Пятисвечник еврейский что символизирует
16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврей
от fpm_start("true");
Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.
6. Свет ханукии нельзя использовать в практических целях
После того, как свечи были зажжены, принято исполнять традиционные ханукальные песни, например, а-Нерот а-Лалу и Маоз Цур, в которых рассказывается о чудесах, которыми сопровождалась история еврейского народа, а дети играют в севивон — ханукальный волчок.
Удивительно, но хотя мы в эти моменты обычно и сидим возле свечей, согласно алахе нам категорически запрещается использовать их огни для чтения, тепла или какой-либо другой деятельности. И в этом заключается еще одна функция шамаша — если вдруг вы окажетесь без света, наличие этой дополнительной свечи поможет вам не нарушить заповедь освещения комнаты за счет ханукальных свечей.
7. На зажигание ханукальных свечей есть особое благословение
Прежде чем зажечь ханукию в первый вечер праздника, мы произносим три благословения:
Начиная со второго вечера Хануки, третье благословение при зажигании не произносится.
8. Обычно сефарды зажигают одну менору на всю семью, но ашкеназы поступают иначе
Обычай, распространенный во многих сефардских сообществах, заключается в том, что глава семьи зажигает ханукию от имени всех своих домочадцев. Таким образом, в каждом доме горит только одна ханукия.
Однако слова Талмуда о том, как правильно зажигать ханукальные свечи, можно объяснить иным образом — что у каждого члена семьи должна быть персональная ханукия, — и такая трактовка принята у большинства ашкеназов. 2
Источник
Что за традиция?
*** Дмитрий ***
Михаил.79
Владимир Т.
Михаил.79
Ксюша с
Михаил.79
Вопрос:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Владимир Т.
Вопрос:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Менора — Древняя модель мира
Менора — символ света, веры и надежды. В его миссии — сохранение веры в справедливость. Менора в иудаизме символизирует: божественный свет, мудрость, защиту, возрождение, жизнь, преемственность, чудо.
Идеи древа жизни, древа познания добра и зла, а также восьмиконечной звезды созвучны, инвариантны идее иудейской меноры.
Мено́ра (ивр. менора́, букв. “светильник”) — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков.
Семиконечный подсвечник, по мнению авторов, имплементирует и развивает идею древнеармянской восьмиконечной фигуры креста. В настоящее время МЕНОРА (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема.
Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Однако в Израиле не смогли найти прототип Меноры, который согласно библейскому тексту был сделан по образцу, показанному на горе (то есть по наскальному рисунку). “…Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе”. (Исх.25:31-40).
Его образ был перенят евреями, которые сделали светильник из золота. Следовательно, до появления технологии плавки золота древними евреями архаичный прототип образа ими не использовался, не входил в религиозную традицию.
По предположению археологов, начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда золотые украшения поставлялись, в частности, в Египет. В Египте в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были найдены первые золотые украшения, датируемые III тыс. до н. э.
Следы развития металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях Среднего и Ближнего Востока, древнего Египта, Армянского нагорья и Араратских — Армения и т. д.
Латинское aurum означает «жёлтое» и родственно с «Авророй» (Aurora) — утренней зарёй (восходом Солнца или Ваагна и появлением утренней звезды Венеры или Астхик по армянской традиции). «Золото» санскр. hiranyam, авест. zaranya, осет. zærījnæ, также санскр. hari «жёлтый, золотистый, зеленоватый», на арм. «зард» украшение, «зардонк» пробуждение, «зардавест» орнаментальное искусство.
По апокалиптическому видению Св. Иоанна Богослова: “…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице своей семь звёзд…
Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”. — Откр. 1:12-20. “…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…” — Откр. 4:5.
Данная история напоминает рождение огнеокого Ваагна – Сына Человеческого, который как символ креста имплеметирован в образ светильника (восьмиконечной звезды). Крест является ключом, раскрывающим тайну семи звезд.
Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово), ср. с арм. словами бан, ван, ванк, аван, иванд. Армянский Ваагн и есть Божественный свет или Логос (Слово).
“Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь”. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
Рис.25. Наскальный рисунок мотива древа жизни, прототип меноры (а), Армения. Фигура божества — древа жизни (б), 2 тыс. до н.э., ГМИА, обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре, Музей “Сардарапат”. Образец каменного идола, Музей “Эребуни” (б), Армения. Символ троицы (трезубца — безглавого тела Сына Человеческого с приподнятыми руками) — знак царской власти в образе дерева жизни (в). Надписи на арамейском языке. Граничный камень из Армении (г). Мотив дерева жизни с изображением солнца и растительных элементов – аналог восьмикрылого креста (д), Урарту, 11-7 вв. до н.э. Монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи (е) из династии Хасмонеев (37г. до н.э.)
Рис.26. Фрагмент наскального рисунка (а), Армения. Ваагн и Астхик сидят на тронах у древа жизни, прототипа меноры (б), Музей цивилизаций Армянского нагорья (музей Анатолийских цивилизаций). Древо жизни, менора, Крест, св. Эчмиадзин, Армения. Менора (г, д), Израиль
Начиная со II века менора становится опознавательным символом иудаизма. В иудаизме, как и в христианстве, свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27).
Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота. Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н.э. Древнее происхождение меноры не оспаривается.
В Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями. Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана, (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н.э.), а также в Армении, в Мецаморе 5-4 тыс. до н. э. Однако это были глиняные светильники с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками.
Свечи используются в религиозных церемониях различных верований. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослужения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» (Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. стр. 411).
Свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света. «По традиции, заимствованной у язычников, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады» (Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. стр. 273). Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.
Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета?
Менора семисвечник – один из древнейших символов иудаизма. Согласно преданию, идея изготовления подсвечника с семью свечами была предложена Моисею самим Богом, во время восхождения на гору Синай. Менора (в переводе «светильник») символизировала собой надежду на пришествие Мессии в этот мир. В настоящее время семисвечник получил статус официального символа – он изображён на гербе государства Израиль.
Первые меноры представляли собой канделябры с семью ветвями, выполненные из чистого золота. Согласно Библии (точнее – Торе), во время Исхода евреев из Египта семисвечник находился в Скинии собрания – своего рода походном храме евреев. Скиния использовалась для хранения Ковчега Завета. По образу этого места позднее был построен всемирно известный Иерусалимский храм, в котором также располагалась менора.
Это интересно: символ меноры использовали не только иудеи, но также самаритяне и даже христиане (до 800-х годов его почитали наравне с крестом). Следует отметить, что христианская менора отличалась по форме от еврейского и самаритянского семисвечника.
Что представляет собой менора
Семь свечей, семь теней
Пляшут на камнях (© Кипелов)
Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.
Священник наполняет светильник маслом
Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.
Менора – значение символа
В качестве религиозного символа семисвечник не имеет однозначной трактовки. Античные авторы приписывали ему космический смысл, тогда как их последователи проводили параллель с мировым древом.
Фреска с изображением меноры
Менора – это обозначение Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду. В этом сходятся раввинская, христианская и гностическая трактовки.
Если рассматривать предмет с эзотерической точки зрения, то следует обратить внимание на три компонента: огонь, число «7» и золото, из которого полагалось делать менору. Огонь всегда без исключения обозначает божественное начало, именно поэтому практически во всех храмах мира встречаются свечи, лампады (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древних времён).
Это ещё один из самых известных символов иудаизма. По преданию, печать легендарного царя Соломона украшала его кольцо, с помощью которого можно было повелевать стихиями.
Число «7» нередко встречается в каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одной из семи эпох. Не говоря уже про семь дней недели, 7 музыкальных нот, семь цветов радуги и 7 основных чакр человека. Во многих культурах «семёрка» считается счастливым числом, приносящим удачу.
Золото – это металл, который обожествлялся многими народностями (достаточно хотя бы вспомнить легендарные сокровища ацтеков). Также существовало изречение о том, что «всякая человеческая душа сделана из золота, с большей или меньшей примесью лигатуры».
Менора и ханукия – в чем отличие?
Ханукия (ханукальные светильники) немного похожи на меноры, поэтому их часто путают, что в корне неверно. Ханукии зажигают на период празднования Хануки – длящегося в течение восьми дней торжества, посвященного победе Маккавеев над греками.
Светильники ханукии полагалось иметь каждой еврейской семье (по количеству мужчин). В отличие от меноры, ханукия имеет не 7, а 9 рожков. Светильники подвешивали ко входной двери дома с левой стороны. Когда в Европе еврейские символы стали запрещёнными, ханукии начали размещать внутри дома. Светильники этого типа изготавливались из самых различных материалов: от глины и камня до металла, их форма не имела строгих регламентов и зависела от пожеланий и материального благополучия заказчика.
Назначение храмовых светильников
Согласно традиции, храмовая менора должна оставаться зажженной всю ночь напролёт (хотя некоторые историки утверждают, что три из семи рожков светильника продолжали гореть и днём). Кстати, эта конструкция была такой высоты, что священнику, обслуживающему светильник, приходилось взбираться на три каменные ступени. Уход за менорой включал в себя обрезку или замену фитилей, а также заливку свежего оливкового масла в сосуды.
Существует версия, согласно которой, во время великих праздников (Шавуот, Песах и Суккот) менору выносили из храма, чтобы к священному предмету могли прикоснуться паломники. Согласно другой версии, семисвечник оставался в храме, но с врат святилища снимались драпировки и все желающие могли лицезреть святыню.
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!