Пятно что это в рисовании
Метод «от пятна» в живописи и рисунке
Антонелло да Мессина – первый итальянский художник, добившийся успеха в масляной технике
Сандро Ботичелли – великий лирик эпохи Возрождения
Метод «от пятна» в живописи и рисунке
Метод «от пятна» является важнейшим принципом ведения работы по технологии оптических просветов. Это не только механизм реализации задуманного, но и способ мышления художника, который стремится создать «живое» произведение с магически притягательными образами и глубоким пространством.
2 способа изображения
Как известно, любое изображение состоит из фрагментов, объединенных композиционно и колористически, которые можно отобразить 2-мя способами:
В первом случае получится своего рода графика, которая при высоком мастерстве художника может быть весьма привлекательной. В графической манере выполнены некоторые произведения Сандро Ботичелли. Великий итальянский художник настолько гениально владел линией, что, глядя на его работы, можно утонуть в очаровании романтических образов.
Безусловно, графика и живопись с использованием линейных контуров имеют право на существование. Но являются ли произведения с графическими компонентами реалистичными? Нет! Потому что в природе нет ни линий, ни штриховок, ни заливок, ни мазков.
Тренировка глаза
А что тогда есть? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести небольшой эксперимент-наблюдение. Если прищурить глаза и посмотреть на окружающую обстановку, то можно увидеть, что объекты размылись и превратились в цветовые пятна. По мере ослабления прищура картинка приобретает фокус, но по-прежнему состоит из пятен, только они теперь стали более отчётливыми.
Такая тренировка глаза очень полезна. Во-первых, она формирует правильное мышление и понимание того, как в действительности выглядят предметы. Они не состоят из двух независимых частей – контура и внутренней области, а представляют собой единое целое, которое мы и называем пятном. Во-вторых, «поставленный глаз» позволяет правильно работать по технологии оптических просветов, где используются приёмы, направленные на поэтапное улучшение светотеневых «пятен».
Метод от «от пятна» на практике
Рисунок «от пятна»
Для наглядности рассмотрим драпировку, которую мы предлагаем ученикам изобразить на уроке по рисунку. Как видите, она содержит множество складок, которые есть ни что иное, как пятна той или иной формы с мягкой тональной фактурой и плавными светотеневыми переходами.
Чтобы получить фактурную мягкость, применяется графитовый порошок, который наносится сухой кистью по предварительно нарисованной конструкции. Сначала формируем одно общее большое пятно (напоминает облако), затем, постепенно его прорабатывая, проявляем средние и мелкие пятнышки – складки и их части. Целевые участки не штрихуем, а тонируем, так как штриховка разрушает воздушную перспективу и делает изображение разрозненным. Постепенно улучшая пятна, мы как бы вытягиваем изображение из тумана, вводим его в фокус.
Живопись «от пятна»
Главное – не переборщить!
Работа «от пятна» подразумевает мягкость. Как на стадии абразивной проработки, так и на этапах работы оптическими смесями и красками, следует руководствоваться принципом «лучше меньше да лучше». Всегда проще дотереть наждачкой или добавить цвет, если пятно недостаточно проработано, чем бороться с чрезмерными контрастностью и насыщенностью.
Подробнее о том, на каких этапах и с помощью каких инструментов/изобразительных материалов формируются светотеневые пятна в рисунке и живописи, рассказывается в мини-книге по технологии оптических просветов.
ПЯТНО.
Ну что такого интересного может быть в пятне? И даже ассоциации с этим словом какие-то не очень позитивные. А если немного абстрагироваться и взглянуть на это выразительное средство графики заново?
Весь мир вокруг состоит из пятен: светлых и тёмных, ярких и блёклых, цельных и разряжённых. Каждый предмет или объект при переводе его в графическое изображение, формируется путём сочетания этих пятен. И у каждого пятна свои особенности, каждое сидит на своём собственном месте, как часть пазла, и каждое уникально.
Характер пятна в рисунке имеет огромное значение, а на него многое влияет:
📌 размер;
📌 светлота;
📌 насыщенность (если используется цвет);
📌 силуэт;
📌 текстура;
📌 конфигурация отдельных пятен и частей;
📌 мягкость или жёсткость краёв;
📌 геометричность или произвольность;
📌 качество наполнения (равномерность или неравномерность) и многое другое.
Живописное или лаконичное, мягкое или резкое, рубленное или обтекаемой формы, пустое или наполненное, плоское или объёмное, залитое градиентом или однообразно окрашенное, размытое или с акцентированными границами. многообразию пятен в графике нет границ. А кто, как не художник, может превратить пятно или набор пятен в художественный образ, подобрать для каждой работы такие характеристики, что у зрителя легко возникнут нужные ассоциации. Именно это и есть суть мастерства и удивительная художественная магия.
А вы управляете пятнами в своих работах как умелый дрессировщик или только пробуете создавать изображения по своему вкусу и задумке? Используете в рисунках пятна сами по себе или в сочетании с линией?
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
Мастер- класс на тему: «Рисование пятном»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя школа №2»
Октябрьского муниципального района
Учитель начальных классов:
Гурова Галина Ивановна,
р.п.Октябрьский 2015 г.
Тема: «Рисование пятном»
Цель: Научить детей рисовать пятном.
Задачи: познакомить с новым способом изображения рисунка – пятном,
использовать пятно как основу изобразительного образа на
развивать творческое воображение;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту
развивать мелкую моторику рук;
формировать навыки аккуратной работы;
Рисовать пятном по силам ребенку любого возраста. Главное начать эту работу с простого изображения постепенно усложняя и раскрывая возможность фантазии.
Ребёнок в процессе такой работы расширяет свой кругозор и получает дополнительные знания и умения. На занятии развивается логическое мышление, эстетическое восприятие.
Оснащение: альбомный лист, краски, кисточка, салфетка, демонстрационный материал, фотоаппарат.
-основное понятие
2. Основная часть
— история изображения
— виды изображения
— выполнение изображения «Цветок» (поэтапно)
3. Анализ проведенного мероприятия.
— анализ работ
4. Литература.
И стория изображения
— Ребята, кто из вас любит рисовать?
-А знаете ли вы, что рисовать можно разными способами?
Есть такой метод-рисование пятном.
Этот метод рисунка ввел британский художник-пейзажист Александр Козенс в конце XVIII столетия, позаимствовав идею у Леонардо да Винчи. Он попытался показать, как художники могли бы использовать пятна чернил, чтобы помочь воображению и освободить себя от формального шаблонного подхода к рисованию.
Идея заключалась в том, чтобы использовать случайные формы вместо того, чтобы работать в предписанной концепции пейзажа, изображения человека и т.п. Козенс полагал, что группа более или менее случайных пятен вполне способна наметить формы, которые в дальнейшем послужат основой рисунка, и продемонстрировал свой метод с помощью кисти и чернил на примере весьма эффектных произведений.
Идея использования случайных эффектов хорошо знакома большинству акварелистов, которые быстро учатся превращать пятна и кляксы в удивительно эффектные находки, придавая своим произведениям неповторимую оригинальность.
-Сегодня я постараюсь научить вас рисовать этим необычным способом.
Но сначала я расскажу вам одну историю. Однажды с кисточки сорвалась капля и упала на лист бумаги. Капля растеклась и получилась огромная клякса. Бумага от этого очень расстроилась. Однако это было неприятно и кляксе. Но вдруг клякса услышала голос Мастера Изображения. Он обещал все исправить.
Вскоре клякса забыла, что она была просто пятном, ведь теперь она превратилась в …
-Вот сегодня мы и узнаем в кого могла превратиться капля и научимся сами превращать пятно в разные изображения.
-Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге краской
и попробую кого-нибудь дорисовать.
-Кто у меня получился?
(божья коровка)
-А кого еще можно было бы дорисовать?
(цветок, облако, утенка и т.д.)
-При помощи чего еще можно изображать различные предметы, животных, растения?
-Вспомните, правила техники безопасности с краской, кистью и водой. (Ответы учащихся).
В ыполнение изображения «Цветок» (поэтапно)
— А теперь попробуем нарисовать цветок при помощи пятна
— Положите альбомный лист
– Сделайте пятно на листе бумаге
— Возьмите краску этого же цвета, только более густую и нанесите на пятно разводами.
— Дорисуем нашему цветку лепестки.
— А теперь осталось нарисовать стебель и листочки.
— Таким образом, мы из пятна получили прекрасный цветок.
Можно дорисовать вазочку и если есть желание еще несколько цветов, чтобы получился букет.
Анализ проведенного мероприятия
Выставка работ, фотосессия
Работы детей получились интересными, разнообразными по цветам и оттенкам. Все ребята старались показать свою индивидуальность. Работы выполнены аккуратно. Цель занятия достигнута.
Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Л.Ю.Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству»
Литература по рисованию «Пути дизайна»
Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.
Как рисовать без лайнарта и почему это работает лучше: туториал от британской художницы
Статья посвящена тем, кто не любит рисовать четкие линии, беспокоится о том, когда начать красить, или просто хочет попробовать что-то новое.
Джой Рудин — британская художница, которая ведет свой блог на Artstation и популяризует способ рисования «от пятна». ArtCraft Media перевели туториал Джой об отказе от лайнарта и публикует версию с небольшими редакторскими правками.
Почему рисование от общей формы работает? Немного научных фактов
Нашему мозгу не нужна подробная информация для обработки изображений, потому что восприятие основано на так называемой «упрощенной физике». То есть в ходе эволюции люди научились быстро и эффективно обрабатывать визуальную информацию об окружающей среде.
Нашим предкам нужно было выяснить, есть ли поблизости ресурсы или опасность, при этом не анализируя подробно всё окружение. Беглый взгляд мог различить тень хищника, прячущегося в кустах, яркий оттенок спелых фруктов или лицо соплеменника. Другими словами, человеческое восприятие имеет свои ярлыки для обработки визуальной информации.
Эти ярлыки — причина того, почему нам нравится стилизованное искусство. Мы по-прежнему можем считывать изображение и узнавать предмет, но у воображения остается больше пространства, чтобы заполнить пробелы и получить собственное видение.
Ты можешь использовать эти ярлыки для создания визуально приятных иллюстраций, и не рисовать каждую деталь. Не последовательная тень, размытые края и чрезмерное сияние не помешают зрителю понять и насладиться хорошей картинкой. Точно так же простые формы, тени и силуэты предложат больше визуальной информации, чем ожидалось, потому что мозг восстановит из памяти недостающие детали. Таким образом, если начальная форма читается, то, скорее всего, вся иллюстрация будет понятна.
Все, что тебе нужно сделать — дать зрителю узнаваемую отправную точку. Контекст, композиция и формы всегда будут важнее деталей, потому что наше визуальное восприятие эволюционировало.
Как рисовать без лайна – альтернативный способ
Раньше я думала, что рисовать с помощью линий — это правило. В основном потому, что каждый публиковал что-то похожее на это:
Работа автора. Источник: www.artstation.com
Идея ясна: грубый набросок, затем чистый лайн, затем базовые цвета, и после – прорисовка объема. Честно говоря, я какое-то время даже не искала альтернативу. Но понимала, что мне не нравится строгая последовательность и четкая система контрольных точек, которая очень затрудняла исправления и усиливала ранние ошибки.
Выход очень простой: откажись от всех шагов. Начни сразу думать трехмерно, не оставляй этот на шаг до «прорисовки объема». Построй рисунок с нуля, как будто это скульптура. Это будет особенно полезно, если тебе сложно понимать объем в своих работах.
Работа автора. Источник: www.artstation.com
Зачем отказываться от лайна? Есть несколько причин:
Отсутствие лайнарта делает рисунок более хаотичным. Изображение, скорее всего, будет нечитабельным и беспорядочным на ранних этапах. И это может пугать. Однако случайные формы дают уникальный дизайн и стилистические возможности.
Как научиться владеть общей формой
Каждая работы начинается с уродливого нечто, неясного цвета и формы. Это худшая фаза рисования без лайнарта и она может быть пугающей, потому что ты задаешься вопросом: превратится ли это когда-нибудь в прилично выглядящую картинку? Но у этой фазы есть цель — она показывает общий силуэт и пропорции рисунка.
Хотя это выглядит как грязное пятно бежевых тонов, на самом деле это макет позы, а также намек на освещение. Оттуда я могу построить остальную часть изображения следующим образом:
Работа автора. Источник: www.artstation.com
Думай об общей форме, как о минимально жизнеспособной версии иллюстрации! Это также может служить попыткой «почувствовать» объем, композицию и освещение, прежде чем ты приступишь к детальной прорисовке.
Формы могут нести больше визуальной информации, чем традиционный линейный набросок. Они настолько универсальны, что я могу использовать их для:
Выводы
Если ты убежденный фанат лайнарта, продолжай в том же духе. Я сама люблю красивые линейные рисунки и не говорю, что это неверный метод. Лишь предлагаю альтернативный способ для тех, кто испытывает сложности с чистыми эскизами. Лайнарт к тому же может быть очень полезен в работе с клиентами, когда вам нужен понятный дизайн.
Переводчица: Анастасия Стасюк
Пятно что это в рисовании
Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Чудеса рядом» на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Статистика
Роль пятна в графике. Разбираемся, как оно изображает. И что выражает.
Добрый день, дорогой мой человечек!
Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном.
Такая графика двухмерна, очень условна и лаконична.
Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помнишь те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов.
Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением. Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ. Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере. Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!
Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон. Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем. Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.
Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.
В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность. Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.
Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до тебя, дорогой мой человек. Выразительность изображения может быть заложена НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено), но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).
Давай возьмем для примера разные пятна:
Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями. Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное. Какие ассоциации вызывают у тебя те или иные пятна? Можешь ли ты их почувствовать?
Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:
Квадрат и прямоугольник.
Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
Круг.
Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».
Современные художники активно используют пятно именно в качестве «пятна». 🙂 Полюбуйся!
работы графика-дизайнера Russ Mills
графика Раиса Гаитова
суми-е Тацуо Ямагучи
суми-е Юлии Кошелевой
Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. 🙂 Набери тушь на кисть и стряхни её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?
Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.
Я предлагаю и тебе бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство. 🙂
Отпусти свою руку и дать ей малевать всё, что она захочет. Пусть твоё подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно. Спонтанные брызги и «дутые» кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.
После того, как наиграешься, передохни, разглядывая работы. Выбери те, которые тебе о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.
Вот что получилось у меня. Вторую работу с «органом» я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.
Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность. Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.
А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать. 🙂
P.S. От всей души благодарю своих подписчиков, поддержавших меня на стадии выхода в свет книги «Удовольствие рисования». Ваш интерес очень много значит для меня. Благодарю!
Надеюсь, дополнение в виде сборника аудиомедитаций пришло всем обладателям книги? 🙂 Если нет, напишите, пожалуйста, на arttrening@list.ru, я продублирую для вас сообщение с ссылкой.
С любовью и уважением,
Марина Трушникова