Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Что такое общество.

10 класс. Обществознание.

Блок-модуль темы: «Что такое общество» (& 1)

Различные трактовки понятия «Общество»:

Сформулируйте и запишите понятие:

Пункт: Общество как совместная жизнедеятельность людей (стр.8)

Отличия деятельности людей от поседения животных

Вопросы для сравнения

1) отношения с окружающей

животных и деятельности

Ответьте на вопросы:

1) Что значит определение того, что человек, по сути, существо общественное?

2) При каких условиях возможно выживание человека в отрыве от общества?

3) Что порождает различные формы объединения людей?

4) В какие крупные общности входит человек?

Сформулируйте и запишите понятие:

Пункт: Общество и природа (стр.11)

Сформулируйте и запишите понятия:

Раскройте на конкретных примерах неразрывную связь природы и общества:

ПРИРОДА Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество ОБЩЕСТВО

Пункт: Общество и культура (стр. 12)

Вторая природа – это ___________________________________________.

Мир культуры – это _____________________________________________.

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Проявление своеобразия самобытной культуры:

Сформулируйте и запишите понятие:

Пункт: Науки об обществе (стр. 14)

Сформулируйте и запишите понятие:

Составьте классификацию общественных наук и предмет их изучения:

Ответьте на вопросы:

1) Действуют ли в социальной действительности объективные, т.е. независимые от сознания

людей, законы развития?

2) Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей?

3) Можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?

Источник

Разработка урока по обществознанию 10 класс по теме » Введение. Смысловое содержание понятия «общество»

Тема урока: Введение. Смысловое содержание понятия «общество»

Цели модуля: обучающие – систематизировать основное содержание понятия «общество».

I Организационный момент

II Мотивация учебно-познавательной деятельности

III Изучение нового материала

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Проблемный вопрос: становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?

Сферы общественной жизни

Экономическая (отношения в процессе материального производства).

Социальная (взаимодействие классов, социальных слоёв и групп).

Политическая (деятельность государственных организаций, политических партий).

Духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Система общественных наук

социология Общество этика

история политология правоведение

Показатели развития общества

Своеобразный характер отношений в обществе.

Фактор духовного развития общества.

Демократичность социального общества.

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определённых функций и основана на определённых нормах и стандартах поведения.

Основные институты общества

Семья, школа, производство, церковь, государство.

В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?

— двери в зал распахнулись, и его взору предстало довольно разношёрстное общество ( коллектив );

-за сословиями феодального общества закрепляется определённый круг прав и обязанностей ( конкретный этап );

-пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием ( как система );

-в обществе в отличие от природы действует закон ускорения ( как человечество в целом ).

IV Подведение итогов

VI Объяснение д/з: выучить конспект.

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Номер материала: ДБ-518612

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Смотреть картинку Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Картинка про Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество. Фото Рабочий лист обществознание 10 класс что такое общество

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.

Актуализация определения понятия « Общество»

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

этап исторического развития человечества.

форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности

обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.

Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?

А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.

( как человечество в целом)

Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.

II .Ориентировочно-исполнительский этап.

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.

Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.

Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.

1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:

производство материальных благ и услуг

воспроизводство и социализация человека

духовное производство и регулирование активности людей.

распределение продуктов труда

регламентация и управление деятельностью и поведения

Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.

Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.

Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения

4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.

3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.

Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

3.развивает, создает, радует

4.нельзя быть свободным от общества.

А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.

Источник

Технологическая карта по теме «Что такое общество». 10 класс обществознание

Тип уроков: урок усвоения новых знаний

Задачи: раскрыть содержание темы урока; организовать самостоятельную и групповую работу; формировать коммуникативные навыки

должны: знать, что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова; взаимосвязь общества и природы; в чем выражается специфика общественных явлений; в чем заключается особенность человеческой деятельности; связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения; какие отношения можно считать общественными

осознание необходимости ответственного отношения к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1. Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности)

Организует работу обучающихся на уроке, фронтальный опрос по теме «Общество».

Что такое общество?

Какие сферы общества вы знаете?

Назовите классификацию обществ.

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». (Конфуций.)

«В человеческом обществе некоторые из наихудших предрасположенностей, которые внезапно, без всякой видимой причины проявляются в составе членов семьи, возможно, представляют собой возврат к первобытному состоянию, от которого мы отделены не столь многими поколениями». (Ч. Дарвин.)

«Общество живет признанными истинами». (О. де Бальзак.)

Предлагает назвать тему урока и составить план

Отвечают на вопросы. Анализируют высказывания: Называют тему урока и самостоятельно составляют план урока. Записывают план.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

Индивидуальная, групповая. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Уроки 1-2. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Стадия осмысления

(изучение нового материала)

Объясняет учебный материал.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Что такое общество? Объясните, как понимают общество разные ученые.

Эпикур: главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

О. Конт: строение общества определяется формами мышления человека. Общество система элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образуют разделение труда между людьми и их взаимоотношения между собой.

Возникновение человека и возникновение общества это единый процесс. Нет человека нет общества. Нет общества нет человека.

Общество и природа.

Природа одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении. Природа в широком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова это весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:

как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;

оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

Изначально противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к существованию. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество стало оказывать все большее воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Самостоятельно дают определения понятий.

Объясняют свою точку зрения. Работают с текстом на с. 8-10 учебника.

Класс делится на 6 групп; каждая группа получает свою «шляпу» и, работая с текстом, пытается рассмотреть информацию с позиции своей «шляпы».

Прием «Шести шляп» технология развития критического мышления.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.

Красная шляпа. Эмоциональное объяснение.

Черная шляпа. Надевающий ее человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

Желтая шляпа. Полна оптимизма; под ней живут надежда и позитивное мышление.

Зеленая шляпа. Символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с использованием шляп других цветов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы по ходу беседы.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения

Едва появившись, общество стало оказывать существенное воздействие на природу, и совершенствуя ее, и принося вред. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа значительно влияют друг на друга. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление.

В разные периоды истории менялись представления человека о взаимосвязи общества и природы.

3. Общество и культура.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. До недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существовавший образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все же исключением и в целом культура воспринималась положительно.

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим критериям, но еще более скептически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства.

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры.

Изучают информацию и заполняют таблицу. Линии сравнения выделяют самостоятельно.

4. Науки об обществе.

Объясняет материал (дополнительный материал). Организует работу с учебником.

Задает вопросы по тексту:

Какие науки изучают общество? Перечислите их.

Равноценны ли науки об обществе или существует их иерархия?

Какую из наук, изучающих общество, вы предпочли бы для более глубокого изучения? Поясните свой выбор.

Почему на Западе изучение общества тяготеет в первую очередь к экономическому анализу?

Чем отличается обществоведение от остальных наук, изучающих общество?

Домашнее задание: § 1, ответы на вопросы

Слушают учителя, работают в группах со с. 12-14 учебника. Количество групп обучающихся соответствует числу наук, изучающих общество (7-8).

Отвечают на вопросы

Подводит итоги. Обобщает полученные знания

Работают с текстом документа

(с. 16-17), отвечают на вопросы

Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, поэтому в категорию социальных наук, наук об обществе включается целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.

Философия, Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблемам основное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества.

Философия дает самые глубокие знания об обществе, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Популярная в XX в. марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.

Социологическая школа (Р. Михельс (1876-1936), В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.

Школа «Анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.

Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных яв лений, знаков и отношений.

Представители «философии жизни» (В. Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.

Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), X. Макиндер (1861-1947)) привязывали изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.

Антропология. Антропология (дословно «наука о человеке»), как правило, исследует архаические общества, стремясь найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества и т. н. «примитивные» народы, или «дикари», живут по сей день в тех же социальных условиях, что и человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные» общества, можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», стадии.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные» общества, но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Это научное направление появилось в середине XIX в. (О. Конт (1798-1857), Ф. Теннис (1855-1936), Э. Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает лучше понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к распространению практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика. Изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в изучении общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Столь же большое значение экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы (Ф. фон Хайек (1899-1992), К. Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного развития как диалектический процесс освобождения автономного индивидуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т. д.).

Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. Охватывает все вышеописанные научные дисциплины, помогающие понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *