Пятый элемент эфир что это
Тайна пятого элемента, сохраняющего красоту
Учение о «пяти элементах» в Европе связывают с Аристотелем. В античном мире бытовало представление о четырех стихиях: вода, земля, огонь и воздух, из которых состоит мир. Согласно теории Эмпедокла, совершая движение по вертикали и горизонтали, они преобразовываются друг в друга. Аристотель добавил в нее тончайшую пятую стихию – «пятый элемент» – эфир, который он противопоставлял остальным четырем, и без которого немыслимы гармония и равновесие в мире.
Позже теория о пяти элементах возникала в учениях разных философов всего мира. Её связывали с индийской философией гун, индокитайским понятием прана (т.е. «энергия», «жизнь»), но все приходили к тому, что гармония всех элементов природы, которую ищет человек – любовь.
Каждый, кто что-либо создавал в этом мире, даже самую простую вещь, понимает, что любые элементы можно соединить, применив самые новые технологии, но при этом, забыв о пятом элементе, все усилия ни к чему не приведут. Недавно наша редакция познакомилась с удивительной компанией by-cosmetics, завод и лаборатории которой расположены в местечке Тегаллаланг на острове Бали. Каждый ее продукт можно смело назвать частью тех самых основных элементов.
ВОДА – безусловно, стихия, в которой, зародилась жизнь. Водоросли, одна из первых форм жизни, не изменились за миллионы лет существования нашей планеты, а, главное, сохранили уникальные свойства, которыми не обладает ни одно растение на суше. Согласно исследованиям The Royal Society of London история использования морских водорослей в медицине для профилактики и лечения различных заболеваний уходит своими корнями в далекое прошлое. Как медицинское средство они стали особенно популярны со времен Великой Китайской империи. Сегодня by-cosmetics – единственная компания, которая использует в создании своей продукции водоросли только в живом виде, не подвергая их термической и химической обработке. Основной компонент масок для лица, которые предлагает компания – водоросли Spinosum – которые, как и присутствующий в них свежий сок алоэ вера Барбадосского, интенсивно увлажняют кожу, повышают ее тонус и упругость, стимулируют микроциркуляцию крови, выравнивают цвет, обладают антибактериальным и противовоспалительным действием. Для ежедневного применения подходят маски Facelift и Beauty. Желеобразные, простые в применении, возможно, имеют лишь один «недостаток», которые заметят лишь забывчивые и лентяи – маски следует хранить исключительно в холодильнике. Особое место в этой линейке занимает маска Detox, название которой говорит само за себя. Применяя ее два раза в неделю, помимо увлажнения и питания кожи лица, вы гарантировано обеспечиваете процесс очищения пор, при котором все загрязнения пор абсорбируются. Ни одно синтезированное вещество не заменит ту легкость, которую дарит сок натурального алоэ. by-cosmetics использует только свежие листья. Кстати, одна из легенд об алоэ гласит, что Александр Македонский, завоевавший остров Сокотру в Индийском океане, где располагались плантации алоэ, сказал: «Эти листья не только вылечат, но и дадут живительную влагу каждому из нас в любой ситуации…»
ЗЕМЛЯ – стихия, рождающая дары природы, дающие нам жизнь и радость. Уникальные растения, цветы и плоды не одну сотню лет являются основой самых востребованных в мире косметических средств. Возможно, самое уникальное сочетание их в составе продукции by-cosmetics сегодня можно найти в линейке скрабов. Четыре самых популярных продукта компании объединяет главное свойство – это сухие рассыпчатые скрабы. Их преимущество, в первую очередь, в том, что, приобретая их, ни в прямом, ни в переносном смысле вам не придется переплачивать за воду. Достаточно вспомнить, что мокрый комок той же земли весит больше, чем сухой. В случае, когда вы приобретаете стандартные 100 грамм готового скраба, практически 80 из них составляет вода, которая является только вспомогательной основой.
Несложно подсчитать и экономию при приобретении средства, в которое вы самостоятельно можете добавить необходимое количество воды. Есть и еще один секрет в производстве косметических средств, который не скрывает by-cosmetics: вода в составе любого натурального продукта является питательной средой для развития бактерий. Чтобы избежать этого, практически всем производителям приходится добавлять различные консерванты и синтетические ингредиенты, препятствующие такому развитию. Одно из неизменных правил by-cosmetics гласит: «Мы дарим лишь часть природы и ничего лишнего». Изменить этому правилу – изменить себе. Но правила, тем более, лежащие в основе философии компании, не меняют, как не меняется состав стихии, рождающей настоящие дары природы.
ОГОНЬ – самая таинственная и опасная стихия, при этом, одна из самых необходимых для нас. Присутствует он и в продукции by-cosmetics, но не в виде результата термической обработки, а как самый легендарный, обжигающий природный продукт на Земле – кайенский перец. Свое название он получил от портового города Кайенны. Выращивали его каторжане, высланные из Европы. Кстати, отличительная черта его, как знают многие, кто бывал на плантациях кайенского перца – склонность к побегу. В архивных документах того же города Кайенны, датированных 1690 годом, говорится: «Это растение разрастается так, что будто бы само убегает с плантаций в джунгли. Пройдет время, и оно перебежит на другие материки». Так и случилось. Сегодня кайенский перец стал традиционной выращиваемой культурой во многих странах мира, но именно в Индии, Таиланде и Индонезии ему понравилось, вероятно, больше всего. Именно здесь он проявил себя как волшебник, сохраняющий красоту. Его действие на кожу тела неоценимо. В первую очередь, он улучшает процесс кровообращения, активизирует обмен веществ и оказывает лимфодренажное воздействие. Идеально стимулирует отток жидкости и выводит шлаки и токсины, а также обладает лифтинговым эффектом. Поэтому он и стал основным компонентом антицеллюлитной маски для тела от by-cosmetics, название которой – Cayenne – говорит само за себя.
ВОЗДУХ – стихия свободы. И, если дыхание – это жизнь, то свободное дыхание – это чудесная жизнь. Линия продуктов, название которой – гидраты, а их у by-cosmetics в запасе для вас четыре – говорит сама за себя. Самое главное их предназначение – дать коже, в буквальном смысле, глоток свежего воздуха. Уникально подобранный состав не только решает эту проблему, но и сбалансированно питает кожу всем, что ей необходимо на протяжении дня, к тому же, защищает ее, что особенно необходимо жителям мегаполисов. Многие, кто попробовал эти средства, называют их «воздухом Бали». Подобно практикам, помогающим открыто дышать, by-cosmetics предлагает всем своим почитателям уникальную систему фейсбилдинга. Многие часто ошибочно считают, что избавиться от ряда проблем, связанных со старением кожи, можно лишь путем применения инъекций или операционных вмешательств. Есть и другой ответ, который лежит на поверхности: движение – это жизнь. Специально разработанный с учетом нехватки времени каждого из нас в современном мире курс можно освоить в считанные дни. Возможно, фейсбилдинг от by-cosmetics может стать основой правильного дыхания вашего лица, которому важнее не помощь хирургов, а ваше бережное отношение к себе и ваши собственные руки.
ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ. О нем написаны тысячи книг, о нем спорят, ему посвящают всю свою жизнь, о нем принято говорить молча. Он, как и Йога, учит нас исцелять то, что невозможно терпеть, и терпеть то, что невозможно исцелить. Невозможно без любви сохранить красоту. Невозможно без любви создать то, что дает ей легкость дыхания. На небольшой фабрике, о чьей продукции мы сегодня рассказали, как и во всем мире, каждый может увидеть практически весь процесс производства, увидеть, из чего создается продукция, узнать много «несекретных секретов» природы, на которые в суете современной жизни даже не думал обращать внимание. Важно, конечно, то, что все компоненты этой косметики имеют основу перечисленных в античности философами элементов. Но, самое главное то, что здесь присутствует пятый элемент – любовь. Любовь к миру, к красоте, к природе, к человеку. Она стала главной основой, объединяющей здесь всех сотрудников в один живой организм. Возможно, покажется сказкой, но все, кто работает на фабрике в Тегаллаланге, хоть и владеют несколькими языками, общаются между собой чаще взглядами и улыбками влюбленных в мир людей. Без этого, соблюдая лишь технологический процесс, возможно, и не появилось бы настоящего чуда в средствах, которые они создают. Что может быть важнее любви, частичкой которой делится с каждым by-cosmetics, создавая свои средства и открывая каждому волшебную тайну острова Бали. Тайну пятого и главного элемента красоты.
Пятый элемент эфир что это
Дух, Квинтэссенция (quinta essentia, то есть «пятый элемент»), Эфир — божественная энергия, которая оживляет четыре другие стихии: огонь, воду, воздух и землю. По отношению к первоэлементам дух выполняет активную, мужскую роль. Однако, в отличиие от всех других первоэлементов, он неизменен и неразрушим. Дух может соединять остальные элементы или разрушать их соединения. Все начинается в этом элементе, и все к нему возвращается. Он не находится в антагонизме с каким‑то другим элементом, но соединен с каждым из четырех, хотя и не сводится к ним. Аналогом квинтэссенции или эфира в восточных учениях является акаша у индусов и ци у китайцев, которые являются первоосновой всех вещей и самой Вселенной.
Содержание
Основные соответствия
В античности упоминания об Эфире можно найти уже в поэмах Гомера и Гесиода. Гомер считает Эфир местом обитания богов, «чертогом Зевса»; у Гесиода это личное имя одного из древних божеств-прародителей мира — сына Эреба (Мрака) и Нюкты (Ночи), брата и супруга богини Гемеры (День). Также эфир у древних греков — это небо, высший и наиболее чистый слой воздуха, где обитают все боги, чьи тела также состоят из эфира. Орфический гимн воспевает силу и величие Эфира:
О, высочайшая кровля, вместилище силы Зевеса, О, нерушимый, опора для звезд, для Луны и для Солнца! Ты, огнедышащий, всеукротитель, ты — искра живого! Вышний эфир, из основ мироздания ты — наилучший! Великолепный, исполненный света и блеска созвездий! Я, призывая, молю — пребудь безмятежным и ясным! [1]
Впервые об Эфире как о наивысшем Божественном элементе, оживляющим четыре других, писали последователи Платона.
Самые ранние определенные упоминания пятого элемента в дошедшей до нас литературе встречаются в «Послезаконии» (написанном не самим Платоном, но его прямым учеником) и, конечно же, у Аристотеля; и оба этих писателя отождествляют пятый элемент с эфиром [2].
Наиболее детально природу Эфира обсуждает Аристотель в своем трактате «О небе», где пишет, что этот элемент наделен божественной природой и потому более совершенен чем Огонь, Вода, Воздух и Земля.
… существует некая телесная субстанция, отличная от здешних веществ, более божественная, чем они все, и первичная по отношению к ним всем полагая, что первое тело отлично от земли, огня, воздуха и воды, они [пращуры] назвали самое верхнее место «эфиром» (aither), произведя наименование, которое они ему установили, от того, что оно «всегда бежит» (aei thein) в продолжение вечного времени [3].
По мнению Аристотеля, в подлунной сфере преобладает движение неправильное, происходящее по кривым и ломаным линиям, а в надлунной — наиболее совершенное, круговое. Четыре элемента были телами, в то время как Эфир — целым. Следовательно, символом Эфира, или Духа, можно считать круг как образ божественности. А так как у кругового движения не существует противоположностей, Эфир — вечен.
Как считали древние философы, именно из Эфира состояли тела как богов, так и демонов. Олицетворением Эфира служила Божественная монада (единица). Также Эфир считался источником всех душ. Так, астролог Веттий Валент Антиохийский (120 — ок. 175) писал:
А душа у людей корнями растет из эфира [4].
Первые христианские философы полагали, что Эфир представляет собой духовную субстанцию, которая должна будет образовать тела людей после их воскресения. Концепция Эфира получила свое развитие в эпоху средних веков и Возрождения. Мистики и богословы учили, что Эфир имеет духовную природу; его называли «пятой сущностью» (quinta essentia), материей Бога и ума, духом мира (spiritus mundi), мировой душой, животворящей силой, началом всякого движения.
Так как Эфир играет активную мужскую роль, чаще всего древние философы отождествляли его с тонкой частью «мужских» стихий: Воздуха, а иногда и Огня. Так, в Древней Греции Эфир отождествлялся как с наивысшей частью воздуха, так и с эмпиреем (от греч. empyros — объятый пламенем) — высшей огненной частью небес, где обитают Бог, ангелы и души блаженных.
В Библии с Эфиром сопоставляется воздушная стихия, которая выступает в этом качестве в библейском стихе, рассказывающем о начале творения:
И дух [руах] Божий витал над водою. (Быт. 1:2.)
Функции и символика Духа
В античной философии Дух (Эфир) — это также Нус (в переводе с древнегреческого «мысль», «разум», «ум»), движущий принцип мирового порядка, организующий элементы. Иудейские каббалисты использовали для обозначения Эфира и другое название воздуха — авир, которым обозначалась вечная Божественная субстанция, пронизывающая всю Вселенную.
Символом Эфира является круг, который можно сопоставить с колесами Колесницы в Видении Иезекииля, поддерживающими Божественный престол. Круг является олицетворением вечного движения и пятого магического принципа Идти, который оживляет и одухотворяет четыре магические добродетели, соотносимые с первоэлементами. В христианскую эпоху в круг было добавлено восемь спиц. Число восемь в иудейско-христианской традиции символизирует Божественный мир: в иудаизме на восьмой день мальчику делается обрезание, что устанавливает завет с Богом, в средние века верили, что мир создан за семь дней и потому просуществует семь тысяч лет, после которых наступит царствие Божие.
В алхимии эфир связан с первоматерией (materia prima), семенем всех тел, основой четырех элементов, субстанцией всех душ. (В алхимии эфирный огонь, эфирная вода и т. д. рассматриваются как особо чистые субстанции элементов). Но также он рассматривался и как чудодейственный Божественный дух, Меркурий, «философский камень» (lapis aethereus — «эфирный камень»), позволяющий совершить чудо трансмутации. Было принято считать, что квинтэссенция (дух) способна излечивать любые болезни или нарушения состояния здоровья и омолаживать тело. Она играет важную роль в трансмутации металлов в золото и серебро.
В трактате «О тайнах природы или пятом элементе», авторство которого приписывается Раймунду Луллию, описываются чудесные целительные свойства, присущие квинтэссенции. Она сохраняет тело от гниения, укрепляет основы (элементы) телесной конституции, восстанавливает былую молодость, возвышает дух, избавляет от грубости манер, укрепляет то, что слабо, размягчает твердое; худые от нее полнеют, а тучные становятся стройнее; ослабляет жар при лихорадке и согревает в холод; высушивает влажное и увлажняет сухое; иными словами, одно и то же вещество производит противоположное действие, единое действие одного вещества зависит от природы реципиента, точно так же как способно вызывать противоположные эффекты солнечное тепло: оно высушивает грязь и расплавляет воск.
Из символов Эфир можно соотнести с точкой в равностороннем кресте четырех стихий (Эфир символизирует здесь основу всех стихий), розой на кресте, с центром свастики или с верхним углом пентаграммы (здесь Эфир символизирует управление стихиями).
Из планет с Эфиром обычно соотносилась Луна. По словам Порфирия, «египтяне называют Луну эфирной землей»[5], очевидно потому, что именно Луне приписывалось наиболее влияние на энергии и эмоции человеческого тела. В каббале Луне соответствует сефира Йесод, называющаяся также «сокровищницей образом», она соответствует оплодотворяющему фаллосу и Божественному семени, оживляющему тварный мир сефиры Малкут. Также с Эфиром может соотноситься и Солнце как квинтэссенция проявленной Божественности.
Одним из образов Эфира как Божественной искры можно считать алхимического Уробороса, чье имя происходит от слов οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда». На каббалистическом Древе Жизни Уроборос ассоциировался с Зодиакальным кругом и соответствовал сефире Хокма, первой отпавшей от Божественного единства. Трактовок у символа уробороса очень много: чаще всего он означает цикличность, вечность, вечное возвращение, возникновение и уничтожение, трансформацию, связь высшего и низшего в соответствии со «Скрижалью» Гермеса Трисмегиста. Предположительно, этот символ восходит к Урею — первозданному змею древнеегипетской мифологии, означающему вечность, вечное возвращение. Иногда уробороса представляли две змеи, вцепившиеся друг другу в хвост.
Боги Эфира
К божественным образам Эфира можно отнести индуистского Парабрахмана, являющегося верховным божеством, безличным и безымянным духом, превосходящим все сущее. Из греческих божеств с Эфиром можно сопоставить Зевса в его высшей ипостаси в качестве активного начала и гиганта Протея, обладавшего способностью принимать облик различных существ. «Эфир» также является именем греческого изначального божества, олицетворявшего собой «верхний воздух», который считался сыном богини ночи Никс и ее брата — первобога тьмы Эребуса. В отличие от иных богов, Эфир не имел храмов и богослужений.
Дух в Каббале
В каббале с Духом или Эфиром Духом, можно соотнести самую маленькую букву Йод, которая подобна капле или точке и которая является основой всех других букв иврита. Или же кончик буквы Йод, которая соотносится с сефирой Кетер. Также духу соответствует буква Шин, которая образована тремя буквами Йод, что позволяет ее толковать как три высшие Божественные эманации. На каббалистическом Древе Жизни в своем высшем проявлении Эфир — это первая сефира Кетер, чьим Божественным именем является «Эхейе», что означает «Сущий».
В Кетер стихия Воздуха пребывает в форме тончайшего Эфира, воспринятого от запредельного Божественного Света [6].
Но Эфир это также и падшая Божественная искра, оживляющая наш мир и являющаяся в нашей душе источником Истиной (то есть Божественной) Воли.
В системе Герметический орден Золотой Зари одним из названий квинтэссенции было Эт (Eth) — слово, состоящее из первой и последней букв еврейского алфавита (Алеф и Тав).
Магическим орудием и символом Духа можно считать светильник. Как пишет Алистер Кроули:
Светильник этот подвешен над Алтарем и не имеет опоры снизу; свет его озаряет весь Храм, на него же не падают никакие тени и никакие блики. К нему нельзя прикоснуться; его нельзя погасить; его нельзя изменить никоим образом; ибо он не имеет ничего общего со всеми вещами, которым присущи сложность и объем, которые изменяются и могут подвергнуться изменению. Когда взгляд Мага сосредоточен на этом Светильнике, ничего иного не существует. Орудия праздно лежат на Алтаре; один лишь этот Свет пылает в вечности. Непостижимо горит сей Светильник — вечный, неограниченный, непротяженный, не имеющий причины и следствия. И Свет его ничем не обусловлен, и нет у него ни качества, ни количества, ни начала, ни конца. Никто не может подать о нем совет; никто не может одобрить его или не одобрить; ибо Светильник сей нерукотворен: он — то единственное, что существует во веки веков, и нет у него ни частей, ни личности; он то, что было прежде, чем «Я есмь» [7].
Дух в колоде «Таро Тота»
Наилучшими образами Эфира в картах Таро можно считать нулевой аркан «Дурак», который имеет магическое имя «Дух Эфира», соответствует первой букве Алеф и знаменует собой первое дуновение, начало творения, аркан «Отшельник», который соответствует букве Йод и указывает на жизненное семя каждой сущности и аркан «Эон», в котором Эфир представлен в образе Божественного ребенка, обновляющего мир и соответствует букве Шин.
Эфир (стихия)
Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.
Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.
Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.
Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Димиу́рг или Демиу́рг (др.-греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος — «земля, народ» + др.-греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум») — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора). Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например.
Не следует путать с термином Трансцендентальное.Трансценде́нтность, трансценде́нция, прил. трансценде́нтный (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего».
Эфир (стихия)
Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.
Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.
Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.
Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.
Квинтэссенция
Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Эфир (стихия)» в других словарях:
Эфир мировой — Эфир (Светоносный эфир) термин, обозначавший в истории физики гипотетическую всепроникающую среду, колебания которой обнаруживают себя как свет или электромагнитные волны. Содержание 1 История 2 Модели эфира 3 Эфир в современной физике … Википедия
Эфир (физика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир. Эфир (светоносный эфир, от др. греч. αἰθήρ, верхний слой воздуха; лат. aether) гипотетическая всепроникающая среда[1], колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны… … Википедия
Эфир — (др. греч. αἰθήρ верхний слой воздуха) многозначный термин. Содержание 1 Мифология и философия 2 Физика … Википедия
ЭФИР — (от греч. aither воздух). 1) упругое, незначительной плотности вещество, наполняющее вселенную, колебаниями которого физики объясняют явления света, теплоты, электричества и т. п. 2) в химии: летучая жидкость, получаемая от соединения какой… … Словарь иностранных слов русского языка
эфир — эфира, мн. нет, м. [греч. aither]. 1. Первонач., в учении греческих философов тончайшая материя, наполняющая мировое пространство, т. наз. “пятая стихия” (квинтэссенция), в противоп. четырем основным (огню, воздуху, воде и земле). 2. перен.… … Толковый словарь Ушакова
СТИХИЯ — (от греческого stoicheion первоначало, принцип, элемент), 1) в древней натурфилософии одно из первовеществ, основных элементов природы (например, вода, огонь, дерево, металл, земля в древнекитайской философии; земля, вода, воздух, огонь, позже… … Современная энциклопедия
Стихия — (от греческого stoicheion первоначало, принцип, элемент), 1) в древней натурфилософии одно из первовеществ, основных элементов природы (например, вода, огонь, дерево, металл, земля в древнекитайской философии; земля, вода, воздух, огонь, позже… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стихия (алхимия) — «Квадрат противоположностей» графическое отображение взаимосвязи между элементами … Википедия
стихия — и; ж. [от греч. stoicheion первоначало, элемент] 1. Явление природы, обладающее часто разрушительной силой, которой человек не в состоянии противостоять или покоряемой с большим трудом. Водная с. В воздушной стихии. С. огня. С. разгулялась,… … Энциклопедический словарь