Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

ПЮХТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает
Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника»

Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника», местночтимая святыня Пюхтицкого женского Успенского монастыря

История образа связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского, который помогал Пюхтицкой обители материально и духовно окормлял сестёр.

До самой кончины отца Иоанна Пюхтицкая икона находилась при нём. Впоследствии она принадлежала благочестивой чете. Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и велела вернуть Её образ в Пюхтицкую обитель.

Икона была возвращена в Пюхтицкий монастырь 1 июля 1946 года. Её встречали сёстры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления указ об освобождении от игуменского послушания по состоянию здоровья. В дни скорби для всех сестёр монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо. » (Лк. 12, 32), приняв игуменское попечение о Своей обители и её насельницах. В память о возвращении иконы в монастырь было установлено местное празднование.

Молитвословия

Дне́сь све́тло красу́ется земля́ Эсто́нская,/ прославля́ющи Засту́пницу Усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ освяти́вшую явле́нием Свои́м го́ру Пю́хтицкую/ и оби́тели ико́ну чудотво́рную дарова́вшую./ Прииди́те, ве́рнии, поклони́мся чу́дному Ея́ о́бразу,/ да́рует бо оби́льныя да́ры целе́бныя,/ избавля́ющи искуше́ний, бед и вся́каго греха́./ Сего́ ра́ди, воспева́юще, воспои́м Пречи́стей:// ра́дуйся, Любе́зная ми́ру Помо́щнице// и Пречи́стая на́ша Ма́ти.

Притеце́м, вси ве́рнии,/ к Исто́чнику Неистощи́мому, Пречи́стей Богоро́дице,/ почерпе́м во́ду спасе́ния, глаго́люще:/ ра́дуйся, Влады́чице,/ жа́жду спасе́ния утоля́ющая,/ я́звы грехо́вныя омыва́ющая,/ исцеле́ние душ и теле́с да́рующая./ При́зри на лю́бящия и сла́вящия Тя // и покры́й нас покро́вом Твои́м.

Источник

Пюхтицкая икона Божией Матери

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

Пюхтицкую икону Богоматери почитают практически во всех храмах страны. Молитва перед этим образом способна помочь очистить душу от грехов и обрести истинное счастье в жизни.

История иконы

Пюхтицкий образ Богоматери был написан неизвестным иконописцем и подарен на День Ангела святому сподвижнику Иоанну Кронштадскому. Святой Иоанн не расставался с иконой до самой своей смерти, ежедневно вознося перед ней молитву о мире и спасении православных христиан.

После смерти святого Иоанна Богородица приснилась благочестивой паре, которой святой завещал икону, и повелела вернуть ее в Пюхтицкую обитель. Так святыня вернулась в место, откуда начала свой долгий путь подле Иоанна Кронштадского.

Описание образа

На иконе изображена Дева Мария, стоящая у пюхтицкого источника. Богоматерь благословляет воды источника и Пюхтицкую обитель, защищая ее от всякого зла. Богородица изображена на переднем плане иконы, тогда как источник и храм находятся у Ее ног.

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

Этот образ символизирует покров Богородицы и Ее защиту святых мест, несущих мир и укрепляющих веру людей в Бога.

Где находится икона

После передачи Пюхтицкой иконы Богоматери монахиням икона постоянно находится в главном приделе Успенской церкви Пюхтицкой обители.

В чем помогает Пюхтицкая икона Божией Матери

Святой Иоанн Кронштадский молился перед образом Богоматери о мире и спасении для всех верующих, а также о пути к спасению и истинной вере для всех заблудших. Именно поэтому перед этой иконой просят о возвращении на истинный путь усомнившихся людей, об укреплении веры и о даровании душевных сил для преодоления жизненных препятствий.

Молитвы перед Пюхтицкой иконой Богородицы

«О, Преблагая и Всехвальная Богородица, милостивая Заступница, молим Тебя: услышь нас, грешных и недостойных рабов Господних, услышь и помилуй, не оставь нас в бедах и горестях. О, Владычица, защити нас и помилуй, даруй путь истинной веры и помоги смиренно войти в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву необходимо читать, когда вам требуется поддержка в сложной жизненной ситуации.

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

«О, Богородица, к милости Твоей прибегаем и смиренно просим: убереги, Владычица, нас от всякого зла и сохрани священный родник наших бессмертных душ, как хранишь ты святой источник Твоей обители. Аминь».

Эта молитва способна помочь вам обрести мир в душе и внутреннюю гармонию.

Пюхтицкая икона Богоматери в вашем доме способна уберечь семью от разлада и помочь сохранить мир и взаимопонимание.

Источник

Как пастухам явилась светозарная жена

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетПредание гласит, что более четырехсот лет тому назад в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») простым эстонским пастухам явилась Светозарная Жена, стоящая в сиянии невечернего света. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу. Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («Puhitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.

Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.

В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди. Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм.

В 1891 году несколько сестер Костромской Богоявленско-Анастасьиной женской обители во главе с монахиней Варварой были посланы в Эстонию для основания монастыря. Основанный ими и освященный в 1892 г. Пюхтицкий монастырь стал одним из главных центров распространения православия в Эстонии.

С именем праведного Иоанна Кронштадтского непосредственно связана история пюхтицкого образа Божией Матери «У источника». В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Известно, что Батюшка много молился перед этой иконой.

Сохранилась проникновенная дневниковая запись, сделанная о. Иоанном на праздник Успения во время его пребывания в Пюхтицах, которую принято связывать с образом «У источника»: «На 15-е, в день Успения Богоматерии, 1898 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас»: «Милейшая есте, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».
Перед кончиной о. Иоанн завещал образ одной благочестивой петербургской чете. В свою очередь незадолго до смерти престарелые супруги передали икону монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель. Престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), встречавшая с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону, именно в этот день получила от епархиального управления долгожданное извещение об освобождении ее от игуменского послушания, а новая настоятельница еще не была назначена. Так Царица Небесная невидимо приняла игуменский жезл в Своей обители.

Иконография

Пюхтицкий образ Пресвятой Богородицы «У источника» изображает явление Божией Матери в виде «Чудной Госпожи Лазоревой» (акафист Пюхтицкой иконе, кондак 4) на Журавлиной горе. Богоматерь представлена стоящей на земле в голубом одеянии, на фоне суровой природы прибалтийского края.

В иконе, изображающей Богородицу не в окружении небесной славы, но находящейся на земле, зримо выражена мысль о всегдашнем пребывании Божией Матери в избранном Ею уделе, о молитвенном заступлении Пречистой Девы за страждущую землю.

Близким иконографическим прототипом иконы является Боголюбский образ Божией Матери, с которым она празднуется в один день (18 июня / 1 июля). Боголюбская икона также написана на сюжет «явления» и представляет Богоматерь стоящей на земле. Нечто общее имеется и в трактовке лика Богородицы, имеющего на обеих иконах сходное выражение. Отличает лики удивительная нежность и кротость, заставляющая вспомнить те очи, которые узрел в видении св. праведный Иоанн Кроншщтадский, «очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные».

На лицевой стороне пюхтицкой иконы внизу сохранилась старинная дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Тропарь, глас 1

Утешение всех скорбящих, / Скорая Помощнице в туге сердечней к Тебе прибегающим, / услыши нас, Владычице, / и даждь нам на пути к жизни вечней/ душ и сердец от скверн очищение / и яко елень на источники водныя / к Царству Небесному // неустанное стремление.

Кондак, глас 4

Величание

Величаем Тя, Светозарная Дево, и почитаем осиявшее гору Пюхтицкую благодатное явление Твое.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим: прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей Его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего. Призри на жажду спасения и посильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым Его стадом по неложному слову Его, во Святем Евангелии реченному: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дата вам Царство». О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Пюхтицкий монастырь: Три ступени до Царства Небесного

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает«Пюхтица» в переводе с эстонского языка означает «святое место». Гора считалась священной еще с дохристианских времен

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетМонастырь был построен в память о бывшем здесь в XVI веке явлении Пресвятой Богородицы пастухам-эстам. В дубовой роще на горе они увидели «Дивную Госпожу в лазурном одеянии, освещенную сиянием, она ходила меж дубов, будто ища что-то…»

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетОсмотрев с односельчанами рощу, пастухи нашли икону Успения Пресвятой Богородицы. Возле дуба, на котором нашли икону, верующие соорудили часовню. Так началось почитание Пюхтицы как православной святыни

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетДревний дуб сохранился. По оценкам дендрологов ему более тысячи лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВнутри этого храма-саркофага находится деревянная часовня XVI века, первая которую построили здесь после явления чудотворной иконы

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВ 1885 г. по распоряжению Святейшего Синода был учрежден Пюхтицкий православный приход с причтом. В 1891 г. он был преобразован в Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВозведение в 1910 году величественного пятиглавого собора связано с видением, бывшим св. пр. Иоанну Кронштадтскому. Однажды, возвращаясь вместе с игуменьей Варварой (первой Пюхтицкой матушкой) со святого источника, батюшка остановился, всплеснул руками и воскликнул: «Матушка, посмотрите, какой великолепный собор на горе стоит!»

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетДенег у монастыря не было ни копейки, но по молитвам св. пр. Иоанна собор действительно был построен. Правда, только через два года после его смерти

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетНесмотря на все тяготы и беды, постигшие монастырь в 20 в. он никогда не закрывался, в монастыре никогда не прерывался богослужебный круг, продолжалась монашеская жизнь

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетПресвятая Богородица не оставляла монастырь свой помощью. Устроителя­ми и жертвователями монастыря в разное время были Император Александр III, князь Сергей Шаховской – губернатор Эстляндской губернии, Православное Прибалтийское Общество, московский генерал-губернатор Иван Терещенко, Патриарх Алексей II. Но самую большую роль в устроение обители сыграл св. праведный Иоанн Кронштадтский – на фото он в центре, с сестрами

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВ музее обители хранится много вещей отца Иоанна

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетНапример, его подрясник и теплая зимняя ряса.

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетСтул, на котором батюшка сидел в алтаре.

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетФелонь, тросточка, Евангелие, крест и много других вещей

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетОтец Иоанн подписывал сестрам книги. Старые монахини еще помнят их хозяек

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВ июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Патриарх встречал в Пюхтицах (в зале на фото) иностранные делегации и власть побоялась закрыть монастырь, таким образом он был спасен от разорения

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетСестры старшего поколения помнят Патриарха Алексия II еще мальчиком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. А в 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастыре

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВ советское время, когда действующих монастырей было ничтожно мало, пюхтицкие сестры шили облачения, вышивали плащаницы и митры для всей Русской Церкви

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетВ монастыре сохранились уникальные дореволюционные техники шитья

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетСегодня, облачения шьют не только в Пюхтицах и сестры занимаются реставрацией тканей, вышивок

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогаетЧтобы восстановить эту старинную плащаницу потребуется не менее двух лет кропотливой ручной работы

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает

Текст и фото: Екатерина СТЕПАНОВА

«К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь»

Беседа с игуменией Филаретой, настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один – два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг.

Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 – 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже).
Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», – порадовался я, ступив на землю обители.

Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм – Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении – это тот, что посредине.

Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году. По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой, в переводе с эстонского – Святой. Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский, покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял Патриарх Алексий II. С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Картинка про Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает. Фото Пюхтицкая икона божией матери в чем помогает
Дуб, в дупле которого была обретена икона Успения.

С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла игумения Варвара (Трофимова). Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает:

– Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно – ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

– Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

– Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

– Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, – продолжает матушка игумения. – Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия – эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

– Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

– Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры. Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль. Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве. И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

– Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

– Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже – сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь, хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру, всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни… Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

– Матерям тяжелее всего, – говорит игумения Филарета. – Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей.

В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец – послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию – в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря.

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 – монахини и инокини, а остальные – послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

– Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель. Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

– В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, – с улыбкой замечает матушка Филарета. – А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много. Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы – всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность. Люди становятся все более непостоянными. Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое. И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, – в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

– Да, свобода Церкви существует, – соглашается со мной матушка. – Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя. » В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать – одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, – подумал я. – Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство: 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук, без излишней помощи извне.

– Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, – подчёркивает матушка. – Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

– Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, – подчёркивает матушка Филарета. – Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений. Главный храм, в котором совершаются службы – это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах – в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

– Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, – рассказывает игумения Филарета. – Второй наш священник, отец Самуил – эстонец, принявший православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *