Пузырь доткомов что это такое
Блог компании Тинькофф Инвестиции | Пузырь доткомов. Будет ли сиквел? Переоцененные и недооцененные компании IT-сектора
Возможно, не все мы занимались инвестиционной деятельностью на фондовом рынке в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Но я уверен, что о пузыре доткомов слышали почти все.
Что такое дотком и пузырь доткомов?
Доткомами (англ. dot-com) называют все интернет-компании. Классические примеры: Facebook, eBay, Amazon, Google (Alphabet). Доткомы относятся к IT-сектору экономики и торгуются на бирже высокотехнологичных компаний — Nasdaq.
Пузырь доткомов (англ. Dot-com bubble) — пузырь в экономике, образовавшийся в результате ничем не обоснованного многократного роста цены акций интернет-компаний. Кульминация кризиса пришлась на 10 марта 2000 года.
Кризис доткомов 1.0. Короткий ликбез
В конце 1990-х началась эйфория онлайн-торговли и услуг.
Многочисленные экономисты, эксперты и аналитики заявляли о том, что начался период так называемой неоэкономики, характеризующийся преобладанием неосязаемых активов. С 1995 по 2000 год индекс Nasdaq вырос более чем в пять раз.
Однако затем, начиная с 10 марта 2000 года, началось стремительное падение индекса высокотехнологичных компаний. Nasdaq Composite упал на 78% от своего максимума.
Индекс вернулся к докризисным значениям лишь через 15 лет. Это произошло только 27 апреля 2015 года (котировки достигли нового максимума).
Что же произошло? Причина кризиса
С одной стороны, у инвесторов (во многом из-за мощной рекламной кампании IT-сектора) создалась не совсем правдоподобная картина текущего положения дел в компаниях, работающих в сфере интернет-торговли и услуг. С другой — игнорировались реальные показатели бизнеса доткомов. При принятии инвестиционных решений не учитывалась прибыль, денежные потоки (их отсутствие), долговая нагрузка. Все жили завышенными ожиданиями и потенциальными перспективами интернет-стартапов.
А что было на деле? Мультипликатор P / E — один из основных мультипликаторов стоимостной оценки акций. Фактически показывает окупаемость бизнеса при исторически известной величине прибыли компании.
У многих интернет-компаний в то время значение мультипликатора P / E превышало 100, 200, в отдельных случаях даже 500. То есть фирмам требовалось от одного века и более, чтобы своей прибылью покрыть текущую рыночную стоимость. При этом среднее значение мультипликатора по индексу S&P 500 в то время примерно равнялось 25.
Кризис доткомов 2.0. История повторяется?
Последние годы не утихают дискуссии о том, что цены на акции высокотехнологического сектора спекулятивно надуты и продолжают расти. Вместе с этим в мире зафиксирована рекордная безработица (в частности, в США), снижение деловой активности, что никак не коррелируется с продолжающимся бычьим трендом индекса Nasdaq.
Однако текущая ситуация разительно отличается от той, что была в конце 1990-х годов — начале 2000-х. В большинстве своем высокотехнологические компании имеют реальные продукты или услуги, которые пользуются спросом. Отсутствует такая, как тогда, иллюзорная маркетинговая ширма, скрывающая реальное положение дел интернет-компаний. То есть интернет-бизнес преимущественно экономически эффективен: генерирует денежные потоки, приносит прибыль. Рыночная цена интернет-компаний имеет куда большее обоснование, чем было при пузыре доткомов. По данным Bloomberg, текущее значение мультипликатора P / E по индексу Nasdaq Composite равно 47. Следует отметить, что по индексу S&P 500 на момент написания статьи P / E = 28. Разница в стоимостной оценке между высокотехнологичным сектором и индексом S&P 500, безусловно, существует. Но она не так велика, как это было при раздутом пузыре доткомов. IT-отрасли еще есть куда расти.
Коронакризис на пользу доткомам?
Скорее да, чем нет. Сейчас онлайн-продажи растут во всех торговых сегментах. Об этом заявляют представители как зарубежного, так и отечественного онлайн-ритейла. Специалисты в сфере торговли и маркетинга прогнозируют значительный ежегодный рост прибыли в электронной коммерции.
Но не будем предаваться эйфории. В секторе высокотехнологичных компаний имеются как недооцененные, так и переоцененные (экономически необоснованные по своей текущей цене) акции. При выборе ценных бумаг на фондовом рынке стоит изучить реальное текущее финансовое положение конкретных компаний, посмотреть на основные мультипликаторы, которые используются при стоимостной оценке; обратить внимание на прогнозы аналитиков (но не слепо верить им).
Топ-5 переоцененных компаний. Будущие ожидания
В высокотехнологическом секторе есть компании, которые несколько переоценены рынком. При инвестировании в акции данных эмитентов нужно быть крайне осторожным и понимать, что текущая цена преимущественно обосновывается ожиданиями будущих успехов бизнеса.
Акции представленных выше компаний все еще могут показать рост на определенном временном интервале.
Топ-5 недооцененных рынком компаний
Заключение
В заключение еще раз обращу ваше внимание вот на что: стоит как можно глубже и детальнее изучать компанию прежде, чем приобретать ее акции (или иные ценные бумаги). Не поленитесь провести комплексный анализ эмитента. И неважно, какой это сектор экономики — IT или какой-либо более прозрачный.
Автор: Николай Коротков, частный инвестор, трейдер на валютном рынке, профиль в Пульсе — Vizo
Мы решили разнообразить блог Тинькофф Инвестиций и дать слово инвесторам, которые являются нашими клиентами. Теперь мы регулярно будем публиковать тексты внешних авторов. Если у вас есть текст, вы хотите им поделиться и получить вознаграждение, пишите на editors_wealth@tinkoff.ru.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Кризис доткомов в 2000-х — пузырь, который лопнул. Причины и последствия
В 2000 году произошел мировой кризис – один из самых мощных в современной истории. Он получил название кризиса доткомов. В этот период на рынке сформировался настоящий пузырь. Последствия взрыва этого пузыря доткомов ощущаются до сих пор.
Что такое доткомы и как они появились?
Пузырь доткомов ( dot — com bubble ) стал синонимом мощного финансового кризиса, порожденного жадностью инвесторов и чрезмерной верой в «новую экономику».
Кризис доткомов завершился феноменальным падением индекса Nasdaq и разорением тысяч интернет-компаний. Котировки ведущих доткомов раздулись до такой степени, что даже сейчас, спустя десятки лет, не достигли прежних значений. Например, стоимость акций Cisco поднималась до 77,13 долларов за штуку, что сделало компанию самой большой по капитализации в 2000 году. Текущая стоимость акции (в 2021 году) – 53,43. Поставленный в 2000 году максимум до сих пор не превзойден.
Индекс NASDAQ в период кризиса доткомов
Причины роста доткомов
На этом фоне на IPO начали выходить интернет-компании без внятной бизнес-модели, убыточные или полагающиеся на инфраструктуру, которой еще не было разработано. Ажиотаж вызывали даже компании со штатом из двух с половиной сотрудников, кучей презентаций и сделанным на коленке сайтом.
Итак, причинами кризиса доткомов послужили:
Таким образом, пузырь доткомов оказался надут к 2000 году – и оставалось дождаться лишь какого-то триггера, который бы спровоцировал обвал.
Причины обвала доткомов
Спусковым крючком, повлекшим за собой крах доткомов в 2000 году, стала рецессия в Японии. Экономическое состояние страны оставляло желать лучшего: при видимом росте внутри экономики накапливались проблемы, приведшие к «зомбификации» многих компаний. Правительство поддерживало убыточные компании, уступающие «новой экономике», чтобы не допустить социального взрыва. Однако внутренние проблемы оказались сильными, и Япония погрузилась в длительную рецессию.
Это послужило внешней причиной краха пузыря доткомов. Внутренними причинами послужили :
Самое главное – участники рынка увидели, что компании не приносят ожидаемых прибылей и, следовательно, высокие котировки ценных бумаг не оправданы. Более того, инвесторы убедились, что бизнес-модели компаний являются неэффективными, и большинство из них вообще никогда не начнут приносить прибыль. Некоторые компании вообще ничего не производили – их бизнес строился исключительно на кликах и рекламе.
В результате акции доткомов начали резко дешеветь. Падение по инерции спровоцировало падение котировок всех прочих акций – так начался кризис доткомов.
Последствия пузыря доткомов
Тем не менее, в этот период доткомы, имеющие связь с реальной экономикой и интересные продукты, смогли выжить. Более того, они окрепли и смогли занять лидирующие положения в IT-секторе. Речь идет о таких интернет-гигантах, как Apple, Microsoft, IBM, Google, Amazon, Xerox, eBay, Cisco, Intel и многих других. Однако некоторые компании, типа Yahoo, смогли выжить, но утратили лидерские позиции и были куплены конкурентами.
К тому же инвесторы стали более разумными. Они покупают акции, опираясь не только на красивые графики и презентации, обещания менеджмента и рекламу, но оценивая перспективы компании и пытаясь понять ее будущую жизнеспособность. Конечно, некоторые акции растут вопреки всякому здравому смыслу, но это – единичные истории.
К тому же сейчас мир больше готов к негативным последствиям кризиса, поэтому фондовый рынок время от времени «выпускает» пар, т.е. наиболее одиозно выросшие акции корректируются, чтобы не допустить надувания чрезмерного пузыря.
Поэтому повторение ситуации с кризисом доткомов в 2021 году маловероятно. Но коррекция на перегретом рынке вплоть до 50% вполне возможна. Конечно, «взрыва» на рынке не будет, но медвежий тренд на пару-тройку лет вполне может затянуться. Это нужно иметь в виду, вкладывая в «модные» хайповые акции.
Пузырь доткомов: что это такое и почему все говорят о повторении истории
Чем интересна эта история и почему спустя почти 20 лет аналитики находят в нашем времени сходства с тем кризисом?
Первые шаги в интернете
В первой половине девяностых наступил период активного развития интернета. У все большего количества пользователей начали появляться персональные компьютеры, а компании стали массово переключать свою деятельность на работу в интернете. Если у компании не было собственного сайта, это казалось несолидным.
Тогда же родились первые проекты, деятельность которых была полностью ориентирована на онлайн-сегмент. Например, интернет-аукцион eBay, книжный онлайн-магазин Amazon и поисковик Yahoo! (сейчас принадлежит Verizon).
Люди пребывали в эйфории от предвкушения возможностей, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединенный единой сетью коммуникаций. К таким людям относились и инвесторы. Интернет-стартапы появлялись ежедневно. При этом индустрия оставалась молодой и четкого понимания, как управлять таким бизнесом, у большинства людей не было. В стартапы вкладывались гигантские деньги, а оценка еще вчера не существовавших компаний раздувалась.
Сами компании старались набрать инвестиций как можно быстрее и как можно больше. Но делалось это только для того, чтобы вложить средства в маркетинг, увеличить узнаваемость бренда, снова привлечь средства и вновь направить их на рекламу. Лозунгом того времени было выражение: расти быстро или исчезни.
По данным Investopedia, к 1999 году 39% венчурного капитала вливалось в интернет-компании.
Главной биржей для таких компаний стала технологическая площадка NASDAQ. Индекс NASDAQ рос небывалыми темпами: с 1000 пунктов в 1996 году показатель индикатора поднялся до 5048 к марту 2000-го.
Еще в 1996 году председатель совета управляющих ФРС США Алан Гриспен предостерег рынок, назвав бум «иррациональным оптимизмом».
Своеобразной кульминацией безудержных маркетинговых расходов стал январь 2000 года. Сразу 14 дотком-стартапов заказали тогда дорогую рекламу во время Супербоула — одного из важнейших спортивных событий года в США. А в марте индекс NASDAQ начал обваливаться.
Что предшествовало катастрофе
Перед обвалом рынка произошло несколько событий, которые ему способствовали.
Некоторые технологические компании, например Dell, понимая, что рынок находится на своем пике и при этом не имеет перспектив дальнейшего роста, начали распродавать собственные акции. Заметившие это инвесторы тоже стали избавляться от бумаг.
Объемы инвестиционного капитала к концу девяностых сократились: в девяностых ФРС поддерживала низкую процентную ставку, что способствовало появлению у инвесторов лишних денег, но в 2000 году ключевую ставку повысили.
И одна из главных причин: инвесторы начали понимать, что компании, в которые они вкладывали деньги, так и не научились приносить прибыль. Более того: такие компании вряд ли когда-нибудь смогут это сделать, так как не способны выработать устойчивую бизнес-модель. С другой стороны, некоторые предприниматели того времени даже не пытались укрепить бизнес своих проектов после IPO и попросту прожигали деньги.
Здесь хорошим примером служит история основателя доткома TheGlobe.com Стефана Патернота. После баснословного IPO своей компании в 1998 году Патернот, веселясь в ночном клубе, сказал журналистам: «У меня есть девушка. У меня есть деньги. Теперь я готов жить отвратительной, фривольной жизнью». Обвал 2000 года уничтожил TheGlobe.com.
Но даже без таких трат новые компании ставили перед собой нереализуемые цели. Исследование банка HSBC показало, что космическая оценка стоимости интернет-компаний того времени могла быть адекватна только в том случае, если бы эти стартапы в течение пяти лет наращивали выручку на 80% ежегодно.
Что было после пузыря
Когда пузырь лопнул, еще недавно бывшие перспективными проекты остались без средств к существованию. Деньги испарились из сектора, огромные потери понесли даже те фирмы, бизнес которых строился не просто на количестве кликов и громкой рекламе. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%.
К октябрю индекс NASDAQ рухнул более чем на 70% с тех позиций, на которых пребывал в марте. Директоров некоторых доткомов обвинили в мошенничестве и обмане инвесторов. Банкам Citi Group и Merrill Lynch пришлось платить штрафы обманутым инвесторам.
Мир снова в пузыре? Или все же нет?
Выход на биржу Uber и Lyft многим напомнил о временах доткомов — эти две компании тоже выходили на IPO с большими планами и еще большими убытками. Несмотря на это, банки оценивали их в десятки миллиардов.
По мнению профессора Бизнес-школы при Университете Уорика Джона Колли, инвесторы вновь верят в миф. На этот раз игроки убеждены, что раз есть такие истории успеха, как Google, Amazon и Facebook, то у большинства технологических стартапов в конечном итоге получится со временем найти достаточную для прибыли нишу. Такие инвесторы готовы вкладывать деньги, не требуя дохода через год или два, но рассчитывая на него в долгосрочной перспективе.
В 2018 году в своем обзоре для CNBC аналитик Кейт Райт из Бизнес-школы при Университете Вилланова писала, что инвестору следует несколько раз подумать, прежде чем вкладывать деньги в IPO компании-единорога. «Мы официально находится в пузыре, который больше того, что был в 2000 году», — заявила Райт.
Однако, как отмечает эксперт по IPO и профессор Университета Флориды Джей Риттер, есть существенные отличия. Многие сегодняшние убыточные компании могли бы стать прибыльными, если бы сократили штат и исключили расходы на исследования.
Тот же Lyft без таких расходов показал бы чистую прибыль по итогам 2018 года. Проблема в том, что без подобных исследований и маркетинга Lyft может попрощаться с идеей продвинуться в развитии технологий беспилотных машин и высокими амбициями.
Кроме того, изменился сам рынок интернета, указал банкир и инвестор Кэрол Рот. В распоряжении нынешних технологических компаний гораздо более развитая инфраструктура и подготовленный к новому продукту потребитель. По мнению Рот, даже обанкротившиеся в начале двухтысячных компании могли бы преуспеть, если бы выходили на рынок сегодня: «В некотором смысле они стали жертвами времени, в котором оказались».
Пузырь доткомов: как это было
Появление и развитие интернета привело к неоправданно завышенным ожиданиям в сфере бизнеса. Многие бизнесмены и инвесторы увидели массу возможностей, которые несет с собой интернет и начали вкладывать просто невероятные деньги. Цены на акции IT-компаний взлетали до небес, сами руководители таких организаций купались в деньгах и тратили огромные средства на привлечение все новых и новых инвесторов. Никто не думал о развитии бизнеса как такового.
Мировая экономика не терпит финансовые пузыри. Проблема состоит в том, что отличить пузырь от роста экономики чрезвычайно тяжело. Внешне все выглядит прекрасно, деньги льются рекой, все счастливы, высказываются самые оптимистичные прогнозы. И если это пузырь, то в итоге он лопается. И как правило лопается сразу. В этой статье мы поговорим об одном из самых известных пузырей — кризисе доткомов.
Что такое дотком
Кульминация и крах доткомов произошел 10 марта 2000 года. На данный момент интернет-бизнес переживает свой второй подъем и никто не знает, пузырь это или новая эра.
Как это было
В конце 90-х взлетели акции интернет-компаний. Само слово «интернет» магическим образом взвинчивало цены на акции. Аналитики советовали вкладывать инвесторам еще больше денег в высокотехнологичные компании.
10 марта 2000 года произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ Composite. Всего за год индекс упал с отметки в 5132 пункта на 1100, то есть почти в пять раз. Подавляющее большинство компаний-доткомов лопнули вместе с американской биржей акций. Некоторые руководители доткомов были осуждены за растрату денег акционеров и мошенничество.
Деньги доткомов вкладывались преимущественно в рекламу и на маркетинговые акции, саму бизнес-модель мало кто развивал. В результате краха пузыря доткомов большинство компаний были ликвидированы или проданы.
Сейчас на подъеме оказываются социальные сети (Facebook, Vkontake, Twitter) и аналитики ищут новую опасность именно там. Аудитория подобных сайтов просто огромна, что очень привлекает инвесторов со всего мира. Предполагается, что если это и правда пузырь и он лопнет, то по своей разрушающей силе он может быть в десятки раз более разрушительным.
Причины краха доткомов
Последствия
Последовала волна увольнений. Мало того, что многие специалисты были выброшены на улицу, так еще в это время в США начал развиваться международный аутсорсинг.
Было утрачено доверие к IT-сфере. Неконтролируемые спекуляции на ожиданиях многократно усилили падение доверия к ним.
Были признаны банкротами и ликвидированы тысячи компаний по всему миру (преимущественно в США). Начались судебные разбирательства.
При этом три компании выжили в таком состоянии и в данный момент процветают — Amazon, eBay и Google.
Станут ли стартапы и социальные сети причиной катастрофы?
С 2004 интернет-проекты начали снова набирать свою силу. На данный момент рынок стартапов совершил сильный прорыв и является достаточно серьезной силой. Тем не менее многие инвесторы поумнели и вкладывают деньги в поздние этапы развития стартапов. Они хотят удостовериться, что у их создателей есть бизнес-стратегия и они уже уверенно ее воплощают. Хотя при этом много стартапов проваливается, инвесторы идут на эти риски, потому что достаточно прорыва хотя бы одной компании, чтобы покрыть все издержки и хорошо заработать на этом.
Социальные сети вообще превратились в могущественные организации и процветают уже несколько последних лет. Они пришли к гениальному решению — социальная сеть должна быть бесплатной, а делать деньги можно почти невидимыми способами. Обычный человек может заработать в социальной сети и вполне неплохо себя обеспечивать. Так что по крайней мере монетизация работает. Вопрос только в том, как она будет меняться со временем и к чему это приведет.
Многое поменялось за 15 лет. Если пузырь и существует, то это совершенно другой пузырь.
Пузырь доткомов. Будет ли сиквел? Переоцененные и недооцененные компании IT-сектора
Возможно, не все мы занимались инвестиционной деятельностью на фондовом рынке в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Но я уверен, что о пузыре доткомов слышали почти все.
Что такое дотком и пузырь доткомов?
Доткомами (англ. dot-com) называют все интернет-компании. Классические примеры: Facebook, eBay, Amazon, Google (Alphabet). Доткомы относятся к IT-сектору экономики и торгуются на бирже высокотехнологичных компаний — Nasdaq.
Пузырь доткомов (англ. dot-com bubble) — пузырь в экономике, образовавшийся в результате ничем не обоснованного многократного роста цены на акции интернет-компаний. Кульминация кризиса пришлась на 10 марта 2000 года.
Короткий ликбез: кризис доткомов 1.0
В конце 1990-х началась эйфория онлайн-торговли и услуг.
Многочисленные экономисты, эксперты и аналитики заявляли о том, что начался период так называемой неоэкономики, характеризующийся преобладанием неосязаемых активов. С 1995 по 2000 год индекс Nasdaq вырос более чем в пять раз.
Однако затем, начиная с 10 марта 2000 года, началось стремительное падение индекса высокотехнологичных компаний. Nasdaq Composite упал на 78% от своего максимума.
Что же произошло? В чем причина кризиса
С одной стороны, у инвесторов (во многом из-за мощной рекламной кампании IT-сектора) создалась не совсем правдоподобная картина текущего положения дел в компаниях, работающих в сфере интернет-торговли и услуг. С другой — игнорировались реальные показатели бизнеса доткомов. Во время принятия инвестиционных решений не учитывалась прибыль, денежные потоки (их отсутствие), долговая нагрузка. Все жили завышенными ожиданиями и потенциальными перспективами интернет-стартапов.
А что было на деле? Мультипликатор P / E — один из основных мультипликаторов стоимостной оценки акций. Фактически показывает окупаемость бизнеса при исторически известной величине прибыли компании.
У многих интернет-компаний в то время значение мультипликатора P / E превышало 100, 200, в отдельных случаях даже 500. То есть фирмам требовалось от одного века и более, чтобы своей прибылью покрыть текущую рыночную стоимость. При этом среднее значение мультипликатора по индексу S&P 500 в то время примерно равнялось 25.
Кризис доткомов 2.0. История повторяется?
Последние годы не утихают дискуссии о том, что цены на акции высокотехнологичного сектора спекулятивно надуты и продолжают расти. Вместе с этим в мире зафиксирована рекордная безработица (в частности, в США), снижение деловой активности, что никак не коррелируется с продолжающимся бычьим трендом индекса Nasdaq.
Однако текущая ситуация разительно отличается от той, что была в конце 1990-х годов — начале 2000-х. В большинстве своем высокотехнологичные компании имеют реальные продукты или услуги, которые пользуются спросом. Отсутствует такая, как тогда, иллюзорная маркетинговая ширма, скрывающая реальное положение дел интернет-компаний. То есть интернет-бизнес преимущественно экономически эффективен: генерирует денежные потоки, приносит прибыль. Рыночная цена интернет-компаний имеет куда большее обоснование, чем было при пузыре доткомов. По данным Bloomberg, текущее значение мультипликатора P / E по индексу Nasdaq Composite равно 47. Следует отметить, что по индексу S&P 500 на момент написания статьи P / E = 28. Разница в стоимостной оценке между высокотехнологичным сектором и индексом S&P 500, безусловно, существует. Но она не так велика, как это было при раздутом пузыре доткомов. IT-отрасли еще есть куда расти.
Коронакризис на пользу доткомам?
Скорее да, чем нет. Сейчас онлайн-продажи растут во всех торговых сегментах. Об этом заявляют представители как зарубежного, так и отечественного онлайн-ритейла. Специалисты в сфере торговли и маркетинга прогнозируют значительный ежегодный рост прибыли в электронной коммерции.
Но не будем предаваться эйфории. В секторе высокотехнологичных компаний имеются как недооцененные, так и переоцененные (экономически необоснованные по своей текущей цене) акции. При выборе ценных бумаг на фондовом рынке стоит изучить реальное текущее финансовое положение конкретных компаний, посмотреть на основные мультипликаторы, которые используются при стоимостной оценке; обратить внимание на прогнозы аналитиков (но не слепо верить им).
В высокотехнологичном секторе есть компании, которые несколько переоценены рынком. При инвестировании в акции данных эмитентов нужно быть крайне осторожным и понимать, что текущая цена преимущественно обосновывается ожиданиями будущих успехов бизнеса.
4) Autodesk — разработчик и поставщик ПО.
Акции представленных выше компаний все еще могут показать рост на определенном временном интервале.
В заключение еще раз обращу ваше внимание вот на что: стоит как можно глубже и детальнее изучать компанию прежде, чем приобретать ее акции (или иные ценные бумаги). Не поленитесь провести комплексный анализ эмитента. И неважно, какой это сектор экономики — IT или какой-либо более прозрачный.
Автор: Николай Коротков, частный инвестор, трейдер на валютном рынке, профиль в Пульсе — Vizo
Мы решили разнообразить блог Тинькофф Инвестиций и дать слово инвесторам, которые являются нашими клиентами. Теперь мы регулярно будем публиковать тексты внешних авторов. Если у вас есть текст, вы хотите им поделиться и получить вознаграждение, пишите на editors_wealth@tinkoff.ru.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты.