Р шультесс в 1830 году утверждал что алалия это
Р шультесс в 1830 году утверждал что алалия это
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ер в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией,
В классификации А. Куссмауля для общего наименования расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятно «лалопатия». При этом алалию А. Куссмауль, как и его предшественники, относил к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин anartria literalis (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия». Наряду с названными артикуляторными нарушениями. А. Куссмауль выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относит нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.
В 60-е годы прошлого века Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи. Термин «афазия» закрепился в медицине и получил широкое распространение. Некоторые зарубежные авторы (Orton, Travis) объединяют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия» или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.
В работах фониатра Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха) или идиопатической алалией (безречие неясного происхождения).
В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» («дисфазия») еще длительное время употребляются без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад. В 50—60-е годы это разграничение утвердилось, и в настоящее время оно признается подавляющим большинством исследователей, хотя терминологическая избыточность иногда все еще продолжает иметь место.
Р шультесс в 1830 году утверждал что алалия это
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.
Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А, Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей. Не все проблемы изучения алалии в настоящее время раскрыты. Но в отличие от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.
ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ
В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Р шультесс в 1830 году утверждал что алалия это
История изучения алалии условно делится на два этапа:
1) с 1875 до 60-х годов ХХ в.;
2) с 1960 – по настоящее время.
Первый этап: внешние черты данной патологии принимали за ее основную суть, а внутренние свойства, их взаимосвязи не рассматривались. Предпосылки расстройства языкового механизма связывались с патологией моторики или разных психических процессов.
Второй этап: выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса, преимущественным стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения.
Изучением данной темы занимались многие ученые, такие как: Г.Гуцман, М.Е. Богданов-Березовский, М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиная и другие. Труды этих людей в исследовании алалии разделялись на шесть различных аспектов: анатомо-физиологический, клинический, психологический, лингвистический, психолингвистический и медико-педагогический.
1. Анатомо-физиологический аспект. Представители данного аспекта: Г.В. Гуровец, С.И. Кайданова, И.К. Самойлова, Н.Н. Трауготт.
По мнению вышеперечисленных людей, алалия – органическое недоразвитие речи центрального характера. Представители данного аспекта утверждали, что развитие мозговых систем, которые наиболее важны для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.
И.К. Самойлова в 1952 году говорила, что изучение патофизиологических механизмов, которые лежат в основе алалии, обнаруживает иррадиацию процессов торможения и возбуждения, инертность основных нервных процессов, повышенную истощаемость клеток коры головного мозга.
Л.А. Белогруд, А.Л. Линденбаум, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях утверждают, что при алалии присутствуют не резко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий – билатеральные поражения.
2. Клинический аспект изучения алалии представлен следующими учеными: Р.А. Беловой-Давид, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эдиновой, С.С. Мухиным. Суть данного аспекта – изучение при алалии состояния центральной нервной системы, причины поражения мозга и способы его лечения.
3. Психологический аспект изучения алалии представлен такими учеными как Р.Е. Левина и И.Т. Власенков. Суть аспекта строится на классификации Розы Евгеньевны Левиной в 1951 году, где она выделила следующие группы детей:
• с нарушением фонематического восприятия;
• с нарушением предметного восприятия;
• с нарушением психической активности.
4. В.К. Орфинская – одна из ярких представителей лингвистического аспекта изучения алалии. Она в своих работах показала, что при таком нарушении как алалия нарушены следующие языковые системы: фонетика, грамматический строй, словарный запас.
5. Доминирующий аспект – это психолингвистический. Представителями его являются В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович. Суть данного аспекта заключается в следующем: стык наук психологии и лингвистики дают наилучшие научные достижения, их симбиоз сможет методически обогатить науку.
6. Суть медико-педагогического аспекта заключается в необходимости в совокупности учитывать все сведения о ребенке. Была создана типовая структура для детского сада детей с нарушениями речи. В нее входили следующие категории:
• группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
• группы детей с общим недоразвитием речи;
• группы заикающихся детей;
Проблемы изучения алалии являются одними из самых сложных в логопедии.
Рассмотрим понятие алалии в разных источниках.
«Алалия» в ипереводе с греческого языка – это отсутствие речи, безречие.
Алалия (по И. иФранку) – это немота, полное отсутствиее речи из-за невозможности артикулирования.
А. Куссмауль под алалией понимал нарушение, которое характеризуется отсутствием членораздельной речи по причине наличия трудностей в артикуляции.
В 1888 году Р. Коэна под алалией понимает слухонемоту, т.е. немоту при сохранном слухе.
Т.Б. Филичева давала следующее понятие алалии: отсутствие речи или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до момента формирования речи) [3].
М.Е. Хватцев в книге «Логопедия» – 1965 г. под термином «алалия» подразумевал, что это «Центрального происхождения немота детей, никогда внятно не говоривших, при наличии у них достаточного интеллекта и элементарного слухового анализа». Недостатками данного определения являются неточное определение симптоматики и механизмов.
Позже, в 1996, он перефразировал термин и представил в книге «Логопедия. Работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей» следующее определение данной патологии: «Полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов.
О.В. Правдина дала два определения алалии:
1) «глубокое системное недоразвитие речи на органической основе»;
2) «тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, которое наступило еще до формирования речи». Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха и интеллекта [2].
Недостатком данного определения является то, что под него можно подвести дизартрию.
В.А. Ковшиков в своем труде «Экспрессивная алалия» указал алалию как расстройство развития языковых способностей, которое проявляется в структуре нервно-соматических и нервно-психических заболеваний, и характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания. Моторные и семантические операции сохранны. Расстройство проявляется в лексических, фонематических, морфологических и синтаксических нарушениях (источник: Ковшиков В.А. «экспрессивная алалия». Л., 1994).
В данном определении также есть недостаток, т.к. оно не позволяет разграничить алалию и афазию.
Причины, которые вызывают алалию, обусловлены органическими поражениями центральной нервной системы. Они могут наступать как в пренатальном, натальном, так и постнатальном периоде.
Пренатальные (внутриутробные) факторы заболевания подразделяются на: биологические, химические, физические.
К ним относятся: поражения головного мозга (как воспалительные, так и травматические); алиментарно-трофические патологии обменных процессов; заболевания матери во время беременности (вирусные инфекции такие как краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз и другие); венерические заболевания; эндокринные заболевания; соматические заболевания; гипоксия плода; курение; алкогольная и наркотическая зависимости; токсикоз во время беременности; прием медикаментов; радиация; физические травмы матери в период беременности; психические травмы матери в период беременности (могут привести к отклонениям в нервно-психическом и речевом развитии ребенка); иммунологическая несовместимость крови матери и плода (может привести к ДЦП ребенка, алалии, дизартрии, гемолитической болезни новорожденных).
К натальным (природовым) причинам относятся: природовые травмы (черепно-мозговые могут привести к алалии, дизартрии, ДЦП); кровоизлияния в мозг вследствие быстрых и тяжелых родов (могут затрагивать речевые зоны); стимуляция родов; асфиксия; щипцовые роды (сдавливание височных долей приводит к сенсорной алалии, а сдавливание лобных долей – к моторной).
К ранним постнатальным (послеродовым) причинам относятся следующие: травмы мозга до трех лет; болезни с осложнениями на мозг (менингит, энцефалит, краснуха и другие); опухоли в речевых центрах (зоне Брока и зоне Вернике); соматические заболевания, которые вызывают истощение центральной нервной системы (гипотрофия, рахит, повторяющиеся заболевания дыхательных путей и т.д.).
Что касаемо механизмов алалии, то в настоящее, это один из самых сложных и спорных вопросов. На данный момент существует ряд концепций, объясняющих механизмы данного расстройства. Условно их можно разделить на: языковые, сенсомоторные и психологические.
Представители языковых концепций причиной недоразвития речи считают несформированность языковых операций в процессе восприятия и создания речевых высказываний. На данный момент эта точка зрения является наиболее обоснованной, а также соответствует современным научным представлениям: речь – деятельность многоуровневая, имеет сложную структуру и не может сводится к сенсомоторному уровню [1].
Представители сенсоматорных концепций причиной речевого недоразвития при алалии считают патологии сенсоматорных функций – слуховая агнозия, апраксия.
Представители психологических концепций при алалии выделяют патологии некоторых сторон психической деятельности.
Таким образом, рассмотрев ряд определений алалии, причины ее возникновения и механизмы, следует сделать вывод, что алалия – это системное недоразвитие речевой деятельности при относительно сохранном интеллекте и нормальном слухе, которое проявляется в языковых нарушениях и связано с поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга до начала формирования речи.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье. Кроме термина «алалия» в зарубежной литературе используются термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота».
Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 2%, а среди детей школьного возраста у 0,8—0,4%. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже стало именоваться анартрией.
В классификации А. Куссмауля для общего наименования расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятие «лалопатия». К алалии А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия».
В 60-е годы прошлого века Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи. Термин «афазия» закрепился в медицине и получил широкое распространение. Некоторые зарубежные авторы (Orton, Travis) объединяют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия» или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.
В работах Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха) или идиопатической алалией (безречие неясного происхождения).
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев,
Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева.
Курс ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, консультативный виды деятельности.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.
Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна.
2. Причины, локализация и механизм нарушения
В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения.
Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью.
А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга.
М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи).
Р. Лухзингер (1970), М. Берри(1957), М. Б. Эйдинова(1961), В. А. Ковшиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев являются следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Клетки мозга, и в первую очередь третьего слоя коры, более молодого в филоонтогенетическом отношении, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.
Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем.
Е. М. Мастюкова с позиций нейроонтогенеза, подчеркивает, что при действии любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция.
По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывает истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии.
Ю.А. Флоренская подчеркивала, что в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей.
Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977) подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.
В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (минимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.
3.Алалия как системное нарушение речевой деятельности
Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде — органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном или раннем постнатальном периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.
Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.
Изучение патофизиологических механизмов, лежащих в основе алалии, обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга (И. К. Самойлова, 1952). Исследователи отмечают недостаточность пространственной концентрации возбудительного и тормозного процессов в коре мозга. Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).
Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном характере повреждения речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов).
Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.
К- П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций. Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозологии. Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты.
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.
Алалияпредставляет собой системное недоразвитие речи,при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологическиесимптомы.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые.
Контрольные тесты к модулю I
1. Термин «алалия» в переводе с греческого означает:
b) задержку речевого развития;
d) ранний детский аутизм;
2. До начала XIX века по термином «алалия» понимали:
b) все формы потери речи;
e) все формы недоразвития речи.
3. И. Франк рассматривал алалию как:
b) нарушение произношения вследствие невозможности артикулирования;
c) нарушение произношения вследствие затруднений в артикуляции;
b) онтогенетическая афазия;
c) полная невозможность артикулирования;
5. А. Куссмауль трактовал алалию как:
b) отсутствие артикуляции звуков;
6. В 60-е годы XIX века Труссо предложил термин:
e) anartria literalis.
7. Фониатр Р. Коэн в 1888 году применил термин «алалия» для характеристики:
b) немоты, обусловленной артикуляционными нарушениями;
c) безречия неясного происхождения;
8. Р. Коэн, А. Гутцман, М. Зееман утверждали, что причиной алалии являются:
a) черепно-мозговые травмы;
b) воспалительные процессы во внутриутробном и раннем периоде развития ребенка;
d) нарушения восприятия.
9. А. Трейтель считал алалию следствием:
a) недостаточности внимания и памяти;
b) миниальной мозговой дисфункции;
d) наследственной предрасположенности.
10. А. Либман связывал неполноценность речи при алалии с:
b) нарушениями памяти;
c) интеллектуальной недостаточностью;
11. В. А. Ковшиков считал, что ведущая роль в возникновении алалии принадлежит:
a) пренатальной и натальной патологии;
c) нарушениям внимания и памяти;
d) интеллектуальной недостаточности.
12. Этиопатогенетическими факторами алалии являются:
a) наследственная предрасположенность;
b) частые соматические заболевания;
c) минимальные мозговые дисфункции;
d) комплекс патологических факторов;
e) рахит, нарушения питания и сна.
b) формирование речи в условиях патологического состояния ЦНС;
c) временная функциональная задержка речевого развития;
d) становление речи в условиях социальной депривации.
14. М. Совак под понятием «алалия» понимал:
a) распад речи при деменции;
b) распад речи при шизофрении;
d) все случаи отсутствия речи, ее замедленного формирования;
e) мутизм, как неврологическое отсутствие речи;
15. Симптомокомплекс алалии:
a) орально-фасциальные дискоординации;
b) дефективность двигательных навыков губ и языка;
c) тотальная немота;
d) речевые и неречевые симптомы в сложных опосредованных соотношениях частичная немота.
16. Концепции, объясняющие механизм алалии:
a) сенсомоторные, психологические, языковые;
b) психологические, нейрофизиологические, психолингвистические;
c) лингвистические, нейролингвистические, психосоматические;
d) сенсомоторные, нейропсихологические, лингвопсихологические.
17. Сенсомоторная концепция связывает недоразвитие речи при алалии с:
a) слуховой агнозией, апраксией;
c) зрительными агнозиями, диспраксией;
d) кинетической апраксией.
18. В соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается:
a) нарушения формирования внимания;
b) патология некоторых сторон психической деятельности;
c) патологическое становление слухоречевой памяти;
d) недоразвитие восприятия различных модальностей.
19. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи при
алалии с:
a) несформированностью языковых операций при восприятии и порождении высказываний;
b) недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза;
c) несформированностью фонематического слуха;
d) нарушениями формирования фонетической стороны речи.
20. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют:
a) моторные, сенсорные, психопатологические симптомы;
b) языковые, лингвопсихологические, соматические симптомы;
c) психосоматические, неврологические, патопсихологические симптомы.
21. Методологической основой дифференциальной диагностики алалии и олигофрении является положение о соотношении:
a) памяти и внимания;
c) сознательного и бессознательного;
d) безусловнорефлекторного и условнорефлекторного.
22. Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении успешна при:
a) тщательном логопедическом обследовании;
b) динамическом обследовании в процессе занятий;
c) педагогическом обследовании;
d) медицинском обследовании.
23. Для олигофрении в отличие от алалии характерна общая:
a) познавательная активность;
b) мыслительная расторможенность;
c) психическая инактивность;
d) гиперактивность с синдромом дефицита внимания.
24. В раннем онтогенезе развития при алалии в отличие от олигофрении отмечается:
a) более позднее, чем в норме, развитие предметной деятельности;
b) задержанное по времени развитие всех компонентов речи;
c) стереотипность и примитивность игровой деятельности;
d) интеллектуальная недостаточность.
25. Дети с алалией в отличие от детей с олигофренией:
a) плохо принимают помощь взрослого;
b) принимают помощь взрослого;
c) малокритичны к своим ошибкам и неудачам;
d) при исчезновении интересующего их предмета теряют к нему интерес.
26. Одним из дифференциальных признаков алалии является:
a) отсутствие явления «переноса»;
b) эмоциональная бедность;
c) общая психическая инактивность;
d) наличие явления «переноса».
27. Дислалия отличается от алалии:
a) системностью недоразвития речи;
b) фонетико-фонематическим недоразвитием;
c) нарушением просодического компонента речеязыковой системы;
d) нарушением анатомической целостности артикуляционного аппарата.
28. В отличие от афазии алалия возникает вследствие:
a) черепно-мозговой травмы после пяти лет;
c) распада речеязыковой системы;
d) системного недоразвития речи;
e) органического поражения центральной нервной системы раннего онтогенеза.
29. Алалия в отличие от афазии:
a) характеризуется системным недоразвитием импрессивной и экспрессивной речи;
b) возникает как результат локального опухолевого образования головного мозга;
c) это полная или частичная утрата речи;
d) возникает вследствие нарушения мозгового кровообращения;
e) определяется как результат цереброорганического поражения.
a) нарушения анатомической целостности артикуляционного аппарата;
b) наличия грубой назализации;
c) нарушения нейроонтогенеза или социальной депривации;
d) локального поражения головного мозга;
e) нарушения иннервации артикуляционного аппарата.
31. У детей с алалией в отличие от детей с дизартрией:
a) достаточная сохранность моторного уровня функционирования артикуляционного механизма;
b) выраженные нарушения моторного уровня функционирования артикуляционного аппарата;
c) пропуски артикуляционно трудных звуков;
d) преобладают однотипные нарушения звукопроизношения (только замены, искажения или пропуски).
32. В нарушении произношения звуков при алалии в отличие от дизартрии наблюдаются:
a) искажения звуков;
b) однотипные нарушения;
c) сосуществуют искажения, замены и пропуски;
d) однообразные искажения;
33. Для алалии в отличие от дизартрии характерны замены звуков:
a) сосуществование искаженной и правильной артикуляции;
b) как раннего, так и позднего онтогенеза;
d) преимущественно сложных по артикуляции звуков.
a) полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга;
b) нарушения фонетического стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
c) отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
d) распад всех компонентов речеязыковой системы вследствие натальной патологии.
35. Р. Коэн, А. Гутцман, Э. Фрешельс, М. Зееман утверждали, что причиной алалии являются:
a) натальная травма;
b) минимальные мозговые дисфункции;
c) перинатальная патология центральной нервной системы;
d) алиментарно-трофические обменные патологические процессы в пренатальные или постнатальные периоды развития ребенка.
36. А. Трейтель считал алалию следствием:
a) воспалительных процессов в постнатальные период развития ребенка;
b) недостаточности внимания и памяти;
c) перинатальной эцефалопатии;
d) черепно-мозговой травмы.
37. А. Либманн связывал неполноценность речи при алалии с:
b) нарушением моторной сферы ребенка;
c) интеллектуальной недостаточностью;
d) пренатальной патологией развития плода.
38. А. Ивинг указывал, что ведущим проявлением алалии является:
a) отсутствие моторного образа слова;
b) нарушение грамматического структурирования;
c) отсутствие внутреннего программирования фразы;
d) наличие рассеянной микросимптоматики.
39. М. Зееман считал, что при алалии речь не развивается из-за:
a) нарушений мозговых центров речи;
c) нарушений интеллекта;
d) отсутствия полноценного социального окружения.
40. Р. Лухзингер, М. Б. Эйдинова, В. А. Ковшиков и др. отмечали ведущую роль в возникновении алалии:
a) внутриутробного инфицирования;
b) локального поражения центральной нервной системы;
c) природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных;
41. Группа этиологических факторов алалии:
a) внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, менингиты;
b) нарушения слуха, применение антибиотиков в раннем возрасте, инвалидизация родителей, частые инфекционные заболевания;
c) нарушения зрения, социальная депривация, отсутствие предметно-манипулятивной деятельности;
d) синдром дефицита внимания, двигательные нарушения, частые срыгивания, отсутствие естественного вскармливания.
42. При алалии в анамнезе ребенка выделяют:
a) один патологический фактор;
b) два патологических фактора;
c) патологические факторы выделить сложно;
d) комплекс патологических факторов.
43. Отграничение алалии от временных обратимых состояний зависит от:
a) правильной неврологической диагностики;
b) диагностики локализации поражения головного мозга;
c) динамики их проявления и преодоления;
d) тщательного логопедического обследования.
44. При алалии в отличие от темповой задержки речевого развития:
a) имеют место стойкие нарушения понимания грамматических форм;
b) отсутствуют смешения в понимании значений слов;
c) нарушения понимания грамматических форм носят функциональный характер;
d) отмечается позднее начало речи.
45. Для алалии характерны:
a) функциональные нарушения слоговой структуры слов;
b) отсутствие нарушений слоговой структуры слов;
c) стойкие нарушения структуры слов;
d) нарушения слоговой структуры при соматической ослабленности.
46. При алалии в экспрессивной речи отмечаются:
a) стойкие аграмматизмы;
b) фонетические нарушения;
c) нарушения просодической стороны речи;
d) антропофонические дефекты.
47. Дети с темповыми задержками речевого развития в отличие от детей с алалией:
a) не могут без коррекционной помощи овладеть языковыми обобщениями;
b) смешивают в понимании значения слов, сходных по звучанию;
c) преодолевают языковое недоразвитие только при коррекционной помощи;
d) самостоятельно овладевают языковыми обобщениями.
48. При алалии отмечается:
a) становление речи в условиях патологического состояния центральной нервной системы;
b) временная функциональная задержка речевого развития;
c) распад речевого развития;
d) нарушение формирования слухового восприятия.
a) все случаи отсутствия речи, ее замедленного формирования;
b) мутизм как неврологическое отсутствие речи;
c) распад речи при деменции или шизофрении;
d) нарушения речи при снижении слуха и олигофрении.
50. К. П. Беккер, М. Совак в картине алалии выделяют:
a) преобладание наследственных причин;
b) генетическую предрасположенность;
c) преобладание биологических, социальных причин или их комбинация;
d) социальную депривацию.
51. При алалии наблюдаются:
a) речевые симптомы;
b) сложные опосредованные соотношения речевых и неречевых симптомов;
c) неречевые симптомы;
d) речевые и неречевые симптомы в отдельности.
52. Степень выраженности симптомов при алалии:
a) от тотальной до частичной немоты;
b) парциальные незначительные речевые нарушения;
c) нарушения фонетико-фонематических компонентов речи;
d) нарушения лексико-грамматической системы языка.
53. Алалия представляет собой:
a) четкую нозологическую группу речевых нарушений;
b) исследованный набор симптомов;
c) многообразие симптоматики, отсутствие единой нозологии;
d) четкую нозологическую группу неречевых нарушений.
54. М. Критчли определил алалию как неспособность ребенка:
a) понять значение неречевых звуков;
b) запомнить речевую инструкцию;
c) к произвольному вниманию;
d) использовать для общения словесные символы (речевая асимволия).
55. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются:
a) языковые нарушения;
b) неречевые нарушения;
c) неврологические нарушения;
57. При алалии нарушается формирование таких речевых компонентов:
a) фонетико-просодической стороны;
b) фонетико-фонематической стороны;
c) фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя;
d) лексико-грамматического строя.
58. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют:
a) моторные, сенсорные, психопатологические симптомы;
b) моторные симптомы;
c) сенсорные симптомы;
d) психопатологические симптомы.
59. Существуют концепции объяснения механизма алалии:
a) неврологические, речепроизносительные;
b) этиопатогенетические, компенсаторные;
c) когнитивные, комплексные, языковые;
d) сенсомоторные, психологические, языковые.
60. Сенсомоторные концепции объясняют механизм алалии:
a) сенсорной недостаточностью;
b) патологией сенсомоторных функций;
c) зрительной агнозией;
61. В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается:
a) патология некоторых сторон психической деятельности;
b) парциальные нарушения внимания;
c) недоразвитие когнитивных предпосылок речи;
d) нарушения мнестических процессов.
62. Сторонники языковых концепций связывают недоразвития речи при алалии с:
a) недоразвитием парадигматических связей;
b) недостаточной сформированностью семантической стороны речи;
c) несформированностью языковых операций;
d) недоразвитием синтагматических отношений.
63. Различные подходы и классификации алалий:
a) клинический подход, |
b) психологический подход, |
c) лингвистический подход, |
d) психолингвистический подход. |
b) сенсорная алалия,
c) сенсомоторная алалия.
a) Неполноценное слуховое восприятие,
b) нарушение зрительного восприятия,
c) нарушения психической активности.
a) Четыре формы моторной,
b) четыре формы сенсорной недостаточности,
c) две формы двигательно-зрительных расстройств.
a) Нарушения усвоения парадигматической системы языка,
b) нарушения усвоения синтагматической системы языка.
64. Авторы и классификации алалий:
a) А. Либманн, |
b) Р. Е. Левина, |
c) В. К. Орфинская, |
d) М. Зееман. |
a) Моторная слухонемота,
b) сенсорная слухонемота,
c) сенсомоторная слухонемота.
a) Неполноценное слуховое восприятии,
b) нарушения зрительного восприятия,
c) нарушение психической активности.
a) Четыре формы моторной,
b) Четыре формы сенсорной,
c) две формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами.
a) Экспрессивные дисфатические нарушения,
b) рецептивные дисфатические нарушения.
65. Подходы и классификации алалий
a) языковой подход, |
b) физиологический подход, c) психологический подход, |
d) психолингвистический подход. |
a) Импрессивные формы,
b) экспрессивные формы.
a) Экпрессивная алалия,
b) рецептивная алалия.
a) Нарушение усвоения парадигматической системы языка,
b) нарушение усвоения синтагматической системы языка.
66. Авторы и классификации алалий:
a) В. А. Ковшиков, |
b) Е. Ф. Соботович, |
c) К. П. Беккер, М. Совак, М. Критчли, |
d) Р. Е. Левина. |
a) Импрессивная форма,
b) экспрессивная форма.
a) Преимущественное нарушение усвоения парадигматической системы языка,
b) преимущественное нарушение усвоения синтагматической системы языка.
a) Вербальные акустические агнозии,
b) вербальные моторные апраксии.
a) Неполноценное фонематическое восприятие,
b) нарушение предметного восприятия,
c) нарушение психической активности.
Модуль II. Моторная алалия
Задачи изучения модуля: в результате изучения студенты и слушатели должны знать причины, механизм и симптоматику моторной алалии; специфику коммуникативной функции речи при моторной алалии; систему обследования ребенка с моторной алалией; формы и материал обследования; динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностику; систему коррекционного воспитания и коррекционного обучения детей с моторной алалией; основные программы коррекционного воспитания и коррекционного обучения; различные уровни речевого развития; уметь формулировать логопедическое заключение при моторной алалии.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 2857; Нарушение авторского права страницы