человек мог перебраться из своего полиса в другой и найти там приют, находясь под полным покровительством Зевса-Ксения. И даже появлением первых гостиниц человек тоже обязан грекам — их строили для купцов и паломников, приезжавших к языческим святыням.
Ксениями также называли дары, которыми хозяева приветствовали гостей помимо приглашения на пир. Обычно в качестве даров выступали фрукты — подобные фрески с изображением ксений до сих пор находят археологи. Но и у гостей были обязанности: например, на докучать хозяину и проявлять вежливость.
Современные обычаи: как греки проявляют радушие
Понять, насколько гостеприимны греки может каждый турист. Обычно это заключается не только в эмоциональных проявлениях (улыбка, рукопожатие, стремление завязать беседу), но и в щедрости. В Греции легко можно завести друзей и попасть в греческий дом на чашечку ароматного кофе. Да и в таверне никого не обделят вниманием — в конце трапезы гостю принято преподносить небольшие комплименты (фрукты, порция какого-нибудь национального напитка, сладости). Многие заведения и отели дарят своим гостям по бутылке хорошего вина, а сувенирные магазины предоставляют постоянным и уже знакомым клиентам неплохие скидки.
В этих жестах, конечно, есть доля желания понравиться туристу. Стремление заработать деньги на иностранцах и зарекомендовать себя в их глазах присутствует в каждом, кто так или иначе задействован в туристическом бизнесе. Причём желательно действовать так, чтобы туристу непременно захотелось вернуться — в эту таверну на следующий день или в этот отель на следующий год. Даже в период затяжного экономического кризиса одним из главных рекламных слоганов туристической кампании был «Греческое гостеприимство осталось прежним». При этом греки стараются понравиться «без фанатизма» — здесь никто не будет хватать туриста за руку на рынке, навязываться или заискивать. Интересно, что в некоторых западных странах работникам индустрии гостеприимства греков ставят в пример. И те, кто по долгу службы обязан работать в популярных курортных зонах, приезжают посмотреть «как правильно взаимодействовать с туристами».
Ещё один способ проявления гостеприимства — готовность помочь в трудной ситуации. Заблудившийся турист всегда может рассчитывать на помощь местных жителей, то есть простых прохожих, которые вряд ли получат от этого какую-то выгоду. В большинстве случаев иностранцу готовы посвятить столько времени, сколько нужно.
Ещё более весомое проявление радушия — приглашение в дом не просто на кофе, но на полноценный обед. Для этого достаточно, чтобы грек нашёл в вас интересного собеседника. А иногда и вовсе — просто постучаться в дом, чтобы попросить о помощи. И вот вы уже стали важным гостем. Правда, такое вряд ли случится в Салониках или Афинах. Зато не редкость в небольших деревушках и провинциях, где традиции чтут до сих пор. Кстати, отказываться от приглашения (или от угощения, если вы в таверне) в Греции не принято — так можно обидеть радушного хозяина.
Есть десятки способов узнать Грецию, её обычаи и особенности. Но испытать на себе греческое гостеприимство — то, что обязан сделать в Греции каждый турист. И совсем не важно, чтут греки древние традиции (хотя, вряд ли они боятся античных богов) или иногда стараются угодить туристам. Важна сама атмосфера радушия, в которой этим самым туристам предстоит отдохнуть.
Греческое гостеприимство
Во всем мире зачитываются греческими мифами. Истории о громовержце Зевсе, красавице Афродите, прекрасном Аполлоне и других богах греческого Олимпа вызывают желание побывать в этой чудной стране, чтобы прикоснуться к ее древней истории и культуре.
Но, помимо необыкновенного исторического наследия, завидного географического местоположения и чудесных климатических условий, греки могут похвалиться и своим традиционным гостеприимством.
Побывав однажды в самой Греции или на одном из ее островов, туристы уезжают домой с самыми приятными воспоминаниями не только о красоте природы и неповторимой местной архитектуре, но и об удивительно эмоциональных и добродушных местных жителях.
Конечно, изменения произошли и здесь. Современная Греция проходит процесс урбанизации, так же, как и другие государства, она переживает последствия экономических и политических кризисов. Но, несмотря на все это, греки сохраняют добродушие. Местные жители сами умеют наслаждаться жизнью и с удовольствием делятся своим радушием с другими, даже малознакомыми им людьми.
В чем выражается греческое гостеприимство?
Заходите к нам в гости! Но самый удивительный факт местного гостеприимства – это приглашение к себе в дом малознакомых людей.
Может быть и такое: вы просто постучались в дом, чтобы о чем-то спросить, а хозяин или хозяйка совершенно неожиданно предложили вам зайти на чашечку кофе, а то и угостили полноценным обедом. Это – реальность! Правда, нужно оговориться: на такое приглашение в наше время незнакомцам можно рассчитывать скорее в небольших поселениях. Жители Афин или Салоник, например, уже живут по современным «меркам».
Если вы получите такое нежданное приглашение в гости, не отказывайте – этим вы обидите хозяина дома. Примите угощение и ненавязчиво похвалите блюдо, не забыв также выразить восхищение самой страной. Постарайтесь быть разговорчивым: греки любят активно общаться за столом и предпочитают таких же красноречивых собеседников. Кстати, заходя в дом, в Греции не принято разуваться – можете смело шлепать по мраморному полу в своей обуви. Дом для грека – это гостиный двор, в котором он всегда рад видеть новые, пусть даже незнакомые, лица.
Одни причиной такого радушия греков называют их менталитет, другие говорят о религиозных корнях. Греки уважительно относятся к своей мифологии и древнегреческим богам. Согласно одному мифу, Зевс и его сын однажды спустились с Олимпа и, переодевшись странниками, бродили по греческим поселениям. Они стучались в дома с просьбой о ночлеге, но люди не впускали их. И только семья бедных скромных крестьян приютила и накормила жителей Олимпа. В благодарность за это Зевс подарил им долгую счастливую жизнь, а скромную хижину превратил в прекрасный храм. По греческому поверью, каждый, кто впускает в свой дом гостей, также может рассчитывать на щедрую награду свыше.
Праздники. Отмечать значимые и не очень события греки любят с размахом. Если это – день рождения, то, по традиции, приглашают практически всех знакомых: родственников, друзей, соседей, коллег. Зачастую торжества отмечаются дома, а кушанья могут быть приготовлены самостоятельно или заказаны в кафе.
Почти любой праздник – это непременно большая шумная компания, ломящийся от яств стол и танцы. Застолье продолжается до глубокой ночи, гостей ждут тосты, сиртаки и политические баталии. В гости здесь принято ходить празднично нарядными, но без подарков. По традиции, приглашенные приносят с собой какие-нибудь сладости или другие угощения.
Такое мнение о греках и Греции выражают те, кто в ней уже побывал. Почему бы вам лично не испытать гостеприимство потомков Эллады? Как можно скорее начните изучать греческий язык и запланируйте на ближайшее лето поездку в эту очаровательную страну.
Греческий симпосий: Как проводили свой досуг древние греки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Приглашали на симпосий обычно людей, близких по духу. Ведь собирались вместе не столько для того, чтобы вкусно поесть, а больше для того, чтобы душевно пообщаться, отдохнуть. Поводом к его проведению могло послужить любое событие, как значительное, так и не очень. Как говорится, было бы желание, а повод найдется.
Для таких пиров отводили место в доме, где проживали мужчины – в андронах.
Порядочных женщин на такие пиры не звали, ведь для дам считалось крайне неприличным участие в пирах. За исключением гетер, призванных развлекать публику. Их, наоборот, приглашали специально.
Вилок и ложек тогда еще не было в помине, поэтому ели греки руками, объедки летели прямо на пол. Там их съедали собаки. Вместо салфеток использовали куски хлеба, которые затем тоже выбрасывали собакам.
Вино греки пили разведенное водой 1:2 или 1:3, роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши. Прекрасные гетеры также прислуживали на пиру.
В обязанности симпосиарха входило следить за ходом беседы, направлять ее в нужное русло. Весьма ценилось и приветствовалось использование по ходу беседы метких острот, удачных цитат, стихотворных строк, некоторые легко сочиняли их на лету. Очень хорошо умели поддерживать беседу гетеры, которых специально этому обучали. Поэтому с ними было интересно. Иногда все вместе принимались решать предложенную кем-нибудь из гостей увлекательную задачку.
Не забывал симпосиарх следить и за состоянием гостей – кому следует налить еще, а кому уже и хватит. Также главный распорядитель определял, сколько воды добавлять к вину, кто будет говорить тост…
Выступали танцоры, акробаты, певцы.
Да и сами сотрапезники время от времени затягивали застольные песни, которые у греков назывались сколии. Легкие вина и сладкая музыка флейтисток будоражили кровь.
На многих греческих вазах запечатлены моменты, когда греки с упоением слушают музыку, исполняемую на флейтах.
Хотя вина во время пира пили много, но сильно не напивались, у греков это было не принято. Считалось, что пить можно, пока чувствуешь, что сам сможешь добраться до дома. Но не у всех это получалось – люди есть люди.
Некоторые, напившись допьяна, в порыве безудержного веселья, могли начать бить посуду. Или писать на посуде и на стенах разные непристойности. И археологи действительно находили такие надписи, явно сделанные нетрезвыми греками, на некоторых осколках. Таких гостей, конечно, после пиршества приходилось доставлять домой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: