Пюхтицкая икона божией матери у источника о чем молятся
Пюхтицкая икона Божией Матери
Пюхтицкую икону Богоматери почитают практически во всех храмах страны. Молитва перед этим образом способна помочь очистить душу от грехов и обрести истинное счастье в жизни.
История иконы
Пюхтицкий образ Богоматери был написан неизвестным иконописцем и подарен на День Ангела святому сподвижнику Иоанну Кронштадскому. Святой Иоанн не расставался с иконой до самой своей смерти, ежедневно вознося перед ней молитву о мире и спасении православных христиан.
После смерти святого Иоанна Богородица приснилась благочестивой паре, которой святой завещал икону, и повелела вернуть ее в Пюхтицкую обитель. Так святыня вернулась в место, откуда начала свой долгий путь подле Иоанна Кронштадского.
Описание образа
На иконе изображена Дева Мария, стоящая у пюхтицкого источника. Богоматерь благословляет воды источника и Пюхтицкую обитель, защищая ее от всякого зла. Богородица изображена на переднем плане иконы, тогда как источник и храм находятся у Ее ног.
Этот образ символизирует покров Богородицы и Ее защиту святых мест, несущих мир и укрепляющих веру людей в Бога.
Где находится икона
После передачи Пюхтицкой иконы Богоматери монахиням икона постоянно находится в главном приделе Успенской церкви Пюхтицкой обители.
В чем помогает Пюхтицкая икона Божией Матери
Святой Иоанн Кронштадский молился перед образом Богоматери о мире и спасении для всех верующих, а также о пути к спасению и истинной вере для всех заблудших. Именно поэтому перед этой иконой просят о возвращении на истинный путь усомнившихся людей, об укреплении веры и о даровании душевных сил для преодоления жизненных препятствий.
Молитвы перед Пюхтицкой иконой Богородицы
«О, Преблагая и Всехвальная Богородица, милостивая Заступница, молим Тебя: услышь нас, грешных и недостойных рабов Господних, услышь и помилуй, не оставь нас в бедах и горестях. О, Владычица, защити нас и помилуй, даруй путь истинной веры и помоги смиренно войти в Царствие Небесное. Аминь».
Эту молитву необходимо читать, когда вам требуется поддержка в сложной жизненной ситуации.
«О, Богородица, к милости Твоей прибегаем и смиренно просим: убереги, Владычица, нас от всякого зла и сохрани священный родник наших бессмертных душ, как хранишь ты святой источник Твоей обители. Аминь».
Эта молитва способна помочь вам обрести мир в душе и внутреннюю гармонию.
Пюхтицкая икона Богоматери в вашем доме способна уберечь семью от разлада и помочь сохранить мир и взаимопонимание.
ПЮХТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «У ИСТОЧНИКА»
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», подаренная сестрами
монастыря о. Иоанну Кронштадтскому
Много лет молился батюшка перед ней и завещал благочестивой петербургской чете, которая передала впоследствии образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника»
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника»
Смотришь на эту икону, перед которой молился великий праведник, и оживают в памяти слова дорогого батюшки, сохранившиеся в его дневниковых записях во время пребывания в Пюхтицах:
«На 15-е, в канун Успения Богоматери, 1898 года я имел счастье в первый раз увидеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать ее сладчайший, блаженный, ободрительный голос: «Милейшие вы, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась!
Крестный ход с Пюхтицкой иконой Божией Матери «У источника»
Я видел сзади шествие небесной посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Как звезда пресветлая, Владычица, вся Она в сиянии Света-Бога, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна! Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость. Аминь. Вечером я писал проповедь на праздник Успения, а лег поздно, в два часа ночи. За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви».
Пюхтицкие иконы Божией Матери «У источника» и Успения Божией Матери. Перед крестным ходом
обитель, созданная о. Иоанном Кронштадтским на месте явления Божией Матери, за всю свою историю не закрывалась ни на один день. Не прекращались в обители богослужения и в военное время, несмотря на то, что рядом проходил фронт и вокруг стояли войска. Старожилы рассказывали, что во время Второй мировой войны не раз видели бомбы над монастырем, но неведомая сила относила их в сторону и они падали за оградой, не разрываясь. Сестры помнят, как в 1946 году в обитель пришел человек в военной форме.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Оказалось, это был летчик, которому в 1944 году был дан приказ бомбить Пюхтицкий собор. Несколько раз подлетал он к месту, указанному на карте, но ничего не было видно. «Помню, подлетаю, — рассказывал он, — а все как в тумане. Было это при ясной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг вижу: в облаках стоит Женщина в голубом и говорит: «Не разоряй Мой Дом!» Когда летчик вошел в собор, увидев Пюхтицкий образ Божией Матери, пал на колени. «Это Она явилась мне тогда. » — сказал он. Так Божия Матерь хранила Свою обитель.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
В 1954 году поступила в Пюхтицкий монастырь Анна Тимофеевна Николаевская (1895-1963), вдова новгородского протоиерея о. Василия Николаевского, хранившего в годы войны святые мощи Новгородских угодников. История ее прихода в обитель замечательна.
Однажды во сне матушка Анна увидела не известный ей дивный образ Божией Матери. Пресвятая Владычица стояла во весь рост, в нежно-голубом мафории, милостиво протягивая Свои пречистые руци. «Что же это за чудесная икона такая?» — подумала матушка и неожиданно услышала голос: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе». Много храмов и монастырей обошла она, но все поиски были безуспешны. Тогда матушка Анна отправилась в Пюхтицы, где до этого ни разу не была, и, к великой радости, в Успенском монастырском соборе в Пюхтицкой иконе явления Божией Матери обрела ту, которую искала.
Приняв это за указание Божие, матушка Анна осталась в Пюхтицкой обители.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
Благодатному явлению образа Пречистой Владычицы матушке Анне, будущей монахине Евфросинии, посвящен 11-й кондак Пюхтицкого акафиста: «Пение хвалебное выну возносит Ти лик иночистий, восхваляя новое чудесное явление иконы Твоея вдове священника, монахине Евфросинии, в сонном видении образ Твой узревшей, дотоле ей неведомый. Слышав же Божественный глас, глаголющий: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе», — долго искаша ю и обретше во обители Пюхтицкой, радостно признав виденный во сне Твой светозарный лик, Пречистая, благодарно возопи: Аллилуиа».
3 сентября 1954 года матушка Анна была пострижена в мантию и наречена Евфросинией. Пюхтицкую икону Пресвятой Богородицы «У источника» она очень любила, и ее стараниями были изготовлены небольшие образки явления Божией Матери, которые раздавались паломникам.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
В июле 1997 года из Москвы приехала в обитель группа преподавателей и воспитателей из интерната для сирот. Одна из них — Валентина Попова — перед отъездом тяжело заболела гриппом. Лежала с высокой температурой и очень сожалела, что не может поехать в Пюхтицы. Ей явилась женщина в голубом, взяла за руки и подняла с постели. Валентина чудом успела добраться до поезда, с которым отъезжала их паломническая группа, а приехав в монастырь, узнала Ту, Которая ей явилась, в Пюхтицкой иконе Божией Матери.
Праведный Иоанн Кронштадский
Заканчивался первый день пребывания этой группы в обители. После вечерних молитв паломницы не легли спать, а продолжали наслаждаться красотой пюхтицкой ночи и из окна монастырской гостиницы сподобились видеть, как Царица Небесная со свечой в руке обходила Трапезный храм.
Роспись храма
Роспись храма
8 июня 1999 года из Таллина приехала с группой паломников р.Б. Елена. Когда во время экскурсии ей подарили акафист Пюхтицкой иконе Божией Матери, она со слезами сказала: «40 лет назад я перенесла операцию на сердце. Мне было тогда 14 лет. После операции я видела женщину в голубом. Когда я приехала в Пюхтицы, поняла, Кто мне явился тогда. »
Монастырь. Старое фото
Все явления Пюхтицкого образа Божией Матери невозможно описать. Со всех концов света приезжают в монастырь те, кого Пресвятая Владычица позвала в Пюхтицы. Многих Пречистая Дева спасла от беды, исцелила от неизлечимой болезни.
Бесценная святыня — светозарный образ Божией Матери, милосердным Промыслом Божиим возвращенный в обитель, радует души православных и лучами своей милости озаряет всех, кто приходит на Пюхтицкую гору.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь расположен в восточной части Эстонии, на вершине Журавлиной горы. Гора эта хоть и не высокая — небольшой холм, но известная тем, что ее посетила Сама Божия Матерь. Поэтому гору стали называть Богородицкой. Две главные святыни монастыря — Успенская и Пюхтицкая иконы Божией Матери —связаны именно с этой горой.
«Сказание о Пюхтицкой Чудотворной иконе Успения Божией Матери», изданное в Риге в 1892 году, повествует об этом так:
«Видно, Она, Милостивая Ходатаица рода христианского, узрела с неба слёзы наши и трудное житие. в этом отдалённом крае поморском, среди притеснений и постоянного страха от неправославных, и послала нам Свой Образ во знамение помощи Своей».
В Сыренецкой летописи XVI века сохранилось свидетельство о чудесном знамении в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») более 400 лет тому назад.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Было раннее летнее утро. Простые пастухи, как всегда, пасли скот под горой.
И вдруг на самой горе они увидели Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу.
Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди. Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм.
В 1891 году несколько сестер Костромской Богоявленско-Анастасьиной женской обители во главе с монахиней Варварой были посланы в Эстонию для основания монастыря. Основанный ими и освященный в 1892 г. Пюхтицкий монастырь стал одним из главных центров распространения православия в Эстонии.
С именем праведного Иоанна Кронштадтского непосредственно связана история пюхтицкого образа Божией Матери «У источника». В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Известно, что Батюшка много молился перед этой иконой.
Перед кончиной о. Иоанн завещал образ одной благочестивой петербургской чете. В свою очередь незадолго до смерти престарелые супруги передали икону монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель.
Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель. Престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), встречавшая с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону, именно в этот день получила от епархиального управления долгожданное извещение об освобождении ее от игуменского послушания, а новая настоятельница еще не была назначена. Так Царица Небесная невидимо приняла игуменский жезл в Своей обители.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника»
«Как звезда пресветлая. Владычице, вся Она в сиянии Света — Боге, как угль, раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
История Пюхтицкой иконы Божией Матери «У источника» связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского. Святой праведный Иоанн Кронштадтский как родной отец опекал сестер обители. Он помогал обители материально и духовно окормлял сестёр. Великий пастырь всегда был желанным гостем в монастыре, все надеялись на его молитвенную помощь и поддержку. Отец Иоанн многих верующих посылал в святую обитель, при этом говорил: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного. Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери». А сёстрам Пюхтицкого монастыря в свою очередь говорил: «Помните, вы встречаете гостей Самой царицы Небесной!»
В 1894 году сестры Пюхтицкой обители преподнесли чудотворный образ в дар Дорогому Батюшке в день его Ангела. На лицевой стороне Пюхтицкой иконы, внизу, сохранилась старинная дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Именно с этой иконой связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну Кронштадтскому, о котором он сделал запись в дневнике во время пребывания в Пюхтицкой обители: «На 15-е, в день Успения Богоматери, 1893 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: «Милейшее есте чадо Отца Небесного», – тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».
До самой кончины святого праведного отца Иоанна Кронштадтского чудотворная икона находилась при нем. Впоследствии эта икона принадлежала благочестивой чете. Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла Свою волю о возвращении Ее образа в Пюхтицкую обитель.
В Пюхтицкий монастырь икона вернулась в 1946 году в день празднования образа Божией Матери Боголюбской (18.06/01.07). Икону встречали у священного дуба сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления освобождение от игуменского послушания по состоянию здоровья. В дни скорби для всех сестер монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо. » (Лк. 12, 32), – приняв игуменское попечение о Своей обители и ее насельницах.
Ныне светозарный образ Пречистой Девы Богородицы встречает всех входящих в Пюхтицкий собор.
Служба Пресвятей Богородице,
святей Ея иконе, именуемой «У источника»
(месяца июня 18 / июля 1)
На велицей вечерни
На Г осподи воззвах: стихиры на 8, гл. 1.
Р адуйся, горо Пюхтицкая, / слава бо Господня на тебе возсия, / се бо Пречистая Богородица / восхоте устроити зде обитель Свою честную, / инокиням тихое пристанище, / православным людем священное прибежище // и миру утешение велие.
Я коже купина, огнем опаляема и невредима пребывши, / явися Моисею в Синаи иногда, / тако и обитель Пречистыя Приснодевы на горе Пюхтицкой, / благодатию сияющи, непоколебима пребывает, // освящающи всех, с верою в ней водворяющихся.
Р адуйтеся, инокинь лицы и вси людие, / яко открыся источник благодати неистощаемый / на святей горе Пюхтицкой, / от него же изобильно почерпаем воды благодатныя, / очищающия и освящающия души наша,// и в живот вечный вводящия.
И нокини честнии иногда / лик Приснодевы, гору Пюхтицкую освятившия, на иконе изобразиша, / и в дар отцу своему, Кронштадтскому пастырю, принесоша, / ныне же имуще сию, / яко солнце пресветлое сияющее и источник благодати, / умильно к Пречистей глаголем: / радуйся, Благодатная, с Тобою Господь, // подаяй Тобою нам велию милость.
А нгел земный и человек небесный, / святый праведный Иоанн Кронштадтский, / взирая на образ явления Пречистыя на горе Пюхтицкой, / пред ним умиленно выну моляшеся / и повеле вдати икону по кончине своей в руце благочестивии, / идеже и пребысть неврежденна в годину лютых испытаний, / и паки во обители Пюхтицкой водворяется // во утешение душ наших.
Р адуется днесь обитель Успенская, / имущи в себе всечестную икону Пюхтицкую, / яко залог спасения, / и с верою и любовию взывает Богородице: / сохрани, о Всемилостивая, обитель нашу от всякаго обстояния, / соблюди нас в мире, любви, единомыслии // и спаси души наша, яко Всеблагая.
И нокинь соберитесь всечестных множество, / верно празднующе, днесь радующеся / и светло восклицающе вси в веселии: / образ бо чудный Божия Матере / преславно днесь во обитель возвращается, / на ограждение обители Пюхтицкия // и всем верным во утешение.
В озвысилася еси паче Херувим, Всенепорочная Богородительнице, / и Ангельския силы чистотою превзошла еси, / глубина Твоя неизреченная недоступна есть и небожителем, / просияла еси паче солнца / во славе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / обаче и род наш грешный не оставляеши, / посещающи нас чудотворными иконами Твоими // и избавляющи от бед и скорбей рабы Твоя.
Слава и ныне, глас 8-й:
П реукрашенная Приснодево, / во вся веки благословенная, / не презри молитвы призывающих Тя, / но услыши сердечное воздыхание взирающих к Тебе / и якоже праведному Иоанну скоро притекала еси в помощь, / притецы с кротостию к душам нашим. / Буди нам Путеводительница к Небесному Отечеству / и сопричти нас к блаженному собору избранных Божиих.
Вход. Прокимен дне. Чтения 3:
Бытия чтение (глава 28):
И зыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде, и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до Небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твоё, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки, и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши, и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия врата Небесная.
Пророчества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44):
Т ако глаголет Господь: будет от дне осмаго, и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко игумен сядет в них снести хлеб, по пути еламских врат внйдет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех: и се исполнь славы храм Господень.
Притчей чтение (глава 9):
П ремудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличение бо нечестивому, раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе; обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет; сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень, и совет святых разум. Разумети бо закон помысла есть благаго, сим бо образо многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.
На литии стихиры, глас 1-й:
Г рядите радостно, инокинь лицы, / почерпите благодать неоскудную / от пречудныя иконы Богоматере, светом сияющия, / и приимите ю с верою и любовию, / яко в стену и ограждение обители вашей преславно даруется, / да покрыет вас от всех враг видимых и невидимых / и озарит обитель Свою // иконы святыя пришествием.
Слава, глас тойже:
И мея любовь велию к Пречистей Владычице нашей, / святый праведный Иоанн Кронштадтский, / ревнитель усердный иноческаго жития показася, / многия обители на Святей Руси основа, / тако и чад своих духовных во обитель новоустроенную Пюхтицкую посылая, / глаголаше к ним: «идите в Пюхтицу»: // тамо бо три ступени до Царства Небеснаго.
И ныне, глас 5-й:
П риидите людие, / чудотворному и всечестному поклонимся Божия Матере образу, / егоже дарова обители Пюхтицкой, / стража неусыпна и необорима, / ограждает бо святую обитель / и всех притекающих с верою Своим Покровом / и дарует обильныя верным Своим милости / от неистощимаго источника святыя иконы, / темже воспевающе, Богородице воззовем: / радуйся, образом Своим святым нас просвещающая, // радуйся, миру помоще и спасение душ наших.
На стиховне стихиры, глас 2-й:
С лава Тебе, Христе Царю, слава многому о нас милосердию, яко даровал еси икону Твоея Пречистыя Матере, благодати токи нам неоскудно изливающую.
Стих: П омяну имя Твое во всяком роде и роде.
И коны Твоея чудесным пришествием явила еси Твое к нам благоволение, темже обитель Пюхтицкая радуется, инокинь честных собрание ликовствует, с нимиже воспевают Богородице и вси вернии.
Стих: С лыши, Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.
А нгельстии чинове Тебе, всех Царице, раболепно служат и благоговейне почитают святую икону Твою, како же Тя возможем достойно пети мы, смиреннии и недостойнии?
Слава и ныне, глас 2-й:
И коны Твоея явление, / Богородице Пренепорочная,/ славословим днесь и Твое заступление празднуем: / яко бо Мати сущи живота, / молиши о нас Сына Твоего и Бога нашего, // на Тя упование и надежду возложивших.
Тропарь, глас 4-й:
Д несь светло красуется земля Эстонская, / прославляющи Заступницу Усердную рода христианскаго, / освятившую явлением Своим гору Пюхтицкую / и обители икону чудотворную даровавшую. / Приидите, вернии, поклонимся чудному Ея образу, / дарует бо обильный дары целебныя, / избавляющи искушений, бед и всякаго греха. / Сего ради, воспевающе, воспоим Пречистей: / радуйся, Любезная миру Помощнице и Пречистая наша Мати.
На утрени
На Бог Господь: тропарь М. Б. – дважды.
Слава, и ныне: тот же.
Акафист.
По 1-й кафизме седален:
П речистая Богородице Дево, помилуй нас, прибегающих с верою к Тебе и просящих теплаго Твоего заступления: можеши бо, яко Благая, всех спасти Матерними Твоими молитвами.
По 2-й кафизме:
П равоверно чтущия Тя и к Тебе прибегающия и иконе Твоей святей любезно покланяющияся, О, Божия Мати, спаси и не даждь в расхищение супостатом, ниже да найдут на ны вся злая, яже грехи наша уготоваша нам, ниже беззакония наша да превзыдут на главы наша, но да Твоя Матерняя к Богу преодолеет за ны благоприятная молитва.
По полиелее седален:
П речистая Твоя икона, Богородице Дево, врачество всего мира духовное: к ней же прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающе от нея и недугов телесных и душевных страстей Твоими молитвами свобождаемся.
Величание:
В еличаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления, / всем с верою притекающим.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде.
По 50-м псалме стихира, глас 6-й:
С вятый Пророк Божий Иезекииль / видения Господа Славы бысть удостоен / во времена плена Вавилонскаго, / такожде и чудная икона Владычицы нашея / во дни власти безбожныя во обители водворяется, / да познают вси вернии покровительство Пречистыя, / никогдаже обитель Свою оставляющую.
Канон Пресвятей Богородице, глас 8-й.
Песнь 1
Ирмос: В оду прошед, яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.
О, Троице Вседержительная и Единице Триипостасная, душу мою, и сердце, и ум, молю, просвети и благодатию освяти, к Божественней Твоей любви возведи и настави благочестно пети благосердие Приснодевы Благословенныя.
Б лагаго Царя Благая Мати, Яже всем благопослушная в прошениях и всесильная в благодеяниих! Благодать света Твоего и нам низпосли, Богоблагодатная, песнь Тебе возсылающим.
Слава: Л ик Ангельский радостно славословит Тя, Владычице. Мы же, бреннии, что Ти принесем? Точию усердная благодарения.
И ныне: А рхангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная. Аще и недостойни есмы, благости ради приими сей, Владычице, светом милости Твоея нас просвещающи и благодать всем подающи.
Песнь 3
Ирмос: У тверждей в начале Небеса разумом / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.
Г рядите, вернии, почтим Пречистую Богоматерь, явлением святаго образа Своего гору Пюхтицкую освятившую и мир и благословение людем православным дарующую.
О свящается, Богородице, Твоею благодатию всяк ум верных и возвышается к Горнему чудным пришествием иконы Твоея, юже благочестно почитаем и Тебе верно славим.
Слава: Д аждь нам, Богоневестная, ненаветно шествовати стезею богоугодных деяний, яко да Твоим, Дево, заступлением, злокозненнаго пути уклоньшеся, присносущныя славы будем общницы.
И ныне: А нгельскаго мира вышшая, Пресвятая Дево, Владычице, омраченная грехми сердца наша просвети и от земных попечений к Небесному покою настави.
Седален:
С ветлое днесь Заступницы нашея наста торжество, да ликовствуют инокинь лицы и человечестии собори, созывает бо нас Богородица видети икону Свою, лучами милости верныя просвещающую. Темже радующеся вопием: спаси, Госпоже, от глада, огня, меча и бед нас, почитающих явление иконы Твоея.
Песнь 4
Ирмос: Т ы моя крепость, Господи, / Ты моя и сила, / Ты мой Бог, Ты мое радование,/ не оставль недра Отча/ и нашу нищету посетив. / Тем с пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.
О браз честный Твой, Дево, Творец всех и Создатель вседержительною силою днесь преславно на гору святую возврати, на спасение человеком и исцеление.
Н еизреченному Божию дарованию, иконе Пречистыя Девы, приидите, вернии, поклонимся и с любовию умильно возопиим: низпосли, о Благодатная, милость рабом Твоим.
Слава: П речистый Твой образ, Всепетая, неизреченными чудесы и благодатьми украсивши, в земли Эстонской прославила еси. Сего ради мы, покланяющеся тому, песнь благодарения Тебе приносим.
И ныне: П омощнице всем христианом, от Бога нам дарованная, Того моли, Всеблагая, да презрит наша безчисленная согрешения и избавит тьмы кромешныя и муки вечныя.
Песнь 5
Ирмос: У тренюет дух мой к Тебе, Боже, / от Отца рожденному неизреченно / и воздвигнувшему рог спасения нам.
Т ы, о Благодатная, милостивным днесь явлением иконы Твоея Пюхтицкия обитель благословила еси и гору святую Твою просветила еси, к свету Вышния славы верныя возводящи.
О мрачихомся помыслы, отягчихомся грехи, но Ты, Милосердная Мати, просвети ны и на правый путь настави.
Слава: К пречестней Твоей иконе благочестно при- текающия, о Богомати, и усердно покланяющияся, и верно повсюду Тя призывающия предвари, от бед всяких спасающи, и лютых недуг избавляющи, и духи лукавыя прогоняющи, тишину и здравие подающи всем, Владычице.
И ныне: Н е остави нас, Богородительнице, лютыми помышлении и воспоминании от лукавых врагов стужаемых зельне, но осени Твоею благодатию, покрывающи и спасающи от всех их навет, Богоблаженная.
Песнь 6
Ирмос: М олитву пролию ко Господу / и Тому возвещу печали моя, / яко зол душа моя исполнися / и живот мой аду приближися, / и молюся, яко Иона: / от тли, Боже, возведи мя.
О битель Пюхтицкая в преславнем пришествии Твоея иконы, Царице, чудес и Божественных даров благодатию Твоею исполнися во утверждение благочестия всех верных, еюже днесь супостаты низлагаются и славящия Тя крепце утверждаются.
С охрани от сопротивных нахождения и от всех навет вражиих, Дево Богоневесто, святый дом Твой, селение святое сие, и вся грады и страны христианския, любовию поющия Тя и верно почитающия пречистый образ Твой.
Слава: О священие, здравие и спасение подавай душам и телесем нашим, Мати Божия, благочестно покланяющимся иконе Твоей и усты и сердцем благоговейне со страхом целующим и верою Тя присно славящим.
И ныне: Д ержавный покров и стену необориму стяжавше Тя, Приснодево Богородице, упование на Тя с Богом возлагаем и прилежно молим: силою Твоею стрелы вражия и козни вся бесовския немощны покажи и крепкая Помощница нам буди.
Кондак, глас 5-й:
П ритецем, вси вернии, / к Источнику Неистощимому, Пречистей Богородице, / почерпем воду спасения, глаголюще: / радуйся, Владычице, / жажду спасения утоляющая, / язвы греховныя омывающая, / исцеление душ и телес дарующая. / Призри на любящия и славящия Тя / и покрый нас покровом Твоим.
Р адуется и ликовствует обитель Пюхтицкая, торжествует и вся земля Эстонская, се бо грядет чудная икона, еюже Божия Матерь дарует в бедах избавление и в скорбех утешение. Темже Богородице с любовию возопиим: радуйся, явлением Своим гору Пюхтицкую освятившая, радуйся, обитель славную зде устроившая, радуйся, источник воды живыя в той открывшая, радуйся, непрестанно на земли и на небеси восхваляемая и славимая, радуйся, Всемилостивая Мати, во обители Твоей незримо с нами пребывающая.
Песнь 7
Ирмос: Б ожия снисхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.
Ч естный образ Твой, Владычице, неизреченною благодатию присно сияет и даровании духовными земныя просвещает, к Небесному наставляет и к вечному животу устрояет за неизглаголанную Твою благость.
Т воего боголепнаго явления, Чистая, и преславнаго иконы пришествия и чудес пучины, витийствующих уста никакоже возмогают исповедати. Мы же, немощнии, что возглаголем? Точию: помилуй и спаси нас, Всемилостивая Владычице.
Слава: И звестная верных Помощнице и всех благих Подательнице, приими нас, с любовию к Тебе припадающих и вопиющих: помилуй нас, Госпоже, помилуй нас, якоже ныне, тако и во оный день буди нам Помощница и Заступница.
И ныне: М ати Божия Милосердая, двери милости Твоея отверзи нам и от уст мысленных волков исхити, хотящих нас до конца погубити. Помилуй, молим Тя, Владычице, помилуй, не отврати рабы Твоя.
Песнь 8
Ирмос: П окрываяй водами превыспренняя Своя, / полагаяй морю предел песок и содержай вся, / Тя поет солнце, Тя славит луна, / Тебе приносит песнь вся тварь, / яко Содетелю всех во веки.
П реславная днесь поюще, святей иконе Твоей благоговейне покланяемся, Госпоже Царице. Славящия Тя благодатию божественною осени, на враги укрепи и отечество наше в мире соблюди.
И нокини Пюхтицкия и вкупе с ними вси человецы и ангельския силы воспевают Всеблагой Владычице, токи благодати источающей от Своея чудотворныя иконы: хвалим, благословим, покланяемся Ти, Богородительнице, поюще и превозносяще Твоя чудеса во вся веки.
Слава: Р адости вина, Всеблагословенная, радуйся, Всенепорочная, радуйся, Благодатная, держава наша и ограждение и спасительное прибежище. Спаси ны, рабы Твоя, на Тя бо надеемся и Тебе поем во веки.
И ныне: Т я жизни нашея Хранительницу крепку стяжахом и Надежду спасения. Молим Тя, Благосердая: по кончине нашей ходатайствовати не престай о нас, яко да будущих стязаний избавимся и милостива обрящем Сына Твоего и Бога нашего в день Судный.
Песнь 9
Ирмос: У жасеся о сем Небо, / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски / и чрево Твое бысть пространнейшее небес. / Тем Тя, Богородице, / Ангелов и человек чиноначалия величают.
И кона Твоя, Владычице, святолепно явися в Пюхтицкой обители, верныя благодатию озаряющи, вопиющия: истинно честнейши всех еси, Дево Чистая.
Б лагодарственное пение за неизреченное Твое милосердие, Богоблагодатная, от нас приими, прошения наша на пользу исполняющи, и к высоте Горней всех возведи, верно зовущих: истинно вышши всех еси, Дево Всенепорочная.
Слава: Ч удес и милостей Твоих, Владычице, к земли Эстонской никакоже достойно украсити можем витийством словес, точию усердно молим Тя, Царице: спасай нас всегда, на Тя бо упование возложихом.
И ныне: Р оди вси, блажим Тя, Богородице, яко радости вся ны исполнила еси преславным явлением иконы Твоея, Пречистая. Ей же днесь покланяющеся, умильно молим Тя: не лиши, Владычице, Твоих рабов и в будущем веце неизреченный радости.
Светилен:
И кону Твою всечестную приимше инокинь собрание, вопияху Тебе, Владычице: о сладкая Мати Царя Христа, буди покров Твоей обители и радость всем верным.
На хвалитех стихиры, глас 1-й:
И зыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань и лествицу виде во сне и глагол Божий слыша и рече: яко есть Господь на месте сем. Такожде и пастырие стад овчих Жену видевше светом облеченну стоящу на горе, ужасом и трепетом исполнишася. Ныне же дев собрание хвалу воздает Деве Чистей и со Иаковом радостно взывает: место сие есть дом Божий и сия врата Небесная.
Н аследова Иаков землю обетованную, о нейже рече Бог: тебе дам ю и семени твоему. Такожде и души боголюбивыя и сердца Христу верная ныне улучиша землю желанную, гору Пюхтицкую Богородицкую, в нейже спасение свое содевают, под светлым покровом Пречистыя пребывающе и славяще явление Ея словесы и песньми достодолжными.
Д несь сияет благодатию Божиею гора Пюхтицкая, идеже явися Жена Благолепная, светом дивным облеченная, Избранница из всего рода человеча, изволившая сотворити гору сию местом селения славы Своея, местом чистаго и непорочнаго Христу Богу служения, местом Святыни Господней в долготу дний.
И нокини честнии иногда, память творяща чудеснаго посещения Твоего, Владычице, на иконе Тя изобразиша руце долу простирающую и николиже милостию Своею землю сию оставляющую, от бед и скорбей избавляющую, Покровом Своим всеблагим ограждающую, яко да выну славословят явление Твое на горе сей.